Академия МВД Республики Беларусь
Следственно-экспертный факультет
Кафедра: Теория и история государства и права, конституционное и международное право
Реферат
На тему: Свобода мнений, убеждений и свободное их выражение
Выполнил:
Казеев Александр Владимирович
курсант 14 учебной группы
1-го курса
Минск 2007
План
Введение
Свобода мнений, убеждений и свободное их выражение в Республике Беларусь
Свобода мнений, убеждений и свободное их выражение в Российской Федерации
Анализ законопроекта СМИ в Беларуси всемирной компанией за свободу слова ARTICLE 19
Заключение
Используемая литература
Введение
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ч.1 ст2. Конституция РБ). В данной статье мы видим, что в основном законе страны закреплена важность для государства свобода в реализации своих прав и свобод человеком. Так же это мы встречаем в части 1-й статьи 21-й Конституции РБ. Так же государство в Конституции закрепило равенство всех перед законом (Статья 22. Конституции РБ: Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.). Тем самым мы видим что свобода и права человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека, что так же важно для нас.
Основными Правами и свободами являются личные права и свободы: право на жизнь, свобода, неприкосновенность и достоинство личности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и выбора места жительства, право на определение отношения к религии, свобода мнений и убеждений, право на национальную принадлежность, пользование родным языком, право на судебную защиту, право на юридическую помощь, право на защиту международных организаций.
Для нормальной и полноценной жизнедеятельности не маловажно такое понятие как свобода мнений, убеждений и свободное их выражение. Поэтому в данной работе мы рассмотрим именно их.
1.Свобода мнений, убеждений и свободное их выражение в Республике Беларусь
Для того, чтобы говорить про свободу мнений и убеждений, достаточно обратиться к основному закону нашей страны, а именно к Конституции РБ. В ней нужно сразу посмотреть статью 33: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются».
Это мы можем найти и в ст.3, ст.4, ст.5 и ст.6 Закона РБ «О печати и других средствах массовой информации».
В названных статьях закрепляются как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова, а так же не допустимость монополизации и цензуры.
Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают её ограничение.
Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Так же ограничение на распространение информации можно найти в ст. 53 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации».
Так для выражения мнений и убеждений существуют различные средства массовой информации, но они должны соответствовать основным принципам изложенным в Законе Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации», а в частности в статье 2-й данного закона: «Основными принципами деятельности средств массовой информации являются:
достоверность информации – средства массовой информации должны распространять информацию, соответствующую действительности;
законность – распространение информации не должно противоречить законодательству Республики Беларусь;
равенство – средства массовой информации в своей деятельности исходят из равенства прав всех категорий граждан, государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц на распространение и получение массовой информации;
уважение к правам и свободам человека – средства массовой информации в своей деятельности обязаны соблюдать и уважать права и свободы человека;
разнообразие мнений – средства массовой информации обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе;
развитие национальной культуры и укрепление нравственности – деятельность средств массовой информации должна быть направлена на развитие национальной культуры и укрепление нравственности населения;
соблюдение норм профессиональной этики и общечеловеческих норм морали – в своей деятельности работники средств массовой информации руководствуются нормами профессиональной этики и общечеловеческими нормами морали».
Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры. Согласно Закону о печати и других средств массовой информации гражданам гарантируется свобода печати и других средств массовой информации.
Граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.
Средства массовой информации имеют правовую основу: Конституция РБ, настоящий Закон и иные акты законодательства, в том числе международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.9 Закона о печати и других средств массовой информации).
Важно будет отметить статью 29 Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации». Компетенция органов саморегулирования в сфере массовой информации:
«Органы саморегулирования в сфере массовой информации:
осуществляют общественный контроль за соблюдением в Республике Беларусь свободы массовой информации;
разрабатывают и утверждают нормы профессиональной этики журналистов;
рассматривают жалобы на нарушения норм профессиональной этики журналистов и иные претензии к деятельности средств массовой информации».
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны представлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими права и законные интересы.
Принципиально важным и с точки зрения информирования в деятельности органов государства, и с позиций обеспечения реализации гражданами их прав и обязанностей является требование Конституции (ст. 7) и актов текущего законодательства о публикации или доведении до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных органов.
