Московский социально-педагогический институт
Реферат по психологии человека
Психоанализ о личности
Москва 2009
План
1. Понятие личности в психологии
2. Классификация теорий личности
3. Теория личности З. Фрейда
4. Периодизация развития личности в теории З. Фрейда
5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа
6. Поспорим с Фрейдом!
7. Значение теории З. Фрейда
8. Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции
Литература
1. Понятие личности в психологии
На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения личности. Выдающийся исследователь проблем теории личности Генри Оллпорт выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический.
Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. Д.А.Леонтьев дает такую формулировку: «Личность – это форма существования человека».
Я понимаю, что личность в психологии – это совокупность психических процессов: регулятивных, таких как мотивация, эмоции, воля, внимание и познавательных, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, интеллект.
2. Классификация теорий личности
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только/не всегда на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии), и только взятые в совокупности они способны объяснить(и лишь изредка предсказать) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации, или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа человека нуждающегося, созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа человека самореализующегося и положений гуманистической психологии, в третьей окажется необходимым использовать представления о человеке активном (деятельный подход).
Одним из возможных критериев классификации теорий является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу(равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию неопределенности).
Другим критерием являются допущения авторов о природе человека. По этому критерию можно указать следующие позиции ученых:
Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. Конфликт между ним и обществом неизбежен. В интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.
Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную, естественную сущность. Неизбежен конфликт между хорошим человеком и плохим обществом.
Человек по природе неоднозначен. Социальная среда может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке, и наоборот. Конфликт человека и общества не является неизбежным и не носит тотального характера.
Человек по природе нейтрален. Социум формирует его по своим законам и подобию. Конфликт отсутствует.
Т.о. теории личности можно разделить на 4 основных типа:
1. Гомеостатические с ориентацией на конфликт
2. Гомеостатические с ориентацией на согласие.
3. Гетеростатические с ориентацией на конфликт.
4. Гетеростатические с ориентацией на согласие.
Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт предполагают, что наличие конфликта является бременем человека, который безуспешно пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия.
Примером такой трактовки является теория З.Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с природной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики в развитии личности.
3. Теория личности З. Фрейда
Конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра). В теории Фрейда присутствуют оба типа конфликта.
Для Фрейда основной мотивационной доминантой жизни является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание(внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений (trieb), которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения состоят из следующих элементов:
Источник – определенная часть тела, где возникает напряжение.
Цель – действия, которые приводят к ослаблению напряжения.
Стимул – количество энергии, вызывающее реализацию влечения.
Объект – предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку. Объект может быть основным или парциальным, частичным.
Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечения:
1.Влечения жизни, биологические потребности выживания.
2.Сексуальные влечения, которые тоже биологически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием индивида.
3.Влечение к смерти. Цель этого влечения – достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование.
Со временем сексуальные влечения, либидо, Фрейд объединяет в один блок с влечениями жизни (Lieben – жить) и рассматривает их интрапсихический конфликт с деструктивными влечениями. В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может возобладать и найти свое выражение в различных паталогиях личности: фобии, неврозы, агрессия, садизм, мазохизм, фашизм, суицид.
Вместилищем влечений является «Оно» - ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, личность которого сводится к «Оно», эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. «Оно» существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы других людей. Однако ребенок не может самостоятельно реализовать свои влечения, он нуждается в помощи взрослых, поэтому вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.
По мере вступления в социальные отношения развиваются и дифференцируются следующие структуры личности: «Я» и «Сверх-Я».
Функция ядерной структуры личности «Я» заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений в социальном мире. Становление «Я» связано с разграничением сознательных и бессознательных психических процессов. «Я» - это разум и здравый смысл, тогда как «Оно» - необузданные страсти. «Я» функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями и , главное, с социальными ограничениями их удовлетворения.
Таким образом, развитие личности предполагает возникновение новой структуры, получившей название «Сверх-Я». Эта структура является вместилищем социальных правил и норм (Фрейд часто говорит о табу и запретах). Согласно психоаналитической концепции, человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные условия для удовлетворения влечений. Родители – первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Т.к. родители сильнее ребенка, а общество сильнее человека, «Я» вынуждено подчиниться социальным требованиям, т.к. это единственный способ сохранить себя.
