СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1 Внутренняя и внешняя формы права
1.2 Виды форм (источников) права
2 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ФОРМА И ИСТОЧНИК
ПРАВА
2.1 Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология
2.2 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц
3 ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ
3.1 Правообразование и правотворчество
3.2 Законотворческий процесс
3.3 Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Позитивное право, состоящее из установленных и санкционированных государством норм, всегда так или иначе выражено вовне и имеет различные формы подобного выражения. Это внешние формы позитивного права, которые принято также называть его источниками. Об этих формах (источниках) права и пойдет речь курсовой работе. Вместе с тем наряду с традиционно освещаемыми в данной теме вопросами, мы остановимся и на некоторых других, связанных, в частности, с таким источником права, как нормативный правовой акт.
Задачами курсовой работы является изучение таких вопросов как:
1. Понятие формы и источника права.
2. Нормативный правовой акт как форма и источник права.
3. Законы и подзаконные нормативные акты.
Понятие «источник права» относится к разряду важнейших, ключевых понятий в юридической науке. Оно остается предметом самого пристального внимания как общей теории права, так и отраслевых юридических дисциплин.
Источник права как понятие несет несколько значений.
Во-первых, гносеологическое – источник права определяется как источник познания, т.е. то, откуда люди черпают свои знания о праве.1 Это могут быть юридические памятники, подобные Законам царя Хаммурапи в Вавилоне и «Русской правде» на Руси.
Во вторых, материальные условия жизни общества, которые обуславливают содержание правовых норм. В целом, это общественные отношения.
В-третьих, идеальное значение – имеется ввиду совокупность правовых идей, правовое сознание, обусловливающих содержание норм права.2
В-четвертых, юридическое значение – речь идет о том, чем конкретно люди руководствуются в решении юридических дел. Именно в юридическом смысле и используется чаще всего понятие «источник права».1
В Российской Федерации нормативно-правовой акт является наиболее характерным и важным источником права.
Правотворчество является важным признаком любого государства, формой государственного руководства обществом, поскольку общество нуждается в четких правилах взаимоотношений между людьми.
Смысл и назначение правотворческой деятельности государства состоит в выработке таких правил поведения и общения, которые соответствовали бы интересам и потребностям общества и способствовали его процветанию и развитию.
1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1 Внутренняя и внешняя формы права
В отечественной теории государства и права понятие формы права (так же, кстати, как и понятие формы государства) принято раскрывать, опираясь на философское учение о форме как внутренней организации содержания и его внешнего выражения.
Исходя из этого, различают внутреннюю и внешнюю форму права. Внутренняя форма права — это его структура, т.е. внутреннее строение, внутренняя организация его структурных элементов и прежде всего норм права. Внешняя же форма права — это его проявление вовне, которое характеризуется формами внешнего выражения юридических норм.1
Внешне юридические нормы могут быть выражены в различных формах. Они могут быть выражены в форме обычаев, санкционированных государственной властью в качестве общеобязательных правил поведения, в форме правил, установленных государственными или негосударственными органами и организациями, в форме положений, сформулированных учеными-юристами и признанных государством в качестве норм права, и т.д.
Формы внешнего выражения юридических норм в юриспруденции именуют также источниками права, понимая под ними не вообще источники права, а источники права в формальном, юридическом смысле. Дело в том, что понятие «источник права» не имеет однозначного толкования и может употребляться в гносеологическом, материальном, идеологическом, политическом, формальном и некоторых других смыслах. В частности, под источником права в гносеологическом смысле понимают источник познания права, т.е. то, из чего люди получают знания, сведения как о действующем праве, так и о праве прошлых времен. Источниками права в этом смысле могут выступать и действующие нормативно-правовые акты (конституции, кодексы и т.д.), и акты, утратившие силу и прекратившие свое действие (например, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.), и исторические памятники права (например, законы Ману, законы Хаммурапи, Русская Правда).
Под источником права в материальном смысле обычно понимают материальные условия жизни общества (способ производства материальных благ, уровень развития экономики, формы собственности и т.д.), в которых, как принято считать, коренится позитивное право и которые составляют его социальную основу. Иногда под источником права в материальном смысле понимают сами общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании.
