Рефетека.ру / Психология

Реферат: Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Белорусский государственный университет

Факультет управления и социальных технологий

Реферат по предмету

«История психологии» на тему:

Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа

Студента 1 курса группы №171 специальность «Социальная работа»

Кардымона Юрия Валентиновича

2001 Минск

«Чтобы оценить его полностью, необходимо два условия: свобода от предубеждений и, желание прямо смотреть правде в глаза»

Лоуренс Даррен

«Придет время, — писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, — когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда».
Действительно, трудно переоценить влияние этого учения на дальнейшее развитие психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем,
Дарвином, Эйнштейном, называют «зодчим современного понимания человека»,
«одним из научных новаторов нашей эпохи», а его учение — «коперниковским переворотом», видоизменившим не только науку, но и культуру общества в целом.

С самого начала становления как науки, психоанализ имел горячих приверженцев не только в среде психологов и психиатров (Э. Блейлер, А.
Адлер. К. Г. Юнг, О. Ранк, Э. Джонс); многие выдающиеся современники:
Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда «величайшим учителем»), Томас Манн,
Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Роберт Уэллс, высоко ценили и уважали Фрейда как ученого и мыслителя, о чем, более чем красноречиво, свидетельствует его переписка.

Смелость, неординарность и революционность самого подхода Фрейда к
«хрупкой» проблеме человеческой психики снискали ему и его учению много противников, в основном, среди клиницистов (Е. Крепелин, К. Ясперс. В.
Майер-Гросс, Г. Г руле и др.).

В то же время идеи Фрейда постепенно прокладывали себе путь через многие трудности и противоречия. Второе поколение психоаналитиков (К.
Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию фрейдизма, который нес в самом себе стимул для творческих и интеллектуальных исканий в самых широких областях человеческих знаний.

В настоящее время, являясь крайне противоречивым учением, со множеством, часто взаимоисключающих ответвлений, психоанализ остается одним из основных психологических и философских концепций современности, и вряд ли какой-либо знающий психолог или психиатр позволит себе оспаривать важность основных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре личности. Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь изобретения термина
«бессознательное». Английский исследователь Л.Уайт показал, что в период
Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и немецком языках, в названии которых стоял термин «бессознательное».

«Благодаря этому учению в качестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и бессознательной, как в сновидениях, так и наяву, как в норме, так и в патологии» (А. Е. Шерозия). Так же трудно переоценить влияние психоанализа на культуру общества в целом. Фрэйд дал стимул для поиска новых форм и содержания в литературе, драматургии, поэзии, изобразительном искусстве. Позволим себе напомнить лишь малую часть деятелей культуры, чье творчество несет яркий отпечаток идей Фрейда: Т.
Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, Р. Роллан, А. Жид, Ж Кокто, С. Беккет, Э.
Ионеско, С. Дали, X. Миро.

Долгие годы тоталитаризма и застоя, изоляции нашего общества от магистральных направлений интеллектуальных исканий человечества нанесли тяжелый урон отечественной науке. В печальном списке «вредных учений», наряду с генетикой, кибернетикой и социологией, одним из первых оказался психоанализ. Вследствие «идейных дискуссий» конца 20-х — начала 30-х годов был ликвидирован. Психоаналитический институт, подверглись гонениям многие психиатры психологи, стоящие на позициях психоанализа.

Ввиду того, что в литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно трактовалось не только учение Фрейда — психоанализ, но крайне однобоко и скудно давались его биографические сведения, необходимо остановиться на главных этапах жизненного пути великого ученого.

____________________________________

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, провинциальном городе Австро-Венгерской империи, в семье торговца шерстью. В дальнейшем, ввиду разгула антисемитизма, семья Фрейдов, после недолгих скитаний, поселилась в Вене. Отец Зигмунда — Якоб Фрейд, придерживаясь либерально- просветительских взглядов всячески способствовал образованию сына. Еще в гимназии, показав неординарные способности, Фрейд увлекся естествознанием, особенно учением Дарвина, много и упорно учился и решил в дальнейшем посвятить себя науке. В 1873 году он поступает на медицинский факультет
Венского университета. Особенное влияние на формирование З. Фрейда как ученого оказал крупнейший физиолог школы Гельмгольца, директор Института физиологии при университете Эрнст Брюкке, у которого Фрейд работал в течение пяти лет — с 1876 по 1881 г. За эти годы Фрейд сделал важнейшие наблюдения, которые поставили его в ряд пионеров нейронной теории — основного положения современной неврологии.

