СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Особенности развития организма дошкольника,
1.2. Основы гармоничного психофизического развития ребенка
введение
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик.
В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.
Однако психологическое влияние на развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния психолога на развитие всех характеристик человека, в том числе и физических. Дело в том, что все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из чего, важно отметить и значительную роль оказываемую именно психологом на развитие физических характеристик и качеств человека.
Особенно указанное воздействие важно в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.
Однако роль психолога в развитии сферы физкультурной деятельности дошкольника на этом не заканчивается. Здесь важно также отметить значимость работы психолога с родителями, а также проецирование педагогических воздействий, оказанных на ребенка в условиях дошкольного учреждения, на его поведение в семье, направленных на создание условий для полноценного развития личности.
В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, здоровье дошкольника.
И здесь особую значимость приобретает воздействие детского психолога на развитие и формирование у дошкольников физкультурной деятельности.
Итак, в соответствии с заявленной актуальностью, тема работы сформулирована как: «Роль детского психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника».
В ходе работы проводится анализ роли детского психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника.
Целью представленной научно-методической разработки является рассмотрение и анализ роли, которую играет (должен играть) детский психолог в сфере развития и активизации физкультурной деятельности дошкольника.
В ходе написания данной научно-методической разработки решались следующие задачи:
Анализ особенностей физкультурной деятельности дошкольников;
Анализ особенностей работы детского психолога в условиях дошкольного учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка;
Анализ возможностей воздействия на активизацию физкультурной деятельности дошкольника со стороны детского психолога в условиях дошкольного учреждения.
При этом под развитием понималось направленное, закономерное изменение, когда в результате изменений возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.
Общество декларирует свои условия социального поведения выработанные в ходе общественной эволюции. И здесь важно таким образом ориентировать воспитание и развитие дошкольника, чтобы его поведение, как взаимодействие с окружающей средой (обществом), включающее ориентацию по отношению к этой среде, а также развитие личностных характеристик, в том числе и физических возможностей организма, соответствовали выработанным нормам и принципам, требованиям условий социализации.
ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Особенности развития организма дошкольника,
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно – вначале он замедляется до 4–6 см в год, а затем на 6–7-м году жизни ускоряется до 7–10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). В этот период особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани, методами физической культуры. Усредняя приведенные цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого рост ребенка увеличивается на 5 см. Таким образом, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: рост ребенка в возрасте одного года + (5 см Х n), где n – возраст ребенка. Если рост в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см1.
Прибавка в весе в дошкольный период также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й – около 2 кг, за 6-й – 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, вес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года + (2 кг Х n), где n – возраст ребенка. Если вес ребенка в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг. К 6–7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который он имел в годовалом возрасте2.
Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6–7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.
К 5–6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Одновременно важно и воздействие методами физической культуры на указанный процесс развития. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой или неровной, он должен пользоваться только детской мебелью.
Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитания необходимо постепенно и осторожно.
В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким – к 7 годам частота дыхания – 23–25 в 1 мин.
Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физ. нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс – к 5 годам до 100 ударов в 1 минуту, к 7 – до 85–90 в 1 минуту3.
Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом. Недопустимо, например, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним.
Нервно-психическое развитие, на которое также важно ориентироваться в процессе физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольника достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции – радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку.
Указанные данности психического развития дошкольника можно умело использовать в ходе составления и разработки занятий направленных на физическое совершенствование ребенка и становление здорового образа жизни.
Таким образом, само развитие ребенка дошкольного возраста предполагает важности воздействия на его организм методами физической культуры и ориентирует и родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания.
1.2. Основы гармоничного психофизического развития ребенка
Учитывая вышесказанное, хочется отметить важность гармоничности психофизиологического развития дошкольника. Необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребенка, более того очень важно совмещать и грамотно использовать физические нагрузки вкупе с психологическими, т.е. совмещать физическое и психологическое развитие ребенка.
В данном случае особую роль и значимость приобретает наличие в условиях дошкольного учреждения детского психолога, организующего и направляющего работу с детьми именно в соответствии с развитостью психических характеристик и ориентиров дошкольника.
