Первоначальное местоположение и история названия Дорогомилова связаны с урочищем, находившимся на левом берегу реки, в районе современной улицы Плющихи. Оно располагалось в непосредственной близости к городу, на вершине холма над Москвой-рекой. По мнению историка И.Е. Забелина (История Москвы.– М., 1952.– Т.1.– С.451–452.), в XIII–XVI веках это было одно из сел, составлявших окружение небольшого укрепленного городка – Москвы.
Существуют и другие версии происхождения топонима «Дорогомилово». Так, в описании московских церквей 1817 года говорится, что, по устному преданию, Дорогомиловская слобода получила свое название потому, что путешественники, приезжающие в слободу по большой, ровной и гладкой дороге, благодарно называли ее «дорогою милою». Или будто бы старые ямщики, хотя и дорого брали, но доставляли путешественников к местам их следования быстро и исправно, почему те и говорили: «Дорого, да мило!». Но эти объяснения, по мнению ученых, могут относиться к гораздо более позднему времени, когда слобода уже располагалась на правом берегу Москвы-реки.
Ее название, согласно версии русского историка и этнографа И.М. Снегирева (1793–1868) (Снегирев И.М. Подробное историческое и археологическое описание города.– М., 1895.–Т.1. – С.234.), могло быть связано с новгородскими или псковскими воеводами Дорогомиловичами, чьи имена сохранила нам новгородская летопись.
Сходное объяснение появлению этого названия на карте Москвы дал известный москвовед, историк П.В. Сытин (Сытин П.В. Из истории московских улиц: Энциклопедия – путеводитель по улицам Москвы. – М., 1999.– С.333.).
Он указывает на то, что в летописи XIII века есть упоминание о новгородском боярине Иване Дорогомилове – соратнике новгородского князя Александра Ярославича (Невского). Дорогомилов пришел в Москву вместе с князем Даниилом Александровичем, младшим сыном Александра Невского, который получил Москву в удел после смерти отца, княжил здесь с 1276 по 1303 год и стал родоначальником московского княжеского дома. Сытин считает, что князь Даниил Александрович пожаловал Ивану Дорогомилову вотчину, и имя боярина навсегда запечатлелось в названии местности.
В XIV веке эти подмосковные земли переходят во владение ростовских епископов, позднее митрополитов. Впервые в летописи эта местность названа Дорогомиловом в 1412 году в правление Великого князя Василия III. В летописи 1550 года в Дорогомилове значился и Новодевичий монастырь. Вплоть до XVIII века вся территория вдоль западной стороны улицы Плющихи до Новодевичьего монастыря продолжала называться Дорогомиловом.
На правый берег Москвы-реки это название было перенесено в конце XVI века – вместе со Смоленской дорогой, ранее проходившей южнее (от Смоленских ворот Земляного города, по Плющихе, мимо Новодевичьего монастыря через Сетуньскую переправу).
Примерно в это же время сюда были переселены из села Вяземы «государевы ямщики» – крестьяне, освобожденные от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» – перевозить пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано: «охотники ямские из того Вяземского яму переведены при царе Иване Васильевиче под Москву в Дорогомиловс кую слободу». Так на правом ранее не заселенном берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода.
Большинство исследователей считает, что русское слово «ям» происходит от монгольского «дзям» – дорога. Ям – налог, подать, которую можно было уплатить либо деньгами, либо поставкой лошадей ямникам (или ямщикам). Ямником (ямщиком) в то время называлось должностное лицо, ведавшее сбором этой подати. Ямом также называли стан на большой дороге, где происходила смена лошадей.
Организованная система сообщений – ямская гоньба, по свидетельству большинства сохранившихся документов, окончательно оформилась при Иване III (1462–1505), который завершил государственное объединение Руси. Ямская гоньба была создана исключительно для удовлетворения нужд государственного управления. Об этом свидетельствует направление ямских дорог. В то время ряд важнейших торговых путей не был устроен и не имел ямов. Однако пути, по которым велись дипломатические сношения, хотя и пролегали по пустынной и часто малонаселенной местности, имели хорошо устроенные ямы.
Для ямской гоньбы на окраинах Москвы примерно в одно и то же время были расселены ямские охотники, состоявшие на службе у государства. Так на карте города появились Тверская-Ямская, Переяславская, Рогожская, Коломенская и Дорогомиловская ямские слободы.
Первоначально Дорогомиловская ямская слобода представляла собой несколько десятков изб, расположенных вдоль Смоленской дороги, ближе к броду через Москву-реку. В остальной части располагались заливные луга, доходившие до самой реки.
Ямские, или гонные, слободы имели собственное управление и пользовались особыми правами.
В XVI веке ямщики составляли особый класс и занимали место между крестьянами-землепашцами и служилыми людьми. Для выполнения своих обязанностей они должны были держать по три мерина. Государи жаловали ямщикам земли в вечное и потомственное владение в предместьях Москвы, за земляным городом, где те селились на правах уездных жителей, владея пашнями, сенными покосами, выпасами и другими угодьями.
В Дорогомиловской слободе ямщицкие земли располагались к северу от Смоленской дороги. Пашни, подобно жалованию, делились на равные части, паи. Вдоль берега реки шли заливные луга. Ямщики занимались хлебопашеством и жили в собственных домах – курных избах, крытых соломой, позже тесом или гонтом (дранкой).
В XVI–XVII веках Смоленская дорога была очень оживленной. По ней Москва сообщалась с Западной Европой, проезжали в Москву многочисленные посольства западных государств, при Иване Грозном войска шли на отвоевывание берегов Балтийского моря, при Алексее Михайловиче – для освобождения русских городов в Литве.
У плавучего Дорогомиловского моста, на самом берегу реки Москвы, для Великого князя Ивана III был построен временный Дорогомиловский дворец. Отсюда он провожал свою дочь Елену в Литву, отдавая ее замуж за сына литовского короля Александра. По этому мосту торжественно въезжала в город будущая московская царица Марина Мнишек, для встречи которой были сооружены первые в Москве Триумфальные ворота.
Иноземные торговые караваны везли в Московию ткани, фарфор, предметы роскоши, а увозили меха. Смоленский рынок, располагавшийся рядом с территорией старого Дорогомилова, издревле назывался пушным.
А еще Дорогомилово упоминается в связи с постройкой ростовским епископом Григорием на своем подворье церкви, освященной в память Благовещения Господня. Как пишет историк Москвы Иван Забелин, считалось, что от древних лет в той церкви хранились священные ризы чудотворца Леонтия, исчезнувшие из храма удивительным образом «в уверение чудного видения», которое было дано пономарю этого храма в 1521 году во время осады Москвы войсками крымского царя Махмет-Гирея.
Документы, относящиеся к середине XVII века, рассказывают уже о существовании здесь обширного подворья ростовских владык, окруженного дворами их «работных людей». В 1646 году на подворье стояли два митрополичьих двора, на одном из которых останавливались приезжавшие из Ростова митрополичьи дети боярские, а на другом – крестьяне.
Во время пожара 1685 года Ростовское подворье и церковь Благовещения сгорели. Вновь выстроенный в 1697 году храм, также Благовещенский, стал обычным приходским храмом, но подворье все еще существовало. Ростовские владыки продолжали владеть этими землями до XVIII века. (В настоящее время на этом месте расположены Ростовская набережная и Ростовские переулки).
На месте брода через Москву-реку, где в XVI веке был лодочный и паромный перевозы, в следующем веке был выстроен деревянный плавучий («живой») мост, лежавший прямо на воде. Недалеко от моста, на берегу находилась небольшая рыбачья слободка, в то время принадлежавшая Патриарху и именовавшаяся Бережковской рыбной слободой.
