РЕФЕРАТ
по курсу «Правоохранительные органы»
по теме: «Правоохранительная деятельность по контролю за незаконным оборотом наркотиков»
Содержание
Введение
Глава 1. Возникновение, развитие и современное состояние незаконного оборота наркотиков
Глава 2. Деятельность правоохранительных органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы настоящей работы обусловлена организованностью преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков. В последние десятилетия наркоситуация в России резко обострилась, немедицинское потребление наркотиков распространилось повсеместно и уже не является проблемой крупных городов и морских портов. По данным социальных исследований, около 4 миллионов россиян пробовали наркотики. Почти две трети потребителей наркотиков – лица в возрасте до 30 лет. Бурными темпами растет детская и подростковая наркомания, за последние 5 лет количество наркоманов в России возросло примерно в 3,5 раза. В связи с этим борьба с наркоманией превратилась в одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.
Незаконный оборот наркотиков в России в настоящее время принимает организованный характер. Преступные группы активно налаживают пути беспрепятственной доставки наркотиков не только в крупные города и центры, но и в сельскую местность, вовлекая в процесс немедицинского потребления наркотиков молодежь. Предпринимаемые государственными силовыми структурами меры по противодействию наступлению наркомании до сих пор не приносят желаемых результатов. Как феномен российской практики борьбы с этим злом можно отметить противодействие наркодельцам со стороны представителей «теневого бизнеса», препятствующих распространению наркотиков в целых регионах России.
Понятно, что организовать противостояние наступлению наркотиков без фундаментальных исследований закономерностей функционирования преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, невозможно. Исследования в этой сфере должны проводиться в разных направлениях и на различных уровнях, начиная от общеполитических, социальных и заканчивая узкоспециальными. Криминалистическое обеспечение противостояния незаконному обороту наркотиков, в частности, состоит в углубленном анализе специальной литературы, следственно-судебной практики по данной проблеме и выработке на основе этого научно-обоснованных рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Ряд криминалистических рекомендаций по изучаемой проблеме явно устарело. Это обусловлено появлением ряда новых объективных факторов, к которым следует отнести глубоко законспирированный характер деятельности организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков; отсутствие опыта организации органами внутренних дел, на которых лежит основная тяжесть борьбы с данными деяниями, мероприятий, в которые нередко вовлекаются сотрудники ряда регионов России и сопредельных стран, откуда поступает значительная часть наркотических средств. Только в Европейской части России к таким регионам относятся Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская, Псковская, Калининградская, Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Калмыкия.
В криминалистических рекомендациях нуждаются практические работники не только органов внутренних дел, но и таможенных подразделений, активно участвующих в пресечении транспортировки наркотических средств. Согласно результатам проведенных нами исследований, более 85% сотрудников органов внутренних дел считает недостаточным обеспечение практическими рекомендациями деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию незаконного оборота наркотиков. Эти проблемы и послужили основанием для проведения настоящего исследования.
Объект исследования – преступная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков в приграничных регионах России и сопровождающая ее деятельность правоохранительных органов в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в этой сфере.
Предметом исследования являются закономерности механизма преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также формы и методы выявления, раскрытия и расследования преступлений в этой сфере в приграничных регионах России.
Целью настоящего исследования является познание закономерностей объективной действительности, определяющих содержание механизма преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в приграничных регионах России, а также разработка практических рекомендаций для сотрудников правоохранительных органов. Для достижения поставленной цели автор считает необходимым решить следующие задачи:
- произвести анализ возникновения, развития и современного состояния незаконного оборота наркотиков;
- изучить сущность деятельности организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков;
- исследовать уголовно-правовые и криминалистические проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- изучить характер взаимодействия правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков в приграничных регионах, в первую очередь, органов внутренних дел и таможенных подразделений;
Глава 1. Возникновение, развитие и современное состояние незаконного оборота наркотиков
Одна из характеристик двадцатого века – стремительный рост наркомании. По официальным данным 200 миллионов жителей Земли знакомы с наркотиками, примерно 100 миллионов из них регулярно прибегают к ним, и 50 миллионов – безнадежные наркоманы. В Российской Федерации в 1991 году на учете стояло 51469 лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, в 1997 г. – 2,5 млн. По данным социологических исследований «дурман» пробовали более 4 миллионов человек.
