СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Происхождение и эволюция учения Виссариона
1.1 Религиозная доктрина
1.2 Культовая практика
1.3 Деструктивный характер Церкви Виссариона
2. Деятельность Церкви Виссариона в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Названия: "Церковь Виссариона", "Церковь Единой Веры", "Церковь Последнего Завета".
Характеристика: "Церковь Виссариона" – псевдохристианский тоталитарный культ, возглавляемый "новым мессией" – Виссарионом.
Она основана в мае 1990 года в Минусинске на базе местного уфологического центра. Инициатива создания религиозного культа принадлежала "контактеру с внеземным разумом" Владимиру Плетину, который получил указание из космоса стать тем, кто "дает жизнь", т.е. "Виссарионом". Однако по своим личностным характеристикам он не подходил на роль "мессии", поэтому уфологами было принято решение "сделать Виссарионом" его ближайшего друга и единомышленника Сергея Торопа.
Специфические цели деятельности: построение культового поселения в Красноярском крае, где все адепты будут жить во главе с "мессией".
Источниками вероучения культа являются: "Слово Виссариона, являющегося Последним Заветом от пославшего его Отца Небесного" с двумя дополнениями, сделанными в 1993 и 1994 году. "Основные положения учения Виссариона – учение единой веры", "Последний Завет".
Кроме того, о Виссарионе снято более 20 видеофильмов, популяризирующих его вероучение. В Красноярском крае тиражом 4 тысячи экземпляров издается газета Церкви Последнего Завета, которая называется "Земля Обетованная". В газете публикуются материалы, отражающие внутреннюю жизнь виссарионовской общины, заметки духовно-назидательного характера, многочисленные свидетельства верующих о своем обращении в веру, интервью с руководителями общины, в том числе и с самим Торопом-Виссарионом Христом, печатаются стихотворения, песни.
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЯ
Сергей Тороп родился 14 января 1961 года в семье строителей в пригороде Краснодара. В семилетнем возрасте вместе с семьей переезжает на постоянное место жительства в город Минусинск на юге Красноярского края. Школу в Минусинске будущий "бог" закончил с трудом. Затем – стройбат в армии, профессия слесаря-электрика, по некоторым данным – алкоголизм, бесцельные занятия то одним, то другим: от живописи до восточных единоборств. Конфликты с сослуживцами привели к тому, что Сергея уволили из милиции. От нечего делать он занялся уфологией. Тогда-то и появился Владимир Плесин, заводской электрик, который ссылался на прямой контакт с космосом и утверждал, что недавно получил свыше указание объявить себя Сыном Божиим. Однако, когда Владимир встретил Сергея, "космос изменил решение и честь стать Виссарионом была дарована" Сергею Торопу. В 29 лет, по словам адептов, в мае 1990 года, Виссарион якобы прозрел. Первую проповедь с выездом за пределы города совершил 18 августа 1991 года [7].
Началось шествие по России "Виссариона-спасителя". Первые свои проповеди Виссарион читал робко. Но уже тогда появились первые последователи, которые и развернули агитационную деятельность, тиражировали проповеди Виссариона. Красноярский край был объявлен "землей обетованной". Стремясь к "истине и сказочному будущему" в Сибирь стали съезжаться первые ученики.
На собранные с последователей деньги Виссарион начал путешествовать по России, но размаха еще не было. Лишь когда Виссарион завел себе апостола – шоу-бизнесмена, бывшего эстрадного певца Вадима Редькина, миссионерская деятельность закипела с удвоенной силой. Виссарион объездил почти все СНГ, общины его последователей регистрировались во многих городах. "Мессия" уже мог говорить часами, не останавливаясь, его жесты стали энергичными, а тембр голоса обрел уверенность и немалую убедительную силу. Шоу-навыки апостола сделали свое дело.
В Москве и Санкт-Петербурге помощники Виссариона развернули сеть квартир, на которых шли собрания и проводились ритуальные "круги". Пик деятельности Виссариона наступил, когда появилась Мария Карпинская, ставшая в окружении Виссариона Марией Магдалиной. Журналистка, известная во многих странах мира, член Европарламента, она в числе первых поселенцев приехала в Сибирь, профинансировав деньгами от продажи своей квартиры первое заграничное турне Виссариона. Пользуясь своими связями, Карпинская впервые вывезла за рубеж неразлучную троицу. Впоследствии выход Марии Карпинской из секты Виссариона произвел очень большое впечатление на его последователей [2, с. 14].