В 1650 году последовал ряд распоряжений о ямской гоньбе, освободивших ямщиков от податей, которые они платили как уездные посадские жители, и от участия в городских работах.
Спустя почти двадцать лет царь Алексей Михайлович повелел устроить почту для пересылки государственных бумаг и для частной переписки торговых людей. Для ямщиков вводилась особая форма. Мундиры с гербом на груди ямщики продолжали носить и в следующем веке. С начала XVII до середины XVIII века ямщики были освобождены от рекрутской повинности, но, как все посадские жители, обязаны были защищать город при подступах к нему неприятеля.
Несмотря на войны, пожары и моровое поветрие, Дорогомиловская ямская слобода росла, и особенно быстро – в конце XVII – начале XVIII веков.
В XVIII веке после серии пожаров, прошедших по окраинам Москвы и более всего задевших ямские слободы, Дорогомилово было отстроено заново и несколько расширено. В связи с перенесением столицы в Петербург Смоленская дорога стала менее оживленной, хотя ямщики продолжали нести свою службу и возить почту.
Указ 1704 года запрещал ямщикам заниматься торговлей. Однако в Доимочных книгах Земского приказа встречаются упоминания о лавках во дворах ямщиков Дорогомиловской слободы. Более того, в 1713 году обер-фискал Алексей Нестеров доносил: «Дорогомиловской слободы ямщики, по прозванию обыденки, разбогатели, покинув гоньбу и отбывая с торгу платежей, записались пролазом своим и подлогом в сенные истопники в комнате царевны Наталии Алексеевны и доныне под той опекою имеют торги и лавки немалые».
Улучшение благосостояния ямщиков позволило им пристроить к своей приходской церкви Богоявления Господня каменный придел, а позже построить новую каменную церковь. И это несмотря на то, что каменное строительство в Москве было строжайше запрещено, поскольку все каменщики, а также весь добываемый строительный материал в тот период направлялись на возведение новой столицы.
Строительство каменной церкви Тихвинской Божией Матери, что на Бережках в Дорогомилове, началось примерно в то же время, в 1716 году.
* * *
В 1742 году вокруг Москвы шло возведение Камер-Коллежского вала. Предшественником его был Компанейский вал, за десять лет до того сооруженный «компанейцами» (откупщиками продажи вина), чтобы препятствовать нелегальному ввозу водки в Москву.
Камер-Коллежский вал представлял собой земляную насыпь длиной свыше 37 километров со рвом и заставами. Он охватывал местности, лежащие за Земляным валом: Пресню, Сущево, Преображенское, Симоново, Даниловку, Девичье поле и Дорогомилово. Строился вал Камер-Коллегией (отсюда его название), контролирующей ввоз в Москву товаров и государственные доходы, получаемые по этой статье.
До 1754 года Камер-Коллежский вал был таможенной границей города. На нем было построено сначала 16, а затем 18 застав, получивших названия близлежащих местностей или дорог, на которых они стояли. Застава, сооруженная на Смоленской дороге, располагалась на территории Дорогомилова и называлась потому Дорогомиловской.
С конца XVIII века Камер-Коллежский вал стал фактической, а с 1806 года – официальной границей Москвы. Спустя еще полвека заставы были ликвидированы, земляной вал постепенно срыт, а на его месте возникли улицы.
В 1771 году Москву поразила эпидемия чумы. Ввиду опасности распространения заразы специальный указ Сената предписывал «умерших от болезни по городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые кладбища за городом, на выгонных местах, где способнее, и построить на оных на первый случай хотя небольшие деревянные церкви». Так были созданы восемь кладбищ за пределами Москвы.
С этим указом связано и появление Доромиловского православного кладбища за Дорогомиловс кой заставой. В 1772 году на территории кладбища была построена деревянная церковь св. Елисаветы. Спустя полстолетия, в 1839 году, на добровольные пожертвования была выстроена новая каменная трехпрестольная церковь. На этом кладбище, в общей могиле, были погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения.
В 1788 году по инициативе проживающих в Москве белорусских евреев в Дорогомилове было устроено еврейское кладбище. Это был один из восьми в разное время созданных в городе иноверческих некрополей.
В течение XVIII столетия постепенно шло изменение социального состава жителей Дорогомиловской ямской слободы: здесь появляются крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, мастеровые. Из дел полиции видно, что в то время в слободе жили, кроме ямщиков, сторожа дворцовой и других контор, купцы, мещане и крестьяне, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и подсобными ремеслами.
Ямщики содержали постоялые дворы и лавки, в которых торговали овсом, сеном, лаптями и прочим крестьянским товаром. Богатые представители ямщицкого сословия давали бедным деньги взаймы, а вместо уплаты долга заставляли их отправлять за себя почтовую гоньбу.
Любимым развлечением в Дорогомиловской ямской слободе были народные гуляния. Гуляния эти существовали и в следующем столетии, но уже за заставой. На масленицу самые ухарские катания в Москве происходили в ямских слободах: Тверской, Рогожской и Дорогомиловской.
Дорогомиловская застава памятна еще и тем, что через нее входили в Москву все враги России: литовцы, поляки, Наполеон.
1 сентября 1812 года на военном совете в деревне Фили, неподалеку от Смоленской дороги, было принято решение сдать Москву французам без боя. 2 сентября в 3 часа пополуночи русская армия, имея для отступления только один Дорогомиловский мост, выступила одною колонной и в большом порядке и тишине проходила через Москву. Все московские храмы в это время были открыты. На папертях стояли священники в полном облачении со Святыми Дарами и благословляли проходившее мимо войско.
Французская армия достигла Поклонной горы в 2 часа этого же дня. Наполеон ждал депутации с ключами от Кремля, подобно тому, как до этого, в 1806 году, он делал, например, в Берлине. По некоторым источникам, император, требуя ключи, дал с Поклонной горы несколько холостых выстрелов. Но делегация «бояр», о которой мечтал Наполеон, не появлялась. Разведчики донесли, что Москва пуста, жители покинули ее, уходя вслед за армией. Генерал Сегюр пишет, что один желавший выслужиться французский офицер пригнал императору под видом депутации «пять-шесть бродяг», но Наполеон сразу же распознал обман.
Французы вступали в Москву тремя колоннами. «Поскакали мы к Благовещению на Бережки, – пишет очевидец С.Н. Глинка. – С высоты их увидели наполеоновы полки, шедшие тремя колоннами. Первая: перешла Москву-реку у Воробьевых гор. Вторая: перешед ту же реку на Филях, тянулась в Тверскую заставу. Третья или средняя вступала в Москву через Драгомиловский мост».
Офицеры, ведавшие расквартированием французских войск, углем писали на дверях домов «указание постоя». Легкая кавалерия расположилась во Всехсвятском в Останкине; в Черной грязи находился итальянский отряд, драгуны протянулись вдоль Смоленской дороги.
Тишина была нарушена выстрелами. Народ, решивший добровольно защищать Москву от врага, заперся в Кремле и оказал вооруженное сопротивление. Вероятно, в связи с этим Наполеон не решился сразу въехать в город.
Ночь с 2 на 3 сентября французский полководец провел в доме трактирщика у Дорогомиловской заставы. В эту ночь дорога от Филей до Дорогомиловской заставы была ярко освещена кострами. Французская армия двигалась по ней широким потоком. В Дорогомиловском предместье никого из московских жителей не было, кроме двух-трех дворников.
