ФЕДРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт управления в химической и металлургической промышленности
Кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью
РЕФЕРАТ
на тему:
«Концепция национальной безопасности»
Выполнил: Чернышева Е.Л.
Проверил:
доцент кафедры УПиЭБ
к.э.н. Матевосова К.Л
Москва 2009
Содержание
1. Определение системы национальной безопасности
2. Концепция национальной безопасности
3. Система обеспечения национальной безопасности России
4. Национальная экономическая безопасность
Введение
Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства как от внутренних, так и от внешних угроз. К жизненно важным интересам повсеместно относят всю известную совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает и существование, и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав, свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества заключаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержания правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Совокупность удовлетворения всех интересов в полной мере образует понятие «национальная безопасность».
1. Определение системы национальной безопасности
Вопрос обеспечения собственной безопасности традиционно является самым важным для любого человека. С государственной точки зрения вопрос обеспечения безопасности личности, общества и государства является таким же значимым. Потребность в безопасности, в защите от нежелательных внутренних изменений и внешних воздействий на жизнь отдельного человека, семьи и имущества, различных людей, включая общество и государство, относится к числу базовых, основополагающих потребностей.
Поэтому понятно, что с самого начала человеческой цивилизации этому вопросу уделялось особое внимание.
В рамках системы национальной безопасности страны традиционно выделяется три основных направления:
1. Определение сущности безопасности.
2. Разработка и реализация политики и стратегии обеспечения безопасности.
3. Формирование и функционирование системы обеспечения безопасности.
Существует несколько трактовок понятия «безопасность». Первым исследователем, изучавшим эту проблему, принято считать Платона, писавшего, что состоянию безопасности соответствует «предотвращение вреда».
В качестве классического научного определения можно рассматривать формулировку, предложенную американским политологом А. Уолферсоном: Безопасность в объективном плане предполагает отсутствие угроз приобретенным ценностям, а в субъективном — отсутствие страха в отношении того, что этим ценностям будет нанесен ущерб. Суть - возможность сохранить накопленные ценности.
С начала двадцатого века в политический обиход прочно вошло понятие «национальной безопасности». Первоначально оно воспринималось как синоним’ военной безопасности.
Однако уже в 1947 г. закон США о национальной безопасности определил ее как интеграцию вопросов внутренней, внешней и военной политики.
В 70-е гг. в содержание понятия «национальная безопасность» повсеместно стали включать не только военные, или смежные с ними проблемы, но и проблемы экономические и социальные. В 1975 г. председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США М. Тэйлор писал: «…в повестке дня текущих забот фигурирует слишком много гражданских угроз - рост народонаселения, инфляция, спад, нехватка ресурсов, потеря доверия к правительству».
Наиболее полное и развернутое определение безопасности дал Г. Браун, министр обороны при правительстве Дж. Картера. В 1983 г. он писал, что безопасность— это способность сохранить физическую целостность и территорию, поддерживать экономические отношения с другими странами мира, на различных уровнях защищать от внешнего воздействия свои характер, институты и систему управления, контролировать свои границы.1
На рубеже 80-х и 90-х годов зарубежные политологи стали настойчиво ставить вопрос о дальнейшем расширении понятия «национальной безопасности». В этом отношении важную роль сыграли два аспекта. Во-первых, события в мире показали необходимость включения в это понятие проблемы ресурсов, окружающей среды и демографии. Во-вторых, идея сдерживания СССР, традиционно лежавшая в основе концепции безопасности Запада, ушла в небытие. Правда, последний аргумент породил сразу два подхода к вопросам «национальной безопасности». Одни политологи сделали приведенный выше довод о необходимости формулирования новых целей национальной безопасности. Вторые сделали вывод, что с окончанием «холодной войны» идея национальной безопасности исчерпала себя; по их мнению, более важными становятся усилия в области коллективной безопасности и общих для всего человечества обязательств. Практика показывает, что на сегодняшний день преимущество на стороне первого подхода. Кроме того, в современной литературе четко пролеживается подход, согласно которому в понятие «национальная безопасность» включены три равнозначных элемента: личность, общество и государство.
Все вышеприведенные трактовки принадлежат представителям Запада. Сравним их с отечественными представлениями.
Прежде всего, надо сказать, что в бывшем СССР распространение на Западе концепций национальной безопасности воспринималось в основном негативно. В 50-60 гг. они однозначно расценивались советскими учеными как синоним деятельности государства в военной области. Надо признать, что для этого были вполне веские и реальные основания.
