МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Академия МВД Республики Беларусь
Кафедра уголовного процесса
Вариант № 5
КУРСОВАЯ РАБОТА
Прокурор в уголовном процессе
Курсант 44 учебной группы
следственно-экспертного факультета
Академии МВД Республики Беларусь
рядовой милиции
Казеев А.В.
Минск, 2009
План
Введение
Глава 1. Понятие прокурора как участника уголовного процесса
Глава 2. Полномочия прокурора по надзору за законностью приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях
Глава 3. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования
Глава 4. Прокурор как государственный обвинитель
Заключение
Библиографический список
Введение
Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением нормативных правых актов изданных государственными органами. Прокуратура имеет широкие полномочия по надзору за законностью во многих отраслях законодательства. В ряде стран мира наряду с традиционными ветвями власти (законодательной, судебной и исполнительной) выделяют также и контрольно-надзорную, например, в Бразилии. Это ещё раз подтверждает важность функции государства по надзору за должным исполнением законов. На протяжении истории своего развития и становления прокуратура претерпевала значительные изменения своих задач, функций, полномочий, круг которых был обусловлен конкретными историческими условиями, складывающимися в стране. В курсовой работе мы кратко затронем исторический аспект генезиса прокурорского надзора, с момента вхождения территории Беларуси в состав Российской Империи, в результате III раздела Речи Посполитой в 1775 г. В этот период прокуратура в Российской Империи имела круг полномочий определённый ещё в 1772 году Петром I. Осуществляла она надзор за деятельностью государственных органов, в том числе и судов, однако имела место тенденция усиления роли прокуратуры в расследовании преступлений.
В результате судебной реформы 1864 года, прокуратура балы лишена надзорной функции за деятельностью государственных органов и судов. На неё была возложена функция руководства при предварительном расследовании и поддержание государственного обвинения. После упразднения 24 ноября 1917 года (Декрет советской власти № 1), прокуратура была воссоздана в 1922 г. и имела широкие полномочия, как в уголовном преследовании, так и в общем надзоре [7, C. 15]. Однако вопросы о месте прокуратуры в государственном механизме, актуальны и в настоящее время. Действующее законодательство, регламентирующее институт прокурорского надзора в Республике Беларусь, не в полной мере согласуется с концепцией судебно-правовой реформы [8, C. 9].
В научной литературе нет единства мнений, по вопросам понятия функций прокурора их системы и содержания. В большинстве своём исследуются уголовно-процессуальные функции прокурора. Существует мнение о возможности замены прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования, судебным контролем. В соответствии с судебной концепцией предполагается самодостаточная функция прокурора в уголовном процессе при осуществлении уголовного преследования и надзора за деятельностью органов предварительного расследования, однако, при ограничении надзорных функций прокурора в суде.
Проблемами совершенствования института прокурорского надзора в Республике Беларусь занимаютя: Шостак М.А., Кукреш Л.И., Данько И.В., Юбко Ю.М., Кеник А.А. и другие.
Необходимо также обратить внимание на российских учёных, занимающихся исследованием прокурорского надзора и путей его совершенствования: Корнуков В.М., Ляхов Ю.А., Малахов Л.И., Мельников В.Н., Михайлова Т.С., Чувилев А.А. и западноевропейских учёных, например Миллер И.Г. (Miller I.G.) и другие.
Целью исследования является систематизация и углубления знаний о месте прокурора при реализации контрольно-надзорной функции государства, о функциях и полномочиях прокурора в уголовном процессе, исследование их структуры и содержания. Задачами данной работы являются:
1. исследование института прокурорского надзора в уголовном процессе,
2. уяснение уголовно-правовых категорий, связанных с прокурорским надзором в уголовном процессе,
3. определение функций прокурора их структуры и содержания в уголовном процессе,
4. уяснение места и роли прокурора на различных стадиях уголовного процесса,
5. сравнительно-правовой анализ некоторых аспектов прокурорского надзора с законодательством Российской Федерации,
6. выработка выводов и рекомендаций по совершенствованию института прокурорского надзора в Республике Беларусь.
