Оглавление
Глава 1. Управление административно-политической сферой России
1.1 Управление в области безопасности
1.2 Управление в области внутренних дел
2.1 Понятие и принципы взаимодействия
2.2 Основные направления взаимодействия
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Введение
Актуальность. На современном этапе, учитывая положения Стратегии национальной безопасности, да и общую политику государства в целом, несложно отметить, что значение спецслужб, правоохранительных органов все больше возрастает. Однако, наряду с возрастанием их роли, возрастают и требования к эффективности их деятельности. Так, одной из форм улучшения эффективности в решении поставленных задач является взаимодействие органов правоохранительной системы, сообразованное по целям, месту и времени. Данный аспект широко применяется в деятельности органов Федеральной службы безопасности России и органов Внутренних дел. Для освещения данного вопроса и была выбрана мной тема курсовой работы.
Объект исследования – совокупность общественных отношению, возникающих в рамках взаимодействия органов ФСБ России и МВД России.
Предмет: нормативно-правовая база, комментарии и к ней и взгляды ведущих специалистов на поднятую проблематику.
Цель работы: осветить основные положения, качающиеся деятельности органов ФСБ России и МВД России, затем охарактеризовать пласты их взаимодействия.
Задачи:
Дать характеристику деятельности органов Федеральной службы безопасности России;
Дать характеристику деятельности Органов внутренних дел;
Охарактеризовать основные направления взаимодействия органов ФСБ России и МВД России в процессе решения стоящих перед ними задач.
Положения, выносимые на защиту:
Взаимодействием органов ФСБ России и органов МВД России есть согласованная по месту и времени, закрепленная в законодательстве их совместная деятельность, направленная на создание и поддержание экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны на таком уровне, чтобы могли быть созданы все условия для реализации государством своих функций;
Взаимодействие между ФСБ России и МВД России осуществляется в важнейших сферах жизни общества: противодействие терроризму и организованной преступности; осуществление совместно оперативно-розыскных мероприятий и обмен информацией по кругу определенных субъектов и объектов; участие совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации в реализации функций государственной охраны; выработка стратегии и контроль за миграционной ситуацией и др.;
При взаимодействии соблюдаются внутриведомственные принципы деятельности.
Структура работы: введение, две главы (по два параграфа в каждой), заключение и список нормативных актов и литературы.
Научная разработанность проблематики хорошая. Складывается мнение, что основная научная элита страны занимается проблемами деятельности правоохранительной системы России. В ходе написания работы основной упор, наряду с изучением нормативно-правовых актов, был сделан на труды Махина В.И., Шуберта Т.Э., Томин В.Т., Марлухина Е.О. Вместе с ними изучались труды Бахраха Д. Н., Звоненко Д.П., Малумова А.Ю.
Глава 1. Управление административно-политической сферой России
1.1 Управление в области безопасности
Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод, общества — его материальных и духовных ценностей и государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента от 10 января 2000 г. N 241 указано, что основными направлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются:
объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;
определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;
организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;
поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.
Изменения в России и в окружающем нас мире привели к тому, что в нынешних условиях обрели вероятность локальные территориальные притязания, граница стала объектом воздействия транснациональных преступных групп. После распада СССР Россия граничит на суше и на море со значительным количеством государств. Из более чем шестидесяти тыс. км российской границы около четырнадцати тыс. км приходится на новые рубежи, которые не оборудованы и во многих случаях не оформлены в международно-правовом отношении. Это вынуждает охранять границу лишь на отдельных направлениях, что создает благоприятные условия для разведывательно-подрывной деятельности зарубежных спецслужб, контрабанды оружия, наркотиков и ценностей, гигантского расхищения и незаконного вывоза материальных средств, а также массовой миграции. Поэтому надо соответственно формировать и систему пограничной безопасности2.
В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасности участвуют: Президент, Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство, Совет Безопасности, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Федерации. Охарактеризуем деятельность данных субъектов.
Президент руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности страны; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.
В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»3 Президент формирует Совет Безопасности Российской Федерации. Положение о нем утверждено Указом Президента от 2 августа 1999 г.4
Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Основными задачами Совета Безопасности являются:
- определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
- разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
- подготовка рекомендаций Президенту для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;
- подготовка предложений Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
- разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
- совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения — протоколами.
