Действующее хозяйственное процессуальное законодательство, организация работы системы хозяйственных судов Республики Беларусь направлены на то, чтобы по каждому делу выносилось законное и обоснованное решение, постановление, определение.
Вместе с тем, судебная практика свидетельствует о наличии судебных ошибок. Ежегодно вышестоящими хозяйственными судами отменяется определенное количество судебных актов нижестоящих хозяйственных судов. Даже, несмотря на небольшое количество отмененных или измененных судебных актов в процентном отношении к общему количеству рассмотренных дел, государство в лице законодательной и судебной власти не может оставлять судебные ошибки без внимания. Наличие в государстве системы органов правосудия относится к числу процессуальных гарантий реализации гражданами и юридическими лицами права на судебную защиту.
Для исправления судебных ошибок в ХПК (разд. III «Производство по пересмотру судебных актов») установлен комплекс мер, включающий три самостоятельные стадии хозяйственного процесса: производство по рассмотрению судебных актов в кассационной инстанции (гл. 22);
производство по рассмотрению судебных актов в порядке надзора (гл. 23);
производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 24).
Названные стадии хозяйственного судопроизводства имеют ряд схожих направлений: контроль за законностью, обоснованностью, объективностью, полнотой судебных актов; проверка наличия оснований для отмены или изменения судебного акта и т.д. Вместе с тем каждая из перечисленных стадий является самостоятельной стадией и имеет свои цели и задачи, предпосылки возбуждения, субъектный состав, объект и содержание.
Кассационное производство, предусмотренное в ХПК, имеет следующие характерные черты и отличительные особенности.
Пересмотр судебных актов в кассационном порядке - наиболее быстрый, доступный и полный способ проверки законности и обоснованности решений и определений суда первой инстанции. В кассационном порядке могут пересматриваться только не вступившие в законную силу судебные акты.
Осуществление права на обжалование в этом случае зависит в первую очередь от воли лиц, чьи права и законные интересы затронуты судебным актом. Прокурор имеет право кассационного протеста только в случае участия его в деле. Сроки кассационного обжалования и рассмотрения достаточно короткие. Судебные расходы в кассационном производстве, как правило, в два раза меньше по сравнению с расходами в суде первой инстанции. Подача кассационной жалобы или протеста с соблюдением установленного срока и порядка влечет обязательное рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Производство в кассационной инстанции - одна из стадий хозяйственного процесса, поэтому на нее распространяются общие задачи хозяйственного судопроизводства, изложенные в ст. 2 ХПК. В то же время кассационное производство как самостоятельная стадия процесса имеет свои специфические задачи и цели. Основные из них - проверить законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции и таким образом не допустить вступления в законную силу судебного акта, нарушающего права и законные интересы.
Целью и задачей кассационного производства является также установление единообразия судебной практики по спорам с одинаковыми правоотношениями в данном хозяйственном суде, сверка с судебной практикой во всей системе хозяйственных судов Республики Беларусь.
Кассационная инстанция хозяйственного суда проверяет правильность судебных актов суда первой инстанции как с правовой (материальный и процессуальный аспекты), так и с фактической стороны по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. При этом судебный акт проверяется в полном объеме, независимо от того, в какой части он обжалован (опротестован). Это обязанность кассационной инстанции (ст. 187 ХПК).
Анализ норм ХПК, регулирующих кассационное производство, позволяет сделать вывод о том, что в кассационной инстанции должны одновременно соблюдаться конституционное требование о независимости судей, рассматривающих дело в первой инстанции, и подчинение их только закону.
13.2. Право кассационного обжалования (опротестования) судебных постановлений с
Кассационное производство возбуждается по кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, других лиц и кассационным протестам прокуроров.
