ЗАКОН УКРАИНИ
О занятости населения
(Сведения Верховной Рады (ВВР) 1991, N 14, ст.170)
(Вводится в действие Постановлением ВР N 804-12 от 01.03.91, ВВР 1991, N 14, ст.171)
(С изменениями, внесенными согласно с Законами N 1993-12 от 18.12.91, ВВР 1992, N 12, ст.169 N 2787-12 от 17.11.92, ВВР 1993, N 2, ст. 3 N 206/94-ВР от 14.10.94, ВВР 1994, N 45, ст.408 N 498/95-ВР от 22.12.95, ВВР 1996, N 3, ст. 11 N 47/96-ВР от 14.02.96, ВВР 1996, N 9, ст. 42 N 608/96-ВР от 17.12.96, ВВР, 1997, N 8, ст.62 N 665/97-ВР от 21.11.97, ВВР, 1998, N 11-12, ст.44 N 295-XIV ( 295-14 ) от 04.12.98, ВВР, 1999, N 1, ст.6 N 309-XIV ( 309-14 ) от 11.12.98, ВВР, 1999, N 4, ст.33 N 1310-XIV ( 1310-14 ) от 17.12.99, ВВР, 2000, N 3, ст.22 N 1807-III ( 1807-14 ) от 08.06.2000, ВВР, 2000, N 38, ст.318 N 2171-III ( 2171-14 ) от 21.12.2000)
(В тексте Закона ссылки "Украинской ССР" заменено на ссылка "Украины", "Совет Министров Украинской ССР Совет Министров УССР" - на "Кабинет Министров Украины" "республика" - на "государство", "местные Советы народных депутатов" - на "местные государственные администрации, исполнительные комитеты соответствующих Советов народных депутатов", "исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов" - на "местные органы государственной исполнительной власти" согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92 )
(В тексте Закона слова "местные государственные администрации исполнительные комитеты соответствующих Советов народных депутатов" "местные органы государственной исполнительной власти" во всех падежах заменены соответственно словами "местные Советы народных депутатов", "исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов" в соответствующих падежах согласно с Законом N 206/94-ВР от 14.10.94)
(В тексте Закона слова "местные Советы народных депутатов" "исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов" "Советы народных депутатов", "стипендия" во всех падежах заменены соответственно словами "местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов" "местные государственные администрации, органы местного самоуправление", "местные государственные администрации исполнительные органы соответствующих советов", "материальная помощь" в соответствующих падежах согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
В условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения Украины и его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд.
Раздел II
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Занятость населения
1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая, что, как правило, приносит им доход в денежной или другой форме. ( Часть первая пункта первого статьи 1 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92)
Занятость населения, которое проживает на территории Украины обеспечивается государством путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирования создание новых рабочих мест и развития предпринимательства.
2. Граждане Украины свободно избирают виды деятельности, которые не запрещенные законодательством, в том числе и не связанные с выполнением оплачиваемой работы, а также профессию, место работы в соответствии со своими способностями.
Принуждение к труду в любой форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины.
Добровольная незанятость граждан не является основанием для привлечения их к административной или криминальной ответственности.
3. В Украине к занятому населению принадлежат граждане, что проживают на территории государства на законных основаниях:
а) работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за границей;
б) граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя работой включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, которые участвуют в производстве;
в) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управление и общественных объединениях;
г) которые проходят службу в Вооруженных Силах Украины Службе безопасности Украины, Пограничных войсках Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны Украины органах внутренних дел, других военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, альтернативную (невійськову) службу; (Подпункт "г" пункта третьего статьи 1 в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92, с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2171-III ( 2171-14) от 21.12.2000)
д) (Подпункт "д" пункта третьего статье 1 исключенный на основанию Закона N 2787-12 от 17.11.92 ) направленные на выполнение оплачиваемых общественных работ;
е) которые проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; учатся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях; (Подпункт "е" пункта третьего статьи 1 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92 ) есть) (Подпункт "есть" пункта третьего статье 1 исключенный на основанию Закона N 2787-12 от 17.11.92 ) занятые воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и гражданами покатого возраста;
ж) работающие граждане других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.
4. Законодательством Украины могут предусматриваться и другие
категории занятого населения.
Статья 2. Безработные
Безработными признаются работоспособные граждане работоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированные в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, готовые и способные приступить к подходящей работе. (Часть первая статьи 2 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92, в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
В случае невозможности предоставить подходящую работу безработному может быть предложено пройти профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию.
Не могут быть признанные безработными граждане:
а) в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и были высвобожденные в связи с изменениями в организации производства и труда реорганизацией, перепрофилированием и ликвидацией предприятия учреждения и организации или сокращениям численности (штата);
б) которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), в том числе выпускники общеобразовательных школ, в разе отказа их от прохождения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы, включая работу временного характера, которая не нуждается в профессиональной подготовке; ( Подпункт "бы" части третьей статьи 2 с изменениями, внесенными согласно с Законом N665/97-ВР от 21.11.97 )
в) которые отказались от двух предложений подходящей работы с момента регистрации их в службе занятости как лиц, которые ищут работу; (Подпункт "у" части третьей статьи 2 с изменениями внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
г) которые имеют право на пенсию в соответствии с законодательством Украины. (Статья 2 дополнена частью третьей согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92)
В случае отсутствия подходящей работы решения о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости за их личными заявлениями из восьмого дня после регистрации в центре занятости за местожительством как таких, что ищут работу. Регистрация граждан осуществляется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, а в случае потребности - военного билета документа об образовании или документов, которые их заменяют. (Статью 2 дополнено частью четвертой согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
Порядок регистрации, перерегистрации и ведение учета граждан, которые ищут работу, и безработных государственной службой занятости определяется Кабинетом Министров Украины. (Часть пятая статье 2 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92, в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
Статья 3. Основные принципы государственной политики занятости населения
Государственная политика Украины занятости населения базируется на таких принципах: обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, обращения к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;
содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращению безработице, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательство;
координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;
сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управление в разработке, реализации и контроли за выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения;
международного сотрудничества в решении проблем занятости население, включая труд граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине.
