Доктор педагогических наук, профессор В.А. Кабачков, Доктор педагогических наук, профессор С.Ю. Тюленьков, Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Куренцов
В процессе развития и становления личности подростка наряду с интенсивной морфофункциональной перестройкой организма происходят изменения в психоэмоциональной сфере, что зачастую выражается в неадекватности поведенческих реакций на происходящие события, возникновении конфликтов с родителями и учителями и т.д.
Весьма показателен тот факт, что подростки в возрасте 14-17 лет, составляющие всего 7% населения страны, совершают более 14% всех преступлений, около 20% подростков "группы риска" состоят на учете в органах МВД.
Вопросам профилактики асоциального и противоправного поведения средствами физической культуры и спорта посвящены многолетние исследования сотрудников и аспирантов сектора оздоровительной физической культуры и массового спорта ВНИИФКа, возглавляемого профессором В.А. Кабачковым.
Проведенные исследования убедительно показали огромное значение привлечения подростков к регулярным занятиям ФКС во взаимодействии с местными органами управления, общеобразовательными организациями, родителями, органами МВД как фактора профилактики не только правонарушений, но и употребления психоактивных веществ.
Доказана возможность профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися во внешкольных учреждениях (В.Б. Баженов, 1975); в ходе проведения школьных и смешанных занятий ФКС (Ю.И. Зотов, 1973; В.Е. Крылова, 1993; А.И. Михеев, 1996). Изучалось влияние занятий физическими упражнениями на перестройку мотивационной сферы (Ю.И.Зотов, 1991); коррекцию личностных качеств (Т.Н. Краснобаева, 1996; В.И. Сиваков, 1998; О.А. Борисова, 1999); в условиях деятельности трудовых и спортивных лагерей (В.Г. Баженов, 1975; И.А. Невский, 1982). Реже специалисты обращались к вопросу профилактики асоциального поведения средствами ФКС в подростковых клубах по месту жительства. Практически остается не изученной проблема формирования психоэмоциональной устойчивости и становления социального статуса дизадаптированных подростков в зависимости от вида спортивной деятельности.
Исходя из вышеизложенного была поставлена задача изучить влияние занятий различными видами спорта (бокс, атлетическая гимнастика и спортивные игры) на развитие психофизических качеств подростков.
Выбор единоборств, индивидуального (атлетическая гимнастика) и командного (игры) видов деятельности был связан с принципиальными различиями этих видов спорта по мотивационным, целевым и психоэмоциональным факторам.
В эксперименте приняли участие 66 подростков (по 22 в каждой группе). Учебно-тренировочные занятия проводились три раза в неделю во внеурочное время по два часа каждое занятие.
Таблица 1. Изменение показателей физической подготовленности дизадаптированных подростков, занимающихся различными видами спорта
№ |
Показатели |
Период измерения |
Виды спорта |
||
Бокс (n=22) |
Волейбол (n=22) |
Атлетическая гимнастика (n=22) |
|||
X+Sx |
|||||
1 |
Подтягивание на перекладине, колич. раз |
Н К p |
7,71±0,81 8,45±0,36 >0,001 |
6,7±0,69 8,83±0,51 <0,001 |
9,26±0,54 12,36±0,54 <0,001 |
2 |
Прыжок в длину с места, см |
Н К p |
176,95±3,63 223,41±4,05 <0,001 |
186,43±3,47 220,94±2,06 <0,001 |
211,37±4,29 216,74±3,22 >0,05 |
3 |
Гибкость, см |
Н К p |
6,64±0,50 12,72±1,08 <0.001 |
7,29±1,16 14,83±1,09 <0,001 |
6,39±0,59 7,00±0,32 >0,05 |
4 |
Бег 30 м, с |
Н К p |
4,86±0,06 4,32±0,04 <0,001 |
4,96±0,08 4,47±0,05 <0,001 |
5,04±0,03 4,62±0,04 <0,001 |
5 |
Челночный бег 5x10 м, с |
Н К p |
15,50±0,25 13,78±0,16 <0,001 |
15,01±0 28 12,58±0,16 <0,001 |
15,74±0,31 14,07±0,29 <0,001 |
6 |
Бег 1000 м,с |
Н К p |
257,32±2,9З 239,15±3,81 <0,01 |
259,53±5,85 240,21±3,74 <0,001 |
265,72±2,79 258,43±2,54 >0,05 |
Примечание: Здесь и в табл. 2: Н - начало эксперимента, К - конец эксперимента, р - уровень достоверности различий
Основу содержания экспериментальных уроков составила модифицированная методика проведения учебно-тренировочных занятий по вышеперечисленным видам спорта для детско-юношеских спортивных школ. На каждом уроке включался комплекс педагогических приемов, направленных на коррекцию физического, психического и нравственного состояния испытуемых, среди которых необходимо выделить следующие:
- учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенными усилиями, в противном случае тренировочный процесс теряет свою привлекательность;
- усложнение упражнений и увеличение нагрузки осуществляются постепенно, но постоянно по мере формирования интереса к занятиям;
- ко всем занимающимся предъявляются одинаковые требования с опорой на положительные личностные качества, пробуждая у учащихся самолюбие, уверенность в своих силах; сознательность и активность;
- своевременно и тщательно принимать методы принуждения, поощрения и наказания; использовать метод поощрения даже при неудачном выполнении того или иного упражнения;
- вводить в тренировку элементы нового, включая соревновательный метод внутри группы, где в качестве судей выступают сами занимающиеся;
- осуществлять анализ успехов и недостатков в учебно-тренировочной деятельности в группах и контроль за выполнением поручений тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемостью, подготовкой и уборкой мест проведения занятий;
- прививать навыки самоконтроля, проводить контроль за успеваемостью в школе, вести дневник тренировок, планировать нагрузки.
