Теория естественного права и общественного договора XVII - XVIII вв. характеризуется интенсивным процессом развития знаний о человеке, обществе. Социальное познание по форме и содержанию существенно отличается от предыдущих: возникли новые отрасли научных знаний (политическая экономия, социальная статистика, демография и др.), использовались специальные методы социальных исследований, четко ставится вопрос об использовании математических методов для социального познания и прогнозирования развития социальных процессов. XVII в. - своеобразное переплетение двух исторических эпох - средневековья и наступления эпохи становления и развития капиталистических отношений. В обществоведении же складывалось противоречие между общественными потребностями в познании логики исторического процесса и его закономерностей, с одной стороны, и с другой, - неспособностью спекулятивной умозрительной философии, оторванной от фактов и явлений реальной жизни, эмпирической истории, неспособной к обобщениям, ответить на вопросы, возникающие перед обществом.
Постепенно разрушалась средневековая система ценностей и мировосприятия. Все больше в социальные знания вторгается натурализм. В общественном знании натурализм ориентировал исследования на выяснение естественных и биологических определений социального, на поиски исконной "природы человека" и т.п., настоящее отражение в концепциях: теории естественного человека, теории естественного права, естественной этики, теории общественного договора и т.п. Одним из представителей политических учений природа ранних буржуазных революций в Европе выступает Гуго Гроций (1583 - 1645 гг.), нидерландский юрист, историк, государственный деятель, один из теоретиков естественного права и общественного договора. Теория общественного договора - идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Нидерланды XVII в. представляли наиболее развитую капиталистическую страну того времени. В результате успешной революционной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимости и создания республики, власть в которой принадлежала верхам торговой буржуазии. Между отдельными слоями буржуазии и дворянства Нидерландов шла борьба за власть нередко в форме столкновения кальвинистских сект. Принявший участие в борьбе Гуго Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмигрировать во Францию. Занимаясь проблемами государства и права, Гроций разрабатывает политико-правовую доктрину, основанную на новой методологии, содержащей оригинальные решения многих проблем теории права и государства. Исходным пунктом учения Гроция стали: природа человека, социальные качества людей, различие права естественного и права волеустановления. Источником естественного права выступает человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми. На такой основе Гуго Гроций определяет предписания естественного права, к которым относится как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по вине нанесшего ущерб, а также воздаяние людям заслуженного наказания. Общество, утверждает Гуго Гроций, преследует цель пользования своим достоянием каждому члену общества.
Согласно Гроцию, некогда существовало естественное состояние, когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты побудили людей заключить договор о создании государства. Теория договорного происхождения государства резко противостояла феодальным концепциям "богоустановленности" власти. Первоначально люди объединялись в государство не по божественному повелению, а добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть. Государство Гуго Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства выступала верховная власть, к атрибутам которой Гуго Гроций, подобно Жану Бодену, относил издание законов в религиозной и светской сферах, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взымание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров и т.п. При создании государства народ мог избирать любую форму правления, потому что договоры, согласно естественному праву, должны исполняться. Поэтому Гуго Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже несправедливым предписаниям властей. Здесь видно влияние Аристотеля и Цецерона.
Умеренное по содержанию политическое учение Гуго Гроция отражало положение нидерландской буржуазии, стоявшей у власти и настроенной консервативно. Однако теоретическая основа радикальных антифеодальных программ, выдвинутых предшественниками, обстоятельно разрабатывается и Гуго Гроцием. Призывая отдавать предпочтение миру, он осуждал войны как великое бедствие. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам соответственного права. Незыблемость договоров между государствами - вот один из принципов международного права. Разработанная Гуго Гроцием теория естественного права и общественного договора приобретает интернациональный характер. После Гуго Гроция крупнейшим теоретиком стал англичанин Томас Гоббс, делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма. Но первые представления о договорном происхождении государства возникли еще в древности (китайский философ У в. до н.э. Мети, софисты, Сократ, Эпикур, стоики, Полибий и др.). Развернутую форму теория общественного договора получила в ХVII - ХVIII вв.( Гуго Гроций, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др.) в связи с борьбой буржуазии против феодализма и абсолютной монархии, стала идеологическим обоснованием притязаний буржуазии на политическое господство. Гуго Гроций утверждал вечность естественного права частной собственности, оправдывает экономическое неравенство людей, подчеркивает, что право и государство имеют не божественное, а земное происхождение.
