ВВЕДЕНИЕ
Выбирая тему для курсовой работы, я, не задумываясь, обратилась к теме "Органы предварительного расследования". Меня всегда волновали детали проведения расследования. Предварительное расследование – самая большая по срокам и количеству составляемых документов, часть уголовного процессуальной деятельности.
Я очень люблю читать детективные рассказы. Углубляясь в их чтение, сливаешься с главным героем этого произведения, то есть следователем или иным органом производящим предварительное расследование, начинаем мыслить как он, вместе с ним анализировать обстоятельства преступления, возможное направление дальнейших действий преступника. Иногда улики настолько незначительны, что преступление раскрыть невозможно, но ничего не уходит от бдительного следователя. Он разрабатывает множество версий и наконец-то ему удается верно "вычислить" лицо, которое совершило преступление и предотвратить доказательства подвергающие причастность обвиняемого к совершению преступления.
Работа следователей кропотлива и трудна. Основанная на законе принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания), способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Необоснованное предварительное расследование отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговую полицию иные правоохранительные органы, отрываются от общественно-полезного труда.
Деятельность следователя характеризуется чрезвычайным разнообразием задач, правильное решение которых требует применение различных качеств, навыков и знаний.
Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Республике Беларусь рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности. Закон также обязывает данные органы выявлять все существенные обстоятельства по делу и принимать меры, направленные на предупреждение преступлений.
Основываясь на доказательствах, полученных в ходе предварительного расследования, суд (судья), исследовав их в ходе судебного заседания, выносит приговор по уголовному делу.
В ходе курсовой работы мы рассмотрели систему и компетенцию органов предварительного расследования, а также органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, их структуру, а также компетенцию следователя, дознавателя.
Общее положение об органах предварительного расследования в Республике Беларусь
Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования в Республике Беларусь
Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы - органы предварительного расследования.
Предварительное расследование - это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.
Задачами органов предварительного расследования являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности, предупреждение и пресечение преступных деяний.
Органы предварительного расследования призваны обеспечить действенность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Сложной и ответственной задачей в борьбе с преступностью является и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил не раскрытым.
В задачи органов предварительного расследования входит не только раскрытие преступления, выявление и привлечение к ответственности виновных в его совершении или реабилитация невиновных, но и исследование причин и условий, способствующих совершению преступления, принятие мер к их устранению. С этой целью указанными органами проводится большая профилактическая работа, направленная на предупреждение и пресечение преступных деяний.
Успешное выполнение возложенных на органы предварительного расследования задач, возможно лишь при условии строгого соблюдения ими законности, тесной связи с общественностью, применении научно-технических средств и научной организации труда. От работников аппарата предварительного расследования требуются глубокие и разносторонние юридические знания, максимум инициативы, активности, настойчивости в изобличении преступников и охране правопорядка, постоянное совершенствование своей работы.
В этих целях в органах прокуратуры, внутренних дел и Службе безопасности организована и действует система повышения квалификации следственных и оперативных работников. Активно используется заочная и вечерняя система юридического образования.
Большое внимание уделяется научному и техническому оснащению аппарата предварительного расследования, внедрение в практику научно-технических средств и научных методов расследования преступлений, оказание работникам практической помощи в раскрытии и предупреждении преступных деяний.
Предварительное расследование делится на два вида: дознание и предварительное следствие.
Органы предварительного следствия - осуществляют сложную, регулируемую законном деятельность по собиранию, проверки и оценки доказательств исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц в целях последующего придания их суду либо оправданию невиновных, расследованию общественно опасных деяний невменяемых.
Органы дознания – компонентные государственные органы и должностные лица, задача которых – раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений.
Органы дознания осуществляют вспомогательные по отношению к предварительному следствию расследование. Лишь по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлениях, органы дознания проводят расследования в полном объёме, и их материалы являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Органы предварительного расследования действуют единым процессуальным режиме, имеют единые задачи, вытекающие из общих задач уголовного процесса (ст.7 УПК). I 7 I. К ним относятся такие виды предварительного расследования, как:
- быстрое и полное расследование преступлений;
- установление лица, совершившего преступление, и привлечение его в качестве обвиняемого;
- установление с помощью доказательств всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам (ст.89 УПК);
- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Согласно ст. 7 УПК РБ:
1. Задачами уголовного процесса являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
2. Установленный настоящим Кодексом порядок производства по материалам и уголовному делу призван обеспечить законность и правопорядок, предупреждение преступлений, защиту от необоснованного обвинения или осуждения, незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в случае обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, возмещение ему физического, имущественного и морального вреда, восстановление нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.
