1. Понятие и виды предприятий, учреждений и иных некоммерческих организации.
Предприятия и учреждения относятся к субъектам административного права, но только в определённых правом случаях и в соответствующем качестве, поскольку они, в отличие от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.
Конституция Российской Федерации применяет термины "предприятия", "учреждения", "государственные, муниципальные и другие жилищные фонды", "государственные или муниципальные образовательные учреждения".
В Гражданском кодексе РФ (часть первая) нашли свое юридическое закрепление и развитие такие понятия, как хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит и раскрывает фундаментальные и чрезвычайно важные не только для гражданского, но и для административного, финансового, трудового, налогового, таможенного права понятия.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.
Учреждение - это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК). Учреждения создают ценности в основном непроизводственного характера.
Предприятия подразделяются на различные виды. По видам их можно условно разделить на три группы. Например, по виду производства:
предприятия, производящие продукцию;
2) предприятия, производящие работы;
3) предприятия, производящие хозяйственные услуги.
В свою очередь, в каждой группе предприятий по видам производства можно произвести дальнейшее их разделение на подвиды.
Предприятия, производящие продукцию, делятся на:
- предприятия промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты),
- сельскохозяйственные (акционерные общества, кооперативы, фермерские хозяйства, артели и т.д.).
Предприятия, производящие работы, делятся на предприятия строительные, проектные, изыскательские и др.
Предприятия, производящие хозяйственные услуги, делятся на предприятия транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунальные и др.
В условиях многообразия форм собственности необходимо разделение предприятий на группы в зависимости от формы собственности. По этому признаку предприятия делятся на:
а) государственные (основанные на государственной федеральной собственности или собственности субъектов Федерации);
б) муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления);
в) кооперативные (основанные на кооперативной собственности);
г) частные предприятия (основанные на частной собственности);
д) предприятия, принадлежащие общественным организациям и основанные на их собственности, например полиграфические предприятия политических партий;
е) смешанные предприятия (основанные на двух и более формах собственности, например, государственной и частной, государственной собственности РФ и собственности другого государства).
Разделение предприятий по формам собственности, имеющей различный правовой статус, влечет значительные различия в их правовом статусе. По этому признаку, т.е. по правовому статусу, предприятия делятся на:
1) государственные (находящиеся в управлении государства);
2) муниципальные, управляемые органами местного самоуправления;
3) частные предприятия (находящиеся в ведении отдельных лиц или семьи);
4) полные товарищества (с солидарной ответственностью);
5) смешанные товарищества;
6) акционерные общества закрытого типа;
7) акционерные общества открытого типа;
8) филиалы и представительства.
В Гражданском кодексе РФ обозначены так называемые унитарные предприятия (государственные и муниципальные) - ст. 113 ГК.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. (Например, завод оборонной промышленности по виду собственности - это государственное предприятие, а по способу управления - унитарное предприятие (государство доверило администрации этого завода осуществлять управленческие функции от имени государства).
Учреждения тоже делятся на виды. По роду деятельности различают учреждения:
- хозяйственные (хозяйственные министерства и ведомства, их органы на местах и т.д.);
- социальной сферы (образовательные, научные, здравоохранения и др.);
- внешнеполитические (системы Министерства иностранных дел, консульские учреждения);
- внешнеэкономические;
- правоохранительные (система правосудия, система прокуратуры, милиции и другие правоохранительные системы);
По формам собственности учреждения, как и предприятия, подразделяются на: государственные, муниципальные, кооперативные, частные и т.д.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.1
Большинство негосударственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Перечень важнейших форм некоммерческих организаций предусмотрен Гражданским кодексом и Законом "О некоммерческих организациях". Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
2. Основы административно-правового положения предприятий, учреждений, организаций
Содержание административно-правового статуса предприятий, учреждений, организаций в основном зависит от следующих обстоятельств:
1) является он частью государственного механизма или нет;
2) каким видом деятельности он занимается (хозяйственной, культурно-воспитательной и т. д.);
3) является он самостоятельной организационной единицей или включен в более сложную организационную структуру.
Правовой статус предприятий и учреждений определяется нормами ряда отраслей права, но преимущественно административным правом, гражданским правом и трудовым правом.
Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений характеризуется рядом особенностей. Они образуются и ликвидируются органами государственной власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.
