План.
Введение....................................................................
...............3
1. Понятие и общая характеристика термина
"субъект гражданского
права"................................................5
2. Государство Украина - как субъект гражданского
права:
............................................................................
.....8
а) особенности гражданской правосубъектности государства;
б) участие государства Украина в гражданских правоотношениях;
в) ответственность государства по обязательствам.
3. Право государственной собственности: ..............................18
а) понятие права государственной собственности;
б) основания возникновения и прекращения права государственной
собственности;
Заключение..................................................................
............32
Список использованной литературы.........................................34
Введение.
В связи с изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни
нашего общества, происходят изменения и в области права. Так как именно
право, как юридическая модель правомерного поведения каждого члена
общества, является зеркалом социальных и экономических метаморфоз в нем.
При этом гражданское право, как самостоятельная отрасль права Украины,
регулирующая имущественные и связанные с ними неимущественные отношения,
несомненно, является основой регулятивной деятельности государства.
Поскольку именно гражданское право регулирует наиболее обыденные,
повседневные, а потому необходимые, отношения между гражданами
При этом гражданское право (в частности Гражданский Кодекс) -это нечто
устойчивое, редко изменяемое, тогда как каждый день приносит с собой что-то
новое. Одни общественные отношения видоизменяются, другие исчезают,
появляются третьи.
Поскольку в соответствии с Конституциeй Украины и Законом Украины "О
собственности" за государством закреплено определенное имущество, оно не
может не принимать участия в гражданском обороте, и в этом случае оно,
действуя как субъект гражданского права, представляет весь народ Украины.
Однако, еще не так давно, при существовании СССР, государство, как субъект
правоотношений внутри страны, играло первостепенную роль. Например, такие
правоотношения как торговля, правоотношения по поводу права собственности,
производственные отношения находились под монополистическим контролем
государственных служб.
Настоящий же момент другие условия и роль государства с каждым днем все
более сужается.
Потому-то вопрос о государстве, как субъекте гражданского права, приобрел
новые оттенки и интересен и с точки зрения теории и тем более практики
юриспруденции.
Субъекты гражданского права.
Тема данной курсовой работы предусматривает рассмотрение государства в
аспекте его участия в гражданских правоотношениях, то есть как субъекта
данных правоотношений.
Однако для того чтобы в полной мере уяснить себе сущность темы следует
сначала определить значение термина "субъект гражданского права".
В самом общем виде субъект любого правоотношения и гражданские не
являются исключением, представляется как участник, лицо, которое собственно
и есть творцом (в некотором смысле даже
пользователем) данных отношений, по инициативе, которого оно
возникло, видоизменилось либо прекратилось. Поэтому без субъекта
нет и самого отношения.
Однако в гражданском праве установлены некоторые ограничения на участие в
правоотношениях, регулируемых этой отраслью права. Каждое лицо—участник
правоотношения должно обладать определенным набором юридических и
физических качеств, характеризующих его именно как участника, субъекта
права. К таким качествам относятся наличие у лица гражданской
правоспособности и гражданской дееспособности.
Меж тем государство нельзя отнести ни к категории физических, ни к
категории юридических лиц. Поскольку оно является сложной организацией,
выполняющей различные функции, являющейся носителем политической власти и
суверенитета.
Поэтому в гражданском праве Украины государство традиционно не считается
юридическим лицом, а относится к особому виду
субъектов гражданского права.
Особенности гражданский правосубъектности Украины.
В перечне субъектов гражданских правоотношении наряду с гражданами и
юридическими лицами закон называет также государство Украина, которое
выделяется как особый субъект гражданского права
Украина и ее части, будучи коллективными образованиями, обладают всеми
признаками необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.
Организационное единство, характеризующее коллективное образование как
единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие
органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений,
определяется в Конституции Украины и в других нормативных актах.
