Тема: Основные политические права и свободы граждан РФ
Содержание
Введение
Глава 1. Основы прав и свобод гражданина РФ
1.1 Свобода как категория права
1.2 Правовой статус гражданина РФ
1.3 Политические права и свободы граждан РФ
1.4 Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РФ
Глава 2. Правовые и политические гарантии прав и свобод
2.1 Гарантии прав и свобод гражданина РФ
2.2 Институт Уполномоченного по правам человека в России
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность работы. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1).1 Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.2
Демократическое государство – выступает наиважнейшим элементом демократии гражданского общества, которое основано на свободе людей. При этом основой власти и легитимации всех органов в демократическом государстве является суверенитет народа.3 Государство называется демократическим, когда его устройство и его деятельность соответствуют и воле народа, и общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.
Понятие демократического государства напрямую связано с понятиями конституционного и правового государства, в определенном смысле можно говорить о синонимичности этих трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство соответствует характеристикам демократического государства только при условии сформированности гражданского общества. При этом совершенно не достаточно просто провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.4
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие «свобода», идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с тем «свобода» при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей.
В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
Целью курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации.
Предметом курсовой работы правовое регулирование основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрытие понятия основные свободы гражданина, как категории права;
- изучить правовой статус гражданина РФ;
- рассмотреть политические права и свободы граждан РФ;
- изучить концепцию прав человека и ее отражение в Конституции РФ;
- рассмотреть гарантии прав и свобод гражданина РФ;
- рассмотреть работу института Уполномоченного по правам человека в России;
- изучить обязанности человека и гражданина РФ.
Нормативно-правовую основу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации и др.
Структура курсовой работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами.
Курсовая работа включает введение, две главы, разделенные на 6 параграфов, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Основы прав и свобод гражданина РФ
Свобода, как категория права
Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.
Таким образом, говоря о понятиях «право» и «свобода», следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в них сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства.1
Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения некоторых авторов, считающих эти понятия идентичными, указывая лишь, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора.2
Разграничение понятий «право» и «свобода» имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.
Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий.1
Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена, Локка, Монтескье, Руссо и др.
В древней философии (у Аристотеля и Эпикура) речь идет о свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развитие человеческой личности.2
Марксисты определили свободу как деятельность, опирающуюся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения «со знанием дела».3
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской.4
Такая трактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представители которой утверждали, что естественные права и свободы принадлежат человеку с момента рождения, а, вступая в общество, люди обретают гражданские права. Правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течением времени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций (1538 - 1645) выводит три основных принципа естественного права: воздержание от посягательства на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».1
На начальном этапе английской революции демократические силы выступали за религиозную свободу, свободу от принудительного набора в армию и благосостояние народа.2
Существенный вклад в развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII века Дж. Локк, включивший в систему естественных прав личности право на жизнь, свободу и имущество.
Однако для него характерен реалистический переход к пониманию свободы. Он пишет: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной самовластной воли другого человека».3
Основной идеей относительно прав и свобод человека, которая обсуждалась в период буржуазных революций в конце XVIII в., было «равенство возможностей». Принцип правового равенства имеет универсальное значение. Если этот принцип действует, значит, в данном обществе существует правовое начало и правовой способ регуляции общественной жизни. Где этого принципа нет, там нет и права как такового.
Однако формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права. «Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Открытые перед человеком возможности должны определяться только его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, полом или иными факторами».1
В русской правовой науке XIX - XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:
- главенствующая роль принадлежит государству и праву;
- закон становится всеобщим и необходимым только в случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.
Первый подход назывался позитивным, а второй - естественным правом. Ярким представителем позитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: «Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы и общественной пользы; судьей этих ограничений может быть только сам закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не мог ограничить или даже уничтожить».2
Сторонниками естественного права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни, считали права человека естественными, изначально присущими людям, а не предоставленными им государством.3
М.М. Ковалевский, критикуя естественную и позитивную концепции прав и свобод человека, в начале XX в. писал: «Между этими двумя резко противоположными точками зрения есть место для третьей. Она состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности - человеческой солидарности».4
1.2 Правовой статус граждан РФ
В юридическом смысле свобода есть нормативно закрепленная возможность человека совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других, определенный правовой статус человека.