В административно-правовом статусе государственных субъектов можно выделить три главных блока:
а) целевой;
б) структурно-организационный;
в) компетенционный (компетенцию).
Первым элементом административно-правового статуса государственного коллективного субъекта являются его цели, задачи и функции, закрепленные юридически. Цель в данном случае можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, которая в положениях, уставах и иных управленческих актах конкретизируется в перечне задач и выполняемых функций.
Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:
1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать и т. д.);
2) экономико-экологические, закрепляющие обязанности бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечивать сохранность окружающей среды и государственного имущества;
3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, создание благоприятных условий для трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.
Второй — организационно-структурный — компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов (1), их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других (2), установления и изменения их организационных структур (3), права на организационное самоопределение (4), процедур деятельности (5) и права на официальные символы (6).
У негосударственных предприятиях, в редких случаях, имеются все те элементы статуса, что и у государственных (целевого, организационного, компетенционного блоков), чаще всего — лишь некоторые из них.
Минимальный объем административно-правового статуса негосударственного коллективного субъекта включает в себя право на государственное признание, наименование, право самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.
Негосударственные предприятия и учреждения самостоятельны в организации своей деятельности и реализации продукции и услуг. Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.
Правовой статус учреждений отличается большим диапазоном их прав и обязанностей, а потому в решении данного вопроса законодательство пошло по пути установления правового статуса учреждений по отраслям.
Например, Закон РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ устанавливает систему образовательных учреждений (ст. 12) - дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и др. - и определяет основы их правового статуса. На базе Закона в специальных нормативных актах определяется полный, исчерпывающий правовой статус общеобразовательного учреждения. Например, Правительством 26 июня 1993г. принято Типовое положение об образовательном учреждений высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ.
Аналогичным образом решается вопрос о правовом статусе учреждений в других отраслях. Например, военно-учебные заведения внутренних войск создаются по решению Правительства Российской Федерации, равно как и учебные заведения для подготовки сотрудников милиции (ст. 21 Закона о милиции).
Предприятия (учреждения) независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законы и иные административно-правовые акты (законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и т.д.).
Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством, вплоть до закрытия предприятия.
Предприятия и учреждения как юридические лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. В отношении их руководителей и служащих может быть применена такая мера административной ответственности как дисквалификация. Она заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иную управленческую деятельность, в случаях предусмотренных законом.
3. Порядок создания и прекращения деятельности предприятий учреждений, организации. Административно-правовые гарантии их самостоятельности
Административно-правовой статус предприятия включает в себя действия по созданию предприятия и управлению его деятельностью.
К числу таких действий следует отнести:
создание (учреждение) предприятия. Учредительным документом предприятия является устав предприятия;
государственная регистрация. Осуществляется по месту нахождения предприятия местным органом государственной власти;
получение разрешение на занятие хозяйственной деятельностью (выдает местный орган государственной власти);
формирование органа управления делами предприятия. Органом управления предприятия или учреждения является администрация, возглавляемая руководителем и осуществляющая функции оперативного управления этим предприятием (это касается государственного предприятия, в негосударственных предприятиях органом управления может быть и коллегиальный орган, например, общее собрание, совет директоров и т.д.);
определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия (если предприятие государственное, то вышестоящие органы гос. управления осуществляют управление предприятием. Если же предприятие не государственное, государство осуществляет в отношении него государственный контроль);
ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности.
В учредительных документах некоммерческих организации и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях - и других коммерческих организации должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором устанавливаются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного Фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
Административно-правовой статус федеральных казенных предприятий имеет выраженные специфические черты.
Федеральные казенные предприятия создаются по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Оно же вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия.
В отношении федеральных казенных предприятий предусмотрен режим директивного планирования. Он установлен постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994г. № 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)"'.
Казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе заниматься только той деятельностью, которая разрешена уполномоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия.
По согласованию с уполномоченным органом формируется план развития казенного предприятия, предусматривающий определенные мероприятия и задания. Постановлением установлен особый порядок финансирования выполнения, как плана-заказа, так и плана развития казенного предприятия. Таким образом, казенными предприятиями осуществляется непосредственное государственное управление с использованием способов, элементов, рычагов директивного планирования.
