Учреждение образования федерации профсоюзов беларуси
международный институт трудовых и социальных отношений.
Кафедра частного права
Контрольная работа
По дисциплине "Хозяйственный процесс"
Выполнила:
Студентка V курса
Заочной формы отделения
Юридического факультета
Группы 532-з
Балахович Наталья Петровна
Минск 2010
Содержание
Теоретический вопрос
Задача № 1
Задача № 2
Список использованных источников
Теоретический вопрос
Законная сила решения хозяйственного суда. Определение хозяйственного суда первой инстанции, их содержание, виды, порядок вступления в законную силу. Частное определение хозяйственного суда.
При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решение. Решение хозяйственного суда принимается именем Республики Беларусь. Решение должно быть законным и обоснованным. Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании. Решение принимается хозяйственным судом после окончания разбирательства дела в судебном заседании. Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для принятия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей.
Вступление в законную силу решения хозяйственного суда означает, что оно приобретает определенные правовые последствия, а его правовое действие означает, что права и обязанности, подтвержденные этим решением, устанавливаются окончательно и подлежат беспрекословному исполнению по требованию управомоченных лиц. Решение хозяйственного суда обязательно для исполнения всеми организациями и должностными лицами.
Решение хозяйственного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение хозяйственного суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления хозяйственным судом апелляционной инстанции.
Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании.
При принятии решения хозяйственный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска, об обеспечении исполнения решения (при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения), о распоряжении вещественными доказательствами, находящимися в суде, а также иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.
Определение хозяйственного суда – это постановления, выносимые хозяйственным судом, которые не разрешают спор сторон по существу в отличие от решения.
Определения хозяйственного суда различают по своему характеру и последствиям.
От определений, выносимых в процессе рассмотрения дела, следует отличать определения, которыми завершается рассмотрение спора без вынесения решения по существу. Это определения о прекращении производства по делу и об оставлении иска без рассмотрения, о заключении мирового соглашения. С вынесением этих определений процесс прекращается без рассмотрения дела по существу. Это и есть форма окончания дела без вынесения решения.
Определение выносится хозяйственным судом в письменной форме в виде отдельного судебного постановления или протокольного определения.
Определение в виде отдельного судебного постановления хозяйственный суд выносит во всех случаях, если предусмотрена возможность обжалования определения хозяйственного суда отдельно от судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. В иных случаях хозяйственный суд вправе вынести определение как в виде отдельного судебного постановления, так и в виде протокольного определения.
Определение в виде отдельного судебного постановления хозяйственный суд выносит в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей, по правилам, установленным для принятия решения хозяйственного суда.
Протокольное определение может быть вынесено хозяйственным судом без удаления из зала судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания.
Содержание определения – вводная часть, описательная часть, мотивирочная часть и резолютивная часть. В определении хозяйственного суда, выносимом в виде отдельного судебного постановления, должны быть указаны:
наименование и состав хозяйственного суда, принявшего определение; наименование и номер дела; дата и место вынесения определения хозяйственного суда; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора;
вопрос, по которому выносится определение;
мотивы, по которым хозяйственный суд пришел к своим выводам, со ссылкой на законодательные и иные нормативные правовые акты;
вывод по рассматриваемому вопросу;
подлежит ли определение обжалованию и опротестованию, порядок и сроки его обжалования и опротестования.
Определение хозяйственного суда, выносимое в виде отдельного судебного постановления, подписывается судьей хозяйственного суда или коллегиальным составом хозяйственного суда, вынесшим его.
В определении хозяйственного суда, которое заносится в протокол судебного заседания (протокольном определении), указываются вопрос, по которому выносится определение, и вывод по рассматриваемому вопросу, при необходимости хозяйственный суд вправе указать в нем мотивы, по которым он пришел к такому выводу. Определение хозяйственного суда может быть обжаловано отдельно от судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случае, когда предусмотрено обжалование этого определения, а также если оно препятствует дальнейшему движению дела. В отношении определения хозяйственного суда, обжалование которого не предусмотрено, а также в отношении протокольного определения могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Жалоба на определение хозяйственного суда может быть подана не позднее пятнадцати дней со дня вынесения определения, если иной срок не предусмотрен. Подача жалобы на определение хозяйственного суда и ее рассмотрение осуществляются в порядке, установленном для апелляционного обжалования (опротестования) решений хозяйственного суда. В случае выявления при рассмотрении спора нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, государственными органами, органами местного управления и самоуправления, должностными лицами или гражданами законодательных и иных нормативных правовых актов в их деятельности хозяйственный суд вправе вынести частное определение. Частное определение направляется соответствующим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, государственным органам, органам местного управления и самоуправления, должностным лицам или гражданам, которые обязаны в срок не более одного месяца со дня вынесения частного определения сообщить в хозяйственный суд о принятых мерах. Частное определение может быть обжаловано в порядке, установленном Хозяйственно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь. Хозяйственный суд направляет заказным письмом с уведомлением о вручении копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного постановления, лицам, участвующим в деле, и иным заинтересованным лицам не позднее пяти дней со дня вынесения определения хозяйственного суда, если иной срок не предусмотрен Хозяйственно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь, или вручает им копии определения под расписку.
