70.Лишение родительских прав.
1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.
Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).
2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.
3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.
4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.
5. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.
Последствия лишения родительских прав
1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.
4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
5. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
6. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.
Восстановление в родительских правах
1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.
2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).
4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено.
71. Опека и попечительство в семейном праве.
Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство
1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
3. Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Опекуны (попечители) детей
1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав.
2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность era к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка
Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
1. Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители не назначаются Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка.
2 Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях, указанных в пункте 1
3. Защита прав выпускников учреждений, указанных в пункте 1, возлагается на органы опеки и попечительства.
Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на. воспитание е семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2, обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства: причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии с ГК.
2. Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обладают также правами, предусмотренными ГК
Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.
2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в учреждениях, указанных в пункте 1, обладают также правами, предусмотренными статьями ГК
Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
1. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.
2. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.
3. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
4. Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ГК
5. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
72.Понятие административного права.
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам.
73. Административные правоотношения: понятие, виды
Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно- правовой нормой управленческое общественное отношение. В котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Можно первоначально выделить следующие две группы административно-правовых отношений:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект – объект»), в которой отчётливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это – собственно властеотношения;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
74. Административная ответственность.
Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
Б) основным административной ответственности являются административное правонарушение. Уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный поступок; материальной – причинение материального вреда (ущерб) или гражданско – правовой деликт;
В) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и коллективные образования.
75. Местное самоуправление
Органами местного самоуправления являются выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских, сельских и на др. территориях. Структура органов местного самоуправления определяется самостоятельно. Определение статуса представительных органов местного самоуправления относится к сфере Конституционного права. Административным правом устанавливается статус органов местного самоуправлеческого характера.
Общие правовые основы местного самоуправления определяются Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами.
В настоящее время компетенция органов местного самоуправления регламентируется также Законом РСФСР от 6.06.1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР».
Концепция правового регулирования местного самоуправления заключается в возможности многообразия организационных форм и статуса его органов в зависимости от конкретных условий.
В соответствии с этим органы местного самоуправления подразделяются на а) выборные органы, наличие которых в муниципальных образованиях является обязательным; б) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
76.Структура местной администрации.
Местная администрация образуется в соответствии уставом муниципальных образований. В уставе должны определяться наименование, должностные лица, порядок формирования и компетенция администрации (ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).
Глава местной администрации является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность местной администрации по осуществлению местного самоуправления на территории муниципальных образований. Он избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории или представительным органом из своего состава.
Глава наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом. Он может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
Глава местной администрации подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
Правовой статус местной администрации в общем виде характеризуется тем, что:
А) она отделена от государства, не входит в систему органов гос. Власти, взаимодействует с ними на основе права;
Б) ее общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены правом.
78.Отличительные черты преступления от проступков.
По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Указанное деление имеет не только научно-теоретическое, но и важное практическое значение, ибо способствует обеспечению эффективного правового регулирования, борьбе с правонарушениями, укреплению правопорядка.
Нередко преступления и проступки различают по степени общественной опасности, т. е. в основу деления кладется количественный критерий. Однако это не совсем точно характеризует фактическую сторону правонарушений, основу которой составляет их качественное своеобразие.
Преступления — общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность — это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Это обстоятельство должен учитывать законодатель, безусловный долг которого «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка».
Названная сторона преступления закреплена и законодательно. Так, ст. 14 УК РФ определяет преступление как общественно опасное деяние в целом. Общественная опасность присуща всем элементам его состава, в том числе субъекту. Не случайно взятые в совокупности преступления образуют специфическое социально-правовое явление — преступность, с которой всякое общество вынуждено вести непримиримую борьбу. Для субъекта, виновного в совершении преступления и привлеченного к ответственности, законом предусмотрены специальные последствия — судимость.
Повышенная общественная опасность преступлений предопределяет и их формально-юридическую сторону. В качестве преступных деяния закрепляются исключительно законом. Никакие иные нормативные акты этого сделать не могут. Причем в Уголовном кодексе они закреплены с исчерпывающей полнотой. Аналогия в уголовном праве недопустима.
К административным проступкам, признаки которых сформулированы в ст. 10 КоАП, относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления. Общественная вредность их состоит в том, что они мешают осуществлению нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных и общественных
органов и организаций, дестабилизируют ее, посягают на общественный порядок. За совершение подобных проступков законодательством предусмотрена административная ответственность.
