АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра международного и сравнительного права
Курсовая работа на тему:
« Средства массовой информации и их роль в политической системе зарубежных стран»
Выполнила: студентка 2 курса,
специальности «Государственное управление
и право», группы 3
Буцко Софья Сергеевна
Руководитель: Зеленова Ольга Николаевна
Минск – 2006
Содержание
Введение
1. Становление и развитие средств массовой информации в зарубежных странах
Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке
Периодика Китая
Арабская пресса
Развитие периодической печати в Африке
Периодическая печать в Латинской Америке
Современные СМИ США
2. Правовой статус СМИ
2.1 Защищенность СМИ
2.2 Международно-правовые документы универсального характера
3. Роль СМИ в политике
3.1 Место и роль СМИ в политической жизни общества
3.2 Сущность и основные направления деятельности СМИ как составной части политической системы общества
Введение
Деятельность средств массовой информации (СМИ) всегда привлекала общественное внимание. Нужно отметить, что СМИ являются предметом постоянного обсуждения и исследования ученых, экспертов и самих журналистов. Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют различными пышными титулами такими как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти». Являются ли средства массовой информации одним из важнейших институтов современного общества? Они выполняют множество функций: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляются через и с помощью СМИ.
Целью моей курсовой работы будет определение места и роли СМИ в современных политических системах зарубежных стран. Степень их влияния в обществе. В связи с этим - изучение становления и развития различных СМИ, а также их правовая защищенность на современном этапе.
В данной работе были использованы Международно-правовые документы в области средств массовой информации, материалы Европейского семинара по укреплению независимых и плюралистических средств информации, законодательство и практика средств массовой информации, литература российских и зарубежных авторов.
1. Становление и развитие средств массовой информации в зарубежных странах
1.1 Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке
В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю журналистики как социального института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации.
Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений. Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров.
В XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение необходимого для этого досуга. За тридцать лет, предшествующие началу XX в., общегодовая продолжительность рабочего времени сократилась в ведущих странах Западной Европы и США в среднем на 250–300 часов, а в канун второй мировой войны она была уже на 600–1000 часов меньше, чем в 1870 г. Так были сформированы предпосылки для существенного роста аудитории прессы за счет низов общества, составлявших в тот период подавляющее большинство населения.
Что касается стран Азии, Африки и Латинской Америки, то после достижения национальной независимости развивающиеся страны столкнулись с весьма серьезными проблемами, препятствующими развитию журналистики (и в особенности – периодической печати). К числу этих проблем относится экономическая отсталость, массовая неграмотность населения, устаревшая полиграфическая база прессы. В результате только один из двухсот жителей Бангладеш читает газету, в то время как в Индии – один из 25. В Пакистане грамотны лишь около четверти жителей, что существенно сужает поле деятельности периодики страны. Большие сложности, в том числе технические, создает разноязыкость населения.
1.2 Периодика Китая
Под влиянием политико-экономических реформ, начатых в стране после смерти Мао Дзедуна и отстранения от власти радикальной группировки в руководстве КПК, были созданы предпосылки и условия для быстрого роста периодики. Восьмидесятые годы стали периодом реформирования китайской журналистики и стремительного развития периодической печати – как по количеству изданий, так и по масштабам их распространения. Пятую часть от общего количества названий газетной периодики составляли общеполитические газеты – органы партийных организаций разного уровня – от ЦК КПК до уездных парткомов.
Под влиянием реформационных процессов меняется содержание китайской прессы. Расширилась тематика выступлений, живее стал стиль материалов, разнообразнее лексика журналистских произведений. Сегодня даже в партийной периодике нередки скандальные (с точки зрения бытующих в Китае представлений о морали) публикации, способствующие повышению читательского рейтинга изданий. Главной пропагандируемой в прессе ценностью становится личная инициатива, тогда как ранее восхвалялись коллективные усилия в интересах всеобщего благосостояния. «Героями дня», чей пример пропагандируется прессой, стали удачливые предприниматели, в то время как раньше ими были передовые рабочие, крестьяне, военнослужащие.
1.3 Арабская пресса
В большинстве арабских стран периодика издается и финансируется государством, по отношению к прессе и журналистам применяются авторитарные методы управления и контроля. Вместе с тем необходимо отметить, что до недавнего времени в арабском мире было сравнительно немного «независимых» частных газет и журналов, способных выходить без финансовой поддержки со стороны государства: ограниченность аудитории (в связи с низким образовательным уровнем значительной части населения) и узость национальных рекламных рынков делали принципиально невозможным развитие коммерческой модели прессы во многих странах. В начале 1980-х годов частные издания существовали лишь в Бахрейне, Иордании, Ливане, Катаре, Кувейте, Марокко, Тунисе и Саудовской Аравии. Традиционно арабская периодика является весьма политизированной.
