Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаем ый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются осн овы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политиче ских, экономических, правовых институтов. Их внешняя несвязанность с политическими и экон омическими задачами общества на самом деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества.
Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга. Брачно-семейными делами занималась, как и в Византии, церковь. И я сразу хочу подчеркнуть, что русская церковь, вслед за Византией, не отвергала участия гос ударственной власти в решении некоторых вопросов, относящихся к семейному праву.
В течение трех веков происходил процесс создания светского права, которое постепенно вытесняло византийское законодательство и русское церковное право. Несмотря на авторитет византийского законодательства, постепенно брачно-семейные дела перешли в двойное подчинение, и нормы византийского права стали противоречить нормам светского права. Это порождало путаницу в применении норм права, так как неизвестно бы ло, в каких случаях следует применять то или иное законодательство. Создание светского семейного права свидетельствовало о более зрелом этапе развития права вообще. Значение этих процессов велико, вытеснение церковного права началось задолго до официальной ликвидации автокефальности русской церкви и образования Синода, подчиненного государю. Несмотря на данные тенденции, светское право не смогло до конца XVIII столетия полностью заменить церковное законодательство. Некоторые замыслы остались на бумаге, двойное подчинение вызывало пренебрежение к закону как таковому, от чьего бы имени он ни создавался.
Нормы русского семейного права проводились в жизнь церковью. Пожалуй, никогда в церковной организации не было даже относительного единства в реализации той или иной политики. Не исключено, что подобное единство невозможно. Церковное руководство не ставило себе целью обеспечить священников приходов столь важными документами, не говоря уже о том, что многие послания архиепископов не доходили до места назначения, терялись по дороге. Кроме этих проблем существовало множество других.
В процессе развития общества церковь, обладавшая значительной политической и идейно-религиозной властью, теряла свои привилегии и постепенно превращалась в орган государственного аппарата, подчиненный императорской власти. Потеря церковью своег о положения не была впрямую связана с утверждением абсолю тизма, так как церковь обладала независимостью в течение, длительного времени. Нравственн о-религио зное влияние церкви на православных христиан было велико: религиозные праздники, церковные службы, причастия, крещения, венчания составляли общественную жизнь России. Священник прихода являлся одним из самых доверенных ли ц семьи, знал о семейных конфликтах и участвовал в умиротворении страстей.
В XVIII сто летии государство взяло на себя регулирование час ти вопросов, которые ранее принадлежали церкви, а также совершенствовало институты семейного права: институт брака, вдовства, опеки, создавало законы, устанавливавшие имущественную самостоятельность супруги. Эти и другие государственные меры рождали драматические конфликты между государственною властью и подданными. Какие-либо увещевания императриц, наказания виновных в нарушении закона не увенчались победой законности. Уменьшив влияние церкви на семейно-бытовые проблемы, государство, не смогло ее заменить. Церковь держала под неослабным вниманием семейные процессы. Государство, в чем-то подражая церкви, а в чем-то отдавая должное народным традициям, одобряло патриархальность семьи. Однако, его влияние на общественные процессы было недостаточно, подданными ощущалось уменьшение воздействия церкви.
Проблема прекращения брака являлась одной из центральных в русском семейном праве. Ее особое мес то я вижу в том, что семейные узы представ ляли собой вид угнетени я. Заклю чая брак в раннем воз расте, часто по выбор у и сове ту родителей, мо лодые люди не отдавали себе от чета в том, какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, сложная и дорог остоящая процедура раз водного процесса не по зволяли супругам развестись даже при н евозмож ности совместного проживания. Церк овь все гда отри цательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать эту облас ть семейного права. Светское зак онодатель ство не вмешивалось в компетенцию церковн ой власти, за исключением указа Петра I, который ввел новый повод к разводу — вечная ссыл ка супругов. Екатерина II преобразовала этот повод в вид прекращения брака смертью. Этим светское зако нодательство ограничилось и так же, как и церковь, не с тремилось расширя ть число поводов к разводу.
Пожалуй, в единственном вопросе светское законодательство делало много — это в развитии института вдовс тва. Положение вдовы в России, как правило, вызывало у важение и у церк ви, и у государстве нной власти. Гос ударство заб отилось о том, что бы вдовы (а затем и вдовцы) были обеспечены вдовьим прожитком, который помог бы им сущест вовать без посторонней помощи.
С приходом советской власти вопросам семьи и семейного права стало уделяться больше внимания. Об этом говорит то обстоятельство, что в числе первых в 1917 году были приняты именно декреты “О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния” и “О расторжении брака”, а самым первым кодексом советского государства стал Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 года), который подробно регламентировал вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния.
