Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Статья: Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников

Т.А. Банникова, В.П. Стрельцов

Кубанский государственный университет физической культуры, Краснодар

Разработанная совместно с профессорами В.К. Бальсевичем (Москва), Г.Г. Наталовым, Ю.К. Чернышенко (Краснодар) модель конверсии высоких технологий спортивной подготовки, адаптированная к потребностям современного дошкольного физического воспитания, безусловно, является позитивным фактором, инициирующим развитие инновационных процессов на рациональной методологической основе. При этом рассматриваемая концепция конверсии предлагает абсолютно конкретный механизм рациональной и эффективной реализации достижений спортивной культуры в физическом воспитании дошкольников.

В течение трех лет в условиях ДОУ № 129 г. Краснодара реализуется система физкультурной тренировки старших дошкольников (5-7 лет) в структуре годичного цикла.

Основой системы являются физкультурно-тренировочные занятия четырех типов: академические, учебно-тренировочные, тренировочные, соревновательные, характеристики которых представлены в табл. 1.

В структуре года выделяется 2 полугодовых периода по 4,5 месяца, в каждом из которых имеется подготовительный, соревновательно-игровой, переходный периоды и отдельно летний период, имеющий преимущественно рекреационную направленность (поддерживающий игровой период).

Подготовительный период состоит из трех этапов: 1 - общеподготовительного; 2 - специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных микроциклов (СФП-1); 3 - специальной физической подготовки на основе физкультурной тренировки (СФП-2). Продолжительность каждого этапа составляет 3-4 недельных микроцикла.

Микроциклы представляют собой отрезок учебно-воспитательного процесса, состоящий из трех занятий одного типа в структуре недели, которые решают конкретную задачу на данном этапе и в определенном периоде.

Общеподготовительный этап состоит из трех базовых микроциклов, к которым в начале года добавляется один модельно-соревновательный микроцикл для решения задач контроля за исходным уровнем физической подготовленности. На этом этапе решаются задачи изучения и повторения техники двигательных действий. Контроль за уровнем физической подготовленности можно начинать с третьего базового микроцикла и осуществлять в четвертом - модельно-соревновательном, контрольном.

Этап СФП-1 состоит из четырех учебно-тренировочных микроциклов и решает следующие задачи:

- овладение умениями выполнять ОРУ (элементарные движения, их соединения, равновесия, прыжки и др.) в виде комбинаций по типу вольных упражнений на месте или с небольшим продвижением;

- реализация элементов эстетического воспитания - выполнение движений красиво с изменением скорости и амплитуды;

- закрепление техники основных движений и расширение объема двигательных навыков.

Этап СФП-2 состоит из четырех тренировочных микроциклов. На этом этапе решаются задачи преимущественного воспитания ловкости путем выполнения комбинаций основных движений в форме комбинированных эстафет, полос препятствий, игровых заданий. Продолжается развитие скоростно -силовых и силовых способностей на основе применения круговой тренировки.

Таблица 1. Характеристика особенностей физкультурных занятий для дошкольников

Тип занятий Блоки занятия и их основное содержание
1 2 3 4 5 6
Академическое Вводная часть: организация группы Подготовительная часть: ходьба, бег, ОРУ Основная часть Заключительная часть занятия
Изучение техники двигательных действий 1 Изучение техники двигательных действий 2 Развивающая игра
Учебнотренировочное Подготовка организма к основным нагрузкам Комбинации ОРУ Закрепление техники основных движений Развитие быстроты при выполнении основных движений Развитие скоростносиловых способностей в процессе формирования основных движений (ОД) Снижение функциональной активности организма
Тренировочное Подготовка организма к основным нагрузкам Поточное выполнение комплексов ОРУ по типу ритмической гимнастики Развитие координационных способностей в процессе выполнения ОД Развитие быстроты и ловкости в процессе выполнения ОД Развитие скоростносиловых способностей методом круговой тренировки Снижение интенсивности нагрузок
Соревновательное Разминка - функциональная подготовка организма к основной физической нагрузке Соревновательноигровые задания на развитие координации Соревновательноигровые задания на развитие быстроты Соревновательноигровые задания для развития скоростносиловых способностей Соревнования на развития ловкости Заминка - приведение организма в обычное состояние

Соревновательно-игровой период состоит из трех соревновательных микроциклов. В начале периода предлагаются задания на лучшее выполнение комбинаций по типу вольных упражнений, в середине - соревнования в основных движениях, завершается период соревнованиями по играм, эстафетах, проведением физкультурного праздниках.

По календарю первый переходный период совпадает с новогодними, второй - с майскими праздниками. В эти периоды решаются задачи активного отдыха, общей физической подготовки, изучения и проведения спортивных и подвижных игр, развития гибкости, осуществляется подготовка к следующему этапу тренировки (в мае - к переходу на летний режим занятий, табл. 2).

Контроль за уровнем интенсивности нагрузки, выполняемой старшими дошкольниками на физкультурно -тренировочных занятиях, а также за интенсивностью нагрузки при выполнении упражнений детьми дошкольного возраста осуществляется по величине ЧСС. Нагрузка на занятиях характеризуется средней величиной ЧСС и варьируется от 140 до 160 уд/мин. Исходя из этих рекомендаций предлагаются следующие градации интенсивности нагрузки на занятиях:

- малая - ЧСС от 140 до 145 уд/мин;

- средняя - от 145 до 150 уд/мин;

- большая - от 150 до 160 уд/мин.