Община продолжала расти. По призыву Виссариона, уверовав в его учение, несколько тысяч людей разных профессий (музыканты, художники, философы, эстрадная певица, отставные военные и др.) продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах и переселились в Красноярский край. В негласную службу безопасности Виссариона вошли специалисты – бывшие офицеры правоохранительных органов. С радостными песнями общинники выстроили на свои средства Дом Учителя в поселке Малая Минуса, куда переехала семья Виссариона и еще несколько семей. Параллельно стал строиться еще один дом для Виссариона – в селе Петропавловка [7].
В июне 1994 года верующие, проживающие в городе Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, объединились для совместного вероисповедания в религиозное объединение "Община единой веры", которое было зарегистрировано Управлением юстиции Красноярского края под № 105. В октябре 1995 года религиозное объединение последователей Виссариона официально перерегистрировалось в "Церковь Последнего Завета", которая объединила представителей различных вероисповеданий, не нашедших себя в традиционных религиях [7].
В 1992-1995 гг. Виссарион очень много путешествовал. Он побывал с проповедями практически во всех крупных городах СНГ', за рубежом. В конце апреля 1994 года Виссарион вместе с группой своих ближайших учеников отправился в паломничество на Ближний Восток. В период пребывания русских паломников на Кипре в одном из храмов засветилась икона, причем ее свечение ожидалось, когда на землю придет Христос. Паломники истолковали это как подтверждение того, что Виссарион и является тем ожидаемым Христом. Прибыв в Израиль, Виссарион заявил о том, что он родился там 2000 лет тому назад. Посетив Вифлеем, он нашел могилу "Матери Своей" и коленопреклоненно помолился. На горе Фавор Виссарион произнес пламенную проповедь.
Напоследок он объявил в Иерусалиме о переносе "Святой земли" из Израиля в Сибирь, под Минусинск [4, с. 60-61].
Во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона, переехавших в Красноярский край и объединенных единой духовной идеей, выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края вблизи озера Тиберкуль, так называемое экспериментальное экологическое поселение, которое было принято администрацией Курагинского района и Красноярского края. Проект получил название "Экополис Тиберкуль". В основу крупномасштабного экологического, социального и медико-биологического эксперимента была положена концепция "принятия как данности закона неотвратимости воздаяния со стороны земли на любые эгоистические действия человека", "его готовности самому видоизмениться на духовном, умственно-психологическом и биологическом плане в соответствии с глобальными изменениями земли".
В экологической программе "Выживание человека – эксперимент в Сибири" виссарионовцы сделали акцент на христианско-библейских заповедях, идее личной ответственности за все происходящее на земле и вне ее, идее "благородной жертвенности" во имя общечеловеческих идеалов над расово-национальными, религиозно-конфессиональными, государственно-административными, социально-клановыми и другими разделяющими людей интересами [6, с. 221-222].
Предложение инициативной группы членов "Церкви Единой Веры" было принято администрацией Курганского района и Красноярского края. Для построения поселений органы власти предоставили культу в долгосрочную аренду 250 га земли в районе горы Сухая и озера Тиберкуль.
Эти земли, выделенные из лесного фонда, были переданы для проектирования поселений закрытому акционерному обществу "ТАБРАТ", созданному поселенцами специально для решения практических задач организации и обеспечения строительства, а затем для научно-экспериментальной и хозяйственной деятельности в Экополисе Тиберкуль. Виссарионовцы задумали создать поселение, в котором не будет транспорта, работающего с двигателями внутреннего сгорания, каких-либо загрязняющих окружающую природу производств. В поселении будут отсутствовать мясомолочное животноводство, охота и рыболовство. Хозяйственная деятельность ограничится традиционными народными и художественными промыслами, собирательством в тайге, огородничеством, садоводством, коневодством и пчеловодством. Цель подобного замысла заключается в том, чтобы отработать в этой своеобразной творческой лаборатории наиболее эффективные средства и способы сохранения и улучшения "среды обитания человека" и на практике доказать жизнеспособность предлагаемых Виссарионом "принципов выживания человека на земле" в условиях природных, социальных и экономических кризисов. Строительство поселения предполагалось вести за счет финансовых средств самих поселенцев [4, с. 62].
Администрация Красноярского края официально признала "Церковь Единой Веры" в июне 1994 года. В октябре 1995 года религиозная община виссарионовцев была переименована в "Церковь Последнего Завета" и под таким названием зарегистрирована Управлением юстиции Красноярского края. Главой организации и ее высшим духовным руководителем стал Виссарион. Он закрепил за собой право избирать и посвящать в духовный сан священнослужителей, выбирать и благословлять устроителя церкви и членов церковного совета [6, с. 222-223].