ХПК уточняет, что «другие лица» в кассационном производстве - это лица, принимавшие участие в рассмотрении дела, а также не привлеченные к участию в деле, но в отношении прав и обязанностей которых суд вынес решение (ст. 174). Указанные лица пользуются правами лиц, участвующих в деле. Об этом прямо указано в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 7 «О применении ХПК при рассмотрении дел в кассационной инстанции» (п. 2). Подчеркивается также, что такие лица вправе принимать участие в рассмотрении дела в кассационной инстанции, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства. Эти лица пользуются всем комплексом прав лиц, участвующих в деле в кассационном производстве. Поскольку хозяйственный суд решил вопрос об их правах и обязанностях, то такие лица стали непосредственно (материально) заинтересованными лицами в исходе дела.
Таким образом, в качестве субъектов в кассационном производстве выступают лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица, заявители, заинтересованные лица, прокурор и иные государственные органы), а также лица, не привлеченные к участию в деле, но в отношении которых суд вынес решение. В отношении прокурора также сделано уточнение: только прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести кассационный протест, а не жалобу, независимо от обжалования судебного акта сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 2 ст. 174 ХПК). Кассационный протест на решение (определение) хозяйственного суда может принести прокурор, который обратился в хозяйственный суд с иском и принимал участие в его рассмотрении.
При выбытии одной из сторон в спорном или установленном судебным решением правоотношении допускается замена этой стороны правопреемником. Все действия, совершенные в процессе до вступления в него правопреемника, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Отсюда вытекает, что право кассационного обжалования принадлежит также правопреемникам сторон и третьих лиц. Запись об этом имеется в названном выше постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда (п. 7).
Представитель (адвокат, юрисконсульт и др.) вправе подать кассационную жалобу на не вступивший в законную силу судебный акт хозяйственного суда первой инстанции только в том случае, если это полномочие специально оговорено в доверенности, выданной ему представляемым. Законные представители (родители, опекуны, попечители, усыновители) могут самостоятельно подать. кассационную жалобу, не имея доверенности.
Право на кассационное обжалование не имеют иные участники процесса, не относящиеся к лицам, участвующим в деле (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и др.).
Объектом кассационного обжалования выступают не вступившие в законную силу решения хозяйственного суда первой инстанции, в том числе дополнительные решения. Определения могут быть обжалованы в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных ХПК (ст. 174).
Объектом кассационного обжалования могут быть не только судебные акты в целом, но и их составные части.
В кассационном порядке не могут быть обжалованы решения Высшего Хозяйственного Суда при рассмотрении дела в качестве суда первой инстанции, поскольку такие решения вступают в законную силу с момента их объявления в судебном заседании (ч. 2 ст. 161 ХПК).
Кассационные жалоба и протест могут быть поданы в течение десяти дней после принятия решения хозяйственным судом (ст. 177 ХПК). Одной из целей введения такого короткого срока является повышение заинтересованности лиц, участвующих в деле, принимать непосредственное и активное участие в рассмотрении дела хозяйственным судом первой инстанции. Срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока в хозяйственный суд могут обратиться только лица, имеющие право на подачу кассационной жалобы. Само ходатайство может быть изложено в письменном заявлении или в кассационной жалобе и заявляется одновременно с их подачей. Ходатайство рассматривается хозяйственным судом, рассмотревшим дело по первой инстанции. При этом определение о восстановлении срока обжалованию не подлежит, а определение об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано (п. 16 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 7).
В качестве суда кассационной инстанции выступает хозяйственный суд, принявший решение в первой инстанции, но обязательно в коллегиальном составе и без участия судей, которые принимали решение по данному делу в качестве суда первой инстанции (ст. 175 ХПК).
Кассационная жалоба (протест) адресуется в соответствующую кассационную инстанцию, но подается в хозяйственный суд, принявший решение. Подача кассационной жалобы (протеста) непосредственно в кассационную инстанцию не препятствует ее рассмотрению. В отличие от порядка подачи заявления в суд первой инстанции, лицо, подавшее кассационную жалобу (протест), обязано направить сторонам копию жалобы (протеста), а также копии прилагаемых документов, которые у них отсутствуют (ст. 176 ХПК).
Раскрывая содержание права на кассационное обжалование (опротестование), ХПК регулирует также такие вопросы, как содержание кассационной жалобы (протеста), возможность предоставления на нее отзыва, основания и порядок ее возвращения (ст. 178-190 ХПК).