В то время в одном из приходов из 37 ямщицких дворов французами было сожжено 18. Дорогомилово сгорело почти полностью, но после окончания войны снова застроилось деревянными домишками. В них проживали мелкие чиновники, приказчики, обедневшие дворяне и ремесленники. Здесь было много извозчичьих дворов с трактирами и харчевнями, лавки гробовщиков и мастерские по изготовлению кладбищенских крестов, памятников и решеток, устанавливаемых на Дорогомиловском кладбище.
После отмены крепостного права население Москвы стало быстро расти, фабрик и заводов стало больше. Тихие окраины оживлялись. Ощутимо менялся их облик.
В 1875 году близ Дорогомиловской заставы был основан Трехгорный пивоваренный завод. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года он получил высшую награду — право изображать государственный герб на своих изделиях. В отзыве экспертов выставки отмечалось, что «завод Трехгорного товарищества должен быть поставлен на первое место между всеми московскими пивоваренными заводами по образцовому во всех деталях устройству и применению всех новейших усовершенствований в пивоваренном деле». Со временем производство все более расширялось, и в конце XIX века завод стал самым большим пивоваренным предприятием в Москве.
В 1879 году Товарищество завода получило от городской управы разрешение на открытие газового завода для освещения зданий своего предприятия. В 1883 году купец Е.Н. Билье открыл за заставой фабрику для выработки красильно-древесных экстрактов. (Впоследствии эта фабрика принадлежала В.В. Столярову). В 1894 году близ заставы был открыт Трехгорный цементный завод.
На Бережковской улице был расположен один из наиболее крупных московских сахаро-рафинадных заводов «В. Генер и Ко», а также напилочная, красильно-аппретурная, канвово-ткацкая и другие мелкие фабрики. За заставой были открыты завод гарного масла и мыла (Бони), завод оцинкованного железа.
В Новопроектированном переулке в 1872 году была основана фабрика мраморных и гранитных изделий, на Малой Дорогомиловской улице в том же году появилось щеточное заведение, а на Большой Дорогомиловской улице — колесное.
В конце XIX века набиравшее силу «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» решило проложить путь к Москве со стороны Брянска. Удобное сообщение между Москвой и Киевом создавало условия для эффективного экономического развития обширных районов России. Совет Министров разрешил создаваемому «Обществу Московско-Киевско-Воронежской железной дороги» с лета 1895 года приступить к строительству магистрали.
Для этих целей Дорогомилово подходило как нельзя лучше. Здесь имелась масса свободных, не занятых капитальной застройкой земель: это были в основном огороды, дровяные склады, пустоши. Без особых затрат на снос домов и строений здесь можно было разместить железнодорожное хозяйство.
Правление железной дороги обратилось к властям с просьбой отвести под застройку участок земли, известный под названием «Бережковские огороды». Дума не возражала. Однако внимание правления обратили на то, что с устройством грузовой и пассажирской станций движение по мосту через Москву-реку и вдоль ее берега к товарной станции значительно усилится. Между тем, набережная в том месте не устроена, в половодье ежегодно размывается, а Бородинский мост значительно обветшал. В связи с этим город потребовал обустроить набережную Москвы-реки от моста до владений железной дороги и, главное, построить новый Бородинский мост.
В Дорогомилове старый деревянный мост, носивший с 1837 года название Бородинского (в память 25-летия славной победы русских войск под Бородином), был в 1868-м заменен железным с фермами на каменных быках. Длина моста составляла 138,8 м, ширина 14,9 м. Этот мост, построенный по проекту инженера В.К. Шпейера, простоял вплоть до 1912 года, когда был заменен новым.
Всего под железнодорожные пути и устройство станций в Дорогомилове из владений Москвы отходило в собственность дороги 88660 кв. саженей земли. Основная часть отчуждаемой земли была в аренде у крестьян Балабановых. Дороге отошли и земли рядом стоящей церкви Тихвинской Божьей Матери.
В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней).
К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».
29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.
После открытия новой линии по ней ходили всего два пассажирских поезда. Товарные же перевозки с первых дней стали активно расти. Строительство железной дороги сделала всю местность весьма оживленной. К традиционно проживавшим в Дорогомилове извозчикам, мелким кустарям, ремесленникам прибавились поденные рабочие на железной дороге, для которых город открыл здесь ночлежный дом (ныне Б. Дорогомиловская улица, 22). За заставой, против кладбища, выросла новая Дорогомиловская слобода. На Можайском шоссе (между заставой и кладбищем) появился бульвар, обсаженный деревьями, с вкопанными в землю скамейками. На этих скамейках часто отдыхали люди, возвращавшиеся с кладбища. Застройке Можайского шоссе очень способствовало сооружение в 1903–1908 годах Окружной железной дороги со станцией «Кутузово».
В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке.
Все пространство до берега в то время было тесно застроено домишками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года.
Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Для фасада были заказаны декоративные скульптуры. Скульптор С. Алешин выполнил их в классическом стиле. И поныне Киевский вокзал — единственный в Москве, который украшен монументальными изваяниями.
Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова.
Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году.
* * *
Закат эпохи ямщиков наступил в середине XIX века, когда почту начали перевозить в специальных почтовых экипажах, по железным дорогам и пароходами. Ямщики как отдельное сословие крестьян стали исчезать. В 1830 году в приходе Дорогомиловской церкви было 25 ямщицких дворов, в 1841-м – 24, а, начиная с 1842 года, в клировых ведомостях в разделе о прихожанах перестали выделять ямщиков из числа «прочих городских обывателей». Ямщики, лишенные старых привилегий, становились городскими извозчиками, легковыми или ломовыми, развозившими грузы от железнодорожных станций.
В это время в Дорогомилове было 67 ломовых заведений, имевших 337 лошадей и 224 работника. Целый день по Дорогомиловской улице тянулась бесконечная вереница извозчиков. Подводы с вокзала окольным путем — Бережками — через мост проезжали в город. Дорогомилово начали усиленно застраивать, преимущественно деревянными двухэтажными домами.
В конце XIX века от Дорогомиловской заставы к центру города можно было доехать конкой. В 1909 году встал вопрос о прокладке в Дорогомилово линии электрического трамвая. Этому мешало плохое состояние пришедшего в ветхость Бородинского моста. Жители Дорогомилова подали в Думу прошение, мотивируя необходимость капитального ремонта моста и прокладки трамвайной линии тем, что население Дорогомилова, включая окрестности, достигло ста тысяч жителей. К тому времени в Дорогомилове не только находились Брянский вокзал и станция Окружной железной дороги. Дорогомилово было единственным местом в Москве, в котором железнодорожные перевозки легко было увязать с Москвой-рекой и развивающимся судоходством.
Движение электрического трамвая по новой линии до Дорогомиловской заставы было открыто 5 ноября 1909 года. Окраинные улицы обыкновенно освещались керосиновыми лампами, но после прокладки трамвайной линии вдоль Большой Дорогомиловской улицы загорелись керосиново-калильные фонари, дававшие большой круг очень яркого света.
Городской Управе было поручено объявить конкурс на постройку нового Бородинского моста. Это был первый случай, когда проект городского сооружения выбирался на конкурсной основе. Первую премию получил проект Л. Николаи и художника-архитектора К.В. Грейнерта.
В августе 1912 года состоялось торжественное освящение вновь выстроенного Бородинского моста. К этому времени мост был готов наполовину, и движение из города в Дорогомилово совершалось по новому мосту, а обратно — по временному деревянному.
Художественно-архитектурной частью постройки моста по поручению городской Управы заведовал академик Р.И. Клейн. В связи со столетним юбилеем Отечественной войны 1812 года вновь стали популярны различные формы русского классицизма начала XIX века — это отразилось и в архитектуре нового Бородинского моста.