Содержанием государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти Республики Беларусь необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, содействующих развитию информатизации, защищающих права и интересы граждан и государства при ее осуществлении (ч.1 ст.4 Закон Республики Беларусь «Об информатизации» от 6 сентября 1995 года).
Свобода мнений, убеждений и свободное их выражение проявляется в политических партиях и общественных объединениях. Так общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав (ч.1 ст.1 Закона Республики Беларусь 4 октября 1994 г. N 3254-XII Об Общественных Объединениях (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 36-З)); политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ч.1 ст. 1 Закона Республики Беларусь 5 октября 1994 г. N 3266-XII О политических партиях (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 35-З)).
Данные законы являются свидетельством законодательного закрепления реализации своих мнений и убеждений, а так же прав и свобод. Для полной деятельности общественных объединений и политических партий законодатель также закрепил и их права (ст.20 Закона об общественных объединениях и ст. 21 Закона о политических партиях для общественных объединений и политических партий соответственно), нарушение которых преследуется законом за исключением случаев предусмотренных в ч.3-й ст. 5-й Конституции РБ.
3. Свобода мнений, убеждений и свободное их выражение в Российской Федерации
У свободы слова общая судьба демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для основы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинств. Признание свободы слова требует и признания возможности её ограничения – не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить всё что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно, в произведениях производительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это всё то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.
Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на «передовые» и «отсталые» классы, национализму и расизму, шовинизму и антисемитизму.
Другая опасность, порождаемая неконтролируемостью свободы слова, носит фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации от 23 марта 1995 г. отмечается, что антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает всё более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооружённые и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних м некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами. Указом предусматриваются меры по усилению борьбы против фашистской угрозы и предписывается органам МВД, ФСБ и др. задерживать и привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждения социальной, расовой, национальной и религиозной розни, принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и ограничение деятельности фашистского характера.
Весьма важно положения, сформулированные в ч.1 и ч.3 ст. 29 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова» и «3. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определённом мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомыслящих, уважались.
Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова даёт основание отнести её в равной степени и к личным, и к политическим правам человека. Так произошло и со ст.29 Конституции РФ, первые три части которой трактуют эту свободу в личном плане, а остальные две – в политическом.
Без всякого преувеличения можно сказать, что свобода печати и информации – коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность общества и каждого человека – залог экономического и культурного прогресса. Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.
Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч.4 ст. 29 Конституции, является права каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.
Особое место принадлежит массовой информации, которая реализуется через различные СМИ – газеты журналы и т.д. СМИ часто досаждают правительствам, находятся на острие политической борьбы в обществе, но демократическое государство не может позволить себе избавиться от этого «досадного» фактора. Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом газет и других СМИ и распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную тайну.
Согласно Конституции цензура запрещается. Конкретные гарантии свободы СМИ содержатся в Законе о СМИ от 27 декабря 1991 г. Ограничительные акции(юридические и фактические) Российского государства в отношении СМИ применяются намного реже, чем в зарубежных развитых странах.
В целом политика свободы мнений, убеждений и свободного их выражения в России схожа с Белоруссией. Так же хочется заметить что в конституциях обоих стран закреплён приоритет международного права, а следовательно должна соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., а в частности в ней провозглашены основные политические и гражданские права (ст.ст. 4-21), такие как право на свободу мысли (что для нас и нужно) совести и религии, право убежища, право на гражданство и другие.
3. Анализ законопроекта СМИ в Беларуси всемирной компанией за свободу слова ARTICLE 19
Всемирная кампания за свободу слова ARTICLE 19 подготовила Меморандум по проекту Закона Республики Беларусь «О внесении поправок и дополнений в Закон о печати и других средствах массовой информации». Данный меморандум был подготовлен по заказу Представителя ОБСЕ по свободе СМИ и содержит анализ законопроекта для обеспечения его соответствия международным стандартам относительно права на свободное выражение мнений. ARTICLE 19 выражает серьезную обеспокоенность по поводу законопроекта. По мнению правозащитников, многие его положения налагают существенные ограничения на свободу слова.
Версия законопроекта, который проанализировала данная компания, является последней версией законопроекта которую ARTICLE 19 получила в сентябре 2003 г. Комментарии основаны на неофициальном переводе законопроекта на английский язык. Материалы, содержащиеся в том документе, отражают точку зрения ARTICLE 19.