Я считаю, что от уровня и качества работы органов предварительного расследования зависит эффективность деятельности суда. В системе органов ведущих борьбу с преступностью, органы расследования занимают важное место. По подавляющему большинству уголовных дел ввиду их сложности без предварительного производства было бы невозможно качественная судебное разбирательство, отправление правосудия на должном уровне. Хотя суд проводит самостоятельное исследование доказательств в судебном заседании, однако он не всегда в состоянии исправить ошибки, допущенные следователем или органом дознания.
Основные этапы развития законодательства об органах предварительного расследования
Уже в Русской Правде было прописано, что Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия (например, гонение следа, свод) могли применяться только по уголовным делам. Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Даже обе стороны в процессе назывались истцами. Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение следа - это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка). Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается. Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему ничего не остается, как прибегнуть к закличу, то есть объявлению на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится украденное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, то есть указать лицо, у которого он приобрел вещь. При этом требуются показания двух свидетелей или мытника - сборщика торговых пошлин.
Закон предусматривает определенную систему доказательств. Среди них важное место занимают показания свидетелей. Древнерусское право различало две категории свидетелей - видоков и послухов. Видоки - это свидетели, в современном смысле слова - очевидцы факта. Послухи - более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившимся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец - люди, заслуживающие доверия. Не зная даже ничего о спорном факте, они просто как бы давали характеристику той или иной стороне в процессе. Впрочем, уже Русская Правда не всегда выдерживает четкое различие между видоками и послухами. Характерно, что и в применении свидетельских показаний появляется элемент формализма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием и т.д.). В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств - ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок - «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. Другим видом суда божьего были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. Более поздние источники сообщают, что испытание водой проводилось путем опускания связанного человека в воду, причем если он тонул, то считался выигравшим дело. Особым видом доказательств была присяга - «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие. В некоторых случаях имели доказательное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтеков было достаточно для доказательства избиения. Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный (розыскной) процесс со всеми его атрибутами, в том числе и с пыткой.
В Русской Правде I 2 I. видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо - вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.
Потом основным источником права стал Судебник КазимираI 3 I. Судебник был небольшим по объему и объединял нормы уголовного, административного и процессуального права.
Кроме обобщения текущего законодательства Судебник ввел ряд новых принципов и подходов государства в. вопросах касающихся наказания преступников. Так, например, Судебник устанавливал единые для всего государства виды наказаний за преступления против феодальной собственности, ограничивал ответственность жены и детей за преступления, совершенные мужем или отцом. Тем самым в Судебнике получила закрепление идея индивидуализации наказания. Новым было и определение преступления как противоправного деяния. Был установлен новый принцип освобождения от уголовной ответственности детей до семилетнего возраста. В частности была введена правовая норма, которая запрещала передавать потерпевшему детей не достигнувших семи лет.
Обозначился в Судебнике и новый взгляд на цели наказания. Так, в нем впервые получила законодательное закрепление идея "устранения" преступника, как одна из целей наказания, хотя не исключалась и имущественная компенсация. Запрещалось освобождать преступника от наказания, тогда как в соответствии с нормами обычного права у преступника, приговоренного к смертной казни была возможность откупиться и быть переданным в рабство потерпевшему или его близким.
Таким образом, изданием Судебника Казимира 1468 года было положено начало в развитии нового этапа в правовой теории, практике законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, который был завершен изданием Статутов Великого княжества Литовского.
В истории феодального права Беларуси, Литвы и Украины первоочередное значение имеет Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Он был первым в Европе сводом законов в котором содержались нормы конституционного, административного, брачно-семейного, гражданского, земельного, уголовного, судебно-процессуального и др. отраслей прав.