Отход от такого понимания наметился в отечественных научных кругах только в 70-е гг. Тогда деятельность стран Запада в области национальной безопасности стала характеризоваться как военно-политическая. В этот период в полной мере признавался комплексный подход к вопросам обеспечения безопасности, но все же основная ставка делалась на военную силу. Такой подход также является вполне обоснованным, если учесть, что все вопросы, затрагиваемые западными концепциями национальной безопасности, традиционно относились в России к военному ведомству.
Новый подход к вопросу национальной безопасности наметился с начала 90-х годов ХХ столетия. Тогда вопрос определения сути экономической безопасности полностью зависел от самоопределения России, от ответа на вопрос, какое государство и с каким устройством будет строиться на месте СССР. Учитывая специфику переходного периода и социальные настроения в обществе, все вопросы национальной безопасности рассматривались в тот период в тесной увязке с поисками национальной идеи.
В последние годы в российских политических и научных кругах постепенно формируется консенсус относительно содержания понятия «национальная безопасность». По мнению ведущих аналитиков и экспертов, оно должно быть достаточно широким и включать в себя не только военные, но и экономические, политические, социальные, экологические, информационные, правовые и др. аспекты. В то же время признается недопустимость чрезмерного расширения этого понятия, т.к. это может привести к тому, что под это понятие попадет любая деятельность гражданина, общества и государства.
Сегодня в контексте национальной безопасности выделяются следующие ее элементы:
• экономическая безопасность,
• социально-политическая безопасность,
• военная безопасность,
• экологическая безопасность,
• информационная безопасность.
Учитывая многообразие видов субъектов и объектов национальной безопасности (рис 1), естественно, что каждый из них имеет свою, дополнительную, специальную нормативную базу.
Официальное российское представление о содержании понятия «национальная безопасность» изложено в Законе Российской Федерации «О безопасности», введенном в действие Постановлением Верховного Совета 5 марта 1992 г. Статья 1 этого закона определяет безопасность как «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Рис.1. Система национальной безопасности РФ
Есть и другое официальное определение безопасности, изложенное в Указе Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.) «О концепции Национальной безопасности Российской Федерации». «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».
Сложившееся в современной России понимание безопасности имеет два неоспоримых достоинства. Во-первых, оно достаточно точно соответствует принятому в современной практике понятию «национальная безопасность». Во-вторых, что является даже более важным — произошел отход от прежней узкой трактовки безопасности. Если раньше подразумевалась только безопасность государства (и та сводилась к военным аспектам, к безопасности идеологии и недопустимости оппозиции), то теперь стали учитывать и даже поставили выше государственных интересы личности и общества.
Вместе с тем у данного подхода есть ряд весьма значительных недостатков. Во-первых, в английском варианте слово «national» означает как государственный, так и национальный. В русском языке между этими двумя понятиями существует значительная разница. Статья З Конституции РФ гласит: «носителем суверенитета является народ» многонационального государства. Статья 71 Конституции РФ— «в ведении государства находится защита прав национальных меньшинств». Таким образом, остается загадкой, интересы какой именно нации защищает российская система безопасности. Например, национальные интересы России и Чечни в определенный исторический период могут быть диаметрально противоположны. Возможно более точным был бы термин «государственная безопасность». Представляется, что такая неточность могла быть вызвана либо неправильным переводом слова «national», либо сознательным уходом от термина «государственный» как несовместимым с понятием «демократия» в тех исторических условиях.
Во-вторых, неясным остается вопрос о механизме, уравновешивающем и сглаживающем возможные конфликты между интересами личности и государства. Если признать, что, по сути, национальная безопасность в России сводится к безопасности государственной, то необходимо признать, что термин «государственная безопасность» плохо состыковывается с триадой «личность-общество-государство».
Основными документами, регулирующими вопросы национальной безопасности в Российской Федерации, являются:
• Закон «О безопасности»;
• Концепция национальной безопасности Российской Федерации в редакции 1997 г.;
• Концепция национальной безопасности Российской Федерации в редакции 2000г. (документ утвержден 10 января 2000 г. и.о. Президента РФ В.В. Путиным. Кардинальными изменениями стали понятия «организованной преступности, терроризма и многополюсного мира», т.к. над редакцией работал И.П.Рыбкин, для которого наиболее актуальным представлялся чеченский вопрос);
• Концепция национальной экономической безопасности.
2. Концепция национальной безопасности
Основным субъектом обеспечения безопасности с момента его появления стало государство, осуществляющее функции в этой области через установленные обществом органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Безопасность это целая система различных по своей природе, но взаимосвязанных процессов. Составными элементами этой системы выступают:
1. интересы;
2. угрозы и другие факторы воздействия на интересы;
З. система обеспечения национальной безопасности.