Источник права в идеологическом (по-другому — в идеальном) смысле — это правосознание, точнее правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды на право, представления о праве, играющие немаловажную роль в процессе формирования позитивного права.
Под источником права в политическом смысле понимается государство, поскольку нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством и в связи с этим без государства, без его воли вообще не могут появиться на свет.
Наконец, источник права в формальном (или юридическом) смысле — это способы (формы) внешнего выражения и закрепления юридических норм, т.е. то, что фактически выступает в качестве внешних форм позитивного права.
Таким образом, внешние формы позитивного права, они же формы внешнего выражения юридических норм, есть не что иное, как источники права в формальном, юридическом смысле. Вследствие этого их часто обозначают термином «формы (источники) права», имея в виду, что речь идет именно о внешних формах позитивного права и одновременно его источниках в формальном, юридическом смысле. Отсюда формы (источники) права можно определить как способы внешнего выражения и закрепления норм позитивного права. А это значит, что формы (источники) права показывают, каким образом нормы позитивного права выражены вовне, каковы способы их внешнего существования, бытия и в каких юридических источниках они закреплены.
В различных государствах, а также в каждом отдельно взятом государстве, позитивное право может приобретать самые разные формы своего внешнего выражения. Следовательно, могут существовать и разные юридические источники права. Ими могут быть санкционированные государственной властью обычаи, юридические (судебные или административные) прецеденты, правовая доктрина, нормативные договоры, нормативные правовые акты и т.д. Наиболее распространенными, начиная с древнейших времен, являются санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты. Это дает отдельным авторам основание рассматривать данные формы и источники права в качестве основных, что, на наш взгляд, является не совсем правильным. Санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты можно рассматривать в качестве основных форм и источников права лишь в сопоставлении с другими формами (источниками) права и безотносительно к конкретным государствам. Что же касается конкретных государств, то в них существуют свои основные и неосновные формы (источники) права. Причем к неосновным могут относиться и те, которые причисляются к разряду основных. Например, в нашей стране основными формами (источниками) права являются только нормативные правовые акты. Санкционированные же обычаи и нормативные договоры считаются уже неосновными формами (источниками) права, а юридические прецеденты в их классическом виде отсутствуют вообще.
1.2 Виды форм (источников) права
В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права в специальном юридическом смысле (рис. 1.1):
Рис. 1.1. Виды источников права
Исторически первым видом был правовой обычай - обычай, санкционированный государством. Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правилом поведения, каким он был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-юридической реализации: если в процессе его нормальной реализации не срабатывает сила привычки к делу подключается государство.
Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:
а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылка к обычаю);
б) использование обычая в качестве нормативной основы судебного решения.
В том же случае, если правила обычая полностью воспроизведены в тексте нормативно-правового акта или положены в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права обычай не обретает: норма обычая начинает существовать в форме нормативно-правового акта или судебного прецедента.
В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота».
Часть первая этой статьи гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г.
Второй вид источников права — правовой прецедент, который использовался еще в Древнем Риме (преторское право) и был распространен в Европе в средние века. Правовой прецедент представляет собой решение судебных или административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении аналогичных дел. В целом прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, но в известной степени и гибкостью.
Правовые системы, основанные на судебном прецеденте, сложились в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Прецедент устанавливается не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями.
Следует отметить, что в разных странах судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано со следующими положениями:
1) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов;
2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда.
В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут таким образом изменить свою практику. Сами штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата.
В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется.
В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент.
Непосредственно к судебному прецеденту примыкает такой специфический вид источников права, как судебная и арбитражная практика (третий вид). Под судебной и арбитражной практикой понимается единообразное решение судами одной и той же категории дел.
Судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопорядок в обществе. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).