Статья 4. Государственные гарантии права на выбор профессии и вида деятельности (Название статьи 4 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
1. Государство гарантирует работоспособному населению в работоспособном возрасте в Украине:
а) добровольность труда, выбор или изменение профессии и видадеятельности; (Подпункт "а" пункта 1 статьи 4 статьи в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
б) защита от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного освобождения, а также содействия в сохранении работы;
в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностей, профессиональной подготовки, образования, с учетом общественных потребностей, всеми доступными средствами, включая профессиональную ориентацию переподготовку;
г) компенсацию материальных расходов в связи с направлением на работу в другую местность;
д) выплату выходного пособия работникам, которые потеряли постоянную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, в случаях и на условиях, предусмотренных действующим законодательством; (Подпункт "д" пункта 1 статьи 4 статьи с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
е) бесплатное обучение безработных новых профессий переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой материальной помощи;
есть) выплату безработным в установленном порядке пособия по безработице, материальной помощи по безработице, материальной пособия членам семьи, которые находятся на их иждивении, и других видов помощи; (Подпункт "есть" пункту 1 статьи 4 статьи с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
ж) включение периода переподготовки и обучения новых профессий, участия в оплачиваемых общественных работах, получения помощи по безработице и материальной помощи по безработице к общего трудового стажа, а также к непрерывному трудового стажа; (Подпункт "же" пункта 1 статьи 4 в редакции Закона N665/97-ВР от 21.11.97 )
с) предоставление работы за профессией на период не меньше три года молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений государства, ранее заявленными предприятиями, учреждениями организациями.
2. Государственные органы обеспечивают публикацию статистических данных и информационных материалов о предложениях и спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации и социальнотрудовой реабилитации.
Статья 5. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. Государство обеспечивает предоставление дополнительных гарантий относительно трудоустройство работоспособным гражданам в работоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите и не способные на равных конкурировать на рынке труда, в том числе:
а) женщинам, которые имеют детей в возрасте до шести лет;
б) одиноким матерям, которые имеют детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;
в) молодежи, которая закончила или прекратила обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических заведениях образования освободилась из срочной военной или альтернативной службы и которой предоставляется первое рабочее место, детям (сиротам), которые остались без заботы родителей, а также лицам которым исполнилось пятнадцать лет и которые при согласии одного с родителей или лица, которое их заменяет, могут, в виде исключения, приниматься на работу;
г) лицам передпенсионного возраста (мужчинам по достижении 58 лет, женщинам - 53 лет);
д) лицам, освобожденным после отбывания наказания или принудительного лечения.
2. Для трудоустройства отмеченных в пункте 1 этой статьи категорий граждан местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по предоставлению центров занятости бронируют на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, с численностью свыше 20 человек до 5 процентов общей количества рабочих мест за рабочими профессиями, в том числе с гибкими формами занятости.
В случае сокращения численности или штата работников предприятий, учреждений и организаций в размере, который превышает установленную квоту, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов уменьшают или вообще не устанавливают квоты для этих предприятий, учреждений и организаций.
3. В случае отказа в приеме на работу граждан из числа категорий, отмеченных в пункте 1 этой статьи, в границах установленной брони с предприятий, учреждений и организаций государственная служба занятости взимает штраф за каждый такой отказ в пятидесятикратном размере необлагаемого минимума доходов граждан. Полученные средства направляются к местной части государственного фонда содействия занятости населения и могут использоваться для финансирования расходов предприятий, учреждений и организаций, которые создают рабочих места для этих категорий населения на установленную квоту. (Статья 5 с изменениями, внесенными согласно с Законами N 1993-12 от 18.12.91; N 2787-12 от 17.11.92, N 206/94-ВР от 14.10.94, в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
Статья 6. Законодательство о занятости
1. Отношения занятости в Украине регулируются этим Законом и другими законодательными актами Украины, принятыми соответственно этого Закона.
Если международным договором или соглашением, заключенным Украиной установлены другие правила, чем предусмотренные законодательством об занятость в Украине, то применяются правила международных договоров и соглашений.
2. Законодательство о занятости распространяется на постоянно проживающих в Украине иностранных граждан и лиц без гражданства, если другое не предусмотрено законодательством Украины.
Статья 7. Подходящая работа
1. Для граждан, которые потеряли работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, которая отвечает образованию профессии (специальности), квалификации работника и предоставляется в той же местности, где он проживает. Заработная плата должна отвечать уровню, который лицо имело за предыдущей работой с учетом ее среднего уровня, который сложился в отрасли соответствующей области за прошлый месяц. (Часть первая пункта первого статьи 7 в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92, с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
При предложении подходящей работы учитывается трудовой стаж гражданина за специальностью, его предыдущая деятельность возраст, опыт, положение на рынке труда, длительность периода безработица.
Для граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности), подходящей считается работа, которая требует предыдущей профессиональной подготовки, или оплачиваемая работа (включая работу временного характера), которая не требует профессиональной подготовки, а для граждан, которые желают возобновить трудовую деятельность после перерыва длительностью свыше шести месяцев, - работа за специальностью, которая нуждается в предыдущей переподготовке или повышение квалификации, а в случае невозможности ее предоставления – другая оплачиваемая работа за родственной профессией (специальностью). (Часть третья пункта первого статьи 7 в редакции Законов N 2787-12 от 17.11.92, N 665/97-ВР от 21.11.97)
Для граждан, которые работали не за профессией (специальностью) свыше шести месяцев, подходящей считается работа, которую они выполняли за последним местом работы, а работа за основной профессией (специальностью) может быть подходящей при условии предыдущей переподготовки или повышения квалификации с учетом потребностей рынка труда в этой профессии (специальности). (Пункт 1 статьи 7 дополнен частью четвертой согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
2. В случае невозможности предоставления гражданине работы за профессией (специальностью) в течение шести месяцев безработицы подходящей считается работа, которая нуждается в изменении профессии (специальности) с учетом способностей, здоровье гражданина и бывшего опыта, доступных для него видов обучения и потребностей рынка труда в этой профессии (специальности).
