ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ПРИРОДА
Общая характеристика глобальных проблем современности
Особенности современного мира, входящего в XXI век, заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой – пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем
Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.
Принято выделять несколько групп глобальных проблем:
– международное сотрудничество и упрочение мира;
– обеспечение прав и свобод человека;
– национальная и международная безопасность;
– экология;
– народонаселение или установление демографического равновесия планеты;
– научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;
– международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.
Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловленно и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:
1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;
2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях;
3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;
4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольответного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;
5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;
6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.
Новое мышление государственных деятелей предлагает перешагнуть через то, что мир разделяет, ради общих человеческих интересов, ради жизни на Земле. Нормализация международных отношений в экономике, в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернализации, парнерства, поиска баланса интересов государств, т.к. без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутренней политике каждого государства прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побежденных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответственно в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, способные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического развития, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, общества и государства – с другой. Провозглашен и осуществляется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего выживания и прогрессивного развития человечества. Отсюда конверсия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.
Законодательство России по глобальным проблемам приводится в соответствие с международными стандартами. Но, к сожалению, в России имеются большие трудности, связанные с Чернобылем и событиями, порожденными переходным периодом в развитии общества и государства. В результате не все государственные программы полностью финансируются, не все законодательство материально и организационно обеспечено.
По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.
Положение дел с экологией, продовольствием, энергетическими ресурсами и т.д. диктует необходимость повышения ответственности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объединение усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершенствования средств коммуникации на основе утверждения в международных отношениях нового политического мышления, исходящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.
Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков законодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану общественного порядка, также необходимо сориентировать на решение глобальных проблем современности.
Заслуживают поддержки выделяемые в литературе основные тенденции глобализации мировой политики, относящиеся к каждому государству и всему мировому сообществу:
– понимание целостности современного мира и приоритета глобальных проблем как целей международной политики;
– создание вместо существующих военно-политических блоков международной системы содружества, все составляющие которой исходят из примата международного права над национальным, прежде всего применительно к общепризнанным правам и свободам человека, и международных форм – над национально-государственными;
– усиление взаимодействия государств при решении глобаль-ных проблем, ориентация внутренних функций на глобальное сотрудничество и решение задач мирового сообщества;
– повышение ответственности государств перед мировым сообществом за решение национальных проблем, могущих стать глобальными;
– повышение политической культуры сотрудничества на основе компромисса при выработке соглашений;
– разработка совместных с другими государствами содружеств или согласованных с ними научных программ решения глобальных проблем;
– ориентация национального законодательства на решение глобальных проблем современности.
Единство общества и природы
В современных условиях жизни человечества антропогенные воздействия на природу достигли опасной черты. На международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. (Рио-де-Жанейро) генеральный секретарь конференции Морис Стронг заявил: "Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация". Со всей очевидностью перед человечеством встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы. Эти задачи стоят в первую очередь перед государствами с высокоразвитой промышленностью, энергетикой, автомобильным транспортом. Они воздействуют на выбор модели экономики, путей ее формирования, совершенствования в развивающихся государствах. Деятельность государства по охране природы и рациональному природопользованию можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которых возрастает в процессе развития цивилизации.
Общество неразрывно связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе эволюции биосферы. Земля является "домом человечества", окружающая человека природа - это сфера и условия его жизнедеятельности. Человек включен в природу, он - частица природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для человека.
Природа оказывает многостороннее воздействие на развитие общества. Жизнь и эволюция общества зависят от природных условий, запаса природных ресурсов. Влияние природы на развитие общества, человека находится в зависимости от исторического этапа, ступени развития общества. В поступательном движении человеческой цивилизации усиливается воздействие общества на природу. Общество и природа в своем единстве образуют саморазвивающуюся систему, в которой ведущим компонентом все более полно выступает общество.
