Министерство Общего и Профессионального Образования
Самарский Государственный Педагогический Университет
Курсовая работа
на тему:
«Российская ментальность в сказках современной молодежи»
Выполнила: студентка 4 курса
специализации
возрастной психологии
Клюева Ю.А.
Проверила: ст.преподаватель
Саломатина Т.В.
Самара – 2004.
Содержание.
Введение.
Глава 1. История развития понятий менталитет и ментальность.
Глава 2. Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.
Глава 3. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке (по Курашову В.И.).
Смысл жизни.
Философская созерцательность и метафизичность поступков.
Неприятие схем жизни. Сила слова и духа по отношению к физическому.
Влияние предсказания будущего на будущее. Метафизическое ожидание лучшего.
Счастье – в нестяжании богатства и власти.
Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.
Эстетические черты русской ментальности.
Общинность русского характера
Глава 4. Исследовательская часть.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Введение.
Понятие ментальности и менталитета в современной отечественной науке появились и стали исследоваться относительно недавно. Проблема ментальности в последнее время неоднократно обсуждалась и анализировалась специалистами разного профиля. В начале 1993 г. в редакции журнала «Вопросы философии» прошло заседание «круглого стола» на тему «Российская ментальность», где обсуждались вопросы о природе и изменениях российской менталитета, его влиянии на культуру и, в частности, философию, его проявлениях в социальных и политических движениях, его характерных чертах и ведущих ценностных ориентациях. Эта проблема рассматривалась на научных конференциях в Луцке (1994), Смоленске (1993, 1996) – «Социально-психологические проблемы ментальности», Самаре (1994, 1997) – «Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем» и вновь будет обсуждаться в Самаре (2004).
Методологически четко и ясно «ментальность и менталитет» не разведены и не определены, что во многом связано с имплицитностью мироощущений, шаблонов и стереотипов мышления, осознанными и неосознанными психологическими установками, верованиями, ценностными ориентациями, стабильными общечеловеческими культурными архетипами и символами коллективного бессознательного, инвариантными структурами национального характера и другими явлениями, определяемыми этими понятиями. В психологии в настоящее время ментальность понимается как совокупность готовности, осознанных и неосознанных психологических установок и предрасположенностей индивида или различных социальных групп действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать мир определенным образом.
В строго научном смысле в многонациональном, многоконфессиональном и полиэтическом государстве, каким была и остается Россия, не может быть общенационального российского менталитета. Однако тысячелетнее совместное проживание и бытие многих народов России сформировали у них как общие, так и особенные специфические черты их душевной и духовной жизни; общие социокультурные и отличные, этнонациональные ментальные структуры, функции, поля и механизмы, которые играют амбивалентную роль в истории России и жизни ее различных народов.
Проблема ментальности и менталитета является сложной, многоплановой. Будучи недостаточно разработанной, прежде всего в методологическом и теоретическом аспектах, она требует комплексного исследования и совместных скоординированных усилий специалистов различных гуманитарных наук. Трудности изучения и анализа этой проблемы связаны, во-первых, со сложностью самого объекта исследования и неразработанностью адекватных методов его изучения. Во-вторых, развитие ментальности обусловлено традициями, культурой, социальными структурами, институтами и факторами и всей средой обитания людей. И изменение даже некоторых существенных из этих условий и факторов неизбежно приводит к изменению ментальности человека или различных социальных групп (4, 91).
Наша работа представляет собой новый подход в решении этих двух проблем. В качестве метода изучения российской ментальности мы используем сказку, как носитель «русского духа»: русской идеи, русского самосознания, русской идентичности, природы русских, сущности русских»(6, 120) . В связи с тем, что мы будем понимать под ментальностью изменяющуюся и развивающуюся систему, мы поставили задачу отследить, какие качественные изменения произошли в ментальности русского человека на протяжении последних трех тысяч лет. Для этого мы решили провести сравнительный анализ русских народных сказок (по Курашову В.И.) и сказок, сочиненных современной молодежью, на предмет характерных черт российского менталитета.
Глава 1. История развития понятий менталитет и ментальность.
Термин «менталитет» в настоящее время достаточно популярен, хотя используется довольно давно (Впервые встречается в трудах американского писателя Ральфа Эмерсона в 1882г.).
Отдельные аспекты понятия «менталитет» получили отражение в трудах Декарта, Канта.
Значительный вклад в разработку понятия «менталитет» внес швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Юнг обосновал понятие архетипа, которое по своему содержанию близко к понятию «менталитет».
Французские философы Морис Блондель и Жак Гоффе считали, что менталитет – «совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которой выражено их понимание мира в целом и собственного места в нем».
Ряд отечественных ученых рассматривают менталитет как глубинную субстанцию сознания и подсознания, которая проявляется в постановке и решении «ментальных» вопросов, таких как добро и зло, жизнь и смерть, личность и общество.
Менталитет (от лат. mentalis – умственный, духовный) – это специфическое духовное образование. А.Я. Гуревич писал, что «ментальность – это наличие у людей определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя».
Ментальность – это феномен бытия и внутренний регулятор человеческой деятельности, опосредованной обычаями, традициями, коллективным бессознательным этноса, нормами, культурой Супер-Эго. Ментальность, как индивидуальное прочтение жизненного опыта личности, является огромным полем познания духовного мира личности. (1, 160).
Ментальность выступает в 3-х основных модальностях: 1) в виде внутреннего достояния человека, гибких, изменчивых и стабильных, инвариантных элементов структур его психики; 2) в виде субъект-субъектных и субъект-объектных процессов и отношений и деятельности по обмену ментальностями; 3) в виде результатов этих отношений и деятельности – ментальной среды, в которой реально живут и действуют личность и различные общности людей.
Ментальность и менталитет неразрывно взаимосвязаны между собой, оказывают постоянное взаимодействие друг на друга по принципу обратной связи, постоянно модифицируются, развиваются, сохраняя, однако в себе инвариантные, архетипные, антропогенные и вариативные, изменчивые, психические и социокультурные элементы. Они неразделимы и неотрывны как причина и следствие, процесс и результат. Ментальность подобна психике, сознанию и мышлению, она функциональна, актуально-жизненно-процессуальна; менталитет же как продукт, результат действия ментальности подобен идеальному, духовной культуре освобожденным от своих материальных носителей (книги, различные произведения искусства и т.п.). Менталитет связывается с ментальностью через реальных, конкретных, живых индивидов благодаря деятельности их психики и сознания, их познанию и творчеству, через которые идеи, взгляды, положения, гипотезы и теории, генерируемые мозгом отдельных индивидов, входят через групповые и коллективные ментальности и менталитеты народов, наций, партий, социумов в духовную жизнь общества и культуру. Ментальность и менталитет нельзя отделять лишь как типичный и, тем более, типовой способ мышления, определяемый той или иной эпохой. Они не сводятся лишь к способу мышления индивида, социальных групп или социума (ментальность) или к результатам воздействия культурной среды (менталитет).
Исходным наиболее древним духовным образованием является ментальность, затем появляются на ее основе и постепенно дифференцируются различные виды менталитета, в основном, в жестких, закрепленных веками гомеостатических и приспособительных структурах, становящихся затем инвариантными и порождающими в свою очередь новые гибкие вариативные элементы и структуры ментальности и менталитеты, постоянно взаимодействующие и обогащающие друг друга.
Морфологический анализ ментальностей показывает, что они имеют две эксплицитные формы: 1) присутствующие даже в научных и философских концепциях и теориях рафинированные формы мифологического мышления, возникающего на обломках старой мифологии, оперирующие другой атрибутикой, но сохраняющие в неприкосновенности сам строй старого мышления; 2) более диффузное, традиционно направленное и ориентированное, эмоционально нагруженное мировосприятие и мироотношение. Это неотрефлектированная, но целостная картина мира, опирающаяся на прошлую картину мира и постоянно развивающаяся и дополняющаяся на уровне обыденного сознания. Она соответствует народному, массовому менталитету и лежит в основе деятельности и поведения различных социальных групп и общностей людей. Она задает людям определенные схемы, шаблоны, стереотипы и автоматизмы и символы бессознательного и сознания в их деятельности и познании. Эта форма ментальности развивается и продуцируется из ситуаций обыденной жизни, из способности субъектно-объектных отношений к постоянной инверсии.
Эти формы относятся к архетипам и символам коллективного бессознательного, социальной памяти человечества, они инвариантны, социокультурны по своей природе и вместе с массовым и обыденным сознанием образует элементарную, но целостную картину мира, мировоззренческие структуры и конструкты, те ментальные поля, сферы, среду или окружение, в которые постоянно погружены личность, социальные группы, народы, нации, этносы и общество в целом (4, 95).
Глава 2. Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.
Национально-психологические особенности русского народа формировались в течение многих веков. К условиям, в которых происходило становление русского национального характера, можно отнести природно-географическую среду, виды производственной деятельности, распространенные в России, идеологию и исторические события, оставившие след в психологическом облике русских.
В средней, северо-западной и северо-восточной европейской части России, где в древности проживали русские, климатические условия характеризовались коротким теплым летом и достаточно продолжительной зимой. Эти условия вынуждали напряженно трудиться в летние месяцы и вести размерянный и порой расслабленный трудовой образ жизни в зимнее время. Влияние природно-географического фактора обусловило появление в национальном темпераменте таких особенностей, как уравновешенность, терпеливость, сдержанность, интровертированность, чувствительность, умеренность в выражении эмоций и чувств. Наличие широких просторов способствовало не очень уважительному отношению к природным ресурсам.