Законопроект содержит некоторые положительные особенности, включая Статью 3, которая гарантирует право на свободу мнения и выражения, Статью 4, которая запрещает цензуру, и Статью 6, которая запрещает различные ограничения на свободу СМИ. В то же время, ARTICLE 19 серьезно обеспокоен по поводу законопроекта. По её мнению многие его положения налагают существенные ограничения на свободу выражения, и общая сфера применения закона чрезвычайно широка. Одна из проблем связана с попыткой регулировать все аспекты деятельности СМИ и все секторы СМИ в одном законодательном акте. Это ведет к тому, что правовые режимы регистрации, лицензирования, аккредитации и доступа к информации неопределенно очерчены и часто неуместны. Что еще более важно, введение систем регистрации, лицензирования и аккредитации контролируемыми органами, которые не являются независимыми от государства, представляет собой чрезмерное осуществление государственного контроля над деятельностью СМИ и противоречит международным принципам свободы выражения.
Сфера применения законопроекта чрезмерно широка по множеству параметров. В начале документа печатное средство массовой информации определяется в Статье 1 (13) как печатное издание, имеющее постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и распространяемое не реже одного раза в год. Хотя намерение, кажется, состоит в том, чтобы включать только истинные средства массовой информации, это положение может охватывать, среди прочего, большинство годовых отчетов различных организаций, а также разнообразные регулярные отчеты, которые никоим образом не могут классифицироваться как средства массовой информации. Статья 1 (23), определяющая средства массовой информации вообще, является также слишком широкой, включая в это понятие “любую форму периодического распространения массовой информации”. Во вторых, существуют проблемы с попыткой применить одинаковую регулирующую систему к ряду различных типов СМИ. Например, в соответствии со Статьей 11, все средства массовой информации обязаны регистрироваться. Но Статья 33 (1) говорит о том, что вещатели осуществляют свою деятельность на основе лицензии на вещание. Нет причины требовать, чтобы вещатели проходили через два различных официальных процесса для того, чтобы могли начать работать. Законопроект также охватывает "сетевые" средства массовой информации. Некоторые условия определяются для Интернет-изданий, например, то, что они являются средствами массовой информации, занимающимися сбором, хранением, обработкой и распространением информации на регулярном основании, и что их редакция офис имеет статус продюсера и дистрибутора. В то же время определение все таки включает широкий круг Интернет-коммуникаций, и попытка их регулирования является потенциально очень проблематичной. ARTICLE 19 серьезно обеспокоены любыми попытками применить регулирующие структуры, разработанные для печати и вещающих СМИ, к Интернету, и подобные усилия, предпринятые в других странах, часто приводили к конституционным проблемам.
ARTICLE 19 указывает рекомендации по этому поводу такие: определение печатных СМИ должно быть намного более точным, чтобы им были охвачены только истинные средства массовой информации. Законопроект не должен стремиться применять одинаковые регулирующие правила к печатным и вещающим СМИ.· Вещающие СМИ не должны обязываться проходить регистрацию, в дополнение к получению лицензии на вещание.· Законопроект не должен пытаться регулировать Интернет.
Статья 2 законопроекта излагает множество «основных принципов» деятельности средств массовой информации. Не вполне ясно, в чем роль этих принципов, и они не кажутся непосредственно применимыми. В то же время, даже как общие принципы, они проблематичны. Например, Статья 2(1) говорит, что “средства массовой информации должны распространять информацию, которая соответствует действительности.” Использование юридических мер, чтобы запретить распространение ложной информации не может быть оправдано как законное ограничение свободы выражения. Национальные суды и международные правозащитные организации во всем мире постановляли, что положения о ложных новостях нарушают право на свободу выражения.
Статья 53 перечисляет ряд форм выражения, которые запрещены в СМИ. Статья 53 (1.1) запрещает распространение информации от имени незарегистрированных, не прошедших перерегистрацию или ликвидированных политических партий, либо иных общественных объединений. Это незаконное ограничение на свободу выражения. Нет никаких причин, почему СМИ не должны освещать, или даже рекламировать партии и организации, которые еще не были зарегистрированы.
Статья 53 (1.2) запрещает распространение “сведений, пропагандирующих использование и потребление наркотических средств, … а также сведений о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и иных одурманивающих средств”. В частности, данное положение слишком широко, и делает фактически невозможным любое общественное обсуждение относительно психотропных веществ и наркотиков.
