Введение
« Помни, жизнь есть дар, великий дар, и тот кто
её не ценит, этого дара не заслуживает»
Леонардо да Винчи.
Современный – относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе (Словарь русского языка: В 4-хт. Т.4.- М., 1984.- с.177).
Современность - многозвучная гамма понятий и чувств, связывающих человека и жизнь. Право быть современным завоевывается в в постижении этого многообразия, в восприятии его, в выработке нравственных позиций. Современный человек - прежде всего, нравственно зрелый человек, следовательно, умеющий быть за многое в ответе.
Человеческая личность, её ценность, её суть, её проявление, её особенности неотрывны от жизни и времени. Они продиктованы им, меняются в зависимости от времени, и эту связь со временем интуитивно ощущает каждый в повседневной жизни.
А что же такое «не современный человек», почему мы, общаясь с таким человеком, чувствуем, что он только кажется современным.
Выдать себя за другого, казаться другим не так уж трудно. Стоит лишь формально усвоить кое-что из правил, как себя вести,- без этого не произведешь впечатления; соответствующе – как принято- одеваться, поскольку одежда не только внешне выражает человека, но позволяет ему приобретать вид того, кем человек не является.
Легко пойти по такому пути. Особенно в юности – при становлении личности, когда очень большое значение имеет подражание вкусам, манерам, поведению. И здесь, в подражании, кроются две серьезные, часто незаметные опасности.
Первая- подмена истинных ценностей личности суррогатами. Тогда хватаются за поверхностное, позволяющее вроде быть современным, а на самом деле только как – то держаться на модной волне.
Вторая - бездумное подчинение стандарту. Человек как бы сам отнимает у себя свою индивидуальность, неповторимость некритическим подражанием штампу. Внешнее заменяет внутреннее, форма подавляет сущность, неосмысленное заимствование приводит незаметно к потере собственного «я».
Набор средств казаться современным доступен определенной заданностью, значит и ограниченностью. Каждый встречал таких людей: длина волос - по моде, костюм - по моде, ходкие выражения в разговоре – по моде, по моде упоминания имен Кафки, Достоевского, Голдсмита, Феллини, сопоставление двух - трех наших ансамблей и популярных зарубежных групп – тоже по моде, как и приобретение модных дисков и книг.
Человек, одеждой, манерами, пристрастиями, конечно, выражает свой внутренний мир. Но если он только этими средствами пытается его создать, то неизбежно прикрывает пустоту, подчас пряча её от самого себя, обманывая себя.
В этой работе, исследуя литературу по данной теме, изучив молодежные периодические издания , я попытаюсь подробно осветить , чем отличается современный человек от не современного, который только таким кажется.
Культура поведения
Культура поведения – совокупность форм поведения человека ( в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения
(Словарь по этике.- М., 1981)
Человек по природе своей одинок, поэтому, существуют определенные объективные предпосылки того, что люди с себе подобными испытывают дискомфорт. На это накладывается постоянное ощущение дефицита времени, недостатки в организации торговли и обслуживания, скученность и невозможность сохранить в толпе свою «личную территорию»… Поэтому – то и получается, что банальная автомобильная «пробка», грязная ложка в кафе или даже просто чья-то сумка в трамвае способны довести человека до стресса, вызвать агрессию. Важно, чтобы каждый член общества придерживался определенных правил поведения, научился контролировать негативные эмоции.
Вы встречаете на улице совершенно незнакомого человека, и он привлек ваше внимание внешним видом, сдержанностью манер, вежливостью обращения, соразмерностью в модной одежде, безупречной прической. Он прошел у вас пред глазами и оставил хорошее впечатление. Вы думаете о том, что это вполне современный, достойный человек. Но человек проявляется в поступках, в действии.
И вот этот же человек заходит в трамвай, и кто-то его нечаянно толкнул или наступил на ногу. На глазах происходит метаморфоза. Исчезает сдержанность, куда-то уходит вежливость, ничего не остается от привлекательности. Не стесняясь в словах, во весь голос человек со злобным выражением лица начинает ругать соседа. Значит это человек не современный, а только казавшийся таковым.