Фрейд описал три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно его никто не осуждает. Существование личности – это постоянное возникновение интрапсихических конфликтов и попытки их разрешения, в основном иллюзорного, с помощью защитных механизмов. «Сверх-Я» воплощает психосоциальный конфликт.
Фрейд уделял большое внимание теме сексуальности. Это связано с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества и поэтому становится источником максимально значимых конфликтов.
Итак, основная функция «Я» заключается в попытках примирить влечения «Оно» и требования «Сверх-Я» для обеспечения адаптации субъекта к внешнему миру. Однако «Я» обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, при помощи которого слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение достигнуто без переживания чувства вины. Этот механизм называется психологической защитой и облегчает существование личности, т.к. временно ослабляет интенсивность конфликта. Психологическая защита позволяет осознавать только часть влечения, или вовсе не перестать его осознавать и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым.
В концепции Фрейда проявление действия психологической защиты не редкость. Более того, все поведение носит защитный характер. Другое дело, что существуют защитные механизмы, которые до неузнаваемости искажают реальность влечения и механизмы, которые делают это в меньшей степени. Эффективность функционирования личности зависит от того, насколько механизмы психологической защиты справляются со своей задачей оградить «Я» от конфликтных содержаний и какими способами это достигается.
Из теории Фрейда следует, что все поведение носит защитный характер, и личность не осознает своих истинных влечений, чувств и целей. Она постоянно находится в заблуждении относительно своей сущности и причин поведения. Из этой теории на вопрос о свободе личности, возможности ее самодетерминации следует однозначно отрицательный ответ.
4. Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда
Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции Фрейда, являются, безусловно, врожденными, однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества. Соответственно сути конфликта вырабатывается определенная стратегия психологической защиты. Нормальный путь становления личности – пройти через все стадии психосексуального развития и достичь зрелости. Если по каким то причинам человеку не удается преодолеть ту или иную стадию развития, происходит фиксация, т.е. задержка развития. Фиксация развивается по двум противоположным причинам: или из-за неудовлетворительного разрешения конфликта, или в связи с тем, что пребывание на той или иной стадии оказывается слишком приятным. Может случиться так, что взрослый человек, задержавшийся на одной из детских стадий развития, демонстрирует инфантильный способ жизни и психологической защиты.
Оральная фаза развития начинается с момента рождения и продолжается в течение первого года жизни. Удовольствие, которое испытывает ребенок, связано с полостью рта. Складывается первый конфликт с социумом: ребенок хочет сосать грудь, когда у него появляется биологическая потребность, а мать устанавливает режим, удобный ей. На оральной стадии формируются психологические защиты по типу отрицания, проекции и интроекции. Под отрицанием понимается отказ признать события, которые вызывают дискомфорт. Этот тип защиты отрицает и саму логику, так что наблюдателю кажется абсурдной. Проекция заключается в том, что человек приписывает другому лицу или предмету качества и намерения, которые в реальности переживает сам. Например, беспричинно утверждая: «Вы меня ненавидите!», человек на самом деле проецирует на партнера свои истинные табуируемые чувства, т.е. по существу он говорит: «Я ненавижу вас!» Наконец, интроекция – это психологическое слияние с другим человеком (включение его в свое Я) с целью избежать исходящей от него угрозы. На этом типе защиты основан Стокгольмский синдром.
Фиксация на оральной стадии развития приводит к преобладанию описанных механизмов защиты во взрослом возрасте, а также к закреплению орального способа получения удовольствия. Например, такие люди склонны к курению, болтливости, причмокиванию губами и т.д.
Анальная фаза развития продолжается на втором и третьем году жизни. По мнению Фрейда, главное удовольствие в этом возрасте связано с опорожнением кишечника. Суть конфликта состоит в том, что родители стараются приучить ребенка к туалету. В зависимости от того, насколько жестко ведут себя родители, развиваются те или иные черты личности. Если родители потакают ему, не требуют самоконтроля, то вырастает человек, характеризующийся щедростью, уступчивостью, нечистоплотностью, склонностью к нарушениям дисциплины, рассеянностью. И наоборот, излишнее давление на ребенка приводит к формированию «анального характера», доминирующими чертами которого выступают скупость, упрямство, аккуратность, пунктуальность и педантичность.