При изменении гражданами профессии (специальности) за направлением государственной службы занятости подходящей считается работа как за новой, так и за предыдущей профессией (специальностью) за последним местом работы. (Пункт 2 статьи 7 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
3. По решению местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов, может устанавливаться транспортная доступность и другие критерии подходящей работы, которые усиливают социальная защита населения.
Раздел II
ПРАВО ГРАЖДАН НА ЗАНЯТОСТЬ
Статья 8. Право граждан на трудоустройство
Граждане имеют право на трудоустройство и выбор места работы путем обращения к предприятию, учреждения, организации индивидуального крестьянского (фермерского) хозяйства и к другого работодателя или при бесплатном содействии государственной службы занятости.
Иностранцы и лица без гражданства, кроме нанятых соответственно к соглашению о распределении продукции, которые прибыли в Украину на определенный срок, получают право на трудовую деятельность лишь за наличия в них разрешения на трудоустройство, выданного государственной службой занятости Украины, если другое не предусмотрено международными договорами Украины. Трудоустройство в Украине иностранцев, нанятых инвестором в границах и за должностями (специальностью), определенными соглашением о распределении продукции, осуществляется без получения разрешения на трудоустройство. (Часть вторая статьи 8 с изменениями внесенными согласно с Законом N 1807-III (1807-14 ) от 08.06.2000)
В случае использования труда иностранцев или лиц без гражданства без разрешения государственной службы занятости Украины с предприятий учреждений и организаций, независимо от форм собственности, государственная служба занятости стягує штраф за каждое такое лицо в пятидесятикратном размере неоподатковуваного минимума доходов граждан. Эти средства направляются в государственный фонд содействия занятости населения.
Порядок и условия заключения трудового договора определяются законодательством Украины о труде. (Статья 8 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
Статья 9. Право граждан на профессиональную консультацию подготовку, переподготовку и получение информации в сфере занятости.
Граждане, которые обратились к государственной службе занятости как лица, которые ищут работу, имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, консультацию, подготовку, переподготовку, получение соответствующей информации с целью выбора вида деятельности, профессии места работы, режима труда.
Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за границей
Граждане имеют право заниматься трудовой деятельностью в период временного пребывания за границей, если она не противоречит действующему законодательству Украины и страны пребывания. (Часть первая статье 10 в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92)
Интересы граждан Украины, которые временно работают за границей, защищаются соглашениями, которые заключаются между Украиной и другими государствами.
Статья 11. Право граждан на социальную защиту в сфере занятости
Граждане имеют право на социальную защиту в сфере занятости согласно с законодательством Украины о занятости.
Лица, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение помощи по безработице.
Статья 12. Право обжалования действий работников службы занятости
Граждане имеют право обжаловать действия работников государственной службы занятости в соответствующий за подчинением орган этой службы или к суду в порядке, установленном законодательством.
(Статья 12 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92 )
Раздел III
РЕГУЛЯЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 13. Регуляция занятости
1. С целью создания условий для полного осуществления гражданами права на труд государство предусматривает: (Абзац первый пункта 1 статьи 13 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97) мероприятия инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предпринимательства создание малых предприятий и применения гибких режимов труда и труды дома, другие мероприятия, которые содействуют сохранению и развитию системы рабочих мест;
обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, совершенствования законодательства об занятость населения и труд;
проведение аналитических и научных исследований структуры экономики и прогнозирование следующих изменений качества и распределения рабочей силы;
регуляция внешнеэкономической деятельности в части привлечение и использование иностранной рабочей силы в Украине на основе квотирования и лицензирования;
содействие в случае необходимости созданию дополнительных рабочих мест предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также улучшению условий труда в общественном производстве;
организацию профессиональной ориентации. (Пункт 1 статьи 13 дополнено абзацем согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
2. На территории Украины вводится государственная статистическая отчетность, которая отображает состояние рынка труда и положение в сфере занятости населения.
Статья 14. Государственная и территориальные программы занятости населения
1. С целью содействия занятости населения, удовлетворения потребностей граждан в труде Кабинетом Министров Украины и исполнительными комитетами местных государственных администраций, исполнительными органами соответствующих советов разрабатываются годовые и долгосрочные государственные и территориальные программы занятости населения.
2. Государственная и территориальные программы занятости населения
направленные на:
а) содействие развитию и структурной перестройке экономики созданию условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные отрасли народного хозяйства;
б) предотвращение развитию безработицы и его сокращения путем повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;
в) улучшение системы воссоздания рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки переподготовки и повышение квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов;
г) защита безработных и их семей от негативных последствий безработица и обеспечение занятости граждан, которые требуют социальной защиты и не способные на равных условиях конкурировать на рынка труда;
д) формирование материальной, кадровой, информационной статистической, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;
е) мероприятия содействия занятости населения, которое проживает в сельской местности.
Статья 15. Добровольное переселение граждан и членов их семей
С целью обеспечения занятости населения и развития отдельных регионов Украины разрабатываются мероприятия по содействию добровольному переселению граждан Украины и членов их семей с выделением соответствующих материальных ресурсов и финансовых средств.
Порядок разработки и реализации этих мер, а также предоставления льгот этим гражданам определяется законодательством Украины о порядке переселения семей и организованном наборе рабочих.
Статья 16. Территории приоритетного развития
Кабинет Министров Украины определяет территории, где развитие рабочих мест поощряется государством. Такие территории (в первую очередь трудонадлишкові и с высоким уровнем безработицы сельские и горные районы) на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития.
