Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Государственная система социальной защиты

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный индустриальный университет

(ГОУ МГИУ)


Кафедра экономики и менеджмента


Курсовая работа

по специальности «Общая экономическая теория»

на тему

«Государственная система социальной защиты»


Москва, 2009

Содержание


Введение

Глава 1. Понятие социальной защиты

1.1 Социальная поддержка г. Москвы

1.2 Социальная благотворительность

Глава 2. Система социальной поддержки госслужащих в России

Глава 3. Социальная реабилитация

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Социальная защита - система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Социальная защита — это экономические, социальные, правовые гарантии соблюдения и реализации прав и свобод человека. Социальная защита обеспечивает гражданам достойный уровень и качество жизни.

В современном российском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в недавнем времени перемены, связанные с мировым финансовым кризисом, вызвали нестабильность политической и экономической ситуации, привели к увеличению численности и расширению спектра социально- незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие изменения затронули экономическую, политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания, что, свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития.

Глава 1. Понятие социальной защиты


Новое жизнеустройство общества, экономическая реформа, переход к многообразию форм собственности, требуют теоретической разработки и обоснования такой категории как «социальная защита». Эта категория выполняет роль системообразующей функции социальной работы, показывает степень согласования социальных программ развития общества и человека. Главным и определяющим среди глобальных ориентиров развития государства должен быть сам человек как индивидуум, гражданин, личность. Поэтому одной из актуальных задач является выработка адекватного глубине происходящих кризисных явлений и процессов видения механизмов их преодоления на основе гуманитарного понимания мира, роли в нем человека и его внутреннего мироустройства.

Выделяя место «социального» в узком смысле в системе общественных процессов и отношений, ученые отмечают, что социальные отношения отражают определенный срез отношений в рамках общественного. «Социальные отношения – аспект базисных и надстроечных отношений, а именно отношений равенства и неравенства по положению в обществе», то есть отношения, определяемые положением групп и людей в социальной структуре общества. Если в экономике выражаются отношения людей к средствам производства, в политике – отношения к власти, то в социальном плане выражено отношение между социальными общностями людей в связи с их положением и ролью или по поводу их положения и роли в общественной жизни.

Переход к рыночным механизмам повлек за собой активный процесс реформирования общественных и межличностных отношений, усилил разобщенность людей и целых поколений, утрату традиций. Обстановка нестабильности порождает новые проблемы личности и выдвигает в разряд первостепенных задачи социальной защиты.

Наиболее важным требованием, лежащим в основе социальной защиты является требование социальной справедливости, которая сама во многом реализуется через социальную защиту. Проблема социальной справедливости не теряла своей актуальности во все времена. В настоящее время, когда общество переживает труднейший период, проблема справедливости должна быть в центре внимания. Социальная справедливость касается целостной жизнедеятельности общества и личности. Она предполагает осуществление реальных социальных интересов людей, удовлетворение их оптимальных в данный период и в конкретной ситуации потребностей. Критерием и принципом социальной справедливости являются количество и качество труда. Последовательное применение этого принципа, соизмерение того, что человек дает обществу, и того, что он получает от общества, является барьером против уравниловки, сдерживающей деятельность человека.

Степень социальной защиты личности во многом определяется социальным положением той социальной группы, к которой он относится, и его личным социальным положением.

Комплексными характеристиками понятия «Социальное положение» выступают социальный статус и престиж. Социальный статус – это интегральный показатель положения социальной группы и ее представителей в системе социальных связей и отношений общества. Наряду с категорией социального статуса в науке широко используется социально-экономический, социально-правовой и др. статус, призванный характеризовать положение социально-профессиональных групп и их членов в разных сферах жизнедеятельности общества.

Объективная социальная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, с необходимостью выдвигает на первый план еще один момент социальной справедливости, социальную защиту людей, находящихся за пределами действия рыночных отношений не имеющих возможности существования хотя бы на уровне минимальных стандартов жизни.

Новые социальные проблемы не только выявили незащищенность большинства людей, но и заставили государство и общество искать нетрадиционные выходы из этого положения. Это, безусловно, требует от государства проведения активной политики в области социальной защиты.

Процесс формирования системы социальной защиты личности в новых условиях жизнеустройства общества во многом зависит от соотношения объективного и субъективного, стихийного и сознательного, активного и пассивного. Поэтому наблюдается подход не только к определению понятия, но и к практике социальной защиты и социальной работы в целом.

Тишин Е.В. под социальной защитой личности понимает всеобъемлющую форму деятельности государства, обеспечивающая предоставление индивидууму максимально возможных условий материального обеспечения.

Архипьев А.Г. считает, что социальная защита личности – это целенаправленная деятельность государства в лице его институтов, направленную на всемерное обеспечение процесса формирования и развития личности, необходимость учета воздействия на личность негативных факторов и поиск путей их нейтрализации, предоставление возможностей для самоопределения и самоутверждения в жизни.