В работе в условиях дошкольного учреждения детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основными направлениями психофизического развития дошкольников. Рассмотрим их. В этом возрасте особенно важно развитие и активизация познавательных и других равнонаправленных характеристик восприятия ребенком мира.
Рассмотрим особенности развития внимания у дошкольника. Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Развитость внимания обладает высокой значимостью в различной деятельности дошкольника, в том числе и в физкультурной, ведь одно из условий плодотворных занятий ребенка физкультурой – ориентация на слова и указания инструктора – педагога.
Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности – это и формирование умственных действий контроля. И здесь уже можно психологу ориентировать детей на постановку и решение определенных глобальных задач4. Так, например, именно в этом возрасте плодотворно объяснение детям значимости занятий физической культурой для их дальнейшей жизни.
Психологические исследования показали, что:
максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.
устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых5.
В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка и способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, психологу нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства. Так, например, дошкольник при занятиях физической культурой должен помнить, что она является деятельностью, направленной на повышение качественных характеристик его организма, способствует улучшению здоровья и т.д.
Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий, например, на тех или иных физических упражнениях.
При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими. Соответственно и, например, осознание слов педагога о важности занятий физической культурой и спортом будет менее продуктивным.
Важно помнить, что устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Так, например, детям просто необходимо дать возможность как можно больше пользоваться предлагаемыми для занятий спортивными снарядами.
Во-первых – это условие занятий физической культурой.
Во-вторых, при правильной постановке задачи педагогом, занятие на спортивных снарядах может стать для ребенка стимулом к физкультурной деятельности вообще. Достаточно, например, указать, что подтягивание на перекладине сможет обеспечить ребенку более высокий результат при прохождении спортивных состязаний по бросанию какого-либо предмета.
Большую значимость при восстановлении образов используемых на занятиях физической культурой у дошкольников имеет развитость воображения.
Воображение – это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.
В случае, когда ребенку в ходе занятия физической культурой для выполнения того или иного упражнения важно восстановить (представить) тот или иной образ важны практически все виды воображения. Таким образом, воображение дошкольников является одним из направлений работы детского психолога с целью совершенствования у детей, в том числе, и физкультурной деятельности6.
Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность-наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.
Тренировка наблюдательности актуальна при занятиях с детьми физической культурой в связи с тем, что большинство образов, приводимых педагогом на занятиях для заинтересования детей, требуют как раз активного включения наблюдательности.
В дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо не только для усвоения в дальнейшем, многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности, а также для более успешного проведения занятий физической культурой.
Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:
формирование сенсорных эталонов
обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.
развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Естественно, при организации работы направленной на воздействие на дошкольников методами физической культуры важно исходить и из уровня развитости мышления дошкольников.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);
словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3–4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения в ходе того или иного спортивного занятия, когда осуществляется противоборство двух команд или отдельных их представителей.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Достижение высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память – это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.
В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память – это память на отдельные слова, понятия, мысли. Выделяют также и физическую (кинетическую) память – способность организма зафиксировать с целью последующего воспроизведения ту или иную последовательность действий. Развитие кинетической памяти имеет большое значение в сфере активизации физкультурной деятельности дошкольника.
Итак, анализ направлений развития факторов влияния на особенности восприятия дошкольником окружающего мира, в том числе и на проводимые с ними занятия физической культурой и спортом показал значимость работы дошкольного психолога по организации и совершенствованию у детей вышеуказанных сторон развития восприятия.
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА В ХОДЕ АКТИВИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры
Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.
Анализ работы дошкольных учреждений, проведенный специалистами свидетельствует о том, что во многих из них физическое воспитание отсутствует как система, с помощью которой у детей формируются здоровые привычки (не только умения выполнять то или иное действие, но и первичные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни), Самое страшное: отсутствует интерес к физическому воспитанию у педагогов и родителей: последних порой больше интересуют успехи ребенка в математике, чем достижения в физкультуре. В подавляющем большинстве рассмотренных дошкольных учреждений роль детского психолога в сфере активизации физкультурной деятельности дошкольника сводилась к минимуму7.
