Содержание курсовой работы
Преамбула……………………………………………………………стр
Введение……………………………………………………….……..стр
Глава 1. Политические права и свободы………………………..стр 6
Глава 2. Социально-экономические права человека…………..стр
Глава 3. Система механизмов обеспечения прав и свобод…….стр
3.1. Механизмы обеспечения прав и свобод в Российской Федерации.
3.2. Международная защита прав и свобод.
Заключение……………………………………………………………стр
Библиография……………………………………...…………………стр
Преамбула
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Вступительная часть конституции, как и многих других правовых нормативных актов, предшествующая их разделам, главам и статьям, обычно называется преамбулой.
Преамбула Конституции РФ содержит три частично совпадающие группы элементов.
Во-первых, это указание на народ, своей коллективной волей принимающий
эту Конституцию («Мы... народ Российской Федерации»), и на те его
характерные свойства, которые находят свое выражение в принимаемой им
Конституции (он многонационален, соединен общей судьбой на своей земле,
проникнут чувством ответственности за свою Родину и нынешним и будущими
поколениями и сознает себя частью мирового сообщества).
Во-вторых, здесь названы несколько исторических предпосылок и условий этого народного решения. Это исторически сложившееся государственное единство, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов: почитание памяти предков, передавших нам любовь уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
В-третьих, преамбула определяет цели, для осуществления которых
принимается новый Основной Закон страны. Конечно, эти цели содержатся в
ряде уже названных характеристик народа и исторических условий принятия
новой Конституции, которые эта Конституция должна сохранить и развить,
способствуя их все более полной реализации. Но в преамбуле, кроме того,
сформулирован ряд целей, к осуществлению которых стремится народ -
законодатель. Он принимает Конституцию, утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся
государственное единство, возрождая суверенную государственность России и
утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить
благополучие и процветание России.
Введение
В настоящее время в России формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать её историю.
Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся законодательством в области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в области социально-экономических и политических взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством
Экономические, социальные и политические права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека. Конституция РФ даёт новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы.
В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.
По своему юридическому содержанию социально - экономические права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации.
Политические права и свободы нацелены на активное включение человека в
жизнь страны, управление её делами. Эти права и свободы создают условия для
укрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством.
От того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит
прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма,
уровень политической культуры широких слоев населения. Вместе с тем
политические права и свободы человека развиваются не в отрыве, а на фоне
иных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на
уважение к человеку.
Конституционное закрепление политических прав и свобод в России имеет
ещё и то значение, что, хотя в прошлом они широко декларировались и даже
служили украшением советской власти, их реализация была затруднена.
Отсутствие альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппарата
в определении состава Советов искажали смысл избирательных прав.
Многопартийность на практике не допускалась. В таких условиях политические
права и свободы были иллюзорными и на практике способствовали не сближению,
а отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие к
демократическим институтам.
Права и свободы не принесут своего результата, при господстве своеволия, эгоизма, несоблюдения закона.
Глава 1. Политические права и свободы.
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие
"демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации
осуществляется её гражданами в равных правах и на основании закрепления
этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы
реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на
основании действующего законодательства и основного закона - Конституции
РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные
политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются
с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:
1. Личные права;
2. Политические права;
3. Социально-экономические права;
4. Права по защите других прав;
Политические права и свободы — важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.
Выступая в качестве фактора, маркирующего природу государства,
средства контроля над властью, оценочного критерия демократического режима,
политические права и свободы являются атрибутом цивилизованного общества. В
юридической литературе встречается их деление на: 1) правомочия по участию
в организации и деятельности государства и его органов посредством
различных форм представительной и непосредственной демократии
(избирательные права, право петиций); 2) правомочия по активному участию в
жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций,
право на объединение).
В отличие от личных политические права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.
Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно признаются лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).
Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.
Анализ политических прав и свобод естественно начать с права граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 32 ч. 1 Конституции РФ), которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Данное право неразрывно связано с принципом народовластия — одной из основ конституционного строя (ст. 3 Конституции РФ). Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого важнейшего политического права является целый ряд других прав, изложенных в рассматриваемой статье.
Признаваемое в ч. 1 данной статьи право граждан полностью соответствует международным стандартам, в частности предусмотренному в пункте «а» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах положению о праве каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей».
Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, осуществлении народовластия опосредованная — через своих представителей, избираемых в органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления.
Если обладание большинством прав и свобод Конституция не обусловливает
обязательным наличием у лица российского гражданства, устанавливая «каждый
имеет право...», «каждому гарантируется...», то право участвовать в
управлении делами государства признается только за гражданами Российской
Федерации. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая
характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего
формой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица
без гражданства этим правом не обладают.
