Уголовный процесс курс. – “Прокурор в уголовном процессе”.
Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса
§ 1. Определение уголовного процесса
§ 2. Задачи уголовного процесса
Глава II. Прокурор в уголовном процессе
§ 1. Уголовно-процессуальные функции
§ 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция
§ 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
§ 4. Обязательность указаний прокурора
Глава I. Сущность и задачи уголовного процесса
§ 1. Определение уголовного процесса
Уголовный процесс — правовое понятие, связанное с представлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс в любом государстве ведется на основании и по правилам, установленным его законами, защищая существующий правопорядок.
Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступных посягательств на права и свободы личности, жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие блага граждан, общество в целом, конституционный строй. Этому служит, в частности, уголовное право, которое устанавливает круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что необходимо для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.
Для того чтобы предупредить преступления, привлечь к ответственности и наказать виновных, в государстве существует система органов уголовной юстиции. Ее вершину образует суд, призванный осуществлять правосудие по уголовным делам. В большинстве случаев деятельности суда предшествует расследование преступлений, произведенное органами дознания и предварительного следствия под надзором, а иногда и при участии прокуроров.
Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагивающего основные права и свободы человека, а также с применением мер государственного принуждения (арест, обыск и т. д.), что необходимо для успешного раскрытия преступлений и обеспечения неизбежности ответственности виновных. Поэтому она строго и детально регламентируется правовыми нормами, создающими гарантии справедливого правосудия и гарантии личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавливаются только законодательной властью.
Правосудие по уголовным делам, как и деятельность органов, расследующих преступления, осуществляется в особом порядке, который принято называть процессуальным. Закон определяет последовательность действий соответствующих государственных органов с момента обнаружения преступления и до окончательного разрешения уголовного дела в суде, права и обязанности граждан, на которых распространяется эта деятельность, форму производства всех следственных и судебных действий и закрепления их результатов. Этот процессуальный порядок — необходимое условие законности всей деятельности суда, органов расследования и прокуратуры в связи с преступлением.
Уголовно-процессуальная деятельность, урегулированная законом, протекает в форме правоотношений, которые складываются между судом и другими государственными органами, а также между ними и гражданами, юридическими лицами. Эта деятельность носит правовой характер.
Таким образом, уголовный процесс — это осуществляемая в установленном законом особом процессуальном порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и предшествующая ей деятельность органов следствия, дознания и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности, направленные на обеспечение правосудия с тем, чтобы совершивший преступление был справедливо наказан, а невиновный не был осужден. Эта деятельность осуществляется в форме правоотношений с участием граждан и организаций, реализующих свои права и исполняющих обязанности.
§ 2. Задачи уголовного процесса
Задачи уголовного процесса можно определить как в общесоциальном плане, т. е. с позиций роли, которую он играет в жизни общества, так и анализируя конкретные задачи, которые должны быть решены при расследовании преступлений и рассмотрении судом уголовного дела.
На общесоциальном уровне уголовный процесс имеет задачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок путем осуществления справедливого правосудия по уголовным делам.
Конкретные задачи уголовного процесса как вида правовой государственной деятельности в связи с обнаружением преступления состоит в том, чтобы обеспечить:
своевременное и полное раскрытие преступления, т. е. установить сам факт совершения преступления и того, кто его совершил;
получение достаточных доказательств с тем, чтобы установить истину по уголовному делу, изобличить действительно виновного и выяснить все необходимое для принятия правильного решения или снять подозрение либо обвинение с невиновного;
правильное применение уголовного закона и других законов, относящихся к делу, т. е. безошибочно юридически оценить деяние обвиняемого с учетом всех обстоятельств, влияющих на характер и степень ответственности;
назначение справедливого наказания судом в строгом соответствии с законом и обстоятельствами дела или оправдание невиновного.
Глава IV. Прокурор в уголовном процессе
§ 1. Уголовно-процессуальные функции
Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и лицами. Они действуют в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций — различных направлений, которые обусловлены ролью, предназначением и целью субъектов уголовно-процессуальной деятельности.
Уголовно-процессуальные функции — это направления уголовно-процессуальной деятельности, выделяемые в зависимости от круга субъектов, выполняющих те или иные процессуальные действия, от разрешаемых ими задач и процессуальных форм, в которых они действуют.
Функции, выполнение которых связано с достижением главного результата уголовного процесса, к которому относится нахождение истины, являются основными. Среди них выделяются: осуществление правосудия, обвинение, защита и предварительное расследование.
Дополнительные функции — поддержание гражданского иска и соответственно защита от него.
Некоторые ученые выделяют и иные функции: прокурорского надзора за законностью, воспитательную, социального контроля и др.