Основным видом производственной деятельности, в котором было занято население в древней Руси, являлось сельское хозяйство. Такой труд формировал физическую выносливость, умение сконцентрировать свои усилия на определенный период и интенсивно работать в этот промежуток времени. Занятия сельским хозяйством обусловило у крестьян роль следующих ценностей: «земля», «скот» и «хозяйство». Строительным материалом в большинстве случаев было дерево.
Чтобы в течение длительной зимы обеспечить семью молочными продуктами, корову и теленка старались держать в тепле. В силу этого в морозы домашнюю живность переводили в избы. Так как дома отапливались «по-черному», то все это в совокупности обусловливало в доме определенный беспорядок.
Развитие кустарных ремесел и промыслов, а также промышленности в конце XIX и начале XX в. не особенно казались на формировании национального характера русских.
Большое влияние на национально-психологические особенности русского народа оказало православие. Введение христианства на Руси приобщило народ к культурным ценностям западной цивилизации. В отличие от католицизма и протестантизма, православие формировало установки не на мирские дела, а на подготовку к вечной загробной жизни. Чтобы жизнь на земле была праведной, православие пропагандировало у верующих духовные ценности, формировало у них терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми.
Влияние идеологии на психологию русского народа особенно четко просматривается в XX в. До 1917г. ценностные ориентации русских формировались на основе общинных ценностей, в силу чего революционная идеология нашла благодатную почву в русском менталитете. В течение 70 лет сознательно культивируемые коллективистские ценности после 1991 г. резко сменились на индивидуалистские. Это обусловило у определенной части населения повышенную психическую напряженность, нервные срывы и чувство неприятия проводимых реформ Отношение к труду в советское время усреднялось и обесценивалось массовым использованием моральных и психологических стимулов. Идеология рынка потребовала более жесткой ответственности и творческого отношения к работе, повысилась престижность таких профессий, как финансист, менеджер, юрист и пр. В сфере религии атеизм заменен на традиционные и новые конфессии.
Идея «единая общность советских людей» не позволяла развивать самосознание русского народа. Идеология и политика, проводимые в течение 70 лет административно-бюрократическим аппаратом из Москвы, отождествлялись с русскими людьми, порождала к ним у других национальных групп России и бывших республик негативное отношение. Советская идеология формировала у русских межнациональную терпимость, высокую престижность образования.
Исторические значимые события в России также сказались на национально-психологических особенностях русского народа.
Татаро-монгольское нашествие на Русь, с одной стороны обогатило русский язык, привнесло в быт некоторые традиции и обычаи, способствовало развитию торговых навыков, а, с другой стороны, затормозило экономическое и культурное развитие страны формировало у населения приниженность и покорность.
Победа на Куликовском поле, освобождение от татаро-монгольского угнетения, деятельность московского князя Ивана Калиты по собиранию русских земель, централизации княжеств и укрепление государственной власти – все это способствовало зарождению национального самосознания, национального чувства русского народа.
Реформы Петра I приобщили дворянство к западной культуре. Были заимствованы новые виды производственной деятельности, реформирована армия, заложены основы государственного строительства, образования и науки. Но большое количество приглашенных из европейских стран специалистов породило определенный пиетет по отношению к ним, иногда переходящий в комплекс неполноценности русских. Указы о крестьянах закрепили крепостное право.
Война 1812 г. объединила русский народ, пробудила в нем национальную гордость, национальное чувство и национальное самосознание. Офицеры, побывавшие в Европе и увидевшие происходившие там политические, экономические, социальные и культурные перемены, выступили в 1825 г. за реформы, но их восстание было подавлено. В нашей истории это были первые массовые репрессии.
Отмена крепостного права позволила основной массе населения России постепенно освобождаться от «рабской психологии» и «психологии холопства» и в дальнейшем приобретать чувство собственного достоинства.
Активное развитие капитализма в России в конце XIX и начале XX вв. способствовало у определенной части русского народа проявлению активности в различных сферах трудовой деятельности, формировало экономическое мышление и обусловило появление первых демократических институтов в жизни нашего общества.
В годы советской власти происходило становление экономического, научного, культурного потенциала в стране, появилась техническая и гуманитарная интеллигенция, резко поднялся интеллектуальный уровень развития всего населения, в том числе и русского народа. С другой стороны, массовые репрессии, осуществляемые в основном экономическая политика, жесткая регламентация во многих сферах жизнедеятельности несколько приостановили поступательное развитие народа (примерно так же, как и после подавления восстания декабристов в 1825 году).
Великая Отечественная война сплотила русский народ с другими народами СССР, обусловила проявление массового героизма и самоотверженности.
В конце 1980-х гг. «русская идея» стала активно использоваться. Это, естественно, стимулировало развитие национального самосознания русских и затрагивало их национальное чувство.
После 1991 г. менталитет русского и других народов, входящих в состав России, стал предметом обсуждения (проводятся «круглые столы» и конференции, в журналах и книгах печатаются многочисленные статьи и т.д.) (9, 125).
Таким образом, Резников Е.Н., проводя анализ этих факторов, показывает, какое именно влияние они оказали на формирование ментальности русского народа. Целью же нашей работы является поиск в сочиненных студентами сказках общих и отличительных черт русской ментальности в древности и XXI веках.
Глава 3. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке (по Курашову В.И.).
Как говорилось выше, а строго научном смысле в многонациональном, многоконфессиональном и полиэтическом государстве, каким была и остается Россия, не может быть общенационального российского менталитета. Однако тысячелетнее совместное проживание и бытие многих народов России сформировали у них как общие, так и особенные специфические черты их душевной и духовной жизни; общие социокультурные и отличные, этнонациональные ментальные структуры, функции, поля и механизмы, которые играют амбивалентную роль в истории России и жизни ее различных народов. Дрепа Г.Н., Дмитриев А.Н. и Дмитриева Э.Я. выделяют следующие характерные черты менталитета российского общества:
Склонность россиян к общинным, коллективным формам жизнедеятельности, подавлению справедливого мнения меньшинства; осуждение всего оригинального, нестандартного; растворение человека в миру, в общине. Были все условия, которые тормозили, подавляли индивида, не давали ему стать оригинальной, самобытной неповторимой и ответственной личностью. Именно поэтому марксистское учение нашло в крестьянской, общинной, коллективной России почти идеальную почву для себя (а не в пролетарской Западной Европе), но дало уродливые плоды и привело к трагедии России.
Стремление к православной религии всегда была важной частью российского менталитета, способствовала собиранию и объединению народов России в единое государство, развивало у народа отказ от улучшения его жизни в настоящем и устремленность в далекое светлое будущее (прямое сходство с марксизмом), интровертность, мифологическое мышление и восприятие мира.
Харизматическое отношение к власти, к государству, которое подчиняло себе все сферы общественной жизни, включая в церковь. Эта черта и сейчас все еще отвечает российскому менталитету.
Правовой нигилизм, который проявляется с одной стороны – в слабом знании своих прав и возможностей, а с другой – в отрицании любых нравственно-правовых регуляторов жизнедеятельности.
Стремление к всеобщему равенству, которое вылилось в уравниловку, в равенство в нищете (Брычков А.С., 1996).
Преувеличение значения национальной «русской идеи», которая приобретает мессианское содержание и не оправдывает сейчас своего былого исторического предназначения, явно уступая по популярности у большинства людей в мире «американской мечте».
Открытость или всеотзывчивость российского менталитета, которая на деле оказывается противоречивой и амбивалентной: идеи и положения западной культуры усваиваются различными элитами, но не воспринимаются народным менталитетом, отторгаются им, как инородное тело, и почти не приживаются на российской почве.
С начала 90-х годов в России активно происходит разрушение прежнего российско-советского менталитета, который заменяется на постсоветский, прозападный. Но утрата четких социальных ориентиров и гарантий, психологическая растерянность, фрустрация, напряженность и стрессы в жизни общества затрудняют эффективное проведение реформ (4, 99).
Если обратиться к статье Курашова В.И., то можно отметить соответствие между теми особенностями российского менталитета, которые выделяют Дрепа Г.Н. и Дмитриев А.Н., Резников Е.Н., анализируя исторические изменений, и теми его особенностями, которые выделяет Курашов, анализируя русские волшебные сказки.
Фольклор: мифы и сказки, пословицы и поговорки – выразители и носители природы и духа народа. Шеллинг, более того, полагал, что народ не создает мифы, а зарождается одновременно с ними (Шеллинг, 1989). Сказки – краткие мифы. Русские волшебные сказки – выразители «русского духа»: русской идеи, русского самосознания, русской идентичности, природы русских, сущности русских – все это одни и те же понятия. Приобщение к преданиям начинается с раннего детства при слушании и чтении сказок.
В.И. Курашов рассматривает философский смысл русской волшебной сказки, в том числе с точки зрения выражения в них национальной идентичности. Он исходит из непосредственного эмпирического материала русской волшебной сказки (Афанасьев) и утверждает, что народная мудрость и народные озарения, содержащиеся, в народных сказках, не только реальны, но и являют сущность, или идею, народа и выражается в особенностях его мышления и мировосприятия (его ментальности). В сказках речь идет об идеях и чувствах, свойственных природе народа в целом в течение всего времени его существования.