Период существования общины с 1992 по 1995 год был полон глобальных проектов. Газеты виссарионовцев "Путь любви" и "Земля обетованная" писали о намерениях создать швейный цех, об открытии столярного цеха и покупке пилорамы, о работе в Доме инвалидов и закупке шерсти для прядения. Однако большинство из этих начинаний остались безрезультатными.
Новый этап развития движения, начавшийся в 1995 году, был связан с переездом в Черемшанку, превратившуюся в организационный центр общины, Станислава Казакова, в прошлом сотрудника Министерства мелиорации и водного хозяйства, кандидата технических наук, ставшего новым светским лидером организации. Община Единой Веры была преобразована и перерегистрирована как Церковь Последнего Завета. В уставе организации определялось, что Церковь не несет ответственности в вопросах материальной помощи своим членам. Это соответствовало изменившейся ситуации, когда привезенные средства у многих стали подходить к концу, а проблемы трудоустройства в глухих деревнях оказались трудноразрешимыми.
По данным руководства "церкви", у нее около 50 тысяч последователей в 83 населенных пунктах РФ и зарубежья. Реальное количество адептов около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае [2, с. 15].
1.1 РЕЛИГИОЗНАЯ ДОКТРИНА
Поначалу Виссарион находился в ранге апостола Христа, потом был обожествлен и назван самим богом, Христом. Согласно его учению, на земле наступило особое время, которое окончится либо "небывалым взлетом, либо небывалым падением". Человечество в силу своей греховности стоит на краю пропасти. Но у него есть шанс выжить, если оно свернет с пагубного пути и примет "истинное совершенство", то есть самого Виссариона и его учение. Все те, кто не примет учения Виссариона, кто рассуждает о его достоинствах и недостатках – "носители тьмы", они будут наказаны Богом за свое "бездействие" в этот критический для человечества период [5, с. 159].
В настоящее время на земле заканчивается период "царства силы", именуемый также эпохой Ветхого и Нового Заветов. На смену приходит "царство души", или "царство божье" – эпоха Последнего Завета, воплощением которой является бог Виссарион. Чтобы войти в "царство души", человечеству необходимо пережить "духовный взлет", осознать "истину". К этому знаменательному событию человечество под руководством бога готовится в течение нескольких тысячелетий. В древности бог не мог открыть людям всю истину, поскольку видел незрелость человеческой души. Он разделил истину на части и раздал наиболее духовно просвещенным народам в виде четырех основных религий – даосизма, буддизма, христианства и ислама. Виссарион явил собой Последний Завет, призванный объединить все существующие религии, создав на их основе новую, так называемую "единую религию". С этой целью бог открывает через Виссариона "истину", о которой раньше ничего не было известно на земле. Истина же заключается в признании существования во Вселенной "единого духа жизни, бога сына и духа святого" [4, с. 59].
Константин Альбанский пишет: "При чтении Последнего Завета сразу обращает на себя внимание стиль написания этого достаточно объемного произведения. Проведена стилизация текстов под Библию, народные былины, сполна использованы все ресурсы и возможности языка притч. Притча – иносказательный рассказ с нравоучением: она интеллектуальна и экспрессивна, ее художественные возможности лежат в непосредственности изображения и проникновенности интонаций. В текстах Последнего Завета искусно замаскировало немало управляющих (на уровне подсознания) фраз. Объективно эта книга получилась довольно толковой: она не могла быть написана случайным человеком. Учитывая "никакой" стиль первых выступлений Виссариона и проанализировав эту книгу, можно с уверенностью сказать, что писалась она не Виссарионом (по крайней мере, в окончательном варианте)" [1, с. 12-13].
Согласно учению Виссариона, главным Богом и Творцом Вселенной является Абсолют, сотворивший множество разумных миров. Абсолют материален, в нем нет ни добра, ни зла. Заведующий Землей – Отец Небесный – сын Абсолюта. Он – творец человеческой души, создатель добра, источник Духа Жизни, который слившись с энергией сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия [1, с. 13].
Виссарион провозглашает веру в существование ада и рая, переселение душ. Учение о переселении душ было заимствовано из религиозных систем Востока. Души, выполнившие свое предназначение на земле, развившиеся духовно, попадают в рай. Не способные к духовному росту оказываются в аду. Душа человека имеет возможность перевоплощаться до 10 раз и в каждом случае она должна использовать представленный шанс для своего дальнейшего духовного роста.
Зло, как считает Виссарион, имеет материальное начало существует только на земле и исключительно среди людей. Зло порождено греховными помыслами человека. Объективизировавшись в окружающей действительности, оно создало злых духов. В интерпретации Виссариона, зло тождественно Дьяволу.