Глава 1. Понятие прокурора как участника уголовного процесса
С точки зрения диалектики – форма познаётся через содержание, для изучения вопроса о понятии прокурора, как участника уголовного процесса, необходимо исследовать содержание данного правового явления. Содержанием, в данном случае будет выступать компетенция органов прокуратуры в уголовном процессе, их организация и порядок деятельности.
В соответствии со ст. 125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах [1].
В соответствии со ст.128 Конституции Республики Беларусь компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяется законодательством. Основным нормативным правовым источником определяющим понятие прокурора в уголовном процессе выступает Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее УПК) и закон о прокуратуре Республики Беларусь (закон о прокуратуре). УПК определяет прокурора как действующих в пределах своей компетенции Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, начальников управлений (отделов) и их заместителей, прокуроров управлений и отделов, если иное не оговорено в соответствующих статьях УПК [2].
Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания и процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:
истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;
изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;
участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу;
поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;
отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;
давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;
применять, изменять или отменять меры пресечения;
прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;
разрешать отводы и самоотводы;
разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;
отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;
обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;
санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продление и установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК; возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;
направлять уголовное дело в суд;
использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.
Помимо этого прокурор в уголовном процессе может выступать в роли государственного обвинителя, а именно прокурора, поддерживающего государственное обвинение и осуществляющего иную процессуальную деятельность при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. Согласно ч.1 ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. Однако, необходимо обратить внимание на то, что прокурор на всех стадиях уголовного процесса осуществляет прокурорский надзор и обладает в связи с этим широкой компетенцией [2].
И так, прокурора в уголовном процессе можно определить как должностное лицо наделённое совокупностью прав и обязанностей по осуществлению уголовного преследования, совокупностью прав и обязанностей, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений законности на всех стадиях уголовного процесса, а также обладающее специальной компетенцией при поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции [8, C.89].
Глава 2. Полномочия прокурора по надзору за законностью приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях
В соответствии со ст. 172 УПК РБ орган уголовного преследования обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием должностного лица, принявшего заявление или сообщение, и времени их регистрации. Необоснованный отказ в приеме заявления или сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору в порядке, установленном статьями 139, 141 и 143 УПК. Заявление или сообщение о преступлении, поступившие в суд, за исключением поданных в соответствии с частью первой статьи 426 настоящего Кодекса, направляются прокурору, о чем должен быть уведомлен заявитель [2].
Институт рассмотрения информации поступившей в орган уголовного преследования, до возбуждения уголовного дела способствует не только полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования, но помимо этого выступает гарантом прав и свобод от необоснованного возбуждения уголовного и дела и, безусловно, несёт функцию процессуальной экономии.
Однако на данном этапе может иметь место сокрытие преступлений путём отказа в принятии заявления или сообщения или непринятия мер к его раскрытию, это является нарушением как конституционных, так и уголовно-процессуальных принципов. Основным средством борьбы с подобным явлением выступает прокурорский надзор. Сокрытием преступлений преследуется чаще всего создание видимости благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение таким способом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступлений, представляющих большую сложность [18, C. 512].
Непосредственно регламентирует деятельность прокурора на данном этапе приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания». В соответствии с этим н.п.а. прокуроры должны обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях. А именно не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использовать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обеспечивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генеральным прокурором Республики Беларусь 12 декабря 2000 г., а также принятие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним. Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершённых или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.
Приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, которые содержат информацию об уголовно наказуемых деяниях. Не законным является отказ в их приеме по мотивам незначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно подследственное [4].
В ходе проверки прокурор выясняет следующие вопросы:
полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений о преступлениях;
соблюдение установленных законом сроков их проверки;
законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений, в соответствии со ст. 174 УПК.
При проведении проверки в органе дознания, прокурор знакомится с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу и т.д., корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении, книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений, например «102», корешками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу, книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д. [3].
Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в различных госорганах.
В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия, по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя розыскные и следственные действия [16, C. 9].
Надзорная деятельность прокурора на этапе рассмотрения заявлений и сообщений является гарантом защиты и реализации прав и свобод граждан, общества и государства, а также соответствия деятельности органов уголовного преследования принципам уголовного процесса.