Гражданско-правовые правонарушения (деликты) в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции. Это противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба и т. д.). За совершение их предполагается гражданско-правовая ответственность в различных формах.
Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка. Такие правонарушения подрывают трудовую дисциплину и тем самым наносят вред нормальному функционированию предприятий, организаций.
Самостоятельный вид правонарушений образуют действия государственных органов, уполномоченных на издание правовых актов, когда последние противоречат требованиям закона. Основой данного феномена служит нарушение принципа верховенства закона и поднорма-тивности правоприменительных актов. Этот вид правонарушений пока не получил в науке достаточной разработки, хотя число нормативных актов (например, актов министерств и ведомств), противоречащих закону, довольно велико. В условиях строительства правового государства, важнейшим принципом которого является верховенство закона, подобные факты недопустимы, а потому проблема требует дальнейшего изучения.
79.Понятие преступления. Виды.
Преступления — общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность — это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Это обстоятельство должен учитывать законодатель, безусловный долг которого «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка».
Категории (виды) преступлений
Признак наказуемости следует понимать таким образом: каждый факт совершения
преступления сопровождается угрозой на-шачения наказания. Только такие деяния следует считать преступлениями, за которые законодатель считает необходимым назначить уголовное наказание. Если деяние не следует наказывать к уголовном порядке, то нет необходимости признавать его преступным1.
Классифицируя признаки преступления, указанные в ч. 1 ст. 14 УК, следует выделить два основных признака — противоправность и общественная опасность. Представляется, что два других признака — виновность и наказуемость — являются производными и вытекают из уголовной противоправности.(
УК РФ 1996 г. впервые на законодательном уровне произвел
Классификацию преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния. Статья 15 выделила следующие категории преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
УК 1960 г. содержал такие понятия, как тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, а также не представляющие большой общественной опасности. Вместе с тем в законе отсутствовали признаки каждой из указанных категорий преступлений, не было единого критерия для их классификации. Выделявшаяся наукой уголовного права категория менее тяжких преступлений в законе отражения не находила.
Статья 15 УК 1996 г. гласит, что преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти леи лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Данная классификация является естественной, т.е. основанной на существенном признаке, определяемом природой преступления, а именно его общественной
опасности. Поскольку общественная опасность не может быть непосредственно воспринята, внешним показателем, формализацией этой опасности принято считать санкцию. Размер наказания, предусмотренный в санкции статьи, в сжатой форме отражает степень обществ венной опасности преступления и позволяет сравнить степень общественной опасности различных преступлений.
В то же время размер наказания всегда четко определен в санкциях статей. Данное обстоятельство не оставляет возможности для судейского усмотрения при отнесении преступления к той или иной категории.
Дополнительным показателем, способствующим более точной классификации преступлений, является форма вины. Так, преступлениями небольшой, средней тяжести и тяжкими могут быть кал умышленные, так и неосторожные преступления. Особо тяжкие преступления могут совершаться только умышленно.
Исходя из данной классификации УК 1996 г., к преступлениям небольшой тяжести следует отнести такие преступления, как, например, побои (ст. 116 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК) невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК), неправомерный доступ к компьютерной информация (ч. 1 ст. 272 УК) и др.
Преступлениями средней тяжести являются, например, кража (ч. 1 ст. 158 УК), нарушение авторских и смежных прав (ч. 2 ст. 14Я УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ч. 1, 2 ст. 151 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК) и др.
Тяжкие преступления — это, например, массовые беспорядки] (ст. 212 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК), терроризм (ч. 1 ст. 205 УК), вынесение заведомо неправосудного приговора суда к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 305 УК) и др.
К. особо тяжким преступлениям, согласно УК 1996 г., следует отнести убийство (ст. 105 УК), государственную измену (ст. 275 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деяния (ст. 277 УК), диверсию (ст, 281 УК) и др.
Значение деления преступлений на категории в зависимости от степени их общественной опасности имеет не только теоретический, но и практический характер. Отнесение деяния, совершенного лицом, к той или иной категории может иметь такие правовые последствия, как определение режима отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 58 УК), влияние на определение размера наказания при назначении наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК), на правила условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79 УК), освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности (ст. 78 УК) и в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
80.Состав преступления.
Состав преступления – это совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законом, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Данное определение понятия состава преступления не является общепринятым в науке уголовного права. Некоторые учёные используют вместо термина «совокупность признаков» термин «система признаков», имея в виду то же самое понятие. Однако последнее определение не нашло достаточного распространения в теории уголовного права.