Юдин В.П. социальную защиту понимает как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Особая значимость придается определению социальной защиты трудящихся. Под социальной защитой трудящихся понимается система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляющих трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

Социальная защита населения может рассматриваться в широком и узком аспектах. В широком смысле под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. В данном значении социальная защита практически совпадает с системой социальных гарантий. Социальные гарантии являются сердцевиной социальной защиты. Под социальными гарантиями понимается обязательное обеспечение всем членам общества потребления определенных объемов материальных, социальных, духовных благ, без которых человек и современное общество не могут существовать. Социальные гарантии охватывают фундаментальные ценности, являющиеся экономической интерпретацией общечеловеческого права на жизнь. В состав таких гарантий должен войти, во-первых, определенных уровень материальной обеспеченности. Это достигается созданием комплекса условий для экономической деятельности, который дает возможность каждому члену общества содержать себя и свою семью. Во-вторых, гарантия обеспеченности жильем нуждающегося населения. В-третьих, гарантирование охраны здоровья. Таким образом, проблема социальных гарантий значительно актуализируется в настоящее время. В узком же аспекте социальная защита может рассматриваться в форме социальной политики государства, стремящейся административными мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы сносное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

В мировой практике существует трехсторонний принцип ответственности за социальную защиту граждан и соответственно – за ее финансовое обеспечение. Сторонами, участвующими в этом процессе являются, во-первых, – сам человек, во-вторых, – работодатель, в-третьих, – государство.

У нас социальная защита расценивается как вид деятельности государства (его институтов) и социальная защищенность, отражающая, во-первых, реальное в каждый момент времени состояние дел по защите человека, во-вторых, субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности относительно данного вопроса (чувство социальной защищенности, потребность в социальной защите и т.д.).

Таким образом, система социальной защиты складывается как механизм для регулирования социальных отношений между работающими, социальными группами населения и государством, проявляющихся в экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни. И под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.


1.1 Социальная поддержка г. Москвы


Со времени вступления в силу в 2005 г. Федеральных законов №122-ФЗ от 22.08.2004 г., №199-ФЗ от 29.12.2004 г. и нового Жилищного кодекса основные полномочия в сфере социальной защиты населения были делегированы органам государственной власти субъектов РФ. В настоящее время региональный уровень является ключевым при реализации основных социальных программ. Власти регионов имеют законодательно закрепленную возможность самостоятельно определять характер мер социальной поддержки для ряда категорий населения, существенно варьировать регламент и особенно объем предоставления социальной помощи, как адресного, так и категориального характера. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, граждан пожилого возраста, семей с детьми, малообеспеченных граждан и других социально уязвимых групп населения, а также предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Полномочия по социальной поддержке граждан были перераспределены таким образом, что социальные обязательства субъектов РФ резко расширились и вынудили их изыскивать дополнительные средства в бюджете. По данным Минфина РФ на май 2005 г., доля льготников региональных категорий и получателей детских пособий в Москве составляла 23,5% населения, к которым следует добавить и процентов 10 населения, получающего жилищные субсидии – это значительная нагрузка для бюджета.

Москва, наряду с другими регионами с наибольшей бюджетной обеспеченностью в РФ (например, Ханты-Мансийский АО), оказалась в наименее уязвимом положении. Душевые доходы московского бюджета почти двукратно превышают средние по регионам страны. Столица также лидирует среди всех субъектов РФ по уровню финансирования социальных программ: в консолидированном бюджете города за 2007 г. душевые расходы по разделу «Социальная политика», составили 9 462 руб., или 163% от среднероссийского значения (с поправкой на коэффициент стоимости жизни в регионах). В Москве реализуется масштабная система социальной поддержки с высокими душевыми расходами на социальную политику. Однако в отсутствие серьезной проблемы бюджетных ограничений, тем не менее, перед региональными властями встает проблема целесообразности расходования средств. Степень эффективности системы социальной защиты граждан, т.е. ее способности предоставлять значимую социальную поддержку наиболее нуждающимся группам населения, оказывается зависимой от выбора приоритетов развития. Основные направления реализации социальной политики в Москве являются предметом дальнейшего рассмотрения.

Весьма информативным источником данных для анализа может служить «Комплексная программа мер социальной защиты жителей г. Москвы» (далее Программа). В этом документе, ежегодно принимаемом Правительством Москвы на предстоящий год, приводится развернутый план финансирования мер социальной защиты населения, реализуемых Комплексом социальной сферы города. Он включает в себя мероприятия по всем основным направлениям социальной политики: жизнеобеспечение (в том числе соблюдение минимальных социальных гарантий в отношении доходов населения), образование, здравоохранение, сфера культуры и досуга, поддержка безработных, сфера жилищной политики и коммунального обслуживания.