Глава 3. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования
Уголовно процессуальный кодекс один из основных нормативных правовых актов регламентирующих порядок реализации уголовной политики государства, наиболее резкой реакции на нарушение правовых предписаний, выраженной в ограничении важнейших прав человека. Всё это обусловливает жёсткий порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности, рамок которого неукоснительно должен придерживаться орган уголовного преследования. Основные правовые гарантии уголовно-процессуальной деятельности в пределах УПК, закреплены в Основном законе государства, в ст. 7, в ст. 27 Конституции. Наиболее важными гарантиями является принцип законности и принцип не допустимости доказательств полученных с нарушением закона. Непосредственно, надзор за деятельностью органов уголовного преследования на стадии предварительного расследования осуществляет прокурор. На него возлагаются широкие полномочия, которые дают возможность осуществлять полный и всесторонний надзор, однако при этом должна обеспечиваться процессуальная независимость органа уголовного преследования и в особенности следователя [20, C. 284].
Следует отметить, что на стадии предварительного расследования сбор доказательственной информации может осуществляться не только посредствам уголовно-процессуальной деятельности, но и посредствам оперативно-розыскной деятельности надзор, за которой также осуществляет прокурор, однако мы ограничимся рассмотрением полномочий по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органа уголовного преследования.
Основными нормативными правовыми актами регламентирующими полномочия прокурора на стадии предварительного расследования выступают УПК, Закон о прокуратуре, приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» [15, C. 25]. В соответствии с данными н.п.а. можно выделить следующие полномочия:
истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;
изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;
участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу;
поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;
отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;
давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;
применять, изменять или отменять меры пресечения;
прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;
разрешать отводы и самоотвод;
разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;
отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;
обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;
санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продление и установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК; возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;
направлять уголовное дело в суд;
использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.
По мнению Кеника А.А. полномочия прокуроров, содержащиеся в УПК, можно разделить на три группы:
направленные на выявление нарушений закона;
направленные на устранение нарушений закона;
направленные на предупреждение нарушений закона [18, C. 242].
Полномочия, направленные на выявление нарушений законов:
требовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования (ч. 1 и 5 ст. 34 УПК);
проводить проверки исполнения требований законов о приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о готовящихся преступлениях (ст. 172-174 УПК);
рассматривать жалобы на действия и решения следователя, органа дознания (ч. 5 ст. 34 УПК).
Полномочия, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона:
отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения;
давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и ОРД, а также о применении мер по обеспечению безопасности;
возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительного следствия и иных процессуальных действий (ч. 5 п. 14 ст. 34 УПК);
отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании (ч. 5 и 11 ст. 34 УПК);
вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД (ст. 199 УПК, ст. 35 Закона о прокуратуре);
изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя к другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ч. 5 п. 2 ст. 34 УПК);
участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу (ч. 5 п. 3 ст. 34 УПК);
выносить постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 34 УПК), о прекращении производства по уголовному делу (ч. 5 п. 8 ст. 34 УПК);
применять, изменять или отменять меры пресечения (ч. 5 п. 7 ст. 34 УПК).
Помимо полномочий прокурора на стадии предварительного расследования в соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания» можно раскрыть содержание прокурорского надзора на данной стадии и заключается оно в [16, C. 9]:
Своевременном выявлении и предупреждении нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:
проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения, обысков;
реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища;
пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.
Обеспечении квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:
создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органов дознания;
обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники не установлены;
исключения формального подхода при решении вопроса освобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;
повышения ответственности руководителей следственных подразделений органов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам;
исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников;
повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;
принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;
• систематического обобщения и распространения положительно- го опыта прокурорского надзора за расследованием преступлений.
Прокурор при осуществлении надзора на стадии предварительного расследования обладает широкими полномочиями, направленными на выявления, предупреждение и пресечение нарушений закона, однако эта деятельность прокурора должна носить активный и наступательный характер, но в тоже время нельзя допускать незаконного и необоснованного ограничения процессуальной самостоятельности следователя.
