Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Право государственной собственности

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Основная часть

1.1 Понятие права государственной собственности

1.2 Правовое регулирование института права государственной собственности

1.3 Содержание права государственной собственности

1.4 Объекты права государственной собственности

1.5 Порядок приватизации государственной собственности

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Право собственности – неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства. Право собственности в любой правовой системе общества выступает как центральный правовой институт. Оно юридически закрепляет и регулирует отношения собственности как экономической категории.

Существование человеческого общества немыслимо без экономических отношений собственности, которые, в свою очередь, не могут существовать в развитом обществе без их правого закрепления. Когда экономические отношения по принадлежности (присвоенности) материальных благ, прежде всего, средств производства, и в связи с этим по владению, пользованию и распоряжению этими благами закрепляются и охраняются правом в данном обществе, собственность выступает в юридическом смысле, то есть как право собственности.

Поэтому, можно сказать, что в системе права любого классового общества право собственности является основным институтом, характеризующим всю данную систему права.

Оно не только закрепляет существующую в обществе систему распределения материальных благ, но и опосредствует юридически, наряду с другими правовыми институтами, общественные отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Таким образом, право собственности, как центральный институт любой системы права, в той или иной степени регулирует все экономические отношения, входящие в основу общества.

Государственная собственность существует в разных странах мира в неодинаковых объемах. В России исторически доля государственной собственности была велика. Нынешний ее объем остается достаточным, но множество нареканий вызывают размытая структура государственной собственности и низкий уровень управления ею.

Данная работа посвящена рассмотрению законодательного и экономического регулирования института права государственной собственности. Для раскрытия темы, хотелось бы рассмотреть понятие государственной собственности как экономической категории, его соотношение с понятием права государственной собственности и то, как это урегулировано законодательством на данном этапе развития правовой системы Республики Казахстан.

Задачи данной курсовой работы являются в следующем:

Раскрыть понятие права государственной собственности;

Определить содержание права государственной собственности;

Раскрыть порядок приватизации государственной собственности;

Цель данной курсовой работы заключается в определении права и объектов государственной собственности.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1.1 ПОНЯТИЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ


Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Важно подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Республика Казахстан и входящие в ее состав области и т. д., но не их органы власти или управления. Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника. По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще.

Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности располагает Правительство РК.

Правительство РК вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами государственной собственности органам исполнительной власти.

Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Республики Казахстан, следует считать акимов, правительство.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это "распределенное" государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства - этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного образования. Это имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные средства, которые реально составляют объект такого взыскания. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового образования) по долгам его предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.

Таким образом, управление государственной собственностью субъектов Республики Казахстан осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом.


1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕНОСТИ


Ввиду комплексности правового института государственной собственности его правовое обеспечение носит также комплексный характер. Эго означает, что соответствующие правовые нормы инкорпорированы в самые различные нормативные акты. Правовое регулирование государственной собственности осуществляется на разных уровнях: оно может быть конституционным, законодательным, подзаконным и даже договорным.

Пристальное конституционное внимание к собственности (с перечислением ее объектов) трансформировалось к настоящему времени в общерегулирующую позицию.

На уровне законодательства вопросы собственности сосредоточены в основном в Гражданском кодексе РК (это понятие права собственности, диапазон полномочий собственника, вопросы субъектов права собственности и участия государства в гражданских отношениях).

На подзаконном уровне принимается достаточное количество актов, восполняющих пробелы законодательства или конкретизирующих его: это указы Президента, постановления Правительства.


1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ


В экономическом смысле собственность представляет собой отношение принадлежности (присвоенности) материальных благ, заключающееся в установлении над ними такого “хозяйственного господства”, которое позволяет собственнику по своей воле устранять или допускать всех прочих лиц к использованию своего имущества, самостоятельно определяя характер такого использования

Вне всяких сомнений, экономические и правовые явления находятся в весьма сложной взаимосвязи, вследствие чего ученые стали обосновывать существование экономико-правовых категорий, что не означает ни в коем случае слияния экономических и юридических конструкций и понятий. Например, форма собственности есть не юридическая, а экономическая категория; поэтому само по себе право собственности по нынешнему законодательному определению едино и не делится на формы в зависимости от правомочий собственника.