Четвертый (и важнейший) вид источников права — нормативно-правовой акт. В целом это юридический акт, принятый компетентными органами, субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
Пятый вид — нормативно-правовой договор, или договор нормативного содержания. Это правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, который содержит правовые нормы. Иными словами, нормативный договор представляет собой соглашение субъектов права, содержащее новые юридические правила. Это основной источник международного права. Он широко распространен в конституционном, гражданском, трудовом праве. Так, к нормативному правовому договору может быть отнесен Федеративный договор, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации 1992 г.
В области трудового права в качестве источника права выступают коллективные договоры. Коллективный договор — это правовой акт, норматив но регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и трудовым коллективом конкретного предприятия, учреждения, организации. Правовые нормы такого договора будут обязательны для всех представителей администрации и работников, как нынешних, так и принятых на работу впоследствии.
Однако необходимо отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.
Шестой источник — общие принципы права. Они признаются своеобразным источником права в некоторых странах. Это оправданные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Теория права концентрирует свое внимание на общеправовых принципах, поскольку они отражают и выражают основные ценности, на которые ориентируется право.
Демократизм в правотворчестве выражается в широком участии людей и их различных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы государственной власти и в других формах) формировании права. В реализации права он проявляется в степени подконтрольности, доступности правоприменительных органов гражданам, а также в уровне юридической помощи населению.
Законность проявляется в точном, строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.
Гуманизм состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Справедливость заключается в соответствии между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, и т.п.
Равенство граждан перед законом выражается в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Взаимная ответственность государства и личности означает то, что юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм права, но и государство (его органы и должностные лица) — за нарушение своих обязанностей перед личностью.
Перечисленные принципы права распространяются на всю систему права. Они тесто связаны между собой, взаимодополняют, а зачастую и проникают друг в друга.
В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве) — седьмой вид источников права. В целом это комплексное суждение по правовым вопросам. Этот источник получил распространение уже в Древнем Риме. В III в. на отдельные положения римских юристов-классиков ссылались как на текст закона. Император Валентиниан в 426 г. издал закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами. При несходстве мнений этих юристов предписывалось придерживаться точки зрения, за которую высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.
Данный источник права имеет распространение в государствах мусульманского мира. Исламская правовая доктрина (фикх) выполняет роль интерпретатора шариата (совокупности предписаний Корана и Сунны — собрание описаний поступков и высказываний Пророка Мухаммеда). На протяжении веков она являлась основным источником мусульманского права.
Восьмой вид источников права — священные книги (религиозные тексты). Это сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. В еврейском праве важнейшим его источником является Каббала, существовавшая в виде устных и письменных текстов.
2 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ФОРМА И ИСТОЧНИК ПРАВА
2.1 Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология
Государственной Думой России в постановлении от 11 ноября 1996г. «Об обращении в Конституционный Суд РФ» дано определение нормативно-правового акта. «Нормативно-правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление или отмену правовых норм».
Под нормативно-правовым актом понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.
Нормативно-правовые акты выполняют две равнозначные функции: с одной стороны, будучи носителями правовых норм они выступают как источник права; с другой стороны, они выражают государственную волю, т.е. обладают юридической силой.
Понятие «юридическая сила» указывает на место нормативно-правового акта в системе законодательства, а также на значение органа, его издавшего.
По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
В собственно юридическом смысле закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.
Законы занимают ведущее место в системе нормативно-правовых актов. Они подразделяются на конституционные и обыкновенные. К первым относятся конституции и конституционные законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве (ст. 114), о Конституционном Суде РФ (ст. 128). Для конституционных законов установлена сложная, по сравнению с обычными законами, процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето президента.
Обыкновенные законы делятся на кодифицированные и текущие. К кодифицированным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс — это закон, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.
Ко всему сказанному необходимо добавить, что в федеративном государстве различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. В частности, в России имеются конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, а также обыкновенные законы субъектов Федерации.
Всем законам присущи особые свойства, определяющие их юридическую силу и обеспечивающие верховенство в системе нормативно-правовых актов:
1. Законы принимаются парламентом — высшим представительным и законодательным органом или путем народного голосования (референдума).