Меры социальной поддержки, предусмотренные в Программе на 2008 г., почти целиком – на 98% – финансируются из городского бюджета, а оставшиеся 2% покрываются средствами государственных внебюджетных фондов и трансфертами из федерального бюджета. В 2008 г. для реализации всего комплекса мер социальной поддержки жителей г. Москвы было предусмотрено 466 868,6 млн. руб., из которых 457 715,3 млн. руб. должен был профинансировать городской бюджет. Для сравнения: в 2007 г. на реализацию Программы было заложено в 1,5 раза меньше средств – 325 230 млн. руб.

Куда преимущественно направляются столь значительные бюджетные средства? Согласно Программе, приоритетами социального обеспечения Правительство Москвы считает: денежные выплаты и льготы различным категориям населения, поддержку малообеспеченных семей, реализацию мер по стимулированию рождаемости и социальную поддержку семей с детьми, дальнейшее развитие сети учреждений социальной защиты для удовлетворения потребностей населения в социальных услугах.

По структуре расходов, заложенных в Комплексной программе 2008 г., можно проанализировать, каким группам населения и в какой форме в Москве оказывается социальная поддержка. Для этого статьи расходов Программы были рассмотрены с точки зрения таких параметров, как:

возрастная группа получателей;

форма социальной поддержки;

принцип предоставления социальной поддержки (адресный или категориальный).

Социальная поддержка различных возрастных групп. Исследования социально-демографического профиля бедности в России показывают, что риски и глубина бедности сильно дифференцированы для разных групп домохозяйств. Самому высокому риску бедности (около 80%) подвержены семьи с детьми, тогда как среди семей пенсионеров бедных менее трети и дефицит доходов в этой группе не столь значителен [см. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. / Рук. авт. колл. Л.Н. Овчарова. – НИСП, 2005]. Самый общий вывод, который напрашивается исходя из этих результатов: меры социальной поддержки для семей с детьми должны быть приоритетной частью в структуре социальных расходов.

Однако в Москве сложилась иная ситуация: в условиях высокой стоимости жизни (коэффициент стоимости фиксированного набора потребительских товаров в Москве в 2007 г. был равен 145% от среднероссийского уровня.) и низкой чувствительности к ней уровня пенсионного обеспечения, регулируемого федеральным, а не региональным законодательством, повышенным риском бедности отличаются пенсионеры. В первом полугодии 2008 г. в целом по стране пенсия составляла 25% от средней заработной платы, а в Москве – только 15%. Это указывает на уязвимое положение пенсионеров в общей доходной стратификации населения города, и, следовательно, на необходимость дополнительных мер социальной поддержки этой группы.

Рассмотрим, каким образом в системе социальной защиты Москвы распределяются средства на программы, адресованные следующим социально-демографическим (возрастным) группам:

детям и семьям с детьми;

молодежи;

гражданам пожилого возраста.

Важно отметить, что в некоторых статьях расходов невозможно однозначно определить, какова возрастная структура получателей этих мер социальной поддержки. Самые крупные и социально значимые из них – это «Субсидии на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на пассажирском транспорте» и «Расходы на реализацию мер социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ». По этой причине мы были вынуждены исключить такие статьи расходов из дальнейшего анализа в этом пункте.

Структура расходования средств по возрастным группам получателей социальной поддержки в Москве в 2008 г. приведена в таблице 1 в двух вариантах: первый включает в себя все формы социальной поддержки (выплаты, социальные услуги и льготы), а второй – только денежные выплаты и натуральные льготы.

При рассмотрении всех трех форм социальной поддержки приоритетной социально-демографической группой являются дети и семьи с детьми. На меры их социальной защиты в 2008 г. было выделено более 125 млрд. руб., или свыше четверти всех средств, заложенных на реализацию Программы. На социальную поддержку пожилых людей расходуется в полтора раза меньше средств, чем на программы для детей (84 млрд. руб., или 18% всех расходов).

Однако следует иметь в виду, что в эти суммы включены не только программы социальных льгот и выплат, но предоставление социальных услуг, на которые уходит более 80% всех затрат поддержку детей и семей с детьми. Таким образом, основной формой социальной поддержки этой группы в Москве является предоставление бесплатных услуг в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях, содержание детей в интернатных учреждениях и детских домах, а также обеспечение их досуговой деятельности. В среднем на эти социальные услуги (без финансирования учреждений по внешкольной работе с детьми и коррекционных учреждений) расходуется около 90 тыс. руб. в год на 1 ребенка.

Если исключить из рассмотрения расходы на содержание учреждений социальной сферы и анализировать затраты только на выплаты и реализацию льгот, то соотношение возрастных групп становится противоположным. Доля расходов на программы для детей и семей с детьми снижается примерно в 5 раз, а главными получателями денежных выплат и натуральных льгот оказываются представители старшего поколения (15% расходов по Программе). Около 80% этих средств направляется на реализацию специальной программы поддержки доходов этой возрастной группы: к пенсиям неработающих и некоторых категорий работающих московских пенсионеров и инвалидов ежемесячно доплачивается сумма, гарантирующая им доходы не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (ПМ) в г. Москве. В Программе 2008 г. установлено, что с 1 февраля 2008 г. общая сумма пенсии (пенсий) и ежемесячной компенсационной выплаты у неработающих и отдельных категорий работающих пенсионеров и инвалидов не может быть ниже 5 300 руб., тогда как величина прожиточного минимума пенсионера в Москве в I квартале 2008 г. составляла 4 408 руб. К концу 2008 г. планировалось «дотянуть» уровень доходов этой категории граждан до величины 1,5 ПМ.