Глава 5 Прокурор как государственный обвинитель
Понятие прокурора, как государственного обвинителя регламентируется рядом нормативных правовых актов Республики Беларусь. В первую очередь это Конституция, в ч. 2. ст. 125 Конституции. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Помимо этого о поддержании государственного обвинения в суде прокурором говорится и в ч. 1. ст. 34 УПК, а также в п.3 ч.1. ст.6 УПК раскрывается понятие государственного обвинителя. В соответствии с этой статьей государственный обвинитель это прокурор, поддерживающий государственное обвинение и осуществляющий иную процессуальную деятельность при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции [14, C. 31].
Понятие того, что же такое государственное обвинение, раскрывается в Законе о прокуратуре, согласно ст. 46 данного закона прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде, выступая в качестве стороны обвинения - государственного обвинителя. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовному делу, расследованному прокуратурой, а также органами предварительного расследования, не поднадзорными соответствующему прокурору, осуществляющему надзор за исполнением закона при производстве предварительного следствия и дознания, может осуществлять прокурор нижестоящей прокуратуры по письменному поручению вышестоящего прокурора. Письменное поручение вышестоящего прокурора является основанием для участия прокурора в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя [19, C. 558].
Участие государственного обвинителя при поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции регламентируется в ст. 293 УПК:
1. По всем делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовного дела обязательно (это положение также дублируется в ч. 8 ст. 34 УПК при судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором). И так по подавляющему большинству уголовных дел доказывание возложено на государственного обвинителя.
2. По сложным и многоэпизодным уголовным делам государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров.
3. При неявке государственного обвинителя суд откладывает судебное разбирательство. О неявке государственного обвинителя суд сообщает вышестоящему прокурору.
4. В случае невозможности участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовного дела допускается его замена, не препятствующая дальнейшему рассмотрению дела. Вновь вступившему в дело государственному обвинителю должно быть предоставлено время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве.
5. Государственный обвинитель оглашает обвинение, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания.
6. Государственный обвинитель предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует защита прав граждан, государственных или общественных интересов.
7. Поддерживая обвинение, государственный обвинитель руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела. Государственный обвинитель может изменить обвинение в случае и порядке, предусмотренных частью второй статьи 301 настоящего Кодекса, а также отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве (В теории уголовного процесса считается, что прокурор обязан отказаться от обвинения, если:
не установлено событие преступления;
в деянии подсудимого нет состава преступления;
не доказано участие подсудимого в совершении преступления.
Однако есть мнение, согласно которому к основаниям отказа от обвинения следует относить не только случаи выявления обстоятельств, исключающих производство по делу, но и основания освобождения обвиняемого от уголовной ответственности с применением к нему мер административного воздействия. Помимо этого необходимо отметить, что прокурор может отказаться от государственного обвинения в виду малозначительности деяния (ч.4. ст. 11 УК Республики Беларусь)).
8. В случае отказа государственного обвинителя от обвинения, если от обвинения отказались также потерпевший, гражданский истец или их представители, суд своим определением (постановлением) прекращает производство по уголовному делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 настоящего Кодекса. Если потерпевший, гражданский истец или их представители настаивают на обвинении, суд продолжает разбирательство и разрешает уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом. Государственный обвинитель в этом случае освобождается от дальнейшего участия в судебном разбирательстве, а обвинение поддерживают потерпевший, гражданский истец или их представители. Потерпевшему или гражданскому истцу по их ходатайству суд должен предоставить время для приглашения представителя.
Согласно п. 18. Постановлению Пленума Верховного Суда № 6 от 26.09.2002 г. судам надлежит учитывать, что стороны обвинения, наряду с государственным обвинителем, представляет в судебном заседании также и потерпевший. Поэтому при отказе государственного обвинителя от обвинения (полностью или частично) суду надлежит тщательно выяснить отношение потерпевшего, его представителя к обвинению и разъяснить им в соответствии с ч. 3 ст. 28 и ст. 51 УПК право самостоятельно поддерживать обвинение в качестве частного обвинителя [18, C. 223].
9. По делам частного обвинения в судебном разбирательстве обвинение поддерживают лица, указанные в статье 51 и части четвертой статьи 428 настоящего Кодекса.