Предприятия, организации, учреждения, которые создают на отмеченных территориях свои производства, их филиалы и дополнительные рабочие места, пользуются льготами в порядке и на условиях определенных законодательством Украины и решениями местных государственных администрации, исполнительных органов соответствующих советов.
Статья 17. Координационные комитеты содействия занятости
Для подготовки согласованных решений относительно осуществления политики занятости могут создаваться координационные комитеты содействия занятости из одинакового количества представителей профсоюзов, органов государственного управления, владельцев предприятий или уполномоченных ими органов, предпринимателей.
Порядок формирования координационных комитетов и организация их работы определяются представленными в них сторонами.
Статья 18. Государственная служба занятости
1. Для реализации государственной политики занятости населения профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки трудоустройства и социальной поддержки временно не работающих граждан в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины создается государственная служба занятости, деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.
Государственная служба занятости складывается с: Государственного центра занятости Министерства труда и социальной политики Украины, центра занятости Автономной Республики Крым областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских и районных в городах центров занятости центров организации профессионального обучения незанятого населения и центров профессиональной ориентации населения, инспекций по контролю за сдерживанием законодательства о занятости населения.
Регуляция правового положения государственных служащих, которые работают в отмеченных подразделах государственной службы занятости осуществляется в соответствии с Законом Украины "О государственной службе"( 3723-12 ).
В состав государственной службы занятости входят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия учреждения и организации, подчиненные службе занятости.
( Пункт 1 статьи 18 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
2. Услуги, связанные с обеспечением занятости населения предоставляются государственной службой бесплатно.
3. Деятельность государственной службы занятости финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости населения предусмотренных на эти цели. ( Пункт 3 статьи 18 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
4. В составе государственной службы занятости создается инспекция, которая осуществляет контроль за выполнением законодательства об занятость, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и ведения хозяйства, фермерами и другими работодателями. ( Пункт 4 статьи 18 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
5. Налогообложение деятельности предприятий и организаций, что входят в состав государственной службы занятости, осуществляется в соответствии с законодательством Украины. ( Пункт 5 статьи 18 с изменениями, внесенными согласно с Законами N 498/95-ВР от 22.12.95 N 608/96-ВР от 17.12.96, в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
6. Субъекты підприємниццької деятельности могут предоставлять плате услуги, связанные с профориентацией населения, посредничеством в трудоустройстве граждан в Украине и за границей, лишь на основанию разрешения (лицензии), которое выдается Государственным центром занятости Министерства труда и социальной политики Украины в порядку, установленному Кабинетом Министров Украины. При предоставлении отмеченных услуг без такого разрешения (лицензии) государственная служба занятости взимает из субъектов предпринимательской деятельности штраф в пятидесятикратном размере неоподатковуваного минимума доходов граждан за каждое лицо, которому предоставлялись такие услуги, и прекращает этот вид их деятельности. Полученные средства направляются к государственному фонда содействия занятости населения. (Пункт шестой статьи 18 в редакции Законов N 2787-12 от 17.11.92, N 665/97-ВР от 21.11.97)
Статья 19. Обязанности и права государственной службы занятости
1. Государственная служба занятости:
анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка труды;
консультирует граждан, владельцев предприятий, учреждений и организаций или уполномочены ими органы, которые обращаются к службы занятости, о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, требования, которые относятся к профессии, и из других вопросов, которые являются полезными для содействия занятости населения;
ведет учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства;
оказывает помощь гражданам в выборе подходящей работы и владельцам предприятий, учреждений, организаций или уполномоченным ими органам в выборе необходимых работников;
организует при потребности профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их к другим учебных заведений, которые ведут подготовку и переподготовку работников, содействует предприятиям в развитию и определении содержания курсов обучения и переобучения;
предоставляет услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, которые желают изменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режима труды и тому подобное), высвобождаемым работникам и незанятому населению; ( Абзац седьмой пункта 1 статьи 19 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
регистрирует безработных и подает им в границах своей компетенции
помощь, в т. ч. и денежную;
участвует в подготовке перспективных и текущих государственной и территориальных программ занятости и мероприятий по социальной защищенности различных групп населения от безработицы.
2. Государственная служба занятости имеет право:
получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, статистические данные о наличии вакантных рабочих мест, характер и условия труда на них, о всех высвобождаемых, принятых и освобожденных работников и информацию о предполагаемых изменениях в организации производства и труда, другие мероприятия, которые могут привести к высвободить работников;
разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установления для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты принятия на работу лиц, которые требуют социальной защиты и неспособные на равных условиях конкурировать на рынка труда, и направлять таких граждан для их трудоустройства;
направлять для трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются к службе занятости, в соответствии с уровнем их образования и профессиональной подготовки;
направлять безработных граждан за их желанием на оплачиваемые общественные работы;
заключать по поручению предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности договоры с гражданами при их трудоустройстве с предыдущим (в случае потребности) профессиональным обучением, оплатой стоимость проезда, суточных, а также оказывать помощь при переезде на новое местожительство и труда за счет средств предприятий учреждений и организаций;
распоряжаться в установленном законодательством порядке средствами фонда содействия занятости;
оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц трудоустройство которых нуждается в снискании новой профессии (специальности), а также устанавливать им на период обучения материальной помощи в размерах, предусмотренных законодательством Украины о занятости населения;
в установленном законодательством порядке подавать гражданам помощь по безработице и материальную помощь по безработице прекращать и откладывать их выплаты; ( Абзац девятый части первой пункту 2 статьи 19 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
вносить предложения к местным государственным администрациям исполнительных органов соответствующих советов об остановке сроком до 6 месяцев решения предприятий о высвободить работников в случае затруднение их следующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией расходов предприятий, вызванных этой отсрочкой, в порядке, определенном законодательством Украины;
( Абзац десятый части первой пункта 2 статьи 19 с изменениями внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
взимать с предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, суммы скрытых или заниженных обязательных сборов и недоимок в государственный фонд содействия занятости население; ( Часть первую пункту 2 статьи 19 дополнено абзацем одиннадцатым согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
компенсировать до 50 процентов расходов предприятиям, учреждениям и организациям на переподготовку работников, которые подлежат сокращению в связи с изменениями в организации производства и труда при условии их трудоустройства. ( Часть первую пункта 2 статьи 19 дополнено абзацем двенадцатым согласно с Законом N 665/97-ВР от21.11.97 )
Размеры расходов и источника их финансирования в случаях предусмотренных этим пунктом, определяются в соответствии с законодательством Украины решениями местных государственных администраций и органов местного самоуправления по предоставлению координационных комитетов содействие занятости. (Часть вторая пункта 2 статьи 19 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
Статья 20. Участие предприятий, учреждений и организаций в реализации государственной политики занятости
1. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, их служебные лица обязаны содействовать проведению государственной политики занятости на основе:
сдерживание законодательства о труде, а также принятых в соответствии с ним условий договоров и соглашений;
организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников, а также профессионального переобучение тех, кто подлежит высвободило с производства;
трудоустройство определенной местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих советов количества лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда;
осведомление работников о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе с неполного рабочего времени.