В 1912 году торжественно праздновали 100-летие победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. К празднованию этой даты готовились очень тщательно. 1 сентября 1910 года возле Кутузовской избы была заложена часовня и начато строительство Музея в память 1812 года. Место было выбрано неслучайно.
Изба крестьянина Фролова в деревне Фили, где происходил исторический совет, пожалуй, была первым памятником Отечественной войны 1812 года. В 1868 году владевший ею князь Э.Д. Нарышкин безвозмездно передал избу городу, но, к сожалению, в обгорелом виде после случившегося в том же году пожара. В 1870 году остатки избы по постановлению Думы были проданы, и хотя с тех пор появлялись различные проекты памятников на этом месте, ни один из них не был осуществлен.
Спустя тринадцать лет офицерами гренадерского корпуса около места бывшего пожарища был поставлен снятый со Смоленской дороги дорожный верстовой столб с надписью «1783». Ему придали вид обелиска, на котором разместили памятные доски. Спустя четыре года, по ходатайству Общества хоругвеносцев храма Христа Спасите ля, на земле из-под бывшей избы Московская городская дума позволила возвести новую деревянную избу. В основу работ были положены планы и фасады художника Струкова, сделанные по рисунку бывшей Кутузовской избы.
1 августа 1887 года новая изба была готова. Внутри она была украшена портретами трех императоров Александра I, Николая I и Александра II и гравюрами-портретами знаменитых деятелей 1812 года. Особенно примечательной была гравюра, изображающая фельдмаршала М.И. Кутузова на коне перед войсками в кавалергардской фуражке, с георгиевской лентой через плечо. Был здесь и его бюст, сделанный по посмертной маске, снятой с фельдмаршала в городе Бунцлау. В избе поселили ветеранов Псковского пехотного полка им. фельдмаршала Кутузова.
При подготовке к празднованию 100-летнего юбилея встал вопрос о переименовании Дорогомиловской улицы в улицу фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского (вопрос этот поднимался в Думе еще в 1909 году), но древнее название улицы все же было сохранено.
* * *
В 1898 году в Дорогомилове началось строительство нового Богоявленского храма. Он сооружался по проекту архитектора В.Е. Сретенского. К востоку от старой церкви начали строить новый большой храм, а церковь стала при нем трапезной. Храм был выстроен в византийском стиле. В нем было устроено 5 престолов. Средний был освящен в честь Богоявления Господня, с южной стороны находились приделы св. Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, а с северной стороны — иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святителя Тихона Задонского.
Новый Богоявленский храм вмещал до десяти тысяч человек и был самым большим из всех приходских церквей Москвы, уступая по величине лишь Успенскому собору Кремля и храму Христа Спасителя. Выделявшееся среди рядовой застройки Дорогомилова монументальное здание храма было видно издалека и являлось гордостью жителей Дорогомиловской слободы.
Дорогомилово было дальним бедным предместьем города, водопровод и канализация здесь отсутствовали. Бедных людей привлекало сюда изобилие дешевых помещений и «углов» в призаставной и заставной местности. Официальная оценка земли на Большой Дорогомиловской улице не превышала 50 руб. за квадратную сажень, в то время как на Воздвиженке она доходила до 200 руб., а на Арбате — до 250 руб.
Богатые люди не селились в Дорогомилове из-за частых наводнений. Особенно большие наводнения случились в 1879 и в 1908 годах.
В 1879 году в Дорогомиловской слободе вода залила большую часть главной улицы и поднялась на 3 аршина (213,36 см). Почти все низменные переулки с их домами, подвальные этажи и одноэтажные дома были целиком залиты. Жители забирались на чердаки, и тем только спасались от гибели. Некоторые из осажденных наводнением снимали с петель ворота и плавали на них в поисках пищи. Потоки воды неслись с такой силой, что на углу одного из переулков вода отмыла целый угол каменного дома вместе с полом и имуществом. Замечательно, что при всем хаосе Дорогомиловского потопа, благодаря деятельности местной полиции, не было ни краж, ни беспорядков.
Более всего Дорогомилово пострадало во время наводнения 1908 года. Оно полностью было залито водой и совершенно отрезано от города. На Большой Дорогомиловской улице были залиты первые этажи, а в переулках некоторые одноэтажные дома залило совсем, с крышей. По улице и по переулкам передвигались на лодках. Наводнение началось утром в пятницу на Страстной неделе, и вода держалась до вечера первого дня Пасхи. В пятницу в Богоявленском храме совсем не было богослужения. По Дорогомиловской улице все утро горели фонари, и их некому было тушить.
Многие лесные и дровяные склады по правую сторону моста разнесло половодьем. Трехгорный пивоваренный завод почти весь был залит водой. Вода подошла к Дорогомиловскому кладбищу и залила часть могил. Огромная вокзальная площадь представляла собой бурное озеро. Сообщение с городом было крайне затруднительно и часами даже невозможно. Брянский вокзал не мог функционировать, и поезда приходилось отправлять с Брестского вокзала. Наводнения продолжались и в последующие годы.
В начале ХХ в. основную массу населения (свыше 4 тыс. человек) составляло крестьянское сословие, много было и мещан. Представители дворянства, духовенства, потомственных и личных почетных граждан составляли не более 1,5 процентов населения.
В революционных событиях, связанных с декабрьским вооруженным восстанием 1905 года, жители Дорогомилова активного участия не принимали.
В январе 1905 года бастовал Трехгорный пивоваренный завод. В феврале и декабре бастовали рабочие и служащие Московско-Киево-Воронеж ской железной дороги. Во время забастовки на железной дороге происходили столкновения между ломовыми извозчиками и революционными боевиками, не допускавшими выдачи грузов.
После событий 1905 года в Дорогомилове образовались местные отделы православно-патриотических партий и организаций: Русской монархической партии, а затем Союза Русского Народа.
После победы февральской буржуазной революции власть оказалась в руках правых эсеров.
В апреле 1917 года был создан Дорогомиловский Совет. В августе 1917 года жители Дорогомилова подали ходатайство о выделении из Хамовников в отдельную районную думу. Среди кадетов, большевиков и других партий под номером 18 значились «обыватели Хамовнического участка (Дорогомилово)».
Во время октябрьских событий 1917 года в Дорогомилове было всего 50 большевиков, исключительно из числа солдат и рабочих. Бородинский мост и Брянский вокзал являлись важнейшими стратегическими пунктами. Через Брянский вокзал юнкера получали подкрепление с фронта, а Бородинский мост позволял быстро перебрасывать эти подкрепления к центру города.
В ночь с 29 на 30 октября отряд юнкеров направился на Брянский вокзал, чтобы встретить прибывающий с фронта «батальон смерти». На Бородинском мосту юнкера окружили красногвардейцев, двоих сбросили в реку, шестерых убили, остальных взяли в плен. Утром 30 октября «батальон смерти» высадился на Брянском вокзале и был направлен в Александровское военное училище, но 31 октября красногвардейцы с помощью отряда из Орехово-Зуева и солдат 193-го полка заняли Бородинский мост. В тот же день был окончательно занят и Брянский вокзал.
После установления власти большевиков к маю 1918 года были окончательно уничтожены районные думы и управы. Москва была разделена на 11 районов. Один из этих районов — Хамовнический — охватывал и территорию Дорогомилова.
В 1920-е годы почти сразу после гражданской войны в Москве началось жилищное строительство и работы по приведению в порядок разрушенного городского хозяйства.