Всего данную компенсационную выплату получают 2 млн. человек, что составляет 83% от общей численности пенсионеров в Москве. На финансирование этой программы выделяются беспрецедентно большие суммы – более 55 млрд. руб. в 2008 г., что в 1,7 раза больше уровня финансирования 2007 г. Объем средств, направляемых на поддержку доходов неработающих пенсионеров, составляет 68% от суммы всех социальных выплат, заложенных в Программе 2008 г. Судя по охвату получателей и объему расходов бюджета, эта программа является одним из приоритетов социальной защиты населения

Наименьшую социальную поддержку получает молодежь: расходы на все формы социальной поддержки этой возрастной группы составляют только 3,6%. При этом около 80% всей суммы составляют расходы на содержание обучающихся в средних специальных учебных заведениях, в том числе выплата стипендий. Также к мерам по поддержке молодежи относятся дотации остронуждающимся студентам, оказание помощи вузам, материальная поддержка безработных выпускников ПТУ и ССУЗов, ищущих работу впервые. Однако средства, направляемые на эти программы, минимальны.

Система социальной защиты нацелена на поддержание уровня и качества жизни граждан, оказавшихся в ситуации социальных рисков. Социальная поддержка предоставляется населению посредством:

выплаты пенсий и пособий страхового и нестрахового характера;

предоставления неденежных трансфертов;

оказания социальных услуг.

Наиболее затратной формой социальной поддержки является оплата стоимости товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или на условиях частичной оплаты. На реализацию социальных льгот было выделено почти 155 млрд. руб., или треть всех расходов по Программе 2008 г.

Москва относится к тем регионам РФ, которые минимизировали замену льгот денежными компенсациями, предложенную в Федеральном законе №122-ФЗ. Более того, в Москве некоторые натуральные льготы (например, право на бесплатный проезд в общественном транспорте) были сохранены не только для региональных категорий льготников, но и для всех пенсионеров. Наибольший объем поддержки московские льготники получают при пользовании льготами на проезд и оплату услуг ЖКУ. На эти цели в 2008 г. из городского бюджета было выделено:

на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на городском пассажирском транспорте – более 27 млрд руб.

на реализацию мер социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ, и услуг связи (кроме абонентской платы за телефон) – 10,7 млрд руб., и сверх того – более 6 млрд руб. из федерального бюджета на оплату ЖКУ федеральным категориям льготников.

Однако превалирование расходов на льготы объясняется тем, что в эту же категорию были включены самые дорогостоящие программы жилищного строительства для бесплатного предоставления гражданам, в том числе для выполнения городских жилищных программ. Если не принимать их в расчет, то пропорции кардинально меняются. Без затрат на строительство социального жилья и без субсидий на приобретение жилья гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, доля расходов на предоставление льгот снижается более чем вдвое, и получается, что на эту форму социальной поддержки выделено даже меньше средств, чем на денежные выплаты.

Максимальные финансовые ресурсы в Комплексе социальной сферы Москвы потребляют учреждения социальной сферы и проведение социально значимых мероприятий. Расходы на социальные услуги по объему сопоставимы с расходами на предоставление льгот (с учетом жилищных программ), а в структуре затрат составляют более четверти. Однако в городе сложился дефицит социальных услуг для детей (в дошкольных образовательных учреждениях) и пожилых.

Необходимо отметить, что рассмотренные формы социальной поддержки имеют разную направленность с точки зрения возрастного контингента пользователей. Как было сказано ранее, основная целевая группа выплат – это люди старшего поколения. На денежные трансферты пожилым выделено более 60 млрд руб., а на те же цели детям и семьям с детьми – только 10 млрд Причина такого «перекоса» в возрастной структуре получателей выплат – масштабная программа ежемесячных компенсаций неработающим пенсионерам, на которую приходится 68% общего объема выплат по Программе. В то же время основными пользователями социальных услуг являются дети: на содержание образовательных учреждений, детских домов и приютов расходуется более 85% средств на этот вид социальной поддержки (117 млрд руб.), тогда как на социальные учреждения для обслуживания пожилых – в 8 раз меньше (14,5 млрд руб.).

Что касается социально-демографического состава получателей натуральных трансфертов, то его можно оценить только по неполному перечню льгот, т.к. расходы на реализацию крупнейших по стоимости льгот по оплате ЖКУ и проезда в общественном транспорте даны в совокупном виде. Остальными льготами, не учитывая этих, дети и семьи с детьми в Москве пользуются даже более обширно, чем старшее поколение: стоимость льгот для первых в 1,3 раза больше, чем для вторых. Самые масштабные по затратам «детские» льготы касаются предоставления бесплатного питания школьникам и обеспечение их учебниками, а также оздоровительных мероприятий для детей.

