СОДЕРЖАНИЕ
2.Научные психологические основы анализа рисунка
3.Рисуночные методики, наиболее часто используемые в психологической практике
4.Требования к специалистам, изучающим рисунок
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Развитие анализа рисунка
Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э. Торндайком была проведена работа по классификации рисунков и их качественной оценки. В 1921 г. К. Барт составил количественную шкалу для оценки рисунка мужской фигуры, выполненного детьми от 3 до 14 лет. В работе Ф. Гудинаф (1926) был использован тест «Нарисуй человека». Затем возникли другие тесты, в частности, тест «Дерево» К. Коха (1949), идея которого принадлежала Э. Хушеру, использовавшего рисунок дерева в качестве психометрического инструмента. Использование тестов привело к тому, что появлялись все новые и новые работы, в которых содержались более подробные сведения о тестах. К 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, в которой насчитывалось более 4,5 тыс. рисунков. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно «простое дерево», а затем «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее» деревья. В 1948 г. Дж. Буком был предложен тест «Дом. Дерево. Человек». Выбор этих объектов был обоснован тем, что они знакомы каждому обследуемому. По мнению Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, которая содержала тщательный анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. В 1978 г. вышла в свет работа Р. Стора, которая основана на статистической валидизации, в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек от 4 до 60 лет. К настоящему времени интерпретация теста «Дерево» по Стору является наиболее проработанной. К тесту «Нарисуй человека» также неоднократно возвращались. Д. Харрис в 1963 г. предложил модификацию теста, в которой рисунок человека выполнялся в трех вариантах - «мужчина», «женщина» и «автопортрет». Кроме традиционного поэлементного анализа был использован метод обработки по 12 образцам (по степени сходства). На основании рисунка человека и других заданий применяется тест Керна - Йирасека (1975), в котором по баллам определяется готовность детей к школе. Этот тест получил широкое распространение и дал толчок многим другим исследованиям. Количество публикаций по анализу рисунков за последние годы значительно возросло. В отечественной психологии графические тесты вызвали закономерный интерес. Появились исследования, позволяющие разглядеть в рисунке ряд существенных для психологической диагностики признаков, таких как моторные, личностные, интеллектуальные, опыт усвоения общечеловеческой культуры. Было показано, что появление и совершенствование отдельных элементов рисунка отражает развитие специфических функций, которые связаны с графической деятельностью, такие как восприятие, представление, сенсомоторная координация, а также общий уровень психического развития и наличие патологии.
Многие сведения о рисунках можно узнать из работ В. М. Бехтерева, С. Я. Рубинштейн, М. М. Кольцовой, Б. Г. Херсонского, Е. С. Романовой, О. Ф. Потемкиной и др. К настоящему времени уже нет сомнения в том, что рисунок - это один из важнейших источников знаний о психике человека, с помощью которого можно установить множество качественной и количественной информации, валидизировать их и успешно использовать в практике психодиагностического обследования.
2.Научные психологические основы анализа рисунка
Рисунок - изображение, выполненное от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, которые различаются по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и особенностям исполнения. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния, содержания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. В то же время рисунок есть и эстетическое явление, имеющее длительную историю, которая насчитывает тысячи лет. Рисунок известен человечеству с глубокой древности. Считается, что впервые люди увидели рисунок, выполненный углем на стене пещеры, который являлся абрисом теней, отброшенных сидящими у костра людьми. Рисунки различаются по методам рисования, темам, жанрам, содержанию, технике исполнения, настроению, композиции. На эти особенности больше обращают внимание искусствоведы, психологический же анализ рисунка должен опираться на иные показатели. Какие же? Научное изучение рисунка началось с конца XIX века с работ К. Ричи, Ж. Рума, А. Кларка, М. Линдстрома, Г. Кершенштейнера, Е. Кнудсена и др. В их работах были выявлены основные этапы детских рисунков, развитие графических способностей в онтогенезе. Отечественные исследования связаны с именами Л. С. Выготского, А. А. Смирнова, О. И. Галкиной, Е. И. Игнатьева, И. П. Сакулиной, А. А. Смирнова, Н. Н. Волкова, Г. В. Лабунской, 3. В.Денисовой, Л. Н. Бочерниковой, В. С. Мухиной и др. Д. М. Зуев-Инсаров отмечает, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. д. Таким образом, рисунок, по мнению известного почерковеда, также имеет большое характерологическое значение. Специальное исследование этой проблемы осуществил Макс Зелигер. Особо яркие и наглядные представления о связи рисунка и характера человека дают рисунки, исполненные душевнобольными. Так, при разрыве ассоциативности мышления у больного наблюдаются примитивные рисунки (фигуры), состоящие из двух-трех связанных между собой линий, которые разлагаются на отдельные элементы (при изображении дома крыша, двери и стены исполнены отдельно и не связаны друг с другом). В более сложных случаях рисунки становятся беспредметными. На бумаге появляются темные пятна, кляксы. Врач по рисунку больного, по окраске, нажиму штрихов часто диагностирует характер заболевания, предугадывает наступление обострения болезни, кризиса.