Общество использует природные ресурсы, культивирует и преобразует природу. Оно воздействует на природу через материальное производство. В основе отношений человека к природе лежит его трудовая деятельность. Труд, выделивший человека из природы, в то же время соединяет его с природой. Сам труд представляет собой процесс, совершающийся между человеком и природой. В этом процессе человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В то же время производственная деятельность, бытовая жизнь человека имеют негативные проявления по отношению к природе, загрязняют и истощают ее.
Для поддержания динамического равновесия между обществом и природой необходимы меры по ее охране от загрязнения, улучшению природы. "Очеловеченная" природа есть продукт труда, приспособленный к потребностям человека. Эта часть природы не может существовать без человека. Общество должно постоянно поддерживать в надлежащем состоянии "очеловеченную" природу как необходимое условие существования человека.
Закономерности и особенности взаимодействия общества и природы зависят от способов производства материальных благ, их смены в ходе истории человечества. В условиях первобытнообщинного строя, на ранних этапах его развития человек занимался собирательством, присвоением готовых продуктов природы. Позже человек переходит к производству материальных благ, необходимых ему для жизни. Рабовладельческое государство поддерживало меры по культивированию природы, развитию сельскохозяйственного производства, использованию рудных запасов, преобразованию природы (оросительные системы). Государство феодальной эпохи проводило природоохранительные меры, регулировало ответственность за нарушение законов о земле, ее недрах. Следует отметить, что исторически для прогресса цивилизации было характерно потребительское отношение к природе. Особенно зримо это проявилось в условиях капитализма, когда в величайшей мере получили развитие промышленное производство, транспорт. Потребительское отношение к природе выражается в безудержной эксплуатации природных ресурсов, в игнорировании экологических требований и норм охраны природы, рациональных начал природопользования.
Для поддержания определенного правопорядка в использовании земли, лесов, вод, полезных ископаемых, животного и растительного мира буржуазное государство принимает необходимые меры по охране законности в природопользовании, совершенствует экологическое законодательство в целях поддержания благоприятных природных основ жизни общества. Однако жизнь показывает, что меры по регулированию природопользования, охране природы, продиктованные интересами общества, часто нарушаются монополиями, не останавливающимися ни перед чем в погоне за прибылью и сверхприбылью. Экологический кризис стал реальностью в высокоразвитых капиталистических государствах, обострил напряженность в обществе.
Тяжелыми последствиями экологического характера, большими нарушениями целостности природной среды обернулись для нашей страны 30-е годы индустриализации, Великая Отечественная война, период послевоенного восстановления народного хозяйства, городов, сельских поселений, когда созидательные задачи решались величайшим напряжением сил общества, "любой ценой", в том числе и ценой качества природной среды. В 70-80-х годах возрастали нагрузки на окружающую природную среду.
Все это привело к тому, что в России сложилась кризисная экологическая ситуация, тяжелая природная обстановка в ряде регионов. Появилось много экологически бедствующих городов, целых регионов, возросла заболеваемость населения, связанная с загрязнением окружающей среды. Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. была экологической катастрофой, причинила большой урон здоровью жителей Белоруссии, Украины, России, нанесла страшный удар по природе. Эта авария обнажила всю остроту проблемы обеспечения безопасности атомных энергетических станций, работающих в нашей стране и в сопредельных государствах.
Проблемы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности для здоровья человека относятся к общечеловеческим проблемам. За минувшие 10-15 лет во всех промышленно развитых странах разработан и осуществлен комплекс экономических, технических, технологических, юридических мер, направленных на охрану окружающей природной среды. Создано и развивается "право окружающей среды", призванное предотвратить, смягчить вредные последствия промышленного развития.
Становится все очевиднее, что проблема охраны окружающей среды не может быть правильно понята и решена, если ее сводить лишь к технико-экономическим и технологическим аспектам, игнорировать или недооценивать социально-политическую и экономическую сущность этой проблемы. Задачи обеспечения рационального использования и охраны окружающей среды могут быть фундаментально решены при урегулировании отношений между развитыми странами и развивающимися государствами, странами "Север" и странами "Юг", которые в настоящее время находятся в неравных экономических отношениях.