Конечно, нельзя не отметить счастливые исключения, когда в дошкольном учреждении работают грамотные методист и инструктор по физической культуре, которые вместе с психологом организуют не только физкультурные занятия, но и осуществляют это в общей системе физического воспитания. Но, к сожалению, один, два человека не в состоянии охватить весь объем работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении8.
Известно: для того чтобы у детей была удовлетворена потребность в движении, 50 % всего времени пребывания в дошкольном учреждении они должны двигаться9. Поэтому важно грамотно организовывать весь режим в детском саду, а это множество разнообразных аспектов, среди которых, несомненно, есть и направления деятельности детского психолога.
Чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий: подбор адекватных средств и методов обучения, который должен проводится с непременным участием психолога; творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и пр.
Поэтому осуществление физического воспитания как системы предполагает наличие профессиональных знаний о физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними не только у методистов, психологов но и у воспитателей. Чрезвычайно важно, чтобы педагоги грамотно обучали детей движениям, их качеству, сами понимали оздоровительное и психокоррекционное воздействие физических упражнений на организм ребенка. И здесь в работу по «просвещению» воспитателей, наряду с методистом должен включаться психолог, объясняя направленность и взаимодействие в развитии психических и физиологических особенностей всех детей и каждого в отдельности, что реализует условия индивидуального подхода в воспитании. Со своей стороны воспитатели должны активнее идти на контакт с детским психологом, консультироваться с ним по поводу тех или иных возникших проблем.
Правильная организация физического воспитания в условиях детского дошкольного учреждения, предусматривает систематический медико-педагогический контроль и оперативную медицинскую помощь при выявленных нарушениях в здоровье детей и включает в себя:
динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики, физическим развитием детей;
контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал и т.д.);
наблюдение за рациональным двигательным режимом (организация и методика проведения различных форм работы по физическому воспитанию, их воздействие на организм, контроль за осуществлением закаливающих мероприятий, организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей – во всех этих направлениях также могут быть реализованы опыт и знания детского психолога, так как ни один процесс развития ребенка не проходит без зависимости от психической сферы деятельности);
просветительная работа родителей по вопросам здоровья и физического развития детей (и здесь также важна роль детского психолога – его задачи не только подсказать родителям правильную тактику поведения с ребенком, но и самому, в силу имеющихся знаний, найти индивидуальный подход к каждому из родителей).
Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества – выносливости. При этом выделяют т.н. «психологическую выносливость», основанную на конкретных характеристиках темперамента, психики дошкольника.
Как отмечает Н Кожухова, «Проблема развития выносливости у детей – способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности – представляется важной и актуальной. Но не следует думать, что чем больше мы увеличиваем нагрузку на ребенка, тем он становится выносливее. Чрезмерные нагрузки дают обратный эффект, приводят к «поломке» механизмов выносливости сердца, мышц, нервной системы»10.
Физические игры и упражнения, развивающие все виды выносливости, должны входить во все виды деятельности детей.
Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства обиды нередко появляются и агрессивные действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.
В этом случае требуется большая работа как педагога и психолога детского сада, так и родителей. Психолог приглашает родителей на беседу, объясняет им ситуацию, играет с ребенком в их присутствии, включая родителей в эту игру. Он знакомит родителей с приблизительной тематикой игр, принятых группе, предлагает им литературу для «проигрывания» сказок и рассказов объясняет последовательность усложнения игровых действий в соответствии возрастом ребенка. Рекомендуется ежедневно играть с ребенком в игрушки, также в ролевые игры или хотя бы вести «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
Также для сокращения уровня агрессии можно рекомендовать включение данного ребенка в спортивные игры, прежде всего командного типа, чтобы он понял свою ответственность перед командой за агрессивное поведение на площадке. При этом, дабы не создавать у него негативное восприятие детей, которые играют в другой команде необходимо постоянно «смешивать» игроков различных команд.