2. Предприятиям, учреждениям и организациям, что активно содействуют решению проблем занятости населения в регионе (путем создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства или организации оплачиваемых общественных работ или использования над установленную квоту труда лиц, которые нуждаются в социальной защите и не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда), соответственно к законодательству Украины предоставляются льготы относительно налогов и других платежей в бюджет, которые частично или полностью компенсируют расходы, связанные с принятием на работу дополнительного количества работников.
3. Предприятия, учреждения и организации в случае отказа в принятии на работу специалистов, которые были ранее ими заявленные возмещают государственной службе занятости все расходы, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, переподготовкой выплатой помощи по безработице и материальной помощи по безработице. Полученные средства направляются к местной части государственного фонда содействия занятости населения.
4. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, должны зарегистрироваться в местных центрах занятости за местонахождением как плательщики сборов в государственный фонд содействие занятости населения, ежемесячно в полном объеме предоставлять им информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и данные о работниках, которые работают неполный рабочий день (неделя), если это не предусмотрено трудовым договором, или не работают в связи с простоем производства из не зависимых от них причин, и в десятидневный срок - о всех принятых работниках согласно с формами государственной статистической отчетности и первичного учета, утвержденными Государственным комитетом статистики Украины.
Несвоевременная регистрация или отказ от нее, неподача статистических данных или представления их недостоверными или с опозданием тянут за собой наложение на служебных лиц штрафа в размере, предусмотренном законодательством Украины.
5. При высвободить работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учрежденийорганизаций, сокращением численности или штата работников предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности сообщают об этом не позже как за два месяца в письменной форме государственную службу занятости, указывая основания и сроки высвободило, наименования профессий, специальностей, квалификации размер оплаты труда, а в десятидневный срок после высвободить - списки фактически высвобожденных работников.
В случае неподачи или нарушения сроков представления этих данных взимается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника. Эти средства засчитываются к государственному фонда содействия занятости и используются для финансирования мероприятий по трудоустройству и социальной защиты высвобождаемых работников.
6. Порядок взыскания и размеры штрафов за невыполнение требований
этой статьи с предприятий, учреждений и организаций устанавливаются законодательством Украины.
( Статья 20 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
Статья 21. Участие профессиональных союзов в осуществлении мероприятий по содействию занятости
1. Профессиональные союзы участвуют в разработке государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов Украины и решений местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов.
2. Права и полномочие профессиональных союзов относительно обеспечения защите граждан от безработицы и его последствий определяются генеральной, отраслевыми, региональными соглашениями и коллективными договорами, которые заключаются профсоюзными органами с владельцами предприятий, учреждений, организаций или уполномоченными ими органами в соответствии с законами Украины.
Профессиональные союзы, владельцы предприятий, учреждений, организаций или уполномочены ими органы проводят общие консультации с проблем занятости населения.
(Пункт 2 статьи 21 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
Статья 22. Государственный фонд содействия занятости населения
1. Государственный фонд содействия занятости населения образуется для финансирования предусмотренных программами занятости населения мероприятий по:
профессиональной ориентации населения, профессионального обучения высвобождаемых работников и безработных, содействия в их трудоустройстве, выплаты помощи по безработице, материальной пособия по безработице; ( Абзац второй пункта 1 статьи 22 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
предоставление беспроцентной ссуды безработным для занятия предпринимательской деятельностью;
создания и развития учебно-материальной базы информационно-вычислительных центров, центров профориентации подготовки и обучения работников, служебных помещений и собственных предприятий службы занятости;
организации дополнительных рабочих мест в отраслях народного
хозяйства;
содержание работников службы и других расходов, связанных с социальной защитой права граждан государства на труд;
возмещение Пенсионному фонду Украины расходов, связанных с досрочным выходом работников на пенсию. ( Пункт 1 статьи 22 дополнено абзацем седьмым согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 - вводится в действие с 01.01.99)
2. Государственный фонд содействия занятости населения есть общегосударственным внебюджетным целевым фондом, самостоятельной финансовой системой и образуется на государственном и местном уровнях за счет: ( Абзац первый пункта 2 статьи 19 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
ассигнований государственного и местных бюджетов, размер которых устанавливается Верховной Радой Украины;
сборов на обязательное социальное страхование на случай безработица; ( Абзац третий пункта 2 статьи 22 с изменениями внесенными по закону N 47/96-ВР от 14.02.96, в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
средств службы занятости, полученных за предоставление платных услуг предприятиям и организациям, и части прибыли предприятий, учреждений и организаций, которые создаются государственной службой занятости. ( Пункт второй статьи 21 в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92)
3. Распорядителем средств государственного фонда содействия занятости есть государственная служба занятости.