В результате анализа народных сказок, проведенного Курашовым, им были выделены следующие характерные черты русской ментальности:
постановка вопроса о смысле жизни и постоянный поиск ответа на него;
философская созерцательность с явной тенденцией к метафизике мысли, «метафизике действия», «метафизике целей и ожиданий»;
установка на решение принципиальных жизненных задач нетрадиционным способом;
приоритет силы духа над силой физической;
значительно более высокая ценность по сравнению с богатством и властью: общение, любовь, верность заветам старших, сострадание, стойкость;
утверждение свободы как основы счастья (6, 135).
Вопрос о смысле жизни – принципиальный вопрос человека, это философский вопрос. В русских сказках проблема смысла жизни ставится, в наиболее красивом метафорическом представлении, в ситуации на распутье. Царевич или просто добрый молодец, подъезжает на коне к камню на развилке трех дорог. На камне могут быть разные надписи, предвещающие судьбу путника на этих трех дорогах: и обретение богатства, и власть, и женитьбу, но всегда есть предсказание неблагоприятных для обычного человека направлений одной из дорог: «Смерть найдешь», «Коня потеряешь». Почему герой в некоторых русских сказках выбирает именно эти пути? Смысл жизни и смысл смерти – тождественные вопросы. Если мы ответим на один из них, мы ответим и на другой. На этом основании можно говорить о философско-метафизическом складе русского народа, поскольку в его фольклоре ставится принципиальная философская экзистенциальная проблема о смысле жизни-смерти.
В случаях, когда добрый молодец выбирает путь: «Коня потеряешь», думаю, это выражает желание доброго молодца (то есть русского человека) понять смысл своего личного пути в жизни, то есть опять-таки «смысл жизни» в ситуации, когда человек остается сам с собой без того, что его несет по путям земной жизни (6, 122).
Герои русских народных сказок (Иван-дурак, Емеля) и герои сказок гениальных выразителей народного духа (работник Балда в сказке Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде») достигают многого не суетной деловитостью, а созерцательным, мудрым взглядом на жизнь с пренебрежением к ее суете. Каждый мыслящий человек хорошо знает, что созерцания, размышления прибавляют знания и мудрости в тысячу крат больше, чем физические движения, или даже усвоение сказанного кем-то. Курашов говорит: «Те кто, уверен, ошибочно, считает этих героев лентяями, пусть лентяями считает всех мыслителей, ученых, композиторов, которые не таскают ведра с водой и не моют полов. Уверен, что эти известные образы показывают сущностную особенность русского народа, выражающуюся в философской созерцательности (любомудрии), поиске идейных основ жизни, в том числе и сказочно-таинственных, или, говоря философским языком, метафизических, то есть находящихся за пределами возможного опыта, оснований бытия и путей прорывов к новой жизни». Иван-дурак – мудрец, чей образ жизни, мыслей и действий непонятен окружающим, живущим по общепринятым нормам. Так, например, в сказке «Сивко-Бурко» (Афанасьев, 1992 б. С.3-8) Иван-дурак награждается диковинным конем за то, что он один исполнил завет отца, данный всем сыновьям. Отношение братьев к Ивану-дураку выражаются словами, сказанными ему, когда он собрался ехать во дворец: «Сиди, дурак, на печи, чего ты поедешь? Людей, что ли, смешить!» В итоге же Иван-дурак выполняет условия царя и женится на царевне. В этой сказке, кроме представления мудреца, непонятного людям, есть выражение характерной черты русской ментальности – важность верности преданиям и отеческим заветам. Сказка завершается словами: «Тогда-то братья узнали, что значило ходить на могилу к отцу».
Почти в каждой русской сказке есть утверждение значимости «метафизических поступков», то есть поступков, не следующих из соображений обыденного здравого смысла и опыта. Например, в сказке «Волшебный конь» (Афанасьев, 1992 б. С. 9-16) Иван поехал покупать доброго коня, его на дороге встречает «стар человек» (по сути, - мудрость – В.К.), который советует Ивану заплатить любые деньги и купить «крепко худую, паршивую» лошадь. Иван послушался мудрого старика и купил такую лошадку, которая после становится «такая сильная, крепкая да красивая, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать». Идея «метафизических поступков» в разной форме часто выражается в русской сказке. Это отнюдь не обывательская идея, а принципиальная установка на прорыв к новому, прорыв к большому успеху. По истории жизни общества мы хорошо знаем, что максимального успеха в науке, и в искусстве, и бизнесе, и в политике достигают люди, которые умеют найти необычные направления действий. Просто говоря, они идут не по тому пути, куда устремляется вся толпа (хотя, конечно не куда попало, а на основании каких-либо соображений и интуиций). В сказке «Волшебное кольцо» опять-таки незадачливый Мартынка, вместо выполнения хозяйственных покупок, на деньги, данные матерью, покупает поочередно собаку Журку, кота Ваську, выручая их от побоев. На вопрос матери: «А больше ничего не купил?», Мартынка отвечает: «Коли деньги остались, может, и купил бы еще что-нибудь». В итоге Мартынка получает спасительную помощь за свою доброту от спасенных им Журки и Васьки. В этой сказке наиболее ярко выражен этический идеал русского народа – нестяжание денег, и употребление их, если они есть, в первую очередь для «стяжания мирного духа».
В сказке «Кощей бессмертный», когда Иван-царевич отправился на поиски своей матери, которую унес Кощей Бессметный, он стал искать себе коня, но все неудачно: «на которого руку положит, тот и падает» (Афанасьев, 1992. С. 182). Затем происходит следующее: «Неоткуда взялась старуха и спрашивает:
Что, Иван-царевич, повесил голову?
Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну, - мокренько будет.
Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову? Он и думает: «Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?» (Афанасьев, 1992 а. С.182-183).
Далее старуха указывает Ивану-царевичу, где взять богатырского коня: в необычном месте под землей, за чугунной доской на двенадцати замках. В этом эпизоде важный смысл. Часто в состоянии кризиса, неразрешимых проблем человек ищет и не может найти решение, потому что видит только пути выхода в пределах своего опыта, то есть в пределах прошлой жизни. В ситуации «нет выхода!» выход, как правило, - это действие, не выписывающееся из прошлого опыта, это метафизический прорыв. Сказка показывает и более – стереотипы опыта закрывают герою уши даже тогда, когда выход или помощь ему идет в руки, персонально предлагается. Нужно переходить через представления состоявшегося опыта при решении необычных проблем, то есть принципиально новые проблемы требуют своего нового опыта и не могут решаться на основе опыта прошедшего, - это и есть основной глубокий метафорический философский смысл описанного эпизода.
Образы, встречающихся на пути героев – стариков и старух, конечно, олицетворяют мудрость, к которой сказка призывает прислушаться. Важность обращения к мудрости показывается через преодоление обыденных взглядов героев. В сказке «Морской царь и Василиса премудрая» (Афанасьев, 1992 б. С. 87-96) описывается, например, такой эпизод: «Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка:
Куда идешь Иван-царевич?
Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.
Ну, оставайся с Богом!
И пошла старушка в сторону, а Иван-царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай, ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». Этот поворот в мыслях и действиях царевича, - по сути, поворот к мудрости – приносит ему спасение. Кроме того, в русской сказке часто повторяется мысль: «Ложись-ка спать; утро вечера мудренее» (см., например, сказку «Мудрая жена» (Афанасьев, 1992 б.С. 81), в которой утверждается принцип «несуетливых размышлений» (6, 123).
Неприятие схем жизни.
В русской сказке выражается идея поиска решений проблемы, обретения смысла жизни и счастья прорывом через здравый смысл и обыденный опыт. Это уже видно по сказанному выше. Такой подход русского народа к жизни предполагает и порицание принципов жизни по схемам. Показательная сказка для иллюстрации этого – «Набитый дурак» (Афанасьев, 1992 в. С.116-117), в которой мать старуха (старуха, как образ мудрости) говорит сыну: «Ты бы, сынок, пошел около людей потерся, да ума набрался». Сын слушается совета и буквальным образом начинает тереться о работников, молотящих горох. Работники побили его цепами. Сын возвращается к матери, и она дает ему совет, как надо было поступить: «Ты бы сказал им: Бог помочь, добрые люди! Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить!» Сын слушается совета, и когда встречает похоронное шествие, кричит то, что ему сказала мать, за что его опять побили; и т.п. В итоге дураку «порядком бока помяли». В данном случае неприятие схем жизни показано через героя, который в буквальном смысле набитый дурак, а не необычный дурак-мудрец.
Сила слова и духа по отношению к физическому.
В сказке «Лиса, заяц и петух» (Афанасьев, 1992 а. С.10-12) – лиса выгнала зайца из норки. После этого все сильные телом звери: собаки, медведь, бык пытались помочь зайцу, но всякий раз пугались слов лисицы: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» В противоположность этому обычная жертва лисиц – петух, который заведомо слабее лисицы телом, словами: «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!», вынуждает лисицу убежать из заячьего дома. В этой сказке есть одновременно психологический и философский смысл: психологический – утверждение о превосходстве силы духа над физической силой; философский – приоритет и сила «слова» по отношению к физическому в мире. Все эти смысловые уровни содержатся в сказке, хотя первичный смысл – это значимость сильного характера в жизни (6, 126).
Влияние предсказания будущего на будущее.
В сказке «Вещий сон» (Афанасьев, 1992 б. С. 126-135) выводится важная мысль, относящаяся к философии истории, о том, что предсказание будущего невозможно, поскольку само предсказание повлияет на события будущего и они будут уже не теми, как предсказано. Это та же самая мысль, которая, например, является главной в «Нищете историцизма» К. Поппера.