За Судебником Казимира последовали Статуты ВКЛ. Все институты данной отрасли права в трёх Статутах получили довольно полное отражение. Его нормы содержатся в специальных разделах, например в Статуте 1529 г.I 4 I. - в разделах IX, ХІ-ХІП, в Статуте1588 г. - в разделах X-XIV, и только небольшое число норм его содержится в других разделах. Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некоторые прогрессивные положения, опережающие своё время и больше характерные для буржуазного права. К таким положениям относится принцип равенства всех перед законом («иж все подданные наши, так убогие, яко и богатые, ровно адностайным тым писаным правом мають сужоны быти» - Статут 1529 г. (разд.1, арт.9); принцип ответственности только по закону (врадники «не мають подданных нашых иначей судити и справовати, леч тыми писанами правы» - Статут 1529 г. (разд. VI, арт. 1]); принцип ответственности только за вину (отвечает за правонарушение «только тот, который винен» - Статут 1529 г. (разд.1, арт. 7) принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения (виновные «мають быти караны и сказываны подле тяжести а легкости выступов своих» - Статут 1529 г. (разд. 1 арт.1) и др.
Как и суд, и прокуратура, аппарат дознания и предварительного следствия царской России был уничтожен Октябрьской революцией. Необходимо отметить, что следователи, введенные судебными уставами 1864 г. и состоявшие при окружных судах, пользовались значительной процессуальной самостоятельностью при производстве следствия.
С первых дней установления пролетарской диктатуры наряду с новыми судами создаются следственные комиссии при местных Советах и революционных комитетах. Их учреждения было предусмотрено Декретом о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. для расследования дел о преступлениях, подсудных революционным трибуналом. По делам, рассмотрения которых относилось к компетенции местных судов, следствие проводили единолично местные судьи. Постановления о личном задержании и предании суду подлежали утверждению всем составом местного суда.
Функции органа дознания стала выполнять милиция, созданная для охраны революционного порядка и борьбы с общеуголовной преступностью 10 ноября 1917 г.
Суверенная Беларусь установила свою дату рождения белорусской милиции – 4 марта. Именно в этот день, после февральской революции 1917 г., была образована и стала успешно действовать Минская городская милиция, возглавляемая М.В. Фрунзе.
Особая следственная комиссия по делам о контрреволюционных и других наиболее опасных преступлениях в лице Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) была учреждена 20 декабря 1917 г. для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией.
Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г. были образованы следственные комиссии по делам, превышавшим подсудность местного народного суда. Эти комиссии состояли из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все основные вопросы следствия была временной, поскольку не обеспечивала необходимой оперативности в работе органов следствия, не способствовала своевременному раскрытию преступлений. Вскоре они были ликвидированы.
Веной 1920 г. упраздняются следственные комиссии по делам трибунальной подсудности. В исключительных случаях дополнительное расследование могли производить следователи – докладчики, должность которых была введена Положением о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г.
В августе 1920 г. в БССР вместо следственных комиссии по делам общей подсудности образуется институт единоличных народных следователей. С организацией в январе 1922 г. органов революционной законности они осуществляют руководство и надзор за следствием. Камеры народных следователей находились при товарищах прокурора по уездам.
Как и ВЧК в Российской Федерации, в марте 1922 г. ЧК при ЦИК Беларуси была реорганизована в Государственное политическое управление (ГПУ). Полномочия последнего ограничивались расследованием дел о контрреволюционных преступлениях. Дела общеуголовного характера изымались из ведения ГПУ.
Первый уголовно–процессуальный кодекс (1922 г.) расширил круг органов дознания. К ним были отнесены: милиция, органы ГПУ, ведомственные инспекции (пожарная, техническая, санитарная, торговая и др.), правительственные учреждения и должностные лица в отношении противоправных действий подчиненных им лиц. Одновременно развивалась и система органов предварительного следствия.
Положение о судоустройстве БССР от 30 марта 1923 г. предусмотрело две категории следователей: народные следователи при соответствующих следственных участках и следователи по важнейшим делам при отделе прокуратуры Наркомюста БССР. Образование следственных участков, назначение и отстранение народных следователей производились Высшим судом республики и утверждались Наркомюстом. Следователи по важнейшим делам назначались, перемещались и отстранялись от должности отделом прокуратуры Наркомюста БССР.
В 1924 г. в БССР (на четыре года раньше, чем в РСФСР) решается вопрос о передаче следственного аппарата в систему органов прокуратуры. В целях усиления надзора за законностью деятельности участковых и уездных следователей последнее циркуляром отдела прокуратуры Наркомюста БССР от 11 марта 1924 года. Передавались в непосредственное ведение помощника прокурора республики. Два народных следователя должны были находиться при помощнике прокурора для выполнения его поручений. Положение у судоустройстве БССР от 15 июля 1924 года. Устанавливалась, что назначения, перемещения и увольнения следователей производиться прокурором республики. Высший суд мог лишь возбудить вопрос о дисциплинарной ответственности следователей и временно отстранить их от должности с образованием окружных прокуроров вводились должности старших следователей при окружных прокурорах.