Распределение средств государственного фонда содействия занятости население на текущий год и отчет об использовании их за прошедший год утверждаются Кабинетом Министров Украины вместе с государственной программой занятости населения. (Пункт 3 статьи 22 дополнен частью второй согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
4. Положение о государственном фонде содействия занятости населения утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 23. Организация оплачиваемых общественных работ
1. Местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов при участии государственной службы занятости для обеспечение временной занятости населения, в первую очередь лиц зарегистрированных как безработные, организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях и организациях. ( Пункт первый статьи 23 в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92 )
2. С лицами, которые желают участвовать в общественных работах заключается срочный трудовой договор с правом его продолжение по согласованию сторон к решению вопроса об их трудоустройство на подходящую работу. Подавляющим правом заключения договоров пользуются граждане, зарегистрированные как безработные.
(Пункт второй статьи 23 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92)
3. В случае окончания установленного срока выплаты помощи по безработице гражданин имеет подавляющее право на поиск другой профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных работах на период - к предоставлению ему подходящей работы.
4. Оплата труда лиц, занятых на общественных работах осуществляется за фактически проделанную работу и не может быть меньше минимального размера заработной платы, установленной законодательством Украины, при качественном выполнении норм труда.
На лиц, занятых на общественных работах, распространяются социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение выплату помощи по временной неработоспособности.
За безработными гражданами, которые участвуют в таких работах, сохраняется выплата помощи по безработице в размерах и в сроки, установленные в соответствии с этим Законом. (Пункт четвертый статье 23 дополнен частью третьей согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92)
5. Финансирование общественных работ осуществляется за счет местного бюджета с привлечением средств государственного фонда содействия занятости населения (в части организации таких работ для безработных) и предприятий, учреждений и организаций, для которых эта работа выполняется по договорам.
6. Положение об оплачиваемых общественных работах утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 24. Профессиональная подготовка и переподготовка незанятых граждан
1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка лиц, зарегистрированных в службе занятости как такие, что ищут работу, безработных, может осуществляться в случаях:
(Абзац первый пункта 1 статьи 24 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия в гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимости изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, которая отвечает профессиональным навыкам гражданина;
потери способности выполнения работы за предыдущей профессией;
поиска работы впервые и отсутствия профессии (специальности).
( Пункт 1 статьи 24 дополнен абзацем согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан организуются государственной службой занятости
за ее направлением в учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях (независимо от их подчиненности) согласно с заключенными договорами или в специально создаваемых для этого учебных центрах за счет средств государственного фонда содействия занятости населения.
Раздел IV
КОМПЕНСАЦИИ И ГАРАНТИИ ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ
(Название раздела в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92 )
Статья 25. Виды компенсаций
Государство создает условия незанятым гражданам в возобновлении их трудовой деятельности и обеспечивает им такие виды компенсаций:
(Абзац первый статьи 25 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
а) предоставление особенных гарантий работникам, высвобождаемым с предприятий, учреждений, организаций;
б) выплата материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышение квалификации;
(Подпункт "бы" статьи 25 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
в) выплата в установленном порядке пособия по безработице материальной помощи по безработице; (Подпункт "в" статье 25 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
г) представление дополнительной материальной помощи безработному гражданину и членам его семьи с учетом наличия лиц преклонных лет и несовершеннолетних детей, которые находятся на его содержании.
Статья 26. Особенные гарантии работникам, которые потеряли работу в связи с изменениями в организации производства и труды
1. Работникам, трудовой договор с которыми был разорван с инициативы владельца или уполномоченного им органа в связи из изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, и военнослужащим, освобожденным из военной службы в связи с сокращением численности или штата без права на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после освобождения как таких, что ищут работу гарантируется: ( Абзац первый части первой пункта 1 статьи 26 в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92, с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
а) предоставление статусу безработного, если в течение семи дней работнику не была предложена подходящая работа; (Подпункт "а" части первой пункта 1 статьи 26 в редакции Законов N 2787-12 от 17.11.92, N 665/97-ВР от 21.11.97 )
б) право на получение помощи по безработице в размере 100 процентов средней заработной платы за последним местом работы в течение 60 календарных дней, 75 процентов - в течение 90 календарных дней и 50 процентов - в течение следующих 210 календарных дней, но не больше среднюю заработную плату, что сложилась в народном хозяйстве соответствующей области за прошедший месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы; ( Подпункт "бы" части первой пункта 1 статьи 26 в редакции Законов N 2787-12 от 17.11.92, N 665/97-ВР от 21.11.97 - вводится в действие с 01.01.99; вводится в действие с 1 января 2000 года согласно с Законом N 295-XIV ( 295-14) от 04.12.98; вводится в действие с 1 января 2001 года согласно с Законом N 1310-XIV (1310-14 ) от 17.12.99 )
в) сохранение на новом месте работы, на весь период профессионального переобучения с отрывом от производства, средней заработной платы за предыдущим местом работы;
г) право на досрочный выход на пенсию за полтора года к установленного законодательством срока лиц предпенсионного возраста, которые имеют установленный законодательством о пенсионном обеспечении необходимый общий трудовой стаж (в том числе на льготных условиях).
Работникам Чернобыльской АЭС, которые высвобождаются из работы в связи с досрочным снятием Чернобыльской АЭС из эксплуатации гарантируется:
а) право на получение помощи по безработице в размере 100 процентов средней заработной платы за последним местом работы в течение 120 календарных дней, 75 процентов - в течение 30 календарных дней и 50 процентов - в течение 390 следующих календарных дней при условии их регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после освобождения как таких, что ищут работу. Выплата помощи по безработице в размерах, которые превышают размеры, предусмотренные в подпункте "бы" пункту 1 части первой статьи 26 этого Закона, проводится за счет средств эксплуатирующей организации Чернобыльской АЭС;
б) право на досрочный выход на пенсию за два года к установленного законодательством срока лиц передпенсійного возраста, которые имеют установленный законодательством о пенсионном обеспечении необходимый общий трудовой стаж (в том числе на льготных условиях).