Объем нагрузки определяется моторной плотностью занятий. Моторная плотность зависит от задач занятия и изменяется в диапазоне от 65 до 90%. Исходя из этого величину объема нагрузки на занятии предлагается определять моторной плотностью по следующим градациям:

- малый объем - 70 %;

- средний объем - 80 %;

- большой объем - 90 %.

По утверждению Н.Г. Озолина (2002), наиболее распространенное соотношение интенсивности и объема нагрузки в микроцикле в подготовительном периоде таково: интенсивность от начала к концу микроцикла снижается, а объем - увеличивается. В соответствии с этим в физической тренировке дошкольников с начала общеподготовительного этапа до середины этапа СФП-1 применяются следующие параметры изменения нагрузки в микроциклах: объем увеличивается от средних до высоких значений. Во второй половине этапа СФП-1 и на протяжении всего этапа СФП-2 в микроциклах объем нагрузки увеличивается от малого до большого, а интенсивность снижается от больших до малых значений.

В соревновательно-игровом периоде интенсивность большая, а объем малый, в переходном периоде соотношения объема и интенсивности нагрузки такие же, как и на общеподготовительном этапе (табл. 3).

Дозировка при выполнении упражнений варьируется с помощью предполагаемого объема и интенсивности, применения различных методов выполнения упражнений и ограничивается регламентом занятия и его задачами. При проведении занятий с высокой интенсивностью и малым объемом возникающие паузы заполняются выполнением дыхательных и релаксационных упражнений.

Пилотажный эксперимент применения системы физкультурной тренировки дошкольников в полугодовом периоде с октября 2000 г. по март 2001 г. позволил получить выраженный прирост показателей скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости. Этот факт обусловил проведение эксперимента по применению системы физкультурной тренировки дошкольников в годовом цикле, включающем 2 полугодовых периода с сентября 2002 г. на базе МДОУ № 129 г. Краснодара.

Таблица 2. Задачи, средства и методы физической тренировки дошкольников в полугодовом периоде тренировки дошкольников

Задачи, средства и методы тренировки Подготовительный период Соревновательноигровой период Переходный период
общеподготовительный этап этап СФП-1 этап СФП-21
недели 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3
Общая физическая подготовка

1. Активизация внимания, подготовка организма:

- строевые, общеподготовительные упражнения

- ритмическая гимнастика X X X X X X X
- повторный метод X X X X X X X
- игровой метод X X X X

2. Развитие координационных способностей и гибкости:

- ОРУ

- гимнастические упражнения X X X X
- ритмическая гимнастика X X X X
- повторный метод X X X X X X X

3. Развитие скоростно-силовых и силовых способностей:

- ОРУ и элементы основных видов движений (ОВД)

- игровой метод X
- повторный метод X
- круговая тренировка X X
4. Повышение уровня быстроты и ловкости:
- упражнения с мячом X X X X
- упражнения со скакалкой X X X X
- подвижные и спортивные игры X X X X X
- игровой метод X
5. Развитие общей выносливости:
- длительный или кроссовый бег X X X X
- игры на местности X X X
6. Обучение технике основных видов движений X X
Специальная физическая подготовка
7. Создание специального фундамента двигательных действий X X X X
8. Совершенствование скорости движений: - выполнение ОВД в облегченных условиях X X X X
9. Развитие скоростно-силовых качеств: - выполнение ОВД в затрудненных условиях X X X X
10. Повышение ловкости движений: - выполнение ОВД в различных сочетаниях. X X X X
Соревновательно-игровая подготовка

11. Формирование качества движений и координационных способностей:

- гимнастические упражнения

- координационные двигательные задания

- метания

К К X X X
12. Совершенствование скоростно-силовых способностей К К X X
13. Соревнования по различным видам двигательной активности: - физкультурно-спортивные праздники X X X

14. Отдых и восстановление:

- дыхательные упражнения

- релаксационные упражнения

- повторный метод X X X X X X X X X X X X
- игровой метод X X X X X X

Условные обозначения: К - контроль; Х - применение средств или методов на занятии

Таблица 3. Соотношение объема и интенсивности нагрузки на занятиях микроцикле

Величина нагрузки Общеподг. этап и ОПФ-1 Этап СФП-1 и СФП-2 Соревновательноигровой период Переходный период
Занятия: 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Интенсивность С С М Б С М Б Б Б С С М
Объем М С C М С Б М М М М С C

Условные обозначения: М - малая величина; С - средняя; Б - большая величина.

Похожие работы:

  1. • Трудовое воспитание старших дошкольников с ...
  2. • Формирование у детей старшего дошкольного возраста ...
  3. •  ... на занятиях конструированием у старших дошкольников
  4. • Развитие математических представлений у старших ...
  5. •  ... при систематизации знаний старших дошкольников об ...
  6. • Особенности словесно-логической памяти старших ...
  7. •  ... воображения у старших дошкольников с задержкой ...
  8. • Логико-математические игры в работе со старшими ...
  9. • Ритмопластика как средство формирования самосознания ...
  10. •  ... у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой ...
  11. •  ... коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников
  12. • Знакомство дошкольников с родословной
  13. •  ... интеллектуалного развития старших дошкольников в ...
  14. • Русская народная сказка как средство развития ...
  15. • Обучение старших дошкольников измерению величины ...
  16. • Особенности развития мотивационной сферы старших ...
  17. • Формирование культурного поведения у дошкольников
  18. • Особенности интеллектуального развития старшего ...
  19. •  ... мыслительных операций у старших дошкольников
Рефетека ру refoteka@gmail.com