В учении Виссариона человек рассматривается в качестве опасного существа с примитивным разумом, представляющего реальную угрозу для всей космической цивилизации. В связи с этим Высший разум принял решение уничтожить человечество. В живых смогут остаться лишь те его представители, которые вовремя подключились к программе спасения, действующей на земле с 1990 года [6, с. 220].
Согласно Виссариону, чтобы не допустить проникновения "вируса зла" в Космос, другие разумные миры не прочь вообще уничтожить нашу цивилизацию, решив таким образом все проблемы. Исходя из этого, Виссарион говорит, что в ближайшем будущем нас не ждет ничего хорошего. Земля покроется песком, Минусинск уйдет под воду, а Москва вообще провалится в тартарары. И за этот короткий срок он призван объединить многие духовные ручейки в единую реку общей веры, сформировать человека новой эпохи, заложить основу духовного и культурного единения всего человечества [1, с. 13].
Особое место в доктринах "Церкви Единой Веры" занимает учение о матери-природе. Виссарион наделяет ее духовными качествами. К ней следует обращаться за помощью даже в молитвах.
По Торопу, сознание, размышления, интеллектуальный поиск – страшное зло, уводящее от истины: "Сердце не ошибается, ошибается сознание"; "Не стремись познавать все больше и больше... Стремление вскрыть любую встречающуюся тайну на основе научных данных есть признак больного разума" (заповедь 38). Тороп-Виссарион ненавидит познание вообще, причем в одну кучу он сваливает и философию, и точные науки, и все прочие области знаний [1, с. 13].
Для перехода Человечества в новое состояние и дан Учитель – Виссарион – Эпоха Любви, Истины и Света. Второе пришествие Христа уже свершилось. Виссарион – это тот, кто был Иисусом Христом 2000 лет назад, вторая реинкарнация Христа. "Я есть Путь и Истина", – сказал Учитель, "ибо говорю не от себя, Я и Отец едины" [7].
Виссарион вещал о близком конце света, критиковал существующее положение вещей, призывал к спасению от общемирового катаклизма в "земле обетованной" – на юге Красноярского края. Сергей предложил построить в тайге "Новый Иерусалим" – "Город Солнца". Он мыслился как некий оазис людей, находящихся в гармонии с собой, обществом, природой, как поселение мастеров, базирующееся на натуральном хозяйстве и самообеспечении, как идеальное поселение избранных с перспективой роста из этой ячейки нового человечества. На призыв откликнулось значительное количество граждан с территорий всего бывшего Советского Союза.
Заповеди Виссариона, которых насчитывается 61, достаточно либеральны и зачастую не носят категоричной формы. Так, например, прелюбодеяние всячески осуждается, однако поясняется, что это касается только людей, состоящих в браке. Убийства быть не должно, но если речь идет об убийстве животного, то оно позволительно в случае необходимости. Лгать нельзя, но в том случае, когда ложь может принести больше добра, чем зла, она допускается, и так далее [2, с. 14].
Религиозная доктрина Виссариона соединила в себе евангельские притчи с теософией Блаватской, философией Рерихов, космизмом Циолковского, аскетизмом йоги и фантазиями Даниила Андреева. Из индуизма взято учение о переселении душ, причем Виссарион в отличие от индусов признает лишь переход души от человека к человеку, но не от человека к животному. Виссарион считает, что автор Ветхого Завета – злой дух, и только Новый Завет был составлен "правильным духом" [1, с. 13].
1.2 КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА
В общине Последнего Завета верующие должны строго придерживаться вегетарианства. По мнению идеологов культа, человеческая плоть не нуждается в искусственном поступлении пищи животного происхождения.
В соответствии с этическими установками общины Последнего Завета, виссариоиовцам запрещено употреблять в пищу мясо, рыбу, молоко и молочные продукты, растительное масло, яйца, сахар, кофе, чай, продукты из пшеницы, дрожжевой хлеб. Ограничено употребление овса, соли, острых приправ, меда.
Таким образом, верующие питаются главным образом овощами, фруктами, ягодами, соей, крупами, дикорастущими травами и грибами. И как следствие ослабление организма членов культа, их физическое истощение.
Хозяйкам, выпекающим лепешки из отрубей, учение Виссариона рекомендовало мысленно добавлять в тесто яйца, сметану, лепестки роз и космический свет.