Здесь мы остановимся на рациональных приемах коррекции психического состояния подростков с асоциальным поведением, которые применялись в процессе учебно-тренировочной деятельности. В частности, целесообразно:
- создать педагогические ситуации, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без напряжения, страха (выполнение упражнений в облегченных условиях); при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания преодоления неуверенности путем самоприказа; извлечение максимальной пользы из неудачи; предоставление форы тревожным и т.п.);
- поощрять тревожных учащихся за трудолюбие, преодоление неуверенности, за удачно выполненное задание, самостоятельность;
- предоставлять агрессивным подросткам ведущие роли при выполнении упражнений (приеме нормативов, тестировании, проведении эстафет);
- педагогически правильно расставлять занимающихся в ходе изучения учебного материала (первыми выполняют упражнения агрессивные подростки);
- создавать такие педагогические ситуации, при которых у агрессивных учащихся также могут быть неудачи;
- извлекать максимальную пользу из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;
- временно отстранять агрессивных подростков от занятий, но с обязательным их присутствием;
- справедливо решать конфликтные ситуации;
- проводить групповые беседы, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельно сти учащихся, умышленно умалчивая об отрицательных;
- поддерживать инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при освоении физических упражнений.
Столь пристальное внимание, уделенное принципам организации занятий с трудновоспитуемыми подростками, связано с тем, что именно в этом отличие проведения тренировок с ними от тренировок занимающихся, которые не входят в "группу риска", когда тренировки проводятся в соответствии с государственными программами для детских спортивных школ.
Тестирование учащихся, занятых в экспериментальных исследованиях, осуществлялось дважды - в начале и конце учебного года. Среди большого количества тестов нами были выбраны наиболее популярные, которые показали свою надежность на протяжении многолетнего использования при массовых обследованиях. Пакет диагностических методик предусматривает изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, физкультурно-спортивной и другим видам деятельности, взаимоотношений в коллективе и вне его, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития, состояния физической подготовленности и психоэмоциональной сферы.
Для изучения личности в системе социальных отношений разработаны специальные анкеты учащегося общеобразовательной школы. Для объективной оценки личностных качеств подростка одновременно на каждого учащегося тренером, преподавателем заполняется опросный лист, в котором отражены основные характерологические особенности личности. Затем путем сравнения результатов анкетирования учащихся и опроса педагогов составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого ученика.
Для определения физического развития измеряются следующие показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, кистевая и становая динамометрия.
В качестве контрольных тестов, характеризующих физическую подготовленность, выполняются: бег 30 м, подтягивание на перекладине, бег 1000 м, прыжок в длину с места, челночный бег 5х10, наклон туловища вперед из положения сидя.
Направленное использование специально подобранных упражнений из разделов бокса, волейбола, атлетической гимнастики в сочетании с педагогическими приемами в течение года позволило улучшить двигательную подготовленность большинства испытуемых (табл. 1).
Как свидетельствуют результаты тестирования, к концу педагогического эксперимента произошло улучшение всех изучаемых показателей во всех группах, но эти изменения имели определенную направленность в зависимости от вида двигательной деятельности.
Таблица 2. Показатели психического состояния дизадаптированных подростков, занимающихся различными видами спорта
№ |
Показатели |
Период измерения |
Виды спорта |
||
Бокс (n=22) |
Спортивные игры (n=22) |
Атлетическая гимнастика (n=22) |
|||
X+Sx |
|||||
1 |
Тревожность |
Н К p |
10,15±0,49 9,91±0,56 >0,05 |
10,09±0,45 8,17±0,64 <0,05 |
10,84±0,48 9,58±0,43 <0,05 |
2 |
Агрессивность |
Н К p |
11,08±0,51 11,50±0,54 >0,05 |
11,50±0,35 8,56±0,46 <0,001 |
10,53±0,38 10,01±0,27 >0,05 |
3 |
Самооценка личности |
Н К p |
5,85±0,21 6,62±0,14 <0,01 |
5,50±0,20 7,30±0,12 <0,001 |
6,19±0,28 7,68±0,17 <0,001 |
4 |
Эффективность работы |
Н К p |
45,85±2,98 44,41±2,09 >0,05 |
44,51±1,01 34,92±1,51 <0,001 |
44,05±1,13 44,89±1,83 >0,05 |
5 |
Время врабатываемости |
Н К p |
0,94±0,03 0,95±0,02 >0,05 |
1,12±0,01 1 ,00±0,03 <0 001 |
0,95±0,02 0,93±0,02 >0,05 |
6 |
Психическая устойчивость |
Н К p |
0,97±0,0З 0,99±0,02 >0,05 |
1,13±0,03 0,95±0,05 <0,001 |
0,995±0,02 0,93±0,02 >0,05 |
В группах боксеров и волейболистов наиболее существенные изменения отмечены в тестах, характеризующих быстроту, общую выносливость, гибкость (р<0,001), а в группе атлетической гимнастики - в развитии силовых, скоростных и координационных способностей (р<0,001). Анализ межгрупповых различий свидетельствует о том, что подростки из первой и второй групп достоверно превзошли своих сверстников из третьей группы в этих же видах испытаний, а в силовых показателях существенное преимущество имели юноши, специализирующиеся в атлетической гимнастике (р<0,001), что вполне закономерно.