До второй половины XX века общепризнанным лидером по изготовлению наркотических средств была Азия. Практически повсеместно культивируется возделывание наркосодержащих растений в странах:
- «Золотого треугольника» (Бирма, Лаос, Таиланд);
- «Золотого полумесяца» (Афганистан, Иран, Пакистан).
В отдельных районах, входящих в перечисленные зоны, местное население выращивает только опиумный мак, который является основной сельско- хозяйственной продукцией для жителей высокогорных селений. Продажа урожая позволяет населению покупать продукты питания и выживать. Практически все взрослое население этих районов причастно к незаконному обороту наркотиков, обеспечивая произрастание опиумного мака, сбор урожая и транспортировку товара на оптовые рынки. Совокупное незаконное производство героина в странах «Золотого треугольника» и «Золотого полумесяца» составляет порядка 570 тонн в год. Не менее 75 % указанного количества героина распространяется в страны Европы. По оценке Управления политики по борьбе с наркоманией США и согласно данным разведки, с 1988 по 1996 год производство опиума в указанных районах удвоилась. Со второй половины XX века все активнее заявляет о себе, как о лидере в выращивании наркосодержащих растений, Южная Америка. Самой природой здесь созданы идеальные условия, как для выращивания кустарника коки, так и для обеспечения его сохранности. Затерянные в лесах Колумбии, Боливии, Перу, на территории площадью в десятки тысяч гектаров нелегальные посевы коки позволяют ежегодно производить около 1000 тонн кокаина. Вмешательство сил правопорядка этих стран, а также США, приносят только временные успехи, поскольку после отвода войск производственный цикл выращивания растительной основы для наркотических средств возобновляется в еще больших масштабах.
В России употребление наркотиков до XX века не представляло существенной опасности, и об этом свидетельствует текст Уголовного Уложения 1864 года, где не имеется ни одной статьи, предусматривающей ответственность за незаконный оборот наркотиков. Традиционной, истинно русской бедой было пьянство, с которым государство боролось различными способами, в том числе уголовно-правовыми.
Опасность широкого распространения наркотических средств реально стала восприниматься во второй половине XX века, когда негативные последствия этого процесса стали принимать угрожающие размеры. Злоупотребление наркотиками оказывает пагубное воздействие на отдельных потребителей и на общество в целом. Как правило, лица, злоупотребляющие ими, сталкиваются с физическими, психологическими, эмоциональными, поведенческими, производственными, семейными и финансовыми проблемами. Последняя часть этих проблем значительно снижает качество жизни общества в целом, что является причиной роста преступности. Сотрудникам правоохранительных органов часто приходится сталкиваться с находящимися под воздействием наркотиков лицами, поведение которых непредсказуемо и может представлять опасность. Недостаточная эффективность предпринимаемых правоохранительными органами мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, как правило, вызывает недовольство и недоверие населения. Современные торговцы наркотиками так богаты и влиятельны, что выходят из-под контроля правоохранительных органов, создавая свои независимые охранные предприятия, нередко превращающиеся в собственные вооруженные силы.
Незаконное распространение наркотических средств и психотропных веществ в России в настоящее время достигло опасных масштабов для безопасности государства. Наряду с традиционным использованием природной сырьевой базы, быстрыми темпами развиваются подпольные лаборатории, где на современном оборудовании специалисты, обладающие необходимыми познаниями в области органической химии, фармацевтики, изготавливают синтетические наркотики. «Прозрачность» границ между бывшими республиками Союза ССР способствует развитию контрабанды наркотиков и интеграции отечественной наркомафии в международную систему торговли. Около 16 млрд. долларов с Запада, полученные от торговли наркотиками, были отмыты в России.
В настоящее время Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса. Используя негативные факторы в социально-экономической действительности нашего государства, транснациональные преступные группы систематически ввозят на территорию России наркотики, привлекают промышленный и интеллектуальный потенциал к обслуживанию международного наркотрафика и производства наркотиков. Так, по данным М.Я. Айбиндера, только в 1998 году в России выявлено 585 подпольных лабораторий, производящих барбитураты, транквилизаторы и другие стимуляторы. В нелегальном производстве зачастую принимают участие квалифицированные специалисты химики, фармацевты, врачи. Активно используется современное оборудование и технологии. При исследовании незаконного оборота наркотиков необходимо определиться в терминах, которые используются в этой сфере. Термин «наркотическое вещество» содержит в себе три критерия: медицинский, социальный и юридический. Их взаимосвязь обязывает признавать в правовом аспекте определенное вещество наркотическим только при единстве этих критериев, а именно:
медицинского, если соответствующее средство, вещество, лекарственный препарат оказывает специфическое воздействие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и т.п.);
социального – в ситуациях, когда немедицинское употребление наркотического вещества принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;
юридического – если оба ранее перечисленные факторы образуют совокупность.
