Публикуется по изданию: Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред.В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С.63-71*.
Развивая просветительские идеи, необычайно широкую и плодотворную общественную деятельность в XVIII в. развернул Николай Иванович Новиков, талантливый писатель, мыслитель, критик и книгоиздатель. Он создал целый ряд журналов ("Утренний свет", "Зеркало света", "Прибавление к Московским Ведомостям", "Покоящийся трудолюбец" и др.) - являясь не только их редактором, но и автором и популяризатором философских и психологических знаний. К участию в них он сумел привлечь многих отечественных и зарубежных мыслителей. На страницах его журналов печатались переводы трудов таких всемирно известных ученых, как Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Д'Аламбер, Ш.Л. Монтескье, Д. Локк и др. Значительное место занимали здесь и работы русских мыслителей: Д.С. Аничкова, С.Е. Десницкого, Ф. Прокоповича А.П. Сумарокова и др.
Психологические вопросы, как правило, поднимались и рассматривались в философских, естественно-научных и педагогических работах. Так, в 1787 г. Новиков переиздал диссертацию А.А. Каверзнева, в которой отстаивалась смелая для того времени идея изменчивости всех живых существ. Он опубликовал "Актовые речи" целого ряда профессоров Московского университета: Д.С. Аничкова, критиковавшего учение о врожденных идеях и утверждавшего мысль об опытном происхождении знаний; С.Г. Зыбелина, призывавшего рассматривать психологические проблемы на основе опыта и наблюдений; X.А. Чеботарева, ставившего вопрос о развитии умственных способностей и изучении индивидуальных особенностей учащихся.
Трудность анализа психологических воззрений Н.И. Новикова заключается в том, что большинство своих работ он не подписывал, полагая, что все его идеи принадлежат человечеству. Поэтому велик риск приписывания ему чужих мыслей, высказанных в ряде анонимных статей психологического характера. Необходим их тщательный текстологический анализ1. Как бы то ни было, знакомство с этой серией работ дает возможность понять общее состояние разработки психологический проблематики в России второй половины XVIII в.
Можно уверенно сказать, что проблема природы человека и сущности психического в это время относилась к числу наиболее приоритетных, активно обсуждаемых и в то же время чрезвычайно трудных для познания. Автор статьи "Человек наедине рассуждающий о неудоборешимых пневматологических, психологических и онтологических задачах"..., написанной под влиянием работы Вольтера "Душа", отмечает, что пока никому не удалось ответить на вопрос: "Что же есть душа? ".
Следуя идеям Р. Декарта, Г. Лейбница, X. Вольфа, многие мыслители обращались к рассмотрению соотношения души и тела. Как свидетельствует Д.С. Аничков, большинство подходов к вопросу о душе базировалось на дуалистических представлениях... . В России эта линия разрабатывалась в русле популярной здесь вольфианской психологии, стремившейся развести две субстанции. В то же время в ряде статей отдавалось предпочтение теории взаимодействия, согласно которой между душой и телом существует тесная связь и взаимообусловленность. Интересны попытки авторов нови-ковских журналов исследовать связь душевных процессов с деятельностью нервной системы и мозга. Эта тенденция материалистического осмысления психического выражается в отмечаемой одним из авторов зависимости духа от особой, "тончайшей материи"... Высказывается чрезвычайно важная мысль о возможности изучения человеческой психики по внешним проявлениям, поведению человека, поскольку "наши внутренние движения души производят такие внешние перемены, что из них можно тотчас узнать и о первых догадаться"...
Анализ статей свидетельствует о наличии интереса к познавательной деятельности. Понятия "рассудок" и "разум" традиционно различались. Деятельность рассудка понималась как мыслительная, находящаяся в прямой зависимости от органов чувств и мозга; подчеркивалось, что органы чувств дают знания об окружающем мире. К проявлениям разума относили акты сосания, неосознаваемые координации движений, импульсивные защитные реакции. Отмечалось, что для деятельности разума необходимы "нервы, мускульные и перепончатые части тела"... Эмпирические наблюдения при этом сочетались с религиозными суждениями о непостижимом Божием промысле, проявляющемся в разуме. Авторы указывают на необходимость развития разума путем упражнений, подобных тренировкам памяти.
