В философии структура понимается как строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей^
Основываясь на положениях Закона Российской Федерации "0 безопасности” и Концепции национальной безопасности, можно выделить некоторые элементы структуры национальной 60301^011001-11. В законе определень1 три основные объекта безопасности - личность, общество и государство. В этой связи может возникать вопрос об автономном их рассмотрении и столь же автономном обеспечении безопасности названных объектов- Л.И- Шершенев считает вполне оправданным и логичным наряду с общей Концепцией национальной безопасности разработать самостоятельные концепции безопасности личности, общества и государства, сохраняя при этом их взаимосвязь^ Однако в практической деятельности по обеспечению безопасности такое разделение представляется нецелесообразным, Накопленный опыт работы в этом направлении показывает, что обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется в рамках единой Концепции национальной 60301^011001-11. При этом несомненно учитываются интересы и личности, и общества, и государства.
Можно ли рассматривать основные объекты безопасности -личность, общество и государство в качестве структурных элементов национальной 60301^011001-11. Полагаем, что нет- Национальная безопасность и ее объект - разные понятия- Национальная безопасность как совокупность необходимых факторов, обеспечивающих определенное благоприятное состояние общества - это категория статико-динамическая, Она имеет свой объект приложения - общество и этот объект, как свидетельствует вышеизложенное, состоит как бы из трех подобъектов, Иными словами, личность, общество и государство являются элементами структуры объекта национальной безопасности, а не самой национальной.
Элементами структуры национальной безопасности являются, на наш взгляд, ее виды- В Концепции национальной безопасности в качестве одной из основных задач определяется единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации”-
Основными видами безопасности выделяются экономическая, социальная, политическая, технологическая, научно-техническая, информационная, экологическая, военная и некоторые другие,
Государство, как известно, представляет собой единый общественный организм, который состоит из ряда подсистем:
политической, экономической, законодательной, социальной, духовной, в каждой из которых существует система интересов и которые могут входить в противоречие вокруг основных материальных и духовных ценностей. Эти противоречия могут вести к формированию источников опасности не только ддя сферы отношений, подсистем, но и для безопасности страны в целом, для всей суммы жизненных интересов человека и общества- Для того, чтобы иметь объективную возможность эти процессы отслеживать, ими эффективно управлять и на них целенаправленно воздействовать, государство должно классифицировать всю сумму отношений на группы, имеющие свою сущностную характеристику, свои закономерности развития, поддающиеся системному, проблемному анализу- Отсюда и возникает необходимость классификации всей суммы отношений в сфере безопасности на ее определенные виды- Постоянное отслеживание, изучение этих процессов в каждом отдельно взятом виде позволяет одновременно выявлять те противоречия, которые могут привести к формированшо опасности, в том числе в ее наиболее угрожающих формах.
Рассмотрим сущностную характеристику основных структурных элементов национальной безопасности.
Сущность политической безопасности состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества.
Политическая безопасность предполагает наличие устойчивого политического суверенитета в рамках системы межгосударственных отношений и политической стабильности общества, достигаемой формированием политической системы, обеспечивающей баланс интересов различных социальных групп с опорой на приоритет личности, Отсутствие как первого, так и второго неизбежно разрушает политическую безопасность страны, Политическая безопасность характеризуется состоянием, при котором политический плюрализм и связанная с ним политическая борьба не приобретают характер антагонистического противостояния, подрывающего основы существования и государства, и общества”.
В структуре национальной безопасности России одно из центральных мест занимает ее экономический аспект, Введение понятия экономической безопасности государства означает признание примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимость самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития- По этой проблеме в последние 2-3 года проведен ряд серьезных исследований, опубликовано немало материалов”, С их учетом в апреле 1996 года принят Указ Президента Российской Федерации, которьм одобрена ”Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)”^ В этом документе определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности,
Такое внимание к проблемам экономической безопасности объясняется рядом причин и прежде всего тем, что состояние экономики имеет первостепенное значение для национальной безопасности страны.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижение успеха.Таково общее правило- Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов,
Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованик.
Экономическая безопасность - это состояние в котором народ (господствующий класс, через государство) может суверенно, без вмешательства извне, определять пути и формы своего экономического развития.
Экономическая безопасность органически включена в систему безопасности страны вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий, Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами- Подчеркивая такую взаимосвязь, надо, вместе с тем, учитывать, что решающая базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.
Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием развитой инфраструктуры и полезных ископаемых, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей, Экономическая автаркия и экономическая зависимость с одинаковой эффективностью разрушает систему экономической 60301^01100111.
Исходя из Закона Российской Федерации "0 безопасности” экономическую безопасность можно определить как состояние возможности и готовности экономики обеспечить устойчивость экономического положения личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства в условиях внутренних и внешних угроз и влияний.
Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребностям общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь.
Критерием экономической безопасности государства служит степень соответствия проводимой им экономической политики эффективной национальной стратегии и степень доверия к ней как внутри государства, так и со стороны международных организаций^
Цели и средства государственного вмешательства в экономику составляют содержание экономической политики- Задачей экономической политики является практическое регулирование отношений между людьми, складывающихся по поводу производства и распределения благ в обществе и государстве, Экономическая политика удовлетворяет требованиям безопасности государства, если она реализует принципы эффективности производства и справедливости распределения-
Эффективная экономическая стратегия - это такая стратегия, которая обеспечивает устойчивое увеличение темпов роста конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов,
Задачами нового экономического курса, направленного на повышение уровня безопасности государства являются: устойчивое увеличение темпов экономического роста, полная занятость, отсутствие инфляции, стимулирование высокопроизводительного труда, сглаживание социального неравенства.
Государственная стратегия в области экономической безопасности должна осуществляться в интересах достижения общих целей национальной безопасности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер-
Важной составляющей экономической безопасности является технологическая безопасность, Технологические преимущества стали сегодня решающим фактором экономического развития, и защита этих преимуществ - необходимое условие достижения успеха в конкурентной борьбе, Поэтому России крайне важно добиться полной экономической реализации накопленного ею мощного технологического потенциала-
Технологическая политика - составная часть экономической политики, а одним из важных элементов технологической политики является обеспечение технологической безопасности странь1-
Следовательно, национальная технологическая безопасность состоит в сохранении предельно допустимого минимального уровня развития отечественного научно-технического и производственного потенциала, который в случае резкого изменения внутренних и внешних условий в худшую сторону гарантировал бы выживание национальной экономики за счет использования собственных интеллектуалъных и технологических ресурсов, позволил бы стране сохранитъся в качестве самостоятельной экономической единицы и гарантировать свою обороноспособность2.
Если обеспечен достаточный уровень технологической безопасности, то процесс создания и распространения в народном хозяйстве России новейших технологий будет осуществляться даже при наиболее неблагоприятных сценариях развития внутренней и внешней ситуации.
Чтобы Россиия могла сблизиться по уровню развития с ведущими индустриальными странами, темпы разработки и распространения технологий должны быть достаточно 81*1001^1^. И наоборот, при низком уровне технологической безопасности неблагоприятная ситуация резко сужает возможности страны проводить самостоятельную политику и отстаивать свои интересы-
В последнее время все более существенное место в системе безопасности занимает информационная безопасность, В современный период лишь то государство может рассчитывать на лидерство в экономической, военно-политической области, иметь стратегическое и тактическое преимущество, более гибко регулировать экономические затраты на развитие вооружений и военной техники, поддерживать преимущество по ряду передовых технологий, которое имеет превосходство в средствах информации и информационной борьбы,
В настоящее время информация становится одним из главных средств в противостоянии на международной арене в целях установления господства ведущих государств на глобальном информационном пространстве- Информационное вторжение США в мировые информационные ресурсы вызывает озабоченность у многих развитых стран,
В информационных возможностях Интернета уже в настоящее время находится более 40 млн пользователей из 112 стран мира- Причем число пользователей растет по экспоненте- В двухтысячном году их ожидается уже 150 млн.человек- А к 2010 году их численность превысит миллиард человек- Таким образом, подавляющая часть мирового информационного ресурса становится частью Интернета и будет подконтрольна его xозяевам. Соответственно, через эту мировую информационную супермагистраль возможны негативные вторжения в информационные ресурсы других стран. Это создает реальную угрозу информационным ресурсам России^
В обобщенном виде информационная безопасность - это способность государства, организации, личности, технической и информационной системы или конструкции обеспечитъ необходимые информационные ресурсы для поддержания их устойчивого функционирования в любых сложных условиях существования и развития, а также их способность противодействоватъ возникающим опасностям и угрозам по отношению к информационнъш ресурсам, техническим источникам потребной информации, компьютерным и другим различным сетям передачи и обмена информации между техническими устройствами и реальными потребителями2.