Возложение на прокуратуру оперативного и административного руководства органами следствия способствовала их организационному укреплению, улучшению качества расследования уголовных дел. В 1936 году для руководства следствия, организации и совершенствования работы следователей, подбора, расстановки и воспитания следственных кадров в структуре аппаратов вышестоящих прокуратур были образовании следственные отделы. В последствии реорганизованные в следственные управления.
В 30-е годы ХХ столетия производиться жесткая централизация органов милиции, чему способствовало принятие 25 мая 1931 года. Общесоюзного Положения о работе – крестьянской милиции.
15 июля 1934 года учреждается Наркомат внутренних дел СССР. Одновременно устанавливаются временно упраздненные в декабре 1930 года НКВД союзных республик. В составе этих органов создаются внесудебные органы политических репрессий (Особое совещание, «тройки»).
В несудебные органы политических репрессий (Особое совещание, «тройки», «двойки»), через которые прошли тысячи не в чем не повинных людей, в последствии реабилитированных I 6 I.
Расследованием дел о государственных преступлениях все эти годы занимались органы государственной безопасности входившие до 40-х гг. прошлого века в состав Наркомата внутренних дел (НКВД), а затем выделенные в самостоятельное ведомство. В 1954 году Министерство государственной безопасности было реорганизовано в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ). Комитеты государственной безопасности создавались и при правительстве союзных республик. На местах образуются управление этих органов.
В конце 50-х гг. 20 в. в БССР, как и в других союзных республиках в органах государственной безопасности для расследования государственных преступлений организуется следственный аппарат.
Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1958 г. производство предварительного следствия возлагалось на следователей прокуратуры и органов государственной безопасности. Через пять лев, в 1963 г. право производства предварительного следствия предоставляется органам внутренних дел.
Важнейшее значение в последнее десятилетия для развития органов дознания имело принятие Верховный совет БССР. 26 февраля 1991 г. Закона Республики Беларусь «О милиции».
В связи с тем, что с конца 1993г. Республика Беларусь стала членом Международной организации уголовной полиции (Интерпол), в Главном управлении криминальной милиции МВД Республики Беларусь начало функционировать Национальной центральное бюро Интерпола.
В эти годы в соответствии с Концепцией судебно - правовой реформы система органов дознания была расширена, засечет органов таможенной службы и государственной налоговой инспекции. Впоследствии в 1998 г. на базе Главного управления налоговых расследований государственного налогового комитета образуется Государственный комитет финансовых расследований, действующий в качестве органов дознания и предварительного следствия по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и др. делах, отнесенным к его ведению.
В 1999 году проведена реорганизация следственных органов МВД Республики Беларусь. Следственный аппарат этого ведомства был выделен в самостоятельную организационную структуру во главе со следственным комитетом при Министерстве внутренних дел. Приняты меры по повышению статуса следователя, его социального престижа.
Однако в начале нового столетия последовали очередные реорганизации в системе и статусе указанных органов. В сентябре 2001 г. Государственный комитет финансовых расследований преобразован в Департамент финансовых расследований с передачей в систему Комитета государственного контроля. В конце декабря 2003 г. Следственный комитет МВД упразднен, его функции переданы этому ведомству и его структурным подразделениям. В МВД создана Служба предварительного расследования, усиление защиты прав и законных интересов граждан.
Надо отметить, что такая реорганизация в системе органов внутренних дел, по мнению некоторых ученых – юристов I 7 I. не соответствует Концепция.
Судебно–правовой реформы о создании в республике единого следственного аппарата.
В Концепции судебно–правовой реформы предлагается вместо разрозненных параллельно действующих следственных аппаратов образование единого самостоятельного и независимого следственного аппарата во главе со Следственным комитетом. Это должно способствовать повышению процессуальной самостоятельности следователей, эффективности прокурорского надзора за следствием, а в конечном итоге, улучшению качества расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Такая модель следственного аппарата так же имеет своих противников, полагающих, что это может негативно сказаться на борьбе с преступностью и потребует не малых финансовых затрат.