В названной сказке Иван купеческий сын видел сон, но отказался его говорить отцу даже под страхом казни. Он не сказал сон и Царевичу, который посадил его за это в темницу. После сказочных приключений, в том числе удачных ответов на загадки Елены Прекрасной ради Царевича, заключения в темницу и т.п. Иван получает признание и награду от Царевича – богатые имения и генеральский чин и, не помня зла, призывает к себе отца, чтобы «вместе жить-поживать и добра наживать». Основной смысл сказки заключается в последних словах Ивана: «А знаешь, царевич, все, что с тобою случилось, мне было наперед ведомо; все это я во сне видел; оттого тебе и про сон не сказывал». Здесь ложно было бы подумать, что вещий сон как раз сбылся, предсказание будущего возможно. Это не так, Иван подчеркивает, что свой сон он никому не рассказал, иначе все могло бы получится вопреки сну. Сам же Иван, храня тайну, шел по ходу событий, а не пытался их изменить.
Метафизическое ожидание лучшего.
Человеку свойственно планировать свое будущее как продолжение состоявшихся прошлого и настоящего. В таком случае «лучшее» - это просто лучшее от известного. Русскому человеку свойственно ожидать лучшего, которое не вытекает из его наличного опыта, это и есть метафизические стремления к лучшему. Такая идея неоднократно воспроизводится в русских сказках, когда, например, младшая дочь желает отцу привезти ей либо «перышко Финиста-ясна сокола», либо чудный цветок и т.п. В сказке «Заклятый царевич» (Афанасьев, 1992 б. С.201-204) старшая дочь просит отца привезти ей обновку, а младшая – неизвестный, диковинный цветочек. Получив заветный цветочек, младшая дочь проходит трудный путь, полный испытаний, к своему счастью.
Эта сказка также свидетельствует нам о ложности многих поверхностных толкований русских сказок, в которых говорится о желании русских только чудом обрести счастье, не прилагая никаких усилий – моральных и физических (6, 127).
Понятие «счастье» в русской психологии и ментальности не связано с обладанием властью и материальности народа.
В сказке «Скорый гонец» (Афанасьев, 1992 б. С. 158) два старца выполняют желания трех братьев за сделанное ими доброе дело – постройку моста калинового через болото. Старший брат просит денег, средний хлеба на век, а младший Семен – особой милости: послужить великому государю в солдатах. «Проси другого! – говорят старцы. – Солдатская служба тяжелая; пойдешь в солдаты, к морскому царю в полон попадешь, и много будет твоих слез пролито!» На что Семен отвечает: «Эх, люди вы старые, сами не ведаете: кто на сем свете не плачет, тот будет плакать в будущем веке». Старцы благословили Семена, и далее он после приключений и испытаний получает милость от царя, который выдает за него Марью-царевну и делает его своим наследником.
Награда за нестяжание богатства и славы героям русских волшебных сказок, которая даже исходит к ним в виде богатств, имеет скорее метафорический смысл: награда – это метафора благодати, счастья, а не буквально деньги и власть. В описанной сказке это хорошо видно, потому что Семен предпочел службу царю, то есть отечеству, любым иным желаниям, которые волшебные старцы могли бы исполнить сразу.
Нестяжание власти русским человеком ярко выражено в сказке «Никита Кожемяка» (Афанасьев, 1992 а. С.175-177). В ней русский богатырь победил змея, который «брал с народа поборы немалые». Когда в последней решающей схватке Никита стал побеждать змея и повалил его, «змей стал молить Никиту: «Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой», - в ответ на это Никита Кожемяка убил и утопил змея в море. Сказка показательна для выражения русской ментальности словами: «Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».
Мысль о том, что счастье – это не власть и не стремление к власти выражена и в сказке «Золотая рыбка» (Афанасьев, 1992 а. С.74-78) через образ старика-рыбака. Когда он поймал в море рыбку не простую, а золотую, рыбка ему говорит: «Не бери меня, старичок! пусти лучше в синее море; я тебе сама пригожусь, что пожелаешь, то и сделаю». В ответ на это старик подумал-подумал и говорит: «Мне ничего от тебя не надобно: ступай, гуляй в море!» В противоположность этому старуха выказывает неуемные желания вплоть до желания стать царицей, и, наконец, владычицей морскою, что приводит в итоге к потере приобретенной власти и богатства. Характерно также и то, что, получая все больше и больше, старуха не менялась по натуре, и она не достигла счастья, оставаясь все время сварливой, злой и недовольной.
Аналогичные мысли выведены в сказке «Жадная старуха» (Афанасьев, 1992. С. 79-81). Разница только в том, что желания исполняет старое дерево, которое собирается срубить старик. Здесь старик ближе к отрицательному образу старухи, он желает сам вначале стать богатым. Сказка кончается тем же: желая все больше и больше, старуха показывает беспредельность жажды власти. После того, как старик со старухой стали царем и царицей старуха говорит: «Велико ли дело царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами». В ответ на такую просьбу дерево обратило старика и старуху в медведя и медведицу, и они побежали в лес.
В сказке «Морозко», как в «Золотой рыбке» (Афанасьев, 1992. С.102-104), проводится христианская мысль воздаяния за терпение и нестяжательство. В этой сказке мачеха приказывает мужу отвести его дочь, то есть ее падчерицу, в зимний лес на погибель. Когда девушка осталась в лесу, Мороз красный нос оценил ее терпимость и полюбил за слова, которые звучат в духе христианского учения: «Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз одарил красную девушку шубой, платьями, «шитыми серебром и золотом». После возвращения падчерицы домой мачеха послала в лес свою родную дочь, но Мороз от нее «хороших речей не дождался; рассердился, схватил ее и убил». Помимо философского смысла обретения счастья, в том числе и достатка через терпение и нестяжание богатств, сказка в доступной народу форме образов ведет людей к пониманию основ христианской жизни. Можно сказать, что русская сказка выполняет такую же миссию, как и религиозная философия, только философия – путь рационального понимания божественной мудрости, а сказка – образная форма выражения народной мудрости и ментальности. Для семейного счастья герой русских сказок часто встречается с мудрой женщиной, которую он может покорить только мудростью и умом. Это показывается многими сюжетами, где герой отгадывает загадки, или наоборот загадывает их, или демонстрирует свою смекалку другими способами. Идеал мудрой жены выражает одновременно и идеал счастливой семейной жизни, и идеал приоритета мудрости как таковой над другими жизненными ценностями (6, 128).
Путь к счастью через терпенье.
Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка» (Афанасьев, 1992 б. С. 177-181). В сказке младшему сыну царя – Ивану-царевечу выпало в невесты взять лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить – не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да нечего делать – взял в жены лягушку». После этого Иван-царевич стал убеждаться в необыкновенных качествах своей жены и, наконец, понял, что она может сбрасывать на время свою шкурку и становиться девицей-красавицей. Иван-царевич от нетерпения сжигает лягушачью шкурку своей жены и тем самым нарушает ход событий, в результате которых она была бы расколдована. Лягушка так говорит своему супругу: «Ну, Иван-царевич, немного ты не потерпел, твоя бы я была, а теперь Бог знает. Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве». Только пройдя большой путь испытаний, Иван-царевич возвращает свое счастье, которое было так возможно при смирении и терпении. Эта сказка выражает принципиально важную для каждого человека мудрость, которую можно вкратце выразить: «Не торопись жечь лягушачью шкурку!»
В сказке «Перышко Финиста ясна сокола» (Афанасьев, 1992 б. С.107-115) младшая дочь просит отца купить им платья. По смыслу это желание счастливого будущего с суженым женихом. В итоге младшая дочь выходит замуж за царевича – Финиста ясного сокола, но перед этим она долго его ищет, после того как сестры от зависти и хитростью изгнали его. Сверхтрудность достижения счастья так описывает жених девицы: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве, прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня добра молодца!»
Здесь русская сказка выражает мудрость народа, что большое счастье возможно, но для его достижения нужно иметь надежду и волю пройти многие испытания. И вновь русская сказка развеивает миф о том, что в характере русских заложена бездеятельность.
Счастье не в достатке, а в духовной свободе.
В общем виде эта мысль содержится в сказке «Несмеяна-царевна» (Афанасьев, 1992 б. С. 208-211), где говорится: «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». В этой сказке описывается работник, которому хозяин после года работы дает мешок денег со словами: «Бери, сколько хочешь!» При этом: «работник подошел к столу и думает: как бы перед Богом не согрешишь, за труды лишнего не положить? Выбрал только одну денежку». Но и эту денежку работник оборонил в колодец. На это работник думает: «Все Бог посылает; Господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последнее отнимает. Видно, я худо рачил, мало трудился, теперь стану усердней!» В итоге именно он возвращает Несмеяне радость жизни (счастье), развеселив ее проделками своих друзей: мышки, жука и сома. Сказка учит, что только хороший человек, не опечаленный от пресыщенности и, может быть и счастлив сам и дать счастье другим.
В сказке «Царевна-змея» (Афанасьев, 1992 б. С. 182-180) казак попадает в «оловянный замок», где исполняются все его желания, но никого нет рядом. Идея свободы в духе русского народа выражена в следующем эпизоде: «Долго-долго оставался казак в оловянном замке, и взяла его скука смертная: шутка ли – завсегда один-одинешенек! Не с кем словечка перекинуть. С горя напился он пьян, и вздумалось ему ехать на вольный свет, только куда не бросится – везде стены высокие, нет ни выходу, ни входу». Только с помощью волшебных сил и личного геройства казак обрел свободу.