Большое значение в физическом воспитании детей имеет совместная работа с родителями. Педагоги, методисты, психологи передают им необходимые знания о возрастных и психологических особенностях детского организма, вводят в курс тех проблем и достижений, которые имеются у ребенка. Через наглядную агитацию, консультации, беседы, практикумы знакомят с последними достижениями в области физического развития детей. Увлечь родителей, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста – одна из главных задач дошкольных учреждений, в том числе и психологов.
Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и воспитателями, с самим ребенком проективные методы (например, рисунок «семья»). Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и педагогов.
Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают психологу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
Особую сложность в ходе занятий в группе представляет гиперактивный ребенок – он снижает скорость выполнения упражнений всей группой, внося сумятицу в её действия, успевает «пошалить», мешает остальным детям заниматься физическими упражнениями, препятствует донесению слов педагога до детей. Очень часто гиперактивные дети и сами не слушают воспитателя, не понимая смысл его слов, либо не уделяя время для «вслушивания».
В основе направленности работы детского психолога с гиперактивными детьми должны быть следующие направления:
работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание отвлекаемости и слабой организации деятельности;
по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
во время проведения воспитателем физкультурных занятий рекомендовать ему ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места для занятий именно гиперактивного ребенка (допустим – в первом ряду, перед воспитателем)
предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к воспитателю в случаях затруднения;
физкультурные занятия строить по четко распланированному, стереотипному, насколько это возможно, распорядку;
задания, предлагаемые к выполнению, повторять несколько раз, выделяя самые важные места голосом и жестами;
на определенный отрезок времени давать только одно задание;
дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей «группы риска» наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Работа психолога с учетом зоны ближнего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны воспитателя, позволяет оптимизировать физкультурную деятельность как этого ребенка, так и всей группы в которой он занимается.
Остановимся подробнее на работе детского психолога с родителя с семьями детей с целью активизации физкультурной деятельности дошкольников. Из факторов социализации самым важным и значительным была и остается родительская семья, как первичная ячейка общества. Кроме сознательного целенаправленного воспитания, которое дают ребенку родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Таким образом, для ребенка семья, какая она бы ни была, является непререкаемым авторитетом. Именно в семье ребенок с удовольствием покажет те упражнения по физической культуре, которым его обучили в садике. К сожалению, семьи не всегда адекватно воспринимают поданные ребенком упражнения. Некоторые родители просто устают и не способны что-либо воспринимать, другие особенно не заботятся о именно физическом развитии ребенка, третьи… К сожалению еще много семей, где родители не готовы совместно с дошкольным учреждением оказывать все возможные влияния на физическое развитие детей. В подобного рода случаях психолог должен обязательно встретится с родителями, обсудить сложившуюся обстановку, наметить возможные пути выхода из кризисной ситуации, объяснив родителям важность физического развития их ребенка.
Таким образом, в целом рассматривая вопросы оказания положительного влияния детского психолога на развитие у дошкольников физической культуры следует выделить следующие направления действий:
Психологическая поддержка работы по физкультурному образованию (в т.ч. экспериментальной работы).
Анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню развития детей дошкольного возраста.
Присутствие на занятиях педагога (воспитателя, методиста по физкультуре) с целью определения (по соответствующим методикам) поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т. п.).
Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с педагогом (воспитателем, методистом по физкультуре) (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию).
Составление рекомендаций педагогу (воспитателю, методисту по физкультуре) с учетом индивидуальных особенностей детей.
Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями и методистами (записи особенностей поведения детей, их высказываний и т. п.).
Участие в составлении диагностических карт.
Работа с родителями.
Итак, физическое воспитание детей дошкольного возраста содержит множество аспектов, которые требуют вмешательства психолога. Мы остановились только на некоторых из них. Так, не менее важными являются подвижные игры, которые позволяют с большой эффективностью формировать у детей «практический интеллект», а благодаря эмоциональному воздействию служить психокоррекционным средством, формировать положительные черты личности. И, как считают психологи, понятие «игра» надо рассматривать более широко. Это и игровые ситуации, и имитационные ситуации, и этюды, которые можно включать во все формы работы с детьми11.