Как видно из первоисточников (Русская Правда, Судебник Казимира, Статуты ВКЛ 16 века) предварительное расследование развивалась постепенно, проходя много этапов отвечая тому времени государственному строю и слоям населения. Только к 1864 году предварительное расследование сформировалось приблизительно та том уровне, на котором оно существует в настоящее время.
2. Система и компетенция органов предварительного расследование в Республике Беларусь
2.1 Органы, осуществляющие оперативно–розыскную деятельность
На ряду с уголовно – процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, законодатель предусматривает возможность проведения оперативно – розыскной деятельности (ОРД). Она проводиться в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.
В соответствии с Законом «Об оперативно – розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. Право осуществлять оперативно – розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям: органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов внешней разведки Министерства обороны (ст. 17).
В рамках оперативно – розыскной деятельности в гласных и не гласных формах осуществляется ряд оперативно – розыскных мероприятий: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участком местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая подставка; оперативный эксперимент (ст. 11).
В соответствии со ст. 12 названного Закона данные мероприятия проводится только при наличии к этому установленных законом оснований. Их проведение допускается как по возбужденным органами предварительного расследования уголовным делам, так и до возбуждения уголовных дел. Проведение оперативно – розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля – допускается только с санкции прокурора или его заместителя.
Об органах предварительного расследования можно сказать, что результаты их деятельности могут быть использованы в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел и доказательств по ним, а также для подготовки осуществления следственных (судебных) действий и оперативно – розыскных мероприятий.
2.2 Органы дознания
Согласно ч.1 ст.37 УПК государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознания, являются:
Органы милиции;
Органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
Командиры войсковых частей, соединений, начальник военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
Начальники учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих же учреждений, а ровно по уголовным делам о преступлениях совершенных в этих учреждениях указанных учреждений.
Органы пограничных войск – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
Таможенные органы – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
Органы финансовых расследований – по уголовным делам, отнесенным законом к их введенью;
Органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящиеся вне пределов Республики Беларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются следующие направления процессуальной деятельности:
Прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
Ускоренное производство в порядке, предусмотренном главой 47 УПК;
Производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, по которым не установлено подлежащие привлечению в качестве обвиняемого лицо, до его установления.
Начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а так же каждое из должностных лиц, перечисленных в ч.1 ст.37 УПК.
Согласно ст. 39 УПК дознавателем является лицо, осуществляющие в пределах своей компетенции досудебное производство. Он обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Дознаватель в праве самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора или утверждение их начальником органа дознания. Вынесенные дознавателем постановления по находящимся в его производстве уголовным делам в соответствии с требованиями УПК, органом дознания. Институт такого делегирования процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях. Институт делегирования полномочий так же широко развит в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, где органам дознания является не все подразделения, а лишь его начальник, который обычно поручает производство уголовно – процессуальной деятельности наиболее подготовленному сотруднику. Назначаются внештатные дознаватели специальным приказом начальника учреждения.
То, что дознание проводит административный орган, обуславливает фактическое участие в производстве по делу, как дознавателя, так и начальника органа дознания, представляющего в ряду случаев сам орган дознания и потому наделенного определенными правами и обязанностями. Наиболее важные процессуальные акты и действия дознавателя утверждается начальником органа дознания. Ответственность за деятельность дознавателя несет начальник органа дознания, что, конечно, не освобождает от ответственности самого дознавателя.
Компетенция дознавателя определяется ч.2 ст.39 УПК обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания или санкция прокурора.
В дознании, как одной из форм представительного расследования, можно выделить следующие виды дознания:
Дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного расследования не обязательно (ст. 187 УПК). Это самостоятельная форма расследования;
Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 186 УПК); I 1 I.
В ней написано, что Деятельность органов дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно:
1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело. Руководствуясь правилами настоящего Кодекса, дознаватель производит неотложные следственные и другие процессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз. Часть 1 статьи 186 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З).
2. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
3. По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю, а в случае неустановления в этот срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, при наличии оснований, указанных в части тринадцатой статьи 182 настоящего Кодекса, продолжить расследование до его установления.
4. После передачи уголовного дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.
Дознание по уголовным делам, возбужденным по фактам исчезновения лиц (в соответствии с п. 2 ст.167 УПК),в ней прописано, что порядок дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно:
1. Порядок дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями двенадцатой и тринадцатой статьи 182 настоящего Кодекса, определяется общими правилами настоящего Кодекса, за изъятиями, установленными настоящей главой.
