Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Дисциплина «Гражданское право»
Реферат
На Тему: «Понятие права собственности юридических лиц»
Подготовил:
Слушатель 345 группы
Конев П.Л.
Проверил:
Преподаватеть кафедры
Стеклов И.А.
Белгород
2008
§ 1. Понятие права собственности юридических лиц.
Общие положения
1. Собственность юридических лиц, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Следует заметить, что наличие обособленного имущества - один из непременных признаков существования юридического лица как субъекта права. Но не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности. Можно иметь имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации (ст. 48 ГК). Для большинства же организационно-правовых форм юридических лиц характерно их участие в правоотношениях именно как собственников принадлежащего им имущества.
К числу субъектов права собственности юридических лиц, согласно п. 3 ст. 213 ГК, относятся коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником.
Круг юридических лиц - собственников довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, государственные корпорации, ассоциации и союзы, другие организации, предусмотренные федеральными законами.
Право собственности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм может иметь особенности приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения имуществом. Вместе с тем существуют общие закономерности, свойственные праву собственности юридического лица безотносительно к его конкретному виду.
Во-первых, именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица не сохраняют права собственности на переданное ими имущество и имеют на имущество юридического лица либо обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах (п. 2 ст. 48 ГК); либо вообще не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных), если речь идет об общественных и религиозных организациях (объединениях), ассоциациях и союзах (п. 3 ст. 48 ГК).
Кодекс, таким образом, отказался от понимания режима имущества юридического лица как общей долевой собственности, который ранее был закреплен в ст. 11 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <*> применительно к товариществам и акционерным обществам открытого типа.
Во-вторых, в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями (участниками, членами), а также имущество, произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе его деятельности (п. 1 ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК).
При этом с момента государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) утрачивают право собственности на имущество, внесенное в уставный (складочный) капитал. Названное правило в полной мере относится и к акционерным обществам, созданным в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. С момента государственной регистрации такое акционерное общество становится собственником государственного (муниципального) имущества,
--------------------------------
<*> ВВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации <*>.
Эта общая норма о моменте возникновения права собственности должна применяться с учетом тех особенностей правового режима отдельных видов имущества, которые предусмотрены действующим законодательством.
Для объектов недвижимости, как известно, установлен особый режим. Согласно п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре.
В законе иногда устанавливаются дополнительные предпосылки для перехода к юридическим лицам права собственности на имущество. В частности, одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <*>, является продажа государственного и муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (п. 1 ст. 13, п. 14 и п. 21 ст. 20). С победителем конкурса заключается договор купли-продажи приватизируемого имущества, непременно включающий не только правило о порядке выполнения инвестиционных и (или) социальных условий, но и правило о порядке подтверждения выполнения указанных условий.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
<*> См.: п. п. 2, 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // ВВАС РФ. 1998. N 10.
В подобных случаях необходимой предпосылкой для перехода права собственности по договору купли-продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе является исполнение включенных в договор инвестиционных и (или) социальных условий (п. 16 ст. 20 Закона о приватизации) <**>.
В-третьих, подобно иным собственникам юридическое лицо осуществляет право собственности по своему усмотрению. Оно вправе беспрепятственно совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Ограничения для беспрепятственного осуществления права собственности могут быть установлены только законом.
Прежде всего на пределы осуществления права собственности юридического лица влияет объем его правоспособности. Так, некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо
<**> До момента выполнения покупателем инвестиционных и (или) социальных условий объект приватизации по коммерческому конкурсу остается в публичной собственности, а покупатель - победитель коммерческого конкурса до вступления в права собственника осуществляет лишь право владения и пользования объектом приватизации. С таким подходом согласуется и позиция Конституционного Суда РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3411.
подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.
В-четвертых, по общему правилу, полномочия собственника юридические лица осуществляют через свои органы. В хозяйственных товариществах права и обязанности собственника реализуются участниками (ст. ст. 72, 84 ГК).