Законодательство арабских стран предусматривает многочисленные ограничения на деятельность прессы. Так, в Ираке при режиме Саддама Хусейна существовал законодательный запрет на освещение в печати ряда тем. За публикации, признанные оскорбительными для президента и высших официальных лиц, была предусмотрена смертная казнь.
Арабские издатели и журналисты испытывают давление не только со стороны правительственных кругов. Пресса находится и под пристальным вниманием экстремистских сил разного толка, главным образом – исламских фундаменталистов. Нередки случаи, когда журналистам и редакторам угрожают расправой за их профессиональную деятельность. Нападения на журналистов и их убийства также не редкость.
Исключением из общих правил является деятельность так называемых общеарабских изданий, которые выходят в странах Западной Европы, где нет жесткого контроля со стороны арабских правительств.
В настоящее время, по мере дальнейшего развития рыночных отношений и роста предпринимательства, появления все новых нефтедобывающих арабских стран с быстро растущим уровнем национального дохода (в их число в 1990-е годы вошли Оман и Йемен – бывшие экономические «аутсайдеры»), в арабском мире усиливается тенденция коммерциализации СМИ. Это позволяет сделать прогноз, что в перспективе в арабских государствах будет появляться все больше частных периодических изданий, финансируемых главным образом за счет поступлений от публикации коммерческой рекламы и независимых от государственных структур.
1.4 Развитие периодической печати в Африке
Во всех странах Африки в постколониальный период издавалось всего лишь примерно 170 ежедневных газет. Тираж многих из них не превышал несколько тысяч экземпляров, гораздо реже – несколько десятков тысяч. В ряде государств, например, Чаде, ежедневные газеты в постколониальный период не издавались. Многие издающиеся газеты были похожи на бюллетени, заполненные официальной информацией.
Развитие периодической печати в Африке в период после достижения независимости сдерживалось в силу воздействия ряда негативных факторов. Наряду с политической нестабильностью, экономической отсталостью, высоким уровнем неграмотности, неразвитостью коммуникаций и средств доставки, молодые африканские государства столкнулись с труднопреодолимыми проблемами, связанными с чрезвычайным этническим многообразием населения. Жители континента говорят на 800 языках и сотнях диалектов. Нередко население одной и той же страны говорит на десятках языков. Так, в Нигерии соседствуют более 250 языков и диалектов.
Это серьезно затрудняет использование периодической печати в качестве средства массовой коммуникации. Применение языков-посредников не всегда эффективно в условиях Африки: большинство из местных языков не имеет письменной или литературной формы, а язык бывших колонизаторов известен преимущественно образованным африканцам, составляющим меньшинство населения (примерно 10%). К тому же в традиционных культурах африканцев доминировали устные формы коммуникации, печатное же слово никогда не играло значительной роли в общении людей.
Этническая пестрота препятствовала созданию прочных экономических основ для функционирования частной прессы, базирующейся на доходах от рекламной деятельности, поскольку в условиях языковой разобщенности невозможно сформировать массовую читательскую аудиторию. Об узости реального рекламного рынка свидетельствует также низкая покупательная способность подавляющего большинства африканцев (исключая население ЮАР). Частные издания издавались в первые постколониальные десятилетия лишь в нескольких странах Африки – Малави, Того, Мадагаскаре, Кении и некоторых других.
Названные факторы, а также политический курс национального руководства в большинстве добившихся самостоятельности африканских государств обусловили преимущественное развитие в постколониальный период государственной печати. Партийная пресса в Африке представлена главным образом печатными органами правящих партий.
Вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов ознаменовались существенными изменениями в системах национальной периодики и условиях деятельности прессы и журналистов африканских государств. В ряде стран предпринимаются попытки обновить и демократизировать политико-государственные системы, сложившиеся после достижения независимости. В частности, ликвидировать монополизм правящих партий, разрешить многопартийность, обеспечить политический плюрализм СМИ и вывести их из-под жесткого государственного контроля, создать законные условия для издания частных газет и журналов, обеспечить реальную возможность критики действий властей в прессе и защиту журналистов – авторов критических выступлений.
В ряде африканских стран в этот период получает распространение так называемая «альтернативная» пресса – издания, дистанцирующиеся от правящих режимов, а нередко и противостоящие им, и принадлежащие, как правило, частным владельцам.
«Альтернативные» издания способствовали раскрытию злоупотреблений правительственных чиновников, освещали многие темы, считавшиеся ранее запретными, служили рупором тех общественных кругов, которые требовали общественных преобразований в русле либерализации политической системы. Например, в Бенине «альтернативные» частные газеты сыграли существенную роль в переходе от однопартийной системы к политическому плюрализму.