Вскоре постоянное недоедание и тяжелые условия жизни стали сказываться на членах общины. Подступала нищета. Особенно в безвыходном положении оказались те, кто продали свои квартиры и сдал в общину все свои средства. Так или иначе, но с 1994 года в общине возникли первые очаги неповиновения. В местные органы власти посыпались жалобы от родителей. Тогда Виссарион смягчил режим питания, разрешив детям кисломолочное, а беременным женщинам – рыбу, был снят ранее существовавший запрет на чтение книг, не относящихся к учению общины [7].
В некоторых случаях "экологический эксперимент" заканчивался для адептов культа переходом в "пятое измерение", то есть смертью. В колонии виссарионовцев на горе Сухой было зафиксировано несколько смертей верующих. Например, Богданович С. А. скончался весной 1995 года от острой сердечно-сосудистой недостаточности, которая появилась у него на фоне общего истощения организма. Ему исполнилось только 27 лет [4, с. 63].
Влача жалкое полуголодное существование, верующие довольно часто проявляют склонность к совершению суицида.
Один последователь Виссариона повесился, другой выбросился из окна. Известно, по крайней мере, о четырех самоубийствах членов культа, однако ни по одному из них не было проведено расследование.
Положение детей в общине Последнего Завета, также нельзя назвать удовлетворительным. В колонии на горе Сухая проживает более 400 детей верующих. Родители, ссылаясь на свои религиозные убеждения, отказывались обращаться к врачам даже в тех случаях, когда их детям угрожала смерть. Среди виссарионовцев широко распространено самолечение, так как официальной медицине они не доверяют. Общеобразовательных школ дети не посещают. Их обучение ведется в домашних условиях либо по специальной программе в общинной школе [6, с. 223].
Виссарионовцы отказались делать своим детям прививки от инфекционных заболеваний. Привито всего 6 % детей верующих. А между тем в районе "Экополиса Тиберкуль" находится крупнейший в стране природный очаг энцефалитного клеща. Но Виссарионовцы надеются, что их плоть сможет приспособиться к инфекционным заболеваниям.
Общинная школа, открытая виссарионовцами в поселке Черемшанка, имеет экологический и художественно-эстетический уклон. Цель воспитания, по мнению работающих в ней педагогов, заключается в том, чтобы воспитать мальчика в гармонии с природой, а девочку в соответствии с ее природной сутью, предначертанием быть женщиной и матерью. В школе обучаются дети с 5-летнего возраста и до 15 лет. В нулевом классе учатся дети 5-6 лет, девятиклассники при желании могут пойти в общеобразовательную школу. В школе преподаются как предусмотренные общеобразовательным стандартом предметы, так и сугубо специальные, например, ремесла, изящная словесность, музыка, движение и пластика. Преподавание общеобразовательных дисциплин имеет свою специфику. Так из курса истории выбрасываются события, связанные с войнами, насилием. Детям преподается так называемая "Щадящая история", такая история именуется виссарионовцами "Историей культуры" или "Историей человечества" [4, с. 64-65].
В "Церкви Последнего Завета" происходит кардинальное изменение традиционного уклада жизни людей. В культе введены новые календарь и летоисчисление, свой круг праздников и т.п. Так, 1997 год от Рождества Христова соответствовал 37 году "Эпохи Рассвета" по виссарионовскому календарю. Адепты культа отмечают даты: с 1 по 13 января включительно – период "праздничного безвременья, где каждый день является праздником"; 14 января – Рождество Виссариона-Христа, Сына Божьего; 3 марта – День Радости; 2 апреля – Рождение Церкви; 14 апреля – Праздник Возрождения, Праздник Весны, Любви и Жизни; 24 апреля – "Дата помазания Отцом небесным Виссариона Христа на Царствие, день, с которого миром стала править Истина (Тороп-Виссарион Христос), незримо и постепенно возвращаясь все на земле в лоно Великой Любви"; 2 мая – Восхождение Виссариона Христа с учениками на гору Фавор в Израиле; 6 мая – Восхождение на гору Синай в Египте Виссариона Христа; 25 июня – Переход человечества на новую Эпоху; 18 августа – День первой открытой проповеди Виссариона Христа, символ начала падения и восхождения человечества; 1 декабря – освещение Виссарионом Христом первого в лоне Последнего Завета молитвенного дома, где проводятся литургии и службы Венчания [4, с. 66-67].
В общине Последнего Завета главным элементом культовой практики является так называемый "Священный круг". Это таинство совершается верующими два раза в неделю – в среду в 20.00 и в воскресенье в 9.00. Взявшись за руки, адепты образуют замкнутый круг, в центр которого помещается зажженная свеча и они погружаются в состояние медитации. Они возносят славословия "Отцу великому", роду человеческому и "земле-матушке". Зажженную свечу полагается ставить и на стол во время еды, для "очищения пространства от темных энергий". Помимо коллективных обрядов, существуют индивидуальные и семейные моления. Верующие произносят молитву перед едой и в любое время (переделанный "Отче наш"). Дважды в год проходят массовые венчания верующих [2, с. 14].