Та же мысль свободы как высшей ценности проводится в сказке «Заколдованная королева» (Афанасьев, 1992 б. С. 187-194) В этой сказке солдат также попадает в волшебный замок с полным достатком, где ему всего-то нужно было провести три ночи, но и в этом случае «напала на него такая тоска, что на свет бы не смотрел, а чем дальше – то сильнее; если б не вино, кажись бы, одной ночи не выдержал!» Солдат выдержал согласно условию заколдованной королевы три ночи, женился на ней. И в этом случае при всей счастливой жизни с неписанной красоты королевной в замке солдат стал думать о своей родной стороне. Отсюда сама собой выступает мысль: бедная свобода на родине значительно важнее для русского человека, чем богатая несвобода на чужбине (6, 130).
Безусловно, наиболее ярко (в ряду авторских сказок) русский дух проявляется в сказках (сказах) П.П. Бажова. Вот как он выражает русский эстетический идеал в сказке «Каменный цветок»: «То и горе, что похаять нечем, - говорит мастер Данила о малахитовой вазе, которую он сделал по столичному чертежу, - гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок… самый что ни есть плохонький, а глядишь на него – сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она? Кто поглядит, всяк, как вон Катенька, подивится, какой-де у мастера глаз да рука, как у него терпенья хватило нигде камень не обломить». (Бажов, 1979. С.21). Данилушка выражает отнюдь не натуралистический идеал, а идеал жизненности, можно сказать, экзистенциальности изобразительного искусства (6, 132).
Здесь важно сказать, что известная общинность русских – это не столько коллективизм как таковой, сколько именно общение, однокоренное со словом «общность». Частое и открытое общение – характерная черта русской натуры. Высокая значимость близости и близкого общения в сильной образной форме выражена в сказке «Гуси-лебеди» (Афанасьев, 1992 а.С.133-135). Целые тома, издаваемые сегодня по психологии общения, заменяет эта короткая сказка на двух страницах. В сказке, когда девочка выкрала братца и побежала назад, всякий раз, когда ее нагоняли гуси-лебеди, ей помогали те же молочная река, яблоня, печка, но при условии, что девочка отведывала их угощение. В этом выражается русская народная мудрость: относись внимательно ко всякому, с кем общаешься, и получишь то, чего желаешь и даже сверх того – вот верхний уровень сути и смысла сказки. В описанных эпизодах есть, конечно, дополнительные смыслы, например, мистический ритуал совместной трапезы. Правда, этот ритуал имеет сходный смысл единения (6, 133).
Таким образом, народная мудрость и народные озарения, содержащиеся в народных сказках, не только реальны, но и являют сущность, или идею, народа и выражается в особенностях его мышления и мировосприятия (его ментальности). В сказках речь идет об идеях и чувствах, свойственных природе народа в целом в течение всего времени его существования.
Глава 4. Исследовательская часть.
Наша работа посвящена изучению российской ментальности в сказках современной молодежи.
Объект исследования: российская ментальность.
Предмет исследования: особенности российской ментальности в сказках современной молодежи.
за: существует различие между российской ментальностью в русских волшебных сказках и сказках современной молодежи.
Методы: проективная сказка о несуществующем животном, качественный анализ сказок.
Процедура исследования включала в себя следующие этапы:
Студентам 2 курса было предложено сочинить в письменном виде сказку о несуществующем животном.
Анализ полученных сказок в направлении выявления отличительных черт современной российской ментальности.
Сравнительный анализ особенностей русской ментальности (по Курашову В.И.) и современной российской ментальности.
В исследовании принимали участие студенты 2-го курса СамГПУ (20 человек).
В качестве теоретической основы по проблеме российской ментальности мы взяли точку зрения Дрепа Г.Н., Дмитриева А.Н., РезниковаЕ.Н. и КурашоваВ.И. Несмотря на то, что Курашов В.И. проводит анализ русских народных сказок, которые были придуманы задолго до ключевых исторических и экономических событий в России, особенности русского менталитета, выделенные им мало, чем отличаются от особенностей современного российского менталитета по данным Дрепа Г.Н., Дмитриева А.Н. и РезниковаЕ.Н. Поэтому в нашу задачу входило, показать, произошли ли какие-либо качественные изменения в ментальности современного русского человека.
Качественный анализ сказок.
Проблема смысла жизни, как присущая российской ментальности практически не встречается в сказках современной молодежи. По крайней мере, она не представлена в форме «перепутья дорог» в метафорическом смысле. Проблема смысла жизни находит свое отражение в сказке «об Этлании», как цель существования: «В этой жизни у нее есть определенная цель, о которой знает только она. И, к сожалению, об этом она никогда и никому не говорит». Складывается впечатление, что герои сказок знают о своем жизненном предназначении и этот вопрос остро не поставлен. Так, Лесик-Калесик знал, что главное его предназначение - «всех выслушивать и давать мудрые советы, а если приходилось кому-то заблудиться, то выручать и показывать заблудившемуся дорогу домой».
Важность верности преданиям и отеческим заветам проходит красной нитью в сказке о Чипушилке, который не слушался родителей и отказывался «есть манную кашу». В итоге на его долю выпали тяжелые испытания, преодолев которые, «маленький Чипушилка полюбил манную кашу и ел все-все, что готовила мама, и папа говорил, что это полезно». Скрытый смысл этих слов – необходимость прислушиваться к мнению старших, имеющих определенный жизненный опыт.
Сама сказка уже есть образная форма выражения народной мудрости и ментальности. Образы же, встречающихся на пути героев – стариков и старух олицетворяют мудрость, к которой сказка призывает прислушаться. Таким образом, любомудрие еще одна отличительная черта российской ментальности. Так, в сказке о Капике мы встречаемся с «отшельником, старым и дряхлым, но с ясным умом и добрым сердцем», который мудро взывает: «Неужели вы не видите, что несете с собой только горе и разрушение. Ведь если бы вы научились по-другому жить, и вам, и другим пришло бы облегчение». Его слова, как символ мудрости и жизненного опыта, заставили «поток разделиться, слезокапы задумались…» В сказке о Сигме олицетворением мудрости является «старый дуб». Герой увидел, что на его коре было что-то вырезано. «Сигма стал всматриваться, там было написано: «Главное в жизни вовремя спохватиться». Сигма сел и задумался, тут он понял, что во всем виноват он сам, и теперь нужно меняться, меняться как можно быстрее…» В сказке «Бентон – покоритель пещер» проповедуется другая мудрость – граничащая с хитростью. Там, главный герой обманным путем забирает жилье у Филина, тем самым провозглашается девиз: «Не надо быть наивным, филин! Мудрый Бентон». По-видимому, в современной России принцип доверия обратился противоположным: либо «не доверяй», либо «доверяй, но проверяй».
В тоже время в ряде сказок провозглашается открытость и всеотзывчивость, как черта российского менталитета. Лейтмотивом проходит тема помощи, взаимопомощи и поддержки. Так, Пузочесик вначале помогает стонущей медведице и лечит ее рану, а затем медведица спасает Пузочесика из лап злого Кукарямбы. Маленькому «Неизвестному» из сказки про Гузяку, сочувствующая муха помогает найти себя и дает мудрый совет: «Не печалься. Раз уж ты не знаешь, кто ты, и никто не знает, то придумай сам себе имя». И тем самым помогает Гузяке. В свою очередь все эти поступки в духе христианского учения, что является отражением стремления к православной религии, являющимся важной частью российского менталитета, т.к. именно православие пропагандировало у верующих духовные ценности, формировало у них терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми. Терпение и смирение еще две важные характеристики российского менталитета. Они хорошо прослеживаются в сказке о Жар-Крале.
Общинные, коллективные формы жизнедеятельности свойственны для русских народных сказок. В сказках же современной молодежи данный феномен встречается значительно реже. Лишь в сказке «Про Гузяку» рассказывается о многочисленных контактах и широком общении этого животного с другими зверями. В большинстве же случаев в современных сказках круг общения суживается и ограничивается взаимодействием в диаде В сказке о Кошарике: «он жил один и ему было очень скучно, пока он не встретил своего друга, с которым началась у Кошарика веселая жизнь. Они вместе стали ходить и добывать себе пищу, вместе купались в реке и играли. Так вот и стали они вместе жить и поживать». В другой сказке одинокая Малышка «однажды она встретила очень красивого чертика и вышла за него замуж». У Клепы не было друзей, и он однажды встретил Пипу: «они очень подружились и никогда не расставались. А поскольку у каждого из них теперь был друг, то они теперь только смеются и никогда не грустят». У Улыбке также была только одна подруга Катя. По-видимому, это обусловлено сменой после 1991г. коллективистских ценностей на индивидуалистские.
Такие характерные черты как нестяжание власти и богатства, по-видимому, стали стираться из российского менталитета, изменившись на противоположную. Это прослеживается в сказках, где речь идет об обладании властью или богатством. Так главной целью жизни Сигмы было занять место рядом с королем, «стать его правой рукой», а затем «править страной». То есть отнюдь не отрицается желание править и управлять миром. Хотя по сюжету сказки «Сигма был очень справедливым и добрым» правителем. Так пещера, как материальная ценность становится, предметом интереса для Бентона (сказка «Бентон – покоритель пещер»), ради нее он идет на хитрость и обман, оправдывая все желанием завладеть мудростью и несостоятельностью Филина и его жены постичь эту мудрость. Сказка про осла немногословна, но ее центральная идея также связана с обретением богатства, только итог ее плачевный: «Жил-был осел. Пошел он однажды в лес. Нашел там мешок золота. И сдох от счастья».