Для старой Москвы была характерна хаотичная застройка узких улиц и переулков, неравномерная застройка центра и периферии, обилие малоэтажных и ветхих домов, беспорядочное размещение промышленных предприятий.
Планировка Дорогомилова также была совершенно неудовлетворительной. Кварталы района, чрезвычайно мелкие, застраивались деревянными домами полугородского типа. Дорогомиловский вал был тупиком. Совершенно игнорировалась при застройке Москва-река. Многие улицы и переулки района не имели выхода к воде, берега не были благоустроены. Дома городского типа стояли в основном вдоль Большой Дорогомиловской улицы и южнее, на месте Бережковской слободы, а застройка в глубине кварталов представляла собой обширный массив деревянных лачуг, часть которых дожила до 50-х годов ХХ века. Поэтому в советское время застройка района началась с «глубинки» — оттуда, где находились самые бедные, ветхие домишки.
Первые жилые дома в Дорогомилове появились в 1927 году — на 2-й Извозной улице (ныне Студенческая). При всей скромности внешнего облика они заслуживают благодарной памяти. Новые рабочие кварталы решали важнейшую задачу: они несли на московские окраины городские удобства — водопровод, канализацию, электричество.
В это же время был построен большой студенческий городок, со специальным корпусом для семейных студентов и аспирантов, а также с клубными и спортивными помещениями.
В 1930-е годы здесь же (Студенческая ул., д. 14) было построено пожарного депо, которое стало первым в Москве зданием пожарной части нового типа, без каланчи, поскольку телефонная связь сделала наблюдение ненужным.
В 1925 году на месте существовавшего с 1916 года небольшого химического предприятия, принадлежавшего обществу Российских химических заводов, началось строительство Дорогомиловского химического завода им. Фрунзе. В 1929 году рядом с ним был построен заводской клуб — один из первых в новой Москве.
В 1926 году вступила в строй карандашная фабрика (концессия американской фирмы А. Гаммер). Спустя четыре года фабрика перешла в собственность государства. Ей были присвоены имена американских рабочих Н. Сакко и Б. Ванцетти. В 1930-х годах на Бережковской набережной была сооружена Фрунзенская теплоэлектростанция (ТЭЦ).
В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово.
10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. Вскоре началось коренное переустройство Дорогомилова.
Поскольку по территории района Дорогомилово проходила Смоленская дорога, на протяжении веков являвшаяся основным путем из Москвы на запад, он и был выбран для создания новой радиальной магистрали. Ей предстояло связать центр с западной зоной города и въездом в столицу с Минского шоссе. В связи с этим намечались большие работы.
В плане реконструкции Москвы было записано:
Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки.
Дорогомиловская улица до Дорогомиловской площади расширяется с 31 до 70 м. Реконструируемая Дорогомиловская площадь становится узловой, разгрузочной и связывает Дорогомиловскую улицу и новый Арбат с Можайским шоссе.
Можайское шоссе превращается в одну из самых оживленных артерий города шириной 70–100 м. Правая сторона этой магистрали освобождается от ветхих зданий. Богатые зеленые массивы связывают магистраль с набережной Москвы-реки.
В целях разгрузки Арбата прокладывается новая прямая магистраль, так называемая Новоарбатская. Магистраль проходит от Москвы-реки через кварталы Дорогомиловской улицы и Дорогомиловской площади.
Набережная Москвы-реки превращается в сквозную магистраль. Набережные озеленяются, берега одеваются в гранит. Москва-река у Дорогомиловской луки спрямляется. Дорогомиловская набережная становится одной из благоустроенных улиц Москвы. Бережковская набережная расширяется до 50 м.
В 1936 году началась последовательная реконструкция набережных. К 1940 году они были облицованы гранитом, благоустроена их проезжая часть, возведено несколько многоэтажных домов.
В том же году параллельно Бородинскому мосту, в 200 метрах выше по течению Москвы-реки был сооружен новый однопролетный металлический мост метрополитена (арх. К.Н. и Ю.Н. Яковлевы).
В 1937 году в Дорогомилово провели метро, (вторая линия в Москве). Около Киевского вокзала появилась станция «Киевская» (арх. Д.Н. Чечулин). После войны, в 1952–1953 годах, здесь была сооружена новая станция, центральный зал которой спроектировали арх. Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский и В.М. Добровольский, а надземный вестибюль — архитекторы И.Г. Таранов и Г.С. Тосунов. В 1954 году здесь же построен подземный зал станции «Киевская-кольцевая».
До революции в Дорогомилове существовало только одно образовательное учреждение — Училищный дом, достаточно редкое явление для Москвы, в котором размещались городские начальные (трехклассные) школы. В одном доме из соображений всяческой экономии обычно помещалось несколько таких учебных заведений. К сожалению, Дорогомиловский Училищный дом оказался прямо на трассе Кутузовского проспекта и потому был снесен. Но вместо него появились школы.
В эпоху «великого школьного строительства» (1935–1938) одной из первых появилась школа по Резервному проезду, д. 10. Такие же школьные здания строились и в других районах Москвы.
В 1935 году появилась еще одна школа — в 4-м Можайском переулке. Она выделялась необычным расположением окон на главном фасаде здания. Несмотря на обилие различных проектов, в 1930-х годах уже были установлены жесткие нормы на освещенность помещений, благодаря чему ритм окон во всех зданиях почти одинаков. А вот в школьном здании в Можайском переулке это правило нарушено.
В следующем, 1936-м, году добавились школы на Студенческой улице, д. 36 и д. 37 и на Брянской улице, д. 10. В 1940 году — на Студенческой улице, д. 24.
С 1943 по 1954 год действовала система раздельного обучения. Поэтому возникла необходимость в парном размещении школьных зданий: одно для мужской, другое — для женской школы. Поэтому рядом со школами 1930-х годов появились две новые, построенные по самым распространенным в то время проектам архитектора Л. Степановой.
Напротив школы в Резервном проезде поднялась четырехэтажная школа (д. 12), а рядом со школой по Можайскому переулку — пятиэтажная (Студенческая улица, 29). В четырехэтажной школе архитектор, в погоне за экономией, разместил классы по обе стороны длинного темного коридора, что вызвало вполне законное неудовольствие учителей, и поэтому уже через пару лет проект был переделан. Коридоры получили боковое освещение, но школьные здания из-за этого стали выше на целый этаж. Именно с тех пор и до конца 1960-х годов московские школы строились пятиэтажными.
Застройка Кутузовского проспекта от места его слияния с Большой Дорогомиловской улицей началась в 1936 году. Вначале не было общего проекта планировки и застройки магистрали. Но, учитывая ее значение для города и стремясь придать району архитектурное единство, Московский Совет в 1938 году объявил закрытый конкурс на проект застройки территории от Дорогомиловской заставы до Окружной железной дороги. Проект предусматривал строительство многоэтажных домов, в целом свыше 1 млн. куб. метров. Но осуществлению этих грандиозных планов помешала война.
В ночь с 21 на 22 июня 1941 года фашистская авиация начала налеты на столицу. Овладев Смоленском, в конце сентября — начале октября 1941 года немецкие войска начали наступление на Москву. Перед 4-й немецкой армией, действовавшей в районе Можайска–Серпухова, была поставлена задача: окружить советские войска западнее Москвы и замкнуть кольцо в районе Кунцева.
Вместе со всеми москвичами жители Дорогомилова внесли свой вклад в дело победы над фашистскими захватчиками. Осенью и зимой 1941 года была проделана огромная работа по сооружению оборонительных укреплений на подступах к Москве. На улицах устанавливались надолбы, «ежи», проволочные заграждения, баррикады, в домах устраивались артиллерийские и пулеметные точки. Часть промышленных предприятий была эвакуирована, отдельные — перестроены на военный лад. Большую помощь фронту оказывал Дорогомиловский химический завод, а также ремесленные училища района.