Задача № 1
Хозяйственный суд решением от 11 мая 2001 г. удовлетворил исковые требования и расторг договор аренды нежилого помещения между АО "Белгалатея" (арендодатель) и ООО "Нембра" (арендатор).
18 мая 2001 г. истец АО "Белгалатея" обратился в хозяйственный суд с ходатайством о вынесении дополнительного решения и выселении ООО "Нембра" из занимаемого нежилого помещения, а также о взыскании с ответчика 114 тыс. руб. судебных расходов за рассмотрение данного дела хозяйственным судом.
В каком порядке хозяйственный суд должен рассмотреть данное ходатайство?
Какие обстоятельства следует учесть суду при его рассмотрении?
Ответ
В соответствие со статьей 204 Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь решение хозяйственного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Из этого можно сделать вывод, что решение от 11 мая 2001 г. О расторжении нежилого помещения между АО "Белгалатея" и ООО "Нембра" не вступил в законную силу. По статье 209 Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь по своей инициативе или заявлению лица, участвующего в деле хозяйственный суд, принявший решение, вправе принять дополнительное решение до вступления в законную силу принятого им решения, если суд решив вопрос о праве, не указал в решении размер подлежащей взысканию суммы, подлежащего передаче имущества или определенных действий, которые обязан выполнить ответчик, если судом не решен вопрос о судебных расходах.
Вопрос о принятии хозяйственным судом дополнительного решения решается в судебном заседании.
АО "Нембра" и АО "Белгалатея" будут извещены о времени и месте проведения судебного заседания. Дополнительное решение хозяйственного суда принимается по правилам Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь.
В случае отказа в принятии дополнительного решения по ходатайству АО "Белгалатея" хозяйственный суд выносит определение.
Дополнительное решение хозяйственного суда и определение об отказе в принятии дополнительного решения могут быть обжалованы в порядке, установленном Хозяйственно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь.
Задача № 2
ПО "Облэнерго" в исковом заявлении просило хозяйственный суд взыскать с макаронной фабрики 14 млн 800 тыс. руб. долга по оплате электроэнергии и штрафных санкций. Ответчик в судебном заседании иск признал полностью, но просил рассрочить исполнение решения на 3 месяца равными частями.
Хозяйственный суд иск удовлетворил в полном объеме и обратил решение к немедленному исполнению. Одновременно хозяйственный суд вынес определение об отказе ответчику в удовлетворении ходатайства о рассрочке исполнения решения, указав, что такое ходатайство может быть заявлено ответчиком после вынесения решения, в исполнительном производстве.
Заместитель директора макаронной фабрики обратился в юридическую консультацию с просьбой составить кассационную жалобу на данное решение. В частности, заместитель директора сомневался в правомерности обращения решения к немедленному исполнению, а также полагал, что хозяйственный суд обязан одновременно с вынесением решения разрешить ходатайство ответчика о рассрочке его исполнения.
Адвокат разъяснил, что, поскольку решение вступило в законную силу немедленно, кассационная жалоба не него подана быть не может.
Правильно ли разъяснение адвоката?
Дайте пояснения по вопросам заместителя директора макаронной фабрики.
Ответ
Разъяснение адвоката правильно, так как в соответствии со статьей 205 Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь немедленному исполнению подлежат решения хозяйственного суда об удовлетворении требований, если ответчик признал иск. Следовательно директор макаронной фабрики не может подать кассационную жалобу на данное решение хозяйственного суда. Но отсрочка или рассрочка исполнения решения возможна в исполнительном производстве, как это было указано в определении.
В соответствии со статьей 368 Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь, хозяйственный суд, на исполнении которого находится исполнительное производство, по заявлению стороны в этом производстве вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного постановления, на основании которого возбуждено исполнительное производство. Этот вопрос решается в судебном заседании с извещение сторон по исполнительному производству и судебного исполнителя. По результатам рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном Хозяйственно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. с изм. принята на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г.//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №1.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 11 ноября 1998г. Одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь 26 ноября 1998г. В редакции закона Республики Беларусь от 6 августа 2004г. № 314-3 "О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный Процессуальный Кодекс Республики Беларусь" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 138-139. 2/1064
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 1998 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. -№18-19.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 1998 года. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. -№7-9. -Ст. 101.
5. О хозяйственных судах в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь от 9 декабря 1998г. №217-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 2. Ст. 32.
6. О судебном решении: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 7 декабря 2000г. № 15 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 5. 6/ 262.
7. О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в суде первой инстанции: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000г. № 6 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 №67. 6/250.
8. Каменков В.С. Справочник по хозяйственному процессу / В.С.Каменков, В.В.Жандармов. Мн.: Амалфея, 2001.
9. Комментарий к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь. Мн.: Амалфея, 2000.
10. Мадудин Н.Д. Решение хозяйственного суда // Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь. 2000. № 6; 2001. № 1.
11. Чернецкая Н.А. Хозяйственный процесс. Ответы на экзаменационные вопросы. 2-е издание. // Мн.: "ТетраСистемс". 2008.