Все положения Статьи 53 (1), в той степени, в которой они законны, должны в любом случае содержаться в законах общего применения, а не в законах, касающихся конкретно СМИ. Например, в той степени, в которой законно запрещать подстрекательство к расовой ненависти, это одинаково касается всех форм подстрекательства и поэтому нет никаких причин применять специальный режим запрещения подстрекательства к расовой ненависти к средствам массовой информации.
Статья 8(2) запрещает “искажение средствами массовой информации общепринятых норм используемого языка”. Это чрезвычайно проблематично. Прежде всего, то, что составляет общепринятую норму языка – это крайне субъективное понятие, подлежащее изменению со временем, и поэтому ему не хватает точности, требуемой для любого ограничения свободы выражения. Во вторых, для государства просто незаконно законодательно предписывать лингвистические нормы. Право на свободу выражения включает право использовать язык по своему усмотрению, включая разговорные термины, сленг и даже лингвистические искажения. Все эти формы могут использоваться для выражения различных идей и понятий, и нет никакой законной причины запрещать их. ARTICLE 19 предлагает статью 8(2) исключить из законопроекта.
Законопроект фактически возносит этические принципы до уровня правовых обязательств, например, говоря в Статье 46(1), что журналисты должны действовать в соответствии с принципами профессиональной этики и обеспечивая в Статье 48, что Кодекс журналистской этики должен быть одобрен органами саморегулирования. Это противоречит самой идее этики, которая по определению является личной и идее профессиональных правил, которые не должны предписываться законом.
Статьи 50-53 предусматривают частичное право на доступ к информации государственных и неправительственных организаций, частично осуществляя соответствующее конституционное обязательство. Статья 50 говорит, что граждане имеют право получать информацию от этих органов и что эти органы обязаны предоставлять информацию гражданам, например с помощью пресс-конференций. Редакция имеет право запросить информацию у этих органов, и информация должна быть предоставлена в течение 10 дней. Статья 53 определяет некоторые категории информации, в доступе к которой может быть отказано, а Статья 52 определяет другие категории информации доступ к которой может быть ограничен, а Статья 51 определяет информацию доступ к которой не может быть ограничен. Эти шаги к большей открытости являются положительными моментами, и ARTICLE 19 приветствует стоящие за ними усилия.
ARTICLE 19 указывает больше на ненужность некоторых статей, т.к. исполнение их норм и так обязательно и указание их в данном законодательстве в принципе никакого значения не имеет, а так же указывает на не точность законопроекта в том, что пользуясь некоторыми статьями может возникнуть злоупотребление полномочиями.
Заключение
Мысль – неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. «Я мыслю – значит, я существую», – писал французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это её имманентное состояние. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли её свободы – заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счёте не осуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины – главная причина краха всех тоталитарных режимов.
Для современного, демократического государства очень важно понятие свободы мысли и слова, а так же свободное выражение своих мыслей и убеждений. Это важно больше для общества в целом, но свобода мысли и слова бывает, пересекается с интересами государства. Государство несомненно пытается решить проблему (стоит вспомнить гарантии закреплённые в Конституции и других законодательных актах), но полностью законодательно все проблемы решить ещё пока не получается.
Используемая литература
1. Р.А. Халамкарян, Ю.И. Мигачёв – Международное право/Москва 2003г.
2. Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев – Российское административное право/Москва 1998г.
3. Г.А. Василевич – Конституционное право Республики Беларусь/Минск 2003г.
4. М.В. Баглай – Конституционное право Российской Федерации/Москва 1998г.
5. Конституция Республики Беларусь.
6. Конституция Российской Федерации.
7. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О печати и других средствах массовой информации”» (принятый Палатой представителей, одобренный Советом Республики).
8. Закон Республики Беларусь «Об информатизации» от 6 сентября 1995 года.
9. Закон Республики Беларусь 4 октября 1994 г. N 3254-XII Об Общественных Объединениях (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 36-З).
10. Закон Республики Беларусь 5 октября 1994 г. N 3266-XII О политических партиях (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 35-З).
11. Меморандум всемирной компанией за свободу слова ARTICLE 19 по проекту Закона Республики Беларусь «О внесении поправок и дополнений в Закон о печати и других средствах массовой информации» (новости за 8.01.2004 г.).