Однако следует обратить внимание на то, что по делам частного обвинения в судебном разбирательстве обвинение может поддерживать и государственный обвинитель, если он возбудил уголовное дело о преступлениях, указанных в ч.2. и ч.4. ст.26 УПК, без заявления лица, пострадавшего от преступления в случае если они затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства дознания или предварительного следствия. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного расследования прекращению не подлежит [2].
Помимо этого прокурор вправе в любой момент вступить в судебное разбирательство дела о преступлениях, указанных в ч.2 ст.26, и поддерживать обвинение в суде, если этого требует защита прав граждан, государственных или общественных интересов. В этом случае производство по уголовному делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе судебного разбирательства прекращению не подлежит.
На наш взгляд название ст. 293 УПК не в полной мере отражает её содержание, статья носит название «участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве» и в то же время регламентирует обвинение в суде первой инстанции в целом. Помимо этого статья носит отсылочный характер и в ч.8. и ч.9. ст. 293 УПК раскрывается весь массив частного обвинения по делам частного, частно-публичного и публичного обвинения. Это не в полной мере соответствует общеправовому принципу доступности и целесообразно использовать название статьи «обвинение в судебном разбирательстве в суде первой инстанции».
Прокурор в судебном заседании обязан реагировать на нарушения законности, и для этого он наделён правом:
заявлять отводы и ходатайства;
высказывать мнение по поводу действий участников уголовного процесса и протестовать против действий другой стороны;
возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего;
требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия.
Прокурор в подготовительной части судебного заседания участвует в решении судом вопросов об отводах участников судебного заседания, необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела без присутствия кого-либо из участвующих в деле лиц [20, C. 220].
В подготовительной части судебного заседания прокурор дает заключение по возникающим вопросам, заявляемым участниками процесса ходатайствам, сам заявляет различного рода ходатайства, высказывает свои соображения о возможности слушания дела в отсутствие кого-либо из лиц, вызванных в судебное заседание. Заключение прокурора является одним из процессуальных действий, логически связанных со всей его предшествующей и последующей деятельностью. Заключение дается в устной форме, основное его содержание заносится в протокол судебного заседания
В рамках состязательного процесса роль прокурора состоит не только в надзоре за законностью и соблюдением прав и свобод личности, но и в «обеспечении достижения неотвратимости наказания за совершенное преступление». Сейчас, когда в обязанности суда не входит доказывание вины обвиняемого, государственное обвинение становится одним из важнейших и, главное, значительным звеном в работе по изобличению правонарушителя и привлечению его к ответственности [5, C. 28].
В отличие от УПК 1960 г. государственный обвинитель не только участвует в исследовании доказательств, но и оглашает обвинение и представляет доказательства. Государственный обвинитель вправе излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, но не дает заключений [17, C. 48].
Деятельность прокурора в судебном разбирательстве заканчивается речью государственного обвинителя. Независимо оттого, поддерживает ли прокурор обвинение, считая преступление доказанным, или отказывается от него, считая преступление недоказанным, он своей речью помогает суду постановить законный и обоснованный приговор. Юридическая доктрина разработала примерную структуру обвинительной речи: 1) социально-общественная оценка преступления; 2) анализ и оценка доказательств; 3) предложения о мерах по предупреждению преступлений; 4) юридическая оценка преступления; 5) характеристика личности подсудимого; 6) предложения о мере наказания; 7) соображения о возмещении материального ущерба; 8) определение судьбы вещественных доказательств [18, C. 540].
Роль прокурора в рассмотрении уголовного дела в судебном разбирательстве чрезвычайна важна. Прокурор обеспечивает полноту, всесторонность и объективность рассмотрения уголовного дела в суде, принимает активное участие в исследовании доказательств и поддерживает государственное обвинение, этим самым обеспечивает принцип неотвратимости наказания, общую и частную превенцию.