Структура обеих редакций Концепции национальной безопасности полностью соответствует принятым теоретическим нормам, рассмотренным выше:
• Раздел 1. Россия в мировом сообществе.
• Раздел 2. Национальные интересы России.
• Раздел З. Угрозы национальной безопасности.
• Раздел 4. Обеспечение национальной безопасности.
Интересы. Если с личными интересами все более или менее просто, то национальные интересы требуют более подробного изучения. Во-первых, национальные интересы нельзя свести к сумме интересов отдельных граждан. Национальными интересами могут быть признаны лишь «осознанные, официально выраженные объективные потребности народа,... направленные на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и стабильного развития».
Важно, чтобы национальные интересы имели постоянный, устойчивый характер. Другими словами, независимо от смены власти или даже формы правления в стране они должны оставаться магистральными направлениями ее развития, т.к. только так можно обеспечить стабильность развития и уверенность граждан в завтрашнем дне.
Следующим важным фактором, необходимым при выработке Концепции национальной безопасности, является классификация национальных интересов. Как правило интересы разделяют по продолжительности действия и по степени их важности.
Выделяют три категории интересов. Первой категорией являются т.н. «жизненно важные интересы». Их определение дано в законе РФ «О безопасности» — это «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». Предполагается, что жизненно важные национальные интересы связаны с защитой и преумножением тех национальных ценностей, девальвация и утрата которых ставит под вопрос идентификацию или даже само существование народа.
Вторая категория — важные национальные интересы. Они учитывают социально значимые, приобретающие общенациональный масштаб опасности и угрозы.
Третья категория - национальные интересы. Перечень их может быть очень широк, т.к. в него включаются все, что имеет общегосударственный и общенациональный масштаб.
По продолжительности действия выделяются долгосрочные (на длительную перспективу) и временные (краткосрочные, на переходный или особый период) интересы.
В Концепции национальной безопасности 2000 г. сказано:
«Национальные интересы — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Причем признается, что «национальные интересы в сфере экономики являются ключевыми».
С точки зрения универсальных ценностных ориентиров выделяются: гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. Причем высшей ценностью определены права и свободы человека.
Угрозы. Термин «угроза» является частью более общего понятия — «опасность». Опасность — потенциальная возможность причинения вреда; угроза— реальная возможность. На практике эта грань часто стирается, т.к. многое зависит от субъективного восприятия и качества собранной информации.
Угроза представляет собой фактор обстановки, способный отрицательно воздействовать на национальные ценности и национальные интересы страны, жизненно важные интересы личности и общества. В зависимости от ситуации на передний план могут выдвигаться факторы внутренней или международной обстановки.
Факторы внутренней обстановки рассматриваются, как правило, в трех широких плоскостях: социальной, экономической и политической. Социальные аспекты учитывают такие факторы, как степень национального единства, влияние географии, демографии, общественного настроения.
Экономические аспекты принято оценивать в плане определения структуры и объема ресурсов, необходимых для решения проблем обеспечения национальной безопасности. При этом учитывается, что ни одно государство не имеет достаточных ресурсов для того, чтобы обеспечить безопасность с учетом всего спектра реально существующих угроз.
Политические аспекты внутренней обстановки связаны с типом политической системы и идеологической ориентацией общества.
В последней Концепции национальной безопасности на первом месте в списке угроз стоит состояние российской экономики. В частности, речь идет о слабости рыночных институтов экономики, сохранении экономических отношений с внешним миром, основанных на импорте высокотехнологичных машин, оборудования, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
Система обеспечения национальной безопасности. Это тот механизм, который позволяет преобразовать принятую государством стратегию в области национальной безопасности в скоординированную деятельность конкретных министерств и ведомств, общественных объединений и граждан. Таким образом, система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность соответствующих структур и определенного процесса принятия решений.
Закон РФ «О безопасности» определяет, что систему безопасности России «образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные в иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности».
3. Система обеспечения национальной безопасности России
Система обеспечения безопасности включает в себя наличие соответствующих структур и определенного процесса принятия и реализации решений по этим вопросам.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, он возглавляет Совет безопасности РФ, совместно с парламентом определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах своей компетенции принимает оперативные решения.
Силы обеспечения безопасности в настоящее время включает в себя: 1) вооруженные силы;
2) федеральные органы безопасности;
3) органы внутренних дел;
4) органы внешней разведки;
5) обеспечение безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высших должностных лиц;
6) органы налоговой службы;
7) службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;
8) пограничные войска;
9) внутренние войска;
10) органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; 11) службы обеспечения безопасности средств связи, информации;
12) органы таможни;
13) природоохранительные органы;
14) органы охраны здоровья населения;
15) и др.