Обособление имущества проявляется в наличии права государственной
собственности Украинского государства. В законодательстве предусмотрена,
также, возможность Украинского государства выступать от собственного имени
при приобретении и осуществлении имущественных и личных
неимущественных прав, выступления в суде.
В частности, как отмечалось выше, оно имеет свое обособленное имущество.
Имеется в виду та часть государственного имущества, которая находится на
праве полного хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за
отдельными государственными юридическими лицами. Прежде всего, это
имущество, входящее в состав государственной казны—Государственного
бюджета. Кроме того, государство самостоятельно выступает в гражданском
обороте через свои органы. Причем эти органы или вообще не имеют прав
юридического лица, или, являясь вообще юридическими лицами, в данных
правоотношениях не пользуются правами юридического лица. Действия этих
органов считаются действиями самого государства. Например, таким образом
государство действует через Кабинет Министров Украины.
Характеризуя правосубъектность Украины, закон устанавливает, что в этих
случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в
отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не
вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Упоминание в законе о возможности применения норм, определяющих участие
юридических лиц в гражданском обороте, к рассматриваемым отношениям не
означает, что можно говорить о полной схожести гражданской
правосубъектности Украины с правосубъектностью юридических лиц. Эту группу
субъектов гражданского права считать юридическими лицами нельзя.
Государство Украина и ее образования составляют самостоятельную
категорию участников гражданских правоотношений. Они отличаются от других
субъектов гражданского права тем, что обладают властными полномочиями.
Государство в законодательном порядке устанавливает обязательные для всех
(в том числе и для самого государства) правила, определяющие
правосубъектность участников гражданского оборота, взаимоотношения
по осуществлению права собственности и других вещных прав, а также
обязательственных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и
других гражданских прав. однако стоит повториться, что только само
государство обладает правом принимать и вводить в
действие правила по которым осуществляется гражданский оборот. В
соответствии со ст. 5 Конституции Украины носителем суверенитета и
единственным источником власти в Украине является ее народ, который
осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления.5 Последние не
входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться
законом определенными властными полномочиями
Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц,
неприменимы к правосубъектности государства Украины. Это также касается
норм о порядке возникновения и прекращения юридических лиц,
учредительных документах, государственной регистрации, видах юридических
лиц. Иначе, чем для юридических лиц, решены вопросы ответственности по обязательствам.
Включение Украины в число участников гражданских правоотношений означает
обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства,
среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников
отношений регулируемых гражданским законодательством. Принцип этот,
зафиксированный в ГК Украины, обязателен для всех субъектов гражданских
прав. Между тем, учитывая особые, отмеченные выше качества государства,
законодатель повторно, специально для этой группы субъектов, подчеркивает,
что они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,
на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и
юридическими лицами.
Внутренне присущее гражданско-правовому регулированию свойство равенства
участников гражданских правоотношений делает невозможным использование
государством властных полномочий при осуществлении ими своей гражданской
правосубъектности. Во все периоды существования гражданских правоотношений
- при их возникновении, изменении и прекращении, Эти субъекты не могут
реализовать свои властные полномочия в отношении других участников
гражданских правоотношений. Они выступают в гражданском обороте так же, как
юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.
Государство становится участником внешнеэкономических гражданских отношений
лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном
законом, т.е. заключения их органами государственной власти,
органами местного самоуправления. действующими в рамках их компетенции,
либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и
гражданами на основании специального поручения Украинского государства.
От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические
сделки торговые представительства Украины за границей, также другие органы
исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Так,
получение иностранных кредитов Украиной осуществляется Правительством и
Президентом Украины на основе международных договоров, гражданско-правовых
договоров и гарантий от имени Украины.
Таким образом, мы видим, что участие государства как самостоятельного
субъекта гражданских правоотношений в обороте носит обособленный
характер, т.к. ни один другой участник гражданского оборота не имеет таких
прав и обязанностей, какие присущи Украине.
Однако, не смотря на это, Украина, участвуя в гражданских правоотношениях,
также как и иные их участники приобретает определенные обязательства и
обязана по ним отвечать. Об этом и пойдет речь далее.
Ответственность Украины по обязательствам.
Закон устанавливает, что Украина подобно любому иному субъекту гражданского
права несет самостоятельную имущественную
ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они:
не отвечают по обязательствам созданных им юридических лиц. Исключение
составляет случай, когда Украина приняла на себя гарантию ( поручительство
) по обязательствам образованного им субъекта гражданского оборота,
юридического лица. либо указанные
субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по
обязательствам Украины.
Кроме того, на Украинское государство как на учредителя
государственных предприятий и собственника их имущества может быть
возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их
несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих
юридических лиц указаний учредителя, собственника их имущества. Точно так
же на государство, как на собственника имущества создаваемых им учреждений
и предприятий, возлагается субсидиарная ответственность по
обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении
последних денежных средств. Украина несет субсидиарную ответственность
также по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его
имущества.
Украинское государство в определенных случаях выступает как субъект
внедоговорной ответственности. Например, убытки, причиненные гражданину
или юридическому лицу незаконными действиями государственных органов,
органов местного
самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат
возмещению за счет государственных средств.
Украинское государство отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ей
на праве собственности имуществом, кроме имущества:
а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве
хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
б) которое может находиться только в государственной собственности,
Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные
ресурсы, находящиеся в государственной собственности. Оно допускается лишь
в случаях, предусмотренных
законом.
Действующее законодательство признает принцип судебного иммунитета
иностранных государств, т.е. считает невозможным предъявление иска к
иностранному государству, обеспечение иска. обращение взыскания на его
имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов
этого государства.11
Из этого же принципа исходит Положение о торговых представительствах СССР
за границей. Государство несет ответственность по сделкам,
заключенным торговым представительством от имени государства. При этом
только в тех странах и по тем спорам, в отношении которых государство в
международных договорах путем одностороннего заявления, доведенного до
компетентных органов стран пребывания торгового представительства, выразило
согласие на подчинение торгового представительства (т.е. государства, ибо
торговое представительство действует от имени государства) суду страны
пребывания по указанным спорам.
Понятие права государственной собственности.
В нашей стране государственная собственность в последнее время оставалась
ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес.
Концентрация имущества в государственной собственности и, как
следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других
собственников, исключение частной собственности как таковой не дало
положительных результатов.
В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников
гражданских правоотношений, включая и государство. Условиями
обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось
лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации
государе таенного имущества;
от нераспространения исковой давности на требования о возврате
государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых
других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту
их собственности.
Однако государство продолжает оставаться особым субъектом права. Обладая
присущими только ему властными правомочиями и выполняя возложенные на него
функции, оно само может устанавливать правила гражданского оборота,
содержание и пределы своей правоспособности, в том числе границы и
содержание права государственной собственности, Возможность частных лиц по
своему усмотрению осуществлять правомочия собственника ограничиваются
правом государства вмешиваться в их имущественную сферу в публичных
интересах, в определенных законом случаях. Надо заметить, что ограничения
эти неизбежны и предусмотрены в любом правовом обществе. В этих случаях
важным является обеспечение равной защиты прав, непременным условием
которой выступает сбалансированность интересов собственников при их защите.
Нельзя обеспечивать государственные интересы за счет и в ущерб интересам
частных лиц, если последние добросовестно владеют, пользуются и
распоряжаются находящимся в их собственности имуществом. Например, изъятие
имущества для государственных нужд должно предусматривать компенсационные
выплаты его рыночной стоимости и возмещение убытков, причиненных таким
изъятием. Но ущемление интересов частных лиц должно быть сведено к
минимуму. Более того, в некоторых случаях разумно было бы предусмотреть в
законе возможность изъятия имущества у собственника в публичных целях на
выгодных для него условиях. Например, предусмотреть право на предоставление
адекватного жилья, возмещение морального вреда. Это послужило бы гарантией
от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и
их должностных лиц. Отношения, связанные с принудительным выкупом, изъятием
имущества, должны быть детально регламентированы.
Данная позиция связана с намерением рассматривать государственную
собственность и частную собственность не как противостоящие друг другу
формы собственности, а как составляющие экономических отношений
собственности, не имеющих политической окраски. Не стоит доказывать, что
развитие частной собственности в разумных пределах, под государственным
контролем, так же как и приумножение государственной собственности, может и
должно быть выгодно всему обществу.
Как экономическая категория государственная собственность является основной
формой общенародного присвоения.
(Принадлежность материальных благ обществу в целом может быть реализована в
форме государственной собственности либо в форме неотъемлемого достояния
народа). С учетом многоуровневого характера государственной собственности
экономические отношения общенародной собственности могут выражать
принадлежность материальных благ народу, объединенному в рамках Украинского
государства.
В сложной системе экономических отношений общественной собственности
государственная собственность представляет собой экономическую категорию, тождественную общенародному присвоению имущества, обособленного от
имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародного
и государственного присвоения как экономических категорий должно иметь
место в демократическом государстве и возможно, если государство выражает
интересы всего народа и использует государственное имущество по целевому
назначению, не допуская его трансформации в частную собственность, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
С этой точки зрения право государственной собственности в объективном
смысле представляет собой совокупность правовых
норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу
соответствующих территориив лице Украинского государства и устанавливающих
порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным)
имуществом.
В субъективном смысле право государственной собственности состоит из
принадлежащих государству правомочий по владению, пользованию и
распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему
усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и
юридических лиц они должны использовать государственную собственность по целевому назначению.
Основания возникновения права государственной собственности.
Среди различных рсновании возникновения права государственной
собственности необходимо выделить общегражданские и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой группе
способов относятся основания, по которым собственником может стать не
только государство, но и любой другой субъект гражданского права.
Вторую группу составляют основания, по которым только государство может
стать собственником соответствующего имущества. Здесь рассматриваются
только специальные способы приобретения права государственной
собственности. К ним относятся:
национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи
принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги
и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.); переход по праву
наследования выморочного имущества. В свою очередь каждый из названных
способов в соответствии с общепринятой классификацией оснований
возникновения права собственности может быть отнесен к первоначальным либо
производным способам приобретения права собственности.
Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества из
частной собственности в собственность государства на основании специальных
законодательных актов. Она может
проводиться безвозмездно, в форме прямой экспроприации, либо с выплатой
бывшим собственникам определенной компенсации.
В период становления Советской власти в нашей стране в основном
использовалась форма безвозмездного изъятия имущества из частной
собственности в собственность государства. В настоящее время принудительное
отчуждение имущества для государственных нужд допускается нашим
законодательством при условии предварительного и равноценного возмещения,
что соответствует идее правового государства. Отступление от этого правила
может быть предусмотрено законодательством в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства.
Наукой гражданского права выделяется также такой способ приобретения
государством права на имущество, как реквизиция.
Реквизиция является принудительным изъятием имущества у собственника в
государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости
реквизированного имущества, осуществляемая при обстоятельствах, носящих
чрезвычайный
характер.
В теории, реквизиции может быть подвергнуто имущество собственника в
случаях, когда эта мера вызывается неотложными общественными нуждами и
сопряжена со стихийными бедствиями, с авариями, эпидемиями, эпизоотиями,
другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция производится по решению
органов государственной власти, в порядке и на условиях, установленных
законодательными актами. Оценка, по которой собственнику возмещается
стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.
Лицо. имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действии
обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду
возврата сохранившегося имущества. Надо полагать, что требование о
возврате сохранившегося имущества подлежит удовлетворению только в случае,
когда .стоимость этого имущества еще не была возмещена собственнику. В
противном случае бывший собственник может требовать предоставления права
выкупить имущество у государства, перешедшее ему в результате реквизиции.
Нельзя не обратить внимание и на конфискацию как способ приобретения
права государственной собственности. Под конфискацией понимается
принудительное, безвозмездное изъятие имущества в собственность государства
в качестве санкции за правонарушение. Конфискация - карательная мера,
применяемая в случаях, предусмотренных законом,
Решение о конфискации выносится судом. Конфискация может производиться в
административном порядке (например, при нарушении таможенных правил).
Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть
обжаловано в суде.
При совершении административного правонарушения конфискация
применяется как в отношении физических, так и юридических лиц (Например,
при изъятии у промысловой артели незаконных орудий охоты и лова). Причем
конфискация имущества создаваемых на территории Украины коммерческих
организаций с иностранным участием, а также некоторых иностранных
организации (ряда фондов) в административном порядке не производится.
Конфискация в качестве санкции применяется не только в отношении лиц,
совершивших преступление либо административное правонарушение. Возможно
также применение гражданско-правовой конфискации в виде санкции за
совершение недействительной сделки.
Лицо, чье имущество было незаконно реквизировано или конфисковано, имеет
право обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба. Иск
предъявляется к тому государственному органу, должностным лицом которого
произведена незаконная конфискация или реквизиция. Вред возмещается за
счет соответственно казны Украины в полном объеме при наличии вины
должностных лиц либо при отсутствии их вины.
Иные случаи принудительного изъятия имущества из частной собственности. К
иным случаям принудительного изъятия имущества из частной собственности
относятся:
а)выкуп либо изъятие бесхозяйственно сооержимых культурных ценностей;
б)приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу
закона не может принадлежать данному лицу.
Указанные случаи принудительного изъятия имущества у собственника
предполагают переход этого имущества не только в государственную, но и
частную собственность посредством продажи с публичных торгов. Однако
требование о принудительном выкупе указанных выше объектов может быть
заявлено только государством. Продажа с публичных торгов рассматривается
как реализация предоставленного государству права распорядиться
принудительно изъятым имуществом. Учитывая данные обстоятельства.
принудительный выкуп указанных объектов следует отнести к специальным
основаниям возникновения права собственности, присущим только государству.
Выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на
котором оно находится. Приобретение государством права собственности на
имущество, находящееся на земельном участке, который изымается для
государственных или муниципальных нужд либо ввиду его ненадлежащего
использования, предусматривает соблюдение определенной процедуры изъятия земельного участка.
При изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд
выносится решение о выкупе земельного участка, которое может быть принято
местными органами исполнительной власти. Решение об изъятии (выкупе)
земельного участка подлежит государственной регистрации. Собственник должен
быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты, а также о
предстоящем выкупе принадлежащего ему земельного участка не позднее, чем за
год до его изъятия.
Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником
такого уведомления допускается только с согласия собственника. Если
собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка
либо не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа,
государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск
о выкупе в течение двух лет с момента направления собственнику уведомления
о выкупе. Иск об изъятии подлежит удовлетворению, если в суде будет
доказано, что использование земельного участка в целях, для которых он
изымается, невозможно без прекращения права собственности на указанное
имущество. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная
стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а
также все убытки, причиненные изъятием земельного участка, включая
упущенную выгоду. По соглашению с собственником вместо изымаемого участка
ему может быть предоставлен другой участок с зачетом его стоимости в
выкупную цену.
Изъятие земельного участка в связи с ненадлежащим его использованием
предполагает установление фактов использования земельного участка не по
целевому назначению либо использования его с нарушением законодательства.
Использование земли по целевому назначению означает использование
земельного участка в соответствии с заранее заданными целями: для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного
строительства.
Не использование участка земли собственником в соответствии с его
назначением в течение трех лет (если более длительный срок не установлен
законом) служит основанием для принятия решения о его изъятии. В срок 3
года не включается время, необходимое для освоения участка, а также время,
в течение которого участок не мог быть использован но назначению из-за
стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих целевое
использование.
Использование земли с нарушением законодательства более широкое понятие,
которое связано с грубым нарушением правил рационального использования
земли, установленных земельным законодательством. Следствием такого ненадлежащего использования может быть существенное снижение плодородия
сельскохозяйственных земель, либо значительное ухудшение экологической
обстановки, либо отсутствие того полезного результата, который
предполагалось получить при использовании земли по полевому назначению.
Собственник, ненадлежащим образом использующий земельный участок, должен
быть заблаговременно предупрежден о допущенных им нарушениях. Порядок
обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о
допущенных нарушениях определяется земельным законодательством. В случае,
если предупреждение, сделанное собственнику, не дало положительных
результатов, земельный участок подлежит изъятию посредством продажи с
публичных торгов (при условии, если собственник согласен с решением
соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления
об изъятии земельного участка).
Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у
него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить
требование о продаже участка в суд.
Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Принудительный выкуп
либо изъятие государством у собственника бесхозяйственно содержимых им
культурных ценностей допускается правилами ст. 136 ГК Украины. Этими
правилами предусмотрен выкуп не любых культурных ценностей, а лишь тех из
них, которые в соответствии с законом отнесены к особо ценным и охраняемым
государством.
Выкуп государством таких ценностей осуществляется по решению суда. В
судебном порядке должны быть установлены не только факт бесхозяйственного
содержания этих ценностей, но и факт реальной угрозы утраты ими своего
значения в результате соответствующего бездействия или действия их
собственника. При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их
стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора -
судом.
Если гражданин бесхозяйственно обращается с принадлежащим ему имуществом,
являющимся памятником истории и культуры, государственные органы охраны
памятников делают собственнику предупреждение о прекращении
бесхозяйственного обращения с этим имуществом. Если собственник не выполнит
этого требования, то по иску указанных органов суд может изъять это
имущество.
Приобретение в государственную собственность имущества у лица, которое в
силу закона не может ему принадлежать.
В данном случае речь идет об имуществе, которое по законным основаниям
перешло и обладание собственника (в результате наследования,
правопреемства, договора, направленного на отчуждение имущества, и
т.д.), однако впоследствии эти основания отпали.
(Нужно отметить, что этот вопрос более отнесен в область теории, нежели
практики, поскольку в законодательстве его освещение необычайно скудно.) В
силу того, что гражданско-правовой статус прежде пользователя и статус
настоящего собственника не совпадают, либо в силу того, что статус
собственника изменился (в результате отзыва лицензии), либо ввиду изменения
режима вещи, имущество уже не может находиться в обладании собственника.
В этих случаях имущество должно быть отчуждено собственником в течение
одного года с момента возникновения улица права собственности на имущество,
если законом не установлен иной срок.
Некоторые авторы полагают, что предоставленный собственнику срок для
реализации имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать,
начинает течь с момента, когда отпали основания нахождения имущества в
собственности данного лица. Этот момент может и не совпадать с моментом
возникновения у собственника права собственности на вещь. Такой подход
следует признать более правильным, поскольку в случае, если основания
возникновения права собственности отпали по истечении одного года с момента
приобретения вещи, собственник лишается
предоставленной ему льготы в течение одного года самому продать эту вещь.
Если имущество не будет отчуждено собственником в установленный срок,
соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления
обращается в суд с заявлением о принудительном отчуждении имущества. Суд
выносит решение о принудительной продаже с передачей бывшему собственнику
вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную
собственность с возмещением ему стоимости имущества, определенной судом, за
вычетом затрат на отчуждение имущества. Содержание такого решения
определяется прежде всего характером и назначением соответствующей вещи.
При этом учитываются государственные интересы и целесообразность
принудительной продажи вещи с публичных торгов.
Налоги и иные обязательные платежи.
Это основание возникновения нрава собственности характеризуется
тем, что для его возникновения необходимо действие обязанных лиц во
исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств
отдельных собственников для общегосударственных нужд. Налоги служат
важнейшим экономико-правовым средством государственного регулирования
хозяйственной деятельности. Действенность этих средств зависит от множества
факторов, в том числе и от размеров обязательных платежей (прежде всего
налогов), позволяющих сдерживать либо, наоборот, стимулировать
хозяйственную деятельность.
Переход к государству по праву наследования выморочного имущества.
Согласно Украинскому законодательству выморочное имущество, у
которого не оказалось наследников, переходит к государству как наследнику
(в некоторых странах, например во Франции, переход выморочного имущества
осуществляется на основе права «оккупации», не исключающей приобретение нрава собственности на такое имущество другими субъектами гражданского
права.
Выморочным признается имущество, у которого нет наследников ни по закону,
ни по завещанию, либо такие наследники лишены завещателем права
наследования, либо ни одни из наследников не принял наследства.
Переход по наследству к государству выморочного имущества, находящегося за рубежом, осуществляется по правилам, установленным в договорах о
правовой помощи, участником которых является Украина. По общему правилу
выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого
к моменту смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество
переходит в собственность государства, на территории которого оно
находится.
Основания прекращения права государственной собственности.
Государственная собственность осуществляется и прекращается как в
результате общегражданских способов (например, в результате осуществления
сделок, так и в результате специальных способов прекращения права
государственной собственности. Таким специальным способом прекращения права
государственной собственности является приватизация.
Под приватизацией понимается переход имущества из публичной собственности
(государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц
в порядке и _на_ условиях, предусмотренных действующим законодательством
о приватизации. При приватизации государственного и муниципального
имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом,
регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если
законом о приватизации не предусмотрено иное. Это означает, что «в
соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия
общего закона отношения приватизации выведены в основном из-под действия
правил Кодекса».
Надо полагать, что обособление отношений приватизации от иных гражданско-
правовых отношений и регулирование их в рамках специальных норм оправданно.
Однако при этом необходимо сохранять приоритет норм Конституции и
Гражданского кодекса, регулирующих порядок приобретения и прекращения права
собственности. Необходима также более детальная регламентация в Гражданском
кодексе отношений по распоряжению государственным имуществом в
соответствии с принципом справедливости. Осуществление правомочий как
частного собственника по владению. пользованию и распоряжению имуществом
находится под контролем государства, так и государства как собственника
должно находиться под контролем закона, в котором выражена воля всего
народа и его интерес в справедливом распределении национального имущества.
Заключение.
Подводя итоги, стоит еще раз остановиться на основных вехах проделанной
работы.
Поскольку в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О
собственности» за государством закреплено определенное имущество, оно
не может не принимать участия в гражданском обороте. Поэтому наряду с
физическими и юридическими лицами субъектом гражданских правоотношений
признается и государство. В этом случае оно, действуя как субъект
гражданского права, представляет весь народ Украины.
Государство является сложной организацией,выполняющей различные функции,
являющейся носителем политической власти и суверенитета. Поэтому в
гражданском праве Украины оно традиционно не считается юридическим лицом, а
относится к особому виду субъектов гражданского права.
Гражданская правосубъектность государства возможна в силу наличия у него
соответствующих свойств. В частности, как отмечалось выше, оно имеет свое
обособленное имущество. Имеется в виду та часть государственного имущества,
которая находится на праве полного хозяйственного ведения и на праве
оперативного управления за отдельными государственными юридическими лицами.
Прежде всего, это имущество, входящее в состав государственной казны
-государственного бюджета. Кроме того. государство самостоятельно выступает
в гражданском обороте через свои органы. Причем эти органы или вообще не
имеют прав юридического лица, или являясь вообще юридическими лицами, в
данных правоотношениях не пользуются правами юридического лица. Действия
этих органов считаются действиями самого государства.
Одним словом государство, хотя и выступает субъектом гражданских
правоотношений, но фактически стоит вне "конкурса" и является чем-то
особенным, носит своеобразный характер.