Защитными механизмами, развивающимися на этой стадии и сохраняющимися при фиксации на ней, являются рационализация, изоляция и реактивное образование. При рационализации человек, не осознавая истинную причину своих действий, заменяет ее на другую, достаточно логичную и нетравмирующую. Например, лиса говорит: «Зелен виноград». Изоляция предполагает разделение ситуации на травмирующую и нейтральную составляющие. Травмирующая часть становится мишенью защиты и подавляется, вычеркивается из сознания, в дальнейшем существуя в бессознательном, а в сознании присутствует только нейтральная часть. При действии этого типа защиты наблюдатель видит, что явно травмирующая ситуация описывается человеком безо всяких эмоций, как будто она происходит с кем то другим. Реактивное образование подразумевает замену неприемлемого для «Сверх-Я» чувства или поведения на прямо противоположное. Так родитель, бессознательно испытывающий ненависть к своему ребенку, будет проявлять подчеркнутый интерес к его делам и всячески демонстрировать силу своей любви. При этом именно навязчивость подобной опеки и заботы служит симптомом проявления вытесненной агрессии.
Фаллическая стадия разворачивается на третьем – пятом году жизни ребенка. Фрейд назвал данную стадию фаллической, т.к. с нее начинается развитие психологических различий между мальчиками и девочками. Мальчики, по Фрейду испытывают гордость от того, что они обладают пенисом и страх его лишиться. Девочки же завидуют мальчикам. Единственный путь преодоления зависти к мужчинам для женщины – выйти замуж и родить сына, отказавшись от профессиональных амбиций.
На фаллической стадии разворачивается центральный для фрейдистской интерпретации личности конфликт, эдипов комплекс. Суть его заключается в том, что мальчик желает обладать своей матерью и испытывает ненависть к отцу, как к сопернику. Позитивный путь разрешения данного конфликта состоит в идентификации с родителем своего пола, что ведет к желанию стать взрослым и начать половую жизнь.
Основной механизм защиты в это время – вытеснение, т.е. процесс удаления из сознания влечений, вызывающих тревогу.
На фаллической стадии происходит формирование «Сверх-Я».
Латентный период продолжается с пяти-шести лет до начала подросткового возраста. В этот период сексуальность не развивается, и энергия «либидо» направлена направлена на овладение различными навыками, необходимыми во взрослой жизни.
Генитальная стадия начинается в подростковом возрасте и продолжается до смерти. Человеку, находящемуся на генитальной стадии общество предлагает легальный способ удовлетворения сексуального влечения – брак, поэтому интенсивность психосоциального конфликта снижается. Кроме того, конфликт может быть смягчен за счет самой эффективной формы психологической защиты – сублимации. Сублимация – это процесс замещения объекта сексуального влечения на другой, социально поощряемый. Часто такими объектами становятся профессиональные достижения и творчество. Человек, которому удалось достигнуть генитальной стадии развития хорошо адаптирован и полезен обществу.
Пример сублимации. Из рассказа духовного учителя Микаэля Айванхова, жившего во Франции. «Однажды ко мне пришла молодая девушка, прекрасно воспитанная. Ее направили ко мне, т.к. ей не мог помочь ни один психоаналитик. Девушку преследовал образ мужского полового органа, который она видела повсюду: на вещах, на фруктах, на цветах, даже на потолке. Она пробовала бороться с этим навязчивым образом – все напрасно! Она очень страдала, считая себя грешной, проклятой.
Когда она закончила свой рассказ, я начал громко смеяться. Удивленная, она спросила, почему я смеюсь? Я сказал: «То, что с Вами происходит так естественно, так обычно! Природа могущественна, мир тысячелетиями устроен таким образом, что мужчин и женщин притягивает друг к другу. Сексуальные образы преследуют всех мужчин и женщин, просто надо знать, как на это реагировать.
Когда этот образ снова явится, не надо мучиться, не надо с собой бороться, смотрите на него спокойно, но измените свою манеру мышления. Подумайте о том, что этот орган прекрасен, могуществен, ибо он служит передатчиком жизни. Размышляя так, Вы начнете восторгаться умом и мудростью Создателя и забудете о том, что Вас терзает. Этот образ послужит Вам отправной точкой на пути к Создателю»».
5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей
психоанализа
Карен Хорни (1885-1952) упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной. Основываясь на концепции психологической защиты, Хорни предположила, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить женщин, именно они демонстрируют защитное поведение, за которым кроется зависть к потенции материнства. Мужчине требуется постоянно подтверждать свою мужественность, в то время как у женщин нет необходимости подтверждать свою женственность. Социальная активность мужчин также является защитным ответом на страх природного женского превосходства.