2. На органы дознания не распространяются правила, установленные частью четвертой статьи 36 настоящего Кодекса. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.
3. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела судом, за исключением преступлений, по которым производилось дознание в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 452 настоящего Кодекса, орган дознания проводит ускоренное производство (часть 4 статьи 187 в ред. Закона Республики Беларусь от 11.05.2000 N 377-З).
Из перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными административными органами, носит производный от выполняемых ими основных функций характер и определяется ими. Для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из основных их функций (для милиции – охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения), составляет постоянную для них обязанность. Для других же, хотя и связанно с выполнением основных функций, но его никак нельзя называть делом профилирующим.
Скорее, наоборот, здесь оно носит случайный и эпизодический характер.
Производство дознания для вышеуказанных органов является побочной функцией, осуществление которой в определенной иерее способствует выполнению их основных задач. Компетенция органа и лица, производящих дознание, предопределяет характер и степень их участия в уголовно–процессуальной деятельности.
2.3 Органы предварительного следствия
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности и финансовых расследований.
Следователь – это должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие (ч. 1 ст. 36 УПК).
Независимо от ведомственной принадлежности следователи выполняют единственную процессуальную функцию – расследование преступлений с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявление обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность (ст. 18 УПК).
Следователь обязан осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечению его в качестве подозреваемого, обвиняемого, предъявление обвинения, применение в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Кроме этого, следователь обязан принимать меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.
Следователь при производстве предварительного следствия процессуально самостоятелен. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкций прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение (ст. 36 УПК).
Одним из важнейших органов предварительного расследования в Республике Беларусь является прокуратура.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах (статья 125 Конституции Республики Беларусь).
Конституция определяет прокуратуру как единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, назначаемым Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (статья 126).
Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам (статья 12 Закона Республики Беларусь от 29 января 1993 года "О Прокуратуре Республики Беларусь").
Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений (статья 2 вышеуказанного Закона).
Органы Прокуратуры Республики Беларусь осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь; принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения; взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка; действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 4 Закона Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь").
Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь" и другие законодательные акты Республики Беларусь.
Следственный аппарат прокуратуры имеет три звена.
Следственный аппарат Генеральной прокуратуры республики Беларусь состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей, старших следователей криминалистов, следователей – криминалистов, а так же начальников и заместителей начальником структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи–криминалисты.
Следственный аппарат прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур состоят из старших следователей по важным делам, следователям по важным делам, следователей – криминалистов, а так же начальников и заместителей начальников структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи криминалисты.
Следственный аппарат прокуратур районов, районов в городах, городов. Межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур состоят из старших следователей и следователей (ст. 22 Закона о прокуратуре).
Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должность и освобождает от должностей старших следователей по особо важным делам, старших следователей – криминалистов и следователей- криминалистов генеральной прокуратуры Республики Беларусь (ст. 23 Закона).
Согласно ч.3 ст.24 данного Закона прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры назначают на должности и освобождают от должностей прокурорских работников и работников прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных е ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур, за исключением работников, указанных в абзацах пятом и восьмом пункта 2 ст. 23 Закона.
Компетенция следователей прокуратуры, как и следователей и дознавателей других ведомств. По расследованию преступлений определяется подследственостью постатейно им соответствующих состав преступлений УК (ст. 182 УПК).
Так, следователям прокуратуры производиться следствие по делам об убийствах, изнасилованиях, бандитизме, преступлениях против интересов службы и др.
Большинство преступлений расследуется следователями органов внутренних дел (хищение, хулиганство, незаконный оборот наркотических средств и др.
Систему органов финансового расследования составляют: Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (ДФР КГК); управление ДФР по областям и городу Минску; межрайонные отделы.
Департаментам финансовых расследований КГК является органам государственного управления, осуществляет руководство системой органов финансовых расследований в целях обеспечения экономических интересов государства в сфере предпринимательства и налогообложения, расследует дела об выманивании кредитов или дотаций, об уклонении от уплаты налогов и др. Этот департамент имеет статус юридического лица.
В центральном аппарате Комитета государственной безопасности имеется следственное управление. Штатные должности имеются в управления КГБ по областям, г. Минску, и управление КГБ на транспорте, а так же в межрайонных отделах. Следователи и начальники следственных подразделений КГБ состоят на действительной военной службе, входят в штатную численность КГБ и на них распространяются все военные уставы и положения.