Современная кризисная ситуация во взаимоотношениях общества и природы поставила человечество перед необходимостью переосмыслить исторический опыт и выработать новую модель развития цивилизации. Научный анализ показывает, что модель промышленного развития, использованная богатыми, промышленно развитыми государствами, исторически исчерпала себя. В настоящий момент существует огромный разрыв в использовании природных ресурсов высокоразвитыми странами и остальными развивающимися государствами. Так называемый "золотой миллиард" населения Земли, который по численности составляет 20%, а потребляет 80% мировых ресурсов. Если развивающиеся страны, справедливо стремящиеся поднять уровень жизни своих народов, пойдут тем же путем, каким прошли развитые страны, то Земля в ресурсном и экологическом отношении не сможет выдержать. Возьмем один пример. Индия, население которой составляет 16% от мирового, дает в настоящее время 3% выбросов вредных газов в атмосферу. США - население 5% от мирового - выбрасывает 25% вредных газов. Таким образом, пропорционально у Индии может быть 80% "всемирной грязи".
Но есть еще великий Китай, население стран Африки, Латинской Америки. Признаки всемирной катастрофы просматриваются очевидно, если мыслить традиционными категориями и параметрами развития цивилизации. Научные разработки и внедрение новейших ресурсов и энергосберегающих экологически приемлемых технологий не решают кардинальным образом противоречия между обществом и природой, связанную с этим гуманистическую задачу обеспечения для всех людей права на благоприятную окружающую среду. А обеспечение экологического благополучия общества, права человека на здоровую окружающую среду являются необходимыми условиями, составными частями всего дела обеспечения права человека на достойную жизнь.
Ученые отмечают, что новая модель развития человеческой цивилизации потребует от мирового сообщества, входящих в него государств установления эффективного централизованного регулирования экономического развития, распределения произведенной продукции. В сложившейся ситуации, чтобы сохранить свою среду обитания, человечество нуждается в достижении разумного самоограничения, строгих пропорций в соотношении природного, социального и технологического факторов.
Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и природы
Экологическая политика в Российской Федерации, как и в других республиках бывшего Советского Союза, основывалась на ряде концептуальных принципов:
а) регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека;
б) предупреждение возникновения вредных антропогенных воздействий в связи с развитием хозяйственной и иной деятельности;
в) оздоровление и улучшение экологической обстановки в городах и районах, где уже проявились существенные отрицательные последствия человеческой деятельности;
г) сохранение в первозданном виде как уникальных, так и типичных природных комплексов и экосистем, а также отдельных видов животных и растений.
В принятом в 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации Законе "Об охране окружающей природной среды" определены основные принципы охраны окружающей природной среды. Природопользование, охрана окружающей природной среды - это проблема укрепления естественной основы материального и духовного производства, улучшения условий жизни, труда и отдыха граждан. Это одно из важнейших направлений повышения благосостояния народа, ибо природа - первоисточник материальных благ, красоты человека, она органически связана с развитием демографических процессов и состоянием здоровья населения. Естественно, что первым основным принципом охраны окружающей среды в Законе назван приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
Важным принципом охраны окружающей природной среды в Российской Федерации является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущению необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения.
Экологическая политика государственных органов опирается на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительские средства, российское государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека, Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество по охране окружающей среды.
Природа, все ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой социально-экономического развития и благосостояния человека. В современных условиях, когда налицо противоречивые проявления научно-технического прогресса, усиление экологического кризиса и в то же время осуществляются меры по развитию рыночной экономики, необходимо привлечь внимание каждого гражданина к вопросам разумного использования природных ресурсов, заботливого отношения к охране природы. Гражданин Российской Федерации обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру, беречь памятники природы. Хозяйское, рачительное использование природных ресурсов, забота о природе, ее охране - гражданский долг жителей Российской Федерации.
Законы Российской Федерации определяют объекты охраны окружающей среды. Такими объектами являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы планеты, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Вопросы охраны окружающей среды входят в компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также специально на то уполномоченных государственных органов. Законодательно закреплена компетенция республик в составе Российской Федерации, других субъектов федерации в области охраны окружающей природной среды.