Правительство обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности; координирует деятельность Гостехкомиссии России.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 6 июля 1998 г.5, является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Руководство ФСБ России и подразделения (департаменты, управления, отделы), непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ России.
ФСБ России для выполнения возложенных на органы федеральной службы задач и обеспечения деятельности указанных органов создает подразделения департаментов, самостоятельных управлений и других структурных подразделений ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, военно-строительные подразделения, предприятия, учреждения и организации.
Основными задачами ФСБ России являются:
- руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными предприятиями, учреждениями, организациями, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности;
- информирование Президента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
- выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;
- выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;
- координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;
- организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами) борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
- решение других задач и функций, указанных в Положении.
В Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.)6 подробно изложены правомочия этих органов. В частности, они наделены правом производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств; вправе временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных участках), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.
Вооруженные Силы РФ являются одним из наиболее притягательных объектов для разведок и иных спецслужб иностранных государств. Поэтому наше государство предусматривает целую систему защитных мер. Они подробно изложены в Положении об органах безопасности в войсках, которое утверждено Указом Президента от 7 февраля 2000 г.7
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) как совокупность специально создаваемых государством органов является составной частью сил обеспечения безопасности страны и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных Федеральным законом от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»8.
Разведывательная деятельность осуществляется следующими органами:
1) Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории страны, и командированных за пределы страны граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) органами внешней разведки Министерства обороны — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
3) органом внешней разведки СССИ ФСО России — в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;
4) органом внешней разведки Пограничной службы ФСБ России — в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, а также в сфере охраны биоресурсов моря в рамках морских рубежей страны.
Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент.
Разведывательная деятельность ведется органами внешней разведки посредством: добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности России. Добытая специфическими средствами информация подтверждает или опровергает официальную версию и должна помогать руководству страны при принятии соответствующих решений.
Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются соответствующие полномочия, в частности:
- установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
- использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки и т.д.
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России), согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 19 февраля 1999 г.9, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодействию техническим средствам разведки на территории Российской Федерации, а также единую государственную научно-техническую политику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств.
Гостехкомиссия России и ее региональные центры входят в систему государственных органов обеспечения безопасности Российской Федерации. Она организует деятельность государственной системы защиты информации в Российской Федерации от технических разведок и от утечки информации по техническим каналам. В Положении о Комиссии подробно изложены ее задачи, функции и полномочия. В частности, она осуществляет контроль по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и ее субъектов, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях; утверждает нормативно-методические документы по технической защите информации и организует их издание; разрабатывает и представляет в Правительство предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан.
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), в состав которой входит и Служба безопасности Президента, переставшая быть федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»10. Закон определяет назначение государственной охраны, ее объекты, полномочия службы, порядок надзора за ее деятельностью.
ФСО России обеспечивает безопасность Президента, а также решает в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации задачи, поставленные Президентом в пределах своих полномочий.
ФСО России предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, в течение срока их полномочий: Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, Председателю Конституционного Суда, Председателю Верховного Суда, Председателю Высшего Арбитражного Суда, Генеральному прокурору, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, федеральным государственным служащим, подлежащим государственной охране на основании распоряжений Президента.
Она обеспечивает также безопасность глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
Основные задачи ФСО России определены Положением, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1996 г.11 К ним относятся:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
- обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
- участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
- защита охраняемых объектов;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.
31 декабря 1999 г. издан Указ Президента «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»12. В соответствии с Указом Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортное обслуживание. Государственная охрана предоставляется также членам семьи Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, проживающим совместно с ним или его сопровождающим.
Мы рассмотрели в общем виде аспект, касающийся организации управления в нашей стране в сфере обеспечения безопасности. Теперь нам предстоит рассмотреть управление в области внутренних дел.
1.2 Управление в области внутренних дел
Управление внутренними делами заключается в осуществлении системы мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану собственности и борьбу с преступностью.
Общественный порядок — это система общественных отношений и регулирующих их правовых норм, целью которых является создание нормальных условий для деятельности государственных и негосударственных организаций, труда и отдыха граждан, защита их прав и законных интересов. В то же время государством регулируется ответственность должностных лиц за невыполнение своих обязанностей в этой области деятельности, а граждан — за нарушение правил поведения в общественных местах.