Яркой характеристикой не современного человека может служить отсутствие культуры речи. Это в большей мере относится к молодежному сленгу, сквернословию и откровенной матерщине.
Контроль за обыденной речью должен быть постоянным, ведь вчера услышанное, сегодня повторенное слово войдет в привычку и окажется не проявлением вашей независимости, как это кое-кому кажется, а наоборот вы станете рабом дурного слова. Отсюда бесцеремонный тон, панибратство, порой и сквернословие.
Таким образом, у истинно современного человека внешний вид и сущность составляют единое целое.
Вредные привычки и здоровый образ жизни
Одна из серьезных проблем нашего общества – это резкое увеличение потребления алкоголя, особенно подростками, а также курение, начиная с раннего возраста и прочие непосредственно связанные с этим негативные явления. Тут и преступность, и наркотики, и венерические заболевания и т.д.
Нередко можно увидеть, как мальчики и девочки по дороге в школу потягивают какое-нибудь «продвинутое» или «правильное» пиво, закусывая сигаретой. В большинстве своем выпивают и курят вовсе не потому, что им очень хочется.
Как это часто бывает, подросток, оказавшись в компании, стесняется в чем-нибудь отказать сверстникам, стремится поступать во всем так же, как они, ему льстит возможность нравиться тусовке, в которой он оказался, и он соглашается на все, что от него требуют, или даже просто предлагают. Как правило, подросткам хочется казаться взрослыми, крутыми, обратить на себя внимание. Подростки считают, что они на самом деле очень прикольные и современные.
Психологически подросток, даже самый крутой с виду, всегда чувствует некую неуверенность в себе. Свою вторичность, что ли, некую беззащитность во взрослом мире, где все пока принадлежит не ему. И это чувство многие прячут под жестами типа – а, давай наливай, что, мы маленькие, что ли… И наливают, и пьют. Как взрослые люди. Забывая при этом, что главный приоритет взрослого, современного человека – это нести ответственность за свою жизнь и здоровье.
Таким образом, тот, кто не может противостоять вредным привычкам является не современным, отсталым во всех отношениях человеком.
Нередко, когда речь заходит о здоровом образе жизни, то под этим подразумевают отсутствие вредных привычек и занятия спортом.
Никто не возьмет на себя смелость отрицать значение спорта в нашей жизни. Это красиво, увлекательно, это захватывающее зрелище. Однако ставить знак равенства между здоровым образом жизни и спортом я бы не стал. Нередко случается так, что известные, выдающиеся спортсмены, закончив карьеру или просто добившись громких побед, вдруг неожиданно для всех подсаживаются на алкоголь, а то и на иглу. Футбольный бог Марадонна - самый яркий тому пример.
Зачастую в перечне условий, характеризующих здоровый образ жизни, не хватает самого главного – духовной составляющей. Всевозможные оздоровительные системы (йога, цигун ) – это не только физические упражнения, способствующие исцелению от различных недугов, но и направлены на оздоровление психических и духовных сил. Для современного человека очень важна гармония духовного и физического развития.
Таким образом, физически крепкий, но слабый душой, бедный чувствами человек пасует перед трудностями современной жизни. То есть такой человек не может считаться современным и успешным.
Мода есть мода
Мода - 1) популярные, распространенные в данное время в определенной среде вкусы, пристрастия и соответствующие им модели, образцы одежды, мебели, предметов быта, интересы в чтении, кино, театральном искусстве и т.д., 2) непрочная, быстротечная популярность (Краткий словарь современных понятий и терминов.- М., 2000).
Что же лежит в основе моды? А лежат, безусловно, социальные причины: характерное для каждого человека стремление отличить себя от других. И в то же время - стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенному слою, группе населения. Поэтому-то изменчивость моде заметнее всего в одежде.