Было провозглашено полное равенство мужчины и женщины в области брака и семьи. Внебрачные дети уравнялись в правах с детьми, рожденными в браке. При этом указывалось: только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов.
Созданные на местах самостоятельные отделы загса уездных и волостных исполкомов в конце 1919 года были реорганизованы в подотделы управления НКВД, а в 1923 году - в столы при милиции. В 1924 году в связи с районированием уездов местные отделы загса были организованы при райисполкомах и сельсоветах.
С развитием нового государства совершенствовалось и семейное законодательство. В 1926 году, например, ВЦИК утвердил новый Кодекс законов о браке, семье и опеке в РСФСР, где появилась самостоятельная глава, посвященная записи актов гражданского состояния. После э того государство неоднократно возвращалось к регламентации вопросов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния. В 1936 году, например, было принято постановление ЦИК и СНК СССР “О порядке и сроках регистрации рождений и смертей”, в 1940 году - Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен”, в 1943 году -Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об усыновлении”, в 1946 году - постановление Совнаркома РСФСР “О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния”.
2. Круг отношений , регулируемых семейным правом
До принятия нового Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации предмет семейного права обычно определялся как “ личные и имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание” или как “ личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака и принадлежности к семье. Практически все авторы считали, что семейное право представляет собой самостоятельную отрасль права, отличную от права гражданского. С принятием Гражданского и Семейного кодексов в определении предмета семейного и гражданского права произошли существенные изменения. Пересмотрено и соотношение между данными отраслями. Некоторые институты : опека, попечительство, акты гражданского состояния,- традиционно входившие в состав семейного законодательства, были перемещены в Гражданский кодекс. Изменились и теоретические подходы к исследованию предмета и метода семейного гражданского права. Возрождение в нашей стране теории частного и публичного права дало возможность анализировать эти вопросы с совершенно иных позиций.
В новом Кодексе указывается, что семейное право устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным. В этой части определение предмета семейного права практически не изменилось.
Далее отмечается, что семейное право регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами. Семейное право определяет также формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Легко видеть, что если ранее действовавшее семейное законодательство определяло предмет семейного права столь широко, что это явно не соответствовало действительности, то в новом Семейном кодексе предпринята попытка дать ему более четкое и более узкое определение. Очевидно, что семейное право никогда не регулировало все неимущественные и все имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, родителями и детьми, и тем более другими членами семьи. Имущественные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи, в том числе и возникающие в семье, например отношения собственности, всегда регулировались нормами гражданского, а не семейного права. К семейно-правовой сфере относились лишь алиментные обязательства, существующие между этими лицами. В Семейном кодексе 1995 года определение несколько сужено. В нем по-прежнему говорится об имущественных и личных неимущественных отношениях между супругами, родителями и детьми и без всякого ограничения. Однако в отношении других членов семьи речь идет уже не о всех имущественных и личных неимущественных отношениях между ними, а только о тех из них, которые прямо предусмотрены семейным законодательством. Кроме того, семейное законодательство может устанавливать пределы, в которых данные отношения подпадают под его воздействие. Например, семейное законодательство регулирует в настоящее время только некоторые аспекты опеки и попечительства, в частности отношения, возникающие в связи с воспитанием детей в семье опекуна.
Анализируя данную норму, можно сделать вывод, что семейное законодательство по-прежнему не содержит качественных материальных критериев, позволяющих отграничить семейные отношения от отношений, регулируемых другими отраслями права. Данные отношения выделяются лишь по формальным признакам. Они должны возникать между супругами или родителями и детьми, или между другими родственниками, или иными лицами, однако в последних двух случаях о регулировании таких отношений должно быть прямое указание в нормах семейного законодательства.
Как уже отмечалось, семейное законодательство не регулирует всех имущественных и личных неимущественных отношений и между супругами, и родителями и детьми. При отсутствии материального критерия для разграничения отношений, регулируемых семейным и гражданским правом, ответить на вопрос, какие имущественные отношения между родителями и детьми, а также между супругами являются семейно-правовыми, практически невозможно. Единственным способом, позволяющим определить, применимо ли в тех или иных случаях семейное законодательство, является выяснение того, существуют ли нормы семейного права, прямо регулирующие данные отношения. Если таких норм нет, необходимо выяснить, регулирует ли данные отношения гражданское право.