Следует отметить, что за последние тридцать лет в стране был принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих меры по улучшению охраны природы, рациональному природопользованию, охране конкретных объектов природы, определены меры по защите Каспийского, Черного, Азовского морей, бассейнов рек Волги и Урала, сохранению богатств озера Байкал. Жизнь показала, что не были обеспечены материальные и организационные гарантии природоохранительных актов, эти законы и постановления не смогли предотвратить развитие экологического кризиса в нашей стране.
Охрана природы - сознательная и целеустремленная деятельность людей, направленная на сохранение природы, обеспечение рационального использования и воспроизводства ее ресурсов, улучшение среды жизни и деятельности человека.
К средствам охраны природы относятся организационно-хозяйственные, научно-технические, агрономические, лесомелиоративные, гидротехнические, биологические, зоотехнические, санитарно-гигиенические, правовые и др. Государство закрепляет в юридических актах разнообразные нормы, способы и средства охраны природы, определяет и меры природоохранительной деятельности. Под правовой охраной природы понимается совокупность юридических актов, направленных на всестороннюю и постоянную защиту объектов природы и организационных мер государственных органов, учреждений, а также общественных организаций по их претворению в жизнь.
В совершенствовании правовых средств и организации охраны природы в нашей стране следует разумно использовать опыт и модели юридических актов высокоразвитых капиталистических государств. В США, например, приняты законы, объединяющие усилия государственных органов, учреждений и населения в охране окружающей среды. Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды гарантирует общественности получение экологической информации. Законы предусматривают также правовое обеспечение участия общественности в принятии ведомственных нормативных актов, общественный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства. Законы закрепили институт исков граждан, предусматривающий, что гражданин имеет право в судебном порядке требовать от природопользователей соблюдения экологического законодательства, а от специальных органов государственного управления, - например, Агентства по охране окружающей среды - надлежащего применения законов.
Проблемы охраны природы как среды обитания человека мы рассматриваем как проблемы окружающей человека среды, ибо природа есть среда обитания человека, условие оптимизации его деятельности. В то же время следует отметить, что такое понимание "окружающей среды" как "природы" не совпадает с более широкой интерпретацией "окружающей среды" как "жизненной среды", "среды обитания", "экологии", которая дается авторами, включающими в эти понятия определенный образ жизни человека, социальной группы, такие явления и условия, как безработица, преступность, жилищные условия и т.п. Эта более широкая постановка вопроса о среде обитания человека получила распространение в научной литературе и публицистике.
Отношения человека и природы многогранны, и естественно, что здесь можно выделить ряд аспектов правовой охраны и оптимизации природной среды. В ряде случаев авторы выделяют экономический и социальный аспекты. Нормальные параметры природной среды - источник и основа здоровья человека, его физического и психического развития. В связи с этим важна постановка вопроса о критерии оптимизации окружающей среды. Этот критерий имеет комплексную структуру. Определяющим фактором оптимизации биосферы служит сам человек, его здоровое развитие. Гуманистический аспект охраны окружающей природной среды находит выражение в природоохранительном законодательстве Российской Федерации, закрепляющем право граждан на здоровую и благоприятную среду.
Гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды. Гарантии этого права обеспечиваются планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Государство осуществляет контроль за сохранением окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства и привлекает к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.
К сожалению, приходится констатировать, что экологические изменения оказывают все более ощутимое воздействие на структуру заболеваемости населения. Загрязнение воздуха над крупными городами ведет к изменению климатических условий, вредным воздействиям на здоровье людей. Концентрация пыли и вредных газов в городах и рабочих поселках, расположенных вокруг заводов, часто во много раз превышает предельно допустимые нормы. Существует ряд причин того, что загрязнение воздуха и водных источников продолжается. Прежде всего не всегда достаточно эффективны действующие установки по очистке, не налажено производство высококачественных, безотказных установок. В определенных обстоятельствах сложилась психологическая атмосфера успокоенности, своеобразная установка, что вредные воздействия того или иного производства правомерно компенсировать за счет увеличения санитарно-защитной зоны, разбавления вредных веществ в общем объеме атмосферного воздуха или водного источника. Появляются новые производства, новые технологические комплексы, дающие выбросы в атмосферу в связи с появлением новых, не изученных с гигиенической точки зрения веществ. Известно, что большую часть загрязнений воздуха городов вызывают автомобили, прежде всего грузовой автотранспорт.