В исследовании онтогенеза детского рисунка было установлено, что процесс развития детского изобразительного творчества проходит ряд стадий, Можно выделить основные стадии рисунка, однако внутри каждой стадии можно различить некоторые промежуточные подстадии.
Общая схема анализа рисунка
1. Чем рисунок является
результат взаимодействия сигнальных систем и
функционирования системы «глаз-мозг-рука»;
Я-проекция;
рассказ в образах;
способ духовного освоения мира и самовыражения;
эстетическое освоение мира и души;
индикатор индивидуальных особенностей.
2.Диагностические признаки
форма, пропорции, размер, цвет;
состав линий;
расположение на листе;
способ прорисовки, наличие штриховки;
особенности нажима;
композиционное построение;
содержание изображения;
степень осмысленности.
3.Способы анализа
целостный (типологический);
поэлементный
4.Что выявляет рисунок
состояние моторики;
самооценка и направленность;
индивидуально-типологические и возрастные особенности;
художественные способности;
графическая культура;
интеллектуальное развитие;
эмоциональное состояние;
особенности темперамента;
когнитивные стили;
состояние межличностных отношений;
развитие фантазии и воображения;
особенности мотивации;
наличие патологии, состояние здоровья;
психологический тип;
Развитие рисунка в онтогенезе предполагает, что в рисовании ребенок проходит несколько стадий. Первая -стадия «мараний», (2—3 года) когда ребенок, подражая взрослому, выписывает на бумаге бессмысленные каракули. Но через определенное время, каракули начинают замещать для ребенка многое из того, что он видит в жизни. Указывая на каракули, ребенок утверждает, что это папа, а это мама, а это бабушка и т. д. Считают, что первые каракули ребенка относятся не к области изображения чего-то, а скорее к области представления. Это волнующая попытка осуществить нечто видимое, чего на бумаге прежде не было, но было в жизни. Рисование каракулей детей могут отражать эмоциональное состояние или эмоциональное отношение ребенка к тому, что он пытается изобразить. Вторая стадия - стадия примитивного изображения (3—4 года). Попытки детей что-либо нарисовать на первой стадии еще не достигают успеха, но через некоторое время из каракулей вырисовываются фигуры, близкие к геометрическим — треугольникам, кружкам, квадратам и прямоугольникам. Эти фигуры еще очень неровны, но дети начинают постигать важный факт: с помощью линий можно создать изображения, различающиеся по форме, которые могут напоминать что-либо. Например, нарисованные кружки напоминают камушки или пуговицы. Формы становятся проводниками мыслей ребенка. По мнению В. В. Зеньковского, который разделяет выразительную и изобразительную деятельность ребенка, между ними нет глубокой связи, творчество «одушевляется» чувством формы. Отсюда один из важных корней основной особенности рисунков — их символизм. Так возникают смешные «головоноги» с огромными глазами-овалами. Третья - стадия схематического изображения (с 4 до 8—9 лет). Эта стадия тянется долго и заканчивается в зависимости от индивидуальных способностей ребенка к изобразительной деятельности. Иногда, будучи взрослыми, люди не достигают четвертой стадии, оставаясь на третьей. На стадии схематического изображения дети часто рисуют фигурки человека. Эти человечки и представляют собой изображения-схемы. Далее, дети рисуют дома, корабли, машины и т. д. Но эти рисунки выглядят схематично: руки-линии как палочки, голова — кружок, два прямоугольника — корпус машины на кружках колесиках и т. д. На этой стадии происходят сильные изменения в развитии ребенка, расковывается его фантазия, усложняются представления. Ребенок уже в состоянии выполнить рассказ в образах, который может быть понятным для окружающих. Четвертая - стадия правдоподобных изображений (с 9 до 12 лет и
далее), которая характеризуется постепенным отказом от схематического изображения. На этой стадии совершается попытка воспроизвести мир более объективно. На этой же стадии дети овладевают приемами рисования с натуры, постигают особенности формы, перспективы, пропорций, фигуры и фона. Овладение стадией правдоподобных изображений невозможно без обучения. Индивидуальные способности к рисованию проявляются здесь более отчетливо. Попытки освоить эту стадию наблюдаются практически у всех детей, однако становится доступной она далеко не всем детям. Здесь требуются либо художественные способности, которые позволяют быстро обучиться, либо терпеливое овладение навыками рисования правдоподобных изображений. В этой стадии можно заметить одну важную ступень в развитии художественных способностей - подражание. Происходит выбор – кому подражать, у кого учиться, что перенимать. Именно на этой стадии осуществляется освоение мира художественными средствами изображения. Копирование работ художников является необходимой стадией, и те, кто в достаточной степени этими навыками овладел, в дальнейшем могут достичь совершенства. Еще один вид копирования - рисунки с натуры, когда «копируется» пейзаж, натюрморт, отдельный предмет или человек. Именно через подражание природе или миру вещей ребенок приходит к следующей, пятой