В русских народных сказках речь идет о получении нового опыта для решения новых проблем. В современных сказках говорится уже о целенаправленном саморазвитии и получении образования. По-видимому, это обусловлено советской идеологией, которая формировала у русских межнациональную терпимость и высокую престижность образования. В сказке о Жар-Крале повествуется о маленьком динозаврике, который очень хотел научиться летать. И на недоумение чайки: «Но как же ты полетишь, если у тебя нет крыльев, и ты просто не приспособлен к полету. Ты рожден, чтобы ходить по Земле». Динозаврик промолвил: «Наверное, ты права, но моя мечта настолько сильна, что я готов потратить на учебу всю жизнь». В итоге благодаря терпению и настойчивости он стал летать. В сказке о Покимоньке, который был «самым маленьким и самым толстым», утверждается необходимость образования. Так, Покимонька «начал читать книги, писать, считать». В итоге он «вырос, стал грамотным, умным и вполне развитым».
Понятие счастья перестает быть метафоричным и «материализуется в конкретные образы». В одной сказке Марушка была носителем счастья, «кто ее увидел, то счастье получал». Но от этого Марушка слабела с каждым днем и ей приходилось прятаться от людей. «Но все-таки кому-то выпадает удача увидеть ее». В другой сказке повествуется о Счастьеносе – животном, приносящем счастье людям. Оно похищается марсианами, в результате на Земле царят ссоры и раздоры. Но земляне догадались о похищении и вернули свой талисман на Землю. В сказке о Склинфах, эти животные дарят людям радость: «они высыпали на Земной небосвод и заискрились, засверкали под Солнцем, а люди подняли глаза к небу и улыбнулись – некоторые маленькие люди (они называются дети) даже запрыгали от радости. Оказывается, Солнце преломило свои длинные лучи о сверкающих Склинфов, и на небе появилась Радуга». Наверное, в настоящий момент проблема счастья является наиболее актуальной для современной молодежи.
Результаты, полученные в нашей работе, можно представить в виде таблицы, где 1 – наличие данной ментальной характеристики, 0 – ее отсутствие, голубым цветом выделено редкая встречаемость данной черты.
хар-ки мент-сти |
смысл жизни |
верность отеч.завет |
любо- мудрие |
помощь | коллективизм | диадн. взаимод. |
нестяжан. власти и богат. |
получен. нов. опыт опыта |
престижн. образован |
рус.нар. сказки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
сказки совр.молод | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Заключение.
В результате проведенного анализа сказок современной молодежи можно выделить следующие особенности российского менталитета:
характеристики российской ментальности полностью совпадающие с характеристиками русской ментальности:
верность отеческим заветам;
любомудрие;
оказание помощи в духе христианского учения;
получение опыта.
характеристики российской ментальности отчасти соответствующие русскому менталитету:
проблема поиска смысла жизни заменена на проблему поиска себя (самоидентификация);
коллективизм, как стремление к многочисленным контактам и богатому общению заменяется взаимодействием в диаде;
получение нового опыта, как характерная черта русской ментальности, трансформируется в престижность образования (в буквальном смысле).
характеристики российской ментальности, противоречащие русскому менталитету:
желание обладать властью и материальными ценностями.
Таким образом, наше исследование позволило выявить отличительные особенности российского менталитета и установить, что ментальность - развивающаяся система, влияние на которую может оказывать ряд факторов (исторические, политические, экономические, социальные, природно-географические). Наша гипотеза подтвердилась, это свидетельствует о возможности использовать сказку не только как продукт творчества отдельного индивида, но и как носитель (отражение) современной российской ментальности, а соответственно адекватный метод ее исследования. В дальнейшем мы предполагаем расширить выборку, прежде всего по возрастному критерию.
Приложение.
Лесик-калесик.
Жил-был Лесик-калесик. Он был очень добрым и дружелюбным. Поэтому его все и любили. Каждый, увидев его впервые, пугался (думали, что он злой), к тому же никто даже не знал, кто он, даже он не знал. Все считали его лесным чудом и приходили к нему за советами или просто поговорить по душам. Он всегда всех выслушивал и давал мудрые советы. Если приходилось кому-то заблудиться, то Лесик-Калесик всегда выручал и показывал заблудившемуся дорогу домой. Но однажды Лесик решил уйти из леса (ему было скучно, ведь он был так одинок) к своим друзьям в другой лес. Тогда-то все и поняли, как им не хватает Лесика – люди начали теряться в лесу, им было не с кем поговорить по душам, и они решили пойти искать его. Искали Лесика-Калесика очень долго, а когда нашли, то он был несказанно рад их увидеть. Тогда он понял, что его ценят и любят, вернулся в свой лес. И начали все жить-поживать и добра наживать.
Сказка про жизнь Покимоньки.
Жил-был в далекой, заброшенной богом стране маленький Покимонька. Среди своих братьев он был самым маленьким как по возрасту, так и по росту, но был он среди на них самым толстым. Братья его редко брали с собой играть, т.к. он был неуклюжим. Покимонька обижался по началу на них, но потом привык к этому, и стал заниматься с собой. Он начал читать книги, писать, считать, что у него не получалось, он подходил к родителям, чтобы они помогли ему. Покимонька вырос, стал грамотным, умным и вполне развитым.
Марушка.
Было это давным-давно. В темном-темном лесу, на темном-темном дереве жила-была Марушка. Жила и горя не знала. И вот однажды решила она мир повидать и выбралась из леса родного и к людям попала. А те, кто ее увидел, то счастье получал. И стали люди за Марушкой гоняться, счастья отведать. А, отдавая свое счастье, стала Марушка слабеть с каждым днем. И чтобы выжить приходиться ей до сих пор прятаться от людей. Но если случится чудо, то кто-то может ее увидеть.
Счатьенос.
Однажды, на облаках произошло чудо. 32 января 9999г. люди увидели, что небо над их головами стало светить ярко-ярко. «Что случилось? Что такое?» - твердили все.
Как-то раз прибыли марсиане на Землю, их было трое. Они были очень несчастными, им все не нравилось у себя на планете. И тут они узнают, что земляне становятся с каждым часом счастливей и счастливей. И тут они узнают, что в их атмосфере было обнаружено животное, которое приносит всем счастье. Люди назвали его счатьенос.
И марсиане украли это чудное животное и унесли на свою планету. Буквально через 1 час земляне стали ругаться между собой, опять у них все пошло плохо. Но люди – самые догадливые существа во вселенной, они поняли, что марсиане украли их счастьеноса. И пошли войной на марсиан. Через 3 суток счатьенос был освобожден из рук врага. Счастьеноса поселили на облака самые белые-белые, самые солнечные-солнечные. И земляне зажили очень хорошо.
Малышка.
Жила-была Малышка в лесу, она была милым, пушистым, но очень вредным ребенком. Питалась морковкой, яблоками. У нее было много друзей, с которыми она играла на полянке, но из-за своей вредности часто с ними ругалась. Малышка часто любила оставаться наедине с самой собой, гулять по лесу, собирать цветы. Однажды она встретила очень красивого чертика и вышла за него замуж.
Сказка про Кошарика.
Жил-был Кошарик, жил он в лесу. Питался тем, что найдет, в этом ему помогал его нос. Жил он один и ему было очень скучно, пока он не встретил своего друга, с которым началась у Кошарика веселая жизнь. Они вместе стали ходить и добывать себе пищу, вместе купались в реке и играли. Так вот и стали они вместе жить и поживать.
Чипушилка.
Жил-был чипушилка, он был очень маленький и очень худой; его папа старший чипушилка никак не мог заставить есть его манную кашу, и маленький чипушилка очень сильно худел и стал тонкий, тонкий, и пошел как-то чипушилка один без папы гулять по лесу, и вдруг подул ветер и чипушилка спрятался под ель, а ветер все усиливался и усиливался, что шишки с ели попадали и прямо несколько попадали на чипушилку, а так как он был совсем слабенький они из него сделали коврик, и вот лежит на земле чипушилка и плачет, подняться не может, а мимо шла слепая, глухая, очень старенькая бабушка, смотрит – коврик, маленький, тепленький и думает возьму его домой, положу около порога и пусть лежит, а то, что ему в лесу валяться. И вот принесла его бабушка к себе домой. И вот один день проходит, другой… а чипушилка все лежит и плачет. Бабушка была очень старенькая, без зубов, поэтому часто ела манную кашу. И вот однажды она поставила вариться манную кашу и заснула, забыв о ней, и вот каша начала убегать: сначала на плиту, затем на стол, табуретку, на пол и так добежала до коврика и тут маленький чипушилка начал есть и есть кашу и стал расти, набирать сил, встал и бегом побежал домой.
С тех пор маленький чипушилка начал расти и полюбил манную кашу и ел все-все, что готовила мама, и папа говорил, что это полезно.
Клепа.
Жил-был Клепа. И не было у него друзей, поэтому он всегда ходил очень грустный, печальный. Но в один прекрасный день он сидел на берегу прекрасного озера и любовался этой красотой, как вдруг увидел, что из кустарника неподалеку вышел какой-то человечек. Человечек этот был небольшого роста, весь покрыт густой шерстью цвета спелой ржи, но у него были очень грустные глаза. Казалось, что он вот-вот заплачет. Звали его Пипа.