Главными целями обеспечения информационной безопасности являются:
- формирование информационного пространства, обеспечивающего безопасную жизнь и здоровье отдельного человека, семьи, коллектива, этноса, мирового сообщества от проявления различного рода факторов риска независимо от природы их происхождения;
- оптимизация взаимоотношений различных цивилизаций, создание единого безопасного информационного сообщества (в России, в мире);
- просвещение общества в области информационной безопасности;
- забота о наличии достаточных и защищенных информационных ресурсов и информационных потоков России для поддержания ее жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития;
- поддержание постоянной готовности к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано-
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие первоочередные задачи:
осуществить прогнозирование возможных негативных информационных воздействий на отдельного человека, коллектив, общество, государство, мировое сообщество;
выявить причинно - следственную связь фактора риска и последствий их реализации;
- осуществить прогнозирование основных направлений развития информатизации общества с точки зрения обеспечения его безопасности;
определить соотношения информационного воздействия, информатизаци и безопасности личности, семьи, этноса, государства, мирового сообщества;
- выработать меры противодействия информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание, психику людей;
обеспечить физическую безопасность и нормальное функционирование объектов информационного ресурса;
- ограничить доступ к информации, составляющей государственную, военную, технологическую или коммерческую тайну,
В структуре национальной безопасности одно из ключевых мест занимает экологическая безопасность.
В настоящее время деятельность государств по обеспечению экологической безопасности становится объективной необходимостью, а ее активизация на основе тщательной экспертизь1 ученых разных специальностей - потребностью выживания земной цивилизации- В Российской Федерации усиление такой деятельности обусловлено прежде всего признанием приоритетного значения общечеловеческих ценностей-Среди них выделяется конституционное право человека на благоприятную экологическую среду (на экологическую безопасность) (Ст.42 Конституции РФ),
Задача обеспечения экологической безопасности продиктована необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства.
Принятие России в Совет Европы в 1996 году накладывает на государство определенные обязательства в области обеспечения экологических прав граждан и определяет стратегию экологической политики, На Всероссийском совещании правоохранительных органов, посвященном борьбе с экологическими преступлениями, была определена их высокая общественная опасность и подтверждено, что экологическая безопасность является действующей частью национальной безопасности России.
Понятие экологической безопасности излагается в различных редакцияx. Варианты понятий, приводимых в научных трудах и проектах нормативных актов, показывают, что одни авторы рассматривают экологическую безопасность как составную часть охраны окружающей среды; другие ставят между ними знак равенства, третьи включают в содержание экологической безопасности не только охрану окружающей среды, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды, И, наконец, высказывается мнение о том, что обеспечение экологической безопасности - это деятельность, осуществляемая наряду с охраной окружающей природной среды.
Разработка концепции экологической безопасности должна быть осуществлена с помощью научного обоснования соответствующих принципов и норм правового регулирования деятельности государств. Учеными предложена система основных принципов, исходящих из:
а) равной экологической безопасности; б) запрещения экологической агрессии; в) контроля за соблюдением согласованных требований экологической безопасности; г) регулярного обмена соответствующей информацией; д) предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде; е) сотрудничества по преодолению чрезвычайных экологических ситуаций; ж) научно-технического сотрудничества; з) права на благоприятную окружающую среду.
Экологическая безопасность - одно из самых важных слагаемых современной всеобъемлющей системы международной безопасности-Поэтому, если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность подцерживать экологически приемлемые условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетной среды существования всего человечества, не исключен экологический кризис-
Исходя из анализа имеющихся определений, под экологической безопасностью следует понимать - создание таких условий существования, которые бы обеспечивали защищенность социально-значимых интересов граждан, общества и государства, а также природной среды, ресурсов, биосферы от любых экологически неблагоприятных воздействий, создающих угрозу здоровью людей, устойчивому развитию и функционированию экосистем и выживанию человечества\
Военная безопасность также занимает ключевое место в структуре национальной безопасности, Под военной безопасностью понимается такое состояние страны и мира, при котором либо отсутствует возможность военного давления и агрессии, либо есть гарантии противостояния им^ Способность государства предупредить, нейтрализовать или отразить попытки военного диктата, защитить свои интересы и реализовать цели зиждется на его силе, И сейчас, и в обозримой перспективе вооруженные конфликты и войны останутся неотъемлемой частью политики- Именно поэтому не может быть надежной национальная безопасность, не имеющая военного обеспечения- Именно поэтому Россия, как и любое другое государство, должна поддерживать необходимую военную мощь, соизмеримую с ее геополитическим положением и ролью в мире и сопоставимую с тем, что имеется у других крупных держав-
Военная безопасность - величина интегративная; она в специфической форме аккумулирует в себе все стороны государственного строительства, В ее укреплении в той или иной форме обязан участвовать каждый гражданин России, все учреждения и организации странь^.