2.2. Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как образец совместной работы воспитателя по физической культуре и детского психолога
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи (1997), за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей12.
Исследованиями Е.А. Пимоновой (1990) установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста13.
По мнению А.Б. Лагутина (1994), работа по единой, жестко регламентированной «Программе воспитания и обучения в детском саду» неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития14.
В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.
На основе средств ритмической гимнастики нами разработана программа сюжетных занятий по физической культуре для детей 5-7 лет. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений.
В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения «Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Невод», «Водяной» и др., танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т.п.).
Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.
При разработке программы сюжетных занятий мы попытались сохранить их характерные черты, но в то же время избежать отмеченных выше недостатков. Разработанная нами программа направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач в программе используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом.
Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.
Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен но увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др. (1985), упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности15.
После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков. Применение серийно-поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повышает их тренирующий эффект. Следует учитывать, что физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций в соответствии с научными выводами академика Н.М. Амосова, профессора В.К. Бальсевича и других ученых, не дают достаточного эффекта. Тренирующий эффект (адаптация к физической нагрузке) занятий физическими упражнениями у детей 5-7 лет обеспечивается при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 140-160 ударов в минуту16.
Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности целесообразно дополнять сюжетные занятия по физическому воспитанию тематическими играми-занятиями: например, комплекс «Морское царство» может быть дополнен познавательной игрой-занятием М. Сигимовой «Загадки Морского Царя» и т.п.17
В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету: например, перед разучиванием танца «Раки» загадать загадку «Под водой живет народ - ходит задом наперед»; при выполнении несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности «Морская волна» и «Я на солнышке лежу» предложить детям всем вместе произнести вслух отрывок из сказки А.С.Пушкина «Ты волна моя, волна.» или спеть песенку из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню». Можно также предложить детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия (нарисовать море, рыбку, чайку, кораблик и т.п.), прочитать рассказы, сказки соответствующего сюжетного содержания (например, сказку Г.Х. Андерсе на «Русалочка»). Подобные домашние задания наряду с двигательными (например, выполнить дома то или иное упражнение комплекса) помогут привлечь внимание родителей к физическому воспитанию детей, заинтересовать их успехами своего ребенка.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (например, в комплексе «Морское царство» применяются музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита», «Морские сны», «Путь дельфина», «Благоговение», «Морские мелодии» и др.).
Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей. Результаты научных исследований свидетельствуют о необходимости применения элементов психорегуляции в процессе оздоровительной тренировки, особенно на начальном этапе занятий, так как это ускоряет адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам. На данном этапе формирования методической разработки роль детского психолога просто неоценима.
Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение. При подборе т.н. релаксирующего музыкального сопровождения особенно важна роль психолога, т.к. неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать непредсказуемую реакцию ребенка, важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную психическую реакцию.
Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий (например, комплекс «Морское царство» направлен на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, комплекс «Любимые игрушки» - координационных способностей, комплекс «Африка» - выносливости и т.д.).
Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2, 5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких (в течение двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств18.
После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий проводится физкультурный досуг или праздник (например, комплекс «Морское царство» завершается физкультурным праздником «В гостях у Морского Царя»), в процессе которых используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к празднику (досугу) является для детей хорошим стимулом для тщательной отработки своих движений, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность.
С целью оценки эффективности разработанной программы сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в период 1999-2000 гг. был проведен сравнительный педагогический эксперимент, в котором принимали участие дети в возрасте 5-7 лет (n=160) детских садов № 141 и № 55 г. Магнитогорска.
Экспериментальная группа занималась по разработанной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики. Занятия продолжительностью 30 минут проводились три раза в неделю в течение шести месяцев. Контрольная группа в течение этого же периода занималась по традиционной программе по физическому воспитанию для детского сада (с аналогичной продолжительностью и кратностью занятий). Эффективность предложенной методики оценивалась посредством сравнения показателей физического и психического развития и физической подготовленности, а также данных о динамике заболеваемости детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента.