Снижение уровня бедности и поддержка малообеспеченных семей заявлена Правительством Москвы как один из основных приоритетов социальной защиты. На достижение этой цели работает довольно много социальных программ, важнейшие среди них:

* ежемесячные пособия, гражданам, имеющим детей до 16 (18) лет;

*компенсационные доплаты неработающим пенсионерам и инвалидам;

*жилищные субсидии.

На выплату детских пособий семьям с низкими доходами идет только 7-8% всех средств, выделяемых на социальную защиту малообеспеченных. Московская программа ежемесячных детских пособий отличается от аналогичных программ в других регионах. Во-первых, в ней занижен порог вхождения: на пособие могут претендовать семьи, если их среднедушевой доход не превышает 8 тыс. руб., что в II квартале 2008 г. соответствовало 120% ПМ. Во-вторых, в ней установлен относительно высокий размер пособия (500 руб. – базовая величина и 1250 / 750руб. – повышенное пособие для неполных семей и некоторых иных категорий).

Основными пользователями адресных программ оказываются пенсионеры, поскольку три четверти расходов на них составляют надбавки к пенсиям, о которых говорилось выше. Кроме денежных выплат, остронуждающимся семьям предоставляется также натуральная помощь в виде товаров длительного пользования, бесплатного питания в центрах социального обслуживания, но ее вклад в общую сумму расходов незначителен – около 4%.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг являются одной из основных региональных программ социальной поддержки населения в каждом субъекте РФ. В полномочия органов власти субъектов РФ входит определение набора региональных стандартов: максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в доходах граждан, нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг. По сравнению с другими регионами в Москве применяется достаточно низкая максимальная норма расходов на оплату ЖКУ, дифференцированная в зависимости от размера среднедушевого дохода. При среднедушевом доходе свыше 2 500 руб. в месяц максимально допустимая доля расходов на ЖКУ составляет 10% (на федеральном уровне установлена планка – 22%). Это означает, что установленные в программе правила участия способствуют вхождению в нее большего числа получателей.

На реализацию данной программы в 2008 г. было направлено более 9 млрд (13% расходов на адресные меры), а получателями жилищных субсидий в первом полугодии 2008 г. стали 472,4 тыс. или около 12% домохозяйств в Москве. Стоит отметить, что жилищные субсидии – это лишь часть целого комплекса социальных программ, направленных на снижение расходов населения на оплату ЖКУ. К ним также относятся льготы для отдельных категорий населения (семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, ветераны труда, реабилитированные лица) и компенсации всему населению части расходов на ЖКУ. Из городского бюджета финансируются расходы на эксплуатацию жилищного фонда, субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых тарифов и др. Благодаря этим весьма дорогостоящим программам (более 80 млрд руб., или 17% расходов по Программе) возмещение затрат за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги жителями Москвы составляет только 59% от реальной стоимости, и это самый низкий уровень данного показателя в стране.

Объемы финансирования и масштабы охвата свидетельствуют о том, что адресные программы для граждан с низкими доходами, действительно, составляют приоритет региональной социальной политики. В отличие от большинства субъектов РФ, которые ограничиваются ежемесячными пособиями для семей с детьми и жилищными субсидиями, Москва осуществляет и поддержку неработающих пенсионеров. Однако в городе нет программы государственной социальной помощи, которой могли бы воспользоваться другие нуждающиеся граждане, не принадлежащие к категории пенсионеров или семей с детьми.

Таким образом, проведенный анализ структуры расходов в «Комплексной программе мер социальной защиты жителей г. Москвы» 2008 г., позволил выявить основные приоритеты развития социальной сферы столицы. В области социальной политики Москвы как региона, не испытывающего жестких ограничений бюджетных средств, главная ставка делается на реализацию масштабных социальных программ, охватывающих большое число получателей и требующих значительных объемов финансирования.

К приоритетным направлениям развития системы социальной поддержки граждан в Москве относятся:

*Комплекс социальных программ, способствующих снижению затрат населения на оплату жилья и коммунальных услуг.

*Минимальная монетизация натуральных льгот при расширенном перечне льготных категорий граждан, социальная поддержка которых относится к полномочиям региональных органов государственной исполнительной власти.

*Программы для малообеспеченных граждан, которые активно развиваются и финансируются наряду с многочисленными мерами социальной поддержки, основанными на категориальном принципе вхождения участников. Важнейшая среди адресных программ по охвату получателей и объему ресурсов – поддержка доходов неработающих пенсионеров и инвалидов, призванная компенсировать недостатки в системе пенсионного обеспечения, регулируемой на федеральном уровне. Расходы на компенсационные доплаты неработающим пенсионерам постоянно увеличиваются и существенно превышают суммы выплат семьям с детьми.