В статье "О бытии первоначальной величайшей вины всех" в качестве источников человеческого знания наряду с чувственным восприятием мира выделяются также врожденные понятия Бога, закона, управляющего Вселенной... Диаметрально противоположные идеи высказываются в работе "О понятиях и источнике оных", в которой учение о врожденных понятиях критикуется как архаичное... Вслед за Д. Локком автор утверждает опытное происхождение знания. Таким образом, в журналах Новикова представлены различные точки зрения и подходы к решению психологических проблем.
Большой интерес вызывал вопрос о взаимоотношении разума и страсти; отмечалось как негативное, так в ряде случаев и позитивное влияние сильных страстей на умственную деятельность. Обращение к этой теме способствовало осознанию сложной структуры и динамики чувств человека, их амбивалентности, актуализации проблем самоконтроля, развития воли. В статье "Рассуждение о беспорядках, производимых страстями в человеке... " автор анализирует различные меры укрощения страстей... С его точки зрения, страстями надо управлять, а не запрещать их. Рекомендуется учиться переключать внимание, упражняться в сдерживании порочных страстей, развивать в себе положительные чувства.
Разработка проблемы воли представлена в статье "Философические рассуждения о человеческой воле вообще"... Автор подчеркивает осознанность и целенаправленность волевых действий: "Всякое хотение предполагает в уме нашем представления тех вещей, коих мы хотим, и возможность чего-нибудь хотеть зависит всегда от разума, который должен размышлять о принадлежащих тому представлениях"... В статье "Рассуждения о познании самого себя" разуму отводятся следующие функции: 1) постановка цели действия, 2) самоконтроль или соизмерение намерений человека с наличными силами... Таким образом, в понимании воли сильно выражен сознательный компонент. Говоря об обусловленности волевых действий человека внешними и внутренними причинами, авторы подчеркивают относительную самостоятельность воли, ее нравственную ценность. В статье "Рассуждение о бессмертии души" акцентируется внимание на самосознании и самооценке как процессах, сопутствующих волевым актам...
Свою просветительскую миссию Н.И. Новиков выполнял, работая также в детских изданиях, прежде всего в первом в России детском журнале "Детское чтение для сердца и разума" (1785). Цель журнала состояла в том, чтобы приобщить детей к чтению, дать им соразмерные возрасту разнообразные знания, развить их мышление. В число необходимых для детей знаний Новиков включал сведения о психической жизни человека. В связи с этим в журнале были опубликованы статьи из английских изданий, фрагменты сочинений Ш. Бонне, в которых в популярной форме были изложены основные свойства и отличительные особенности человека как части природы,-существа, способного двигаться, видеть, слышать, чувственно познавать окружающий мир. Человек, говорится в одной из статей, в силу умения говорить, думать, понимать, стоит на более высокой ступени развития, чем животные... Являясь дуалистом, Бонне выделяет две сущности человека: лишенную протяженности и образа душу и протяженное тело. В душе находится источник активности, движения. Действующие друг на друга, эти две сущности составляют величайшие таинства творения. В то же время Бонне отмечал, что "душевные действия человека" зависят от мозга, что все знания приобретаются извне с помощью нервной системы. Мозг сравнивался им с зеркалом, отображающим разные части вселенной.
Представляет интерес статья "Разговор между отцом и детьми о снах", в которой сделана попытка разъяснить происхождение сновидений... "Душа наша не спит и тогда, когда тело спит", - замечает автор, указывая, что во сне человек продолжает думать, оперировать впечатлениями, полученными во время бодрствования. Но поскольку тело во сне бездеятельно, то и душа ориентируется слабо, смешивая время, пространство и мысли.
Психологические сведения, предназначенные для детей, мы находим в журнале "Покоящийся трудолюбец", где была напечатана статья И. Каяве "Опыт краткого для детей учения о душе". В ней излагается учение о душе X. Вольфа, дуалистическое по своей сути; в опытной, наглядной форме обосновывается чувственный характер познавательной деятельности. В процессе беседы с детьми отец вызывает у них зрительные представления, опирается на память, развивает творческое воображение.
В статье "Увещание к детям" речь идет о развитии у ребенка склонностей и способностей, о необходимости их выявления, проверки как предпосылки правильного выбора профессии... В случае отсутствия необходимого дарования рекомендуется отказаться от задуманного выбора. Если же склонности есть, но отсутствуют необходимые личностные качества (усидчивость, сдержанность и т.д.), их нужно воспитывать, систематически работая над собой. Таким образом, сведения по психологии были призваны стимулировать самовоспитание детей.