В совокупности вся система национальной безопасности представлена на рис. 2. Она включает объекты, субъекты, силы обеспечения безопасности, принципы и функции, которыми должны руководствоваться субъекты и силы обеспечения безопасности.
В формировании политики обеспечения национальной безопасности РФ принимают непосредственное участие:
- Президент Российской Федерации;
- Совет безопасности (при Президенте) Российской Федерации;
- Федеральное Собрание РФ;
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Центральный банк России;
- Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет безопасности РФ (СБ РФ). Он формируется на основе Указа Президента РФ. В положение о Совете безопасности в состав основных задач включены:
1. Определение жизненно важных интересов общества и государства и выявление угроз объектам безопасности.
2. Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения.
3. Подготовка рекомендаций Президенту РФ в области внешней и внутренней политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
4. Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по организации их ликвидации.
5. Подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения.
6. Разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности.
7. Совершенствование системы обеспечения безопасности.
В состав Совета безопасности входят председатель СБ — по должности Президент РФ, постоянные члены и члены, назначаемые Президентом РФ по представлению секретаря СБ РФ с правом совещательного голоса.
К основным организационно-правовым формам работы СБ РФ относятся: заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.
С 1993 г. по настоящее время при непосредственном участии Совета безопасности были выработаны следующие решения в сфере безопасности. В области обеспечения международной безопасности, как одной из приоритетных, выработана политика в отношении стран СНГ. Получил развитие принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, прагматичного и дифференцированного подхода в зависимости от готовности отдельных государств развивать сотрудничество. Большое внимание в настоящее время уделяется становлению организаций Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ЕвразЭС как центров интеграции на постсоветском пространстве как в военно-политическом, так и в экономическом отношениях, вопросам урегулирования конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе. Действует Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ. Разрабатывались предложения об урегулировании кризисных ситуаций в различных странах мира, затрагивающих интересы России. Рассматривались вопросы о перспективах отношений России и НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки.
В области экономического обеспечения национальной безопасности России приняты решения о повышении роли страны в обеспечении международной энергетической безопасности, технологической модернизации российской экономики, преодоления негативных тенденций в социальной сфере, улучшения демографической ситуации в стране, миграции населения.
Выработаны основные направления обеспечения национальной безопасности в дальневосточном и Сибирском федеральном округе, Калининградской области, Каспийском регионе.
Определены основные направления развития военной организации РФ до 2015 г., где предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, контактных, технически оснащенных вооруженных сил, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Одобрены основы военно-технической политики и концептуальные документы, определяющие долгосрочную политику в области развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов в стратегически важных видах деятельности — морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию противоракетной и противовоздушной обороны, управлению войсками, радиоэлектронной борьбе и электронной компонентной базе.
Выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических продвижений.
Разработаны меры по защите национальных интересов РФ на государственной границе. Особое внимание уделяется противодействию экстремистским проявлениям, борьбе с преступностью (в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ), транснациональным рискам и угрозам, выявлению, предупреждению и ликвидации террористических угроз и конфликтных ситуаций, борьбе с международным терроризмом и его проявлениями на территории РФ, противодействию финансирования терроризма. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета.
Организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры, формированию системы международной информационной безопасности и подготовка Стратегии развития информационного общества в России. При СБ РФ работают межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с его задачами и направлениями деятельности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.
4. Национальная экономическая безопасность
Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание стабильного мира в обществе, защита от экологических бедствий, внешних и внутренних угроз. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое. Однако решающая, базисная роль принадлежит экономической безопасности.
В настоящее время не существует общепринятого понятия «экономической безопасности». До недавнего времени доминировало традиционное понимание, согласно которому она рассматривалась как одна из характеристик глобального военно-стратегического противостояния социализма и империализма. Безопасность понималась как способность к обеспечению выживаемости страны в условиях военных действий.
Разновидностью традиционного подхода применительно к мирному периоду стало понимание экономической безопасности как способности к обеспечению выживаемости экономики страны в случае природных бедствий и экологических катастроф.
На Западе широко распространен подход, согласно которому экономическая безопасность рассматривается как обеспечение живучести национальной экономики в условиях мировых экономических кризисов. В последние годы на Западе понятие «экономической безопасности» было дополнено таким признаком, как способность к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене.
Анализ реальных современных процессов и осмысление богатого отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить три важнейших элемента экономической безопасности: экономическая независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики и способность к саморазвитию и прогрессу.