В середине XVII в. в Англии свершилась буржуазная революция. Буржуазия в союзе с новым дворянством боролась против монархии, против феодального дворянства и против господствующей церкви. Наряду с буржуазией ведущей силой революции стала та часть дворянства, экономические и политические интересы которой связывались с капиталистическими интересами и тенденциями развития торговли и промышленности. Среди защитников абсолютизма в период буржуазной революции в Англии очень сложную позицию занимал философ-материалист Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Он написал ряд произведений, но основное из них - "Левиафан". Или материя, форма и власть государства". Учение о праве и государстве Томас Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая выступает матерью всех естественных наук. Учения о праве и справедливости постоянно оспариваются и пером, и мечом, между тем учение о линиях и фигурах не подлежит оспариванию, потому что не задевает интересы людей, особенно власть имущих (если бы теорема Пифагора противоречила интересам власть имущих, то все книги по геометрии были бы сожжены). Гоббс строил свое учение на изучении природы и страсти человека. Мнения о страстях и природе крайне пессимистичны: людям присуще соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Страсти делают людей врагами: "человек человеку - волк". Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех.
Представления Гоббса о природе человека значительно отражали страсти буржуа эпохи начавшегося развития капитализма и присущей ему конкуренции. Соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти приводит к распрям, вражде и войне, потому что один конкурент идет к достижению своего желания путем убийства, подчинения, вытеснения или отталкивания другого. Пагубность состояния войны всех против всех побуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния. Такой путь указывают естественные законы, предписания разума, замечает Томас Гоббс, подчеркивая, что естественное право - свобода делать все для самосохранения, естественный закон - запрет делать то, что пагубно для жизни. Естественные законы гласят: следует искать мира, всем нужно взаимно отказаться от права на все, люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Отказываясь от естественных прав, то есть свободы делать все для самосохранения, люди переносят их на государство, сущность которого Томас Гоббс определял как единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты. Государство - это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог, верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память, законы - разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним ловцом к устам суверена, другим к умам подданных, награды и наказания - нервы, благосостояние граждан - сила, безопасность народа - занятие, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть и т.п. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей, даже мысли подданных подчинены суверену - правитель определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет и т.п., разъясняет Томас Гоббс назначение и суть государства и естественных прав.
В учении о праве и государстве Томас Гоббс отбросил теории божественного устройства общества и защищал теорию общественного договора. В его трудах содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственное усмотрению. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по обочинам дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Особенность учения Гоббса в том, что необходимой гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля. Права государственной власти у Гоббса совместимы с интересами классов, которые провели в середине XVII в. в Англии буржуазную революцию. В теории общества и государства Гоббса имелись зародыши материалистического понимания общественных явлений. В 1688 г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. Он установил конституционную монархию, что открыло возможность крупной буржуазии к реальной власти, к управлению государством. Это был классовый компромисс буржуазии и дворянства. Политико-правовые итоги переворота 1688 г., вошедшего в историю как славная революция, нашли теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632 - 1704 гг.). Политические концепции естественного права и общественного договора, образование государства нашли изложение в "Двух трактатах о правлении". Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в государственном состоянии. Естественное состояние - состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью, состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право выступают взаимными, никто не имеет больше другого. Естественные права: собственность, которая объяснялась как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Идея трудовой собственности в учении Локка выступает апологией частной собственности. Собственность - нечто неразрывно связанное с личностью: то, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает его своей собственностью.
В естественном состоянии, рассуждал Джон Локк, все равны, свободны, имеют собственность, и что все это достояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Джон Локк, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять такой закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей. Каждый обладает властью охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество. Для создания гарантий естественных прав и законов люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. Вследствие общественного согласия гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Если государство создано для гарантий естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), то оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. Согласно теории Джона Локка, абсолютная монархия - один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов, противоречит общественному договору уже по той причине, что суть общественного договора в установлении людьми равного для всех труда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в общественных делах, что конечно же противоречит естественному праву и закону. Пределы власти государства при всех формах правления - естественные права подданных. Государственная власть, писал Джон Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашения законов. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Джон Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы народа. Джон Локк высказывает идею разделения властей, считая главным в разделении властей обеспечение законности, незыблемости правопорядка.
Политическое учение Джона Локка оказало большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной политической мысли. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джеферсоном Т. другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина. На развитие буржуазной мысли и конституций большое влияние оказала также теория разделения властей, которую вслед за Джоном Локком развивали Монтескье и другие буржуазные теоретики. Обоснование естественных прав, выражающих основные требования буржуазии в сфере права, принесло Локку славу основателя буржуазного либерализма, исследователя гарантий естественных прав, их защиты от произвола власти. Обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков буржуазного парламентаризма, кладет начало идеям правового государства. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека.