И вот здесь-то проявляются две функции моды. Первая предоставляет человеку возможность удовлетворить свою потребность в разнообразии. Другая функция в противоположном: мода предлагает готовый стандарт, чтобы избавить нас от погони за разнообразием, в котором есть опасность захлебнуться. Здесь как бы сходятся крайности - широта выбора и жесткость, ограниченность его.
Каждый волен воспользоваться услугами моды по своему усмотрению. Один может разумно следовать за модой, другой за ней гоняться. Один найдет в ней в ней легкий , простой способ самовыражения – стремление выделиться: стоит одеться необычно. Другой возьмет моду на вооружение в качестве щита, оберегающего от лишних затрат умственной энергии и времени для ориентации в мире вещей.
Говоря о моде, прежде всего хочется увидеть индивидуальность человека. Каждому из нас надо спросить себя: какой я, в чем моя индивидуальность, чем я отличаюсь от других? Никуда не уйти человеку от самого себя, даже в желании быть модным.
И мода тогда приходит на помощь всем и каждому: не гонитесь за мной, а приспосабливайте меня к себе. Из моды выбирайте только то, что подходит лично вам, учитывайте возраст, характер, род занятий. Тогда вы найдете в ней заботливую союзницу. Она научит скрывать, маскировать физические недостатки и подчеркнет привлекательность и современность.
Но мода может сделать вас уродливым, вульгарным и совсем не современным, если вы забыли о чувстве меры, вкусе и целесообразности. Это чаще всего относится к подросткам и молодежи. За их кричащими нарядами уже невозможно разглядеть индивидуальность. Таким сверхмодникам не приходит в голову, что они неуважительно относятся прежде всего к себе – превращают себя в карикатуру, что для зрелого современного человека совершенно не приемлемо.
Хорошее образование. Современно это или не современно?
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведет к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь.- М., 2000. - с. 508)
В письмах лорда Честерфилда к сыну, основной ценностью которых является постижение моральных глубин жизни, есть такие слова: «Коль скоро ты не заложишь фундамент тех знаний, которые тебе хочется приобрести, до восемнадцати лет, потом за всю жизнь этими знаниями не овладеешь. Знания- это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерево пока мы молоды, то когда мы состаримся , у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца»
Мы живем в век, когда темп развития общества , его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить свое собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.
Престиж знания, престиж образования становится все более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным –значит достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением, собственной деятельностью. Для современного человека процесс образования длится всю жизнь.
И уж совсем не современными выглядят молодые люди, не желающие нигде учиться, разбазаривающие свою юность в барах и кабаках. У них не будет строительного материала, чтобы создавать то будущее, которое будет им принадлежать. Истина эта известна многим, но мало кто умеет жить в соответствии с нею.
Заключение
Для того чтобы казаться современным, достаточно «формы», а чтобы им быть – необходимо содержание.
Из зернышка «казаться», попавшего на почву не сформировавшегося, не устоявшегося сознания личности, вырастают две разновидности примитивного прожигания жизни. Первая – «интеллектуальные мещане», «духовные дегустаторы», воспринимающие внешнюю – показную – сторону культуры. Вторая – «центровые мальчики и девочки», «хиппующие» невежды, склонные к «балдежу».
Их «современность» слетает при первом же серьезном жизненном испытании: они не выдерживают испытания на прочность. Умение преодолевать трудности, бороться с недостатками , проявлять инициативу в критической ситуации – брать ответственность на себя им просто не по силам.
Литература
Будкин А. К какой пристани плыть? // Мы.-2004.- №4.-с.80-90.
Гайдай Н. Направление, в котором мы движемся // Мы.- 2003.-№11-12.-с.58-64.
Жуховицкий Л.А. Помоги своей судьбе.- М., 1987
Как построить свое «Я». - М., 1991
Краткий словарь современных понятий и терминов.- М., 2000
Новый иллюстрированный энциклопедический словарь.- М., 2000
Пекелис В. Как найти себя: Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше. – М., 1989
С чего начинается личность .- М., 1983
Словарь по этике.- М., 1981