Таким образом экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию2.
Тот или иной уровень экономической безопасности может рассматриваться лишь в конкретных исторических условиях и зависеть от поставленных целей. Например, если в экстремальных условиях предприятие ставит себе цель выжить в конкурентной борьбе или удержаться наплаву в кризисной фазе, то падение объема производства и уровня продаж может считаться вполне безопасным. Если его цель увеличить свою долю на рынке товара, то такое падение представляет собой реальную угрозу и положение предприятия вряд ли можно считать безопасным.
Теоретически на минимальном уровне безопасность гражданина может быть обеспечена и без особого участия государства. В стране с достаточно высоким уровнем сельского населения, наличием подсобных хозяйств и родственных связей с селом даже при развале промышленного производства речь о физическом выживании населения не стоит. Разумеется, в этом гипотетическом случае говорить об экономической безопасности государства не приходится.
Естественно, наиболее привлекательным и идеальным вариантом является сочетание высокого уровня экономической безопасности с таким же высоким уровнем экономической безопасности общества и государства в целом.
В январе 1995 г. Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экономической безопасности утвердила «Основные положения государственной стратегии в области экономической безопасности РФ» и представила их на рассмотрение Президенту РФ. 29 апреля 1996 г. Указом Президента РФ №608 была одобрена «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», а Правительству РФ было предложено осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением.
Данный документ состоит из четырех разделов:
1. цель и объекты;
2. угрозы;
3. критерии и параметры;
4. меры и механизмы экономической политики.
Целью Государственной стратегии является обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Во втором разделе дается характеристика внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства.
Наиболее вероятными угрозами являются:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Здесь важна нейтрализация таких отрицательных факторов, как:
— расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;
— увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает благоприятную почву для наркомании, организованной преступности, проституции и т.д.;
— рост безработицы;
— задержка с выплатой заработной платы, остановка предприятий.
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:
— усиление топливно-энергетической направленности экономики;
— отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
— низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
— свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
— разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
— завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
— приобретение иностранными фирмами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
— рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
З. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
Важнейшими факторами этой угрозы являются:
— объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов;
— нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
— увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
4. Криминализация общества в хозяйственной деятельности, вызванная такими факторами, как:
— рост безработицы;
— сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
— ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
В третьем разделе определяются критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям национальной экономической безопасности.
Заключительный четвертый раздел посвящен рассмотрению мер и механизмов экономической политики, направленных на обеспечение национальной экономической безопасности.
Заключение
Выработка концепции национальной безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы, что предусматривает четкое представление о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих преобразований. Можем ли мы в настоящее время достаточно точно сформулировать, какое общество мы строим? Во время перестройки реформы шли под лозунгом «улучшения социализма», потом социализм стал «рыночным», потом о нем достаточно быстро забыли. Другой же идеологии или привлекательной массовой системы идей и ценностей предложено не было. В итоге, Концепция национальной безопасности в совокупности с Концепцией государственной национальной политики и Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию могут и обязаны быть инструментом консолидации нации, объединительной идеей, в которой раскрываются общенациональные ценности и приоритеты.
Я считаю, что реализация экономической безопасности должна обеспечить материальные условия для защиты жизненно важных интересов страны и в перспективе позволить России активно влиять на процессы в мире, затрагивающие ее национальные интересы, решать внутренние задачи, исходя из национальных интересов, не допуская при этом давления со стороны внешних сил, обеспечить населению качество жизни, гарантирующее социальный мир и спокойствие в обществе, но, в отличие от национальной безопасности, все же является вторичной.
Список литературы
1. О безопасности. Закон РФ №2446-1 от 5 марта 1992 г. (ред. 25.07.2002).
2. О федеральной организации государственной безопасности. Федеральный закон от 8 июля 1992 г. № 3246-2/1.
3. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608// Российская газета. 1996. 14 мая.
4. О концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. №24/ Российская газета. 2000. 18 января.
5. Манилов В.Л. Безопасность в эпоху партнерства.- М., Терра, 1999.
6. Государственная экономическая политика: учеб. пособие для студентов вузов под ред. Т.Г. Морозовой.- М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
7. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение//Вопросы экономики.-1994.-№12.
8. Г.П. Ермошина, В.Я. Поздняков. Региональная экономика. уч. пособие под ред. Позднякова, М., Инфра-М, 2009.
1 Манилов В.Л. Безопасность в эпоху партнерства. - М., Терра,1999.
2 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение//Вопросы экономики.-1994.-№12