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником. В тех случаях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить (например, при аресте его имущества за долги или когда имуществом незаконно владеет другое лицо), он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом. Чтобы раскрыть содержание права собственности, необходимо дать определение каждого из принадлежащих собственнику правомочий. Начнем с владения.

Правомочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производственного потребления, так и в производственных целях.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник продает свою вещь, сдает ее внаем, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество или в качестве пожертвования в благотворительный фонд, он осуществляет распоряжение вещью. Значительно сложнее юридически квалифицировать действия собственника в отношении вещи, когда он уничтожает вещь, ставшую ему ненужной, либо выбрасывает ее, или когда вещь по своим свойствам рассчитана на использование лишь в одном акте производства или потребления. Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи, то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.

Ныне действующее гражданское законодательство, как и то, которое ему предшествовало, ограничивается перечислением принадлежащих собственнику правомочий (иногда способов их осуществления), не определяя ни одно из них. А это отрицательно сказывается не только на раскрытии содержания права собственности, но и на практике применения законодательства.

Право государственной собственности как одна из форм собственности, предусмотренная Конституцией РК, обладает всеми перечисленными признаками.

К.И. Скловский предлагает использовать форму собственности как технический термин при приватизации (синоним принадлежности имущества определенному лицу), поскольку “применительно к законодательству о приватизации переход собственности из государственной в частную является ключевым понятием, принадлежность конкретного имущества тому или иному субъекту должна быть четко установлена на всех этапах заключения и исполнения договора”.

Итак, содержание права собственности всегда одно, независимо от субъекта, однако особенности субъекта могут предопределять спектр и характер его действий в отношении объекта собственности, образуя тот или иной правовой режим последнего. По большому счету влиять на порядок осуществления права собственности должны экономическая целесообразность и общественная приемлемость: частная собственность используется так, чтобы не навредить обществу, а государственная — непосредственно в интересах общества. Поэтому при любой форме собственности ее связь с обществом, определяющим пределы ее использования, очевидна. Но в государственной форме собственности эта связь наиболее сильна и подчинена закону обратной связи.

Итак, правовое понятие собственности фиксирует правомочия собственника по отношению к его вещи, дабы показать и защитить их абсолютность. Только собственник действует в отношении вещи исчерпывающим, наиболее абсолютным образом.

Сложность в конструировании понятия собственности состоит в том, что закон употребляет два различных понятия собственности: “охватывающее”, т. е. имеется в виду принадлежность вещи лицу; “натуралистическое” — вещь является собственностью.

Е. А. Суханов выделяет две стороны юридических отношений собственности:

1) отношения собственника к принадлежащему ему имуществу как к своему;

2) отношения между собственником и всеми третьими лицами, обязанными не препятствовать собственнику в осуществлении его правомочий (выражение абсолютного характера права собственности.[1]

Кроме того, представляется возможным выделить и третью сторону отношений собственности — собственник и государство, охватывающую налоговые отношения, защиту и гарантии собственности, правила государственной регистрации и ограничения оборота определенных видов имущества.

В плане правового регулирования право собственности представляет собой комплексный правовой институт. К обоснованию комплексности права собственности существует два различных подхода:

1. Каждая отрасль права влияет на ту или иную сторону права собственности, и наоборот, право собственности входит в предметы различных правовых отраслей. Различаются гражданско-конституционно и хозяйственно-правовое понятие собственности. Гражданско-правовое понятие определяет полномочия собственника, конституционно-правовое — совокупность имеющих имущественное значение частных прав (с точки зрения гарантий государства собственнику), хозяйственно-правовое — отражает динамику права собственности). В силу этого комплексный характер приобретает и субъективное право, и правоотношение собственности.

2. Отрасль права регулирует не весь институт права собственности, а конкретную форму собственности.