Заключение
В ходе исследования вопросов связанных с местом и ролью прокурора в уголовном процессе, мы рассмотрели вопросы, связанные с историей возникновения и развития данного правового института. Итак, подведем некоторые итоги:
1. Рассмотрев различные подходы ученых к вопросу о развитии института прокурора в уголовном процессе, после разделов Речи Посполитой, пришли к выводу, что отечественная правовая система восприняла прокуратуру в форме определенной еще в 1772 году Петром I. Осуществляла она надзор за деятельностью государственных органов, в том числе и судов, однако имела место тенденция усиления роли прокуратуры в расследовании преступлений, что наглядно проявилось в результате судебной реформы 1864 г., однако на территории Беларуси судебная реформа проходила позже и с рядом особенностей.
В настоящее время институт прокурора в уголовном процессе регламентирован довольно подробно на уровне законодательных и подзаконных актов.
2. Содержание деятельности прокурора в уголовном процессе на различных стадиях, раскрыли посредствам описания и юридического анализа его прав и обязанностей, его компетенции.
3. Анализ правового регулирования деятельности прокурора в уголовном процессе и осуществления прокурорского надзора показывает, необходимость дальнейшей унификации законодательства и на наличие правовых пробелов.
4. Совершенствование данного правового института необходимо для успешного осуществления прав свобод и законных интересов граждан, реализации конституционных и уголовно-процессуальных принципов.
6. Итак, прокурор, как участник уголовного процесса занимает в нём ключевую позицию, он обеспечивает законность при приёме, регистрации и рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях, а также на стадии предварительного расследование и на иных стадиях уголовного процесса, прокурор в ряде случаев непосредственно осуществляет предварительное расследование, поддерживает государственное обвинение в суде, осуществляет прокурорский надзор.
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
Уголовно-процессуалный Кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999 г. № 295-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 308-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2009.
О Прокуратуре Республики Беларусь от 08 мая 2007 г.: Закон Республике Беларусь от 08 мая 2007 г. № 220-З Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2009.
О некоторых мерах по совершенствованию системы и подразделений органов внутренних дел: Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 603// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронныйресурс]/ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2009.
Диссертации и авторефераты:
Наумов А.М. Прокурорский надзор за законностью предварительного расследования преступлений на транспорте: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н/А.М. Наумов.- М.: РГБ, 2005-28 с. [Электронный ресурс] (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью принимаемых следователем процессуальных решений: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н./А.Б. Ломидзе.- Москва, 1995.
Калдыбай У.М. Прокурорский надзор за исполнением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования Кыргызстана: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н./У.М.Калдыбай.- Москва, 2004.
Капинус Константин Валерьевич Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н./К.В. Капинус- Москва, 2004.
Иная литература:
Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор //Ю.Е. Винокуров /учеб. вузов по юридическ. специльности . М.: Юртайм-М, 2001. – 348 с.
Большой юридический словарь/А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-2-е изд. пер.и доп.- М.: Инфра-М, 2002.-704 с.
Новицкий И.Б. Римское право. – Изд. 6-е стреотипное./ И.Б. Новицкий. – М.: «ТЕИС», 1997 – 245 с.
Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энциклопедия РИПОЛ классик, 2006.-1456 с.
Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Общая часть: учеб. пособие./ Л.И.Кукреш – М.: «Тесей», 2005 – 352 с.
Амирбеков А. Отказ прокурора от обвинения/ А.Амирбеков // Законность.- 2001.-N 8. – с. 31-32.
Данько И.В., Юбко А.М. Прокурорский надзор или организация и деятельность органов прокуратуры?/ И.В. Данько., А.М. Юбко//Вестник Академии МВД Республики Беларусь.- 2006.-N 1. – с.24-27.
Ивановский А. Прокуратура: вчера, сегодня, завтра/ А.Ивановский // Юстиция Беларуси.- 2002.-№ 4. – с. 6-10.
Чувилев А.А. Прокурорский надзор за деятельностью органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»./ А.А. Чувилев. – М., 1995 – 48 с.
Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие./ А.А. Кеник. – М., 2005 – 512 с.
Басков В.И. Прокурорский надзор: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / В.И. Басков. – М.: Бек, 1996 – 558 с.
Шостак М.А. Уголовный процесс: учеб. пособие для студентов специальности «Правоведение»./ М.А. Шостак. – М.: ГИУСТ БГУ, 2004 – 284 с.