Специфика военной безопасности состоит в том, что она характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия. Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа- Это предполагает наличие современных вооруженных сил, формирование систем коллективной или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных военно-политических союзов- Опыт ”холодной войны” убедительно показал, что наиболее действенный путь укрепления военной безопасности - путь формирования эффективной системы международной безопасности.
Внутренний аспект военной безопасности связан с деструктивным проявлениям гонки вооружений, милитаризации общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны, Отказ от милитаризации экономики и всех сфер общественной жизни, деполитизация армии ведут к укреплению военной безопасности страны,
Социальная безопасность - состояние и тенденции развития различных (социальных, территориальных, конфессиональных и др.) групп населения, при которых основная их масса удовлетворена своим социальным статусом, либо воспринимает его как неизбежную данность, а отношения внутри них и между ними носят неконфронтационный характер, Безопасным является общество, в котором царят социальное парнерство, межнациональный мир и гражданское согласие. Строительство такого общества предполагает:
- формирование социально ориентированной экономики, которая преодолевает резкую поляризацию общества;
- своевременное выявление и эффективное реагирование на материальные и духовные потребности различных социальных групп для предупреждения и разрешения конфликтов между ними, поддержания мира и безопасности внутри страны;
- восстановление межнационального мира и согласия;
- укрепление семьи как основной ячейки общества;
- сокращение и устранение основных источников социальных трудностей, нестабильности и конфликтов в семье и обществе: нищеты, алкоголизма, наркомании, инфекционных и хронических заболеваний, организованной преступности и коррупции, терроризма, национального и религиозного экстремизма^
В духовной области безопасность выражается в сохранении и свободном развитии культурной среды, Эта среда, будучи естественной для российского многонационального общества, образующих его личностей и групп, определяет самобытный характер их жизнедеятельности, форм общения и норм поведения, С другой стороны, в ней аккумулируются условия, необходимые для самореализации индивидов, социальных и национальных групп, общества в целом, Сегодня одна из важнейших задач - духовное возрождение России. Сбережение и приумножение духовного потенциала ее народов выступают одновременно целью и средством преодоления кризиса- В таком контексте в интересах безопасности необходимо:
- восстановление духовной связи времен и поколений;
- укрепление нравственного здоровья народа, повышение авторитета традиционных для российского общества нравственных ценностей:
патриотизма, коллективизма, социальной справедливости и др.;
- развитие духовно-культурного единства российского пространства, вь1работка и утверждение национально-государственной идеи;
- защита интеллектуального потенциала общества;
- противостояние вестернизации культуры и образа жизни народа, ограничение экспансии низкопробной массовой культуры, обеспечение гуманистической и демократической направленности работы средств массовой информации и т.д^
Рассмотренные виды национальной безопасности непосредственно взаимосвязаны и зависимы от геополитического положения странь^. Геополитический аспект национальной безопасности воздействует как на содержание видов безопасности, так и на результаты их осуществления.
Геополитика как одно из понятий теории международных отношений характеризует место и конкретно исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы 1.
Геополитика характеризует нужды и потребности государства (или нации), связанные с его изменениями^
В ее сферу входят вопросы обеспечения суверенитета государства, сохранения его независимости и территориальной целостности, обеспечения его внутренней и внешней безопасности, то есть важные национально - государственные 11^^001.1.