Предприятия могут входить по их собственному волеизъявлению в объединения различных видов. Для предприятий это производственные объединения, научно-производственные объединения, союзы, ассоциации, концерны, которые, в свою очередь, делятся на отраслевые, межотраслевые, региональные и др. Объединения создаются их учредителями для того, чтобы совместными усилиями входящих в объединение предприятий добиться наилучших результатов по какому-либо участку производства - материально-техническому обеспечению, сбыту продукции, организации транспортных перевозок и т.д. Входящие в объединение предприятия не теряют своей самостоятельности.
Порядок ликвидации предприятий в форме акционерного общества регламентируется статьями 61 - 65 ГК РФ, статьями 21 - 23 Федерального закона “Об акционерных обществах“ от 24.12.1995г. № 208-ФЗ.
Ликвидация акционерного общества влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Общество может быть ликвидировано по двум основаниям: добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества; по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Гарантии прав предприятий:
недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;
запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
защита имущества предприятия от незаконного изъятия;
недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.
4. Понятие и виды общественных объединений
«Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения», – говорится в ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях». Этим Законом предусмотрены различные формы реализации гражданами конституционного права на объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации. Деятельность таких объединений регламентируется не только упомянутым Законом, но и специальным федеральным законодательством.
Всем общественным объединениям свойственны определенные общие черты:
образуются физическими и/или юридическими лицами на добровольной основе;
создаются без предварительного согласия органов государственной власти;
необязательность государственной регистрации: могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица;
участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности;
отношения с государством строят на принципе взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений, а самих объединений в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом;
действуют от своего имени;
являются некоммерческими объединениями: не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Общественные объединения различаются по членству, целям деятельности, составу и форме руководства. Они могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые его участниками;
общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели;
общественное учреждение - не имеющие членства общественные объединения, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
союз (ассоциация). Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Все общественные организации могут быть классифицированы по ряду оснований.
В зависимости от территориальной сферы деятельности: общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
По принципу формирования: массовые общественные организации - организации молодежи, спортивные и оборонные, культурные, технические, научные общества; самодеятельные организации - это домовые, родительские комитеты; общественные органы.
По масштабам деятельности: общественные организации, действующие в системе центрального управления, например, добровольные дружины; общественные организации, действующие в системе местного управления, например, родительские комитеты.
По характеру полномочий: обладающие полномочиями государственного характера, например, добровольные дружины; не имеющие таких полномочий.
По форме подчинения: организации, руководимые государственными органами, например, комиссия по делам несовершеннолетних; организации, состоящие при общественных организациях и подчиняющиеся им.
По целям создания:
Партии, профсоюзы, комсомол, добровольные общества и союзы.
5. Административно-правовой статус общественных объединений
Административно-правовой статус общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются в их взаимоотношениях с государственной администрацией.
Для осуществления своих уставных целей и задач объединения имеют право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
участвовать в выработке решений в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством;
проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).
Общественные объединения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это соответствует их уставным целям и служит достижению этих целей. Эта деятельность регулируется нормами частного права. Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от этой деятельности не могут перераспределяться между их участниками, а должны использоваться только для достижения уставных целей.
Специфика общественного объединения как субъекта административного права проявляется во взаимоотношениях объединения с государственными органами, прежде всего, с органами исполнительной власти.
В процессе организационного оформления статуса объединения и наделения его правами и обязанностями юридического лица возникают регистрационные отношения. Субъектами административных отношений в этом случае, с одной стороны, выступает федеральное Министерство юстиции или его территориальные органы в субъектах Федерации, а с другой – учредители общественного объединения: физические или юридические лица, ходатайствующие о предоставлении объединению статуса юридического лица.
Основополагающее значение в статусе общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения с государством, его органами и должностными лицами. Закон об общественных объединениях вносит свои особенности в разрешение этой проблемы. Конституционное понимание взаимоотношений объединений и добровольности членства в них. Закон об общественных объединениях лишь декларирует запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность объединений, но фактически допускает его многообразные правовые формы.
Административно-правовые отношения возникают также в процессе осуществления контрольных полномочий органов юстиции за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также финансовыми органами – в соответствии с их компетенцией. В этом случае предусмотрено лишь право органов, осуществляющих контроль, запрашивать распорядительные документы объединений, однако законом не закреплена обязанность по их предъявлению, а также ответственность объединений в связи с отказом в ходатайстве контрольных органов. Таким образом, содержание контрольных полномочий государственных органов весьма неопределенно.