2 июля 1941 года на средства предприятий и учреждений Киевского района, в состав которого с апреля 1936 года входило Дорогомилово, была создана и оснащена дивизия народного ополчения. В ее состав вошли добровольцы-ополченцы — рабочие и служащие предприятий района.
В ночь с 25 на 26 ноября 1941 года дивизия вступила в свой первый бой с частями Гудериана под Каширой, затем участвовала в боях под Тулой, Алексином и Калугой. В сентябре 1942 года сражалась под Сталинградом. 10 января 1943 года участвовала в генеральном наступлении против окруженной группировки генерала Паулюса, а позднее в битве на Курско-Орловской дуге, принимала участие в боях за Чернигов, Холм, Люблин, Варшаву, Калиш, Берлин.
В доме No 7/1 на набережной Т. Шевченко жили журналисты и фотокорреспонденты-известинцы военных лет: П. Трошкин, Е. Кригер, П. Белявский, В. Полторацкий, Л. Кудреватых.
К.П. Савельева, сестра военного корреспондента П.А. Трошкина, старожил Дорогомилова, передала в Экскурсионно-краеведческую службу библиотеки N 37 документы, газетные вырезки, фотографии. П.А. Трошкин с 1936 года работал специальным корреспондентом газеты «Известия». В качестве военного корреспондента участвовал в трех войнах: с белофиннами (1939 г.), на Халхин-Голе (1939 г.) и в Великой Отечественной войне (битва под Москвой, Курская Дуга, Сталинградская битва, Крым, Севастополь, Западная Украина). Награжден орденами и медалями. П.А. Трошкин погиб в 1944 году под Станиславом и похоронен на Холме Славы во Львове.
В книге «Разные дни войны» писатель К. Симонов вспоминал о своем боевом товарище П. Трошкине: «В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить… Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших корреспондентов, то есть из людей, которым вообще, как правило, не занимать мужества. О войне он рассказывал языком своих снимков. Чтобы показать войну и людей войны, передать дыхание боя, ему надо было всегда находиться на передовой линии, тогда каждый добытый из огня кадр приобретал силу боевого оружия».
Летом 1941 года Трошкин крупным планом снял первые подбитые фашистские танки, находившиеся на нейтральной полосе, подобравшись к ним под огнем противника. Этот снимок, обошедший потом всю мировую печать, появился в «Известиях» вместе с очерком К. Симонова.
В послевоенные годы промышленность и городское хозяйство Москвы развивались все более быстрыми темпами. Наиболее крупными предприятиями Дорогомилова стали пивоваренный завод им. Бадаева (бывший Трехгорный), Дорогомиловский химический завод им. Фрунзе, карандашная фабрика им. Сакко и Ванцетти.
С большим размахом велось жилищное строительство. На Дорогомиловской набережной (с 1961 года — набережная Тараса Шевченко) в период с 1952 по 1956 годы было построено пять многоэтажных жилых зданий. В это же время была в основном закончена реконструкция Бережковской набережной. Существовавшие здесь с конца XIX века товарные склады железной дороги были снесены, а на их месте появились жилые дома, здание Патентной библиотеки и Архива Российской Федерации.
В 1947 году в дни празднования 800-летия Москвы состоялась торжественная закладка высотного здания гостиницы «Украина». Это крупнейшее здание Кутузовского проспекта (автор проекта — арх. А.Г. Мордвинов, соавторы — арх. В.К. Олтаржевский и В.Г. Калиш). Общая высота его — 170 метров. В центральной части, высотой в 29 этажей, находится гостиница. По бокам выстроены два многоэтажных жилых корпуса по 250 квартир каждый.
Стилистически здание, как и большинство архитектурных объектов, построенных на основной магистрали и набережных Дорогомилова в 1930–1950 годах, может быть отнесено к характерным произведениям советского «имперского» стиля. Со стороны парадного входа в гостиницу на набережной, носящей с 1961 года имя Т.Г. Шевченко, установлен памятник великому украинскому поэту. Он был открыт в 1964 году (скульпторы: М.Я. Грицюк, Ю.Л. Синькевич и А.С. Фуженко).
В этой части Дорогомилова многие названия связаны с Украиной (гостиница «Украина», Украинский бульвар, набережная Тараса Шевченко). Переименования были приурочены к празднованию 300-летия воссоединения России и Украины.
* * *
В 1957 году через Москву-реку в районе Дорогомиловской излучины был сооружен Новоарбатский мост (авт. проекта — М.С. Крючков, С.С. Мейтарчан, М.С. Руденко, С.Я. Терехин, арх. — А.И. Сусоров и К.Н. Яковлев; с 1963-го до начала 1990-х годов мост именовался Калининским). Он соединил Кутузовский проспект с Новоарбатским.
Мост трехпролетный; опоры моста, выполненные в виде колоннад, придают легкость всей конструкции. Ширина моста — 43 м, 24 м — проезжая часть. Длина моста вместе с подъездными эстакадами 500 м; под эстакадами расположены гаражи и проезды по набережным.
В начале 1950-х годов началось строительство отрезка радиальной ветки метрополитена от станции «Киевская» к районам Фили и Кунцево.
В 1957–1958 годах в Дорогомилово открылись еще две станции метро — «Студенческая» и «Кутузовская».
В это же время была завершена реконструкция Киевской улицы. Здесь поднялись высокие (8–10 этажей) дома с пышно украшенными фасадами, поскольку перед архитекторами, оформляющими эту часть района, была поставлена задача создать парадное оформление въезда в Москву по Киевской железной дороге.
Современный облик Дорогомилова сложился к концу 1970-х годов. Конечно, первоначально задуманный план его застройки не был полностью реализован, так как осуществлялся в разные периоды жизни страны. Торжественная архитектура парадных зданий, построенных в 1930–1950-е годы, с нарочито декоративной обработкой фасадов, соседствует с простенькой архитектурой домов, выстроенных в 1960–1970-е годы. Однако основная часть застройки все же была осуществлена до этого времени, так что стилевое единство архитектурного облика района не слишком нарушено.
Святыни, утраченные и вновь обретенные
К сожалению, в настоящее время на территории Дорогомилова не сохранилась ни одна из ранее существовавших здесь церквей. Главный храм Дорогомилова — Богоявления Господня, построенный еще в XVI веке, в 1938 году, во время «безбожной пятилетки», был взорван. На его месте теперь стоит жилой дом — первый многоэтажный дом, построенный на Большой Дорогомиловской улице (д. 1).
Церковь Тихвинской Божией матери располагалась в Бережковской слободе. У нее было еще три названия: «что в Ямах в Дорогомиловке»; «что в Патриаршей домовой Бережковской слободе» и «что на Бережках на Рыбной слободе». Образ Тихвинской Божией Матери — почитался в России. Икона чудесным образом явилась в 1383 году около города Тихвина. Она происходила из Константинополя и, по преданию, была написана св. евангелистом Лукой.
Точно не известно, когда на этом месте появилась церковь (возможно, в 1642 году), но первое каменное здание для нее было выстроено в 1716 году. А ее последнее здание, небольшое и изящное, было построено заново в 1746 году.
В 1930-е годы церковь закрыли, а спустя тридцать лет разобрали, и на ее месте разбили сквер.