В трудах Н.И. Новикова большое место занимали проблемы психического развития, психологии воспитания и обучения. Признавая божественную природу окружающего мира, он в то же время считал главными источниками познания человеческий разум и науку; прославлял могущество человеческого ума; отстаивал мысль о необходимости поставить науку и веру в равные условия, об их примирении. Человека он рассматривал как часть "бесконечной цепи действительно существующих веществ"..., подчеркивал те особенности, которые возвышают его над всеми остальными существами: благодаря разуму и воле человек способен вести активную деятельность на благо общества, познавать окружающий мир. Однако высшие свойства возникают у человека не сразу, а лишь на известном этапе его развития. По Новикову, в отличие от животных, имеющих очень ограниченные потребности, у человека удовлетворение первичных потребностей приводит к возникновению новых, более сложных, но не столь необходимых, как первые. Это потребности в науке, искусстве, роскоши, выступающие мощными побудителями к деятельности и приводящие в движение "силы прилежания и способности к изобретению". В этом автор усматривал предпосылку увеличения материальных благ в мире, развития промышленности и торговли, условие безграничного духовного совершенствования людей.
Так же как Гельвеции и Гольбах, Новиков видел зависимость духовного развития человека от степени удовлетворения его органических потребностей. Но в отличие от них он не переоценивал их роли, считая, что стремление к удовлетворению только физических потребностей оставляет людей на уровне животных. Для человека животный образ жизни унизителен" так как он рожден "не для телесных и минутных сладостей. Природа произвела его к большему и благороднейшему удовольствию"... Новиков утверждал, что человек должен "чувствовать свободу и независимость", иметь "вкус в выгодах, происходящих от торговли, общественного порядка и личной безопасности"...
Главным фактором формирования личности Новиков считал воспитание, посредством которого в ребенке развиваются "общественные и гражданские добродетели"... Он горячо отстаивал человеческие права ребенка, прежде всего его право на свободу, данное самой природой. Ребенок "имеет такие же права, как и мы, с тем только различием, что ему более, чем нам, нужна чужая помощь"... Воспитатель должен не подавлять свободу ребенка, а бережно развивать его чувства, разум и способности.
В трактате "О воспитании и наставлении детей" Новиков выдвигает задачу "образования разума" и "образования сердца"... . Под образованием разума он понимает развитие всех познавательных сил, начиная с ощущений. Чувственные восприятия лежат в основе' познания: "впечатления, делаемые в нас внешними вещами посредством наших чувств, и представления, происходящие от того в душе нашей", обеспечивают "все познания и науки человеческие"... В силу этого образование разума необходимо начинать с развития чувств ребенка. Важно научить его "примечать... красоты натуры, чудеса природы царств растений и животных, многоразличные воздушные явления, великолепие усеянного звездами неба"...
Однако, по Новикову, недостаточно упражнять органы чувств детей; необходимо сочетать это с развитием их понятийного мышления. Надо учить детей анализировать, сравнивать явления и предметы, отличать главное от второстепенного, сопоставлять свои суждения, делать на этой основе выводы и обобщения, находить причинно-следственные связи в окружающей жизни. Но человек, осмысливая все, что воздействует на него через органы чувств, не всегда приходит к истине. При этом источниками ошибок разума могут выступать разные причины - и узкий односторонний подход к изучаемому объекту, и дефекты восприятия, возникающие из-за недостатка опыта. Отсутствием у ребенка необходимых знаний Новиков объясняет возникающие у него затруднения в нахождении подлинных причинных связей и отношений между явлениями действительности. В связи с этим особую роль приобретает формирование у ребенка критичности мышления, характеризующейся способностью тщательно анализировать свои суждения, сомневаться в их правильности, настойчиво искать пути к истине. Важнейшими качествами ума Новиков считал также основательность и самостоятельность мышления, а недостатками - "торопливость" мысли, ее оторванность от реальной действительности.
Новиков не отождествлял слово и мысль. Слова - это "знаки богатства нашего духа", выражающие мысли вовне. В деятельности мышления принимает участие и волевая сторона человека, обеспечивающая достижение поставленных целей.