( Пункт 1 статьи 26 дополнен частью второй согласно с Законом N 309-XIV ( 309-14 ) от 11.12.98 )
Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Украины с следующим возмещением этих расходов из государственного фонда содействия занятости населения. (Пункт 1 статьи 26 дополнен частью согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
Высвобожденным работникам предоставляются также другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством. (Пункт первый статьи 26 дополнено частью согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92)
2. В случае, когда высвобожденный работник без уважительных причин своевременно не зарегистрировался в государственной службе занятости как такой, что ищет работу, он теряет льготы, предусмотренные этой статьей, а условия выплаты пособия по безработице и ее размер устанавливаются на основании статей 28 и 29 этого Закона, а если этот работник отказался от двух предложений подходящей работы в период поиска работы, он теряет право на предоставление статусу безработного сроком на три месяца с последующей перерегистрацией как такого, что ищет работу. Условия выплаты помощи по безработице и ее размер устанавливаются при этом на основании статей 28 и 29 этого Закона. (Пункт 2 статьи 26 в редакции Законов N 2787-12 от 17.11.92, N 665/97-ВР от 21.11.97)
3. На работников, которые освобождаются с предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в связи с отселением или самостоятельным переселением из территории радиоактивного загрязнение и зарегистрировались в месячный срок после освобождения в государственной службе занятости как такие, что ищут работу распространяется действие пункта 1 этой статьи. ( Статья 26 дополнена пунктом 3 согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
4. Для предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают переобучение высвобожденных работников в связи с изменениями в организации производства и труда, при вычислении налога с прибыли сумма балансовой прибыли уменьшается на размер расходов связанных с организацией профессиональной подготовки таких работников.
Если в течение двух лет, которые предшествуют высвободило работник не имел возможности повысить свою квалификацию или получить смежную профессию за предыдущим местом работы, и если при трудоустройстве ему необходимо повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, то расходы на эти меры проводятся за счет предприятия, организации, учреждения, из которых высвобождено работника.
В случае необходимости государственная служба занятости может компенсировать предприятиям, учреждениям и организациям до 50 процентов расходов на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других предприятий, учреждений, организаций с оснований, предусмотренных этой статьей.
5. Гарантии, установленные пунктом 1 этой статьи, распространяются также на лиц, которые потеряли работу в результате несчастного случая на производстве или наступление профессионального заболевания, в результате чего нуждаются в профессиональной подготовке, переподготовки или повышение квалификации.
Статья 27. Размер материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки
1. Гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости как такие, что ищут работу и безработных, согласно с пунктом 1 статьи 26 этого Закона, в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается материальная помощь в размере 75 процентов их средней заработной платы за последним местом работы но не больше среднюю заработную плату, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей области за прошлый месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.
2. Гражданам, которые освободились с предприятий, учреждений и организаций из других причин, чем установленные пунктом 1 статьи 26 этого Закона, или которые впервые ищут работу, или длительное время (более шести месяцев) не работают, или закончили обучение в профессионально-технических и выше заведениях образования или освободились с срочной военной или альтернативной службы зарегистрированным в государственной службе занятости как такие, что ищут работу и безработных, в период профессиональной подготовки и переподготовки выплачивается материальная помощь в размере помощи по безработице, предусмотренной для этой категории граждан.
(Статья 27 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.93, в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
Статья 28. Условия выплаты помощи по безработице гражданам зарегистрированным на общих основаниях
1. В государственной службе занятости граждане регистрируются на общих основаниях как такие, что ищут работу, кроме лиц, которые регистрируются на основании статьи 26 этого Закона.
2. Право на помощь по безработице имеют незанятые (нетрудящиеся) граждане, признанные в установленном порядке безработными.
3. Помощь по безработице выплачивается из восьмого дня после регистрации гражданина в государственной службе занятости к трудоустройство, но не более 360 календарных дней в течение двух лет; для лиц передпенсійного возраста (подпункт "г" пункта 1статьи 5 этого Закона) - до 720 календарных дней, а гражданам которые желают возобновить трудовую деятельность после длительной (больше шести месяцев) перерывы, и гражданам, которые впервые ищут работу помощь по безработице выплачивается не более 180 календарных дней.
4. В период поиска работы и безработицы гражданин обязанный содействовать своему трудоустройству соответственно рекомендаций работников государственной службы занятости.
(Статья 28 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
Статья 29. Размеры помощи по безработице гражданам зарегистрированным на общих основаниях (Название статьи 29 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
1. Гражданам, зарегистрированным на общих основаниях в государственной службе занятости как такие, что ищут работу, признанные в установленному порядку безработными и имеют право на получение пособия по безработице, гарантируется ее выплата в размере:
а) не меньше 50 процентов средней заработной платы за предыдущим местом работы, но не больше средней заработной платы, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей области за прошедший месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы, если гражданин в течение 12 месяцев что предшествовали началу безработицы, работал не меньше 26 календарных недель;
б) не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы - во всех других случаях, включая граждан, которые ищут работу впервые или после длительной (более шести месяцев) перерывы.
(Пункт 1 статьи 29 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.93, в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
( Пункт 2 статьи 29 исключен на основании Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 ) 2. Гражданам, которые закончили обучение в профессиональных учебно-воспитательных и выше учебных заведениях (глазные формы обучения) и в течение месяца обратились к службе занятости за содействием в трудоустройстве, а также гражданам, освобожденным с действительной военной службы в Вооруженных Силах Украины, Национальной гвардии Украины, Пограничных войсках Украины, Службе безопасности Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и Гражданской обороны Украины, органах внутренних дел Украины и других военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, альтернативной (невійськової) службы, которые в течение трех месяцев после освобождения обратились к службе занятости за содействием в трудоустройстве, помощь по безработице оказывается в размере не ниже минимальной заработной платы. ( Пункт второй статьи 29 в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92 )
2. Размер помощи по безработице подлежит индексации в установленному законодательством порядку.