Попытка определения семейных отношений как отношений, возникающих в семье, также не дает ответа на вопрос о природе этих отношений. Само понятие семьи всегда было настолько неопределенным, что его невозможно даже закрепить в законодательстве. Семья может рассматриваться в двух значениях. Семья в социологическом смысле традиционно понималась как “ союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой“. Однако данное определение в настоящее время должно быть расширено. Семья в социологическом смысле может основываться также на фактических брачных отношениях, в том числе и на отношениях между лицами одного пола, которые получают в настоящее время все большее юридическое признание в различных странах. Не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле. Для этого необходимо законодательное признание данного союза семьей. Семья юридическом смысле определялась как “ круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание”. Таким образом, определяя отношения, регулируемые семейным правом, как отношения, возникающие в семье, мы получаем замкнутый круг, поскольку семья в юридическом смысле - это круг лиц, отношения между которыми регулируются семейным правом. Кроме того, следует иметь в виду, что в последние годы в Европе и США все более проявляется тенденция на стирание границы между семьей в юридическом и социологическом смысле.
3. Соотношение личных и имущественных отношений в предмете семейного права
В новом Гражданском кодексе личные неимущественные отношения , не связанные с имущественными, исключены из предмета гражданско-правового регулирования. В пункте 2 из статьи 2 указывается лишь на то, что нематериальные блага защищаются гражданским правом, если иное не вытекает из существа этих благ. В комментарии к Гражданскому кодексу М. И. Брагинский объясняет это тем, что авторами Кодекса была принята точка зрения, по которой гражданское право лишь защищает объекты неимущественных отношений, но не регулирует их. Данное решение вопроса представляется весьма спорным. Во- первых, любая отрасль права охраняет не объекты, а возникающие по поводу них отношения. Во-вторых, из-за сужения предмета гражданско-правового регулирования невозможно объяснить, как гражданское право регулирует гражданско-правовые состояния. Отношения, связанные с регулированием правоспособности, дееспособности, их ограничением, эмансипацией, являются личными неимущественными отношениями, не связанными с имущественными. Гражданское право, безусловно, не только охраняет, но и регулирует их. Не вдаваясь в существо разногласий между сторонниками теории регулирования и теории защиты, можно сказать, что те же выводы применимы и к большинству личных отношений, регулируемых семейным правом.
Нельзя считать совершенно случайным и то, что в статье 2 нового Семейного кодекса говорится об “установлении” порядка и условий вступления в брак, его расторжения и признания его недействительным и о “регулировании” других семейных отношений. В Семейном кодексе не проводится четкого различия между “регулированием”, с одной стороны, и “установлением” и “охраной” - с другой ( так, рассматриваемая статья 2 СК озаглавлена “ Отношения , регулируемые семейным законодательством”), однако определенная разница между этими понятиями все же имеется.
Из современных ученых пределы регулирования правом неимущественных отношений четче определил О. С. Иоффе. Применительно к личным семейным отношениям “объективные возможности юридического нормирования оказываются, - по его мнению, - существенно ограничены, так как эти отношения... связаны с внутренним миром переживаний, не поддающихся внешнему контролю”. Поэтому, если для семейных отношений закон вводит общий режим правового регулирования, то юридические нормы, посвященные личным взаимоотношениям членов семьи, затрагивают только их отдельные стороны. Определяя предмет семейного права, О. С. Иоффе специально заостряет внимание на том, что “семейное право - это система юридических норм, регулирующих в пределах, подконтрольных государству, личные и имущественные отношения...”
Итак, можно сделать вывод, что в области личных отношений право определяет лишь внешние границы их начала и окончания: условия вступления в брак, прекращение брака, установление отцовства, лишение родительских прав и т. д. Кроме того, право устанавливает некоторые общие императивные запреты, общие рамки, в которых осуществляются личные семейные отношения, само содержание которых находится вне сферы правового регулирования. Например, закон не определяет формы и способы воспитания детей, но запрещает злоупотребление этими правами. Еще менее урегулированы правом личные неимущественные отношения супругов. Действительно, мы видим, что право не регулирует и не может регулировать ни интимную жизнь супругов, ни их личные взаимоотношения. Нормы-декларации, обвязывающие супругов заботиться друг о друге, устанавливающие равенство супругов в решении вопросов семейной жизни, и есть те самые “мнимые права”, о которых говорил Г. Ф. Шершеневич. Право не знает способов их принудительного осуществления. Оно не содержит даже общих границ осуществления супругами этих прав.