Нормативно–правовые документы, регулирующие правовое положение человека и гражданина подразделяются на две основные группы:
Международно-правовые акты;
Национальное законодательство. Законы Российской Федерации: «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», федеральные конституционные законы «О референдуме Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.
Анализ содержания международно-правовых документов и национального законодательства позволяет сделать вывод, что все права и свободы делятся на две группы:
- Права человека, которые принадлежат ему от рождения, естественные права человека, которые государство обязано признавать, но не может предоставлять, даровать или ограничивать и которые существуют безотносительно к конкретному государству;
- Права и свободы гражданина, которые закрепляются за человеком национальным законодательством.
В теории конституционного права различаются правовой статус человека и правовой статус гражданина.
Правовой статус человека - суть его положение, зафиксированное в международных пактах, определенный стандарт, к которому стремиться или должно стремиться национальное законодательство. Подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающий на территории любого государства, т.к. он является членом общечеловеческого сообщества.
Правовой статус гражданина - это правовой статус человека, который дополнен соответствующими правами и свободами национальным законодательством государства.
По объему прав, свобод и обязанностей выделяют:
а) базовый (основной) - им обладает каждый - гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства - всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека;
б) полный (имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.
Национальное законодательство демократического государства, регулируя вопросы личности, призвано:
- Признать за каждым человеком необходимые для жизнедеятельности естественные права;
- Закрепить за каждой личностью права, характеризующие ее как гражданина;
- Гарантировать права и свободы, обеспечить их охрану и защиту;
- Предусмотреть обязанности личности и ее ответственность за их неисполнение.
Отражение в национальном законодательстве комплекса названных вопросов образует институт правового статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормы различных отраслей права: административного, конституционного, трудового, гражданского и др.
Таким образом, правовой статус (правовое положение) человека и гражданина представляет собой закрепленное нормами российского права фактическое положение личности. Или: закрепление юридическими нормами отношений и связей личности с коллективом, обществом, государством, другими лицами. Или: это фактическая свобода личности, закрепленная в законе.
Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, законных интересов, установленных всей правовой системой Российской Федерации.
Термин «личность» - собирательное понятие. Поэтому можно говорить о правовом статусе российского гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. Особенности этих правовых статусов установлены в законах РФ. В целом же содержание правового положения человека и гражданина охватывает собой совокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физических лиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими.
1.3 Политические права и свободы граждан РФ
Основы политических прав и свобод имеют прямую связь с суверенитетом народа. Они дают гражданам право на участие в политической жизни страны, управлении делами государства, осуществлении государственной власти, а так же позволяют оказывать влияние на властные структуры.
Духовная свобода, свобода мнений, в том числе и в области политики, проявляются в конституционных свободе мысли и слова, праве на информацию. Они гарантируют от противозаконного вмешательства государственной власти в эту сферу, призваны предотвращать политический и идеологический контроль над духовной жизнью человека, его политическими взглядами, мнениями, высказываниями. Вместе с тем они позволяют человеку приобретать политические убеждения, высказывать, распространять свое мнение по политическим вопросам, проблемам государственной жизни. Средства массовой информации - сильное средство воздействия на политическое поведение людей, на их политическое сознание.
Конституция РФ, закрепляет фундаментальную общечеловеческую ценность – свободу мысли и слова, вместе с этим Конституция дает гарантию того, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, а так же отказу от них (ч. 3 ст. 29). В то же время не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).1 К названному праву тесно примыкает право на информацию - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29). Конституция гарантирует свободу массовой информации, провозглашает запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).2
Важнейшей, наиболее массовой и действенной формой осуществления указанных выше прав являются средства массовой информации - периодические печатные издания (газеты, журналы и т.д.), радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроника, воздействующие часто на огромную аудиторию. Организация средств массовой информации, распространение, их отношения с гражданами и организациями, права и обязанности журналиста регулируются специальным Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, принятыми Федеральными законами в редакции от 09.02.2009 г. данный закон гарантирует реализацию соответствующих прав и свобод.3
Однако законодательством не допускается чрезмерное злоупотребление свободой массовой информации. Так не допускается использование средств массовой информации для совершения противоправных деяний, для разглашения сведений, которые могут содержать государственную или же иную тайну, специально охраняемую законом. Так же не допустимо использование средств массовой информации с целью призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, а так же с целью пропаганды войны.