Комплексность института права собственности сказывается на том,

что каждая отрасль права регулирует интересующий ее аспект права собственности. Вместе с тем, именно из-за этой фрагментарности правового регулирования нельзя полностью включить институт права собственности в предмет той или иной отрасли права, на то он и комплексный институт. Можно лишь говорить, что большая содержательная часть института права собственности урегулирована гражданским законодательством, но не то, что институт права собственности есть предмет изучения исключительно гражданского права.

Правовое регулирование отношений собственности складывается из норм, которые:

1) устанавливают саму возможность принадлежности материальных благ определенным лицам (конституционное, гражданское и административное право — приобретение и прекращение права собственности);

2) устанавливают характер и границы поведения владельцев имущества (гражданско-правовой режим, административно- правовой режим объекта собственности);

3) предлагают способы защиты от посягательств других лиц (гражданское, административное, уголовное право).

Все сказанное выше о комплексном характере права собственности относится целиком и полностью к праву государственной собственности. Более того, именно по отношению к праву государственной собственности цивилистами еще в дореформенный период было высказано предложение о конституционно-правовом регулировании: не следует ли проблему государственной собственности “решить в рамках государственного права, возможно, путем создания нормы конституционного характера, закрепляющей основные цели и пути реализации государством своего права собственности?”

1.4 ОБЪЕКТЫ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ


Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности.

Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты государственной собственности, перечисленные в статье 193 ГК РК, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну Республики Казахстан.

Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну.

Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Особенности правового режима государственного имущества, находящегося в ведении отдельных государственных учреждений, определяются законодательными актами.

Передача государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.[2]

Добровольная и безвозмездная передача имущества из частной собственности в государственную осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Республике Казахстан, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Республики Казахстан.

К объектам, относящимся исключительно к государственной собственности относятся:

объекты, составляющие основу национального богатства страны;

объекты, для обеспечения функционирования органов власти и управления и решения общеказахстанских задач;

объекты оборонного производства;

объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Казахстана в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Кроме того, существуют объекты, относящиеся к государственной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Республики Казахстан. Это, например:

крупнейшие предприятия народного хозяйства;

предприятия атомного и энергетического машиностроения;

учреждения здравоохранения и народного образования;

научно-исследовательские организации;

предприятия телевидения и радиовещания и другие.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РК понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество — это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость'". Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве. Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила, является предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кроме того, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах Казахстана.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние — то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). “Римские юристы ясно различают публичное имущество народов... от общих вещей”". Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

государственной собственности и

собственности субъектов РК (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц. Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли — наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право государственной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РК и субъектов РК.

Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды.

Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.


1.5 ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ


Приватизация означает продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим лицам и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника, в рамках специальных процедур, установленных Законом РК «О приватизации» № 2721 от 23.12.1995г., или в порядке им определяемом.[3]

Основными принципами при проведении приватизации являются гласность, конкурентность, правопреемственность, ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность предоставленных данных об объектах, выставляемых на продажу.

Объектами приватизации являются следующие виды государственного имущества:

1) государственное предприятие или государственное учреждение

(далее - предприятие) как имущественный комплекс;

2) производственные и непроизводственные подразделения и структурные единицы предприятия как имущественного комплекса, приватизация которых не нарушает замкнутый технологический цикл;

3) имущество предприятия;

4) акции;

5) доли в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью;

6) производные ценные бумаги, удостоверяющие права на акции, принадлежащие государству;

Государственное имущество становится объектом приватизации со дня вынесения решения о его приватизации государственным органом, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом.

Решение о приватизации имущественных комплексов или государственных пакетов акций организаций, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающими доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке либо имеющими стратегическое значение для отдельной отрасли (сектора) экономики Республики, принимается Правительством Республики Казахстан и должно содержать указание на вид приватизации. Перечень объектов отраслей (секторов) экономики, которые имеют стратегическое значение, утверждается Правительством Республики Казахстан.

Приватизация осуществляется в следующих видах:

1) продажа на торгах в форме аукциона, тендера, торгов на фондовой бирже, конкурса путем двухэтапных процедур, продажи производных ценных бумаг;

2) прямая адресная продажа.