Конкретный состав преступления есть совокупность обязательных признаков, с помощью которых законодатель в конкретной норме Особенной части УК устанавливает не только преступность, но и наказуемость деяния, т.е. указывает, какие наказания и в каких пределах могут быть назначены судом за данное преступление. Следует иметь в виду, что только суд, а не какие-либо другие государственные органы или должностные лица, может установить виновность лица в совершении преступления и назначить уголовное наказание или другие уголовно-правовые меры. Это принципиальное положение установлено в ч. 1 ст.49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
81.Потерпевший: его права и обязанности
Потерпевшим признается лицо, которому преступлением принесен моральный, физический или имущественный вред. О признании потерпевшим органы расследования, а также судья выносит постановление, а суд — определение (ст. 53 и 136 УПК).
Важно подчеркнуть, что лицо приобретает статус участника процесса не в момент причинения ему вреда, а лишь после признается его потерпевшим в соответствующем постановлении или определении. С момента принятия указанного решения лицо приобретает определенные права и несет процессуальные обязанности потерпевшего.
Потерпевшим может признаваться только гражданин. Юридические лица, понесшие имущественный вред от преступления, могут участвовать в уголовном деле лишь в качестве гражданских истцов.
Основанием для признания лица потерпевшим являются доказательства, указывающие на причинение гражданину морального, физического или имущественного вреда, непосредственно понесенного от преступления, то есть обусловленного необходимой причинной связью с совершенным преступлением. При наличии таких доказательств признание потерпевшим должно быть незамедлительным. Обычно на момент возбуждения уголовного дела имеются достаточные данные для этого.
Потерпевший по уголовному делу обладает широким кругом прав, дающим возможность реально осуществлять защиту своих законных интересов и вместе с тем активно способствовать раскрытию преступления, изобличению лица, его совершившего
В частности, потерпевший вправе давать показания в любой момент производства по уголовному делу, а не только по инициативе следователя, лица, производящего дознание, прокурора или cyда. Другие свои права он может осуществлять как лично, так и через своего представителя: представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с материалами дела с момента окончании предварительного следствия, а по окончании дознания — знать о дальнейшем направлении дела; участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии; заявлять отводы; приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор или onpeделение суда и постановление судьи. Если потерпевший не владеет языком, на котором ведется производство по делу, он вправе пользоваться родным языком, а также услугами переводчика. Потерпевший имеет право на возмещение понесенных расходов в связи с явкой в орган расследования или в суд и на вознаграждений отвлечение от обычных занятий, если он не является рабочим служащим, а также ряд иных прав (ст. 7—9, 209, 234, 236, 298, 35 328 и другие статьи УПК).
Потерпевший, которому причинен преступлением материальный ущерб, вправе также предъявлять гражданский иск в уголовном деле. В этом случае он пользуется и правами гражданского истца (ст. 54 УПК). В соответствии с
Потерпевший во всяком случае обязан: являться по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда; давать правдивые показания; при даче подписки следователю, лицу, производящему дознание, или прокурору не разглашать данные предварительного расследования; мотивировать заявляемые ходатайства; по постановлению органа дознания, следователя подвергнуться освидетельствованию либо экспертному обследованию и представлять образцы своего почерка и иные образцы для сравнительного исследования; соблюдать порядок судебного разбирательства и подчиняться распоряжениям председательствующего.
82. свидетель: его права и обязанности.
Свидетель — лицо, вызванное для дачи показаний об имеющих значение для дела обстоятельствах, которые могут быть известны ему (ст. 72 УПК).
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
1) защитник обвиняемого и защитник подозреваемого — об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника;
2) лицо, которое в силу своих физических или психических Недостатков неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
3) адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя;
4) священнослужитель — об обстоятельствах, которые стали ему известны из исповеди.
По поводу иных, кроме указанных, обстоятельств перечисленные лица могут допрашиваться в качестве свидетелей на общих основаниях.
Часть 3 ст. 72 и ч. 2 ст. 399 УПК предусматривают, что законные представители потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут быть допрошены в качестве свидетелей. Однако в силу правил свидетельского иммунитета следует иметь в виду, что эти участники уголовного процесса могут допрашиваться в качестве свидетелей только с их согласия, поскольку в силу ст. 51 Конституции РФ "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников".
Свидетельским иммунитетом обладают также работники иностранных дипломатических представительств и некоторые категории иных иностранных граждан (ст. 33 УПК).