2. Законы направлены на регулирование наиболее важных общественных отношений в сфере политики, экономики, культуры. Например, законами устанавливаются система органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядок их организации и деятельности.
3. Законы всегда нормативны и рассчитаны на многократное применение.
4. Законы отличаются четкой структурированностью нормативного материала.
5. Законы принимаются в особом порядке, установленном конституцией и регламентом парламента.
б. Законы подлежат опубликованию и обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, общественными организациями.
7. Законы могут быть изменены или отменены только в особом порядке, аналогичном порядку их принятия.
Подзаконные нормативно-правовые акты также составляют значительную группу. Первое место по юридической силе среди них занимают указы главы государства (в России — президента РФ).
По своему правовому статусу президент РФ имеет право издавать распоряжения и указы. Распоряжения издаются президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы президента могут иметь нормативный характер. Согласно Конституции РФ указы президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, они не должны противоречить законам. Однако Конституция РФ не требует от президента издавать указы «на основании и во исполнение законов». По существу, президенту предоставляется право устанавливать своими указами нормы законодательного уровня. Речь идет о своеобразном восполнении пробелов в праве.
За указами президента следуют постановления правительства. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов президента. В случае противоречия постановлений Правительства названным актам они могут быть отменены президентом.
Следующий вид — это акты министерств и ведомств. Это приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акты в основном содержат нормы, развивающие, конкретизирующие и дополняющие правовые предписания законов и постановлений Правительства. Они являются актами специальной компетенции и обычно распространяют свое действие только на подчиненные объекты, хотя иногда они могут носить межотраслевой и даже общий характер.
Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены Правительством РФ.
В субъектах Федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов, приказы и распоряжения администраций) также относятся к подзаконным актам.
Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории. Уставы предприятий и учреждений, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции относятся к локальным актам.
2.2 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Реализация нормативно-правовых актов характеризуется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.
Действие нормативно-правовых актов во времени продолжается от момента вступления в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу:
1) либо с момента их принятия;
2) либо со времени указанного в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования);
3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).
В зависимости от вида нормативно-правового акта в российском законодательстве установлены разные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу после их опубликования. Так, законы Российской Федерации вступают в силу на всей территории России по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Акты президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике; ведомственные нормативно-правовые акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления в силу.
Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. В других случаях нормативно-правовой акт утрачивает силу в результате его отмены. Об отмене прежнего нормативного акта указывается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и третью ситуацию, когда нормативно-правовой акт фактически теряет силу — вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования.
По общему правилу нормативно-правовые акты не имеют обратной силы. На практике это означает следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершении преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя на момент рассмотрения дела закон отменен или Изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативно-правовом акте предусмотрено, что он может применяться к событиям и действиям, имевшим место до его издания.
В праве России обратную силу имеют законы, устраняющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.
Относительно действия в пространстве нормативно-правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны.
Если речь идет о федеральных нормативно-правовых актах, то они распространяются на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией России понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ним, земные недра в пределах государственной границы. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, территория дипломатических представительств за рубежом, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или Космосе.
Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории республик, краев, областей, автономных округов. А нормативно-правовые акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной территории. Таким образом, действие нормативно-правовых актов находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.
К этому следует добавить, что нормативно-правовые акты федеральных государственных органов могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено в самом нормативно-правовом акте.
Наконец, нормы федеральных законов могут иметь и экстерриториальное действие, т.е. применяться и за пределами России. Например, в отношении защиты. граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России, действуют нормы, предусмотренные Законом РФ «О гражданстве РФ .. В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду несут ответственность не по законам места совершения преступления, а по Уголовному кодексу Российской Федерации.
Если речь идет о выяснении действия нормативно-правового акта по кругу лиц, то это означает определение адресата нормативно-выраженного предписания.
Обычно нормативно-правовые акты распространяют свое действие на все субъекты права (физические лица, юридические лица, государственные органы, общественные организации), находящиеся на данной территории. Однако сферы действия законов и подзаконных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.
Нормативно-правовые акты могут распространять свое действие лишь на работников определенной отрасли экономики. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативно-правовые акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение.