Большое значение в умственном развитии ребенка Новиков придавал его общению со взрослыми. Именно воспитатель способен развить познавательный интерес ребенка, помочь ему осознать цель учения, сделать ее близкой и притягательной, пробуждающей чувства и разум. Для этого надо опираться на присущую ребенку естественную любознательность, всячески поддерживать, стимулировать и развивать ее. Новиков обращал внимание на необходимость учитывать возрастные возможности детей и обучать их "по силам". Так, у детей существует определенная мера восприятия нового, поэтому нельзя чрезмерно перегружать их знаниями. Дети еще слабо владеют вниманием, быстро устают и отвлекаются, если учитель останавливается "слишком долго при одной вещи". Однако они более наблюдательны по сравнению со взрослыми и часто обращают внимание на то, что последние не замечают.
Полезна рекомендация Новикова выяснять отношение ребенка к услышанному, усвоенному, заученному, что относится уже к формированию мировоззрения: именно активное осмысление действительности обеспечивает развитие детской самостоятельности. Потому нельзя требовать, чтобы дети безоговорочно верили словам родителей, считали их безгрешными. Дети вправе просить родителей доказать, обосновать сказанное ими. В противном случае они вырастают слепыми исполнителями чужой воли.
Подчеркивая ведущую роль разума в жизни человека, Новиков в то же время отмечал необходимость обеспечения гармонии между разумом и волей, разумом и сердцем ребенка.
В содержание понятия "образование сердца" Новиков включал целый ряд качеств характера, желания и склонности к "самолучшим вещам": честность, справедливость, любовь к истинному и доброму. Под гражданской добродетелью им понималось уважение к людям и признание их равенства, умение жертвовать частью своей естественной свободы в интересах других, готовность к известным самоограничениям и взаимным уступкам. Люди должны научиться господствовать над своими чувствами и желаниями, подчинять желания низшего порядка более высоким стремлениям. Именно воля рождает силу духа, власть над собой.
Новиков делает попытку наметить типы "сложения" детей, отмечая у одних врожденную "живость духа", "горячность в желаниях", "потребность в действенности", у других - склонность "к медлительности", спокойствию. Все это задатки, по его словам, есть та "земля", "которую обрабатывать должно"... В процессе воспитания дурные задатки можно ослабить, а положительные - развить и превратить в черты характера. Так, "действенность" ребенка, его "живость духа" можно направить на важные и полезные познания и науки, а "чувствительность сердца" использовать для развития благородных нравственных чувств.
Индивидуальные особенности ребенка необходимо учитывать при выборе средств и методов воспитательного воздействия. Например, медлительные в чувствах и действиях дети, по наблюдениям Новикова, склонны "более к лености и спокойствию и не столь удобно в движение приводимые". Строгое обращение повергает их в робость и уныние, поэтому наиболее адекватным способом воздействия в данном случае выступает оказание поддержки, спокойный и терпеливый тон общения, всяческое стимулирование активности ребенка...
Новиков реально оценивал возможности воспитания, осознавал, что в ряде случаев оно не приводит к позитивному результату. Среди причин воспитательных неудач он выделял сопротивление ребенка действиям воспитателей, отсутствие у него того или иного природного дара, а также стихийное развитие негативных склонностей; ведь "плевелы могут одержать верх и на доброй почве"...
Представляет интерес попытка автора дать периодизацию "развития детской души". Им выделяются такие стадии детской жизни, как "младенчество", "ребячество", "юношество". Прослеживается становление и развитие духовного мира ребенка, начиная с элементарных биологических потребностей в младенческом возрасте, к непроизвольному подражанию в "ребячестве", а от него - к сложным психическим переживаниям в юности, когда появляется восхищение жизнью, желание наслаждаться ею, стремление все познать и испытать. Давая развернутые характеристики выделенных периодов онтогенеза, Новиков останавливается не только на психосоматических новообразованиях и приобретениях каждого возраста, но вскрывает и его слабые стороны.
Одним из первых Новиков высказал мысль об определяющей роли деятельности в развитии личности ребенка. Он подчеркивает, что разум, воля и страсти развиваются в собственном опыте человека, поэтому наилучшим учителем, по его мнению, являются всевозможные упражнения, труд. Праздный человек, не испытывающий потребности в труде, развращается, становится пустым.
Есть основание утверждать, что Н.И. Новиков стоял у истоков отечественной педагогической психологии, внеся огромный вклад в ее становление в России не только как тонкий и глубокий исследователь вопросов развития психических способностей ребенка, но и как горячий и страстный пропагандист психологических знаний среди родителей и детей.