До начала эксперимента дети экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий в показателях физического и психического развития и результатах физической подготовленности, за исключением результатов в наклоне вперед. После проведения эксперимента однонаправленное достоверное изменение показателей физического развития наблюдалось в обеих группах. Таким образом, повышенные нагрузки не оказали отрицательного воздействия на организм испытуемых. Средства и методы физического воспитания, используемые в экспериментальной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики, были адекватны возможностям организма детей данного возраста (это подтверждается также результатами педагогических наблюдений и данных пульсометрии).
Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей экспериментальной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить достоверное (р<0,05) изменение результатов во всех контрольных упражнениях (в челночном беге - с 11,11 до 10,21 с, в прыжке в длину с места - со 107,40 до 121,38 см, в разгибании туловища - с 13,13 до 28,05 раза, в сгибании туловища - с 11,08 до 32,65 раза, в наклоне вперед - с 1,50 до 8,85 см). Сравнительный анализ показателей, характеризующих физическую подготовленность детей контрольной группы до и после проведения эксперимента, позволил установить, что достоверных (р>0,05) изменений результатов не наблюдалось ни в одном контрольном упражнении. Это объясняется тем, что занятия по традиционной программе физической культуры для детского сада направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют воспитанию двигательных качеств, что подтверждается также результатами исследований других авторов.
Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия по экспериментальной программе сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается также результатами интервьюирования детей экспериментальной группы после проведения эксперимента. Во время пребывания в детском саду дети стали отдавать предпочтение занятиям по физической культуре, поставив их на первое-второе место наряду с занятиями рисованием и лепкой, в то время как до эксперимента занятиям по физической культуре отводилось лишь четвертое место по степени важности.
Данные пульсометрии показали, что при проведении занятий по экспериментальной программе нагрузка на всех этапах занятия соответствовала возможностям детей и рекомендациям НИИ дошкольного воспитания РАПН. Анализ динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) на занятиях в экспериментальной и контрольной группах показал, что физическая нагрузка в экспериментальной группе оказывает более выраженный тренирующий эффект на организм детей по сравнению с нагрузкой на занятиях в контрольной группе.
Моторная плотность занятий по физической культуре в экспериментальной группе составляла от 60-65 до 75-87% в зависимости от задач и типа занятия, в то время как в контрольной группе она была ниже и составляла 50-68%. Таким образом, данные пульсометрии и хронометрирования в определенной мере подтверждают эффективность экспериментальной методики.
Кроме того, в контрольной группе значительно выросли показатели психического развития детей, что несомненно связано с совместной работой воспитателей по физкультуре и детских психологов. У детей резко повысился уровень положительного эмоционального реагирования, возможности психорегуляции, а также приспособленность к окружающей психологической среде.
Изучение данных о динамике заболеваемости показало, что до эксперимента заболеваемость детей составляла 27,5% в контрольной и 26,25% в экспериментальной группах. После проведения эксперимента заболеваемость детей снизилась в контрольной группе до 16,25%, а в экспериментальной - до 7,5%.
Более значительное снижение уровня заболеваемости в экспериментальной группе, по-видимому, можно объяснить тем, что экспериментальная программа, оказывая тренирующее влияние на организм ребенка, способствует расширению адаптационных возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешней среды.
Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволило повысить эффективность процесса физического и психического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, физическое совершенствование ребенка является основной заботой руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Однако, руководитель физического воспитания должен заниматься физическим совершенствованием ребенка вместе с воспитателем, родителями, психологом19.