Глава 2. Деятельность правоохранительных органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков
В соответствии с Указом Президента РФ № 306 от 11.03.2003 года с 1 июля 2003 года в России начал свою деятельность новый правоохранительный орган – Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (переименованный в марте 2004 года в Федеральную службу).
Основными его задачами являются обеспечение контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пресечение их незаконного оборота, координация деятельности органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также участие в разработке и реализации государственной политики в этой сфере. Кроме того, Госнаркоконтроль России является координатором Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств является ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Статья 1 Закона дает разъяснение ряда терминов, в том числе интересующего нас понятия «оборот наркотических средств» – оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров – есть культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствие со ст.41 Закона, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.
Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Интересующий нас в данном контексте «федеральный орган исполнительной власти» – это и есть «органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», сокращенно «органы наркоконтроля», действующие в соответствие с Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, (утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613) (с изменениями от 31 августа 2005 г.).
Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.
Звеньевая структура устройства системы органов наркоконтроля определяется федеративным устройством России и ее административно-территориальным делением. Исходя из этого, высшим звеном системы является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Правовую основу организации и деятельности данной службы составляет Указ Президента РФ №976 от 28 июля 2004 г., утверждающий Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно п.1 Положения, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Основными задачами ФСКН России являются:
1) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – органы наркоконтроля);
3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
4) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
6) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.
Полномочия ФСКН перечислены 48 пунктами, первыми из которых являются:
1) осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, а также о противодействии их незаконному обороту;
2) организация и осуществление разработки федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств, а также в области противодействия их незаконному обороту, участие в реализации этих программ;
3) осуществление нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотических средств на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.
ФСКН России возглавляет директор, который имеет специальное звание «генерал полиции». В ФСКН России образуется коллегия в составе директора ФСКН России (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Можно выделить два вида территориальных органов наркоконтроля:
- региональные управления. Типовое положение о региональном управлении ФСКН утверждено приказом директора ФСКН № 397 от 28 декабря 2004 г.
- управления по субъектам РФ. Типовое положение об управлении ФСКН по субъекту РФ утверждено приказом директора ФСКН № 398 от 28 декабря 2004 г.
Такое деление происходит согласно п.5 Положения. В соответствии с этим пунктом, ФСКН осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.
Заключение
Таким образом, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ выполняет функции головного координирующего федерального органа в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также обладает полномочиями применения силовых мер в целях противодействия совершению наркопреступлений. Нижестоящие звенья системы органов наркоконтроля в пределах своей компетенции выполняют задачи, возложенные на них Федеральной службой.
В данной работе были рассмотрены различные причины роста употребления наркотических и психотропных веществ в современной России, а также деятельность правоохранительных органов по контролю за незаконным оборотом наркотических веществ. Очевидно, что этого явно недостаточно, поскольку деятельности только правоохранительных органов недостаточно для борьбы с этим социальным явлением. Необходима также поддержка самого общества извне, которая своими способами будет искоренять явление наркомании, поскольку в данной ситуации общество страдает даже больше, чем экономика государства. Только совместными усилиями можно добиться ощутимого результата на этом поприще.
Список литературы
Аршеневекий Ю. Беда на кончике иглы //Преступление и наказание. 2002. № 8. С. 21.
Радченко В.И. Доклад на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации //Бюллетень ВС РФ, .N 8, 2004. С. 1.
Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. современные социально-правовые проблемы борьбы с наркотизмом в России //Совершенствование борьбы с наркотизмом (Отечественный и зарубежный опыт). Материалы конференции. М.: Академия МВД России, 2002. С. 3.
Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. М., 2000. С. 7.
Целинский Б.П., Калачев Б.Ф., Тухачевская М.В. Подпольное производство наркотиков в Росселя и за рубежом //Вестник МВД России. 2002. № 2-3.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. – №2 – Ст. 219.
Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. – №23 – Ст. 2197.
Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. – №31 – Ст. 3234.
Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 28 декабря 2004 г. N 397 «Об утверждении Типового положения о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 февраля 2005 г., – № 8.
Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 28 декабря 2004 г. N 398 «Об утверждении Типового положения об управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 февраля 2005 г, – №8.
16