К особенностям культа можно отнести оригинальную одежду общинников, выполненную в народном стиле. Для женщин – длинные юбки и сарафаны, для мужчин – длинные хитоны. С позиций веры это объясняется тем, что такие одеяния вбирают энергию земли и способствуют оздоровлению. Наряды украшаются вышивкой, плетением, кружевом.
Символом движения стал крест в круге, что означало единство четырех религий, признанных Виссарионом главными, – даосизма, буддизма, христианства и ислама. Им же посвящены четыре годовых поста.
Цветные фотографии Торопа, собранные в своеобразные иконостасы, в домах его последователей являются объектом религиозного поклонения. Перед ними возжигаются свечи и совершаются молитвы [2, с. 14].
Источниками вероучения культа являются: "Слово Виссариона, являющегося Последним Заветом от пославшего его Отца Небесного" с двумя дополнениями, сделанными в 1993 и 1994 годах, "Основные положения учения Виссариона – учение единой веры", "Последний Завет". Кроме того, газеты "Земля обетованная" и "Тайна души", а также в многочисленных видеофильмах и аудиозаписях о Виссарионе [6, с. 221].
1.3 ДЕСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ЦЕРКВИ ВИССАРИОНА. СРАВНЕНИЕ С ХРИСТИАНСТВОМ
Сравнение с христианством:
– Церковь Виссариона: Творец Вселенной и Отец Небесный не есть один и тот же Источник (Малая Крупица).
Христианство: Бог Единый в трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух – Творец Вселенной. (Ин 1:13, 14; Евр.1:1-8; 2Кор.3:17,18).
– Церковь Виссариона: Вселенная развивается по закону Целесообразности, проявлением которого является закон "Бумеранга" (закон Кармы).
Христианство: Мир сотворен Богом Творцом и имеет свое начало и конец. (Быт.1, Откр.21:1-8).
– Церковь Виссариона: Признает реинкарнацию: "плоть после ее износа может заменяться на новую". (Последний Завет).
Христианство: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9-27). Все лжеучения (гностические, о предсуществовании душ и т.п.), в которых говорится о перевоплощении, осуждены церковными Соборами.
– Церковь Виссариона: Иисус Христос не Бог, а Божественное Слово. Виссарион – Сын Божий, Мессия, Единственный путь, Спаситель, он есть Истина, дающий жизнь, вторая реинкарнация Христа (Последний Завет).
Христианство: Иисус Христос есть Бог (Ин.1:13,14). Он есть Путь, Истина и Жизнь (Ин.14:6). Иисус Христос всегда, сегодня и во веки тот же (Евр.13:8).
– Церковь Виссариона: Добро и зло имеет относительный характер. "Помните! Обман во имя себя – невероятное горе. Обман во имя человека, во имя развития души его – благо!".
Христианство: Зло это извращение добра, уклонение свободной личности от пути к богоподобию [7].
Отрицательные стороны:
Широко известна практика продажи жилья последователями Виссариона и отъезд их в Красноярский край на новое поселение.
Последователи Виссариона не только "строгие вегетарианцы", но из рациона питания исключены дрожжевой хлеб, растительное масло. "Для детей, по их желанию, допускается употребление кисломолочных продуктов".
Согласно заповедям Виссариона, "плоть должна сама себя излечивать". Члены ЦПЗ не обращаются к врачам, занимаются самолечением и "очисткой" организма по теориям Малахова, П. Иванова и т.п. В общине зафиксированы случаи болезней со смертельным исходом из-за неоказания медицинской помощи взрослым и детям.
Есть случаи самоубийств. 58 заповедь учения Виссариона не осуждает самоубийство.
Дети школ не посещают. Проводится "самостоятельное изучение ребенком общеобразовательных предметов с помощью родителей с периодической аттестацией детей в школе". На этих домашних занятиях детям не преподается история, т.к. Учитель сказал: "Зачем изучать историю человеческого маразма?" (свидетельство адепта ЦПЗ) [7].
Деструктивной религиозной организацией называется организация, применяющая обман при вовлечении и контроль сознания для своих членов без их на то согласия.
Обман при вовлечении
При показе видеофильмов с проповедями Виссариона, последователей завлекают "экологически чистой" зоной Сибири, где живет Учитель вселенской мудрости.