( Пункт 4 статьи 29 исключен на основании Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 ) 4. В период получения гражданином помощи по безработице за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж.
3. Порядок представления помощи по безработице определяется Кабинетом Министров Украины.
Статья 30. Прекращение и отложение выплаты помощи по безработице и материальной помощи по безработице (Название статьи 30 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
1. Выплата помощи по безработице и материальной помощи по безработице прекращается в случае:
а) трудоустройство безработного;
б) возобновление безработного на работе по решению суда;
в) вступления в учебное заведение на обучение с отрывом от производства;
г) прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации за направлением государственной службы занятости;
д) призыва на срочную военную или альтернативную службу;
е) набор законной силы приговором суда о лишении воли или направление на лечение во врачебно-трудовому профилактории;
е) получение права на пенсию в соответствии с законодательством Украины;
ж) переезда на постоянное местожительство в другую местность (район, город);
с) окончание срока их выплаты;
и) получение помощи по безработице или материальной помощи по безработице обманным путем;
и) представление письменного заявления о желании осуществлять досмотр за ребенком к достижению ею трехгодичного возраста;
ї) представление к государственной службе занятости письменного заявления об отказ от услуг государственной службы занятости;
и) смерти безработного.
(Пункт 1 статьи 30 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
2. Выплата помощи по безработице откладывается сроком до трех месяцев в случае: (Абзац первый пункта 2 статьи 30 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
а) предоставление гражданину в соответствии с действующим порядком выходной помощи и других выплат при высвобождать с предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают частичную или временную компенсацию потерянного заработка, кроме государственной помощи семенем с детьми и помощи, выплачиваемой из общественных фондов; ( Подпункт "а" пункта 2 статьи 30 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97)
б) освобождение из оснований, предусмотренных пунктами 3, 4, 7, 8 статьи 40 и статьей 41 Кодекса законов о труде Украины;
в) нарушение условий пункта 4 статьи 28 этого Закона;
г) освобождение гражданина с последнего места работы за собственным желанием без уважительных причин.
Выплата материальной помощи по безработице может откладываться на отмеченный срок в случае нарушения требований пункта 4 статьи 28 этого Закона. ( Пункт 2 статьи 30 дополнен частью второй согласно с Законом N 665/97-ВР от 21.11.97 )
3. Выплата помощи по безработице и материальной помощи по безработице прекращается сроком до трех месяцев в случае:
(Абзац первый части первой пункта 3 статьи 30 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
а) отказы гражданина от двух предложений подходящей работы;
б) укрывательство от государственной службы занятости сведений о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице;
в) нарушение гражданином условий и срока его регистрации и перерегистрации как безработного; (Подпункт "у" пункта 3 статьи 30 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
г) перерегистрации безработного, который был снят из учета за непосещение центра занятости более месяца без уважительных причин и не содействовал своему трудоустройству; ( Подпункт "г" пункта 3 статьи 30 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 )
д) отказы от работы за специальностью, приобретенной после переобучение за направлением службы занятости;
е) прекращение обучения в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров без уважительных причин.
Срок, на который прекращается выплата помощи по безработице или материальной помощи по безработице, засчитывается к общего периода выплаты пособий, отмеченных в пункте 3 статьи 28 и пункте 1 статьи 31 этого Закона. (Часть вторая пункта 3 статьи 30 в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97 ) (Статья 30 в редакции Закона N 2787-12 от 17.11.92 )
Статья 31. Материальная помощь по безработице
1. Безработные по завершении срока выплаты помощи по безработице могут получать в течение 180 календарных дней материальную помощь по безработице в размере до 75 процентов установленной законодательством минимальной заработной платы при условии что среднемесячный совокупный доход на члена семьи не превышает установленного законодательством необлагаемого налогом минимума доходов граждан.
2. В случае смерти безработного или лица, которое находилось на его содержании, членам семьи безработного или лицу, которое осуществляла погребение, выплачивается помощь на погребение в размере, установленном законодательством.
3. Каждому из членов семьи, которые находятся на иждивении безработного, а также гражданам, в которых закончился срок выплаты помощи по безработице, материальной помощи по безработице оказывается однократная материальная помощь в размере 50 процентов установленной законодательством минимальной заработной платы.
4. Условия представления материальной помощи по безработице и другой пособия определяются Кабинетом Министров Украины.
(Статья 31 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.93, в редакции Закона N 665/97-ВР от 21.11.97)
Статья 32. Добровольное социальное страхование занятости
1. Граждане могут заключать с органами государственного страхование договор на случай потери работы.
Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством Украины.
2. Граждане, которые заключили такие договоры, не теряют права на получение помощи по безработице или материальной помощи в период профессиональной подготовки и переподготовки.
Статья 33. Дополнительные гарантии гражданам Украины
Законодательством Украины могут предусматриваться за счет бюджета государства дополнительные гарантии гражданам, высвобождаемым с предприятий, которые подлежат ликвидации в связи с осуществлением мероприятий по улучшению экологической обстановки или в результате стихийной беды.
Раздел V
КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВа О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 34. Органы, которые осуществляют контроль
Контроль за сдерживанием законодательства Украины о занятости население осуществляется местными государственными администрациями исполнительными органами соответствующих советов, соответствующими государственным органами, инспекциями службы занятости и профсоюзными объединениями.
( Статья 34 с изменениями, внесенными согласно с Законом N 2787-12 от 17.11.92)
Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения
Служебные лица, виноватые в нарушении законодательства Украины о занятости населения, притягиваются в установленном порядке к ответственности.
Председатель Верховной Рады Украинской ССР Л. КРАВЧУК
г. Киев, 1 марта 1991 года
N 803-XII