Генри Мюррей(1893-1988) внес ряд дополнений в теорию Фрейда.
«Оно» включает в себя на только перечисленные Фрейдом влечения, но и базовую потребность в любви.
«Сверх-Я» формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течении всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями.
Далеко не всегда поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией «Я» становится рациональное мышление и точное восприятие. Т.о. в этой концепции зафиксирован когнитивный характер «Я», что вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность, потребность в бескорыстном познании.
Психогенетическая концепция периодизации развития личности Эрика Эриксона(1902-1994) обращает внимание на один из явных недостатков теории Фрейда – ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. И если модель Фрейда предполагает допущение о природе человека, что человек сам по себе плох, то Эриксон склоняется к допущению, что человек и плох, и хорош. Кроме того, он заимствует у Мюррея положение о познавательной мотивации. Оставаясь в рамках психоаналитической традиции, Эриксон предложил иную периодизацию личностного развития. Основной принцип его подхода основан на понятии кризиса. Каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит опасность психопатологии, а с другой – содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется типичным психологическим кризисом и особой задачей развития. И если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон – о психосоциальном.
Младенчество. Оральная стадия. Конфликт между базисным доверием к миру и базисным недоверием. Если мать довольна своим собственным детством и хорошо относится к ребенку, конфликт разрешается позитивно, возникает надежда и способность с оптимизмом смотреть на жизнь. При негативном исходе появляется замкнутость, изоляция от мира.
Ранее детство. Анальная стадия. Ребенок учится произвольно удерживать и отдавать значимые для него объекты, формируется сила воли. Негативный исход – развитие стыда и сомнения, когда ребенок переживает неуверенность в своих силах и страх действовать самостоятельно.
Дошкольный возраст. Фаллическая стадия. Конфликт между инициативой и чувством вины. Ребенок способен делать то, что нельзя, и поэтому должен научиться сдерживать свои импульсы. Позитивным исходом становится активность, негативным – пассивность.
Младший школьный возраст. Конфликт между компетентностью и неполноценностью. На этой стадии школьник должен показать, на что способен. Важной становится оценка результатов его обучения. Если ребенок плохо учится или становится объектом насмешек сверстников, у него может закрепиться чувство неполноценности, в дальнейшем такой человек не станет браться за решение трудных задач и не будет эффективен в жизни.
Подростковый возраст, начало генитальной стадии по Фрейду, заключает в себе центральный конфликт всего жизненного цикла – конфликт между достижением идентичности в противоположность смешению идентичности. Достижение идентичности – функция «Я».В этот период должно произойти согласование уникальных свойств личности с имеющимися возможностями их реализации. Выделяется несколько аспектов идентичности:
индивидуальность – сознательное ощущение собственной неповторимости и собственного отдельного существования.
тождественность – переживание внутренней непрерывности в течении жизни, преемственности жизненных этапов.
единство – ощущение целостности личности.
социальная солидарность – переживание внутренней солидарности с идеалами своей социальной группы и общества в целом.
Идентичность достигается через конфликт преданности и исследовательской активности. Последняя влечет за собой психосоциальный мораторий и, как следствие достижение истинной идентичности и истинной преданности. Концепция идентичности разработана Дж. Марча.
Ранняя зрелость(22-30 лет). Конфликт между интимностью и изоляцией. Только на данной стадии возникает способность любить другого человека, признавая его ценность и не сливаясь с ним. Негативным исходом может стать психологическое одиночество, интимофобия.
Вторая зрелость. Конфликт между продуктивностью и стагнацией. На этой стадии человек должен проявить свое творческое начало. При негативном ходе событий человек может впасть в застой, прекратить свое развитие и продолжать воспроизводить достигнутое на предыдущих этапах. Главная опасность этой стадии – психологическое ощущение «потолка», когда кажется, что все самое значительное в прошлом и созидательные ресурсы исчерпаны. Эта стадия продолжается всю социально активную часть жизни человека.
Старость. Интеграция против отчаяния. Это период старения человека, когда он оказывается перед лицом смерти и конца жизни. Благополучие на этой стадии предполагает чувство гордости прожитой жизнью, переосмысление событий в русле целостности жизненного пути. Позитивным качеством, которое приобретает человек на данной стадии, является мудрость.