Увидев друг друга, Пипа и Клепа сначала растерялись, испугались друг друга. Но затем они подошли ближе, разглядели каждый своего «противника» и поняли, что бояться не стоит. С тех пор они очень подружились и никогда не расставались. А поскольку у каждого из них теперь был друг, то они теперь только смеются и никогда не грустят.
Улыбка.
Улыбка живет в стране, где всегда лето. Ее домик стоит на полянке, рядом с которой протекает небольшая речка. Улыбка дружит со всеми животными и птицами, которые обитают в ближайшем лесу. В один прекрасный день Улыбка вышла погулять и наткнулась на тропинке на маленькую брошку в виде цветка. Улыбка любила все красивое, а брошка была очень красива. Немного подумав, Улыбка взяла брошку и приколола себе на грудь.
У Улыбки была подружка по имени Катя. Катя жила в небольшой деревеньке вместе со своими родителями. У нее не было ни братика, ни сестрички, но Улыбка заменила ей их. Скоро у Кати должен был быть день рождения. Ей исполнялось 6 лет. Она, конечно же, пригласила на него свою любимую подружку – улыбку.
Улыбка, приняв приглашение, стала думать о подарке. В прошлом году она дарила Кате букетик полевых цветов, что растут у нее на полянке. А что подарить в этом году она не знала. И тут ей в голову пришла замечательная идея: подарить Кате найденную брошку. Катя была очень довольна подарком. Она сочла этот подарок лучшим за свои шесть лет.
Жаркраль.
Это сказка про одного динозавра, который всю жизнь хотел летать. Глядя на голубое небо, на его глубину и красоту, на Солнышко, на птиц, которые парили в воздухе так легко и быстро, он мечтал о том, что настанет когда-нибудь момент, и он воспарит в воздухе, проникнется в тайны облаков, солнца, неба. Он любил смотреть на небо, любил мечтать о полете, который никогда не должен был осуществиться.
В один из солнечных дней, когда динозаврик учился мастерству полета, взмахивая неуклюжими лапками, к нему подлетела чайка:
Что ты делаешь? - спросила она.
Учусь летать, - скромно ответил динозаврик.
Чайка заинтересовалась:
Но как же ты полетишь, если у тебя нет крыльев, и ты просто не приспособлен к полету. Ты рожден, чтобы ходить по Земле.
Наверное, ты права, - промолвил динозаврик. - Но моя мечта настолько сильна, что я готов потратить на учебу всю жизнь.
И тут динозаврик, кстати, его звали Краль, проделал телодвижение, подпрыгивая вверх, замахал лапами и вдруг, он не опускался на Землю, он замер в воздухе и оставался там в неподвижном состоянии. Краль понял, что это шанс, который, возможно, никогда не представится в его жизни. И он еще сильнее замахал лапами, и тут из его боков начали образовываться крылья. Это было чудо. Краль не знал техники полета, но как-то сразу включился в этот новый образ, образ птицы-динозавра, и, взмахнув побольше крыльями, воспарил в небо.
Он был счастлив. Это было неимоверное чувство, чувство свободы, свободы полета. Чайка, видевшая все это, была мудрой, она было вожаком стаи – старейшина. Такого в жизни она не видела, но она не удивилась. Она проводила Краля взглядом в небо и улетела к своим ученикам.
Краль так и остался птицей-динозавром, и его прозвали Жаркраль. Он летал не хуже самых грациозных птиц, легко и быстро пикировал в воздухе.
Рожденные на земле, летать не могут. Но Краль так этого хотел, он добился своего и поверил в свои силы, и смог. Если верить и пытаться – все получится. А на эту поляну пришел новый динозаврик и посмотрел на небо.
О Мрипуприке.
В одной космической стране Фряпунтии жили фантастические Пирпюки. Было у них в стране несколько государств, различных по составу. В каждом государстве были свои законы, представители власти. Каждый месяц они собирали совет, от каждого государства по одному представителю. И вот как-то на одном из советов они решили отправить несколько представителей этой страны в Чурдовское путешествие. Выбрали одного – красавца по имени Чистоплюй, другого – «гадкого утенка» Мрипуприка, а третий – обалдуй Терпсихуй. Дали каждому по автомобилю: первому – Джипогаз, второму – лошапони, а третьего и вовсе отправили своим ходом. Идет каждый своим путем и думает, а что меня ждет в Красноглазии, Пузеляндии, Головощекии?
Несмотря на всю свою привлекательность, Чистоплюй не смог встретить кого-то, кто мог бы увидеть что-то особенное в нем, чтобы остановить на нем взгляд. Терпсихуй, получил удовлетворение от путешествия, но это было лишь мимолетное увлечение. А вот Мрипуприк, несмотря на свое уродство, встретил в Красноглазии прекрасную, симпатичную деву по имени Модефляу. Лишь он один возвратился из путешествия с тем, кто принял его.
Отсюда – не в красоте счастье, а в понимании души человеческой.
Бентон - покоритель пещеры.
Жил-был Бентон симпатичный на взгляд лесных жителей зверью. Лишь один недостаток был у Бентона, он завидовал всему и всем. Природа одарила его суперушами, которые улавливали любые звуки на расстоянии тысячи километров. И вот слышит он, как в соседнем лесу филин (богач из богачей) говорит ежихе: «Недавно я женился, так отец моей женушки совы подарил нам свою подземную пещеру». Ежиха бормотала какие-то поздравления, но Бентон уже не слушал ее. Подземная пещера отца совы давно была пределом его мечтаний. В этой пещере находилась чудо-вода, тому, кто регулярно ее пьет, открывается мудрость мира. «А мудрость - ключ и к богатству» - так думалось Бентону. «Нет, пещера будет моя, на что
она этому прохиндею филину, ему мудрость не нужна, как был балбесом, так и останется, да и жена его, сова, не блещет умом. Сама судьба дает мне шанс»,- решил Бентон. И вот, завел он свой самокат, который, по скоростным возможностям не уступал любой машине, и отправился в соседний лес, прямо к филину домой. Филин, который хорошо знал Бентона, обрадовался: - Бентон, разлюбезный мой гость, рад, рад тебе…
- А уж, как я рад, милый мой Филимон (это полное имя филина), слышал, ты счастливый наследник.
- Ах, уж эти твои уши. Все-то ты знаешь. Может, покажешь владения?!
Надо отметить, филин обожал хвастаться. Поэтому такое предложение пришлось ему по вкусу:
- Ну, что ж, если хочешь, то я готов показать тебе пещеру!
-Пещера изумительна. Стены в старинных лесных росписях. Маленькие фонтаны с мудрой водой…Послушай, филин, - сказал Бентон, незаметно перекладывая ключ от входа в пещеру в свой карман, - я слышу, тебя твоя жена зовет.
- Ты что! Конечно! Мои супер-уши не ошибаются! И, по-моему, она плачет без тебя…
- Ах, моя дорогая…- расчувствовался филин. – Подожди меня здесь, Бентон, я ее успокою и вернусь.
И филин исчез. Бентон усмехнулся и запер входную дверь. Ключ от пещеры только в единственном экземпляре.
Не надо быть наивным, филин! Мудрый Бентон.
О Серенадуне.
А история эта началась так:
«Однажды этот милый, обаятельный Серенадун уехал на гастроли в Испанию, где повстречал единственную любовь.
Долго он решался, подойти к ней. Звали эту красотку – Виолетта. Она, действительно была прекрасна, как ночная, распустившаяся роза, нежная, как водяная лилия, благоухающая, как ландыш. Об этой девушке знали не только испанцы, но и соседи страны.
Но, как истинная испанка, она была горделива, и ни один мужчина так и не смог добиться и завоевать ее сердце. Однажды Виолетта, услышав прекрасный голос и талант игры на электрогитаре Серенадуна, она с первого взгляда влюбилась в этого юношу. Но из-за своей гордости она тоже не решалась подойти к нему. И вот остался последний день концертов Серенадуна…
Ночью Серенадун подошел к балкону Виолетты, которая тоже надеялась и мечтала о встрече с ним, и запел прекрасным своим голосом нежную, ласковую, проникновенную серенаду, которая задела и тронула душу этой тонкой и очень гордой девушки.
Но разговор между ними так и не состоялся. Судьба.
Но эта история показывает, что музыка способна пробудить, даже в самом черством и холодном человеке чувство любви и задеть те тонкие струны души человека.
Сказка…
- День добрый!.. – сказала Этлания, распахнув свои огромные глаза и улыбнувшись первым лучам солнца.
«Сегодняшний день, - подумала она, - будет одним из самых ярких…» Тысяча разноцветных огней вспыхнуло в эту секунду, переливаясь в лучах солнца.
Этлания – дочь Земли и Неба, в ней удивительно сочетаются множество качеств. Она плодотворна в своих мыслях и деятельна, как матушка. И спокойна, ласкова, но порой нетерпелива, властна, как отец.
В этой жизни у нее есть определенная цель, о которой знает только она. И, к сожалению, об этом она никогда и никому не говорит.
Этлания обладает поразительными свойствами: превращение в «Рррык» и «Транту». Но особенно Этлания любит летать, летать, превращаясь в облако, и обязательно цветное, например, оранжевое или изумрудно-желтое. А после собирает звезды в свою корзину, чтобы раздать их друзьям.