Как известно, суверенитет государства выражается, прежде всего, в единой центральной власти,в единых вооруженных силах, в единой финансовой системе, в единой внешней границе государства, в единой внешней политике- Суверенитет государства не допускает существования в его пределах каких - либо иных вооруженных формирований, кроме предусмотренных общими его законами, В этом смысле государство имеет безусловную монополию на легитимное применение насилия- Такая монополия предосталена ему обществом для защиты своих общих интересов-
С точки зрения суверенитета, геополитики и обеспечения безопасности ключевую роль играет сохранение территориальной целостности государства- Решение этой задачи невозможно без четкой и единой ддя государства концепции внешних границ и системы обеспечения их неприкосновенности. Следует заметить, что проблема границ в геополитике занимает центральное место- Территория и население, если они не очерчены границей, не создают определенного политического пространства (государства), Государство как политическое пространство всегда имеет фиксированные границы, они служат важнейшим компонентом его суверенитета и фактором его безопасности.
Суверенитет государства превращается в пустую формальность, если оно не имеет границ, если эти границы размыты и не определены, если они не охраняются,
Немецкий географ Фридрих Радцель, основатель современной политической географии, в своих географических законах (законах пространства и местоположения), отметил особую значимость ^3.^^.. Его четвертый закон гласит: ”Граница - есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы или слабости и изменений в его организме”^
Границы необходимы не только для того, чтобы поставить заслон враждебному проникновению, но и для установления нормальных, цивилизованных отношений с соседники государствами, основанных на взаимном интересе- Там, где таких границ нет, отношения между государствами могут принимать непредсказуемый характер-
Любая территория государства в рамках четко определеннь1х границ, как бы мала она ни была, остается символом суверенитета государства, неотъемлемой частью государственного организма, его истории, его достоинства. Государство обязано сохранять и защищать всеми средствами то, что имеет - это его священный долг и главный национальный интерес-
Геополитика неотрывна от таких понятий, как национальные интересы государства и баланс сил в системе взаимоотношений государств. В своем неразрывном единстве они составляют те основы, на которых строится система безопасности (особенно ее внешний аспект)-
Территориальные переделы в мире или в отдельном регионе, изменения границ, особенно изменения насильственные, распад или образование новых государств, союзов или коалиций, интеграционный и дезинтеграционный процессы, как, правило, обусловливаются балансом сил- Практика межгосударственных отношений свидетельствует, что пренебрежение балансом сил может приводить к тяжелым последствиям,
Несбалансированная сила, питая амбиции некоторых государств в расширении своего влияния, может побудить их к опасной и авантюристической политике- Из одного этого можно уже заключить, что безопасность всех государств зависит от поддержания среди них баланса сил”-
Государства с целью обеспечения своей безопасности зачастую идут на нарушение сложившегося равновесия, исходя из предположения, что лучшая безопасность - это достижение определенного превосходства над противной стороной.- Поскольку же действительная безопасность основывается на относительном равновесии сил, то постоянные его нарушения столь же подрывают и саму безопасность (возникает своеобразный ”порочный круг”),
Американский исследователь Спайкмен следующим образом описывает этот процесс: ”Государство постоянно занято тем, что ограничивает силу какого-то другого государства. Суть вопроса состоит в том,что государства заинтересованы лишь в балансе в свою пользу, Не равновесие, а существенное преимущество - вот их цель- В силовом равенстве с предполагаемым противником нет подлинной безопасности-Безопасность возникает только тогда, когда вы немного сильнее-Невозможно предпринять какое-либо действие, если ваша сила полностью уравновешивается- Возможность для проведения позитивной внешней политики появляется лишь с наличием определенного преимущества в силе, которое может быть свободно использовано, Независимо от выдвигаемых теорий и доводов, практическая цель заключается в постоянном улучшении относительной силовой позиции собственного. При этом обычно стремятся достичь такого баланса,который бы нейтрализовал другие государства и, в тоже время, обеспечил своему государству возможность быть решающей силой и иметь решающий голос в таком балансе.^
По - видимому, Спайкмен основывает свои суждения на опыте США, Представляется, что его суждения спорны, Известно, что в течение нескольких десятилетий мир на земле сохранялся (и сохраняется сейчас, если не считать локальные конфликты) именно благодаря примерному равновесию военных потенциалов США и СССР-
Равновесие сил в системе государств и его выражение в балансе сил, может рассматриваться как объективная основа функционирования международной системы безопасности. Как таковая она проявляет себя в соответствующих действиях государств как субъектов, проявляющих заботу о своей 60301^011001-11. И в этой заботе геополитические соображения занимают, как правило, главенствующее место.