6. Поспорим с Фрейдом!
Ежедневно наблюдая детей от рождения до шести лет, позволю себе не согласиться с Фрейдом относительно определения их удовольствий и способов психологической защиты. Возможно оттого, что за сто лет произошли эволюционные изменения, возможно, сейчас используются другие методы воспитания, не те, что во времена Фрейда, но современные дети весьма отличаются от описанных Фрейдом.
1. Ребенок постоянно хочет сосать грудь - вовсе нет, если мама прикладывает его к груди по его требованию. Он сосет лишь столько, сколько ему нужно для физического и эмоционального благополучия.
2. Если за ребенком нормально ухаживать, защитные реакции у него появятся не раньше двух, а то и трех лет. Если мы ругаем малыша, а он кидается к нам обниматься – это не Стокгольмский синдром, не реакция защиты. Цель – позитивная, он хочет опять ощутить себя хорошим и любимым.
3. В 2-3 года малыш получает удовольствие не от физического акта дефекации. Не меньшее физическое удовольствие доставляют ему еда, ласки, ношение на руках, возможность понежиться в кроватке перед засыпанием, ощущение своего ловкого тела, когда ему удается выполнить какое-то новое движение. Он любит сидеть на горшке, т.к. ему нравится, что он взрослый, может сделать это сам. Точно так же он любит, например, резать что-нибудь, когда мы даем ему нож, вытирать что-нибудь тряпочкой, выполнять поручения – одним словом, чувствовать себя самостоятельным.
4. Девочки завидуют мальчикам – в дошкольном возрасте скорее наоборот. Дети чаще видят вокруг себя женщин, чем мужчин, и стараются им подражать. Мальчики часто говорят о себе в женском роде – «Я пошла, я сделала», играют в мам, т.к. папина работа им не вполне понятна, подражая маме, пытаются нацеплять на голову заколки и краситься, даже кормить кукол грудью. Девочка же в пять лет заявляет: «Я – будущая мама, поэтому я в игре главная!»
5. В подростковом возрасте начинается генитальная стадия, когда психосоциальный конфликт значительно смягчается. Любой, кто имел дело с подростками знает, что не смягчается, а совсем наоборот.
7. Значение теории З. Фрейда
Благодаря З. Фрейду современные люди поняли две вещи:
Все психологические проблемы родом из детства. Если мы хотим вырастить полноценного, здорового человека, необходимо относиться к ребенку со всей возможной любовью и вниманием. Во времена Фрейда матери наказывали грудных детей за то, что те сосут палец. В наше время сознательный родитель старается вообще не наказывать ребенка, хотя бы лет до трех. Гуманизация массового сознания налицо.
Сексуальность – одна из базовых потребностей человека. Игнорировать или подавлять ее опасно, для неподготовленного человека это может быть чревато психопатологией. Свобода проявления сексуальности, терпимость общества к этим проявлениям стали нормой.
Труды Фрейда шокируют. Нас охватывает отвращение и возмущение, когда мы читаем о низких инстинктах, лежащих якобы в основе человеческой природы. Но видимо, в начале ХХ века и нужен был шок, взрывающий общественное сознание, разрушающий устаревшие догмы, заставляющий людей задуматься.
В конце концов, только когда низкие инстинкты осознаны, упорядочены и легализованы – только тогда можно двигаться дальше, к высоким уровням любви и знания. В лице Фрейда свои низкие инстинкты осознало все человечество, и в этом мне видится главное значение теории Фрейда.
8. Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции
Христианская мораль – основа европейской культуры ХIХ века и основной источник теории Фрейда.
Базисное понятие христианской морали – понятие о первородном грехе, которому подвержены все, включая младенцев. Мне приходилось держать в руках требник 16 века. Там инструкция для священника, какие вопросы он должен задавать на исповеди: «Не делал ли ты, чадо, то-то и то-то?» Девять десятых вопросов касаются сексуальных извращений, причем таких, которые нам, искушенным людям ХХ века и в голову не придут. Мне кажется, если бы священник не подсказал, исповедник и не додумался бы такое сотворить. До сих пор христианин, желая причаститься, читает в молитве ко Святому Причащению: «Господи, прости меня онаниста и мужеложника» Этот текст должны читать все, и женщины тоже. «Яко свиния лежит в калу, тако и я греху служу». Возможно, в богословских трудах и есть постулаты о божественности человеческой природы, но каждодневной своей практикой христианин утверждает: «Я – пациент Фрейда».