Действия, непосредственно не ведущие к продаже государственного имущества, но предусматривающие его последующую продажу (сдача в имущественный наем (аренду) государственного имущества либо передача его в доверительное управление с правом последующего выкупа соответственно нанимателем (арендатором) либо доверительным управляющим), рассматриваются не как виды приватизации, а как ее предварительные стадии.

Предварительными стадиями приватизации признаются: сдача государственного имущества в имущественный наем (аренду) либо его передача в доверительное управление с правом последующего выкупа в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Доверительный управляющий или наниматель (арендатор) выбирается на основании тендера.

Передача предприятия в доверительное управление или имущественный наем (аренду) оформляется соответствующим договором уполномоченного Правительством Республики Казахстан органа или соответствующего акимата с доверительным управляющим или нанимателем (арендатором). Договор должен предусматривать, в какие сроки и при выполнении каких условий предприятие перейдет в собственность доверительного управляющего или нанимателя (арендатора).

В доверительное управление может быть передан государственный пакет акций на основании.

Продажа производных ценных бумаг, удостоверяющих права на акции, принадлежащие государству (далее - производные ценные бумаги), осуществляется по решению Правительства Республики Казахстан или соответствующего местного представительного органа.

Основные условия продажи производных ценных бумаг представляются продавцом на утверждение Правительству Республики Казахстан или акиматом на утверждение соответствующему маслихату.

Решение о продаже производных ценных бумаг должно содержать сведения о количестве акций, принадлежащих государству, на которые выпущены производные ценные бумаги, типе продаваемых производных ценных бумаг, иностранном государстве (иностранных государствах), на территории которого предполагается осуществить продажу производных ценных бумаг, максимальных сроках завершения сделки, условия и порядок реализации прав собственников производных ценных бумаг и, при необходимости, иные условия.[4]

Продажа ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовой бирже осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и правилами биржевой торговли.

Допускается продажа ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовых биржах иностранных государств.

Извещение о продаже должно быть опубликовано в официальных изданиях на государственном и русском языках не менее чем за пятнадцать дней до начала проведения торгов на фондовой бирже и содержать сведения о дате начала торгов, месте проведения торгов, объекте продажи и его размере.

Продавец вправе указать в извещении иные сведения, касающиеся продажи ценных бумаг, принадлежащих государству.

Договор продавца с профессиональным участником рынка ценных бумаг должен содержать обязательство продать ценные бумаги, принадлежащие государству, не ниже минимальной цены, установленной продавцом.


1.5.1 Порядок проведения открытых торгов

Извещение о проведении торгов должно быть сделано продавцом не менее чем за пятнадцать дней до их проведения, а при продаже акций, принадлежащих государству, и долей государства в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью - не менее чем за тридцать дней до проведения торгов. Извещение должно быть опубликовано в официальных изданиях на государственном и русском языках. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и виде торгов, объекте продажи и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, условиях, определения лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене и размере гарантийного взноса.

Лица, подавшие заявку на участие в тендере до опубликования извещения об изменении его условий и отказавшиеся в связи с этим от участия вправе требовать возврата гарантийного взноса и понесенных ими расходов.

Продавец вправе не позднее, чем за три дня до проведения торгов отказаться от них с возмещением реального ущерба лицам, подавшим заявки на участие в торгах, за исключением случаев, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, или по иным причинам, не зависящим от продавца.

Участники торгов вносят гарантийный взнос в размере, сроки и порядке, указанных в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, гарантийный взнос подлежит возврату. Гарантийный взнос возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. Лицам, письменно отказавшимся от участия в торгах не позднее, чем за три дня до их проведения, гарантийный взнос возвращается.

При заключении договора купли-продажи с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им гарантийного взноса засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Лицо, выигравшее торги, и продавец подписывают в день проведения аукциона или тендера протокол о результатах торгов.

Договор купли-продажи должен быть подписан сторонами не позднее 10 дней после завершения торгов.

Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола о результатах торгов или договора купли-продажи утрачивает внесенный им гарантийный взнос и обязано возместить продавцу понесенные им реальные убытки в части, не покрытой гарантийным взносом.

Продавец не вправе уклоняться от подписания протокола о результатах торгов и договора купли-продажи с лицом, выигравшим торги, кроме случаев, когда лицо, выигравшее торги, не отвечает требованиям статьи 2 настоящего Закона.

Условия договора купли-продажи не должны противоречить условиям торгов.

Договор купли-продажи должен быть представлен для ознакомления заинтересованным лицам с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов по оспариваемому объекту приватизации недействительными влечет недействительность купли-продажи.

Средства, полученные от продажи объектов приватизации, направляются в бюджет.

Порядок использования средств, полученных от продажи материальных ценностей государственного материального резерва, устанавливается иными законодательными актами.

Подготовка и проведение торгов по приватизации объектов государственной собственности осуществляются за счет бюджета в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Значение государственной собственности как объекта управления очень велико. То негативное отношение к государственной собственности, которое часто встречается в прессе, продиктовано воспоминаниями советского периода, когда государственная власть и собственность были слиты воедино, а государственная собственность имела приоритет над остальными формами собственности (собственно, само понятие форм собственности существовало весьма условно). Говоря о слиянии государственной власти и собственности, следует иметь в виду два принципиальных момента. Первый момент: термин “власть” одинаково употребим как по отношению к институту государства, так и по отношению к институту собственности. Государство обладает политической властью, но собственность — это тоже власть, вещная и абсолютная. Таким образом, можно сделать следующий вывод по своей основополагающей природе государственная власть и власть собственника тождественны, но служат различным интересам: одна — политическим, другая — хозяйственным. Второй момент: когда государство одновременно с властью политической осуществляет власть собственника, эти интересы складываются. Государство осуществляет полномочия собственника, оставаясь при этом носителем политической власти, поэтому определенное смешение экономической и политической власти неизбежно. Сила данного смешения определяет общее отношение государства к экономике и правовому регулированию института права собственности.

Современное отношение к значению государственной собственности весьма противоречиво. Комплексный и разноотраслевой характер института права государственной собственности обусловливает необходимость разработки его публично-правовых механизмов. Публично- правовое обеспечение рыночной экономики предполагает поддержание баланса между гражданско-правовым и административно-правовым методами регулирования экономических отношений и отношений собственности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, Алматы

2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 24 декабря 1994 года, Юрист, Алматы, 2003г.

3. Закон РК «О приватизации» № 2721 от 23 декабря 1995 г.

4. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил продажи объектов приватизации» N 942 от 26 июня 2000 г.

5. Гражданское право. Учебник/под ред. Гришаева С.П., .2003.

6. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999.

7. Мурзина Н.Ю. К вопросу о субъективном праве собственности/ Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М. 2003.

8. Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б.А.. М.: Инфра-М, 2002.

9. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2003.

10. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М. 1991.

11. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрайт-М, 2000.


1 Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М. 1991.

2 ГК РК ст.192

3 Закон РК «О приватизации» ст.1

4 Закон РК «О приватизации» ст.14-3

Похожие работы:

  1. •  ... управления государственной собственностью субъекта ...
  2. • Право государственной собственности
  3. • Право государственной собственности
  4. • Понятие права государственной собственности
  5. • Право госсударственной собственности
  6. • Право собственности на землю
  7. • Государственная собственность в системе факторов ...
  8. • Положения права собственности и его виды
  9. • Государственная собственность на землю в ...
  10. • Объекты права собственности
  11. • Право публичной собственности
  12. • Гражданско-правовой анализ права государственной и ...
  13. • Государственная собственность
  14. • Правовое регулирование отношений собственности в сфере ...
  15. • Право государственной собственности на землю в Республике ...
  16. • Право собственности на землю
  17. • Общие положения о праве собственности
  18. • Право собственности на землю
  19. • Государство Украина как субъект гражданского права
Рефетека ру refoteka@gmail.com