Рефетека.ру / Психология

Доклад: Психофизическое развитие подростков

Министерство образования и науки УР

ГОУ НПО «Профессиональный лицей пищевой промышленности»


Доклад

«Психофизическое развитие подростков»


Ижевск 2009

Структура личности подростка


В ней нет ничего устойчивого,

Окончательного и неподвижного

Все в ней – переход, все течет.

Л.С. Выготский


Эпиграфом собрания стали слова Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом психологии. Они удивительно точны.

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.

Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все».

В психологии этот период времени называют периодом «брожения психики», за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия.

Этот период почти всегда бывает болезненным, это время, когда проблемы между детьми и родителями обостряются.

Что же является самым главным для подростка в этот период?

Вот такая логическая цепочка должна быть сохранена:

Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка.

Кто-то из сатириков сказал: «С каждым поколение дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители».

Физическое здоровье подростка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Чем раньше начнется процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года, в 13 – 15 лет – 3 – 3,5 года, в 15-летнем возрасте – 5 – 6 лет.

Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.

В последние десятилетия серьезными проблемами стали акселерация и ретардация (задержка развития).

Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30-ти годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.

Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности. К 30-ти годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.


Признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков


За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

Прежде всего:

За то, чтобы перестать быть ребенком;

За прекращение посягательства на его неприкосновенность;

За утверждение среди сверстников;

Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:

Помочь ребенку найти компромисс души и тела.

Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлык.

Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури».

Поиск и становление своего «Я» - это высвобождение от влияния взрослых и общения со сверстниками.

В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят легче и порождают меньше конфликтов.

Родителям (памятка)

Подросткам нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

Не стоит перегружать ребенка опекой и контролем.

Не создавать «революционную» ситуацию, а если создали, разрешить ее мирным путем.

Слова И.В. Гете «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

В переживаниях подростка огромное место занимает дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества. Мальчикам – взаимопомощь понимания.

В 4 -7 % случаев первая влюбленность ведет впоследствии к браку.

Почему возникает влюбленность? Это – глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях.


Каковы взаимоотношения учеников (старших классов) подростков с родителями?


Чтобы ответить на этот вопрос было проведено социологическое исследование.

Выдвинуто несколько гипотез:

У большинства учащихся (подростков) отношения с родителями скорее нейтральные, чем доверительные и теплые.

Вряд ли подростки доверяют свои сокровенные тайны родителям.

Отношения с друзьями у них более теплые, чем с родителями.

Родители далеко не все знают о своем сыне (дочери).

Результаты исследования.

Подростки оценивают свои взаимоотношения с родителями как хорошие, доверительные, но, исходя из их ответов, можно в этом усомниться.

Трудно назвать доверительными отношения, если ребята при принятии решения скорее посоветуются с друзьями или примут его самостоятельно (41% и 36% соответственно) нежели вмести с родителями (27%).

Свои неприятности они переживут сами или обратятся за помощью к друзьям, но не к родителям. Не говоря уже о том, что с проблемой интимной жизни не обратится к родителям практически никто.

Какие же конкретные недостатки видят у себя подростки? (в %)

Лень 44.1%

Вспыльчивость 31.7%

Излишняя доверчивость 20.2%

Бестактность 19.3%

Слабохарактерность 13.2%

Грубость 9.3%

Неаккуратность 3.8%

Равнодушность, смертность 2.9%

Высокомерие 2.1%

Эгоизм 1.1%

Лживость 0.9%

Болтливость 0.9%

Нечестность 0.7%

Жадность 0.5%

Завистливость 0.4%

Рассеянность 0.3%

Качества, которые учащиеся ценят в своих учителях (родителях)

Доброта 64%

Душевность 51.8%

Справедливость 41.2%

Глубокое знание предмета 40%

Понимание учеников 22.5%

Равное отношение ко всем 22%

Заботливость 20%

Честность 18.1%

Готовность оказать помощь 16%

Скромность 12.4%

Отзывчивость 11%

Общение 10%

Эрудиция 9.8%

Заинтересованность 6.8%

Терпеливость 5.9%

Что касается участия родителей в жизни своих повзрослевших детей, то его можно назвать формальным.

Например, принято отмечать день рождения с родителями. Но многие из них уходят из дома на время вечеринки, чтобы не мешать веселиться детям (31.8%) или закрываются в отдельной комнате и не выходят (45.5%).

В связи с этим возникает предположение, что поведение сына (дочери) с родителями и их поведение с друзьями слишком отличаются друг от друга, т.е. существует «двойная жизнь».

Дома и в школе – это один человек, а в компании с друзьями – совсем другой. Бесспорно, такое двуличие негативно сказывается на развитие личности.

Учитывая это, можно сделать вывод: учащиеся-подростки не совсем верно представляют себе, какие они – теплые и доверительные взаимоотношения с родителями.

Ребята могут доверить друзьям что-то личное, совета спросят у них же, хотя родители со своим жизненным опытом могли бы дать более разумный и правильный совет, чем сверстники. И, кто знает, что могут насоветовать друзья, особенно если они асоциальные (трудные, проблемные) личности.

В ходе исследования были сделаны еще несколько выводов.

Учитывая, что просьбы и поручения родителей выполняют большинство подростков (86%), можно предположить, что существует авторитет родителей и уважение к той социальной роли, которую они играют. Тем не менее, совсем немногие при невозможности пойти на вечеринку из-за запрета родителей послушаются их и останутся дома (9%), большая часть попробует договориться мирно (77.3%), но есть и такие, кто хлопнет дверью и уйдет (13.7%).

Это говорит о том, что заканчивая школу, ребята хотят быть независимыми, очень часто по-своему понимая, что значит быть таковыми.

7


Похожие работы:

  1. • Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных ...
  2. • Технологии работы социального педагога с многодетной ...
  3. • Тактические особенности проведения следственных ...
  4. • Экологическое воспитание в процессе обучения
  5. • Особенности тактики допроса отдельных лиц
  6. • Эколого-эстетическое воспитание школьников
  7. • Криминалистическая характеристика и особенности ...
  8. • Факторы социализации и социальной адаптации детей ...
  9. • Специальная психология как отрасль психологической ...
  10. • Методика воспитания скоростных способностей ...
  11. • Влияние занятий различными видами спорта на ...
  12. • Возрастные признаки субъекта. Специальный субъект ...
  13. • Субъект преступления
  14. • Дети "индиго": кто они?
  15. • Понятие субъекта и объекта преступления
  16. • Несовершеннолетний как субъект преступления
  17. • Проблема гуманизации школьного образования
  18. • Формирование ценностного отношения старшеклассников ...
  19. • Профилактика дезадаптации детей - сирот с резидуальной ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com