В-пятых, в определении правового режима имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, в установлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению им велика роль учредительных документов. В них определяются источники формирования имущества юридического лица, порядок распоряжения движимым и недвижимым имуществом, распределение между участниками прибыли и убытков и др. К примеру, одной из особенностей общества с ограниченной ответственностью является возможность предусмотреть в уставе обязанность участников вносить вклады в его имущество (помимо вкладов в уставный капитал общества). Данная обязанность (в отличие от обязанности внесения вкладов в уставный капитал) возникает лишь при условии принятия общим собранием участников решения о внесении таких вкладов. При этом вклады в имущество общества не будут являться вкладами в уставный капитал. Они не изменяют размер и номинальную стоимость долей участников в уставном капитале общества. В то же время действительная стоимость доли каждого участника общества при этом увеличивается; это обусловлено тем, что вклад в имущество общества влияет на размер чистых активов, исходя из которого определяется действительная стоимость доли каждого участника <*>. В последующем за счет этого имущества общества возможно увеличение уставного капитала общества по решению общего собрания его участников.
2. Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество, как движимое, так и недвижимое, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам (п. 1 ст. 213 ГК).
К собственности юридических лиц относится имущество производственного, социально-культурного, образовательного, благотворительного и иного назначения, включая предприятия, земельные участки, здания, санаторно-курортные, туристические, спортивные комплексы, жилищный фонд, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и др. Круг объектов права собственности различен для коммерческих и некоммерческих организаций. У последних, с учетом их специальной правоспособности, он более узкий.
Впрочем, как при общей, так и при специальной правоспособности организаций отдельные виды имущества не могут принадлежать юридическим лицам, поскольку по закону отнесены к имуществу, изъятому из оборота или ограниченному в обороте. Так, в собственности юридического лица не могут находиться земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, объектами использования атомной энергии, исправительно-трудовыми учреждениями и др., так как относятся к объектам, изъятым из оборота <*>. --------------------------------
<*> См.: п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 27 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; п. п. 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 90/14 от 9 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" // ВВАС РФ. 2000. N 2.
<*> См.: ст. 27 ЗК; ст. 9 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" // СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
Собственниками объектов, ограниченных в обороте, могут быть только те из юридических лиц, которые удовлетворяют специальным требованиям, определенным в порядке, установленном законом. Если же у юридического лица окажется имущество, которое по закону не может ему принадлежать, то право собственности такого лица подлежит прекращению, а имущество отчуждению в порядке, предусмотренном ст. 238 ГК.
Практически важным является вопрос о возможности установления количественных и стоимостных пределов на объекты права собственности юридических лиц. В отношении имущества, которое, согласно закону, может находиться в собственности юридического лица, в п. 2 ст. 213 ГК установлено (подобно правилу об имуществе, принадлежащем гражданам) правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничения на объекты права собственности юридических лиц.
Исключения из общего правила о недопустимости стоимостного и количественного ограничения могут быть установлены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, возможно установление предельного размера земельных участков, предоставляемых юридическим лицам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель (ст. 33 ЗК).
3. Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц выступают основания, предусмотренные Гражданским кодексом. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 212 ГК законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности юридических лиц. Так, источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться благотворительные пожертвования, труд добровольцев, поступления от других источников, не относящихся к общим основаниям приобретения права собственности <*>.
Допустимы различные формы государственной поддержки формирования имущества отдельных юридических лиц, в частности, общественных и религиозных организаций. Так, предусмотрено право политических партий на государственное финансирование за счет средств федерального бюджета. Оно осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий <*>. Законом могут устанавливаться ограничения источников доходов организаций отдельных видов. В частности, наложен запрет на пожертвования политическим партиям от иностранных государств, юридических лиц и граждан, международных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, военных организаций, правоохранительных органов и некоторых иных лиц (ст. 30 Закона "О политических партиях").