Осуществление правосудия — важнейшая уголовно-процессуальная функция, присущая только суду, разрешающему дело по существу.
Она заключается в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и в применении наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо в оправдании невиновных.
Исходя из принципа состязательности, основным содержанием функции правосудия является всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в суде и разрешение его по существу.
Смысл этой функции — дать окончательный ответ относительно виновности или невиновности лица в связи с представленным в суд обвинением. Все другие уголовно-процессуальные функции обеспечивают успешное осуществление правосудия.
Деятельность же участвующих в деле лиц, показания (заключения) которых являются источниками доказательств, а также лиц, способствующих проведению следственных и судебных действий, является вспомогательной по отношению к функции, выполняемой судом.
Обвинение представляет собой деятельность уполномоченных органов и лиц, направленную на раскрытие преступления, доказывание виновности лица, его совершившего, с целью обеспечить правильное разрешение судом вопроса о его ответственности.
В зависимости от того, кто и в каких формах осуществляет эту функцию, различают обвинение государственное (публичное), общественное и частное (поддерживаемое потерпевшим).
Государственное (публичное) обвинение, являясь основной формой, осуществляется в интересах и от имени государства, независимо от воли иных лиц, в том числе потерпевшего, в силу служебных обязанностей государственного обвинителя — прокурора.
Общественное обвинение поддерживает представитель общественной организации или трудового коллектива с целью обеспечить разрешение дела с учетом мнения коллектива, общественных организаций.
По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, 129 ч. 1, 130 УК, право поддержания обвинения принадлежит потерпевшему. Дела частного обвинения возбуждаются только при наличии его жалобы и прекращаются в случае примирения потерпевшего с обвиняемым..
Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает дела так называемого частно-публичного обвинения. К ним относятся дела о преступлениях, предусмотренных ст. 131 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1 УК, которые возбуждаются по жалобе потерпевшего, т. е. именно он на первоначальном этапе является инициатором уголовного преследования. Однако такие дела не могут быть прекращены за примирением сторон, и в последующем обвинение поддерживает государственный обвинитель.
В суде кассационной и надзорной инстанции все дела рассматриваются коллегиально профессиональными судьями.
Суд может действовать в качестве суда первой инстанции, разрешая дело по существу, суда второй (кассационной) либо надзорной инстанции.
При осуществлении правосудия суды не связаны выводами органов дознания или следствия, мнением прокурора и выводами вышестоящих судебных инстанций.
Взаимоотношения между различными звеньями судебной системы строятся на основе принципа независимости судей и подчинения их только закону. При несогласии с выводами и решениями суда первой инстанции суды кассационной или надзорной инстанции вправе в пределах предоставленной им компетенции прекратить дело производством; изменить приговор, смягчив наказание, исключив эпизоды обвинения, переквалифицировав деяние на статью уголовного закона, предусматривающую более мягкое наказание; отменить приговор в случае неполноты судебного разбирательства, при существенном нарушении судом норм уголовно-процессуального закона либо при необходимости применить более строгое наказание.
При отмене приговора и возвращении дела на новое судебное разбирательство либо предварительное следствие суд дает обязательные указания о том, какие процессуальные действия следует провести, чтобы устранить допущенные ошибки и восполнить пробелы предварительного или судебного следствия. Причем суд вышестоящей инстанции не вправе предрешать выводы по основным вопросам, к которым может прийти нижестоящий суд при новом рассмотрении дела.
§ 2. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция
Прокурор — единственное должностное лицо, которое в той или иной форме участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу.
Прокурор обладает широкими полномочиями в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Здесь он может принимать следующие решения: о возбуждении дела или отказе в этом; его расследовании и перспективах передачи в суд либо прекращении уголовного дела. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; имеет право истребовать уголовное дело, давать указания о его расследовании, отменять или изменять постановления органов предварительного расследования. Прокурор вправе принять дело к своему производству либо поручить расследование подчиненным ему лицам, передать дело от одного следователя другому.
Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого, кто содержится без законных оснований в местах лишения свободы либо в нарушение закона задержан, подвергнут предварительному заключению или помещен в судебно-психиатрическое учреждение.
Процессуальное положение прокурора в суде существенно меняется — он утрачивает властно-распорядительные полномочия по разрешению дела.
Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение.
Государственный обвинитель принимает участие в представлении и исследовании доказательств как равноправная сторона процесса, высказывает суду свое мнение о квалификации содеянного и мере наказания в отношении подсудимого.
От всех остальных участников процесса прокурор отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании.
В случае несогласия с вынесенными в суде решениями, в том числе и с приговором, не вступившим в законную силу, прокурор вправе в пределах своей компетенции принести на них протест в вышестоящий суд. Кроме того, полномочный прокурор может опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. Прокурор, участвующий в стадиях кассационного и надзорного производства, поддерживает протест и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности пересматриваемого решения.