Избирательное право — важнейший демократический институт, одна из главных форм свободного выражения воли народа и его участия в политическом процессе. Личное участие граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, равно как и через избираемых ими представителей, является выражением суверенитета народа и формой осуществления принципа народовластия. Избирательное право - необходимый элемент повышения эффективности государственной власти и местного самоуправления, правовой системы в целом.
Стремясь максимально гарантировать избирательное право, современные
демократические государства отказались от существовавших ранее цензов
(имущественного, оседлости, по принципу пола и др.). В советском обществе в
условиях тоталитарного режима имело место ограничение избирательных прав по
классовому и национальному признаку. Жесткий классовый подход к пользованию
политическими правами непосредственно вытекал из стремления авторитарной
власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества,
имевших опыт политического участия в решении государственных дел.
В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать
(свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме); 2)
право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва
избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. К этому следует
добавить, что современные конституции и избирательные законы устанавливают
минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть
избранным.
Эти положения в соответствии с ч. 4 ст. 15 и ст. 17 Конституции
действуют в единстве с предписаниями, в частности ст. 25, пункт «b»,
Международного пакта о гражданских и политических правах о праве каждого
гражданина «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,
производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном
голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей», а также
ст. 3 «Право на свободные выборы» Протокола № 1 к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод, предусматривающей обязательства
государств-участников «проводить с разумной периодичностью свободные выборы
путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы
свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти».
Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое
место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая
приоритет этой идеи фундаментальной свободы, идеолог французского
Просвещения Вольтер писал: "…нет у людей никакой свободы без свободы
высказывать свои мысли"[1].
Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие политических,
экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению
в политическую жизнь общества основных демократических принципов.
Следовательно, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных
дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования
демократического общества. Не случайно русский дореволюционный юрист Е.Н.
Тарновский указывал, что "свобода личности более всего утверждается и
подтверждается свободою печати и слова"[2].
Поскольку общество никогда не образует интеллектуального единства и не
может выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет
свою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем.
Свобода мысли и слова является по сути дела существенным фактором раскрытия
человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности
каждой личности.
Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудить его к выражению своей позиции или отказу от нее недопустимо.
Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений.
Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, т.е. на свободу доступа к источникам информации. Вот как определён термин свобода слова в Комментарии к Конституции РФ: свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать своё мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами.
Право свободно выражать своё мнение, как это формулируется в
международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения
и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми
средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и
независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав
человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах,
ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде
всего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции,
свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.
Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо
идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и
слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании
идеологического и политического многообразия, недопущении установления
какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной
(ст. 13 Конституции РФ). Реально гарантированная свобода выражения
разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции
является конкретным показателем демократизма общества.
Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.
Большинство современных конституций закрепляет такие формы политической активности граждан, как свобода собраний, митингов, демонстраций и т.д., не исключение и Конституция РФ. Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в общественно-политической жизни.
Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочий
трех видов: право на личные положительные действия (организация публичного
мероприятия и участие в нем); право требования (предоставление общественных
зданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения
массовых публичных мероприятий); право притязания (юридическая возможность
в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и
государственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в форме
реализации общеправового принципа разрешено все, что не запрещено законом
(разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений).
Для осуществления свободы собраний, митингов, демонстраций, как правило, вводится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, при котором их организаторы ставят в известность органы государственной власти о предстоящем мероприятии. Причём последние вправе воспрепятствовать проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия его проведения представляют угрозу общественному порядку.
В связи с тем, что возможность ограничить основные права и свободы личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц нередко таит в себе угрозу если и не злоупотреблений, то принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер, в законе закрепляется строго ограниченный перечень оснований, по которым публичное мероприятие может быть признано незаконным.
Цель проведения публичных мероприятий не должна противоречить
Конституции и текущему законодательству. Например, по российскому
законодательству публичное мероприятие может быть запрещено по требованию
представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано
заявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3)
если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и
здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Во многих странах
проведение публичных мероприятий не допускается "на общественном пути", т.
е. в местах функционирования городского транспорта. Российское
законодательство предусматривает уголовные и административные санкции за
нарушение установленного порядка организации и проведения публичных
мероприятий.
Право на объединение в общественные организации в числе других политических прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно- политической жизни. Это право, известное также под названием свобода союзов и ассоциации, представляет собой право образовывать любой союз в рамках требования закона. Общественные объединения создаются в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей. Обычно это право предполагает принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправие. По общему правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.
Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы.
Основные принципы образования и деятельности общественных объединений
нередко закрепляются в конституциях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к их
числу относит добровольность, свободу образования и деятельности.