Учреждение средств массовой информации разрешается любым дееспособным гражданам, которые достигли 18-летнего возраста (исключение составляют лица отбывающие наказания в местах лишения свободы). Учредителями средств массовой информации так же могут быть объединения граждан, организации, учреждения, предприятия и государственные органы.
Исходя из общего правила, средство массовой информации подлежит обязательной регистрации. Однако есть и исключения из правила, например касающиеся изданий, имеющих небольшой тираж. Не требуется регистрации, в частности, периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Закон предусматривает возможность и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации. Это может сделать только учредитель или суд при наличии обозначенных в законе оснований.
Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции).1 Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).2
Осуществление права собираться мирно, без оружия, проведения митингов и демонстраций, уличных шествий и пикетирований не должно нарушить права и свободы других лиц. Запрещено использование данного права в целях насильственного изменения конституционного строя, для пропаганды насилия и войны, а так же для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти. При проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, охрану общественного порядка осуществляют органы внутренних дел, которые должны предупреждать и пресекать любые противоправные действия, а в случае необходимости привлечь виновных к ответственности в соответствии с законодательством.
Свобода слова, массовой информации, право на объединение, право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование иногда рассматриваются в числе гражданских, а не политических прав и свобод.
Центральное место в системе политических прав и свобод занимает право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции).1 Участие граждан в управлении делами государства и общества может быть реализовано посредством выборов, референдумов, собраний, а так же через местное самоуправление и т.п.
Конституция РФ закрепляет ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которых осуществляются разные формы участия в управлении делами государства; избирательные права граждан, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия. Конституция РФ фиксирует активное и пассивное избирательное право граждан - право избирать и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако некоторые категории граждан не имеют права избираться и быть избранными: граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).1 Эти структуры в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Специальный нормативный акт довольно подробно регламентирует порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан. Как правило, заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право на объединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и др.2
Политические права, в отличие от личных принадлежат не каждому человеку, а гражданам государства и осуществляются они в основном коллективно, хотя закон и не запрещает реализовывать их индивидуально, но сложно представить себе, например, реализацию права на проведение митингов, шествий, демонстраций индивидуально. Основной целью предоставления политических прав гражданам является вовлечение их в жизнь страны, управление ее делами. Основным критерием выделения политических прав и свобод служит участие в управлении делами государства, взаимодействие с государственной властью. Политические права предусматриваются ст. ст. 30-33 Конституции Российской Федерации.
Политические права человека и гражданина:
- Право на объединение (ст. 30);
- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование (ст. 31);
- Право на свободу массовой информации (ст. 29);
- Право на политическое убежище (ст. 63);
- Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
- Право на защиту и покровительство за пределами Российской Федерации (ст. 40).
Всеми политическими правами, которые предоставлены трудящимся всех наций России, государство наделяет и иностранцев, проживающих на территории России. Причем местным советам дано право предоставлять таким иностранцам без всяких затруднительных формальностей права российского гражданства.1
Таким образом, права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституциях, декларациях, законах, превращаются в юридические возможности либо для любого члена общества (человека), либо для отдельных индивидов, имеющих с государством устойчивую юридическую связь, - граждан. Это положение следует признать верным, поскольку в государственно-организованном обществе имеются такие общественные отношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данного государства.
1.4 Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РФ
Права человека - универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.1
Концепция прав человека2 - это общепризнанная система представлений и взглядов о месте и роли прав человека в обществе и государстве.
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода.3 Декларация прав и свобод человека и гражданина и новая Конституция РФ ознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.
В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Впервые на конституционном уровне признана категория «права человека». Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).4 В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности в области прав человека.1
Институт прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции РФ, базируется на сочетании естественно-правовых и позитивистских подходов.
Естественное право как основа норм и принципов общепризнанных прав человека включает в себя идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти.2 Применяя естественно-правовой подход, Конституция России «признает автономию личности, ее право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставит заслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы и индивидуальности личности».3
Глава 2. Правовые и политические гарантии прав и свобод
2.1 Гарантии прав и свобод гражданина России
Для человека, его повседневной жизни важно не только провозгласить его права и свободы, но и обеспечить их фактическое осуществление. Необходимо создать благоприятные условия для претворения в жизнь прав и свобод человека, обеспечить их охрану и защиту, устранить препятствия, мешающие использованию людьми своих правомочий. Гарантии прав и свобод призваны решать эти задачи.
Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Можно выделить несколько групп гарантий прав и свобод: экономические, политические, правовые, организационные. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение. Велико значение деятельности государственных органов в этом направлении. Большую роль играют правомочия самого человека по защите своих прав и свобод.
Действующая Конституция РФ большое внимание уделяет правовым гарантиям прав и свобод, закрепляя ряд таких гарантий в гл. 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина, где зафиксированы и конституционные правомочия человека по защите своих прав и свобод.1 Конституция РФ отражает большую роль государства в обеспечении прав и свобод. Она дает гарантии по государственной защите прав и свобод человека и гражданина РФ. В Конституции закрепилось также право каждого гражданина на защиту своих прав, свобод и законных интересов всеми способами, которые не противоречат законодательству.
Закреплена обязанность государственных органов, учреждений и должностных лиц обеспечения каждому возможности ознакомления с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). Это создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод, способствует их эффективной защите.
Полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина возложены Конституцией РФ на Президента РФ, который обладает широкой компетенцией в этой сфере (ч. 2 ст. 80).
В числе юридических гарантий прав и свобод особое значение имеет судебная защита, она гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46). Конституция РФ устанавливает, что решения и действия (или бездействие) должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суде. Текущее законодательство регламентирует порядок осуществления этих прав специальным Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».1 Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что произошло нарушение его прав и свобод посредством неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих.
Для защиты основных прав и свобод человека и гражданина был создан институт Уполномоченного по правам человека.
Целью деятельности Уполномоченного по правам человека является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Однако, правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности - то есть закрепленные в Конституции Российской Федерации вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого влечет юридическую ответственность.
Закрепляя широкий набор прав и свобод человека государство берет на себя обязанность по их реализации. В свою очередь человек обладает не только правами, но и целым набором обязанностей. Обязанности, так же как и права можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству.
В обязанности человека и гражданина Российской Федерации входит:
- соблюдение Конституции РФ и законов РФ;
- защита Отечества и несение военной службы (ст. 59);
- оплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57);
- сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам страны (ст. 58);
- забота о сохранении исторического и культурного наследия, сбережение памятников истории и культуры (ст. 44);
- забота родителей о своих детях, и их воспитание (ст. 38);
- забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38).
2.2 Институт Уполномоченного по правам человека в России
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»1 уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ.
Уполномоченный по правам человека способствует:
- восстановлению нарушенных прав, совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитию международного сотрудничества в области прав человека;
- правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Согласно ст. 3 Закона об Уполномоченном его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации может учреждаться в соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.
В деятельность Уполномоченного по правам человека входит:
1) рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации, равно как и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, а так же лиц без гражданства (заявителей);
2) рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, государственных служащих, если до этого заявителем уже были обжалованы данные решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, однако он не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Жалоба на имя Уполномоченного по правам человека подается не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя либо с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать:
- фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;
- изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;
- сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
При получении такой жалобы, Уполномоченный по правам человека имеет право:
1) на принятие жалобы к рассмотрению;
2) на разъяснение заявителю средств, которыми он имеет право воспользоваться в целях защиты своих прав и свобод;
3) на передачу жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления либо должностному лицу, в чьей компетенции находится возможность разрешения жалобы по существу;
4) на отказ от принятия жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный по правам человека должен уведомить заявителя в течение десяти дней. В случае принятия жалобы на рассмотрение Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления либо должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека имеет право:
1) на беспрепятственное посещение всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, присутствие на заседаниях их коллегиальных органов, а также на беспрепятственное посещение предприятий, учреждений и организаций в независимости от организационно-правовых форм и форм собственности, воинских частей, общественных объединений;
2) на запрашивание и получение от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведений, документов и материалов, необходимых при рассмотрении жалобы;
3) на получение объяснений от должностных лиц и государственных служащих, за исключением судей, по вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) на проведение самостоятельной или совместной с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверки деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) на поручение компетентным государственным учреждениям проведения экспертных исследований и подготовки заключений по вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) на ознакомление с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также на ознакомление с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Заключение
Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».1 Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» - каждому, политические - «гражданам». Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.1
Список использованных источников
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).// Российская газета от 25 декабря 1993г. №237.
2. «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27 декабря 1991 № 2124-1 Закон РФ, (ред. от 09.02.2009). Российская газета, 1992. 08.02. № 32.