Аналогичными полномочиями обладает прокурор и при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
§ 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия представлены в статье 211 УПК РСФСР.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:
1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемке, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;
5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и ” необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;
6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом
8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительно следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
9) изымает от органа дознания и передает следователю любое fi6 ' передает дело or одного органа предварительного следствия другому от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;
11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;
украшает либо приостанавливает производство по уголовным делам;
дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено настоящим Кодексом;
утверждает обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.
Прокурор осуществляет также и иные полномочия, представленные ему Уголовно-процессуальным кодексом.
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 закона “О прокуратуре РФ” от 17.11.95).
Перечень органов дознания, надзор за исполнением законов которыми возложен на прокурора, дан в статье 117 УПК.
В соответствии с действующим законодательством органами предварительного следствия являются: следственные подразделения (следователи) прокуратуры, в том числе следователи военных и других специализированных прокуратур; органов внутренних дел, органов ФСБ и федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК). Кроме того, в отдельных случаях предварительно следствие вправе проводить лично прокурор (ст. 31 закона “О прокуратуре РФ”).
Полномочия по надзору за исполнением законов ОД и предварительного следствия у всех прокуроров одинаковы. Пределы компетенции различаются по кругу (уровню) поднадзорных органов предварительного следствия и дознания, а также по положению конкретного прокурора в структуре органов прокуратуры.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие на транспорте, в воинских частях и учреждениях, закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах, в местах исполнения уголовных наказаний, возложен Генеральным прокурором РФ, соответственно, на транспортных, военных прокуроров, прокуроров поисковых частей и прокуроров по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. Надзор за исполнением законов, направлении на защиту окружающей среды, экологических прав граждан осуществляют природоохранные прокуроры (приказ ГП РФ № 24 от 09.04.96).
Особенностью процессуального положения прокурора на данном этапе производства по делу является то, что надзор включает право решать по существу все процессуальные вопросы, возникающие в процессе дознания и предварительного следствия.
Прокурор проверяет законность действий как лиц, производящих дознание, так и лиц, руководящих ими. Надзирая за действиями следователя, прокурор, вместе с тем, обязан осуществлять надзор за действиями следственного отдела и его заместителя по руководству следствием вправе отменить указания начальника следственного отдела, следя за тем, чтобы он действовал в рамках требований ст. 127 УПК и не ущемлял самостоятельности следователя.
На стадии дознания и предварительного следствия (кроме производств по делам, подследственным прокуратуре) Ген. прокурором РФ предписано всем прокурорам осуществлять не процессуальное руководство, а надзор за законностью мер по раскрытию преступлений, обеспечением всестороннего и объективного расследования, соблюдением прав всех участников процесса (приказ ГП РФ № 20 от 28.05.92).
Прокурор обязан осуществлять надзор на протяжении всего периода предварительного расследования и использовать всю полноту предоставленных ему полномочий для своевременного выявления и предупреждения нарушений законности, прав граждан.
В соответствии с законом (п. 1 ст. 211 УПК) прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации учете заявлений и сообщений о преступлениях. Чтобы эти проверки проводить квалифицированно, прокурору необходимо знать ведомственные нормативные акты, в которых детально расписаны действия по приему, регистрации, учету и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях. Такая регламентация содержится, в частности, в Примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях, утвержденной приказом МВД СССР № 415 от 11.11.90, в указаниях МВД РФ № 1/3782 от 11.08.94,
Обладая властно-распорядительными полномочиями, прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. При этом прокурор в первую очередь должен обращать внимание на постановления, влияющие на движение дела и нарушающие права граждан, например, о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении (ст. 116 УПК), о привлечении гражданина в качестве обвиняемого (ст. 144 УПК), об избрании меры пресечения (ст. 92 УПК), о прекращении дела (ст. 209 УПК), о приостановлении предварительного расследования (ст. 195 УПК) и некоторые другие.
Письменные указания прокурора о квалификации преступления (п. 3 ст. 211 УПК) обязательны только для органов дознания (п. 3 ст. 120 УПК); следователи вправе не выполнять подобные указания (ч. 2 ст. 127 УПК).
Давать поручения органам дознания о выполнении отдельных следственных действий целесообразно только тогда, когда это действительно обусловлено необходимостью скорейшего расследования по делу, обеспечения сохранности доказательств, предотвращения возможного сговора подозреваемых, свидетелей.