Законодательство РФ закрепляет право создавать общественные объединения в
таких организационно-правовых формах, как общественная организация,
общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган
общественной самодеятельности. В качестве основных каналов, фокусирующих
политическую активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы,
женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие
союзы.
Право на объединение ограничивается лишь в четко установленных законом случаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения этого права в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.
Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.
Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.
Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку
"каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение..." - это
значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской
Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право
создавать общественные объединения и организации для реализации своих
общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения
имеют как российские граждане, так и лица без гражданства, исключением
являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют
только граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в
общественную организацию осуществляется на добровольных началах в
соответствии с условиями, записанными в её уставе. Никто не может
быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же
пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет
гражданину широкие возможности реализации своих интересов непосредственно
или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации
гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает,
что общественные объединения создаются без предварительного разрешения
государственных органов.
Право на объединение не является абсолютным правом и может
подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются
Конституцией Российской Федерацией.
В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации
отдельные ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения.
Согласно ст. 23 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении", в случае введения
чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения
конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть
приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность
политических партий, общественных организаций массовых движений,
препятствующих нормализации обстановки.
В числе политических прав следует указать и право на обращение, именуемое ещё правом петиций. Посылаемые в государственные органы и органы местного самоуправления петиции граждан представляют собой не только способ восстановления нарушенного права, но и форму политического участия в решении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Как правило, порядок подачи и рассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений, определяет закон.
Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные органы. Обращения, имеющие форму жалобы, чаще всего сводятся к требованию устранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (или бездействия) властей. Поэтому анализируемому праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и в установленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. В отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.
Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
Нормативными актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемы в них вопросы.
В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по
отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять
жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба.
Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные
действия должностных лиц и органов государства, существует судебный порядок
обжалования таких действий. В частности, за гражданами РФ Закон закрепляет
право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия.
Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в случае их умаления тем или иным способом. Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей мере эту защиту.
Так же этому было уделено внимание Президента РФ в ежегодном послании
Федеральному собранию 26 мая 2004 года.
Глава 2. Социально-экономические права человека.
Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.
В отличие от других видов прав человека особенностями социально- экономических прав являются[3]: распространенность на определенную - социально-экономическую область жизни человека; допустимость рекомендательных, "нестрогих" формулировок базовых положений (например, "достойная жизнь", "справедливые и благоприятные условия труда", "удовлетворительное существование");
зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и "в максимальных пределах имеющихся ресурсов".
Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-экономических и политических прав.
Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, "идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами". Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив "неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав".
Обязанность государства в сфере защиты социально-экономических прав
состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные
реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах
экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем
равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7
Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г.,
каждое государство несёт ответственность за содействие экономическому,
социальному и культурному развитию своего народа.
Среди источников правового регулирования социально-экономических прав
и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные
нормы содержатся в общих принципах Устава ООН, в программных положениях
Всеобщей декларации прав человека, в нормах Международного пакта об
экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных
стандартах Международной организации труда (МОТ). В данной области МОТ
принято больше 170 конвенции. Важное значение имеют следующие: "О
принудительном труде" (1930 г.), "О справедливом вознаграждении" (1951 г.),
"О дискриминации в области труда и занятости" (1958 г.), "О политике в
области занятости (1964 г.), "О трудящихся с семейными обязанностями" (1981
г.), "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.) и др.
Другую группу источников регулирования социально-экономических прав
составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская
социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями
соблюдения и защиты социально-экономических прав, закреплёнными в
национальных законодательствах государств.
Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов.
Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд,
включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать
себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно
соглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Это право выражает постоянно действующую потребность человека, необходимую
для создания элементарных материальных предпосылок человеческого
существования, а также обеспечения условий всестороннего развития личности.
Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей
декларации прав человека.
В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в Российской
Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные
условия труда: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы
то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".
Законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работникам
соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности,
повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан
возместить причиненный этим материальный и моральный ущерб.
Конституционное право на свободный труд для гражданина Российской
Федерации означает: 1) возможность свободного и самостоятельного выбора -
работать или не работать;
2) свободный выбор рода деятельности или профессии, что с
юридической точки зрения выражается в договорном характере
трудовых обязанностей, праве менять место работы после соответствующего уведомления администрации, нраве трудиться
после достижения установленного пенсионного возраста и т. д.;
3) запрещение принудительного труда. Принудительным, согласно ст. 8 Пакта о
гражданских и политических правах, при
знается труд, который гражданин не избрал добровольно. Принудительный
(недобровольный) труд допускается только в силу
выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или
в условиях чрезвычайных обстоятельств (Конвенция МОТ
1930 г. № 29 "О принудительном или обязательном груде").
Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставляемую государством любому лицу (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека). В Конвенции МОТ № 122 "О политике в области занятости" отмечается, что в целях "ликвидации безработицы и неполной занятости каждый член организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости" (ст. 1).
Этот принцип получил закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции МОТ
1991 г. № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы". Согласно
этой Конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случае
отсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендента.
Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых случаях
трудящиеся могут быть восстановлены в прежней должности по решению суда. В
РФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом "О занятости
населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20
апреля 1996 г.).
Кроме того, для повышения защищенности своих граждан государство
обязано принимать надлежащие меры по развитию профессионально-технического
обучения, экономическому росту и полной производительной занятости (ст. 6
Пакта об экономических, социальных и культурных нравах).
Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, гарантированное в ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, состоит из следующих аспектов: а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; б) условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены; в) все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации; г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.
В Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) принцип справедливой оплаты труда воплощается в запрете дискриминации в оплате труда, т. е. любого ограничения в правах либо установления преимуществ в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда; в установлении федеральным законом в качестве исходной базы минимального размера оплаты труда, обязательного для всех работодателей.
Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).
Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,
обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую
деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может
создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в
договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться
собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать
предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть
на нее цены (если пределы не регулируются законодательством).
Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового
законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу
предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую
деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями,
открывать счета в банках.
Признание права на экономическую деятельность порождает для
государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права.
Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в
регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом
и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с
государственной собственностью. Всей своей экономической политикой
правительство правового государства содействует и помогает частному
бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств.
Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных
органов, подлежит возмещению.
В то же время это право подлежит определенным ограничениям.
Государство запрещает определенные виды экономической деятельности
(производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую
деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует
экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные
ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от
предпринимателя финансовой отчётности, не затрагивая при этом коммерческую
тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей
национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.
Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января 1995 г. С этого времени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г., Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 г.[4] (кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок государственной регистрации) и ряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно создание предприятий) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет, как уже было сказано выше.
Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую
деятельность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями
Закона являются "защита экономического суверенитета, обеспечение
экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития
национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и
обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую
экономику ". В соответствии с законом правом осуществления внешнеторговой
деятельности обладают все российские лица, "за исключением случаев
предусмотренных законодательством РФ". Иностранные лица осуществляют
аналогичную деятельность с соблюдением законодательства России. Закон
устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и
импорта, выдачи лицензий и пр.
Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведёт к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и тогда, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.
Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта
1991 г.[5]. Запрещены также распространение предпринимателем ложных,
неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому
предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или
поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту
условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету
договора, и ряд других действий.
Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т.е.
монополии) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существует
возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не
только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти.
Средствами борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может
быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания
о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний -
налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно
обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный).
Для реализации положений Закона создан Государственный комитет
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур, имеющий территориальные управления. Деятельность
этих органов носит квазисудебный характер, поскольку они принимают решения
о мерах воздействия в процессуальных формах, т.е. с предоставлением
определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов.
Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.
Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.
Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.
Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом) состоит и том, что государство гарантирует
предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных
обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности или возможности
трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с
рождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в ст. 22 и 25
Всеобщей декларации прав человека, ст. 9-12 Пакта об экономических,
социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка.
Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход н необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам" (ст. 25).
Гарантии обеспечения права на социальную защиту являются предметом
ряда международных конвенций и рекомендации, принятых МОТ. Конвенция № 102
"О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает обязанность
государств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую
помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью
восстановления временно утраченной трудоспособности, но безработице, по
старости, по беременности, но инвалидности или в случае потери кормильца.
Конвенция № 118 "О равноправии в области социального обеспечения"
закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без
гражданства.
Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает
разнообразные формы социальной поддержки семьи. В соответствии со ст.10
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах сюда
включается предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты
материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применения
детского труда в случае, если он может повредить физическому или
нравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщей
декларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака,
должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством,
политика которого направлена на создание условий достойной жизни и
свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), обязуется проводить в
жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты
достойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодательство РФ
регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные
гарантии по социальной защите отдельных категорий граждан. В РФ действуют
Федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 21
декабря 1996 г." "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 4 января 1997 г. "О
государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты.
Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека,
зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и
физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и
культурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное
питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться.
Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пакт
обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов
производства и распределения продуктов питания, более эффективного
использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях и
нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного
минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей
трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда,
медицинское обслуживание и образование.
Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий
жизни включает в себя также право на наивысший достижимый уровень
психического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,
государства должны обеспечивать путем: сокращения мертво рождаемости и
детской смертности; улучшения всех аспектов гигиены и лечения
эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания
условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход
в случае болезни.
Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является
предоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет
право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным
постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования
имеющимся у граждан жилым помещением, его неприкосновенность,
недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить
жилищные условия путём приобретения другого жилья. Жилищное
законодательство, обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящее
время представлено федеральными законами "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации" с изменениями и дополнениями 1996г., "Об основах
федеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах собственников
жилья" (1996 г.) и др.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации
гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность
бесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения), Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным
законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнения от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми
актами и федеральными программами.
Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; .5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за не обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Для международной защиты социально-экономических прав человека и для
исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций создан и действует
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция в
области защиты социально-экономических прав и основной координатор
экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных
учреждений.
ЭКОСОС в соответствии с Уставом ООН (ст. 61—72) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и т. п., готовить проекты конвенций по соответствующим вопросам, проводить международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию.
Социально-экономические права, с одной стороны, обеспечивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой - предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами нормативного регулирования нет противоречия. Ценности экономической свободы и равенства получают общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализации социально-экономических прав являются важной предпосылкой стабильного существования правового государства в его демократической и социальной форме.
Глава 3. Система механизмов обеспечения прав и свобод
3.1. Механизмы обеспечения прав и свобод в Российской Федерации.
В данной главе пойдёт речь о том, чьей обязанностью является обеспечение и защита прав и свобод.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.
Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.
Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.
Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это
деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной,
исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в
то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам
права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные
неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится
защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество
“Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский
исследовательский центр по правам человека и д.р.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.
В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.
Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми и Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).
3.2. Международная защита прав и свобод.
В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.
Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-
правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф.
Мартенс писал, что “все образованные государства признают за человеком как
таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные
основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью”[6].
Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и
вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли,
естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в
военное время”[7].
Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и
правомерности интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав
и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в
18, так и в 19 веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер,
утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, “то
надо прекратить с ним всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в
его внутренние дела[8].
В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.
Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.
ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий
перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и
культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в
первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене
Кассен, провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем
достоинстве и в своих правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о
гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному
пакту о гражданских и политических правах и д.р.
ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате международных преступлений государств.
В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее
место занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой
Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие
международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию
международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение
деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется
сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.
Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах по правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством - участником независимо от его конституции. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.
Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении Российской Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к ряду других документов СЕ – 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция и протоколы СЕ стали частью российской правовой системы.
Заключение
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.
В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.
На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный.
В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, ещё “не делает погоды”, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.
Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные
кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально
проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело
с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом
присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности
судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не
призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности
– юридической и нравственной.
Конституция, в свою очередь, закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.
Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.
Для государства, общества значимость конституционного закрепления прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.
Кроме того, само существование государства, общества обеспечиваются совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так без реализации права на свободу предпринимательства не могла быть создана экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан - невозможно формирование политических прав, структур управления обществом.
Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
Библиография.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д.
Карповича. – М.: Изд. Юрайт-М, 2002.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н.
Топорнина – М.: Изд. Юридическая литература, 1994.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
6. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Москва,
Издательство " Международные отношения ", 1994 г.
Научная литература
1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3 - е изд. М.:
Юридическая литература. 1996.
2. Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд - во БЕК, 1994.
3. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. Учебное пособие. М.
"Манускрипт". 1993.
4. Бусленко Н.И. Юридический словарь - справочник. Ростов на Дону:
"Феникс". 1996.
5. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — СПб.: Норма, 1994
6. История государства и права. Источники права. Юридические памятники. М.
"Манускрипт". 1995.
7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений
России XI-ХХ.вв. М.: Юрист. 1995
8. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. 2-е
издание М. Юрист. 1994
9. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. М.: Изд - во
"Право и закон". 1997.
10. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник. М.:
Изд-во "Юридическая литература". 1996
11. Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник М.: Изд-во МГТУ им. Баумана
12. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М.: Юрист, 1994
13. Конституционное право. Учебное пособие: в 2-х частях. — М.:
Юридический колледж МГУ, 1994
-----------------------
[1] Вольтер. Избранные произведения. М., 1938. С. 327
[2] Тарновский Е.Н. Четыре свободы. СПб., 1995. С. 182.
[3] Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие,
особенности, знамение для России / Общественные науки и современность. М.,
1997. №3.
[4] Ведомости Верховного Совета (далее ВВС). 1990. №30. Ст. 416; Ст. 418;
Собрание актов Президента и Привительства (САПП). 1991. №6. Ст. 92.
[5] ВВС. 1991. №16. Ст. 499
[6] Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов Т. 1.
СПб., 1882. С. 327
[7] Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств,
изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877. С. 316.
[8] Гефтер А. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 99.