3. «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 24.04.2008 № 1-ФКЗ (одобрен СФ ФС РФ 16.04.2008), Российская газета, 2008. 30.04. № 94.
4. «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.04.2002) (ред. от 28.06.2009), Собрание законодательства РФ, 2002. 03.06. № 22, ст. 2031.
5. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009). Российская газета, 1993. 12.05. № 89.
6. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ). Российская газета, 1993. 10.08. № 152.
7. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ (Принят Гос. Думой 25.12.96 г.) (Одобрен Советом Федерации 12.02.97 г.) (в ред. Федеральных конституционных законов от 16.10.2006 N 4-ФКЗ, от 10.06.2008 N 3-ФКЗ) Российская газета, 1997. 04.03., № 43-44.
Литературные источники
1. Воеводин Л.Д., Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997.
2. Гаджиев Г.А., Основные экономические права: сравнительное исследование: дис. докт. юрид. наук. М., 1996.
3. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.
4. Гошуляк В.В., Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М.: Янус-К, 2000.
5. Гурлев А.В., Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. СПб., 2001.
6. История буржуазного конституционализма XVII - XVIII вв. М., 1983.
7. Кистяковский Б.А., Социальные науки и право. М., 1916;
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 2001.
9. Ковалевский М.М., Учение о личных правах. М., 1906.
10. Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько. М.: Юрист, 2003.
11. Локк Дж., Избранные философские произведения. Т. 2., М., 1960.
12. Лукашева Е.А., Общая теория прав человека. М., 1996.
13. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. Т. 20. Изд. 2-е. М., 1961.
14. Патюлин В.А., Государство и личность в СССР //Правовые аспекты взаимоотношений. М., 1974.
15. Саидов А.Х., Общепризнанные права человека: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Лукашука. М.: МЗ Пресс, 2004.
16. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным Комиссаром Юстиции. 1918. № 5. 17. Чичерин Б.Н., Курс государственной науки. Ч. I. М., 1894.
18. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.
19. Фридман М., Капитализм и свобода // Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1990.
20. Энциклопедический словарь. Т. XXIX. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1900.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –№ 7, 21.01.2009. – № 237.
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 52.
3 Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.
4 Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.
1 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 133 - 134.
2 Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М., 1996. С. 31; Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 151, 152 и др.
1 Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. СПб., 2001. С. 47.
2 Философский энциклопедический словарь. М., 1999. С. 406.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1961. Т. 20. С. 116.
4 Энциклопедический словарь. Т. XXIX. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1900. С. 169.
1 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права.
2 История буржуазного конституционализма XVII - XVIII вв. М., 1983. С. 85.
3 Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 16, 17.
1 Фридман М. Капитализм и свобода // Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1990. С. 81.
2 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. М., 1894. С. 34.
3 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916; Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996. С. 160.
4 Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906. С. 5, 6.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –№ 7, 21.01.2009. – № 237.
2 Там же .
3 «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27 декабря 1991 № 2124-1 Закон РФ, (ред. от 09.02.2009). Российская газета, 1992. 08.02. № 32.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –№ 7, 21.01.2009. – № 237.
2 Там же.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –№ 7, 21.01.2009. – № 237.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –№ 7, 21.01.2009. – № 237.
2 Там же.
1 Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным Комиссаром Юстиции. 1918. № 5. Ст. 582.
1 Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003. С. 73.
2 Концепция - сложившаяся целостная система представлений и взглядов о каких-либо процессах или явлениях.
3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 231, 232.
4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –№ 7, 21.01.2009. – № 237.
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 236.
2 Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Лукашука. М.: МЗ Пресс, 2004. С. 15.
3 Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М.: Янус-К, 2000. С. 142, 143.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –№ 7, 21.01.2009. – № 237.
1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009). Российская газета, 1993. 12.05. № 89.
1 «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ (Принят Гос. Думой 25.12.96 г.) (Одобрен Советом Федерации 12.02.97 г.) (в ред. Федеральных конституционных законов от 16.10.2006 N 4-ФКЗ, от 10.06.2008 N 3-ФКЗ) Российская газета, 1997. 04.03., № 43-44.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. –№ 7, 21.01.2009. – № 237.
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.,Конституционное право Российской Федерации: учебник, М., Юристъ, 1995г. - Раздел IV, глава 9, пар.3. стр. 203.