В 1885 году отлично сдав устные и письменные экзамены, и прочитав блестящую лекцию о «Модулярных областях головного мозга», он становится приват-доцентом по неврологии Венского университета. В том же году Фрейд в течение почти пяти месяцев работал в Париже, в клинике Ж. Шарко, одного из самых знаменитых неврологов XIX века. Здесь он впервые заинтересовался проблемой истерии и параллельно с исследованиями в области неврологии стал искать причины и механизмы этого заболевания.

Одновременно с научной деятельностью Фрейд занимался и практической работой. Систематические практические наблюдения привели Фрейда к необходимости значительного изменения способа лечения больных неврозами.
Вместо гипнотического внушения он стал применять метод «свободных ассоциаций», толкования сновидений и перенесения. Всеми этими путями, согласно предположению Фрейда, вытесненные из сознательной сферы переживания могут выйти в сознание. Именно эти методы легли в основу техники психоаналитической терапии, применяемой в принципиально неизменном виде и в наши дни.

В 1909 году 3. Фрейд и К. Г. Юнг были приглашены в США для чтения лекций. После восторженной встречи Фрейд иронично заметил: «Эти люди не подозревают, что я принес им чуму». Именно такой была первая реакция широкой общественности на психоанализ.

В то же время психоанализ постепенно стал завоевывать мир. В США,
Германии, Англии, Франции, Италии, Швеции и других странах создаются психоаналитические общества, выходят журналы.

Последнее десятилетие своей жизни Фрейд посвятил изучению, анализу и обобщению своих представлений о природе человека, общества и культуры.
Окруженный ореолом популярности и всеобщего поклонения, Фрейд скромно и почти безвыездно жил в Леопольштадте — еврейском гетто Вены - с женой и шестью детьми. Его блистательный и острый ум, талант полемиста, научный гуманизм и демократизм расширили круг его единомышленников и привлекли друзей в среде интеллектуальной элиты своего времени. В последние годы жизни Фрейд страдал от рака гортани, перенес несколько операций. Он почти отошел от практической клинической работы, сосредоточившись на творческой деятельности и обучении психоаналитиков.

После захвата Австрии нацистами в 1938 году Фрейд, лишенный паспорта, стал узником гетто. Фашисты конфисковали его имущество и библиотеку, четыре его сестры погибли в нацистском лагере. Лишь огромный международный резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов вырвал Фрейда из Вены. Последний, год жизни он провел в Англии. Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 года в возрасте 83-х лет.

_________________________________

Многие понятия фрэйдовского анализа подвергались экспериментальной проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным результатом. В последние годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин. Итоги таковы: часть базовых понятий психоанализа - такие как ИД, ЭГО, Супер-ЭГО, стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытания средствами науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.

Я приведу ряд положений, которые как показывает анализ публикаций, выдержали научную проверку:
1) некоторые характеристики орального и анального типа личности;
2) некоторые причинные факторы гомосексуальности;
3) некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх кастрации). / Хотя, по-моему, абсурдно звучит утверждения о том, что двухмесячный ребенок ведет осознанную и целенаправленную борьбу за сексуальное обладание матерью./

Укажу также на ряд положений, которые не получили поддержки со стороны научных методов проверки:

1) что в сновидениях в символической форме удовлетворяются ранее подавленные намерения и желания;

2) что под влиянием эдипова комплекса мальчики и сравнивают себя с отцом, и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;

3) что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку собственного тела, что у них менее развиты стандарты супер-эго.

Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский психоанализ продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Фрэйд З. «Я и Оно»
2. Д.Шульц и С.-Э. Шульц «История современной психологии»
3. С. Шишов «Обратная сторона нашего Я»
4. Б. Р. Нанейшвили и Г.Б. Нанейшвили «Предисловие к собранию сочинений

З.Фрэйда»


Рефетека ру refoteka@gmail.com