ВОПРОСЫ
Патриархальная теория происхождения государства, её понятия, характеристика. Составить схему патриархальной теории государства
Авторитарный режим, их понятие, виды, характеристика, применение в современный период, признаки, последствия их применения
Систематизация законодательства, её понятие, виды, характеристика, значение, стадии
Составить таблицу: Роль норм права, правоотношений, юридических фактов в процессе правового регулирования. Дайте понятие нормы права, правоотношения, юридического факта
Уголовная ответственность, её понятие, основания применения, структура нормы уголовной ответственности
1. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, ЕЁ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА. СОСТАВИТЬ СХЕМУ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Также этой теории придерживался Платон. Среди заметных сторонников данной теории выделяются англичанин Филлер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.) также эта теория отражена в трудах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности».
Патриархальная теория исходит из того, что происхождение государства является результатом разрастания патриархальной семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека.
Согласно патриархальной теории, государство - это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая большая семья? Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха
Оценка теории. Прежде всего, надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Указывается на то, что вождь, правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. Отзвук того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России («царь-батюшка», «царица-матушка»), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня. Часто наши сограждане рассуждали так: вот напишу Генеральному секретарю, а теперь - Президенту, он и разберется!
Совершенно справедливо сторонники этой теории обращают внимание на тот факт, что так же, как в семье, власть «передается» сыну после смерти отца, так же и в государстве власть наследуется.
Патриархальная теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения «воле отца». Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики. Да, впрочем, в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика.
Названная теория подвергается определенной критике и вряд ли можно оспорить тот факт, что состояние благополучия населения в том или ином монархическом государстве во многом зависит от личности монарха.
И все же мы знаем о мире неизмеримо больше и отчетливо видим недостатки патриархальной теории. Нам известно, что общество развивалось многовекторно и многовариантно, и поэтому объяснить образование государства во всех частях мира эта теория не в состоянии.
Таблица Патриархальной теории происхождения Государства
Сильные и слабые стороны данной теории:
Сильная – подтверждалась практикой.
Слабая – четко прослеживается аналогия Государства и семьи.
2. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ, ИХ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИМЕНЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД, ПРИЗНАКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Понятие
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.
Виды
Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные виды: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.
Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия, Россия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне ( Грузия и Украина). Но в отдельных случаях как, например, в России режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.
Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они стали возникать после второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказывались в традиционных обществах наиболее сплоченной и просвещенной социальной группой, способной объединить общество на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства (как, например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные оказывались исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств (так, большинство военных режимов в Латинской Америке финансировалось США).
Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих.
Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений и девальвирующим значение легитимных каналов участия населения во власти. Корпоративное перераспределение ресурсов, как правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.
В 1990-х гг. в российском обществе сложился олигархически-корпоративный тип политической системы, при которой влияние на рычаги власти имели представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролировали более половины государственной экономики и частного сектора. Корпоративные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения.
Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к гражданской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится национальный лидер или лидер «группы по интересам», пришедший к власти с помощью государственного переворота. Он может либо проводить относительно самостоятельный политический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслуживать интересы своих сторонников. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.
Характеристика
Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии. Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.
В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти.
Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.
Применения в современный период
В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные соблазны» в обществах этого типа практически неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил «сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию — дисциплиной, делать все рационально». Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.
Последствия их применения.
Авторитарные режимы не следует рассматривать как орудие выражения интересов меньшинства. Современные авторитарные режимы используют достаточно широкую палитру ресурсов, а не только средства принуждения и политические репрессии. Их особенностью является заметное сокращение удельного веса методов идеологической обработки и политического принуждения. Авторитаризм чаще использует экономические стимулы: создание возможностей роста благосостояния для широких слоев общества, проведение эффективной социальной политики. Практическая эффективность ряда авторитарных режимов (например, в Южной Корее, Сингапуре, Тайване) позволила им не только решить задачи технологической модернизации, заметно повысить уровень жизни населения, но и привлечь на свою сторону широкие слои общества.
В связи с этим можно отметить, что авторитарные режимы обладают значительными мобилизационными и ориентационными возможностями благодаря способности концентрировать ресурсы на стратегических направлениях развития. Достигая экономической и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских правах и свободах, потребность в свободе информации, независимости мышления, нетерпимости к произволу и насилию.