Общим принципом российского права является то, что под его действие подпадают все физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют также сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России — это обязанность исключительно ее граждан. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом, на таких лиц (а это — главы государств и правительств, послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала, и т.д.) в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ.
К сказанному о пределах действия нормативно-правовых актов необходимо добавить, что нормы одной отрасли права не могут распространять свое действие. на отношения, регулируемые нормами другой отрасли права. Так, акты, регулирующие имущественные отношения, не рассчитаны на регулирование отношений между органами государственного управления. Таково в целом действие права по предмету правового регулирования.
3 ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
3.1 Правообразование и правотворчество
Правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.
Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе определенных организационных начал, именуемых принципами правотворчества и определяющих существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. Это, во-первых, демократизм, означающий обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа.
Во-вторых, законность, выражающаяся в соблюдении процедуры и компетентности принятия. актов.
В-третьих, научность, заключающаяся в обоснованности актов, учете доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права.
В-четвертых, своевременность, проявляющаяся в правильном определении времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых общественных отношений.
В-пятых, профессионализм, сводящийся к компетентности, юридической и общей грамотности при подготовке и принятии законопроектов.
В-шестых, исполнимость, или учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.
В-седьмых, планирование, т.е. четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени.
В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции, или правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.
Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в появлении права (правообразовании). О нем говорилось в третьей главе.
Во втором случае имеется в виду процесс развития уже существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере общества — творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется как правотворчество.
Таким образом, правотворчество — это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в обществе правил поведения.
Правотворчество может быть определенным образом типологизировано. Для этого выделяют несколько оснований.
По кругу субъектов правотворчество может быть моносубъектным и полисубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой правления в государстве. При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Таковыми является работа парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке прецедентов. Для моносубъектного правотворчества характерен режим единоначалия. Например, издание президентом страны указов.
По характеру правотворческих полномочий правотворчество может быть непосредственным и делегированным.
Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность — основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент, монарх, суды).
Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.
Императивное (повелевающее) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество, делегированное в императивном порядке, как правило, является моносубъектным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы, оставляя при этом свободу усмотрения) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».
Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления).
По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и подзаконное нормотворчество.
Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированного правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается, официально именуемое подзаконное нормотворчество фактически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативно-правовые акты министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают подменять собой законы. С этой проблемой сталкиваются многие страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки. Россия не является исключением.
Главная причина такого положения — падение регулирующего воздействия законов — заключается в возрастании роли органов исполнительной власти при разрешении общественных проблем, в снижении значения парламента и органов местного самоуправления на фоне растущей комфортабельности и цивилизованности жизни или, наоборот, на фоне нищеты и диктатуры бюрократического аппарата.
3.2 Законотворческий процесс
Законотворчество — это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативно-правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения свободных (а не состоящих в служебной зависимости друг от друга) лиц.
В республике и конституционной монархии правовые основы законодательного регулирования устанавливаются конституцией (Основным законом), которая может быть провозглашена при помощи единого, сводного документа, но может складываться и из различных, принятых в разное время документов (такая практика характерна для конституционных монархий, например Великобритании).
В классической (неконституционной) монархии (в современном мире это, например, Королевство Саудовская Аравия) правовой основой законодательного регулирования является сам монарх. Здесь важное значение имеют личные качества монарха и сложившийся правовой обычай, которые являются своего рода гарантией правового нормотворчества властвующей персоны.
Законотворческий процесс — основной, стержневой вид правотворчества, направленный на разработку и принятие законов.
Имеющие правовые основания начала и завершения этапов разработки, принятия и вступления в силу законов именуются стадиями законотворческого процесса.
В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса:
1) внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов, - законодательная инициатива;
2) рассмотрение проекта;
3) отклонение проекта либо принятие его за основу;
4) доработка проекта;
5) отклонение проекта или принятие закона;
6) введение в действие принятого законодательного акта.