В отличие от защитников, представителей и других лиц, указанных в ч. 2 ст. 72 УПК, которые никогда не могут быть свидетели ми по уголовному делу по поводу определенных в законе обстоятельств, лица, обладающие свидетельским иммунитетом, могут быть и вызваны в установленном порядке для дачи показаний и с их го гласил допрошены в качестве свидетелей.
Свидетель обязан явиться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда и дать правдивые показании При неявке свидетеля без уважительных причин он может быть подвергнут приводу. Суд вправе также в порядке ст. 323 УПК за неявку по вызову наложить на свидетеля денежное взыскание и размере до одной третьей минимального размера оплаты труда.
За отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний свидетель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ (ст. 73 УПК).
Некоторые другие обязанности свидетеля вытекают из других правовых норм УПК. Например, обязанность подвергнуться освидетельствованию (ст. 181 УПК); обязанность дать образцы почерки и иные образцы для сравнительного исследования в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 186 УПК; обязанность подвергнуться экспертному обследованию для определения психического или физического состояния свидетеля (п. 3 ст. 79 УПК); обязанность соблюдать установленный порядок в судебном заседании и др. (ст. 262 и 263 УПК) Свидетель вправе требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. После дачи показаний, в случае просьбы свидетеля, ему должна быть предоставлена возможность написать свои показания собственноручно.
83.Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый: права и обязанности
Подозреваемый — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, или лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 52 УПК). Как участник уголовного процесса подозреваемый появляется с момента применения указанных мер процессуального принуждения. Момент задержания в соответствии с требованиями ст. 122 УПК фиксируется в протоколе задержания. Этот протокол должен составляться и в случаях, когда предварительно следователем выносится постановление о производстве задержания подозреваемого, а его исполнение поручается органу дознания. Данный участник уголовного процесса in увлекается в уголовное дело только в стадии предварительного расследования.
Обвиняемый
Обвиняемым признается лицо, в отношении которого в установленном настоящим Кодексом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Обвиняемый, дело в отношении которого принято к производству судом, именуется подсудимым; обвиняемый, в отношении которого вынесен приговор, именуется осужденным -если приговор обвинительный, или оправданным - если приговор оправдательный.
Обвиняемый имеет право на защиту.
Обвиняемый вправе: знать, в чем он обвиняется, и давать объяснения по предъявленному ему обвинению; представлять доказательства; заявлять ходатайства; обжаловать в суд законность и обоснованность ареста; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения и продления срока содержания под стражей, а по окончании дознания или предварительного следствия - со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме; иметь защитника с момента, предусмотренного статьей 47 настоящего Кодекса; участвовать при рассмотрении судьей жалоб в порядке, предусмотренном статьей 220.2
84.Понятие уголовной ответственности, виды наказаний.
Выделяют 3 основные позиции в понимании уголовной ответственности:
1.Предлагает понимать уг.отв. как обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся в лишении личного или имущественного характера, порицающее его совершенное преступление.
2.Исходит из того, что под уг.ответственностью понимается само предусмотренное уголовным законом государственно-принудительное воздействие, которое применяется по приговору суда к лицу, совершившему преступление, - осуждение его, а также назначение ему наказания, влекущего за собой судимость.
3.Предлагает понимать под уг.ответственностью все уголовно-правовое отношение в целом, т.е. урегулированное уголовным законом отношение между лицом, совершившим преступление, и государством в лице правоохранительных органов.
Признаки уголовной ответственности могут быть классифицированы следующим образом:
1.По основаниям применения.
2.По содержанию ответственности
3.По субъекту применения.
4.По порядку применения.
5.По кругу субъектов, на которых она возлагается.
Статья Уголовного Кодекса гласит: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренным УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Категории наказаний: основные и дополнительные.
Основные: исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь.
Дополнительные: штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – применяются самостоятельно
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества – присоединяются к основным и усиливают карательную роль
85. Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность
Обстоятельства, отягчающие наказание
1. Отягчающими обстоятельствами признаются: а) неоднократность преступлений, рецидив преступлений; б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления; в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации); г) особо активная роль в совершении преступления; д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность; е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение; ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного; и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего; к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико -фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения; л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках; м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора; н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
2. Если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.
86.Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Ими признаются общественно-полезные и целесообразные действия, направленные на устранение угрозы, созданной для существующих общественных отношений, и стимулирование полезной деятельности. К ним относится: необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, физическое и психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.
87.Штраф как уголовное наказание.
Штраф как вид уг.наказания есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания.