стадии - художественное изображение. На пятой стадии проявляется графическая культура человека, представляющая собой необходимое условие для овладения профессиональным мастерством в самых различных видах деятельности. На данной стадии осуществляется эстетическое самовыражение. Здесь проявляется художественная фантазия, сила воображения, реализуются творческие замыслы и способность его воплощения. На этой стадии формируется призвание художника, совершенствуется его мастерство, профессиональное становление. На этой стадии материализуется дух, претворяются в жизнь идеи человека, который становится художником, творцом. Здесь определяется его жанровая избирательность, тематическая направленность, способы самовыражения. Исследования свидетельствуют о закономерном изменении рисунка, в особенности фигуры человека, в процессе возрастного развития. Установлена корреляция между показателями психического развития и совершенствованием детского рисунка. Еще в начале XX в. было показано, что рисунок может быть индикатором психического развития.
В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, например, опросников, рисунок имеет целый ряд преимуществ: а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с 2—3 лет; б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность может быть значительно выше; в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии - от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда; г) для психологического анализа рисунок предоставляет большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности — наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.
3.Рисуночные методики, наиболее часто используемые в психологической практике
Тест «Рисунок человека» - один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху. Прцедура тестирования проходит следующим образоом. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше». Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».
Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным. Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п. После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже. По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка. Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)». Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.
Рисунок «Несуществующее животное» - это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).
Процедура тестирования предполагает следующее. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать, то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования. Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения. Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно. Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: Чем оно питается? Где живет? Чем обычно занимается? Что любит делать больше всего? А чего больше всего не любит? Оно живет одно или с кем-нибудь? Есть у него друзья? Кто они? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Чего оно боится, или оно ничего не боится? Какого оно размера?
Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.
Методика «Рисунок семьи». Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека. Процедура тестирования предполагает следующее. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» (последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), – то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня». В отличие от этого, в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?». По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: «Это кто, папа?». Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т.п. Беседу проводят в свободной форме.
4.Требования к специалистам, изучающим рисунок
Использование рисунков психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы эти возможности использовать. Психологический анализ рисунка возможен, а сведения, получаемые из такого рода анализа, целесообразно использовать в психодиагностической практике. Кроме того, любое изображение можно проанализировать как с точки зрения его качественных особенностей, так и с точки зрения его количественных составляющих. А это значит, что, как говорилось ранее, рисунок может быть проверен на степень его валидности и надежности. Количественные и качественные параметры оценки рисунка можно сопоставлять со многими другими параметрами психодиагностических методик, что и было выполнено в нашем исследовании. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем применение других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. Однако за многими достоинствами графических методов, простотой и доступностью их применения стоят высокие требования к специалисту- психологу, их использующему. Необходимы длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации и умение правильно формировать сложный комплекс методик, поскольку графические методы, по нашему убеждению, не должны применяться изолированно от других методов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. - СПб., 2006;
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М., 2003;
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова.– М., 1999;