Преимущественный доступ представителей старшего поколения к денежным трансфертам и натуральным льготам при меньшем участии в них детей и семей с детьми. Последние являются основными пользователями социальных услуг (в основном образовательных), предоставляемых учреждениями социальной сферы, содержание которых наиболее дорого обходится бюджету. Молодежь получает минимальную социальную поддержку, которая концентрируется в сфере получения профессионального образования.


1.2 Социальная благотворительность


Есть такие замечательные категории, понятия, свойства людей как «доброта», «сострадание», «сочувствие», «отзывчивость», «участие в чужой беде». Принято считать, что человек отличается от животных наличием разума. Но, кроме того, не менее важного для человека как высшего существа наличие чувства любви к ближнему. Недаром одна из важнейших заповедей христианства гласит: « Люби ближнего своего яко самого себя». Самые благородные и уважаемые в мире люди утверждали, что счастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей, что давать приятнее чем брать. Если и провозглашались иногда социалистические заклинания типа «человек человеку - друг, товарищ и брат», то ничего, кроме формального лозунга в них не содержалось.

В итоге в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других людях - забота государства, а каждый должен заботится только о себе, своей семье близких и родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь были вообще изъяты из обихода. Сердобольные люди всегда были и оставались в любом обществе, милосердие проявлялось во многих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от случая к случаю и никоим образом не было государственно почитаемым образом и стилем поведения. Такова была и во многом остается социальная нравственность.

Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственных форм социальной помощи справится с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной узаконенной, обязательной государственной помощи будут находится тысячи людей, котором способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.

Поэтому социальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут: деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением, утешением самый яркий признак благородства, совести человека.

Отсюда вовсе не следует, что надо обязательно помогать вся и всем, подавать, образно говоря, каждому, кто протягивает руку. Это даже при желании просто невозможно. Каков же критерий разумных действий в этом отношении? Обращаться в подобных ситуациях нужно не только к разуму, но и к сердцу. Зов души, совесть, внутреннее убеждение подскажут вам, когда нельзя пройти миом, следует проявить сочувствие, оказать помощь, если ваша душа не очерствела.

Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне, оно должно проистекать из собственной воли, желания внутреннего позыва.

Глава 2. Система социальной поддержки госслужащих в России


Необходимость существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

Вполне оправдано одной из приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты государственных служащих.

Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где свыше 30 процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в нашей стране.

Необходимо отметить, что социальная защита государственных служащих отличается от социальной защиты населения в целом. Изучение этой проблемы находится на начальной стадии. Не много на заданную тему и научных разработок.

Прежде чем перейти к вопросу о социальной защите государственных служащих, необходимо понять, что есть социальная защищенность населения вообще. Понятие “социальная защищенность человека” отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей.

Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно- административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным.

Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств существования и создание условий для активного включения населения в социально полезную деятельность.

Таким образом, эффективная система социальной защиты населения должна быть рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.

Было бы неправильным подходить к социальной защите государственных служащих аналогично социальной защите всего населения. Дело в том, что здесь существуют два принципиальных различия.

Отождествлять социальную защиту социально уязвимых слоев населения, живущих ниже черты прожиточного минимума, нельзя в связи с тем, что нищий чиновник, перебивающийся “от зарплаты до зарплаты” и самостоятельно не защищенный, не сможет эффективно защищать других, так как просто не будет достаточно работоспособен для этого.

Кроме того, социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей, а социальная защита государственных служащих - не только первичных, но и вторичных, более существенных потребностей: Исследование, проведённое

Информационно-социологическим центром РАГС при президенте РФ показывает, что среди стимулов успешной работы аппаратов органов власти на первом месте оказываются социально-психологические условия в коллективах, а также вопросы рациональной организации труда госслужащих. “Они работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей - не главное. И таких работников немало, что подтверждают данные исследований.

Характерна мотивация выбора работы в государственных структурах.

Большое число служащих связывает этот выбор со стремлением реализовать себя в управленческой сфере (37%) и занять достойное место в обществе (24%).

Социальная защита государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает первоочередная проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы на основе правдивой и оперативной информации.

Необходимо отметить, что одной из причин отрицательного отношения населения к государственной службе была и остается проблема льгот и привилегий. “Привилегии являются объективной необходимостью любой управленческой структуры в любом обществе. Заявления о желании их ликвидировать есть или демагогия, или непонимание основ управления... В то же время именно привилегии вызывают негативные оценки в общественном мнении о государственной службе. Опыт демократически развитых зарубежных стран показывает, что этого достаточно легко избежать.

Для этого нужно, во-первых, чтобы все привилегии были законодательно оформлены. Во-вторых, оно должны быть известны всем. И, в- третьих, должен быть действенным и гласным контроль над соблюдением законодательства о привилегиях.

