СЕВЕРО – КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра социологии
Доклад
на тему:
“Самооценка молодёжи как индикатор её идентификации”
Выполнила:
студентка 516 гр. ГМУ
Говорова Е.И.
Преподаватель:
к.и.н. Заяц П.В.
Ростов – на – Дону,
2004
Идентификация современной молодежи является очень сложным процессом, в связи с социальными и политическими изменениями в обществе. Современная молодежь - это представители поколения, чье взросление пришлось не годы перестройки в Советском союзе, распада СССР и последующих реформ в России. Актуальность этой проблемы состоит в том, что в изменяющемся обществе идет переоценка культурных ценностей и норм. Это находит отражение в молодежной субкультуре и дает возможность понять, как оценивает молодежь свои возможности, каким ценностям отдает приоритеты, по каким критериям это происходит.
Этим вопросом ученые-социологи активно начали заниматься в XX веке.
Цель данного доклада проанализировать ситуацию, сложившуюся в области исследования молодежной проблематики и проследить, как меняется самооценка молодежи. Данная цель достигается посредством постановки следующих задач:
Выяснить, какие критерии определяют самооценку современной молодежи.
Показать, как в результате реформ в России изменились ценности, влияющие на самооценку современного молодого человека.
Определить, какое влияние оказывает изменившееся мировоззрение на идентификацию молодежи.
В настоящее время нет четких ответов на ключевые вопросы: “Сложилось ли в России постперестроечное поколение?”, “Отражает ли сегодняшняя молодежь дух перемен?”, “Каков “герой нашего времени?” и “На кого ориентирована молодежь?”.
Накопленный в различных исследованиях материал позволяет судить о том, насколько современная молодежь сложилась по уровню своеобразия и преемственности, отраженному в молодежной субкультуре, а также о том, что позитивная мотивация по отношению к реформам у молодежи в пять раз выше, чем у старших поколений. И вместе с тем поколение современной молодежи не несет потенциала развития, состояние ее растерянности отражает потерю страной передовых позиций в мире. По основным показателям каждое последующее поколение хуже предыдущего: ухудшается его здоровье, растет расслоение, сопровождаемое общим обеднением и ростом уровня опасности, незащищенности, безработицы. Характерно, что, давая самооценку, молодежь называет свое поколение “поколением надежд”, “торгашеским”, “агрессивным”, “скептическим”. Особенно настораживает усиливающееся отчуждение молодежи от труда, ее ориентация на деньги, карьеру, удовольствие.
Трудно уйти от определения общей тенденции развития молодежи как негативной. Что ждет наше поколение, растущее в мире величайших соблазнов и искушений? Станет ли оно жизнеспособным поколением профессионалов, умеющих рисковать и приспосабливаться к конъюнктуре, или окажется социальной базой фашизации общества? Перспективы развития молодежи в значительной степени зависят от регулирования со стороны государства, от его сильной молодежной политики. А все это требует научного знания, выверенной стратегии преодоления опасных тенденций развития молодежи, усугубляющих неустойчивость развития российского общества.
Это важно еще и потому, что проблема определения перспектив развития молодежи оказывается и проблемой определения перспектив развития общества в целом.
Современная российская молодежь не хочет смотреть в прошлое, а аккумулирует высокий уровень оптимизма и ориентацию на буржуазное развитие. Если проанализировать качественный состав молодежи по таким позициям, как социальное положение, ценности, здоровье, то в итоге обозначится картина, которая свидетельствует о том, что наша страна далека от устойчивого развития.
Роль молодежи в труде, ее трудовой потенциал остаются высокими, что не исключает интенсивно увеличивающейся безработицы — особенно среди молодежи, значительная часть которой работает в государственном секторе, который, в свою очередь, является основным каналом, обеспечивающим интеграцию молодежи в сферу труда.
На фоне всех этих проблем наиболее сложной представляется проблема духовного становления молодежи, а также деградация, планомерное разрушение ее исторического сознания. Поэтому восстановление нравственной, идейной состоятельности молодежи является основой устойчивого развития общества
В России возникли новые для нашего общества критерии дифференциации молодежи (бедность-богатство, этническое деление), обнаружились расколотость и внутренняя противоречивость сознания. Эти и другие новые явления в молодежной среде требуют сложной системы анализа, не терпят упрощенной интерпретации.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что:
Растет роль семьи.