В 1920-1950 годы по идеологическим соображениям или в целях благоустройства были уничтожены многие монастырские и гражданские кладбища Москвы. В это время в Дорогомилове были ликвидированы Дорогомиловское православное и еврейское кладбища.
Первую церковь на Дорогомиловском кладбище во имя св. Елисаветы освятили 2 января 1773 года. Строили ее «под смотрением» архитектора В.И. Баженова. В 1839 году церковь значительно перестроили, добавив к ней еще два придела: Нерукотворного образа Спаса и Владимирской Божией Матери.
Церковь и кладбище были памятником Бородинской битвы — она произошла в день празднования иконы Владимирской Божией Матери. Здесь, в общей могиле, были погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. В 18497nbsp;году над этой могилой на средства известного промышленника и мецената мануфактур-советника Прохорова был сооружен памятник-обелиск. Он представлял собой высокую стелу (по аналогии с памятником на Куликовом поле), разделенную вертикальными прорезями на девять секторов и увенчанную сферической рельефной главой. Между секторами находились изображения «Всевидящего ока». На этом кладбище были похоронены профессоры Московского университета Н.А. Бекетов, А.В. Болдырев, Н.Е. Зернов, В.М. Котельницкий, Г.И. Сокольский, историк Москвы В.К. Трутовский, композитор И.А. Сац, первая женщина-этнограф В.Н. Харузина, писатель И.С. Серов, министр народного просвещения Н.П. Боголепов.
Еврейское кладбище возникло в Дорогомилове в 1788 году по инициативе проживающих в Москве белорусских евреев и было одним из восьми в разное время созданных в городе иноверческих некрополей. Благодаря щедрым и многочисленным частным пожертвованиям кладбище постоянно благоустраивалось. У входа стоял молитвенный дом с часовней, в которой совершались отпевания умерших.
На этом кладбище находились могилы художника-жанриста И.Л. Аскназия, директора института фтизиатрии, профессора С.Б. Вермеля, известного публициста и общественного деятеля Г.Б. Иоллоса, убитого в 1907 году черносотенцами, художника И.И. Левитана, крупных российских предпринимателей С.Л. и Л.С. Поляковых.
С конца 1920-х годов район оказался в зоне интенсивной застройки, что и предопределило судьбу обоих некрополей. В 1930-х годах на кладбищах прекращаются захоронения, а в 1950-е, в ходе реконструкции этой части Кутузовского проспекта, они окончательно исчезают под новой застройкой. Прах русских воинов из братской могилы был перенесен к Кутузовской избе, а останки великого русского художника И.И. Левитана, ранее покоившиеся на еврейском кладбище, — в некрополь Новодевичьего монастыря.
По свидетельству родившегося 80 лет назад и прожившего здесь всю жизнь старожила Ф.Ф. Егорова, родственникам тех, кто был захоронен на территории Дорогомиловского православного и еврейского кладбищ, государство предоставило возможность перенести захоронения на другое кладбище.
Как вспоминает Ф.Ф. Егоров, примерно в 1938 году вышло постановление о запрещении новых захоронений на этих кладбищах; предлагалось перезахоронить родственников на Востряковском кладбище. Жители писали заявления в контору кладбища, им бесплатно выдавались гробы. Эксгумация проводилась за счет родственников, а перевозка гробов осуществлялась централизованно за счет государства — на машинах и подводах. Новым погребениям присваивались номера, и на новых могилах можно было поставить памятники. В основном перезахоронения велись в течение 1939–1940 годов. Однако еще в 1946 году отдельные нетронутые могилы можно было перенести на Востряковское кладбище.
Сохранилась в Дорогомилове часовня, сооруженная в честь 100-летия войны 1812 года рядом с Кутузовской избой. В 1990-е годы она была возвращена русской церкви, отреставрирована, и теперь в ней вновь проводятся богослужения.
Дорогомилово можно по праву назвать своеобразным мемориалом военных побед России. В названиях улиц и памятников района увековечена память героев двух Отечественных войн.
Бородинский мост, сооруженный к 100-летию Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы, является своеобразным памятником подвигу русского народа в борьбе с захватчиками. Тема славы русского оружия звучит и в декоре Киевского вокзала.
В 1962 году, к 150-летию исторического сражения под Бородином, на Кутузовском проспекте (д. 38) был открыт новый музей для демонстрации панорамы «Бородинская битва». Панорама была создана в 1912 году художником Ф.А. Рубо.
Рядом — гранитный обелиск, когда-то установленный на братской могиле 300 русских воинов-героев 1812 года и перенесенный сюда в 1940 году с Дорогомиловского православного кладбища.
За музеем-панорамой расположена знаменитая Кутузовская изба. В настоящее время здесь размещен музей М.И. Кутузова, в котором представлены вооружение и обмундирование того времени, портреты героев Отечественной войны. Особый интерес вызывают личные вещи М.И. Кутузова, подлинные рукописи, приказы, материалы, отображающие боевой путь генерала-фельдмаршала.
6 июля 1973 года справа от музея-панорамы был открыт памятник Кутузову. Отлитая в бронзе конная статуя фельдмаршала поставлена на высокий гранитный постамент, с трех сторон — изваяния прославленных военачальников, рядовых солдат и офицеров, партизан. Памятник создан скульптором Н.В. Томским и архитектором Л.Г. Голубовским.
В 1966 году было принято решение о восстановлении Триумфальной арки (арх. О.И. Бове). Первая триумфальная арка была деревянной, ее установили в середине 1814 года у Тверской заставы для торжественной встречи возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск. В 1826 году было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена Осипу Ивановичу Бове. И 20 сентября 1834 года состоялось открытие памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России. У Тверской заставы памятник простоял чуть более ста лет, его разобрали в 1936 году.
Вопрос о том, где же поставить арку, породил много споров и предложений. В результате было принято решение восстановить Триумфальные ворота на въездной площади Кутузовского проспекта. 6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Его основу образует однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор. По фризу арки идут гербы 48 губерний России, жители которых участвовали в войне. Венчает арку колесница Славы.
Умелое сочетание разнообразных материалов — черного чугунного литья и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника. Большинство скульптурных работ по рисункам архитектора выполнили талантливые русские скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев. Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки.
Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, названной так в 1975 году в ознаменование 30-летия победы над фашистской Германией, образуя единый историко-мемориальный комплекс с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними другими памятниками.
9 мая 1977 года в месте слияния Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы был открыт обелиск городу-герою Москве (арх. Г. Захаров, З. Чернышева, скульптор А. Щербаков). Высокий искусственный холм, к которому с трех сторон ведут лестницы, завершается овальной площадкой.
Отсюда стремительно поднимается на высоту 40 метров четырехгранный обелиск, увенчанный золотой звездой. С трех сторон его окружают изваяния фигур защитников столицы. На обелиске изображен ордена В.И. Ленина, под ним текст Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Москве почетного звания «Город-герой». Обелиск обращен к западу, откуда в течение веков шли на Русь завоеватели.
9 мая 1995 года, в дни празднования 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, был торжественно открыт самый крупный в Москве мемориальный комплекс на Поклонной горе.
Памятник и Парк Победы начали проектироваться еще до окончания войны. После парада Победы в Москве было предложено создать такой комплекс на Красной площади, освободив для него пространство за счет сноса больших исторических зданий. К счастью, этот проект не был осуществлен.
В 1957 году было определено место для будущего мемориала — Поклонная гора. Веками по Поклонной горе проходил главный путь из Европы в древнюю столицу России. Православные останавливались на этом месте и по традиции «отдавали поклон» церквам и монастырям Москвы. На этом месте М.И. Кутузов решил судьбу города. Здесь Наполеон напрасно дожидался ключей от Москвы. Отсюда в 1941 году по Можайскому шоссе уходили на запад советские войска.