Легальных проявлений сексуальности немного. Брачная жизнь строго регламентирована. Человек, вступивший в сексуальный контакт со своей супругой в разрешенный день и разрешенным способом должен прочитать покаянную молитву от осквернения.
Как же христиане борются с проявлениями табуируемой сексуальности? Подавляют. В житии Иоанна Многострадального читаем, как он, пытаясь справиться с блудными мечтаниями, закопал себя по пояс в землю, почти ничего не ел и пребывал в таком состоянии несколько месяцев. Но бес не отступил, а принял вид страшного дракона, готового пожрать подвижника. Подвижник испугался и воззвал ко Господу о помощи.
Западные священники с ХII века разрабатывали учение о сублимации. Но судя по художественной и психологической литературе ХIХ века, это учение так и не вошло в массовое сознание.
Поэтому неудивительно, что у потомственных христиан за два тысячелетия накопилось столько сексуальных комплексов, что казалось, что они из одних этих комплексов и состоят.
Одновременно с учением Фрейда в начале ХХ века стали популярны восточные религии. Индуизм, буддизм и даосизм приблизительно одинаково оценивают роль сексуальности в жизни человека, поэтому я не буду разделять эти учения.
Все они приветствуют сексуальную энергию как материал для сублимации, для выхода человека на более высокие уровни сознания. Средний восточный человек внимательно изучает свою сексуальную энергию и не видит в этом чего-то кощунственного. Ведь сексуальная энергия, правильно поднятая, канализированная, помогает ему приобщиться к божеству, или к высшему разуму.
Наблюдая за собой, люди обнаружили несколько энергетических центров, в том числе два нижних: в основании позвоночника и внизу живота. Первый – «кундалини» - базисный, основной. От него зависит работа всех остальных центров. Он отвечает за выживание человека. При неправильном развитии центр основания позвоночника излучает энергии разрушения и смерти. Второй ценр вырабатывает сексуальную энергию. Иногда эти два центра рассматриваются, как один. Это фундамент, на котором построен человек.
Фрейд пришел почти к тому же, когда описывал базисные влечения человека, как влечение к жизни, влечение к смерти, и выделенное из первого сексуальное влечение.
На востоке, используя энергию кундалини, ее изучают и очищают. Поэтому в Китае и в Индии известно множество памятников литературы, посвященных способам использования сексуальной энергии. Фрейд тоже пытался ее очищать, но один человек, даже гениальный, конечно не может повторить достижения многих поколений исследователей. Заслуга Фрейда в том, что он задал западной мысли направление для поиска.
В буддизме разработано учение о нескольких уровнях функционирования человека. Попробую соотнести его со схемой Фрейда: «Оно», «Я», «Сверх-Я».
1. Физический уровень.
2. Эмоциональный уровень.
3. Низший ментальный уровень, уровень конкретного ума.
4. Высший ментальный уровень, абстрактный ум.
5. Уровень Буддхи, Высшей любви, то что христиане называют «Святое Я Христа»
И т.д. и т.д. вплоть до полного соединения с божеством.
Средний человек функционирует на первых трех уровнях. Стремящийся к совершенству учится улавливать сигналы высшего ума. Когда он овладеет этим вполне – может двигаться к более высоким ступеням. Но прежде он должен приобрести полный ментальный контроль над эмоциональной природой.
Человек же в понимании Фрейда очень ограничен. «Оно» – это инстинкты физического уровня и низшие эмоции. «Я» - нижние подпланы низшего ментала, изобретательность, присущая развитым животным. «Сверх-Я» - комплекс страхов и запретов, сформированных родительскими наказаниями, т.е. опять же низший ментал и эмоции с примесью инстинктов.
Если бы человек действительно был таков, каким его описал Фрейд, жить было бы очень грустно. Но я верю, что это не так, и у нас неплохие перспективы!
Литература
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник – М.: Высшее образование,2008.
Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. – М.: Класс, 2005.
Цареградская Ж.В. Новорожденный. Уход и воспитание. – М.: Рожана, 2005.
Омраам Микаэль Айванхов. Любовь и сексуальность. – М.: Просвета, 2001