Поручения должны быть даны в письменной форме. Это необходимо для того, чтобы у органа дознания было правовое основание выполнять следственные действия по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры и при этом не возникали какие-либо неясности или двусмысленности
Участие прокурора в производстве дознания и предварительного следствия является одним из важных средств предупреждения и выявления нарушений направленных интересов граждан, оперативного принятия мер к устранению выявленных нарушений и быстрого раскрытия преступлений. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы прокуроры лично выезжали на место происшествия по делам о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах, а также совершенных в условиях неочевидности и по другим делам о тяжких преступлениях, исходя из конкретной ситуации (п. 1.7 приказа Ген. прокурора РФ № 10 от 21.02.95).
В соответствии со ст. 23 Конст. РФ прокуроры лишены права санкционировать наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку. Ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Порядок обращения в суд за разрешением на проведение оперативно-розыскных или следственных действий, ограничивающих это право, определен пост. пленума Верх. Суда РФ № 13 от 24.12.93.
Помимо обыска и отстранения обвиняемого от должности, прокурор санкционирует выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ч. 2 ст. 167 УПК); применение залога (ч. 2 ст. 89 УПК); заключение под стражу (ст. 96 УПК).
Правда, в п. 2 ст. 22 Конституции РФ указано, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Однако в заключительных и переходных положениях Конституции РФ говорится, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок.
Прокурор, получив уголовное дело с обвинительным заключением или постановление о прекращении дела, обнаружив нарушения закона, возвращает его в орган дознания или предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
В качестве оснований для возвращения дела на дополнительное расследование чаще всего являются: существенное нарушение норм УПК (например, когда расследование проведено лицами, подлежащими отводу; вместо предварительного следствия, когда оно обязательно, проведено дознание и т. п.), неполнота предварительного расследования, которая не может быть восполнена в судебном заседании, нарушение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту и др.
Указания прокурора о производстве доп. расследования должны быть мотивированными, конкретными, содержать ссылки на нормы УПК, которые были нарушены, предложения о восполнении пробелов в расследовании, о необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий и т. д.
Генеральный прокурор РФ предписывает подчиненным ему прокурорам в целях предупреждения незаконных решений при окончании расследования установить обязательную проверку всех уголовных дел, исключить факты приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников. Законность прекращения уголовных дел и приостановления расследования должна проверяться не позднее одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.
Решение прокурора об изъятии дела и передаче его другому должностному лицу или государственному органу должно быть изложено в письменной форме, указанием мотивов передачи дела.
§ 4. Обязательность указаний прокурора
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствий в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном Уголовно-Процессуальным кодексом, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК.
Дача указаний прокурором — это процессуальное действие. Его порядок регламентирован п. 3 ст. 211 УПК, который предусматривает оформление данного действия прокурора в письменном виде. Письменная процессуальная форма названного документа, определяющая порядок деятельности органа дознания и следователя по конкретному уголовному делу является гарантией их процессуальной самостоятельности от возможного произвола.
Указания могут быть даны прокурором по любому делу, находящемуся производстве поднадзорного ему органа предварительного расследования. При этом указание может быть дано на любом этапе следствия или дознания, а также в связи с возбуждением уголовного дела.
Прокурором могут быть даны указания по расследуемому делу как общего (о проверке версий, выяснении тех или иных обстоятельств и т. п.), так частного (о выполнении конкретных следственных действий, устранении допущенных нарушений закона и т. п.) характера.
Прокурор самостоятелен в решении всех отнесенных к его компетенции вопросов (в т. ч. и даче указаний) и несет всю полноту ответственности за организацию и осуществление надзора. Отменить его указания может лишь вышестоящий прокурор, решения которого обязательны для нижестоящего прокурора.
Прокурор вправе давать указания, не принимая решения по существу дела, а также формулировать указания в принятом им решении. К примеру, в постановлении об отмене постановления о прекращении дела. В таком случае эти указания будут составной частью данного постановления прокурора.
Установив обязательность указаний прокурора, закон, вместе с тем, выявляет те из них, которые следователь вправе не выполнять, если он с ними не согласен и принес возражения вышестоящему прокурору (ч. 2 ст. 127 УПК). К ним относятся указания прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду (следует понимать — направление дела в суд), о прекращении дела.
Данное положение не распространяется на орган дознания (п. 3 ст. 120 УПК), обжалование которым указаний прокурора, не приостанавливает их исполнения.
Указания прокурора обязательны не только для следователя, но и для начальника следственного отдела, с позицией которого прокурор не связан.
Помимо прокурора, указания органу дознания и следователю могут давать его заместители и помощники при осуществлении ими надзора по поручению прокурора за расследованием конкретного уголовного дела.
Действенность указаний прокурора обеспечивается проверкой их исполнения. Установив, что указание не выполнено, прокурор вправе продлить срок его исполнения либо принять иное решение в пределах своих полномочий.