Особенности прекращения права собственности юридических лиц, как правило, связаны с их ликвидацией, реорганизацией, либо выбытием участников. В качестве особого основания прекращения права собственности, например хозяйственного общества, может быть назван выдел в натуре доли участника общества с ограниченной ответственностью при его выходе из общества (ст. 26 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
--------------------------------
<*> См.: ст. 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.
<*> См.: ст. 33 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950). Статья 33 вступает в силу не позднее 1 января 2004 г. (ст. 46 данного Закона).
Предусмотренное ГК разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации позволяет в институте права собственности юридических лиц выделить некоторые субинституты: право собственности коммерческих организаций, право собственности некоммерческих организаций. Вместе с тем, учитывая условность подобного деления юридических лиц (см. § 3 гл. 6 настоящего учебника), а также существование родового понятия "кооператив", под которое можно подвести из числа некоммерческих организаций потребительские кооперативы, а из числа коммерческих организаций - производственные кооперативы, возможно отграничить субинститут права собственности кооперативов. Подтверждением обоснованности подобного отграничения служит и тот факт, что на потребительские кооперативы не распространяется Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (см. п. 3 ст. 1) <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
§ 2. Право собственности коммерческих организаций
Этот субинститут, с учетом сказанного выше о праве собственности кооперативов, представляет собой право собственности хозяйственных обществ и товариществ.
1. Содержание и осуществление права собственности этой группы юридических лиц имеет свои особенности, обусловленные природой прав их участников в отношении имущества организации.
Согласно позиции законодателя, выраженной в ст. 48 ГК, хозяйственные товарищества и общества относятся к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. В то же время нельзя не заметить, что по своему содержанию права и обязанности участников по отношению к товариществам или обществам характеризуются началами корпоративности и членства. Они выступают как набор, во-первых, правомочий по контролю над обществом, в том числе участие в его управлении и решении важнейших вопросов деятельности общества; и, во-вторых, правомочий имущественного характера (право на часть прибыли, включая право на дивиденды по акциям, на часть имущества при ликвидации юридического лица либо при выходе участника из него, право на отчуждение своих акций, уступку доли (пая) и др.).
Хозяйственные общества и товарищества, являясь коммерческими организациями, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия по владению, пользованию и распоряжению, если они не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе интересы его участников. К примеру, согласно ст. 575 ГК в отношениях между коммерческими организациями не допускается распоряжение имуществом в форме дарения, за исключением обычных подарков. Коммерческая организация также не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (ст. 690 ГК).
Порядок осуществления хозяйственными обществами и товариществами правомочия распоряжения имуществом определяется в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Так, решение о совершении акционерным обществом крупных сделок либо сделок, в совершении которых имеется заинтересованность указанных в законе лиц, принимается советом директоров (наблюдательным советом), либо общим собранием акционеров <*>.
Важнейшими основаниями приобретения права собственности хозяйственных обществ и товариществ являются: обобществление имущества, создание его в процессе предпринимательской деятельности, гражданско-правовые сделки (подробнее об этом см. § 3 гл. 6 настоящего учебника).
2. Объектом права собственности хозяйственных обществ и товариществ является имущество, переданное в качестве вкладов или взносов (если только оно не передается на праве владения или пользования на основании договора); а также имущество, произведенное или приобретенное в процессе хозяйственной деятельности товарищества или общества либо приобретенное по иным основаниям, предусмотренным законом либо учредительными документами. Например, в результате принятия наследства.
Как уже отмечалось ранее, в составе имущества хозяйственных обществ и товариществ выделяют уставный, или складочный, капитал, призванный выполнять роль гарантии обеспечения интересов кредиторов
--------------------------------
<*> См.: ст. ст. 79, 83 Закона "Об акционерных обществах". Понятие крупной сделки, а также перечень лиц, признаваемых заинтересованными в совершении сделки, приводятся в ст. ст. 78, 81 Закона "Об акционерных обществах".
юридического лица (подробнее об этом см. § 3 гл. 6 настоящего учебника).
Имущество этих организаций, как правило, подразделяется на фонды, представляющие собой обособленные части имущества определенного целевого назначения: фонд накопления, резервный фонд, фонд социальной сферы, фонд потребления и др.