Сравнительный анализ данных в начале и в конце эксперимента, характеризующих психоэмоциональное состояние дизадаптированных подростков, свидетельствует о том, что занятия спортом независимо от вида оказали положительное влияние на психоэмоциональное состояние подростков (табл. 2).
К завершению экспериментальных занятий у испытуемых наметилась тенденция к улучшению изучаемых показателей. Наибольшие положительные изменения произошли в группе волейболистов. В 1-й и 3-й группах, занимающихся боксом и атлетической гимнастикой, средние результаты также улучшились, но несущественно (р>0,05).
Психическая устойчивость у испытуемых всех групп меньше единицы, что говорит о хорошей психической устойчивости, но у юношей 2-й и 3-й групп она достоверно выше, чем у боксеров.
Преимущественное использование средств игровой и силовой направленности позволяет более эффективно воздействовать на психическое состояние и нормализовать уровень тревожности и агрессивности, повысить самооценку личности в среднем у 74,3% подростков.
В группе боксеров к завершению педагогического эксперимента при недостоверном снижении уровня тревожности и повышении самооценки у 54,5 и 59,1% учащихся отмечается повышение уровня агрессивности, что является неблагоприятным фактором в процессе становления личности.
Таким образом, наблюдаемые в конце экспериментальных занятий позитивные изменения, происходящие в психическом состоянии дизадаптированных подростков, свидетельствуют об эффективности воздействия физических упражнений. Однако средства игровой и силовой направленности по сравнению с единоборствами оказали более эффективное воздействие на стабилизацию тревожного и агрессивного состояния испытуемых, способствовали достоверному повышению самооценки личности и умственной работоспособности.
Вовлечение подростков в занятия различными видами спорта, адекватными их интересам и потребностям, позволило сформировать у большинства из них позитивное отношение к социально значимым видам деятельности. К концу педагогического эксперимента положительно изменилось:
- отношение к учебной деятельности. Из общего числа трудновоспитуемых подростков 74,3% юношей - из группы атлетической гимнастики, 64,7% - волейбола и 43,5% - бокса стали положительно относиться к учебе; повысилось качество успеваемости, сократилось число юношей с удовлетворительной успеваемостью в среднем с 72,2 до 61,5% и как следствие произошло достоверное повышение мотивации к учебе, которая оценивается у волейболистов как хорошая, а в 1-й и 3-й группах - как удовлетворительная; уменьшилось число конфликтов с учителями с 63,8 до 55,0%; снизилось количество пропущенных уроков без уважительных причин на 10,7%; сократилось число учащихся, имеющих различные степени педагогической запущенности, с 29,3 до 18,3% в группе волейболистов, с 28,0 до 20,9% в группе юношей, занимающихся атлетической гимнастикой. В группе боксеров также произошли положительные изменения, но они несущественны - с 28,4 до 25,7%;
- отношение к обязательным урокам физического воспитания. От 65,0 до 72,8% испытуемых отмечают, что уроки им нравятся, более 75% опрошенных считают, что занятия необходимы современному человеку, достоверно возросла мотивация к спортивной деятельности, причем наиболее высокая выявлена в группе атлетической гимнастики (р<0,001).
В ходе проведенного исследования изменилось отношение занимающихся к разрешению конфликтных ситуаций. В начале эксперимента 32,6% боксеров и 31,3% подростков из секции атлетической гимнастики при разрешении конфликтов предпочитали прибегнуть к жестким словесным угрозам и делать ставку на силу. К концу исследования число таких подростков в этих группах несколько возросло. В группах же волейболистов количество агрессивных юношей сократилось с 16,7 до 5,9%.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что не все виды спортивной деятельности оказывают равнозначное влияние на формирование психоэмоционального состояния и становление социально-педагогического статуса дизадаптированных подростков. Наиболее восприимчивыми к позитивным изменениям оказались испытуемые, программа занятий которых предусматривала игровую и силовую направленность. Использование средств, методов и педагогических приемов из раздела волейбола, атлетической гимнастики способствовало более эффективному снижению психических напряжений, формированию позитивного отношения к социально значимым видам деятельности. В свою очередь, занятия боксом не способствуют снижению агрессивности подростков и поэтому не могут быть рекомендованы лицам, склонным к правонарушениям и асоциальному поведению.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru