1. Понятие, структура и содержание налогового правонарушения
2. Санкции за налоговые правонарушения
2.1 Ответственность за нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе
2.2 Ответственность за уклонение от налогового учета
2.4 Ответственность за не представление налоговой декларации
2.5 Ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
2.6 Ответственность за нарушения, связанные с неуплатой налога
3. Виды налоговых правонарушений
3.1 Правонарушения против системы налогов
3.2 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков
3.3 Правонарушения против исполнения доходной части бюджета
3.4 Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика
3.5 Правонарушения против контрольных функций налоговых органов
3.7 Правонарушения против обязанности по уплате налога
Введение
За время реформирования налоговой системы российский законодатель принял значительное число налоговых законов, в соответствии с которыми было принято не меньше подзаконных нормативных актов в этой области разъясняющих и дополняющих их. Большое количество различных нормативных актов, сложность материи налогового права создало серьезные трудности в изучении, применении и использовании на практике налогового законодательства. При этом необходимо учитывать, что участниками налоговых правоотношений являются практически все юридические лица и все работающие граждане. Именно поэтому налоговое законодательство непременно должно быть максимально понятным и доступным для абсолютного большинства налогоплательщиков, во-первых, для того, чтобы избежать совершения неумышленных налоговых правонарушений, во-вторых, это значительно облегчит работу государственных налоговых инспекций, в-третьих, повысит правовую защищенность налогоплательщика.
В сложившейся ситуации панацеей казалось принятие Налогового кодекса, который обобщил бы и систематизировал существующую налоговую правовую базу, устранив присущие ей противоречия и неоднозначность. Действительно, кодификация, как особый вид систематизации законодательства, подразумевает под собой не только упорядочение действующих нормативно-правовых актов, но и внутреннюю переработку законодательства, а ее результатом является принятие единого нормативного акта, системно регулирующего определенную группу общественных отношений. Такого рода акт обязательно содержит в себе элемент новизны, поскольку при его разработке не просто объединяются действующие нормы, не утратившие своего значения, но и создаются новые, более совершенные, отвечающие современным потребностям развития общественных отношений.
1. Понятие, структура и содержание налогового правонарушения
Налоговая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит право налагать налоговые санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные налоговым законодательством, а у нарушителя - обязанность эти санкции уплатить.
Законодатель разграничивает понятия "налоговое правонарушение" и "нарушение законодательства о налогах и сборах".
Так, ст.10 НК РФ упоминает о "нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления", причем ответственность за их совершение наступает в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным законодательством.
Поскольку отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость согласно НК РФ, следует признать, что понятия налоговой ответственности и ответственности за нарушения налогового законодательства не тождественны, второе намного шире первого и включает в себя уголовную, административную и дисциплинарную ответственность, применяемую для охраны налогово-правовых норм.
Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение. При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. В данном случае правонарушитель несет ответственность непосредственно перед государством, а не перед третьими лицами.
Налоговое правонарушение - виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).
Признаки налогового правонарушения включают противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.
Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего ущерб общественным отношениям, но не предусмотренное НК РФ в качестве налогового правонарушения, не является основанием налоговой ответственности. Например, перерегистрация налогоплательщика в оффшорной зоне или иные способы оптимизации налогообложения не поощряются государством, но и налоговым правонарушением признаваться не могут. Квалификации деяния в качестве налогового правонарушения по аналогии также не допускается. Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает, что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает несоблюдение запретов, второе - неисполнение обязанностей. Субъективное мнение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи). Не допускается. Cogitationis poenam nemo patitur - никто не несет ответственности за свои мысли. Например, руководитель и главный бухгалтер организации могут сколь угодно долго мечтать, обсуждать и планировать налоговое правонарушение, но сама по себе такая деятельность - до реального воплощения незаконной идеи на практике - не влечет привлечение к ответственности. Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного признака налогового правонарушения. Такое положение, видимо, связано с преобладанием в налоговом праве формальных составов, ответственность за совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия. К сожалению, в литературе нередко смешивается вредность как общее свойство любого правонарушения и вред как реальные последствия отдельных правонарушений. Любое правонарушение причиняет вред действующему правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выражен материально. "Общественная вредность является сущностным свойством правонарушения, которое причиняет вред обществу и интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем". Именно вредность (общественная опасность - по уголовно-правовой терминологии) деяния обусловливает его нормативное запрещение. Если поведение лица не несет никаких существенных угроз общественным или частным ценностям, запрещать его не имеет смысла. Налоговые правонарушения причиняют вред фискальным интересам государства. Однако если учитывать, что налоги - основной доходный источник бюджетов всех уровней, то налоговые правонарушения ущемляют права бюджетополучателей на получение бюджетного финансирования. Таким образом, от налоговых правонарушений страдают пенсионеры, инвалиды, студенты, работники бюджетной сферы. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций. Виновность выражается в упречном психически-волевом отношении нарушителя к правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному - правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не совершать налоговое правонарушение.
Виновность заключается в том, что лицо умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере налогообложения. НК РФ нормативно закрепляет две формы вины - умысел и неосторожность.
Умысел (dolus - по лат) предполагает, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Неосторожность (culpa - по лат) представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
НК РФ не выделяет в качестве разновидности неосторожной вины самонадеянность, сущность которой состоит в том, что нарушитель, предвидя возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. К сожалению, законодатель недостаточно активно использует форму вины в качестве критерия для дифференциации налоговой ответственности. Умысел является необходимым условием для квалификации деяния только по п.3 ст.122 НК РФ; это единственный состав, где форма вины определена в качестве квалифицирующего обстоятельства. Неосторожная форма вины может быть учтена в качестве обстоятельства, смягчающего налоговую ответственность. Поскольку единственным обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, НК РФ признает рецидив, наличие у нарушителя умысла на совершение налогового правонарушения не может быть учтено в качестве обстоятельства, отягчающего налоговую ответственность. Значительные сложности вызывает определение вины коллективных субъектов права. Очевидно, трактовка вины как психического отношения к деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку организация не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. В процессе многочисленных дискуссий зарубежными и отечественными авторами предлагались различные концепции виновности юридического лица, которые можно условно сгруппировать в два блока:
концепция вины в объективном смысле, когда виновность организации выводится непосредственно из ее противоправного поведения, то есть за основу берется объективная сторона правонарушения, и организация признается виновной исходя из ее фактических действий (бездействия) как деликтоспособного субъекта права по совершению правонарушения;
концепция вины в субъективном смысле, когда виновность организации определяется исходя из виновности ее уполномоченных представителей.
Проблема в том, что разнообразие этих концепций перенесено в действующее законодательство, которое не содержит общего, унифицированного определения вины коллективных субъектов.
Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК РФ фактических обстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Традиционно состав правонарушения включает четыре обязательных элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.
Объект налогового правонарушения - общественные отношения, которым в результате правонарушения причиняется ущерб. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Субъект налогового правонарушения - деликтоспособные физические лица или организации, совершившие налоговое правонарушение. Для физического лица налоговая деликтоспособность включает достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, для организации - статус юридического лица. Деликтоспособность определяется способностью лица к сознательно-волевому поведению, то есть способностью осознавать свои поступки, руководить ими.
Объективная сторона - характеристика противоправного деяния (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения), размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями.
Составы налоговых правонарушений, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов - противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними, называются материальными. Формальные составы непосредственно не связываются с фактическим наступлением вредных последствий, достаточно самого факта совершения противоправного деяния. К материальным составам относится, например, неуплата или неполная уплата налога, к формальным - отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки. Противоправное деяние может выразиться в действии (неисполнение обязанностей) либо бездействии (несоблюдение запретов).
Субъективная сторона - сознательно-волевые признаки налогового правонарушения. Помимо вины они включают мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели - конечный результат, к которому он стремился.
Термин "состав налогового правонарушения" не только широко используется в процессе производства по делам о налоговых правонарушениях, но и неоднократно упоминается в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, применяется для анализа норм глав 16 и 18 НК РФ. В частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова" отмечается, что вина является обязательным признаком состава налогового правонарушения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своих решениях также использует понятие состава налогового правонарушения для решения налоговых споров. Анализ решений федеральных арбитражных судов округов позволяет сделать вывод о том, что в судебной практике понятие состава налогового правонарушения используется повсеместно. В налогово-правовой науке исследованию понятия состава налогового правонарушения и определению его значения посвящено значительное количество работ. А.В. Брызгалин, В.Р. Берник и А.Н. Головкин понимают под составом налогового правонарушения, установленную НК РФ совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние считается налоговым правонарушением. Схожие определения состава налогового правонарушения содержатся и в работах А.А. Гогина, А.В. Зимина, В.А. Мачехина и других исследователей. Кроме того, любой вид правонарушений имеет свой состав. Данная категория используется как в общей теории права для характеристики правонарушений, так и применяется отраслевыми науками. Таким образом, и наука налогового права, и правоприменительная практика подчеркивают большое значение состава налогового правонарушения. Отсутствие в НК РФ упоминания состава налогового правонарушения является пробелом в налоговом законодательстве, который должен быть исправлен. В общей теории финансового права под составом финансового правонарушения обычно понимается "установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением". А.С. Емельянов, рассматривая значение состава финансового правонарушения, считает, что данная юридическая конструкция позволяет отграничить финансовые правонарушения от смежных административных правонарушений, гражданских правонарушений и преступлений, а также финансовых правонарушений между собой. Состав финансового правонарушения указывает на наиболее значимые, существенные признаки конкретных групп финансовых правонарушений, что позволяет применить к нарушителю норм финансового права меры финансовой ответственности. Состав финансового правонарушения в системе общеправовых категорий находится на более низком уровне абстрагирования, нежели понятие "состав правонарушения". Данная категория в большей степени направлена на решение прикладных задач (описание признаков правонарушений, отграничение их от смежных видов правонарушений), нежели категория "состав правонарушения", имеющая, скорее, методологический характер. Понятие "состав налогового правонарушения" соотносится с "составом финансового правонарушения" как специфическое и общее. Поскольку налоговые правонарушения представляют собой разновидность финансовых правонарушений, то и его состав может быть рассмотрен как родовое понятие, находящееся на более низком уровне абстрагирования, чем понятие "состав финансового правонарушения". Следовательно, и элементы состава налогового правонарушения будут выступать как родовые по отношению к общим признакам финансового правонарушения. Состав налогового правонарушения может быть рассмотрен как нормативная конструкция. Состав налогового правонарушения - это не деяние как факт действительности, а его нормативно-правовое описание, модель, закрепленная в диспозициях норм глав 16 или 18 НК РФ. Данное обстоятельство подчеркивается некоторыми исследователями при его определении. Так, А.В. Передернин говорит о составе налогового правонарушения как о совокупности установленных законом признаков, характеризующих деяние как налоговое правонарушение. Ю.А. Крохина определяет состав налогового правонарушения как установленные нормами налогового права признаки, совокупность которых позволяет считать деяние налоговым правонарушением. Являясь законодательной моделью, состав налогового правонарушения отличается от налогового правонарушения как понятия, в обобщенном виде описывающего деяние как противоправное, как отличающееся от других видов правонарушений и правомерного поведения. В реальной жизни совершаются конкретные налоговые правонарушения. Обобщение их типичных признаков позволяет выделить понятие налогового правонарушения как деяния общественно вредного, виновного, противоправного и наказуемого. В результате абстрагирования от случайных, свойственных лишь отдельным нарушениям признаков и возникает данное понятие. В финансово-правовой науке сложилась концепция состава налогового правонарушения как единственного юридического основания налоговой ответственности, которая была заимствована из уголовного права. При этом само налоговое правонарушение выступает как фактическое основание налоговой ответственности и, кроме того, имеется еще процессуальное основание в форме конкретного правоприменительного акта. Данная триада оснований ответственности имеет общеправовое значение, хотя некоторые авторы придерживаются другой точки зрения. Анализ определений состава налогового правонарушения, которые встречаются в специальной литературе, позволяет выделить два подхода к данному вопросу. Некоторые авторы в качестве сущностных черт данного понятия выделяют то, что состав налогового правонарушения состоит из субъективных и объективных признаков. Например, в комментарии к Налоговому кодексу состав налогового правонарушения определяется как "совокупность установленных Кодексом объективных и субъективных элементов (признаков). Характеризующих деяние (действие или бездействие) как конкретное налоговое правонарушение". Изложенная точка зрения поддерживается, например, А.В. Передерниным. А.Н. Борисов рассматривает состав налогового правонарушения как совокупность признаков, необходимую и достаточную для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности. По смыслу эти определения состава налогового правонарушения идентичны. Только в первом случае акцент делается на структуру состава налогового правонарушения (объективные и субъективные признаки), а во втором - на обязательность присутствия в составе налогового правонарушения этих признаков (необходимость и достаточность). Исходя из общности обоих подходов к определению состава налогового правонарушения, а также, учитывая, комплексный характер данного понятия, можно дать следующее определение состава налогового правонарушения:
Состав налогового правонарушения - это совокупность установленных Налоговым кодексом Российской Федерации объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания деяния налоговым правонарушением и применения мер налоговой ответственности.
НК РФ содержит исчерпывающий перечень налоговых правонарушений, новые составы которых могут устанавливаться только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в НК РФ. Поскольку в рамках данной работы подробное рассмотрение всех составов будет излишне объемным, перечислим их:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ);
уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ);
нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ);
непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ);
грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ);
неуплата или неполная уплата сумм налога (ст.122 НК РФ);
невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ);
несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ);
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ).
2. Санкции за налоговые правонарушения
2.1 Ответственность за нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе
Нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных п.2 ст.116 НК РФ. Влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб., а нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.
Пропуск срока постановки на учет не является длящимся правонарушением. Правонарушение считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления либо с момента истечения 90 дней после пропуска указанного срока. С этого же времени начинается течение срока давности взыскания санкций. Истечение срока влечет невозможность взыскания налоговой санкции. Надо отметить, что в соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Особое внимание следует обратить на то, что все сроки в ст.116 НК РФ установлены в календарных днях. Согласно ст.6.1 НК РФ течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Действие, для которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Поэтому, если часть срока приходится на праздничные и выходные дни и прием документов для постановки на учет осуществляется не ежедневно, подать заявление в установленный срок сложно. Для избежания пропуска соответствующих сроков имеет смысл направлять заявления и прилагающиеся к нему документы по почте заказным письмом. В этом случае днем подачи заявления будет считаться день сдачи почтового отправления в отделение связи. Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе исчисляется с момента регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а не с момента выдачи свидетельства о регистрации. Поэтому при возникновении спора должны быть исследованы сроки выдачи свидетельства о государственной регистрации. Для привлечения к ответственности за не постановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика или принадлежащего налогоплательщику имущества налоговый орган должен доказать наличие основания постановки на налоговый учет. Следует помнить, что факт наличия у организации обособленного подразделения устанавливается не на основании учредительных документов, а по факту наличия стационарных рабочих мест и осуществления деятельности. Если такие доказательства не представлены, привлечение к ответственности неправомерно. Если налогоплательщик по одному из предусмотренных ст.83 НК РФ оснований встал на налоговый учет в конкретном налоговом органе, на него не может быть возложена обязанность повторно вставать на налоговый учет в том же самом налоговом органе по предусмотренному в указанной статье основанию. И приобретая несколько объектов недвижимости или транспортных средств на территории, находящейся в пределах юрисдикции одной налоговой инспекции, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст.116 НК РФ отдельно по каждому объекту. Одним словом, если организация приобретает 8 объектов недвижимости вне места её нахождения, необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения указанных объектов заявление о постановке на налоговый учет. Если организация своевременно этого не сделала, она может быть оштрафована на 5000 руб., но не на 40000 руб.
2.2 Ответственность за уклонение от налогового учета
Правонарушения, предусмотренные ст.117 НК РФ, уклонение от постановки на учет в налоговом органе, и ст.116 НК РФ, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, тесно связаны между собой. Поэтому следует различать сферу действия этих статей. Ст.117 НК РФ ужесточает ответственность за уклонение от налогового учета и вводит прогрессивную систему штрафных санкций (в зависимости от срока деятельности плательщика, осуществленной без постановки на учет). Согласно этой статье (ст.117 НК РФ) ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени, но не менее 20 тыс. руб. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 3 месяцев влечет взыскание штрафа в размере 2% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Попытаемся разграничить сферу действия ст.116 и ст.117 НК РФ. Сущность нарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ, - не совершение в срок определенных действий, в ст.117 НК РФ, напротив, указано на неправомерное осуществление деятельности. Действие ст.117 НК РФ распространяется не на всех налогоплательщиков, а лишь на организации и индивидуальных предпринимателей. Причем к индивидуальным предпринимателям причисляются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. В эту категорию включаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства (ст.11 НК РФ и комментарий к ней). В ст.116 НК РФ указано на правонарушение, совершаемое в определенный момент времени, и установлен фиксированный размер штрафа. В ст.117 НК РФ предусмотрена ответственность за длящееся правонарушение, которое считается совершенным в момент начала осуществления деятельности без постановки на налоговый учет и продолжается по мере её ведения, а размер штрафа в данном случае зависит от доходов, полученных в результате деятельности. Кроме того, законодатель неслучайно использует термин "деятельность" вместо термина "предпринимательская деятельность", что расширяет круг операций, подпадающих под действие данной статьи. А так как ст.117 не классифицирует слово "деятельность", следовательно, в данном случае имеется в виду любая форма активности организации (предпринимателя). Ст.117 НК РФ устанавливает ответственность за деятельность, которая может приносить доход, хотя получение дохода не является обязательным условием. Для оценки доходов, полученных в период осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, могут быть использованы косвенные методы, предусмотренные подпунктом 7 п.1 ст.31 НК РФ. В силу неоднозначности понятия "доход" в существующей нормативно-правовой базе оно может быть применено как в значении прибыли (как чистого дохода), так и в значении выручки (как валового дохода). Возможность обоих подходов следует из ст.41 ст.42, регламентирующих принципы определения доходов в России и за её пределами. Исчисление же срока, в течение которого субъект предпринимательства уклонялся от постановки на налоговый учет. Начинается с момента совершения первого активного действия в качестве организации или предпринимателя и заканчивается датой постановки на налоговый учет; аналогичное правило подсчета срока применяется, если в промежутке между вышеуказанными датами налоговый орган самостоятельно обнаруживает нарушение правил постановки на налоговый учет и документально фиксирует их. Часто возникает вопрос: могут ли применяться меры ответственности, предусмотренные ст.116 и ст.117 НК РФ, одновременно? Привлечение налогоплательщика к ответственности одновременно по ст.116 и ст.117 НК РФ неправомерно, поскольку диспозиция ст.116 поглощается диспозицией ст.117, и, соответственно, происходит привлечение к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Привлечение налогоплательщика одновременно к ответственности за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет и за неуплату (неполную уплату) налогов противоречит принципу однократности ответственности, так как неуплата налогов является следствием противоправного деяния (уклонения от регистрации).
Налоговые органы, привлекая налогоплательщика к ответственности по ст.117 НК РФ, должны доказать:
наличие обязанности по постановке на налоговый учет;
факт неисполнения налогоплательщиком этой обязанности;
факт осуществления налогоплательщиком деятельности;
размер доходов, полученных в результате такой деятельности (если доказан - факт осуществления деятельности, но не установлен размер доходов, налогоплательщик может быть оштрафован на 20 тыс. руб).
При невыполнении данной обязанности привлечение к ответственности становится невозможным. К сожалению, ст.117 НК РФ сформулирована недостаточно корректно, что порождает неоднозначность в её толковании. Проблема заключается в противоречии между описанием правонарушения и мерой ответственности. В соответствии с п.1 ст.117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа. Санкция п.2 ст.117 НК РФ сформулирована таким образом, что ответственность за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет наступает только спустя 90 дней после истечения срока исполнения обязанности постановки на учет. Если данное правонарушение обнаружено спустя 100 дней с момента истечения срока постановки на налоговый учет, штраф можно взыскать только за период, превышающий 90 дней, т.е. за 10 дней. В комментариях к НК РФ С.Д. Шаталов предлагает в таких случаях привлекать к ответственности одновременно по п.1 и 2 ст.117 НК РФ, что не бесспорно и может послужить основой для построения защиты в суде. Кроме того, из текста ст.117 НК РФ однозначно не следует, что взыскание штрафа может производиться как в случае не постановки на налоговый учет по месту регистрации, так и по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение. Однако именно такое толкование данной статьи наиболее верно из чего следует:
во-первых, штраф по ст.117 НК РФ может взиматься даже в том случае, если организация встала на налоговый учет по месту государственной регистрации, но не встала на учет по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение;
во-вторых, размер взыскиваемого штрафа в этом случае определяется не из дохода, полученного всей организацией, а только на основании доходов, полученных в результате осуществления деятельности через обособленное подразделение за соответствующий период.
Налоговые органы не могут предъявлять иск о принудительной постановке налогоплательщика на налоговый учет, поскольку такое право не предоставлено законом. При обнаружении факта уклонения от постановки налогоплательщика на учет налоговый орган имеет право (но не обязанность) потребовать, на основании ст.31 НК РФ, устранить обнаруженные нарушения, а налогоплательщик обязан выполнить данное требование.
2.3 Ответственность за не предоставление информации об открытии и закрытии банковских счетов налогоплательщиков
В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны сообщать налоговым органам об открытии и закрытии своих банковских счетов. Аналогичная обязанность сообщать о вновь открытых счетах налогоплательщиков предусмотрена в ст.86 НК РФ и для банков.
Нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст.118 НК РФ). В соответствии с данной статьей к ответственности могут быть привлечены организации и предприниматели, но не физические лица, так как ст.23 НК РФ освобождает их от обязанности сообщать в налоговые органы об открытии, наличии или закрытии банковских счетов.
2.4 Ответственность за не представление налоговой декларации
Согласно ст.119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении срока, установленного законодательством о налогах, влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы подлежащего уплате налога и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня. Нарушение правил составления налоговой декларации выражается в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и/или других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Влечет взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб. Нарушение правил составления налоговой декларации, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
2.5 Ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
Ст.120 НК РФ определяет сущность грубых нарушений правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за их совершение. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Согласно статье 120 НК РФ, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. Влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
2.6 Ответственность за нарушения, связанные с неуплатой налога
В качестве основной формы исполнения обязанности по уплате налога (сбора) Налоговым кодексом РФ предусматривается добровольная уплата налога (сбора), а в случае неисполнения или ненадлежащего (несвоевременного) исполнения указанной обязанности НК РФ допускается и принудительное исполнение установленной обязанности. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно п.1, 2, 5 ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Взыскание сумм налогов (сборов), неуплаченных в предусмотренный срок, может быть произведено только на основании решения налогового органа. Ст.47 НК РФ наделяет налоговый орган правом при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика, в пределах сумм, указываемых в требованиях об уплате налога, и с учетом сумм, взысканных в денежной форме. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном ФЗ "Об исполнительном производстве" от 21.07.97 № 119-ФЗ. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации должно содержать, в том числе, дату принятия, номер, резолютивную часть, дату вступления в силу решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации. Ст.122 регламентирует сущность и санкции за нарушения, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога. Согласно данной статье, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. Соответственно, если подобные деяния совершены умышленно, то они влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога. Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. До недавнего времени довольно противоречиво решался вопрос о возможности одновременного привлечения к ответственности по п.3 ст.120 и по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ. По данному вопросу суды высказывали прямо противоположные точки зрения. Арбитражная практика выработала три варианта решения:
одновременное привлечение к ответственности по указанным статьям возможно;
одновременное привлечение к ответственности по указанным статьям неправомерно;
у суда отсутствует твердая позиция по указанному вопросу.
Проблема была разрешена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.01 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ". В нем указано, что п.2 ст.108 Кодекса закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечение организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам необходимо применять ответственность, установленную п.3 ст.120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абзаце третьем п.3 ст.120 НК РФ, организация - налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст.122 НК РФ.
В случае обнаружения самим налогоплательщиком недоплаты налога он должен подать исправленную декларацию и доплатить налог. Если же он уплатил только недостающую сумму налога, но не уплатил пени, с него может быть взыскан штраф на основании ст.122 НК РФ со всей суммы недоплаченного налога. Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. А также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст.69, 70 НК РФ оно представляет собой адресованное налогоплательщику письменное извещение по установленной Министерством РФ по налогам и сборам форме о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ и содержит:
сведения о сумме задолженности по налогу;
размер пеней, начисленных на момент направления требования;
срок уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
срок исполнения требования;
меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно ст.87, 88 НКРФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Подпункт 6 п.1 ст.23 НК РФ обязывает налогоплательщика не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении своих обязанностей, а ст.31 НК РФ наделяет налоговые органы правом обследования помещений, используемых налогоплательщиком для получения дохода. Ст.124 НК РФ регламентирует ответственность налогоплательщика (налогового агента) за препятствия, чинимые сотрудникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Этой же статьей предусмотрено, что незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Ст.77 НК РФ определяет, что в качестве меры обеспечения решения о взыскании налога и при наличии оснований полагать, что налогоплательщик скроет свое имущество от налоговых органов, может быть применена такая мера, как арест. А согласно ст.125 НК РФ, несоблюдение установленного порядка владения, пользования и или распоряжения имуществом, на которое наложен арест. Влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. Согласно ст.128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно и дача ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб. Непосредственно после окончания проверки составляется справка об окончании выездной налоговой проверки, в которой указываются предмет проведенной проверки и сроки её проведения. Затем в срок, не превышающий двух месяцев со дня составления справки об окончании проверки, составляется акт проверки. В соответствии с п.5 ст.101 НК РФ возражения по результатам проверки могут быть поданы налогоплательщиком в течение 2-недельного срока со дня получения экземпляра акта проверки. Согласно ст.137 НК РФ каждый налогоплательщик имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц, если по мнению налогоплательщика такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
2.7 Ответственность за нарушения, совершаемые банками в части функций агентов правительственного контроля
Нарушения, совершаемые банками в части функций агентов правительственного контроля и, соответственно, санкции за них, установлены статьями 132-136 НК РФ. Ст.132 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. А равно и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. Не сообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. Ст.133 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора. Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБР, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Ст.134 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение, выразившееся в неисполнении банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, что влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности. Ст.135 НК РФ устанавливает ответственность за неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени, что влечет за собой взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБК, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст.46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы.
3. Виды налоговых правонарушений
Основным документом, регулирующим налоговую систему РФ и устанавливающим общие принципы её построения, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации - это систематизированный законодательный акт, в котором содержаться нормы налогового права. Налоговый кодекс РФ устанавливает понятие налогового правонарушения, определяя, что для его квалификации необходимо наличие доказываемой вины, и, оговаривая условия, при которых виновное лицо может быть освобождено от ответственности, (или она может быть смягчена), а также постулирует презумпцию невиновности налогоплательщика. Согласно ст.106 НК РФ, налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена законодательная (НК РФ) ответственность. К налоговым относятся те правонарушения, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, к налоговым не относятся. Например, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговое правонарушение. Наоборот, действия налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как соответствующее налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.).
Налоговое нарушение имеет, как правило, ряд стадий. В определенном смысле "жизненный цикл" налогового правонарушения аналогичен "жизненному циклу" товара. На первом этапе налогоплательщик придумывает новую схему ухода от налогообложения. На втором - эта схема распространяется среди налогоплательщиков. После того как она становится известной налоговым органам, начинается третий этап, в ходе которого происходит "наработка" опыта противодействия данной схеме, поиск форм и методов наиболее эффективного выявления и пресечения налогового правонарушения. Четвертый этап - активное и массовое противодействие государственных органов нарушениям, которые приводят к существенному снижению их количества и причиненного ущерба. На пятом этапе равновесие между правонарушителем налогового законодательства и налоговыми органами устанавливается на минимально возможном уровне. Работа налоговых органов должна быть согласована свыше описанным циклом развития налоговых преступлений, нацелена на устранение их экономических основ, поиск наиболее эффективных методов противодействия, которые должны работать на "опережение" таких схем, а в случае невозможности - на их предупреждение. Именно такие оперативные действия налоговых органов могут обеспечить этот баланс в их пользу.
Следует отметить уникальное положение налоговых органов: именно они первыми реагируют на уклонение от налогообложения, именно они могут использоваться в качестве индикатора для определения недоработок действующего законодательства и оперативного их устранения. На период законотворческого процесса налоговые органы могут наделяться особыми полномочиями для противодействия новациям в налоговых правонарушениях. Именно налоговые органы обладают необходимым потенциалом, чтобы являться действенным инструментом формирования налоговой системы в общественных интересах.
Таким образом, налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность. Наиболее принципиальными моментами данного определения являются вина и противоправность.
Противоправность означает нарушение норм или правил, законодательно закрепленных нормативными документами; для признания факта налогового правонарушения, а значит, и для привлечения к ответственности лица, его допустившего, было достаточно только этого признака. Для классификации налогового правонарушения в РФ, кроме факта нарушения законодательства, необходимо доказать виновность налогоплательщика в совершении противоправного деяния, которая может быть выражена как в действиях, так и в бездействии. Нормы, гарантирующие взаимную ответственность, как налоговых органов, так и налогоплательщиков за нарушение своих обязательств, составляют институт ответственности участников налоговых отношений. Налоговое правонарушение выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговых обязательств, за которое действующим законодательством РФ, в том числе НК РФ, установлена ответственность в виде применения финансовых санкций. Налоговое правонарушение влечет или может повлечь за собой нанесение ущерба финансовым интересам государства посредством не внесения в бюджет и во внебюджетные фонды причитающейся суммы налога (сбора). Существует ряд налоговых правонарушений, которые признаются таковыми без наличия последствий, а только в силу их совершения.
В зависимости от направленности противоправных деяний выделяются несколько групп налоговых правонарушений:
Правонарушения против системы налогов.
Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков.
Правонарушения против исполнения доходной части бюджета.
Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.
Правонарушения против контрольных функций налоговых органов.
Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности.
Правонарушения против обязанностей по уплате налогов.
3.1 Правонарушения против системы налогов
Законно установленные и введенные в действие налоги являются законным изъятием из права собственности. Соответственно незаконные налоги являются покушением на собственность юридических и физических лиц и их взимание должно пресекаться различными методами, в том числе и установлением ответственности лиц, принимающих незаконные решения об установлении и введении в действие таких налогов, и лиц, исполняющих эти решения. Незаконное освобождение от уплаты налога также является наказуемым правонарушением, так как, с одной стороны, приводит к недополучению бюджетом налогов, с другой - создает неравные условия хозяйствования налогоплательщиков, подрывает основы конкуренции.
К правонарушениям против системы налогов могут быть отнесены:
незаконное установление и/или введение налогов, т.е. издание должностным лицом акта, предусматривающего установление и введение в действие налога, не установленного законодательством, или акта, предусматривающего введение налога, установленного законодательством, если введение данного налога не отнесено к компетенции должностного лица, или издание акта, прямо или косвенно увеличивающего размеры, отменяющего льготы, изменяющего сроки уплаты законно установленного и введенного в действие налога;
- незаконное взимание налогов, т.е. Прямое или косвенное понуждение к уплате налогов (либо взимание налогов), не установленных и/или не введенных в соответствии с законодательством, равно как к уплате налогов в больших против установленных размерах, незаконные отказ в предоставлении льгот или понуждение к уплате налогов до наступления законно установленных сроков их уплаты;
незаконное освобождение от уплаты налогов, т.е. полное или частичное освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налога путем предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица, либо с нарушением установленных законом оснований и процедур.
3.2 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков
Никто не работает лишь для того, чтобы уплачивать налоги. Предприятия - это, прежде всего производители товаров (работ, услуг), а затем уже - налогоплательщики. Налогообложение не должно подрывать свою собственную основу - бизнес. Это правило должно применяться не только на уровне налоговой политики государства, но и на уровне практической реализации налогового законодательства. Одним из ключевых требований к системе налогов является необременительность способов уплаты налогов. Об этом в своих работах упоминал еще Адам Смит. Ряд таких правонарушений относится к числу должностных (например, злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий). Но есть и специфические правонарушения, которые целесообразно выделить отдельно:
незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика, т.е. незаконный отказ должностным лицом налогового органа в постановке на налоговый учет, в выдаче разрешения или иного документа, необходимого для открытия счета в банке или ином кредитном учреждении, незаконное приостановление операций налогоплательщика по счетам в банках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на имущество налогоплательщика, а также незаконное осуществление должностным лицом налогового органа контрольных действий приемами и способами, существенно затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объемов учетных действий и отчетных документов;
отказ от консультирования или непредставление консультаций, т.е. отказ должностного лица налогового органа предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений бесплатную письменную информацию о порядке и условиях налогообложения, о его правах и обязанностях, либо непредставление такой информации в установленный срок;
разглашение налоговой тайны, т.е. незаконное использование или передача другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных или должностных обязанностей.
3.3 Правонарушения против исполнения доходной части бюджета
Поступления средств в бюджеты зависят не только от выполнения обязанностей налогоплательщиками. Существуют и другие лица, которые принимают непосредственное участие в процессе начисления, сбора и перечисления в бюджет налогов. Это, прежде всего фискальные агенты, а также лица, осуществляющие кассовое исполнение доходной части бюджетов. Практика показывает, что далеко не всегда эти участники налоговых отношений строго придерживаются требований законодательства. Допускаемые ими правонарушения носят достаточно серьезный характер и требуют установления специальных мер ответственности. К правонарушениям против исполнения доходной части бюджета относятся:
незаконное использование средств, поступивших в уплату налога, т.е. неперечисление или несвоевременное перечисление банком. Другим кредитным учреждением, а также иным лицом, ответственным за сбор налогов, сумм налогов, поступивших от налогоплательщиков, либо лиц, обязанных исчислить и удержать налог вместо налогоплательщика;
нарушение требований о взыскании недоимок по налогам и штрафов, т.е. не перечисление или несвоевременное перечисление банком или иным кредитным учреждением сумм со счета налогоплательщика на основании надлежащим образом оформленного требования налогового органа или судебного решения.
3.4 Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика
Выполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов гарантируется не только установлением ответственности за налоговые правонарушения, но и системой мер, направленных на предотвращение правонарушений, создание условий, препятствующих или затрудняющих совершение правонарушений. Это специальные требования к открытию банковских счетов, ограничения в использовании наличных денег, запрет на совершение определенных юридически значимых действий до уплаты налога, установление обязанности представлять косвенную декларацию о доходах.
Выполнение различными лицами этих обязанностей должно обеспечиваться мерами ответственности:
незаконное открытие счета налогоплательщиком, т.е. открытие налогоплательщиком в банке или ином кредитном учреждении расчетного, текущего, ссудного, депозитного и иного счета с нарушением требований, установленных налоговым законом, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
незаконное открытие счета налогоплательщику, т.е. открытие банком или иным кредитным учреждением расчетного, текущего, ссудного, депозитного и иного счета налогоплательщику с нарушением требований, установленных налоговым законом, если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога;
незаконные расчеты, т.е. осуществление расчетов наличными денежными средствами с нарушением установленных законом ограничений, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
несвоевременное представление информации о налогоплательщике, т.е. пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, касающихся третьего лица - налогоплательщика, если обязанность представлять такие документы определена законом при условии, что эти действия не могут быть квалифицированы как несвоевременное представление информации для исчисления налоговым органам налога или как незаконное открытие счета налогоплательщику;
уклонение от представления информации о налогоплательщике, т.е. умышленное длительное невыполнение законного требования налогового органа о представлении документов, касающихся третьего лица - налогоплательщика или отказ представить такие документы, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога или как незаконное открытие счета налогоплательщику;
несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога, т.е. пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога;
уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органам налога, т.е. умышленное длительное невыполнение законного требования налогового органа о предоставлении документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, если эти действия не могут быть квалифицированы как соучастие в уклонении от уплаты налога;
незаконная выдача документа, т.е. выдача документа, имеющего юридическое значение, с нарушением установленного законом требования проверить факт предварительной уплаты налога лицом, получающим документ, если эти действия не могут квалифицироваться как соучастие в уклонении от уплаты налога.
3.5 Правонарушения против контрольных функций налоговых органов
Наличие действенной системы контроля над соблюдением налогового законодательства является непременным условием функционирования налоговой системы в целом. Поэтому любые незаконные противодействия налоговым органам, осуществляющим контроль над соблюдением налогового законодательства, представляют достаточно серьезную угрозу для налоговой системы и требуют соответствующей реакции. Субъектами данных правонарушений выступают непосредственно налогоплательщики.
Составы, имеющие отношение к контролю, но адресованные другим лицам (например, несвоевременное представление информации о налогоплательщике) помещены в другие разделы: несвоевременная регистрация в налоговом органе, т.е. пропуск срока, установленного для обращения в налоговый орган для регистрации в качестве налогоплательщика, если эти действия не могут быть квалифицированы как уклонение от уплаты налога; уклонение от регистрации в налоговом органе, т.е. умышленное, с целью уклонения от уплаты налогов, длительное не выполнение обязанности обратиться в налоговый орган для регистрации в качестве налогоплательщика; воспрепятствование осуществлению контрольных действий, т.е. умышленное создание должностными лицами предприятий, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, условий, существенно затрудняющих или делающих невозможным осуществление по постановлению налогового органа мер документального или фактического контроля; неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа, т.е. длительное невыполнение или ненадлежащее выполнение законного требования или распоряжения должностного лица налогового органа об устранении или предотвращении нарушений налогового законодательства, если эти действия не могут быть квалифицированы как иные нарушения налогового законодательства; оскорбление должностного лица налогового органа, т.е. публичное оскорбление должностного лица налогового органа в связи с его деятельностью по исполнению служебных обязанностей, если эти действия не влекут уголовную ответственность; насилие или угроза применением насилия, или повреждением имущества в отношении должностного лица налогового органа, т.е. насилие или угроза применением насилия, повреждением (уничтожением) имущества в отношении должностного лица налогового органа, а равно его близких, выполняющего возложенные на него законом обязанности, в целях воспрепятствования его законной деятельности или принуждения к изменению ее характера или из мести за выполнение своего служебного долга, если эти действия не влекут уголовной ответственности; незаконное воздействие или вмешательство, т.е. неправомерное воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо налогового органа с целью воспрепятствовать выполнению им контрольных действий либо повлиять на принимаемое им решение, если эти действия не могут квалифицироваться как иное правонарушение и/или не влекут уголовной ответственности.
3.6 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности
Бухгалтерский (финансовый) учет является основой налогового учета, в результате которого определяются необходимые показатели и данные для составления деклараций, расчетов, других документов. Налоговый учет носит расчетный характер, так как использует данные бухгалтерского учета, но не связан с операциями на его счетах. Но цели бухгалтерского учета, безусловно, шире, нежели формирование данных для составления налоговой отчетности.
Рассмотрим составы правонарушений:
нарушение порядка организации бухгалтерского учета, т.е. отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, т.е. нарушение правил документирования хозяйственных операций и отражения их в бухгалтерских регистрах, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
не обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, хранению бухгалтерских документов, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налогов;
нарушение порядка составления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е. представление в налоговый орган документов бухгалтерской и /или налоговой отчетности, не соответствующих установленной формы и не отражающих всех установленных нормативными актами данных;
нарушение порядка представления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е. представление комплекса или части документов бухгалтерской и налоговой отчетности позже установленного срока, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога;
уклонение от представления бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е. умышленное неоднократное непредставление в установленные сроки или непредставление по требованию налогового органа комплекса или части документов бухгалтерской и/или налоговой отчетности, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от регистрации в налоговом органе или уклонение от уплаты налога.
3.7 Правонарушения против обязанности по уплате налога
Основная обязанность налогоплательщика - полная и своевременная уплата налогов. Способы уклонения от уплаты налогов различны. Эти способы специфичны в отношении каждого конкретного налога.
Наиболее общие способы:
незаконное использование льготы по налогу, т.е. уклонение от уплаты налога путем представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, содержащих заведомо необоснованные сведения, дающие прямо или косвенно основание для уменьшения размера налога, равно как и для возраста (зачета в счет будущих платежей) ранее уплаченного или взысканного налога;
неуплата или несвоевременная уплата налога, т.е. неуплата к установленному законом сроку налога или уплата налога позже установленного срока налогоплательщиком либо лицом, обязанным в силу закона исчислить, удержать и уплатить налог вместо налогоплательщика.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, сформулируем основной вывод, который заключается в том, что налоговое правонарушение является самостоятельным видом юридической ответственности, обладающим собственной спецификой. Дефиниция налогового правонарушения содержится в ст.106 НК РФ, в которой законодатель подчеркивает, что налоговое правонарушение не только нарушает законодательство о налогах и сборах, но и является деликтом, ответственность за который предусмотрена именно НК РФ. Налоговая ответственность представляет собой обязанность налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, предусмотренных законом, претерпеть меры государственно-принудительного воздействия имущественного характера за совершенное налоговое правонарушение.
Таким образом, налоговая ответственность обладает специфическими признаками, позволяющими рассматривать ее как самостоятельный вид юридической ответственности. Общим основанием возникновения налоговой ответственности возникает в результате налогового правонарушения. Налоговое правонарушение - виновное нарушение путем действия или бездействия требований норм налогового законодательства, за которое устанавливается налоговым законодательством юридическая ответственность. Налоговые правоотношения в силу своей природы имеют имущественный характер, поэтому правонарушения в данной сфере всегда наносят определенный имущественный вред государству и всему обществу в целом. Восстановление нарушенной сферы осуществляется при помощи специальных налогово-правовых санкций. Борьба с налоговыми правонарушениями является одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Проводимая в стране налоговая реформа направлена на создание целостной системы законодательства о налогах и сборах, дальнейшую стабилизацию и развитие экономики, развитие предпринимательской деятельности населения, ликвидацию теневой экономики, а также привлечение в страну иностранного капитала. Решение этих глобальных задач возможно при реализации комплекса мер, позволяющих установить справедливый налоговый порядок, ослабить налоговое давление на организации, занятые в сфере материального производства и являющиеся исправными плательщиками налогов, и в то же время усилить ответственность за налоговые правонарушения юридических и физических лиц, которые уклоняются от налогообложения. В то же время, немаловажно и соблюдение прав налогоплательщиков, которое обеспечивается наличием эффективной системы защиты как в отношении исполнительных органов, осуществляющих сбор налогов, так и в отношении представительных органов, облагающих налогом.
Список источников
Нормативные акты
1. Налоговый кодекс РФ 1998.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 года № 9-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003.
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2002 года №8645/02.
4. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2003 года № А05-4227/03-231/19.
5. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2003 года №Ф09-4352/03-АК.
6. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2003 года №Ф09-3668/03-АК.
Литература:
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской федерации: Учебник. - М.: ИКД "Зерцало-М", 2001.
2. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1999.
3. Борисов А.Н. Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный). - М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой с постатейными материалами налоговых органов/Под ред. А.В. Брызгалина и А.Н. Головкина. Изд.3-е, перераб. и доп. - М. Аналитика-Пресс, 2001.
5. Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности: Монография. /Под ред. д-ра юрид. наук, проф.Р.Л. Хачатуряна. - Тольятти: ВУит, 2003.
6. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. - М.: РУМЦ ЮО, 2006.
7. Емельянов А.С. Финансовое право России. - М.: Былина, 2002.
8. Зимин А.В. Налоговая ответственность российских организаций: Дис... канд. юрид. наук. - СПб.: 2002.
9. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М.: НОРМА, 2001.
10. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой и второй) /Под ред. Р.Ф. Захаровой и С.В. Земляченко. - М.: 2001.
11. Лермонтов Ю.М. Вопросы ответственности за совершение налоговых правонарушений. - М.: 2006.
12. Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. - М.: Госюриздат, 1961.
13. Мачехин В.А. Налоговая ответственность налогоплательщиков: Дис... канд. юрид. наук. - М.: 2002.
14. Налоговое право России: Учебник для вузов. /Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю.А. Крохина. - М.: Норма, 2003.
15. Общая теория права и государства. /Под ред.В. В. Лазарева. - М.: 1994.
16. Передернин А.В. Налоговое правонарушение как основание административной ответственности: Дис... канд. юрид. наук. - Тюмень: 1997.
17. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов/Под общ. ред.В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М", 1999.
18. Теория государства и права. /Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
19. Теория государства и права: Учебник. /Под ред.В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004.
20. Цыганков Э.М. Комментарий к главе 16 Налогового кодекса РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственности за их совершение (постатейный). - М.: Издательский дом "Экономическая газета", 2005.
21. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2002.