Виды фондов, источники их образования и пополнения, порядок расходования определены в учредительных документах, в особых положениях о фондах, разрабатываемых и принимаемых организациями, а также в законах и иных правовых актах. Так, в акционерном обществе в обязательном порядке образуется резервный фонд, который не должен быть менее 5% от его уставного капитала. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций акционерным обществом в случае отсутствия иных средств, и не может быть использован для иных целей.
Кроме того, уставом акционерного общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства используются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества (ст. 35 Закона "Об акционерных обществах"). Напротив, Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" отказался от требования обязательности создания резервного и иных фондов (ст. 30).
§ 3. Право собственности производственных и потребительских
кооперативов
Субъектом права собственности кооператива является каждая кооперативная организация, признаваемая юридическим лицом, независимо от вида кооператива. Круг таких субъектов необычайно разнообразен. Это могут быть производственные и потребительские кооперативы. Несмотря на то, что первые относятся к коммерческим, а вторые - к некоммерческим организациям, правовому режиму их имущества присущ ряд общих признаков, обусловленных наличием отношений членства между кооперативом и его участниками. Среди них: наличие у членов кооператива обязательственных прав на имущество кооператива, возможность распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между своими членами, субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива (п. 2 ст. 107, пп. 4 ст. 109, п. п. 4, 5 ст. 116 ГК) (о видах производственных и потребительских кооперативов см. гл. 6 настоящего учебника).
В случае объединения кооперативов в союз, к примеру, при создании союза потребительских обществ, каждый из входящих в такой союз участников сохраняет право собственности на имущество кооператива как юридического лица. Соответственно союз, допустим Центросоюз РФ, является собственником только того имущества, которое образовано за счет взносов членов союза или приобретено им по иным основаниям <*>.
Пределы осуществления права собственности кооператива зависят от его вида и объема правоспособности.
--------------------------------
<*> См.: ст. 33 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306.
Потребительские кооперативы, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению, нежели производственные кооперативы.
Непременным основанием возникновения права собственности кооператива является объединение членами кооператива паевых взносов. О видах паевых взносов и порядке их внесения, а также об иных основаниях формирования имущества кооператива см. гл. 6 настоящего учебника.
В законодательстве важное значение уделяется объектам права собственности кооператива. Кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также имущества, приобретенного им по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК).
Законы о кооперации и уставы отдельных кооперативных организаций конкретизируют круг этого имущества в зависимости от вида кооперативной организации (производственная или потребительская) и от объема ее правоспособности. Садоводческие товарищества, например, могут иметь в собственности перерабатывающие пункты, хранилища, столярные и ремонтные мастерские, объекты культурно-бытового назначения и другое имущество, необходимое для более рационального использования сельскохозяйственной продукции и сокращения ее потерь.
Круг объектов права собственности производственных кооперативов значительно шире. Так, в собственности могут быть земельные участки, мастерские, транспорт, склады и другое имущество, необходимое для деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции; а также жилищный фонд, объекты здравоохранения, культуры, образования и другое имущество.
В составе имущества кооперативов выделяются фонды. Виды этих фондов, порядок их использования устанавливаются законом, уставом кооператива. Имущественную основу любого кооператива составляет паевой фонд, складывающийся из паевых взносов его членов. Размер, состав и порядок внесения паевых взносов непосредственно в законе не установлен и определяется его уставом (п. 2 ст. 108, п. 2 ст. 116 ГК). Отсутствие в законе жесткой регламентации размера паевого фонда объясняется наличием своеобразной гарантии для кредиторов в виде субсидиарной (дополнительной) ответственности членов по долгам кооператива (п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 116 ГК). Размер паевого фонда в последующем может быть уменьшен или увеличен с внесением соответствующих изменений в устав. Его увеличение осуществляется либо путем внесения дополнительных паев, либо путем увеличения паевых взносов за счет кооперативных выплат (п. 1 ст. 109 ГК).
Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено, что определенную часть принадлежащего ему имущества составляет неделимый фонд. Его имущество не включается в паи членов кооператива. Перечень объектов, входящих в неделимый фонд, определяется решением общего собрания членов производственного кооператива (ст. 109 ГК). Это могут быть объекты производственной и социальной инфраструктуры: производственные помещения, мелиоративные, гидротехнические и другие сооружения, рыбопромысловый флот, орудия лова, объекты здравоохранения, культуры и спорта и др.
Обычно, а в сельскохозяйственных кооперативах в обязательном порядке, создается резервный (страховой) фонд. Размер резервного фонда в сельскохозяйственных кооперативах, например, не должен быть менее 10% от паевого фонда. В кредитном потребительском кооперативе граждан
обязательно создается фонд финансовой взаимопомощи, являющийся источником займов, предоставляемых членам кооператива <*>.
Более подробно об особенностях прекращения права собственности кооперативов и о распределении их имущества при реорганизации, ликвидации кооператива либо выбытии из него участников см. гл. 6 настоящего учебника.
--------------------------------
<*> См.: п. 6 ст. 34 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870), ст. 16 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3420).
§ 4. Право собственности некоммерческих организаций
С учетом сказанного выше о праве собственности кооперативов в субинститут права собственности некоммерческих организаций не включены вопросы права собственности потребительских кооперативов.
Объединение некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов) как субъектов права собственности в одну классификационную группу объясняется тем, что в правовом режиме их имущества очень много общего. Прежде всего следует напомнить, что законодатель (в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР "О собственности в РСФСР") более не выделяет собственность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в качестве самостоятельной разновидности формы собственности, рассматривая ее (подобно собственности объединений юридических лиц) как частную форму собственности.
1. Право собственности общественных организаций (объединений).
Круг субъектов права собственности общественных организаций (объединений) достаточно широк: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности, политические партии <*>. Субъектами права собственности могут выступать не все общественные объединения, а лишь
--------------------------------
<*> См.: ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930). Следует заметить, что согласно ст. 2 названного Закона его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
прошедшие государственную регистрацию и обладающие статусом юридического лица (п. 4 ст. 213 ГК, ст. ст. 3, 21, 32 Закона "Об общественных объединениях") <**>.
Общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, существуют в виде простых, однозвенных и многозвенных структур (профсоюзы, политические партии, спортивные организации). Применительно к многозвенным общественным организациям вопрос о субъекте права собственности решен в ст. 32 Закона "Об общественных объединениях". Согласно названной норме в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации, в целом является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.
Названное положение означает, что все звенья таких общественных организаций, признаваемые юридическими лицами, относятся к субъектам права собственности в отношении имущества, переданного им в качестве взносов и приобретенного ими по иным основаниям. Тем самым непосредственно в законе закреплен отказ от принципа единой и неделимой собственности общественных объединений, который на протяжении десятилетий действовал в СССР. Соответственно в общественных
<**> Сказанное не означает, что всякое общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет обособленное имущество в собственности. Так, общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником, в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем, осуществляют вещное право оперативного управления, а не право собственности (ст. ст. 296, 298 - 300 ГК РФ, ст. 35 Закона "Об общественных объединениях").
организациях, имеющих региональные и иные структурные подразделения (местные и первичные), осуществляющие деятельность на основе единого устава данной организации, собственниками имущества являются общественные организации в целом. В частности, согласно ст. 28 Закона "О политических партиях" собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом <*>.
Как уже отмечалось, не относится к субъектам права собственности общественное учреждение. В отношении закрепленного за ним имущества такое учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 - 300 ГК). Вместе с тем следует отметить, что в ст. 35 Закона "Об общественных объединениях", кроме названного права, предусмотрено право общественных учреждений "быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества". Полагаем, что данное правило не подлежит применению как противоречащее ст. ст.