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии и нарождающегося рабочего класса. Просветительство как идейное движение, закономерная ступень в развитии буржуазной социально - политической мысли. Тогда же в Европе проявляется политический радикализм, содержащий коренные решительные действия и крайние взгляды. Его представители - Вольтер, Монтескье, Руссо и др. Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении выступает Шарль Луи Монтескье (1689 - 1775 гг.). Свои общественно - политические воззрения он изложил в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян". Но главный его труд - книга "О духе законов". Монтескье был убежден, что ход исторического развития определялся не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.
Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Они-то делятся на две группы: физические и моральные. Физические определяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. Физические причины: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и т.п. Так, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах обыкновенно царит деспотизм. На севере же, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Ведущая роль среди физических причин принадлежит географическим факторам. Моральные причины вступают в действие позднее с развитием цивилизации, это принципы: политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал Монтескье, есть право делать все, что дозволено законами.
В трудах Монтескье дается острая критика абсолютистских порядков при Людовике ХIV, делается попытка вскрыть происхождение государства, объяснить природу законов и на той естественной основе составить проект общественных реформ. Монтескье проводит мысль о закономерном развитии всех явлений, законы, суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей, и все, что существует, имеет свои законы. Закономерность господствует и в сфере общественных отношений. Политические взгляды Монтескье полны противоречий, компромиссов. Однако он всегда разоблачал феодализм и провозглашал принципы политической свободы, рассматривая возникновение государства и права исторически, вскрывая закономерности общественной и политической жизни. Естественно, нет абсолютно целесообразного, разумного государственного устройства, религии, законов, нравов, а все зависит от условий жизни народа. И под условиями жизни народа Монтескье понимал географические условия. Однако, законы не могут быть следствием объективных общественных отношений, а устанавливаются разумом, который должен учитывать дух народа, определяемый географическими условиями его жизни.
Конечное же, учение Монтескье о законах имеет социально - политический характер, далеко от научного понимания законов общественного развития. Но тем не менее, его идея о закономерностях в человеческой истории - основная идея "О духе законов" - прогрессивная. В противоположность Гоббсу для Монтескье естественное состояние людей - это мир и равенство между ними. Ему чужд взгляд на государство как историческую категорию. Рациональной государственной формой правления он считал конституционную монархию. Монархия - это единоличное правление, опирающееся на закон, ее принципом служит честь, а носителем принципа монархии - дворянство. Деспотия в отличие от монархии - единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе, держится на страхе и считается им неправильной формой государства. Республика же - государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия), а движущими принципами выступает политическая добродетель, то есть любовь к отечеству. Установление республиканского строя еще не означает достижение свободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо везде провести разделение властей. Развивая учение Джона Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п., выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Идеи Монтескье оказали влияние на дальнейшее развитие политической мысли во Франции и других странах Европы.
Политические учения французского Просветительства стали идейным оружием Великой Французской революции 1789 г. Вместе с тем они содействовали возникновению и развитию прогрессивных и социально - экономических идей в странах Европы и других регионов. Один из выдающихся французских просветителей, демократ, идеолог мелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712 - 1773 г.) в трудах "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей" и др. излагает более радикальный характер политических взглядов, подвергает резкой критике феодально-сословные отношения и объявляет причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Жан Жак Руссо идеализирует первобытный строй, отрицая учение Томаса Гоббса о том, что в первобытном обществе происходит "война всех против всех". Оперируя наличием различных политических учений французского Просветительства, Жан Жак Руссо утверждает, что в "естественном состоянии" все люди равны и не знают над собой порабощения, социального гнета, нищеты и несправедливости. В труде "Общественный договор" Жан Жак Руссо развивает мысль о создании государства вследствие соглашения между людьми и признавал за народом право на государственную власть, в противоположность Гоббсу, который в теории общественного договора оправдывал абсолютистское монархическое государство, обеспечивающее буржуазно - демократические права. Огромное преимущество Жан Жака Руссо и состоит в отстаивании буржуазно - демократических прав и свобод. При своей относительной прогрессивности политические взгляды Руссо идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII века. Влияние Руссо на современников, особенно в период буржуазных революций, затмило влияние Вольтера и Монтескье. Якобинцы использовали учение Руссо о законе как выражение общей воли, о неограниченном суверенитете народа для обоснования революционной диктатуры. Идеи Жан Жака Руссо находили законодательное воплощение и закрепление в Декларации прав человека и гражданина.