Все приведенные доводы подтверждают тот факт, что имущественным отношениям в предмете семейного права отводится больше места чем личным неимущественным. Но если это так, то предмет семейного права оказывается полностью совпадающим с предметом права гражданского. И в той и в другой отрасли основу предмета составляют отношения имущественные, а личные неимущественные отношения занимают в нем второстепенное положение. Однако для окончательного ответа на этот вопрос необходимо выяснить, не обладают ли семейные отношения специфическими признаками, настолько существенно отличающими их от гражданских, что это позволяет говорить об отраслевой самостоятельности семейного права.
4. Семейные правоотношения
Семейное право - это система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения возникающие из : 1.Брака
2.Кровного родства
3.Принятия детей в семью на воспитание
Семья - это круг лиц связанных правами и обязанностями вытекающими из родства, усыновления или других юридических фактов.
Юридические факты это :
1.Родство - кровная связь лиц происходящих от одного предка.
Родство бывает двух линий прямое и боковое : Прямое это происхождение одного лица от другого (дет; отец; сын). Боковое родство только предок общий (братья; сестры; тети; дяди).
2.Свойство - это отношение между родственниками одного супруга с другим (теща; тесть; свекор; свекровь).
Принципы семейного права:
1.Равноправие граждан (независимо от расы, обрядов и т.д.)
2.Равноправие мужчины и женщины.
3.Единобрачие.
4.Свобода и добровольность заключения брака.
5.Свобода и добровольность расторжения брака.
6.Взаимная забота членов семьи (моральная и материальная поддержка).
7.Защита со стороны государства семьи, недопустимость произвольного вмешательства кого либо в семью.
8.Судебная защита прав членов семьи.
9.Ограничение прав членов семьи только на основании федерального закона (лишение материнства).
Семейные правоотношения :
Семейные правоотношения возникают в результате воздействия семейно-правовых норм на регулируемые ими общественные отношения. Возникновению семейных правоотношений предшествует издание норм, регулирующих данные общественные отношения (нормативные предпосылки); наделение субъектов правоспособностъю, позволяющей им быть носителями прав и обязанностей, предусмотренных в правовых нормах (правосубъектные предпосылки); наличие соответствующих юридических фактов, с которыми нормы связывают возникновение данных правоотношений (юридико-фактические предпосылки).
Правоотношения, безусловно, не тождественны тем фактическим отношениям, которые существовали до того, как подверглись воздействию правовых норм. Во-первых, право, как уже неоднократно отмечал, регулирует семейные отношения далеко не полностью, поэтому форму правоотношения приобретает не все семейные отношения, а лиш определенная их часть. Так, семейное законодательство не регулирует духовную и физиологическую сторону брака, других правоотношений, связанных с воспитанием детей.
Кроме того, можно заметить, что некоторые семейные отношения могут существовать только в форме правоотношений, например отношения опекуна и его несовершеннолетнего подопечного. Другая часть семейных отношений существует как в виде правоотношений, как и просто в качестве фактических отношений, но последствия их необличения в форму правоотношений различны. В одних случаях, например при существовании незарегистрированного брака, такие фактические отношения не порождают правовых последствий. В других случаях, например при фактическом усыновлении, если ребенок считает усыновителя своим родителем, но усыновление не было оформлено, с одной стороны, не возникают те правовые последствия, к которым стремился фактический усыновитель: между ним и ребенком не возникает правовой связи, аналогичной связи родителей и детей. С другой стороны, между ними существует правоотношение по фактическому воспитанию и содержанию. В семейном праве почти нет случаев, когда закон считает правонарушением непридание фактическим семейным отношениям правовой формы. Стимулом к правовому оформлению таких отношений является непризнание за ними в противном случае юридической силы. Практически такую же картину мы наблюдаем и в гражданском праве, но здесь закон даже более строг: деятельность незарегистрированного или не получившего лицензию юридического лица, например, рассматривается как правонарушение и карается гражданскими и административными, а иногда даже уголовно-правовыми мерами.
По субъектному составу семейные правоотношения делятся на состоящие из двух или трех участников. При этом следует отметить, что для семейного права в силу строго индивидуальной природы регулируемых им отношений наиболее типичны двухсубъектные правоотношения. Трехсубъектные правоотношения возникают реже, например между родителями и ребенком, однако и они могут быть рассмотрены как несколько простых правоотношений, в которых участвует каждый из родителей и ребенок.
Чисто обсолютные правоотношения не типичны для семейного права. Отношения общей собственности в семейном праве, так же как в гражданском, не является чисто абсолютными: в отношении всех третьих лиц они выступают как абсолютные, но в отношениях между собственниками проявляются как относительные.