Следователи КГБ расследуют преступления против государства, порядка управления и др.
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности и финансовых расследований.
Следователь – это должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие (ч. 1 ст. 36 УПК).
Независимо от ведомственной принадлежности следователи выполняют единственную процессуальную функцию – расследование преступлений с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявление обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность (ст. 18 УПК).
Следователь обязан осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечению его в качестве подозреваемого, обвиняемого, предъявление обвинения, применение в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Кроме этого, следователь обязан принимать меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.
Следователь при производстве предварительного следствия процессуально самостоятелен. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкций прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение (ст. 36 УПК).
Производство предварительного следствия заканчивается:
постановлением о прекращении уголовного дела;
постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд;
3) постановлением о передаче дела прокурору для направления в суд при установлении оснований для применения к лицу, совершившему общественно опасное деяние, принудительных мер безопасности и лечения.
Прекращение уголовного дела представляет собой заключительный этап расследования, на котором следователь подводит итог проведенной по делу работы. Статья 250 УПК содержит исчерпывающий перечень основания к прекращению дела, что является важной гарантией соблюдения принципа законности при принятии такого решения.
Из вышесказанного можно сделать вывод что органы предварительного следствия - это специальные органы государства, предназначенные для расследования уголовных дел. Они осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по сбору, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности лиц, в отношении которых имеются веские доказательства их виновности в совершении преступления.
2.4 Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь
Международная организация уголовной полиции – Интерпол – была образована в 1923 г. В настоящее время по числу государств, являющихся членами Интерпола (181 государство), это организация занимает второе место после ООН I 8 I.
Интерпол, непосредственно не занимаясь расследованием, обеспечивает международное содружество государств в области борьбы с международной уголовной преступностью путем кооперации и координации действий полиции разных стран.
Значение Интерпола – быстрый обмен информацией в целях предупреждения, закрытия расследования преступлений транснациональной направленности.
Ведущая роль в международном содружестве в сфере борьбы с международной общеуголовной преступностью принадлежит Организации Обьедененных Наций, что нашло отражение в ст. 2 Устава.
В задачи ООН входит:
способствовать широкому сотрудничеству74 всех органов уголовной полиции в пределах действующего в странах законодательства и Всеобщей декларации прав человека.
Создавать и развивать институты, содействующие успешному предупреждению и борьбе с уголовной преступностью.
Эти цели определили 2 сферы приложения усилий Интерпола: способствование взаимным прямым контактом уголовной полиции разных стран и создание в рамках организации, ее генерального секретариата, различных комитетов, технических служб, облегчающих поддержание прямых взаимных контактов. Обе сферы деятельности в повседневной практике появляются как взаимозависимые и взаимодополняющие.
С 4 октября 1993 г. Республика Беларусь принята в Интерпол. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1993 г. №744 I 9 I. в структуре центрального аппарата МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола, действующее в составе Главного управления криминальной милиции.
Национальное центральное бюро Интерпола является органом обеспечивающим международное сотрудничество в рамках Интерпола, служит в качества корреспондента, компетентного представителя и ответственного учреждения указанный международной организации на национальном уровне. Оно поддерживает постоянную связь с Генеральном секретариатом Интерпола и Национальными Центральными бюро других стран. Поскольку каждая страна - член Международной организации уголовной полиции – свободно в выборе форм сотрудничества с Интерполом и может иметь своим представителем в нем любое из свои учреждений, ведущих борьбу с преступлениями организация и структура Национального центрального бюро регулируется национальным законодательством.
Первое положение о Национальном центральном бюро Интерпола в Республике Беларусь утверждено приказом Министра внутренних дел Республики Беларусь (1995 г.), второе – 26 июня 2001г. №132. В соответствии с этим документом Национальное центральное бюро Интерпола возглавляет начальник, имеющий своего заместителя, соответствующий аппарат сотрудников. На местах в служба криминальной милиции, других структурных подразделениях МВД, а так же областных и крупных городских (районных) органах внутренних дел имеются сотрудники в функциональные обязанности которых дополнительно временно взаимодействие с Центральным бюро Интерпола в Республики Беларусь. Это так называемый офицеры связи или контактные офицеры. Сотрудники Национального центрального бюро Интерпола состоят в штатах МВД и подчиняются руководству этого ведомства. По мере накопления опыта организация и деятельность Национального центрального бюро Интерпола будет совершенствоваться I 10 I.