В нашей стране многие государственные органы, промышленные предприятия не уделяют должного внимания разработке и внедрению малоотходных технологических процессов, а также бессточных систем водопользования. В обеспечении рационального природопользования, охраны экологического благополучия страны очень важное значение имеет решение проблем особо напряженных в экологическом отношении регионов. К таким регионам принадлежат Уральский, Кузбасский, Кольский, Норильский, Московский, а также районы озера Байкал, Ладожского озера и др.
В оптимизации качества природной среды в условиях научно-технического прогресса важное значение имеют стандартизация, нормирование качества окружающей природной среды. Это нормирование осуществляется с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующую экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий устанавливаются в определенном порядке и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
В поддержании благоприятных для человека условий жизни и труда существенное значение имеет научно обоснованный подход к разработке и юридическому закреплению параметров предельно допустимых концентраций вредных веществ. В установлении нормативов предельно допустимых вредных воздействий большая роль принадлежит санитарно-эпидемиологической службе. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы - это юридические акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Нормирование качества окружающей природной среды включает также установление нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, а также нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия. Важное значение имеют предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормативы предельно допустимых количеств химических веществ в продуктах питания, предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду, нормативы санитарных и защитных зон.
В деле правового регулирования отношений между обществом и природой первостепенное значение имеют экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, а также экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов. Очевидно, что в условиях складывающихся, развивающихся рыночных отношений, развития рынка в нашем обществе создание частных предприятий и предприятий с иностранным капиталом должно проходить под жестким контролем, предусматривающим самую тщательную экспертизу.
Особо важное значение для жизни на Земле имеет озоновый слой атмосферы. Охрана окружающей природной среды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли обеспечивается рядом научных, технологических, организационных мер, в том числе и установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя, регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой.
Государство осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности. Соблюдение природоохранительного законодательства обеспечивается экологическим образованием и воспитанием, охватывающим весь процесс дошкольной, школьной подготовки, а также подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях. Государство определяет в законодательном порядке процесс разрешения споров в области охраны природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории субъектов федерации. За экологические правонарушения предусматривается дисциплинарная, материальная, административная ответственность, а за экологические преступления - уголовная ответственность.
Международное сотрудничество в области охраны природы
Биосфера Земли едина и неделима. В глобальных масштабах протекают естественные процессы в атмосфере, Мировом океане, осуществляется миграция через государственные границы птиц, животных. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы народов, человечества в целом, является объективной необходимостью в современный период истории цивилизации на Земле. Это сотрудничество обусловливается вместе с единой природой Земли также необходимостью предотвратить вредные для природы результаты деятельности людей, несущие угрозу расширения экологического кризиса, заинтересованностью человечества в проведении природоохранительных мероприятий, требующих фундаментальных научных разработок, на которые идут большие средства.
Проблема международного сотрудничества в области использования природы и ее охраны имеет сложный социально-политический характер, является ареной столкновения между государствами, преследующими свои экономические, геополитические интересы.
Мировые природные ресурсы по своему правовому положению делятся на две категории: международные природные ресурсы и внутригосударственные (национальные) природные ресурсы. Международные природные ресурсы принадлежат всем без исключения государствам. К их числу относятся ресурсы Мирового океана (с учетом прав прибрежных стран), природные ресурсы Антарктики, атмосферный воздух, космические природные объекты. Среди объектов охраны природы следует указать на многонациональные ресурсы, принадлежащие ряду государств (вода, рыба международных рек, каналов, озер; мигрирующие через границу животные).