Приостановление деятельности общественного объединения и его ликвидация представляют собой два взаимосвязанных процессуальных действия, различающихся по содержанию возникающего правоотношения. Если полномочиями в сфере приостановления деятельности объединений обладают органы юстиции и прокуратура, то ходатайства о ликвидации объединений могут быть возбуждены только по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров субъектов Федерации.
6. Особенности правового положения религиозных и иных объединений
Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г., так же как и базовый Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лиц, создавших религиозную группу. В случае, если целями создания такой группы являются последующая регистрация и получение статуса религиозной организации, инициаторы ее образования обязаны уведомить о деятельности группы муниципальные органы. Факультативный режим регистрационных отношений, таким образом, распространяется на религиозные группы, учредители которых не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица, и обязательная государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации.
Регистрации в Министерстве юстиции РФ подлежат только централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Федерации, а все остальные организации регистрируются территориальными органами юстиции. Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности религиозного объединения на территории Российской Федерации.
Для административно-правовых отношений, возникающих в сфере деятельности религиозных объединений, характерно сочетание различных видов разрешительной политики. Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации. Для получения такого статуса необходимо подтвердить наличие трех местных организаций, поэтому процедура государственной регистрации как минимум подразделяется на четыре этапа. В случае последующего расширения деятельности централизованной религиозной организации, например при учреждении ею новых местных организаций, регистрационные отношения между органом юстиции и учредителями возникают вновь. Для создания конфессиональными объединениями учреждений профессионального религиозного образования необходимо сочетание двух различных видов разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для получения права осуществления образовательной деятельности необходима также выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. Так же исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования.
В случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
7. Взаимоотношения органов внутренних дел с предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями
Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи милиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации. Правоохранительная практика показывает, что, опираясь на поддержку трудовых коллективов, населения и средства массовой информации, милиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
Сотрудники милиции проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-консультативную деятельность. Разъясняют законы и иные правовые акты по вопросам обеспечения правопорядка, личной и общественной безопасности, охраны собственности от противоправных посягательств.
Взаимодействие с трудовыми коллективами (независимо от форм собственности) поддерживают:
подразделения патрульно-постовой службы милиции – в процессе охраны общественного порядка на улицах, в парках, площадях и в других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий;
подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения – с трудовыми коллективами автотранспортных организаций в деле обеспечения безопасности дорожного движения;
участковые инспектора милиции – с трудовыми коллективами предприятий, организаций и населением по вопросам профилактики правонарушений на обслуживаемой ими территории;
сотрудники лицензионно-разрешительной службы – с коллективами частных охранных объединений, а также предприятий, имеющих огнестрельное оружие и взрывчатые материалы, используемые в хозяйственной деятельности;
подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел – с коллективами объектов, которые они охраняют;
сотрудники криминальной милиции, дознаватели и следователи – с трудовыми коллективами и населением при проведении мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Важное значение в организации рассматриваемого взаимодействия имеет укрепление связи с трудовыми коллективами и населением на закреплённой за органом внутренних дел территории. Руководители органов внутренних дел, участковые инспектора и другие сотрудники милиции отчитываются в трудовых коллективах о работе органов внутренних дел.
Необходимым условием выполнения задач и функций, возложенных на органы внутренних дул (милицию), является поддержание ими связи со средствами массовой информации.
Контакты с журналистами и другими представителями средств массовой информации могут включать в себя оказание им помощи в получении и проверке информации (проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях).
По наиболее актуальным и важным вопросам деятельности органов внутренних дел проводятся пресс-конференции, брифинги, приёмы, встречи представителей прессы с руководством внутренних дел, руководителями служб и подразделений органов; для более эффективного информирования представителей средств массовой информации готовятся пресс-релизы.
Большое значение в формировании положительного мнения о работе органов внутренних дел по укреплению правопорядка имеют связи с депутатами, представителями политических партий, движений, религиозных объединений и др.