Указанное постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 7 также разъясняет право на подачу дополнительной кассационной жалобы (п. 10,11).
Хозяйственный суд первой инстанции после принятия кассационной жалобы (протеста) по истечении срока, установленного для кассационного обжалования или опротестования, направляет дело в соответствующую кассационную инстанцию, уведомляя об этом лиц, участвующих в деле (ст. 181 ХПК).
Возбуждение кассационного производства осуществляется посредством подачи соответствующим субъектом кассационного обжалования кассационной жалобы (протеста) и принятия ее кассационной инстанцией. О принятии кассационной жалобы (протеста) к производству кассационная инстанция выносит определение, в котором указываются время и место рассмотрения кассационной жалобы (протеста). Оно направляется лицам, участвующим в деле (ст. 182 ХПК).
Разрешая вопрос о принятии кассационной жалобы (протеста), соответствующий судья хозяйственного суда (а это может быть судья первой или кассационной инстанции) должен тщательно проверить, соблюдены ли установленные законом условия и порядок возбуждения кассационного производства, в частности: обладает ли лицо, подавшее жалобу (протест), правом кассационного обжалования; не вступило ли обжалуемое судебное постановление в законную силу и подлежит ли оно кассационному обжалованию; соблюдены ли требования закона, предъявляемые законом к содержанию кассационной жалобы (протеста); оплачена ли государственная пошлина. Об этом указано и в названном выше постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда (п. 1).
13.3. Рассмотрение дела в кассационной инстанции
В кассационной инстанции хозяйственного суда дело рассматривается по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными для кассационного производства (ст. 183 ХПК). При этом правила, установленные для рассмотрения дел только в первой инстанции, не применяются. В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 7 (п. 19) подчеркнуто, что в кассационной инстанции не применяются правила ХПК о соединении и разъединении нескольких исковых требований (ст. 133), о предъявлении встречного иска (ст. 127), о недопустимости разрешения спора в отсутствие истца (ст. 142).
В соответствии со ст. 187 ХПК хозяйственный суд кассационной инстанции не связан доводами жалобы и проверяет законность и обоснованность судебных актов в полном объеме. Других пределов у кассационной инстанции по ХПК не имеется. Однако дополнительные доказательства также принимаются кассационной инстанцией во внимание, если лицо, подавшее кассационную жалобу (протест), обосновало невозможность их представления и исследования в хозяйственном суде первой инстанции по причинам, от него не зависящим. В этом проявляется своеобразие реализации принципа состязательности в стадии кассационного производства.
В указанном выше постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда прослеживается подход к максимальному учету дополнительных доказательств. Указывается, что при решении вопроса о принятии дополнительных доказательств принимаются во внимание объяснения заявителя о причинах непредставления этих доказательств в суде первой инстанции, о необходимости представления этих доказательств в суд кассационной инстанции, а также относимость доказательств к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора. Дополнительные доказательства могут быть приняты судом кассационной инстанции, если они существовали в момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, но лицо не знало и не могло знать об их существовании или же доказательства существовали в момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и представляющее их лицо знало об этом, но по независящим от него причинам не могло их представить в суд. Уважительными причинами непредставления доказательств могут считаться: ошибочное исключение судом первой инстанции из судебного разбирательства, представленных лицом доказательств, которые могли иметь значение для исхода дела; необоснованный отказ суда первой инстанции лицу в исследовании доказательств и др.
В кассационной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в суде первой инстанции (ст. 187 ХПК). Этим правилом в кассационном производстве ограничивается действие принципа диспозитивности, стимулируется качественная подготовка к судебному заседанию и заявление всех требований в суде первой инстанции.
При особой сложности дела или в других исключительных случаях председатель хозяйственного суда или его заместитель могут продлить этот срок, но не более чем на двадцать дней. В случае продления срока об этом извещаются лица, участвующие в деле (ст. 186).
В кассационной инстанции хозяйственного суда все дела рассматриваются коллегиально в составе не менее трех судей.