--------------------------------
<*> Впрочем, имеет смысл обсудить еще одну сторону правового положения имущества общественных организаций, имеющих структурные подразделения. В ст. 32 Закона "Об общественных объединениях" и в п. 2 ст. 28 Закона "О политических партиях" устанавливается правило о том, что структурное подразделение общественной организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ним собственником. Думается, что названное положение противоречит ряду статей ГК (ст. ст. 115, 120, 296 ГК). Согласно гражданскому законодательству право оперативного управления - ограниченное вещное право. Им наделяются федеральные казенные предприятия и учреждения. Указанные нормы Кодекса носят императивный характер, а самое главное - определяют правовую природу соответствующих юридических лиц. Поэтому в силу п. 2 ст. 3 ГК данное положение применяться не должно.
120, 296, 298 - 300 ГК. Согласно указанным статьям приобретение учреждениями имущества на праве собственности не предусматривается. Такой подход уязвим и потому, что названное правило принято вопреки п. 2 ст. 3 ГК, исходя из которого нормы гражданского права, содержащиеся в специальных законах, должны соответствовать Кодексу.
В качестве объектов права собственности общественных объединений могут выступать земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги, издательства, средства массовой информации и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в их уставах (ст. 30 Закона "Об общественных объединениях").
Положение о целевом характере имущества общественных объединений отражено также в нормах специального законодательства о правомочиях собственника по использованию имущества. Так, имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии (п. 3 ст. 28 Закона "О политических партиях"; п. 5 ст. 24 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
2. Право собственности религиозных организаций. Правовой режим имущества религиозных организаций принципиально не отличается от правового режима имущества общественных организаций (объединений). Субъектами права собственности могут выступать лишь религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, т.е. религиозные организации (п. 4 ст. 213 ГК). Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации.
В качестве объектов права собственности религиозных организаций выступает имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в учредительных документах такой организации. Это могут быть: здания, объекты производственного, социального, культурно-просветительского и иного назначения, предметы культа, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, и иное имущество. При этом особой защитой со стороны государства пользуется право собственности религиозных организаций на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. На это имущество не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов (п. 5 ст. 21 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").
3. Правовой режим имущества благотворительных организаций определен Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <*>. Благотворительные организации, являясь неправительственными (негосударственными и немуниципальными), создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и иных формах, предусмотренных федеральным законом. Субъектами права собственности выступают те из них, которые не относятся к учреждениям.
Среди источников формирования имущества благотворительных организаций следует отметить: взносы учредителей, благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты); поступления из государственного и местного бюджетов, доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности.
Осуществляя правомочия собственника, благотворительные организации вправе использовать имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, а также для благотворительной деятельности, направленной на достижение целей,
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029.
предусмотренных Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (п. 4 ст. 213 ГК, п. 1 ст. 12 Закона). При осуществлении подобными организациями предпринимательской деятельности не допускается их участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
Вследствие присущих благотворительным организациям общеполезных целей в законе предусмотрены дополнительные ограничения по распоряжению имуществом таких организаций. Так, они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний, не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год, и т.д. (см. п. п. 4, 5 ст. 12, п. п. 3 - 5 ст. 16 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").
4. Право собственности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) принципиально не отличается от права собственности других некоммерческих организаций. Ассоциации и союзы, являясь собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками), а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям, осуществляют правомочия собственника в соответствии с общими положениями о владении, пользовании и распоряжении имуществом некоммерческих организаций. Имущество используется ими лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники) объединения, однако, не вправе предусмотреть в учредительных документах возможность ведения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 121 ГК).
В случае ликвидации союза или ассоциации право собственности прекращается также в соответствии с общими правилами о распределении имущества ликвидируемой некоммерческой организации (п. 1 ст. 20 Закона "О некоммерческих организациях").
5. Право собственности других некоммерческих организаций (фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, государственной корпорации).