К наиболее распространённым формам связи с представителями и лидерами указанных объединений, как показывает практика, относятся:
поддержание с руководителями и лидерами национальных землячеств, религиозных объединений постоянных отношений, координация усилий по предотвращению межнациональных конфликтов среди населения, в том числе через средства массовой информации;
участие представителей органов внутренних дел в съездах, конференциях, демонстрациях и других мероприятиях, проводимых общественными объединениями;
обмен информацией с депутатами, лидерами общественных движений и религиозных концессий;
интервьюирование лидеров партий, движений, землячеств по вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в населённом пункте, обслуживаемом тем или иным органом внутренних дел, а также с целью выяснения общественного мнения о работе органов внутренних дел (милиции).
8. Негосударственные объединения в системе ОВД и в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан и общественных объединений – одно из непременных условий эффективной деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, устранению порождающих их причин.
Большую помощь органам внутренних дел в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью оказывают органы общественной самодеятельности.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Организационными формами органов общественной самодеятельности являются советы и комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Воспитательную работу среди молодёжи проводят советы содействия семье и школе, родительские комитеты, советы ветеранов войны и труда, общественные воспитатели несовершеннолетних и др. Эти формирования состоят из представителей общественных объединений и граждан.
Функции по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам по защите прав и законных интересов клиентов осуществляет лица (организации), занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью. Органы внутренних дел выдают лицензии (разрешения) на занятия этой деятельностью и осуществляет за ней контроль. Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Охранно-сыскные организации привлекаются, прежде всего, для поддержания правопорядка на улицах и в других общественных местах, а также используются при проведении целевых оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с угонами автотранспортных средств, хищения имущества.
Негосударственные предприятия безопасности, выступая относительно самостоятельной силой, должны дополнить государственную правоохранительную систему.
В некоторых республиках, краях и областях образованы и действуют координационные советы (центры) социально-профилактической направленности. В их состав входят председатели советов войны и труда, товарищеских судов, представители предприятий, учреждений и организаций, сотрудники правоохранительных органов. Эти центры решают задачи по предупреждению правонарушений, проводят воспитательную работу с несовершеннолетними, оказывают иную помощь органам внутренних дел. Финансовое и материально-техническое обеспечение социально-профилактических центров осуществляется за счёт средств местного бюджета.
Важная роль в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью, а также иными правонарушениями принадлежит специальным общественным формированиям: добровольным народным дружинам по охране общественного порядка; товарищеским судам; общественным пунктам охраны правопорядка; внештатным сотрудникам милиции и др.
Но не только взаимодействие органов милиции с другими правоохранительными органами способствует раскрытию преступлений – зачастую обычные граждане помогают в предотвращении преступлений и обеспечении правопорядка. Так, например, в последнее время, к сожалению, все чаще проявляет себя угроза терроризма, и для того, чтобы по возможности снизить количество жертв и обеспечить слаженную работу органов правопорядка и населения, проводится массовая программа в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности.
Исходя из этого, проводится:
- объединение в группы граждан, проживающих в определенном районе населенного пункта и даже дома, для ведения наблюдения за подозрительными лицами и информирования об этом правоохранительных органов;
- обучение населения борьбе с террористическими актами;
- организация посещений сотрудниками органов внутренних дел общественных объединений и религиозных организаций, домовладельцев и жителей района и оказание консультационной помощи по вопросам борьбы с терроризмом.
Нормативные акты и литература
Конституция РФ.
Гражданский кодекс ч.1.от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 9. Ст. 773; № 34. Ст. 4026. "Российская газета" от 8 декабря 1994 г.
Федеральный закон “Об акционерных обществах“ от 24.12.1995г. № 208-ФЗ (В редакции Федерального закона от 07.08.2001 г. № 120-ФЗ и от 31.10.2002 г. № 134-ФЗ).
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ// С3 РФ. - 1997.-№ 39,-Ст. 4465.
Федеральный закон «О6 общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ // С3 РФ. - 1995. - №. 21. -1930.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 145; 1998, № 48, ст. 5849.
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 10 – ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 148.
Положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка, от 14.07.1974г. // сборник законодательных и иных нормативных актов об административной ответственности –М.1978 г.
Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / под редакцией проф. А.П. Коренева. — М.: Изд-во «Щит-М». 1997г.
Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. — М.: «Юристъ», 1999.
Алёхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Зерцало, Теис, 2001г.
Бахрах Д. Н.. Административное право России. Учебник. М., Изд. НОРМА, 2003 г.
Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. // Государство и право. -1995. -№3.
Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4.
Шиткина И. С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Комплект локальных нормативных актов. – М.: Правовая культура. 1997.
1 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.