1.5 Периодическая печать в Латинской Америке
Периодическая печать в Латинской Америке более развита, чем в странах Азии и Африки. Однако для латиноамериканской периодики (по преимуществу – частной) характерно расслоение между «большой» столичной прессой и остальными печатными изданиями, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях. Несмотря на наличие в ряде стран Центральной и Южной Америки многочисленных групп населения, владеющих только индейскими языками (кечуа, аймара, гуарани и др.), периодические издания выпускаются преимущественно на европейских языках – испанском либо португальском. Наличие значительного процента неграмотности, экономические факторы препятствуют достижению в Латинской Америке уровня обеспеченности населения периодическими изданиями, характерного для европейских стран, США и Японии.
1.6. Современные СМИ США
Американские средства массовой информации не имеют равных в мире по количеству, разнообразию и техническим возможностям. Весь мир смотрит в кино и на видео американские боевики, комедии, мюзиклы, "мыльные оперы" и мультфильмы. Почти всюду они занимают значительное место в сетке вещания местных телеканалов. Самым массовым и влиятельным СМИ в США является, несомненно, телевидение. Три общенациональных канала - ABC, CBS и NBC - безраздельно царили в эфире несколько десятилетий. Затем им составили конкуренцию сотни кабельных каналов и телесеть "Фокс". Американское телевидение - бойкое, зрелищное и скорое на перемены. Оно живет прежде всего за счет рекламы, а потому новые программы постоянно рождаются и умирают в зависимости от рейтинга зрительских симпатий. В стране насчитывается около 10 тысяч коммерческих радиостанций. В больших городах они узко специализируются на обслуживании конкретной аудитории. Человек с любыми музыкальными предпочтениями, родным языком и взглядами на жизнь найдет волну по своему вкусу. Новостные и спортивные станции в основном вещают на средних волнах, музыкальные - на FM.
Свобода слова в США гарантирована Конституцией, и некоторые вещатели предоставляют эфир носителям крайних политических и религиозных воззрений. Ремарки некоторых ведущих также иногда выходят за рамки хорошего вкуса. Американское радиовещание, в отличие от телевидения, частично финансируется государством. Национальное общественное радио, включающее в себя около 600 станций по всей стране, предлагает слушателям качественные новости, музыку и ток-шоу без рекламы. Его аудиторию составляют прежде всего люди образованные. Многие радиовещатели пользуются также частными грантами. Ряд университетов и колледжей содержит собственные станции. В отличие от Европы, США практически не имеют общенациональной прессы. Подавляющее большинство из примерно полутора тысяч ежедневных газет рассчитаны на читателей одного штата или большого города, хотя некоторые издания, в особенности "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", известны и авторитетны во всем мире.
Америка - родина интернета. По данным на начало 2004 года, 63 процента населения страны регулярно посещали Всемирную сеть.
2. Правовой статус СМИ
2.1 Защищенность СМИ
В Резолюции 59 (I) 1946г. Генеральная Ассамблея ООН определила свободу информации как основное право человека и критерий всех свобод. С этого времени ООН, ее специализированные учреждения, региональные межправительственные организации приняли целый ряд документов, подтверждающих столь важный вывод и направленных на реализацию данного права. [«Международно-правовые документы в области средств массовой информации»/Сост. Н.Н.Довнар.- Мн.: Медисонт, 1999.]
Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 год) признала: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
16 декабря 1966 года были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к этому пакту. Ст. 19 Пакта провозгласила свободу слова и право на ее защиту. В Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах предусмотрено, что Государство-участник Пакта, признает компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщение от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте.
В этих документах заложены принципы, которые в результате длительного исторического формирования стали нормой для современного демократического общества.
Вступление их в силу ознаменовало переход от деятельности, которая поощряла принцип уважения и соблюдения прав человека, к деятельности по их эффективной защите.
Основным международно-правовым документом в рамках ООН, специально посвященным вопросам информации, является Конвенция о международном праве опровержения, вступившая в силу в 1962 году.
Вопросы защиты свободы убеждений и их свободное выражение, распространение информации являются одними из приоритетных для региональных организаций. Основополагающими документами в этой сфере являются Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, вступившая в силу в 1953 году, Европейская декларация о свободе выражения и информации (1982 г.), Европейская конвенция по трансграничному телевещанию 1989 года.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод относится к числу так называемых «закрытых» конвенций Совета Европы, присоединиться к которым может лишь государство, вступившее в СЕ в качестве полноправного члена. Однако это не лишает права другие государства использовать высокие демократические стандарты, содержащиеся в этих документах.
Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы играют большую роль в вопросах реализации права на свободное выражение мнения, права на получение информации.
Документы определяют статус СМИ, принципы деятельности СМИ, меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации.