- Спокойной ночи!.. – сказала Этлания, закрыв свои глубокие глаза, улыбнувшись песни, которая звучала… - Завтра, я построю, а, может быть, слеплю то, что…
Сказка про осла.
Жил-был осел. Пошел он однажды в лес. Нашел там мешок золота. И сдох от счастья.
Про Гузяку.
Когда это было, никто уже не помнит. Где это было, никто не знает. В общем, жил когда-то Неизвестный зверек. Так бы он и жил себе преспокойненько, но только вот спросил его кто-то, что же он за зверь. Неизвестный зверек не знал, что и ответить, и решил спросить у Мышки. Мышь посмотрела на него и сказала: «А, может быть, ты птичка, ведь у тебя есть крылья!» Тогда он полетел к своей соседке Синице. И спросил ее:
- Как ты думаешь, я похож на птичку?
- Ну что ты! У тебя же нет перьев! Может быть ты оса? Ведь ты летаешь и у тебя полосатое брюшко.
Тогда Неизвестный отправился к другой своей соседке – Осе.
- Как ты думаешь, я похож на Осу?
- Нет, не похож. Посмотри, какая у меня талия. А у тебя что?
- Что?
- Толстое пузо. Нет, ты не оса! Скорее всего, ты Муха!
Пришлось неизвестному лететь к Мухе.
- Как ты думаешь, я похож на муху?
- Нет, ты определенно не муха! Ведь у тебя такие большие уши, у мух таких не бывает. Я не знаю, кто ты.
Тогда Неизвестный очень огорчился. Мухе стало жалко его, и она сказала:
- Не печалься. Раз уж ты не знаешь, кто ты, и никто не знает, то придумай сам себе имя.
И теперь, если кто-нибудь спрашивал его, кто он, то он гордо отвечал: «Я Гузяка.» И никто не мог ему противоречить, ведь никто и никогда раньше не видел Гузяк. И все радовались, что рядом с ними живет единственный и неповторимый Гузяка!
Сказка о Сигме.
В одной маленькой стране жил грустный зверек, и звали его Сигма. Он был всегда один. Другие звери почти не замечали его или не хотели замечать. Сигма был не такой как все, может быть, поэтому на него не обращали внимания, или просто об этом никто не догадывался.
Сигма очень любил узнавать что-нибудь новое и делиться этим с другими. А другие, воспользовавшись его наивностью, присваивали его идеи себе и становились ближе к королю. В конце концов, Сигма понял, что нельзя всем доверять, поэтому он стал молчаливым и неразговорчивым. И все стали его замечать все меньше и меньше.
Однажды он отправился в лес и, гуляя, не заметил, как заблудился. И тут на его пути возник старый дуб, на коре которого было что-то вырезано. Сигма стал всматриваться, там было написано: «Главное в жизни вовремя спохватиться». Сигма сел и задумался, тут он понял, что во всем виноват он сам, и теперь нужно меняться, меняться как можно быстрее…
С каждым днем он становился все веселее и веселее, стал чаще общаться с другими животными. И вот в один прекрасный день его заметили и оценили его способности. Сигма стал правой рукой короля! А когда король умер, страной стал править Сигма. Он был очень справедливым и добрым. А животные его царства вспоминали и ставили его в пример своим детям: «Вот смотрите, как маленький и незаметный Сигма стал королем».
Сказка о Капике.
Где-то совсем не так далеко, как думают некоторые, существует страна, вернее, существовала (а, может, и нет) страна, в которой жили необычные существа. Хотя, почему необычные? Как и остальные, они жили себе, поживали, ели, пили, смеялись, горевали, но… при этом все время плакали. И от радости, и с горя. И надо же было такому случиться, что постепенно весь народ, населявший эту страну, просто утонул в своих слезах. И затопил своим горем (а, может, наоборот) все ближайшие окрестности. Все звери и растения не могли найти укрытия от нахлынувшего бурного потока. Но, на счастье всех, страна слез располагалась в большой низине, окруженной бурно разросшимися дубами. А в дубе одного из самых старых могучих дубов жил отшельник, старый и дряхлый, но с ясным умом и добрым сердцем. Услышал он шум потока, вылез из дуба, осмотрелся, улыбнулся чему-то и, забыв про свою старость, ловчее малого, да удалого, взобрался на самую верхушку, где юные листочки трепал весенний ветерок. И воззвал он к потоку с мольбами, прося пощадить его старость и остановить свой жестокий путь. Поток приостановился, но слезокапы возроптали: «Старик, ты нам не указ». А он им в ответ: «Неужели вы не видите, что несете с собой только горе и разрушение. Ведь если бы вы научились по-другому жить, и вам, и другим пришло бы облегчение».
Вдруг поток разделился, и старик понял, что был прав: слезокапы задумались. И тут произошло то, чего никто не ожидал: весенние проталины, залитые благодатными лучами солнца и политые обильно слезокапами, раскрылись навстречу весне – вот букашка, вот листочек, семечко, пташка. И от неожиданной красоты и удивления всем, от этой тихой, теплой радости растаяло сердечко одного слезокапки, и он, вместо того, чтобы заплакать, тихо-тихо засмеялся. Засмеялся и старик. И тут слезокапы поняли, что и природа смеется вместе с ними. И так уж сильно это им понравилось, что с тех пор они даже перестали называть себя слезокапами, а звались просто капы или ласково – капики. Ведь даже в этом слове – «кап» слышится какой-то тихий серебряный звон и надежда.
Пузочесик.
В маленькой-премаленькой стране жил ужасно маленький Пузочесик. Он был очень застенчивым и обожал все сладкое.
Жил он за речкой от огромного черного леса, где обитали страшные звери. Но страшнее всех зверей был злой волшебник Кукарямба, который построил свой дом в самой темной части леса – в «Чаще страха».
Однажды Пузочесик вышел погулять, и захотелось ему сладкой малины, что растет на другом берегу речки. Взял он свою корзинку для сладостей (а она была у него не маленькой) и переплыл в ней реку. Как вдруг слышит за огромным деревом около малины жалобный стон. Пузочесик был очень любопытным и поэтому заглянул за дерево, там лежала раненая медведица – злой Кукарямба украл ее медвежонка и ранил ее в лапу. Пузочесик приложил к ранке чудо-траву, собрал малину, накормил медведицу и пошел искать другие ягоды, но увидел на дереве большую конфету – это была ловушка волшебника, и Пузик попал в нее: он упал в большую яму. Вылез Кукарямба из-за дерева и хотел уже съесть Пузочесика, как вдруг появилась медведица – она вытащила из ямы Пузочесика и посадила туда Кукарямбу. До сих пор сидит он там, а Пузочесик теперь никого не боится.
Сказка о Склинфах.
В некотором Пространстве, неведомом мире жили-были Склинфы. Они были очень веселые и подвижные существа – а как же иначе жить в Мире полном красок, цветов и постоянных Игр. А играть Склинфы очень любили: они гонялись друг за другом по своему Миру, то, порхая как бабочки, то, стремительно несясь между листвы любимых деревьев. А еще любили Склинфы ради Игры постоянно заглядывать в другие Пространства – а как там играют.
И вот однажды заглянули они на Землю, да, да на нашу родную Землю, и что увидели? Шел летний дождь, и люди понуро брели под зонтами по своим домам, но вот выглянуло солнце, и каждая капля заискрилась, засверкала словно драгоценность. А люди все идут и ничего этого не замечают!
Удивились Склинфы: идет прекрасный дождь, дающий влагу траве и деревьям, цветам и кустам; светит солнце – а они не рады?! Собрались тогда Склинфы все вместе и призадумались: как удивить людей, как сделать так, чтобы они улыбнулись? Долго ли, коротко ли думали – мы этого никогда не узнаем. Но вот один из Склинфов предложил другим: «Пошли, поиграем под Земным дождем и солнцем?» Высыпали Склинфы на Земной небосвод и заискрились, засверкали под Солнцем, а люди подняли глаза к небу и улыбнулись – некоторые маленькие люди (они называются дети) даже запрыгали от радости. Оказывается, Солнце преломило свои длинные лучи о сверкающих Склинфов, и на небе появилась Радуга.
Вот так вот маленькие Склинфы, того не ожидая, исполнили свое желание. А вы видели Радугу? Иногда их бывает две, а то и три – то-то веселая игра идет в небесах.
Список литературы:
Василевицкая О.В. Менталитет российского человека и возможности психотехнологий М.Эриксона// Российское сознание: Материалы II международной конференции по исторической психологии российского сознания. Самара: СамГПУ, 1997.
Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89,2001.
Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотехнической сказки// Журнал практического психолога 1999, №10-11, стр.72.
Дрепа Г.Н., Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Ментальность и менталитет российского общества// Российское сознание: Материалы II международной конференции по исторической психологии российского сознания. Самара: СамГПУ, 1997.
Зинкевич –Евстигнеева Т., Михайлова Е. Комплексная сказкотерапия как новая психолого-педагогическая технология// Журнал практического психолога 1998, №5, стр.44.
Курашов В.И. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке// Журнал практического психолога 2000, №10-11.
Лобачева Е.В., Доценко Е.Л. Диагностика межличностных отношений с помощью проективной сказки// Журнал практического психолога 1999, №10-11.
Петрова Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе // Журнал практического психолога 1999, №10-11.
Резников Е.Н. Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа// Российское сознание: Материалы II международной конференции по исторической психологии российского сознания. Самара: СамГПУ, 1997.
Ямщикова Н.А. Возвращение к сказке// Журнал практического психолога 1999, №10-11.