88.Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Суть этого вида наказания состоит в запрещении занимать должности на гос.службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной деятельностью.
Гос.службой считается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий гос. Органов.
Иная деятельность – это относительно постоянное занятие, например, охота, рыбная ловля, использование личного автомобиля для частных перевозок и др.
89.Обязательные и исправительные работы.
Обязательные работы как вид уголовного наказания состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
Суть этого вида наказания заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно полезным работам.
Исправительные работы как вид уголовного наказания заключаются в принудительном привлечении осужденного к труду по основному месту его работы на срок, указанный в приговоре суда, с удержанием в доход государства определенной доли его заработка.
Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК.
Сроки исправительных работ – от 2-месяцев до 2- лет.
Размеры удержаний из заработка осужденного: от 5 до 25 %.
90. Ограничение по военной службе. Ограничение свободы.
Суть этого вида уголовного наказания состоит в ограничении по военной службе осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. При этом из денежного содержания осужденного производятся удержания в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 %.
Ограничение по воинской службе может назначаться только как основное наказание. Кроме того, закон содержит и ряд ограничительных условий его применения: 1.оно может быть применено лишь к тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту; 2.такое наказание назначается только за совершение преступлений против военной службы
Ограничение свободы.
Этот вид наказания заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18 лет, в специальном учреждении без изоляции из общества в условиях осуществления за ним надзора.
Может назначаться только самостоятельно.
91. Понятие реализации права.
Реализация права – это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Слово «реализация» происходит от латинского «Realis» - вещественный и буквально означает овеществление. В наше время реализация определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы и т.д.
Право как нечто нематериальное реализуется, овеществляется в действиях, в активном поведении людей, в пользовании материальными благами, ценностями.
Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.
Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.
Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в 3-х формах.
1.Соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы.
2.Исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение.
3.Использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права.
92. Арест и содержание в дисциплинарной воинской части.
Этот вид наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества.
Арест по своей сущности является кратковременным лишением свободы. Это подтверждается тем, что: 1.осужденный к данному виду наказания подлежит по приговору суда строгой изоляции от общества. 2.закон устанавливает предельные сроки ареста – от 1 месяца до 6 месяцев.
Применяется как основное наказание.
Содержание в дисциплинарной воинской части.
Назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока по призыву.
Является самостоятельным видом наказания.
93.Лишение свободы.
На определенный срок. – состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания.
Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, наказание лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима.
Пожизненное лишение свободы.
Применяется только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначат ься только в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
Оно не является одним из видов наказаний, а представляет собой альтернативу смертной казни, т.е. может быть назначено взамен ее.
94. Смертная казнь.
Самый суровый и высший вид уголовного наказания, содержанием которого является лишение по приговору осужденного жизни.
Уголовный закон сам называет ее исключительной мерой наказания, подчеркивая этим, что она должна применяться в особых случаях. Смертная казнь не может, естественно, иметь своей целью исправление виновного, а выполняет задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений прежде всего самим осужденным и другими неустойчивыми лицами.
95. Основы федеративного устройства РФ.
В соответствии с федеративным государственным устройством различаются федеральные органы испол.власти и органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, карев, областей, городов респеубликанского значения, автономной области и автономных округов.
По организационно-правовым формам различаются:
А)правительства
Б)советы министров, имеющие статус правительства
В)министерства
Г)госкомитеты
Д)комитеты
Е) службы
Ж)главные управления, управления
З)инспекции
И)агентства
К)департаменты
Л)администрации
М)мэрии
Н)отделы и др.
Органы исполнительной власти других организационных форм создаются и действуют на различных уровнях.
По характеру компетенции выделяют органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправия и самоопределения членов РФ.
Система органов исполнительной власти в РФ строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции РФ.
96. Личные неимущественные права супругов
Равенство супругов в семье
1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. .
Право выбора супругами фамилии
Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. Соединение фамилий, не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.
97.Имущественные отношения супругов.
Понятие законного режима имущества супругов
1. Законном режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
2. Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства
Совместная собственность супругов
1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью
2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовом деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие).
Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя того из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.
2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
3. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или] регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Собственность каждого из супругов
1 Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
2 Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.
Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).
Раздел общего имущества супругов
1. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению.
По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.
При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов.
В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация
4. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них
5. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.
Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.
6. В случае раздела общего имущества супругов в период брака часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность
7. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности
Определение долей при разделе общего имущества супругов
1. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами
2 Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.
3. Общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально' присужденным им долям.