3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЕЁ ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ЗНАЧЕНИЕ, СТАДИИ
Систематизация законодательства (систематизация права) - процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. В зависимости от того, как обрабатывается нормативно-правовой материал, различают инкорпорацию (консолидацию) и кодификацию.
Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.
Систему права и систему законодательства не следует смешивать. Система права - это упорядоченная совокупность правовых норм, а система законодательства - это совокупность источников права, прежде всего, нормативно-правовых актов. Один и тот же источник права может иметь комплексный характер, включая нормы различных отраслей. Например, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и многие другие одновременно содержат нормы административного, гражданского, природно-ресурсного права.
Наиболее распространены два вида систематизации.
Первый вид - это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.
Второй вид - это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.
Необходимость систематизации обусловлена огромным количеством источников права. Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения. В ходе систематизации осуществляется переработка и совершенствование всей системы права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация может быть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором - о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах.
Виды систематизации:
Учет - это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета:
журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;
автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.
Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.
Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов:
исключение положений, утративших юридическую силу;
исправление различного рода опечаток, ошибок;
изложение актов в последней, исправленной редакции.
Такой вид систематизации известен с незапамятных времен. Всемирно известные правовые источники - Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды и многие другие - представляют собой разновидности инкорпорации.
Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.
В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.
Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).
Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.
4. СОСТАВИТЬ ТАБЛИЦУ: РОЛЬ НОРМ ПРАВА, ПРАВООТНОШЕНИЙ, ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ДАЙТЕ ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА, ПРАВООТНОШЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКТА
ТАБЛИЦА Роль норм права, правоотношений, юридических фактов в процессе правового регулирования.
РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. | |||
НОРМА ПРАВА | Понятие | Структура | Влияние на общественные отношения |
Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права |
Структура нормы права - это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если ... - то ... - иначе ... » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза - перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать Диспозиция - это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях определенных в гипотезе Санкция - это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. |
Нормы права, выряжая волю народа, выступают необходимым регулятором общественных отношений. Они являются нормативной основой деятельности государственного аппарата, средством дальнейшего развития и охраны прав и свобод граждан. Им принадлежит важное значение в обеспечении общественного порядка и дисциплины. Регулирующее действие правовых норм осуществляется посредством наделения участников общественных отношений юридическими правами и обязанностями, воплощения предписаний норм в фактических, реальных действиях людей. | |
ПРАВООТНОШЕНИЯ | Возникают в целях достижения либо охраны того или иного реального блага, приобретения материальной либо духовной ценности. | Правоотношения состоит из следующих элементов субъекта, объекта, прав и обязанностей. | Придает определенную правовую форму. Обеспечивает реализацию общественных отношений, в случае необходимости могут быть применены меры государственного принуждения. Наделяет участников взаимными правами и обязанностями. Предъявляет определенные требования к субъектам правоотношений. Предусматривает юридическую ответственность. |
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ | Предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. С их наличием связывается приобретение правосубъектности лицом или органом |
События-факты; Юридические состояния; Деяния. |
В большинстве случаев для возникновения правоотношения требуется целый ряд юридических фактов. Такая совокупность юридических фактов , необходимая для возникновения , изменения или прекращения правоотношения ,называется фактическим составом. Например, для занятия конкретной должности необходимо достижение определенного возраста, наличие необходимого стажа работы, соответствующего образования и т.п. |
Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения. Норма права - это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом. За ней стоят сила и авторитет государства. Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права. Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах и подзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права.
В процессе реализации права возникают правоотношения - урегулированные правом волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В правоотношениях, представляющих собой индивидуализированную правовую связь, конкретизируются предписания юридических норм, превращаясь в права и обязанности персонально определенных лиц, органов организаций. Они возникают в целях достижения либо охраны того или иного реального блага, приобретения материальной либо духовной ценности. Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами.
Юридические факты- это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Кроме того, с их наличием связывается приобретение правосубъектности лицом или органом. Так, с достижением совершеннолетия возникает полная гражданская дееспособность лица, факт регистрации фирмы означает ее создание. Юридические факты обычно делятся на:
-события - факты, возникающие независимо от воли участников правоотношения. В свою очередь, они подразделяются на абсолютные, которые полностью не зависят от воли человека (наводнение, естественная смерть человека и др.) и относительные, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и результаты не зависят от их воли и желания (рождение ребенка, производственная авария и т.д.);
- юридические состояния - делящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юридических последствий (нахождение на иждивении, наличие стажа работы для получения пенсии и др.);
- деяния - определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей.
5. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЁ ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ, СТРУКТУРА НОРМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Наиболее суровым видом юридической ответственности является уголовная, поскольку она установлена законом за совершение не любого правонарушения, а только преступления. Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление.
Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием, которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений. По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, а во-вторых, наказывает его. Таким образом, уголовная ответственность и наказание-это не одно и то же. Чаще всего уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело с учетом многих обстоятельств, определяет этому лицу наказание. Уголовная ответственность подразделяется на два вида:
Видами уголовной ответственности (формами ее реализации) являются:
- Осуждение без назначения наказания. Содержание данного вида составляет только осуждение лица (на основании оценки содеянного им как преступления).
- Осуждение с назначением предусмотренного санкцией нормы УК наказания или иных мер уголовно- правового характера. Содержание данного вида составляет и осуждение, и меры уголовно-правового характера.
Таким образом, уголовная ответственность - это реализуемый в рамках уголовного правоотношения, способ государственного воздействия на лицо, совершившее преступление, в соответствии с которым для него наступают неблагоприятные последствия, предусмотренные уголовным законом.
Признаки уголовной ответственности:
Государственное осуждение
Государственное принуждение
Неблагоприятные последствия для преступника
Особая правовая форма реализации
Наказание составляет основное содержание уголовной ответственности. Понятие уголовной ответственности шире, чем понятие наказания.
Единственным основанием уголовной ответственности является совершение преступления. Таким образом, уголовная ответственность возможна только за действия или бездействие, которые определены законом в качестве преступления. Такие деяния создают угрозу причинения существенного вреда охраняемым законом интересам или причиняют его.
Уголовная ответственность возникает одновременно с фактом совершения лицом указанного в законе деяния. Состав же преступления, определяя оптимально допустимую правовую дозировку соотношения объективных и субъективных признаков совершенного общественно опасного, виновного и противоправного деяния, выступает для правоприменительных органов единственно возможной моделью уголовно-правовой оценки (квалификации) преступления и лица, его совершившего. Общее понятие состава преступления является средством познания конкретных составов преступлений и позволяет подвергать научному анализу их признаки, классифицировать эти признаки и составы преступлений, их содержащие.
Уголовное законодательство предусматривает довольно значительное количество квалифицирующих признаков, из которых наиболее часто в этой роли используются: неоднократность, систематичность, тяжкие последствия, насилие, судимость, особо опасный рецидив, организованная группа, низменные побуждения и др. К уголовной ответственности может быть привлечен человек, обладающий определенными в законе качествами. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, виновное в совершении деяния умышленно или по неосторожности и достигшее определенного законом возраста. По общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие ко времени совершения преступления 16 лет. В отдельных случаях, когда совершаются достаточно серьезное преступление, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14 лет. К таким преступлениям относятся, например, убийство, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж, разбой и т.д. К лицу, совершившему преступление, могут быть применены следующие виды уголовного наказания: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального звания, обязательные работы, исправительные работы, ограничения по воинской службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Если деяние, внешне подпадающее под признаки преступления, совершено при наличии таких обстоятельств, как необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа, то преступность деяния исключается.
Моментом наступления уголовной ответственности является вступление обвинительного приговора в законную силу.
Уголовно-процессуальным законодательством регулируется порядок привлечения лица к уголовной ответственности.
Рассмотрим пример: Статья 105. Убийство
Гипотеза - Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. (Статья 8 УК РФ. Основание уголовной ответственности)
Диспозиция - Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. (Статья 105 УК РФ. Убийство)
Санкция - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. (Статья 105 УК РФ. Убийство)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Масюкевич О.П. Теория государства и права: Учебное пособие.-3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-320с.
Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998,-570с.
Коробов П.В. Момент возникновения уголовной ответственности //Изв. вузов. Правоведение. – 2001. - № 2. – С. 147-163.
Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2000. – 400 с.
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие.- М., 2000
Гонтарь И.Я. Преступление и состав преступления как явления и понятия в уголовном праве. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997г.
Игнатов А.Н., Костарева Т.А.Уголовная ответственность и состав преступления. Лекция 4. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА,1996г.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации// под редакцией Ю.И.Скуратова. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1996г.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96г. №63-ФЗ.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://slovari.yandex.ru/dict/constitution/article/art/cons-006.htm
http://allpravo.ru/library/doc108p0/instrum151/item2774.html