При соблюдении этих условий их негативное влияние на нравственную оценку государственных служащих значительно снижается”.

Второе принципиальное различие социальной защиты государственных служащих и социальной защиты других трудоспособных граждан обусловлено тем, что занятый в различных гражданских структурах (даже выполняющий неквалифицированный труд) гражданин работает “на себя”, в то время как государственный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы.

Такие ограничения прав и свобод во имя интересов общества требуют социальной компенсации. Коль государство ограничивает своих служащих, то оно должно заботиться о них, и забота эта должна быть подлинной и многогранной.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что социальная защита государственных служащих “должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий работника, которые легли в основу его профессионального выбора; в- третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица”.

Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов федерации, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Наконец, государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли

(пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Педагогическая, научная и иная творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она обычно мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению вторичных потребностей. Понятно, что низкая заработная плата государственных служащих будет способствовать оттоку квалифицированных кадров из системы государственной службы, а также совершению государственными служащими противоправных действий и коррупции.

Именно в этом заключается одна из причин сознательного недоиспользования трудящимся своих физических и интеллектуальных способностей, о чем свидетельствуют результаты исследований. Например, на вопрос “В полной ли мере Вы реализуете свои способности на работе?” положительный ответ был получен лишь от 28,6 процентов опрошенных. Причем только 10,8 процентов участвовавших в опросе уверены, что если они будут работать больше и лучше, то их заработок увеличится”.

Опыт государственной службы зарубежных стран показывает, что существуют различные системы оплаты труда государственных служащих.

В Германии вопросы оплаты труда чиновников регулируются законом. Оклады устанавливаются в зависимости от места и срока службы. Во

Франции размер заработной оплаты государственного служащего устанавливается в зависимости от наличия диплома, удостоверяющего определенную степень квалификации, так как вся система тарифных ставок приведена к дипломам и свидетельствам, предъявляемым в момент зачисления на государственную службу. В Англии, Соединенных Штатах, Франции минимальная заработная плата первого разряда устанавливается в соотношении со средним уровнем оплаты труда в частном секторе.

В связи с этим изменение существующей модели оплаты труда государственных служащих на основе зарубежного опыта будет являться одной из мер их социальной защиты.

Другим социально значимым ограничением является абсолютный запрет государственным служащим на участие в забастовках, в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что

“право на забастовку есть одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их организации могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические интересы”, компенсацией ограничения на участие в забастовках могло бы стать создание примирительных

(согласительных) процедур и органов (или комиссий), в компетенцию которых входило рассмотрение жалоб государственных служащих по вопросам установления оплаты труда, по результатам аттестации, квалификационных экзаменов, конкурсов, разрешение служебных конфликтов и тому подобное.

Интересен, в этой связи, опыт государственной службы зарубежных стран. Так, например, в США существует принцип “системы заслуг”, и для большинства чиновников продвижение по служебной лестнице производится согласно этому принципу. Он означает отбор лучших кандидатур на повышение на конкурсных экзаменах, а также на основе ежегодной оценки их служебной деятельности.

Совет по защите системы заслуг служит тем государственным органом, главными задачами которого являются защита как всей системы заслуг, так и отдельных служащих от злоупотреблений руководителей, неоправданных кадровых действий, заслушивание и принятие решений по жалобам служащих. Кроме названного Совета существует Федеральный совет по руководству трудовыми отношениями, который выносит решения по трудовым спорам.

В России в примирительных процедурах между государством и государственными служащими могла бы сыграть большую роль такая общественная организация как профессиональный союз государственных служащих. Кстати, это единственная общественная организация, создание которой в государственных органах допускается федеральным законом.

Следует сказать еще об одном социально значимом ограничении, которое реализует принцип политического нейтралитета государственных служащих (или, иначе, принцип внепартийности государственной службы) - это запрет на использование служебного положения в интересах политических партий. Компенсацией этого ограничения является создание института государственных должностей государственной службы категории “В”, то есть штата государственных служащих, находящихся на государственной службе постоянно, вне зависимости от смены политического руководства. “В условиях существования в нашей стране многопартийности, частой смены правительства, роспуска парламента, такой штат будет служить фактором устойчивости государства и общества, и способствовать эффективному и рациональному управлению страной”.

Кроме законодательно закрепленных ограничений, на государственной службе существуют к тому же перегрузки, связанные с ненормированным характером труда, то есть занятостью во внеслужебное время, а также жесткостью требований, предъявляемых в административной иерархии.

Причем нагрузка и требования к государственному служащему возрастают с продвижением его вверх по служебной лестнице.

Как показали исследования, “подавляющее большинство государственных служащих работает сверхурочно (до 90 процентов). При этом основная часть опрошенных (60 процентов) выполняет эти работы постоянно. В ряде министерств и ведомств их число достигает 77 процентов, а среди руководителей департаментов и управлений - до 86 процентов”. В связи с этим компенсационные меры социальной защиты должны быть направлены не только на установление надбавок за напряженность работы, но и на льготы в медицинском обслуживании, установление дополнительных отпусков, государственное страхование, льготное пенсионное обслуживание и так далее.