Рассмотрение дела в кассационной инстанции начинается с доклада председательствующего или одного из судей, который кратко излагает содержание решения суда первой инстанции, содержание кассационной жалобы (протеста), поступивших отзывов, сообщает о представленных в кассационную инстанцию материалах. Первым после доклада судьи выступает лицо, подавшее кассационную жалобу (протест). Последовательность выступлений других лиц, участвующих в деле, определяется судом кассационной инстанции (ст. 184 ХПК).
ХПК предусматривает право лиц, подавших кассационную жалобу (протест), отказаться от нее или отозвать протест (ст. 184), право истца отказаться от иска и право сторон заключить мировое соглашение (ст. 185).
Суду кассационной инстанции не предоставлено право принимать свои постановления именем Республики Беларусь. Это компетенция только хозяйственного суда первой инстанции.
Для выполнения задач и целей, стоящих перед кассационной инстанцией хозяйственного суда, она наделена соответственными полномочиями.
Полномочия кассационной инстанции - это совокупность прав на совершение установленных ХПК процессуальных действий по отношению к не вступившим в законную силу судебным актам суда первой инстанции, обжалованным (опротестованным) в кассационном порядке.
Кассационная инстанция имеет следующие полномочия (ст. 188 ХПК):оставить решение суда первой инстанции без изменения, а необоснованные кассационные жалобу и протест без удовлетворения. Кассационная инстанция принимает такое постановление, если придет к выводу после проверки дела в полном объеме, что решение (определение) по делу является законным и обоснованным, а кассационная жалоба (протест) - наоборот, необоснованной, т.е. не содержит существенных для дела фактов. Даже если кассационная инстанция выявит отдельные процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, которые не повлияли на вынесение законного и обоснованного решения, она не вправе отменять такое решение, но обязана указать на нарушения;
отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение. Это полномочие используется кассационной инстанцией в том случае, когда судом первой инстанции вынесено незаконное и необоснованное решение, т.е. допущены нарушения, как с правовой, так и с фактической стороны, которые невозможно исправить без нового рассмотрения дела по существу;
отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять новое решение. Убедившись, что решение суда первой инстанции незаконно или необоснованно, но в материалах дела имеется достаточное количество доказательств, все они исследованы в судебном заседании, но им дана неправильная оценка или неправильно применено законодательство, кассационная инстанция имеет право воспользоваться этим полномочием. Тем более, что оно более приемлемо с позиции процессуальной экономии, ведет к быстрейшему разрешению спора, устраняет ненужную волокиту;
изменить решение суда первой инстанции. Данное полномочие по своей правовой природе схоже с предыдущим. Различие заключается лишь в том, что оно применяется в тех случаях, когда допущенные судом первой инстанции ошибки не повлияли на итоговые выводы суда о правах и обязанностях сторон. Изменение применяется в судебной практике, например, когда необходимо снизить взысканную сумму долга с ответчика. В то же время измененной может быть не только резолютивная часть решения, но и мотивировочная;
5) отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу или оставить иск (заявление) без рассмотрения. Кассационная инстанция вправе и обязана использовать это полномочие в тех случаях, если в деле есть основания, предусмотренные для прекращения производства по делу (ст. 94 ХПК) или для оставления иска без рассмотрения (ст. 96 ХПК), а суд первой инстанции этих процессуальных действий не совершил.
ХПК также подробно регламентирует основания к изменению или отмене решений в кассационном порядке (ст. 189-193 ХПК).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста) принимается постановление. Требования, предъявляемые к нему, изложены в ст. 195 ХПК. Указания кассационной инстанции, изложенные в постановлении, обязательны для хозяйственного суда, вновь рассматривающего дело. Однако кассационная инстанция не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими и какое решение должно быть принято при новом рассмотрении дела (ст. 197 ХПК).
Кассационная инстанция вправе также вынести частное определение (ст. 196 ХПК).
Постановления и определения кассационной инстанции могут быть только опротестованы в порядке надзора (ст. 199 ХПК).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.
Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.
Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.
Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.
Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.
Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.