Национальное центральное бюро Интерпола поддерживает постоянную связь с правоохранительными органами республики, информирует их о возможностях, принципах и формах международного полицейского сотрудничества в рамках Интерпола, предоставляет и ведет обмен оперативной информацией, проводит семинары и встречи с работниками органов правопорядка и т.д.
С ноября 1995 г. Беларусь включена в международную компьютерную сеть Интерпола, что позволяет нашей республике по этой сети безприпятственно и оперативно связываться с любым государством – членом Интерпола I 11 I. Таким образом, международное сотрудничество в сфере борьбы с уголовной преступностью транснационального характера в рамках
Интерпола является в современном мире наиболее оптимальном и эффективным, способствует успешному выполнению задач стоящих перед национальными правоохранительными органами.
Исходя из вышеперечисленного можно отметить, что Центральное бюро Интерпола поддерживает связи с аналогичными органами других стран, благодаря чему белорусские правоохранительные органы ведущее борьбу с преступностью, получают информацию о новейших способах борьбы с преступлениями и технических средствах, могут объявить разыскиваемых ими лиц в международный розыск, более эффективно заниматься поиском угнанных автотранспортных средств, пропавших произведении искусств, вести борьбу с транснациональными преступлениями (организованной преступностью, терроризмом и т. д.).
Заключение
В ходе курсовой работы мы рассмотрели систему и компетенцию органов предварительного расследования, а также органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, их структуру, а также компетенцию следователя, дознавателя. И исходя из этого можно сказать, что это важнейшая стадия расследования дел, и от нее зависит дальнейшее исполнение правосудия.
Итак, мы определили понятие предварительного расследования; рассмотрели формы предварительного расследования, которыми являются следствие и дознание.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предварительное расследование – это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.
Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве Республики Беларусь – одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов налоговой полиции.
Дознание – вид деятельности, которая осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности.
Следует заметить то, что совершенствование такого уголовно-процессуального института, как предварительное расследование продолжается. Такая ситуация объясняется развитием уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Из всего этого хочется отметить, что органы предварительного расследования играют большую роль в законодательстве страны. Они оуществляют сложную, регулируемой законом деятельность по собиранию, проверке, оценке доказательств. И без деятельности этих органов нельзя было бы расскрыть какое – либо преступление. В некоторых случаях на стадии предварительного расследования принимаются окончательные решения (ст.250 УПК) данная стадия облегчает последующие судебные следствие и освобождает суд от рассмотрения дел по которым невозможно постановить обвинительный приговор (отсутствие деяние, отсутствие состава преступления).
Список использованных источников
УПК РБ от 16. 07. 1999г №295 – 3 с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года.
А.М. Камчатнов. Хрестоматия по истории русского литературного языка (Памятники X - XIV веков по рукописям X - XVII веков). Москва, 2009 год.
Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. ''История государства и права Беларуси'' Минск 1999 год.
Юхо Я.А. ''Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi'' Минск 1992 г.
Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть/ Л.И. Кукреш. Минск,2000. С. 26-28.
Мартинович, И.И. Судоустройство и прокурорский надзор в БССР.(1921-1925)/ И.И. Мартинович. Минск, 1960. С. 44.
Лазутина Л.Ф. Теоретико–правовые аспекты предварительного следствия /Л.Ф. Лазутина. Минск, 2004. С. 46-49.
Самарин В.И. Интерпол: Международная организация уголовной полиции/ Питер, 2004. С. 15–38.
Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993. №31. Ст. 622.
Левитанов В. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь / В. Левитанов, В. Самарин // Юстиция Беларуси. 2002. №2. С. 32 – 34.
В 2004 г. создан внутренний сайт НЦБ Интерпола, что облегчает взаимодействие с праворанительными органами страны.
12. Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1993.
13. Левитанов В. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь / Минск 2002.
Ведомасти Верховного совета Республики Беларусь, 2003.
Шостак М.А. Уголовный процесс / Минск, 2006.
Жук М.Г. Судоустройство в Республике Беларусь/ Гродно 2000.
Закриевский Л.Г. Судоустройство / Минск, 2010.
Закон РБ «О милиции» от 26. 02. 1991.