Понятие обеспечения общественной безопасности тесно связано с понятием обеспечения общественного порядка, так как цели при этом преследуются одни и те же. Однако обеспечение общественной безопасности связано прежде всего с предупреждением и устранением угрозы здоровью, жизни и имуществу граждан, имуществу государственных и негосударственных организаций. Такая угроза существует при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность, или в связи со стихийными бедствиями, другими чрезвычайными обстоятельствами.
Особую опасность для людей и общества в целом представляют террористические действия и другие преступления. Поэтому 25 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»13. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих эту борьбу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
В соответствии с названным Федеральным законом постановлением Правительства от 6 ноября 1998 г.14 образована Федеральная антитеррористическая комиссия, в реализации задач которой важная роль принадлежит Министерству внутренних дел РФ.
В связи с тем, что в ряде крупных городов (Москве, Каспийске, Буйнакске, Волгодонске) в результате террористических актов погибло много людей и причинен большой материальный ущерб, Правительством 15 сентября 1999 г. принято постановление «О мерах по противодействию терроризму»15. Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации образован Межведомственный оперативный штаб во главе с Министром внутренних дел РФ. Постановлением определены меры, которые должны предприниматься исполнительными органами всех уровней по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надежной охраны объектов особой важности, расположенных в крупных городах, других населенных пунктах.
Вопрос о борьбе с преступностью в целом является одним из самых злободневных. И это понятно: такого размаха преступности Россия еще не знала. Регистрируется 2—3 млн. преступлений в год. Растет организованная преступность, количество заказных убийств и экономических преступлений. Криминогенная обстановка продолжает оставаться сложной, реально угрожающей основным правам и свободам человека и гражданина, стабильности государства.
Милиция, которая имеет более 2 млн. сотрудников, ведет борьбу с преступностью совместно с другими правоохранительными органами, прежде всего с органами безопасности и прокуратуры. Содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 12 августа 1995 г. (с изменениями от 5 января и 30 декабря 1999 г.)16.
В результате дорожных происшествий ежегодно гибнут и становятся инвалидами 150 — 200 тыс. человек. Поэтому 15 июня 1998 г. издан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»17. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденное этим Указом, имеет своей целью улучшить работу данного органа управления и сократить потери людей.
Серьезные опасения вызывает также состояние пожарной безопасности в России. Ежегодно гибнут десятки тысяч людей в результате пожаров, а материальные потери от пожаров составляют десятки млрд. рублей. В целях создания условий для укрепления пожарной безопасности, уменьшения человеческих и материальных потерь от пожаров постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г. утверждена Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года»18. Исполнителем основных мероприятий Программы определено Министерство внутренних дел, участвуют в их реализации и другие федеральные органы исполнительной власти.
Управление внутренними делами включает в себя и иные важные направления деятельности.
Общее руководство в области внутренних дел осуществляют Президент и Правительство, высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации, а непосредственное управление — система Министерства внутренних дел РФ.
Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 18 июля 1996 г.19, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, реализации функций органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопожарная служба; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации.
В целях координации усилий страны с другими государствами в борьбе с преступностью Правительство утвердило 5 января 1995 г. Положение о представителях МВД России в зарубежных государствах20. Эти представители выполняют возложенные на них задачи в государствах пребывания под руководством глав дипломатических представительств России.
В систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений, частей, органов управления внутренними войсками.
Деятельность осуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.
Основными задачами Министерства являются:
- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;
- руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;
- совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности;
- совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства.
В соответствии с этими задачами Положением подробно определены функции и полномочия Министерства.
Задачи и функции других органов внутренних дел и внутренних войск регламентируются рядом нормативных правовых актов: Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями)21. Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993 г.22, Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. «0 внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»23, Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999 г.24, и другими нормативными актами.
Мы рассмотрели управление в области внутренних дел, в частности состав и структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации. Итак, МВД России осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина, собственности, конституционного строя и иных охраняемых законом интересов от посягательств внутри страны. В состав Министерства входят: министерства внутренних дел республик; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопожарная служба; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации.
Глава 2. Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации
2.1 Понятие и принципы взаимодействия
В прикладных научных исследованиях понятие ”взаимодействие”25 рассматривается в различных аспектах и смыслах, Достаточно развернутое определение взаимодействия дается в уголовно – процессуальной деятельности – Так, применительно к взаимодействию органов внутренних дел с населением, В.Т. Томин формулирует взаимодействие как такое состояние связей между ними, которое характеризуется значимыми для результатов функционирования воздействием, взаимовлиянием указанных субъектов26.
Применительно к деятельности частного детектива, его взаимодействие с участниками процесса в широком смысле есть такое состояние связи между ними, которое характеризуется взаимовлиянием, воздействием и включает обмен людьми, деятельностью, информацией с целью защиты законных интересов физических и юридических лиц.
Взаимодействие в узком смысле – это совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух и большего числа субъектов по достижению одной или нескольких целей. Данное определение отражает доминирующий в юридической литературе подход к раскрытию сути взаимодействия государственных органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность. Исходя из этого, данное определение можно взять за основу при рассмотрения взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел.
Таким образом, под взаимодействием органов ФСБ России и органов МВД России следует понимать согласованную по месту и времени и закрепленную в законодательстве их совместную деятельность, направленную на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, то есть на создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.
Основную стратегию взаимодействия определяет Президент Российской Федерации. Осуществляет свои задачи лично, через министров и Совет Безопасности.
Каждый из органов, рассмотренных выше, осуществляет свою деятельность во взаимодействии как с органами, отнесенными к системе обеспечения безопасности, так и с другими органами государственной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
В настоящее время вопросы взаимодействия определены на законодательном уровне, Так, ст.15 Федерального закона «Об органах ФСБ в Российской Федерации устанавливает, что органы Федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Органы ФСБ могут использовать возможность других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке.
Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам ФСБ в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
Аналогичное положение имеется и для деятельности органов внутренних дел.
Непременное условие успешного взаимодействия – точное согласование действий не только правоохранительных, но и иных участвующих в ней заинтересованных органов, например контролирующих. В Указе Президента РФ они непосредственно не включены в состав участников координации, однако при решении многих проблем участие контролирующих органов и иных ведомств необходимо. Такая возможность предусмотрена Указом Президента РФ: «Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационных совещаниях, и участия в их работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов»27.
При взаимодействии органов внутренних дел, иных правоохранительных органов с контролирующими структурами для последних не обязательны координационные решения, если они не приняли их к исполнению в соответствующей части. Сотрудничество осуществляется путем согласования проводимых мер, в том числе на основе заключаемых соглашений. Представители контролирующих и других органов вправе принимать участие в выработке соответствующих совместных решений, которые становятся обязательными для исполнения после их подписания руководителями указанных органов.
Анализ Указа Президента РФ и приказа МВД России позволяет сформулировать принципы осуществления взаимодействия и координации правоохранительных органов. Взаимодействие осуществляется на основе равенства всех участников правоохранительной деятельности, самостоятельности каждого из них при выполнении согласованных решений, ответственности руководителей любого правоохранительного органа за выполнение решений при непременном соблюдении законности. Это основополагающие принципы. Следует также выделить принцип гласности, который действует в той мере, в какой он не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне. В связи с этим положительной следует признать практику освещения органами внутренних дел работы координационных совещаний в средствах массовой информации.
Принципами взаимодействия являются системность и постоянство, при соблюдении которых обеспечивается эффективность работы всех правоохранительных органов. Свое реальное воплощение данные принципы получают в различных формах.
Итак, мы рассмотрели понятие «взаимодействие». Взаимодействие – есть согласованная мо месту, времени, целям и задачам деятельность определенных субъектов. Применительно к взаимодействию в сфере правоохранительной деятельности, это согласованная деятельность правоохранительных органов.
Принципами взаимодействия являются: равенство всех участников правоохранительной деятельности, самостоятельность каждого из них при выполнении согласованных решений, ответственность руководителей любого правоохранительного органа за выполнение решений при непременном соблюдении законности, Взаимодействие осуществляется на основе равенства всех участников правоохранительной деятельности, самостоятельности каждого из них при выполнении согласованных решений, ответственности руководителей любого правоохранительного органа за выполнение решений при непременном соблюдении законности, а также эффективность.
2.2 Основные направления взаимодействия
Органы ФСБ России и МВД России широко взаимодействуют друг с другом. Данное взаимодействие осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, а также межведомственных актов правового регулирования. Рассмотрим основные направления взаимодействия.