Более типичными для семейного права являются чисто относительные правоотношения и относительные правоотношения с абсолютным характером защиты. К первой разновидности относятся, например, алиментные обязательства, ко второй - права родителей на воспитание детей. Правоотношения родителей и детей по своей структуре являются относительными: в них участвуют строго определенные субъекты - родитель и ребенок, но по характеру защиты они обладают признаками абсолютных правоотношений, и все лица обязаны воздерживаться от их нарушения.
5. Правоспособность и дееспособность в семейном праве
Новый Семейный кодекс, так же как и предшествующий ему КоБС, не дает легального определения правоспособности и дееспособности. Анализ этих понятий позволяет сделать вывод о возможности использования в семейном праве понятий правоспособности и дееспособности, содержащихся в Гражданском кодексе. Изменение гражданской дееспособности оказывает непосредственное влияние на семейные отношения. Ограничение или лишение гражданской дееспособности приводит соответственно к ограничению или лишению семейной правоспособности.
Семейное законодательство не содержит указаний на исчерпывающий перечень семейных прав и обязанностей, значит, в соответствии с принципом “разрешено все, что прямо не запрещено законом”, можно предположить, что и в семейном праве возможно иметь права, прямо не предусмотренные законом. Итак, все, что осталось от определения, - это “способность иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности”. В результате мы получили определение правоспособности, идентичное гражданско-правовому.
Таким образом, семейная правоспособность, так же как и гражданская, может быть определена как способность иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 ГК гражданская правоспособность возникает с момента рождения. В отношении семейной правоспособности принято было считать, что, хотя семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с рождения, с достижением определенного возраста она расширяется.
В семейном же праве многочисленные правовые возможности, входящие в состав правоспособности, такие, как способность к вступлению в брак, усыновлению, способность быть назначенным опекуном или попечителем, не могут до определенного возраста осуществляться ни действиями самого субъекта права, ни действиями его законных представителей. Возникает вопрос о том, можно ли сказать, что эти элементы присутствуют в составе семейной правоспособности уже с рождения или же они появляются, как указывали В.А. Рясенцев и многие другие ученые, только с достижением соответствующего возраста. Проблема невозможности осуществления прав с помощью других лиц - это проблема не только семейного, но и гражданского права.
В семейном праве нет общего законодательного запрета совершать акты, направленные на ограничение правоспособности. Только в ст.42 СК содержится указание на недопустимость включения в брачный договор условий, ограничивающих правоспособность и дееспособность. Этот принцип следует распространить и на иные семейные соглашения и односторонние акты субъектов семейного права.
Наличие дееспособности не всегда необходимо для участия в семейных правоотношениях. В одних случаях, например в правоотношениях, складывающихся между родителями и несовершеннолетними детьми, один субъект - ребенок - всегда недееспособен, и его дееспособность не нуждается в восполнении. В других правоотношениях, например в алиментных, один из сторон может быть недееспособной, но ее дееспособность должна восполняться действиями законных представителей.
Полная дееспособность в семейном праве, как и в гражданском, возникает с 18 лет.
Ограничение гражданской дееспособности также оказывает непосредственное влияние на семейную дееспособность. Такие лица не вправе быть опекунами, попечителями, усыновителями. По логике вещей, они не должны иметь права и на заключение брачных договоров и алиментных соглашений, так как гражданское законодательство не разрешает им распоряжаться своим имуществом. Однако брачные договоры не только не способствуют ухудшению материального положения семьи, а наоборот, могут быть направлены на его укрепление. Поскольку семейное законодательство не устанавливает таких ограничений для частично дееспособных, следует считать, что они вправе заключать указанные договоры.
При вынесении решения о расторжении брака суд принимает в необходимых случаях меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.
В соответствии со ст. 81 СК РФ алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей -половины заработка (дохода) родителей.
Заявление о взыскании алиментов может быть подано в суд по месту жительства заявителя или лица, обязанного платить алименты. Право выбора места подачи заявления принадлежит заявителю.
Лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться с заявлением о взыскании алиментов в суд независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на получение содержания.
Алименты присуждаются на будущее время с момента обращения с заявлением в суд. Алименты за прошлое время могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока, если судом будет установлено, что до обращения принимались меры к получению средств на содержание,алименты не были получены вследствие уклонения обязанного лица от их уплаты.
Нормативно – правовые акты
1. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 1223- ФЗ
Учебная литература
2. Антокольская М.В. Семейное право. Учебник..- М.: Юрист, 1997.- 312 с.
3. Гаврилов Э.П. Крылова З.Г. Учебник по правоведению. – Москва «Высшая школа», 2003.- 251 с.
Интернет – источники
3. Сайт юридической литературы www.consultant.ru/popular/family/