Право собственности фондов, а также право собственности автономной некоммерческой организации лишено каких-либо особенностей. Фонды и автономные некоммерческие организации подобно другим некоммерческим организациям, преследующим общественно полезные цели, являются собственниками имущества, переданного им учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям (п. 4 ст. 213 ГК, ст. ст. 7, 10 Закона "О некоммерческих организациях"). Они используют имущество для целей, определенных их уставом. В случае ликвидации фонда либо автономной некоммерческой организации право собственности прекращается в соответствии с общим правилом об отсутствии имущественных отношений между некоммерческой организацией и ее участниками (п. 1 ст. 20 Закона "О некоммерческих организациях").
Право собственности некоммерческого партнерства также не является исключением из общего правила о праве собственности некоммерческих организаций (п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК, ст. 8 Закона "О некоммерческих организациях"). Некоммерческое партнерство осуществляет право собственности в соответствии с общими положениями о владении, пользовании и распоряжении имуществом некоммерческих организаций.
Особенности прекращения права собственности некоммерческого партнерства связаны с его ликвидацией либо выходом членов из него. Своеобразным исключением из общего правила об отсутствии каких-либо имущественных отношений между некоммерческой организацией и ее участниками является предположение о наличии у членов некоммерческого партнерства обязательственных прав. Так, при выходе из некоммерческого партнерства они вправе (если иное не установлено законом или учредительными документами) получить часть его имущества или стоимость имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Аналогичным правом наделены члены некоммерческого партнерства и при его ликвидации. Остальная часть имущества должна быть направлена на те социальные цели, ради которых партнерство было создано (ст. 8 и п. п. 1, 2 ст. 20 Закона "О некоммерческих организациях").
Праву собственности государственной корпорации, как не имеющей членства некоммерческой организации, созданной на основании федерального закона, присущ ряд особенностей.
Согласно ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях" "имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации". Названное положение определяет не только вид вещного права государственной корпорации, но и устанавливает первоначальные основания возникновения права собственности. Иными словами, имущество государственной корпорации при ее учреждении формируется за счет имущества Российской Федерации. Затем, специальным законом о создании государственной корпорации устанавливаются особые законодательные ограничения права собственности государственной корпорации <*>. Подобный вывод следует из указаний ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях" о том, что государственная корпорация использует имущество, в том числе осуществляет предпринимательскую деятельность, для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание. Этим же Законом определяется порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации, порядок ответственности по обязательствам корпорации. Имеющийся в настоящее время опыт учреждения государственных корпораций невелик, случаи их создания единичны.
--------------------------------
<*> Как известно, установление законом подобных особенностей предусмотрено п. 3 ст. 212 ГК.
Исходя из сказанного, более полный анализ особенностей содержания права собственности государственной корпорацией возможен лишь на основании отдельного специального закона о создании конкретной корпорации.
Примером такого закона служит Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" <*>. В соответствии с ним для управления реструктурируемыми кредитными организациями создана государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", обладающая имуществом на праве собственности (п. 2 ст. 31 Закона). Анализ норм указанного Закона, характеризующих содержание права собственности государственной корпорации, позволяет установить следующее. Права владения, пользования и распоряжения государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" ограничены пределами, установленными названным Законом. Особенности правомочия распоряжения установлены Законом в форме допустимости совершения определенных видов сделок, направленных на распоряжение имуществом при реструктуризации кредитных организаций (п. 1 ст. 32 Закона).
Государство контролирует использование по назначению имущества. Годовой отчет о деятельности Агентства направляется Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ и Банк России (ст. 42 Закона). Как следует из изложенного, ограничения пределов осуществления государственной корпорацией права собственности таковы, что позволяют предположить о наличии у государственной корпорации "Агентство по
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477; 2002. N 12. Ст. 1093.
реструктуризации кредитных организаций" на закрепленное за ней имущество не права собственности, а иного, ограниченного, вещного права, по содержанию не совпадающего ни с одним из известных вещных прав (см. также § 4 гл. 6 учебника).
ЛИТЕРАТУРА
Масляев А. Право собственности общественных объединений (организаций) // Закон. 1993. N 2.
Маттеи У., Суханов Е. Основные положения права собственности. М., 1999 (разд. "Право собственности и иные вещные права в России").