Еще один пласт взаимодействия органов ФСБ России и МВД России – при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В процессе оперативно-розыскной деятельности в поле зрения органов, ее осуществляющих, попадают сведения о преступлениях, выявление, предупреждение и раскрытие которых входит в компетенцию других органов России, обладающих необходимыми силами, техническими средствами и иными возможностями для наиболее оптимального решения этой задачи.
Предписания Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» стимулируют межведомственное взаимодействие оперативно-розыскных органов, что происходит с помощью обмена информации. Подобный обмен (с соблюдением конспирации) проводится, как правило, в тех случаях, когда орган, уполномоченный вести оперативно-розыскную деятельность, получает информацию о фактах противоправных деяний, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб.
Круг вопросов, по которому осуществляется взаимное информирование, его порядок, а также основания и процедура привлечения возможностей других органов для решения задач оперативно-розыскной деятельности и совместного проведения мероприятий определяются межведомственными нормативными актами правоохранительных органов и строятся на основе взаимности по принципу «каждый с каждым». Примером может быть межведомственная Инструкция по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России, утвержденной совместным Приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ от 25 ноября 1997 г. N 69/777/425/700 соответственно.
Обмен информацией необходим и в связи тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 6 осуществление оперативно-розыскных мероприятий (связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.п.) проводится с использованием оперативно-технических сил и средств только органов ФСБ России и органов МВД РФ. Порядок и объемы предоставления необходимой для проведения таких мероприятий информации, а также обмен полученными результатами определяются межведомственными нормативными актами или соглашениями между соответствующими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и органами ФСБ России и внутренних дел.
Обмен информацией также может осуществляться непосредственно между различного рода подразделениями одного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности имеет место получение информации, которая требует действий, выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения.
Обмен информацией может быть организован на постоянной основе или носить разовый характер.
Следующее направление взаимодействия – взаимодействие в сфере оказания помощи органам прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. В ряде случаев указания могут издаваться совместно с другими ведомствами. В качестве примера можно привести указание Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 25 апреля, 28 мая, 14 июня 2002 г. N 30/20, 15, 3 «О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ»28 и многие другие.
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» в статье 12 предусматривает следующие обязанности органов федеральной службы безопасности:
а) информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
в.1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;
г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;
д) выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
з) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
и) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
и.1) организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации;
к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
л) проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
м) осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
н) обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
о) участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий…
Следующее направление взаимодействия – охрана водных биоресурсов и контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла29. Данная деятельность осуществляются на основе взаимодействия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и их территориальных (региональных, бассейновых) органов в пределах установленных законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.
Взаимодействие в области государственной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральным органам государственной охраны предоставлены полномочия в области организации взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и осуществлению координация их деятельности в сфере государственной охраны.
Фактически, данные полномочия возложены на Федеральную службу охраны России, так как согласно ст. 5 данного закона, непосредственно государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, к которым и относится Федеральная служба охраны России.
Таким образом, Федеральная служба охраны России уполномочена в рамках реализации функции государственной охраны, организовывать взаимодействие осуществлять координацию деятельности таких государственных органов, как Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД, внешней разведки РФ, Вооруженных Сил РФ, а также иных государственных органов, принимающих участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов30.
Самое существенное значение в настоящее время имеет взаимодействие в сфере противодействия терроризму. Так, органы ФСБ России и МВД России проводят согласованные мероприятия по борьбе с терроризмом, участвуют в выработке политики в данном направлении, проводят совместные учения, обмениваются опытом работы и подготовки спецслужб31.
Следующая сфера взаимодействия – контроль за миграционной ситуацией на территории страны. Органы внутренних дел через Федеральную миграционную службу32 решают данные задачи, однако Федеральная служба безопасности не остается безучастной в данной сфере. Обмен информацией в данном направлении, проведении совместных операций, деятельность Пограничной службы ФСБ России – все это дает основания выделить данную сферу соприкосновения интересов.
Взаимодействие в сфере обеспечения безопасности финансовой, банковской и налоговой деятельности государства. Данное положение отражает направление деятельность органов ФСБ России и МВД России на предмет защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (в т.ч. их вкладов), обеспечения благополучного финансового развития страны и благоприятного инвестиционного климата.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что задачи, которые ставились в начале исследования, выполнены, но не в полном объеме. На базе Института крайне мало материала, касающегося взаимодействия органов ФСБ России и органов МВД России.