По моему мнению, социальная защита государственного служащего, предоставляемые ему льготы, должны возрастать по мере его вертикального роста, так как именно труд руководящего состава характеризуется повышенной сложностью и напряженностью; ответственностью не только за принимаемые лично решения, но и за решения и действия подчиненных; увеличением объема решаемых задач и так далее.

Социальные ожидания государственных служащих, как уже отмечалось ранее, связаны с удовлетворением вторичных потребностей. И в этом плане, наряду с поднятием имиджа государственной службы, выделяется проблема профессионального и личностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются две стороны этой проблемы:

1) карьера служебная (вертикальная), то есть повышение профессионального и должностного статуса, связанное с расстановкой кадров;

2) карьера профессиональная (горизонтальная), то есть профессионально-квалификационное развитие, связанное с самообразованием, обучением, желанием каждодневно делать все более сложную работу. Здесь важна система определения соответствия кандидата требованиям по должности, его профессиональная оценка, включающая прогнозирование и планирование потребностей в кадрах, формирование резерва на выдвижение, систему повышения профессиональной квалификации.

Глава 3. Социальная реабилитация


Слово «реабилитация» означает восстановление, возвращение утерянного. Принято говорить о восстановлении здоровья, прав возвращении доброго имени. Социальная реабилитация означает, прежде всего, восстановление нарушенной социальной справедливости.

Особенно остро в наше время стоит проблема социальной реабилитации невинно пострадавших. Любого пострадавшего человека жалко, но особенно печально, когда человек пострадал не по собственной вине, а безвинно, по злому умыслу или по случайному стечению обстоятельств. Поэтому общество, государство должны проявлять особую заботу о невинно пострадавших, ставших жертвами. Надо делать все возможное, чтобы вернуть им потерянное, по крайней мере, то, что еще можно вернуть.

Это прежде всего жертвы противозаконных репрессий со стороны государственных органов и отдельных лиц, произвола, насилия, нарушения прав человека. Особенно печально известен в этом отношении сталинский период советской истории, когда миллионы людей были без всяких отношений лишены свободы, имущества, прав, стали переселенцами, потеряли работу, несли на себе клеймо ложных обвинений.

Это, с другой стороны, жертвы войны, потерявшие здоровье, ставшие инвалидами, лишившиеся крова. Наиболее тяжелый урон в этом отношении принесла людям Украины, бывшего Советского Союза, Великая Отечественная война с германским фашизмом, в результате которой жестко пострадали десятки миллионов людей. К сожалению, продолжаются локальные региональные военные действия разного масштаба, результатом которых являются огромные потери жизней, здоровья людей, имущества и ценностей. И снова в их жернова попадают безвинные люди, которые затем нуждаются в реабилитации.

Это также лица, пострадавшие от катастроф, стихийных бедствий, аварий. Только частичная компенсация потерь, обусловленных аварией на Чернобыльской атомной электростанции, поглотила многие сотни миллиардов рублей. В результате землетрясений, оползней, затоплений, других стихийных бедствий страдают десятки тысяч людей, нуждающихся затем в социальной реабилитации.

К числу невинно пострадавших относятся инвалиды по болезни, жертвы эпидемий пострадавшие о вредности производства, нуждающиеся в реабилитации.

В результате межгосударственных, межнациональных конфликтов увеличивается число невинно пострадавших, появляются миллионы вынужденных переселенцев, нуждающихся в социальной реабилитации.

Всем этим «без вины виноватым» государство, общество призваны оказывать всемерную помощь, стремясь сделать все возможное для полной социальной реабилитации пострадавших.

Заключение


Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, восстанавливаясь после мирового финансового кризиса, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения ; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

Список используемой литературы


1. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2000 г.;

2. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

3. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. № 83. 12 мая 2008г.

4. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001

5. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002.

Похожие работы:

  1. • Региональная модель системы социальной защиты ...
  2. •  ... работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти
  3. • Региональные системы управления социальной работой
  4. • Социальная защита в рыночной экономике
  5. • История социальной защиты России в XX веке
  6. • Государственное социальное страхование, опыт ...
  7. • Система социальной защиты населения
  8. • Социальная защита пожилых людей
  9. • Механизм и основные направления социальной защиты в ...
  10. •  ... реформирования системы социального обслуживания ...
  11. • Социальное страхование как форма организации социальной ...
  12. • Система социальной защиты в условиях рынка
  13. • Социальная политика государства
  14. • Система социального страхования, как средство ...
  15. • Социальная защита населения в Республике Беларусь
  16. • Теория и практика организации социальной защиты
  17. • Управление сферой соцзащиты населения на примере ...
  18. • Бюджетное финансирование социальной защиты населения ...
  19. • Социальная политика России
Рефетека ру refoteka@gmail.com