В 1958 году прошел открытый всесоюзный конкурс на лучший проект мемориала, однако его результаты не были воплощены в жизнь.
В 1961 году был заложен Парк Победы, а в начале 1980-х были начаты земляные работы, прокладка коммуникаций, дорог.
В 1985 году был утвержден новый проект, работу над которым на протяжении многих лет вел коллектив под руководством архитектора А.Т. Полянского. По этому проекту предполагалось воздвигнуть дворец Победы с залами Славы и Памяти — музей Великой Отечественной войны, развернутый главным фасадом на восток, к центру Москвы. Проект центрального обелиска, первоначально задуманный скульптором Н. Томским в виде Красного знамени, после его смерти был переработан коллективом его учеников и трансформировался в памятник, где на высоком пьедестале поднимались солдаты под победным Красным знаменем с образом Ленина.
Но наступило время перемен и создание мемориала вновь застопорилось — теперь уже по требованиям общественности, настаивавшей на прекращении строительства и восстановлении целостности исторического места древней Москвы — Поклонной горы. Несмотря на заключение экспертов, удостоверяющее, что на участке, предназначенном для строительства здания музея, ничего не было срыто, а холм, с которого в прошлом поклонялись Москве, находился в восьмистах метрах от мемориала, и был срыт в предвоенные и послевоенные годы при прокладке трассы Кутузовского проспекта, протесты не прекращались. Чтобы снять социальную напряженность, строительство было приостановлено.
Только решительность и энергия мэра Москвы Ю.М. Лужкова позволили не только возобновить строительство в 1992 году, но и открыть основную часть комплекса 9 мая 1995 года в день празднования 50-летия Победы.
Строительство велось крупнейшими московскими строительными организациями. Необходимо было не только закончить возведение здания музея, но и воздвигнуть главный монумент. Автора проекта архитектора А.Т. Полянского к этому времени уже не было в живых. Поэтому реализация этой сложнейшей творческой задачи была поручена известному скульптору-монументалисту Зурабу Церетели. Он был назначен художественным руководителем проекта.
Ансамбль мемориала занимает территорию 20 га в Парке Победы площадью 135 га. Центральная аллея «Годы войны», следующая под углом к Кутузовскому проспекту, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 1418 фонтанов — столько дней продолжалась война и лилась кровь.
Центральная аллея ведет к круглой Площади Победителей. Здесь установлен величественный трехгранный обелиск (арх. В. Будаев, Л. Вавакин, скульптор З. Церетели) высотой 141,8 м. Это число также символизирует 1418 дней войны. Гранитная облицовка обелиска рассказывает о событиях военных лет. У подножия располагается статуя св. великомученика Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона, символизирующего фашизм. Венчает композицию фигура крылатой богини победы — Ники и ангелов, трубящих в золотые трубы о триумфе русского оружия. В композицию входят скачущие над стеной дворца статуи Слав.
Завершает Площадь Победителей белокаменное здание музея (арх. А.Т. Полянский) с куполом и полукруглой колоннадой, в виде галереи с пилонами-знаменами.
В музее два главных зала – Памяти и Славы. Об истории Великой Отечественной войны рассказывают также Гвардейские залы и шесть диорам. Экспозиции диорамных залов посвящены крупнейшим событиям этой войны: контрнаступлению под Москвой, жизни блокадного Ленинграда, форсированию Днепра, битве под Сталинградом, битве на Курской дуге, штурму Берлина. Внутренняя организация музейного пространства символична.
В зале Славы установлены мраморные книги с высеченными на них именами Героев Советского Союза и гербами городов-героев, а также скульптура «Солдат-победитель», созданная киевским скульптором В. Знобой.
В зале Памяти установлена скульптура Л. Кербеля «Скорбящая мать». Тут же хранятся Книги памяти с именами погибших за Родину. На экраны мониторов в считанные секунды выводится информация о погибших защитниках отечества. Есть видеоэкраны и в Гвардейских залах, рассказывающих о разных периодах войны и о вкладе тыла в общую победу над фашизмом.
Парк Победы является важной частью мемориального комплекса. Аллеи парка сходятся к площади Победы и названы в честь защитников Москвы: Солдат, Партизан, Артиллеристов, Моряков, Летчиков, Связистов, Танкистов, Ветеранов войны и труда. Есть аллея Памяти с тематическими микропарками и площадками для встреч ветеранов и четыре самостоятельные экспозиции — военно-историческая экспозиция, художественная галерея, выставка боевой техники и инженерных сооружений под открытым небом.
Кроме музейной и парковой зон, в мемориальный комплекс включены также религиозные центры: православный храм св. Георгия Победоносца, мечеть и синагога. В парке Победы на Поклонной горе естественно соседствуют храмы трех религий. Это свидетельство духовного единства разных народов, которые издавна жили вместе, а в Великой Отечественной войне вместе победили общего врага единой Родины.
В 1996 году правительство Москвы приняло решение о строительстве 3-го транспортного кольца. Тоннель Кутузовской развязки стал частью этого проекта. Главный тоннель под Кутузовским проспектом составляет 570 м в длину, съезды перекрыты галереями. Над перекрытием тоннеля под Кутузовским проспектом предусмотрены пешеходная зона, предприятия торговли и обслуживания, удобный подход к станции метро «Кутузовская». После завершения строительства полоса зелени между домами по Киевской улице и тоннелем восстановлена и там появится новая зона отдыха.
Ввод в эксплуатацию Кутузовской развязки снижает транспортную нагрузку на Кутузовский проспект, уменьшает количество «пробок» в часы пик, а это позволяет несколько улучшить экологическую ситуацию в районе.
4 сентября 1999 года, в рамках празднования Дня города, на Кутузовском проспекте между домами 22 и 24 был открыт памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу от инфантерии П.И. Багратиону. Автор памятника действительный член академии художеств, академик АН Грузии — Мераб Мерабишвили, архитектор Б.И. Тхор. Памятник установлен в сквере перед новым пешеходным мостом «Багратион», соединившим Кутузовский проспект с Бизнес-Сити. Знаменательно, что этот памятник установлен именно на Кутузовском проспекте, где находятся многие исторические реликвии, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года.
Реконструкция зоны Краснолужского моста через Москву-реку — последний по времени архитектурный проект, который затронет территорию Дорогомилова. Этот мост, являющийся своего рода южной границей района, был построен в 1905–1907 годах как часть Окружной железной дороги по проекту известного российского архитектора-мостостроителя А.Н. Померанцева.
В 1954–1956 годах он был существенно расширен, береговые пролеты увеличены. Но в настоящее время, в связи с увеличением транспортной нагрузки, возникла необходимость в сооружении нового моста. Министерством путей сообщения России разработан проект замены Краснолужского моста и начата подготовка к строительству на его месте нового. Вместе с тем, поскольку старый мост не просто инженерное сооружение, но и архитектурный памятник, появился проект перенесения старого моста вверх по течению Москвы-реки в район площади Киевского вокзала для создания новой пешеходной зоны между привокзальной площадью и жилым районом «Плющиха».
За пять веков Дорогомилово из бедного, неблагоустроенного городского предместья преврати лось в один из красивейших в архитектурном отношении и престижных районов Москвы. И сегодня, как и четыре века назад, по главной магистрали западного сектора столицы — Кутузовскому проспекту — приезжают гости из стран Западной Европы. И первое, что видят путешественники, — это величественный и торжественный архитектурный ансамбль нового Дорогомилова.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dorogomilovo.ru/