Тем не менее, можно ввести ряд заключительных положений:
1. Федеральная служба безопасности – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
2. Министерство внутренних дел – федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
Под взаимодействием органов ФСБ России и органов МВД России следует понимать согласованную по месту и времени и закрепленную в законодательстве их совместную деятельность направленную на создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.
Взаимодействие осуществляется в важнейших сферах жизни общества: противодействие терроризму и организованной преступности; осуществление совместно оперативно-розыскных мероприятий и обмен информацией по кругу определенных субъектов и объектов; участие совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации в реализации функций государственной охраны; выработка стратегии и контроль за миграционной ситуацией и др.
Список нормативных актов и литературы
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237, 25.12.1993
Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета, № 103, 06.05.1992.
Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 29.04.1993, № 17, ст. 594.
Федеральный закон от 03.04.1995 (ред. от 30.06.2003) № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности » // Российская газета, N 72, 12.04.1995.
Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» // «Российская газета», № 9, 17.01.1996.
Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Российская газета, № 126, 01.07.2003
Указ Президента РФ от 7.06.2004 г. № 726 «Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 7.06.2004 г. № 726 «Положение о Совете Безопасности Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.08.2003, № 33, ст. 3254
Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, № 32, ст. 3314
Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р Экологическая доктрина Российской Федерации
Приказ Президента РФ от 30 марта 2002 г. Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»
Приказ ФСБ РФ от 04.12.2000 № 613 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной Службы Безопасности» // Российская газета, № 24, 03.02.2001.
Учебная и научная литература:
Бахрах Н.Д.. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2004.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 480 с.
Гончаренко А.Н. Прогнозирование в системе «национальной безопасности» и внешнеполитической практике США: Автореф. дисс. ... докт. истор. наук. Киев, 1988.
Зотов Г.П. «Нами будет править закон»: Интервью начальника Управления конституционной безопасности СФБ // Независимое военное обозрение. 1998. № 44.
Комментарии к Конституции Российской Федерации // Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 2007 г.
Периодическая печать:
Субъекты правоохранительной системы Российской Федерации: основные аспекты сотрудничества. Субъекты правоохранительной системы Российской Федерации: основные аспекты сотрудничества. "Гражданин и право", N 4, апрель 2008 г.;
К вопросу о взаимодействии Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России при защите конституционного строя (А.В. Юдин, "Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2005 г.).
Матрусов Н.Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность: Информационный сборник. 2007г. № 3 - 4. С. 46.
1 Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г., N 2, ст. 170
2 Российская газета от 18 марта 2009 г.
3 Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
4 Собрание законодательства РФ. 1999. №32. Ст. 4041.
5 Собрание законодательства РФ. 1998. № 28. Ст. 3320.
6 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2000. № 1 (Часть 1). Ст. 9.
7 СЗ РФ. 2000. №7. Ст. 797.
8 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
9 СЗ РФ. 1999. №8. Ст. 1010.
10 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
11 СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3901.
12 СЗ РФ. 2000. № 1 (Часть I). Ст. 111.
13 СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3808.
14 СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5697.
15 СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4550.
16 СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3349; 1999.№ 2. Ст. 233; 2000. № 1 (Часть I). Cт. 8.
17 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.
18 СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4806.
19 СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605; 1997. № 36. Ст. 4133; 1998. № 17. Ст. 1915; № 43. Ст.5333.
20 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 199.
21 Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; № 29. Ст. 3698; № 49. Ст. 5905.
22 САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 562.
23 СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 711.
24 СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1182
25 Философский словарь. - 5-е изд. - М., 1986. - С - 65.
26 Томин В.Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью - Омск, 1975. - С - 50.
27 Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1958.
28 Текст Указания опубликован в Сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004 г.
29 Приказ ФПС России, МВД РФ, МИД РФ, МНС РФ, МПР РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Госкомрыболовства РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ и ЦБР от 14 ноября 2000 г. N 319/827/30613/гс/БГ-3-11/325/172/97н/1/223/785/465/278/ОД-212 "Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла"
30 Шляпников А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране". - ООО "Новая правовая культура", 2006 г.
31 Марлухина Е.О., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". - ООО "Новая правовая культура", 2007 г.
32 Положение о Федеральной миграционной службе (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928) (с изменениями от 21 марта, 20 апреля, 27 июля 2007 г., 3 марта 2008 г.)