В последнее время молодежь все более определенно ориентируется на получение высшего образования и дальнейшее повышение квалификации.
Распространенные утверждения о том, что у современной российской молодежи все плохо, могут порождать тотальную пассивность. Поэтому необходимо опираться на прагматизм современной молодежи, видеть в нем фактор стабилизации. За последние годы резко возросла устарелость техники, продолжает усложняться демографическая ситуация. Не учитывая этого контекста, нельзя увидеть реальные перспективы развития молодежи 90-х.
Новая стратегия развития нашего общества сложно сочетается с прошлым опытом. Современная молодежь хочет жить сегодня, она сыта обещаниями. Это поколение вторично обманутых. Оно ничему не верит. Система самоидентификации, адаптации молодежи в современном обществе сложна и противоречива. Так, желание работать по приобретаемой специальности высказывают б из 7 опрашиваемых. При этом на одного, ориентирующегося на работу в государственных структурах, приходится двое, желающих работать в коммерческих структурах. Очевидно, что многие вынуждены будут выбирать между любимой работой и приличным заработком. К этому выбору молодежь надо готовить.
Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в который молодежь погружается безоглядно. Это фактически способ ее неучастия в бытии, который, тем не менее, не воспроизводит устойчивого развития. Сегодня мир игры оказывает серьезнейшее влияние прежде всего на молодежь. Он обеспечивает прорыв повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров, где нет правды и лжи, добра и зла, стерта нравственность, утрачен человеческий смысл. Адаптация в таком мире не может не влиять на личность, на ее поведение в реальном мире.
Тем не менее, современная молодежь проявляет в основном позитивное отношение к российской действительности. Ее становление происходит в условиях экономического кризиса, кризиса культуры, усугубления социальной несправедливости, когда практически отсутствует система передачи ценностей, обеспечивающих устойчивость личности и общества. Современная общественная система неустойчива, так как в ней неустойчиво, изменчиво отношение к вечным ценностям, а такие ценности, как идеалы и вера, оказываются в числе последних. В связи с этим назрела необходимость организации государственной системы воспитания молодежи, которая бы позволила прекратить навязывание нашей молодежи западных ценностей. Условием ее эффективности является нравственность всего общества, в том числе и государственных лидеров.
В связи с этим рассматривается вопрос, кого молодежь готова назвать “героем нашего времени”. Отвечая на него, необходимо попытаться выявить некий ориентир, эталон, идеал, понять, почему так трудно предпринимать подобную попытку, обсуждая проблемы и перспективы современной молодежи. Вероятно, дело в том, что главные проблемы современной молодежи — это отсутствие стратегической перспективы развития общества. Современная молодежь оптимистична, практична, адаптивна, конформна, хотя и иррациональна. Однако к какой стратегии развития общества оперативно приспосабливается современная молодежь — устойчивой или неустойчивой? Очевидно, к последней. Интенсивное погружение молодежи в мир рынка, в погоню за успехом — это то самое погружение в игру, в виртуальную, мнимую реальность, уход от мучительной и неразрешимой силами только молодежи проблемы предотвращения надвигающейся катастрофы. Чтобы реально помочь молодежи в данной ситуации, необходимо способствовать формированию ее идеологии, четко определяющей приоритеты на пути к выживанию. Без оформления такой идеологии действия современной молодежи будут подчиняться “коллективному бессознательному” и сопровождаться спонтанными всплесками необъяснимого недовольства, разочарованности, негативизма.
Современная молодежь объективно выступает наследницей человеческого опыта. Однако процесс наследования тем сложнее, чем больше наследство.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
Проблема определения перспектив развития молодежи оказывается и проблемой определения перспектив развития общества в целом.
Молодежь аккумулирует высокий уровень оптимизма и ориентацию на буржуазное развитие.
В России возникли новые для нашего общества критерии дифференциации молодежи (бедность-богатство, этническое деление), обнаружились расколотость и внутренняя противоречивость сознания. Усиливается отчуждение молодежи от труда, увеличивается ее ориентация на деньги, карьеру, удовольствие.
Изменились ценности: растет роль семьи, молодежь все более определенно ориентируется на получение высшего образования и дальнейшее повышение квалификации.
Чтобы реально помочь молодежи в данной ситуации, необходимо способствовать формированию ее идеологии, четко определяющей приоритеты на пути к выживанию.