Контроль сознания
Заключается в контроле поведения, контроле информации, контроле мышления и контроле эмоций.
Контроль поведения.
Последователи ЦПЗ носят одежду стилизованного русского стиля. Применение "агрессивной" диеты способствует ухудшению физического и психического здоровья. Прекращаются отношения с неверующими в Учителя родственниками. Отъезд в общину еще больше затрудняет общение с оставшимися родными.
Контроль информации.
Контроль информации выражается в подчеркивании исключительности слов Виссариона. Изучаются свои книги: "Малая Крупица", "Последняя Надежда", "Последний Завет". Выступления Виссариона записаны на аудио и видеокассеты и изучаются на квартирах. Членам группы не рекомендуется смотреть ТВ, слушать радио и т.п.
Контроль мышления.
Контроль мышления заключается в разделении мира на мы (избранные) и они (все остальные). Всячески подчеркивается избранность тех, кто слушает Учителя. Одежда Виссариона и речь притягивают своей схожестью с кинематографическим восприятием облика Иисуса Христа и влияют на сознание верующих. Книги, написанные в организации и изучаемые ее членами, по изложению напоминают тексты Священного Писания, что создает ложную ассоциацию с Библией. Для объединения всех своих последователей в единое коллективное сознание, практиковалась одновременная молитва членов организации во всех городах России, так называемый Священный круг: члены ЦПЗ, взявшись за руки, исполняли песни и, поднимая руки вверх, взывали к Отцу Небесному. "Несмотря на поясные времена, слились бы мы в едином порыве по всей Земле-Матушке".
Контроль эмоций.
У последователей Виссариона формируются две эмоции – эмоция вины и эмоция страха. Членам организации предлагается жить по заповедям, собранным в книге "Малая крупица". На фоне проповеди любви к ближнему в заповедях предлагается познать "истину гармонии с Природой, дабы не оказаться на задворках Ее больным и никчемным". Появляется страх покинуть группу, не стать "членами новой расы или нового человечества". "Человечество должно стать абсолютно невредоносным. Только тогда его можно будет допустить на следующую ступень развития – творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной. Сохранившие в себе хоть малейшее проявление агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование".
В Постановлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года говорится: "К несчастью в нашей стране появились свои лжепророки, руководящие в частности, … Церковью Последнего Завета. Маскируя свое истинное лицо, сектанты часто говорят, что именно они являются представителями истинного христианства, "не испорченного историческими традициями", обладают новыми откровениями и призваны продолжить дело Христа на земле" [7].
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЦЕРКВИ ВИССАРИОНА" В БЕЛАРУСИ
В Беларуси деятельность "Церкви Виссариона" запрещена, ее общины не регистрируются. Но существует много центров по вербовке верующих в Могилеве, Гродно, Бресте, Витебске, Гомеле, Мозыре, Минске и др. Нет ни одного райцентра, где бы не побывали миссионеры Виссариона. И сам он неоднократно посещал Беларусь, где его, "Нового Иисуса", облаченного в красный балахон с Вифлеемской Звездой, встречали с почетом, предоставляя лучшие дворцы и залы. Так, в марте 1996 года его принимали во Дворце шахмат в Минске.
В середине 90-х экспертным Советом при Комитете по делам религий и национальностей "Церкви Виссариона" была отнесена к деструктивным сектам.
О работе вербовочных пунктов "Церкви Виссариона" можно судить по одному из них, который расположен в детском клубе в районе Масю-ковщина г. Минска. Здесь имеется цветной телевизор, видеомагнитофон, цветной ксерокс, на котором тут же множат и раздают цветные изображения Виссариона, продают портреты и фотографии "Нового Иисуса". Предлагаются кассеты с его речами, демонстрируются рекламные ролики, видеокассеты с жизнеописанием Виссариона, начиная с юношеских лет "Нового Иисуса" в мифически умилительном стиле и кончая его "хождениями" по просторам бывшего Союза. С одной из кассет звучат его слова: "Те, кто искренне пойдет по новому пути, осознают "истину". Кто нет, погубит сам себя. Это будет Страшный суд. И он уже начался... Всегда надо помнить об Учителе. И тогда вы преодолеете сомнения других. Пришел час экзамена в вашей жизни. Вы сможете преодолеть преграды. Если от вашего шага даже рухнет мост, не смущайтесь. Никому ничего не надо доказывать. Не анализируйте действий. Это разум живет только на основе анализа. Надо жить не разумом, а чувствами. Надо смело идти вперед, принимая любую реальность, любые испытания как должное. Вы должны понять, иначе вы не перешагнете порог верности. Я проверяю вас на прочность" [5, с. 160-161].