В классической (неконституционной) монархии все стадии законотворческого процесса связаны с действиями одного лица — монарха. Теоретически монарх должен видеть цели государства в целом и в то же время обязан учитывать интересы каждого своего подданного.
В республике и конституционной монархии законодательство осуществляется коллегиально, круг субъектов законотворческого процесса расширяется, потому что расширяется круг лиц, участвующих в определении целей государства в целом и защите интересов, отдельных граждан.
3.3 Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
Систематизация — это юридическая деятельность, направленная на упорядочение уже принятых нормативно-правовых актов по определенным критериям.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов. С течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т.п.
Современная юриспруденция знает и использует в основном четыре вида систематизации — учет, инкорпорация, консолидация, кодификация.
Как разновидность систематизации, учет законодательства и иных нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации.
Инкорпорация предполагает объединение законов в сборники и собрания по предметному и хронологическому критерию. При этой форме систематизации нормативно-правовые акты, обработанные лишь внешне без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.
В отличие от учета, осуществляемого государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.
Инкорпорация подразделяется по субъекту на официальную, полуофициальную и неофициальную.
Официальная инкорпорация — это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты.
Полуофициальная, или официозная, представляет собой утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами.
Неофициальная инкорпорация, в свою очередь, означает создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.
По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной и хронологической. Предметная инкорпорация — это расположение нормативно-правовых актов по предмету регулирования.
Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативно-правовых актов по времени издания.
В результате инкорпорации издаются сборники законов, собрания законодательства и свод законов. Последний представляет собой собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения и является источником официального опубликования.
Консолидация — это вид систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативно-правовых актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативно-правовых актов и обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
2) проводится только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативно-правовой акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение и дополнение. Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Кодификация может быть всеобщей (полная кодификация нормативного материала); комплексной (кодификация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений), отраслевой (кодификация отдельных правовых институтов).
Результатом кодификации являются кодификационные акты. Кодификационный акт, как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы. К кодификационным актам относятся основы законодательства, обеспечивающие регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей отрасли, подотрасли или институты права; кодексы, детально и всесторонне регулирующие соответствующие группы общественных отношений; уставы, регулирующие деятельность определенных ведомств, министерств и организаций; положения, определяющие порядок образования, структуру, задачи и функции определенной системы (или подсистемы государственных органов; регламенты, регламентирующие вопросы правового статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что же касается принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.
Нормативно-правовой акт представляет собой основную текстуальную форму государственно-организованных норм права в романо-германской правовой семье. Он является одной из разновидностей правовых актов. Все правовые акты подразделяются на правовые акты — действия и правовые акты — документы.
Правовые акты — документы могут быть нормативными (содержащими в правовом тексте общие правила поведения) и ненормативными (содержащими индивидуальные предписания или интерпретирующими правила поведения).
В процессе правотворческой деятельности различными органами государства принимается большое число нормативно-правовых актов по разным вопросам. Для эффективного использования этих актов, свободной ориентации в их весьма значительном количестве необходимо действующие акты группировать, упорядочивать и перерабатывать, т.е. подвергать систематизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.
2.Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2005. – 608 с.
3.Власов В.И. Теория государства и права. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 512 с.
4.Зайков Д.Е., Пенько Е. Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2005. – 32 с.
5.Комаров С.А. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2003. - 440 c.
6.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – 528 с.
7.Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2003. - 637 c.
8.Оксамытный В.В. Теория государства и права. – М.: «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004. – 563 с.
9.Основы права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – 296 с.
10.Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М.: Норма, 2005. – 652 с.
11.Сырых М.В. Теория государства и права. – М.: Юстицинформ, 2001. – 592 с.
12.Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 613 с.
13.Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова; С.С. Алексеева. - М.: НОРМА, 2004. - 484 c.
14.Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. -592 с.
15.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2004. – 382 с.
1 Власов В. И. Теория государства и права. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – с. 243.
2 Власов В. И. Теория государства и права. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – с. 244.
1 Власов В. И. Теория государства и права. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – с. 244.
1 Марченко М. Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2003. – 456 с.