Большое внимание средствам массовой информации оказывает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документы Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению (1990 года), Парижская хартия для новой Европы (1996 года), Документ московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 года), Решения Будапештского саммита СБСЕ (1994 года) и Декларация лиссабонского саммита (1996 года) подчеркнули, что свобода слова является одним из основополагающих элементов демократического общества, и, что руководящим принципом Государств-участников будет защита этого права.
Нормы о свободе выражения мнения, свободе информации, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и других международно-правовых документах оказывают огромное влияние на развитие национального законодательства.
Документы, прошедшие соответствующую национальную процедуру (подписание, ратификацию и др.) становятся обязательными для государства - участника.
2.2 Международно-правовые документы универсального характера
Одним из международно-правовых документов универсального характера является «Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне». Она была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН по вопросам образования и культуры на ее 20-й сессии 28 ноября 1978 г. В Преамбуле сказано, что «…свобода информации является основным правом человека и представляет собой критерий всех видов свободы, защите которых Объединенные Нации себя посвятили;…»
В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд.
Средства массовой информации - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.
Если коснуться африканских государств, то в соответствии с п. 14 «Виндхукской декларации о поддержке независимой и плюралистической Африканской прессы», принятой 3 мая 1991 года «В знак доброй воли Африканские Правительства, которые содержат журналистов в тюрьме за их профессиональную деятельность должны освободить их немедленно. Журналисты, кто был принужден покинуть свои страны, могут быть свободными для возвращения и восстановления своей профессиональной деятельности». До этого во многих странах журналисты, редакторы и издатели являлись жертвами репрессий, их убивали, арестовывали, задерживали и подвергали цензуре, их ограничивали экономическим и политическим давлением, такими как ограничения на печать, системы лицензирования, которые ограничивают возможность издавать, визовые ограничения, которые не позволяют свободно передвигаться журналистам, ограничения по обмену новостями и информацией, ограничения обращения газет в странах и через национальные границы. В некоторых странах – тотальный контроль над информацией. 48 африканских журналистов было убито во время выполнения профессионального долга с 1969 по 1990 год.
3. Роль СМИ в политике
3.1 Место и роль СМИ в политической жизни общества
Средства массовой информации - это сложный институт, который состоит из множества органов и элементов, предназначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.
СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена, прежде всего, тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоев населения.
В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.
С содержательной точки зрения СМИ весьма специфичны. Они иначе, чем другие сферы политического действия, реализуют свое предназначение.
Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают последовательность, завершенность процесса социально-политического управления, участвуют в выработке и принятии законодательных, государственно-административных решений.
В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам. В СМИ информация «сверху» и «снизу» существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.
Власть любыми средствами стремится контролировать средства массовой информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в определенной мере направлять поведение масс. В демократических системах СМИ действуют достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических лидеров.
В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контроля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.
Отношения СМИ с государством и правительством, политическими руководителями и партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении нарушений законности, в защите граждан от произвола государства. Государственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения. СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют свой престиж передатчиков информации от правительства к общественности с престижем власти и авторитета правительства.
В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако и у власти и у бизнеса сохраняются широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).
Таким образом, средства массовой информации являются важной частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.
Стоит отметить, что для авторитарных государств характерно существование цензуры над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе. В демократических странах средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.
3.2 Сущность и основные направления деятельности СМИ как составной части политической системы общества
Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо еще раз уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации. Средства массовой информации - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали.
СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды.
Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на "распоясавшуюся печать", на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции "подручного", но и с участием в качестве субъекта политической деятельности.
СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация – своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.
Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательно наказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.
Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.
Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым.
Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.
СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчеркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.
Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.
Какие же основные направления деятельности СМИ?
1.удовлетворение информационных интересов общества;
2.обеспечение гласности;
3.изучение и формирование общественного мнения;
4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.
На современном этапе научно-технического прогресса происходит скачок СМИ, в результате чего в мире создалась новая информационная ситуация. Благодаря развитию современных средств связи, развитию международных контактов сегодня никто не может обладать монополией на информацию. "Всеобщая декларация прав человека", другие международные соглашения гарантируют беспрепятственное распространение информации, что объективно ведёт к сближению всех народов мира. В этих условиях коренным образом изменились взаимоотношения политики и журналистики. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести.
В результате изменения информационной ситуации сегодня мир по выражению канадского учёного М.Маклюэна, похож на большую деревню, где всё известно. События, произошедшие в самой отдалённой точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Активные попытки руководителей стран тоталитарных режимов скрыть информацию, помешать информационному обмену напоминает скорее донкихотовскую войну с ветряными мельницами. Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издаётся свыше восьми тысяч солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радиоприёмников, сто телевизоров. Этим стандартам полностью соответствует 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии - Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации. Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жёстком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, наброшенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов, починов и т.д.
В демократическом, правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной "четвёртой властью", властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.