Понятие "международный природный ресурс" означает также природные объекты, которые в процессе своего естественного цикла, без воздействия человека, постоянно или хотя бы какую-то часть года находятся в пределах международных пространств (открытое море, район действия Договора об Антарктике, космос) или в разное время года оказываются на территории различных государств. Ни одна страна не вправе претендовать на единоличное распоряжение в отношении международных природных ресурсов. Государства в силу принципов международного права призваны в отношении международного природного ресурса соблюдать и не ущемлять интересы других государств. В отношении своих национальных природных ресурсов каждое государство обладает правом свободного распоряжения этими богатствами в пределах занимаемой им территории. Однако суверенное распоряжение своими природными ресурсами государство не может использовать для нарушения суверенных прав других государств. Экологическая безопасность одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или региона за пределами действия национальной юрисдикции.
Предпосылками сотрудничества государств в области рационального природопользования и охраны природы являются международное разделение труда, существующее в силу международного распределения ресурсов, а также заинтересованность стран в международной торговле, в использовании мировых ресурсов.
Международное сотрудничество в области охраны природы и рационального природопользования осуществляется на основе принципов и общепризнанных норм международного права. Важнейшим условием плодотворного международного сотрудничества в охране природы являются поддержание прочного мира, ограничение вооружений, разоружение.
Российская Федерация в своих отношениях с другими государствами исходит из принципов сотрудничества, равенства, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга. Принципы международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды отвечают принципам и общепризнанным нормам международного права. Это сотрудничество осуществляется в интересах настоящего и будущих поколений. Россия в качестве важного принципа международного сотрудничества признает, что должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров. Должен быть обеспечен также свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий. Государства должны оказывать взаимопомощь в чрезвычайных экологических ситуациях. Все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.
Заинтересованность человечества в сохранении природы Земли, важность соблюдения принципов охраны природы всем человечеством, суверенное равенство государств в справедливом решении проблем - все это нашло отражение в том, что ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды.
Организационные формы международного сотрудничества подразделяются на международные правительственные союзы и неправительственные объединения, а также организации, имеющие смешанное членство. Большая роль в международном сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), ряду ее специализированных учреждений: Организации Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной метеорологической организации (ВИО) и др. В 1957 г. было организовано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), в 1960 г. была создана Межправительственная океанографическая комиссия (МОК). Комиссия МАГАТЭ предпринимает контрольные инспекции на атомные электростанции, находящиеся на территории России, Украины, других государств. Международное сотрудничество в сфере охраны природы осуществляется также в форме двустороннего или регионального сотрудничества. Российская Федерация является правопреемницей бывшего СССР на международной арене, выполняет взятые на себя обязательства в сфере природоохранительных отношений, закрепленных договорами. Российская Федерация сотрудничает с другими участниками международного сообщества в решении энергетических проблем, в ликвидации голода и опасных болезней, осуществляет международное сотрудничество в освоении Мирового океана, проводит политику снижения ядерного потенциала, разоружения.
В охране природы Земли среди неправительственных организаций существенное значение имеет движение многочисленных партий "зеленых". Некоторые из них выдвинули и провели своих представителей в парламенты государств. Проблема "общество - природа" имеет глобальный характер, и ее невозможно решить в рамках одного государства. Вопросы взаимоотношений общества и природы отражают противоречия современного мира, сложные процессы, порожденные научно-техническим прогрессом, глобальным демографическим взрывом. Проблема приобретает еще большее значение, учитывая, что развивающиеся страны рассматривают индустриализацию как первейшую необходимость, что существуют реальные расхождения между высокоразвитыми странами и развивающимися государствами в оценке перспектив развития, конкретных мер на пути к новому мировому порядку.
Проблема разумного самоограничения человеческого общества по отношению к природе приобретает все большую актуальность. Конечно, ход развития человечества, его вторжение в природу нельзя остановить. Антропогенные изменения природной среды неизбежны, но они с научной точки зрения необязательно неблагоприятны. Для создания гармоничной жизни людей на Земле необходимо утверждение новых гуманистических ценностей, построение справедливого общества, оберегающего природу.