В Беларуси есть несколько десятков последователей "Церкви Последнего Завета", главным образом, в крупных городах. Возраст основной части последователей Виссариона составляет 30-40 лет; около 60 % составляют мужчины; около 70 % верующих состоит в браке. Большинство верующих (около 2/3) имеют высшее образование [3, с. 98-99].
Власти пытались воспрепятствовать Виссариону свободно вести религиозную пропаганду, однако благодаря несовершенству законодательной балл все запланированные инициативной группой мероприятия состоялись. Например, в городе Могилеве Виссариону было запрещено проводить, религиозное собрание в одном из городских Домов Культуры. Тогда верующие собрались послушать своего "бога" в большом подтрибунном помещении стадиона "Спартак". В следующий раз они попытались договориться о проведении встречи с ксендзом Римско-католического костела. Но там они потерпели неудачу. Чтобы выйти из положения, виссарионовцы договорились о проведении мероприятий в фойе музея Декабристов. В выходной день, когда музей был закрыт для посетителей, Виссарион выступил там с проповедью, в которой, обращаясь к собравшимся сказал: "Помощь великая человеку оказывается всегда. Если он ее не видит, значит не туда смотрит. Блаженны падшие, ибо они: поднимутся. Несчастны поднесшие себя, ибо им предстоит падение. Я не удовлетворяю человеческое любопытство. Я даю человеку Вечность. Нельзя понять Истину, рассуждая о ней. Истину можно понять, соприкоснувшись с ней. Все, что запечатлено от Меня, запечатлено для тех, кто жаждет" [4, с. 68-69].
В Гродно власти также отказали Виссарионовнам в аренде зала, мотивируя свое решение ссылкой на "новый закон, запрещающий предоставлять залы заведений культуры для проповедей представителей многообразных религиозных течений". Но встречи с Виссарионом все равно состоялись.
Деятельность Церкви Последнего Завета в Беларуси носит нелегальный характер. Последователи Виссариона, проживающие практически во всех крупных городах республики, широко не афишируют свою принадлежность к данному культу. Многие из них выезжают за пределы страны, в частности, отправляются в "Экополис Тиберкуль" строить "город Солнца", священную территорию в Красноярском крае, где находится лидер движения "живой Бог" Виссарион. Те, кто уехать по каким-либо причинам не могут, воссоздают в своей местности модель "Города Солнца", где проводят богослужения. Так, в Минске последователи Виссариона еженедельно собираются в одном из городских парков, где водят хороводы вокруг привезенных из "Города Солнца" "священных деревьев". Распространение учения происходит, главным образом, через проверенные личные контакты и через распространение литературы, использование видеоносителей и аудионосителей с информацией об учении Виссариона и "Городе Солнца". [3, с. 99-100].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виссарионовское движение можно определить, как движение пассивного социального протеста интеллигенции. Виссарион привлекает своих последователей тем, что в череде реформаторских катаклизмов, в ситуации кризиса былых идеалов и отсутствие новых перспектив у духовно ориентированной интеллигенции, он предложил практический проект выхода из общественного тупика, учитывающий духовные устремления интеллигенции.
Деятельность "Церкви Последнего Завета" объективно ведет к формированию в рамках сложившихся крупных этносов новой этноконфессиональной общности, признаками которой являются основанная на еретических течениях мировых религий общая конфессия, исторически сложившиеся переплетения религиозной и национальной принадлежности ее членов, постулат второго "избранничества", "осознание особого положения", мессианские настроения. Будучи неустойчивой, этноконфессиональная общность виссарионовцев может либо образовать новый тип исторической общности, либо оказаться тупиком в развитии некоторой части конкретного этноса, в данном случае русского.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Альбинский К. Последний Христос // Наука и религия, 1999. – № 2. – С. 10-13.
Григорьева Л.Г. Ушедшие в "город солнца" // Наука и религия, 1999. – № 2. – С. 14-16.
Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи: монография. – Мн.: Минский институт управления, 2006. – 276 с.
Дьяченко О.В. Новые религиозные объединения. – Мозырь: РИФ "Белый ветер", 1998. – 152 с.
Неокультовые объединения в Беларуси / Прокошина Е.С., Короткая Т.П., Рекуц И.Ф., Кутузова Н.А. и др. – Мн.: Веды, 1998. – 184 с.
Неокульты: "новые религии" века? / Прокошина Е.С., Короткая Т.П., Рекуц И.Ф., Титовец А.А. и др.; Под ред. Майхровича Е.С. – 3 изд., дополн. – Мн.: "Четыре четверти", 2000. – 240 с.