Итак, работа психолога, направленная на активизацию и обеспечение физкультурной деятельности дошкольника методами психологии – одна из основных направляющих работы психолога в современном дошкольном учреждении. В ходе своей работы психолог должен учитывать множественные факторы воздействия на физкультурную деятельность дошкольника, среди которых можно выделить:
личностные особенности дошкольника;
особенности темперамента ребенка;
особенности взаимоотношений в семье у ребенка;
особенности отношения родителей к занятию ребенка физической культурой;
особенности отношения воспитателя к физической культуре, осознание им необходимости проведения занятий, связанных с активизацией физкультурной деятельности дошкольников;
особенности атмосферы в детской группе, наличие или отсутствие в ней лидеров, конфликтов, активизирующих и сдерживающих аспектов;
особенности развития психики ребенка дошкольного возраста;
направленность требований, предъявляемых школьным образованием к развитости у ребенка определенного рода качеств, на активизацию которых можно воздействовать средствами физической культуры;
особенности сложившихся отношений между воспитателем и группой, между воспитателем и отдельными детьми;
возможности активизации физкультурной деятельности дошкольников через использование различных психологических приемов.
Здесь важно объяснить, также, что не существует уникального рецепта при решении детским педагогом той или иной проблемы.
Таким образом, рассмотрение и анализ роли, которую играет (должен играть) детский психолог в сфере развития и активизации физкультурной деятельности дошкольника, показали:
важность роли детского психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольников, подтверждаемую как совместным развитием (и, следовательно, зависимостью) психики ребенка и его физических, физиологических показателей;
необходимость в ходе реализации роли детского психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника работы сразу по множеству направлений (см. выше), которые в случае достижения целей каждого из них способны активизировать физическое развитие дошкольника.
В ходе написания данной научно-методической разработки, в соответствии с поставленными задачами, выявлено, что:
особенности физкультурной деятельности дошкольников предполагают постоянный психологический и психотерапевтический контроль со стороны специалиста;
особенности работы детского психолога в условиях дошкольного учреждения в соответствии с направлениями развития психики ребенка предопределил важность контроля со стороны психолога физкультурной деятельности дошкольника;
возможности воздействия на активизацию физкультурной деятельности дошкольника со стороны детского психолога в условиях дошкольного учреждения, будучи явными, должны стать одной из направляющих работы психолога в дошкольном учреждении.
Таким образом, была подтверждена гипотеза данной работы, реализованная в утверждении важности роли детского психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.
Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21-25.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 1998. С. 36.
Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1986. Т.1.
Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. – 1991. - №4.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр. // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.
Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М.: ФиС, 1985, 93 с.
Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.
Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М. 1983.
Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении. // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, c. 8-11.
ЛеонтьевА.Н. Психологические основы дошкольной игры. «Дошкольное воспитание», 1997, № 9;
Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986, 304 с.
Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры, 1990, № 11, c. 13-15.
Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности. // Дошкольное воспитание. 1999. №2.
Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23 с.
Популярная медицинская энциклопедия. П/р Б.В.Петровского. М. 1981.
Принцип развития в психологии./ Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978.
Психология. Словарь. / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. 1990.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986. С. 40.
Сигимова М. Загадки Морского Царя. К проблеме общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе познавательных игр-занятий на экологические темы (конспект познавательной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста). // Дошкольное воспитание, 1995, № 2, c. 9-11.
Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э. Специфика эмоционально личностной сферы дошкольника. // Вопросы психологии. 1999. №6.
Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). – М., 1978.
Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М. 1991.
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание 1999. №4.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. М., 1980.
Шарманова С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. СПб.: НИИФК, 1995, 17 с.
Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1974.
1 Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г. С. 45.
2 Популярная медицинская энциклопедия. /п.р. Б.В.Петровского. М. Советская энциклопедия. 1981. С. 152.
3 Популярная медицинская энциклопедия. /п.р. Б.В.Петровского. М. Советская энциклопедия. 1981. С. 152.
4 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986. С. 35.
5 Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 1998. С. 36.
6 Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986. С. 40.
7 Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000. С. 52.
8 Там же.
9 Там же. С. 53.
10 Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000. С. 53.
11 Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000. С. 54.
12 Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 1998. С. 36.
13 Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23 с.
14 Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, c. 8-11.
15 Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М.: ФиС, 1985, 93 с.
16 Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986, 304 с.
17 Сигимова М. Загадки Морского Царя. К проблеме общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе познавательных игр-занятий на экологичес кие темы (конспект познавательной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста). // Дошкольное воспитание, 1995, № 2, c. 9-11.
18 Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21-25.
19 Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание 1999. №4. С. 34.