Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной темы состоит в проблеме выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда - всегда привлекали внимание ученых и практиков.
По-прежнему острыми остаются проблемы профессиональной ориентации и консультации молодежи, находящейся на пороге профессионального выбора своего будущего, карьеры. Однако до сих пор, несмотря на критику, при построении профконсультации преобладает упрощенный "диагностический" подход, игнорирующий активность субъекта в выборе жизненного пути, навязывающий ему готовые решения, создающий условия для манипулирования человеком, выбирающим профессию. Таким образом можно констатировать, что существует как научный так и практический запрос на комплексное исследование профессионального самоопределения, становления личности в профессиональном труде на разных возрастных этапах.
Объект данной темы: процесс направленности личности как фактор профессионального самоопределения врача.
Предмет данной темы: психологические составляющие профессионального самоопределения врача.
Цель работы: в процессе работы выявить базовые компоненты и структуру профессионального самоопределения на разных его стадиях в профессии врача.
Гипотеза данной работы:
- процесс профессионального самоопределения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Он не ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной частью личностного самоопределения в целом.
Задачи данной работы:
- выделить базовые компоненты процесса профессионального самоопределения личности
- изучить закономерности развития профессиональных способностей, обеспечивающих развитие операциональной стороны деятельности представителей разных профессий (на примере врача).
Основная часть
Одной из причин интереса к проблеме профессионального самоопределения является признание того, что оно является способом самоактуализации личности в социально-одобряемой деятельности и важнейшей линией ее жизненного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, М.Я. Басов, К.М. Гуревич, М.Р. Гинзбург, Н.А. Логинова, А.В. Петровский, Е.С. Романова, С.Л. Рубинштейн, G. Allprt, Ch. Buhler, A. Roe, D. Super и др.). Если понятие профпригодности означает как бы итог овладения профессией, то понятия профессионального становления и развития акцентируют ее процессуальную сторону.
По моему мнению личностный аспект профессионализации человека с упором на субъектную активность в осуществлении этого процесса в наибольшей степени реализован в терминах "профессиональное самоопределение" и "профессиональная самореализация". При этом второй термин представляется нам более узким, отражающим скорее одну из стадий самоопределения личности в труде. Ключевым для нашего исследования мы считаем термин "самоопределение", рассматривая его не как состояние, итог, а как процесс. Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к выбору профессии выразилось в доминировании так называемого диагностического подхода в профориентации и профконсультации. Суть этого подхода состоит в том. что профессиональная пригодность определяется до вступления в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям профессии. Профессиональное самоопределение - длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие: 1 - развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути; 2 - творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий. В профессиональном самоопределении выделяются фазы или стадии: выбор профессии, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством (на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности) и самореализация в ней, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Указанные фазы не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, сформировавшихся до вступления в профессию (задатки, интересы, мотивы, способности и пр.), внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и социально-психологических.
Профессиональное самоопределение - двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной группы типичные черты, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. "Строя" себя, человек преобразует и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии путем создания новых орудий и способов труда, творческого переосмысления его целей и задач, то есть осуществляется изменение и развитие мира профессий.
Таким образом, под профессиональным самоопределением мы понимаем процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности.
На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными "ресурсами", интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В определенные периоды времени могут возникать расхождения между внешними, профессиональными требованиями и внутренними возможностями индивида, что, в свою очередь, приводит к конфликтам и противоречиям между ними. Человек может "перерастать" требования профессии и ему становится тесно в ее рамках, но может и отставать от них, и тогда перед ним встает задача "подтягивания" операциональной стороны деятельности до необходимого более высокого уровня. Разрешение таких противоречий, на наш взгляд, является одним из психологических механизмов личностного самоопределения в профессиональной деятельности.
Человек на своем жизненном пути включается в многообразные виды деятельности (их перечень может меняться в зависимости от исторических условий и индивидуальной судьбы). Содержание каждой сказывается на его личностном развитии, формируя те или иные черты. Особенности овладения деятельностями разного типа, возникающие расхождения между внешними требованиями и внутренними возможностями индивида могут приводить к конфликтам и противоречиям в процессе формирования личности. Их разрешение и является одним из психологических механизмов личностного становления.
Можно выделить ряд причин, определяющих важное значение профессиональной деятельности как фактора, оказывающего существенное формирующее воздействие на личность. Личность - продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Профессиональная деятельность как раз и придает развитию личности эту историчность, предлагая совершенно определенные ее виды, орудия труда, способы деятельности, характерные именно для данной эпохи и, следовательно, в определенной степени ограничивает линии развития точности.
Поскольку профессиональная деятельность признается ведущей у взрослого человека, его формирование в первую очередь должно определяться содержанием, и специфический особенностями (Л.И. Анцыферова, М.С. Каган и др.). Именно профессиональная деятельность позволяет удовлетворить основную гамму потребностей личности.
Закономерности формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению рассматриваются на основе развития операциональной и мотивационно-потребностной сторон деятельности (Э.А. Фарапонова, В.В. Чебышева и др.).
К операциональным компонентам психологической готовности к профессиональному самоопределению относят всю систему базисных и профессиональных знаний, умений, интеллектуальных функций, а к личностным - направленность на труд, особенности мотивов и интересов к нему, систему привычек и отношении, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества личности (Э А. Фарапонова).
Сама готовность к профессиональному самоопределению может рассматриваться в рамках теории установки.
Работа врача необычайна сложна, напряженность труда, протекающего в недостаточно благоприятных условиях. К последним относится режим труда, неблагоприятный микроклимат (высокая температура воздуха в помещении, увлажненность), необходимость выполнять свои обязанности в экстремальных условиях и дефиците времени, постоянно прямрй контакт с больными. При этом бросается в глаза, что среди отрицательных сторон своей профессии очень часто появляются эмоциональные стороны, вызванные душевными переживания за пациентов. Среди профессионально-важных качеств на первое место ставятся компетентность, высокий профессионализм (владение всем арсеналом средств медицинского воздействия), "клиническое мышление", а также выдержанность, хладнокровие, выносливость, умение принимать решения в условиях дефицита времени, гуманное отношение к больным. Также у врача должны преобладать и такие качества как хорошее понятийное мышление, гибкость мышления, аналитичность, коммуникативность, толерантность, уверенность в себе, переключаемость (лабильность), устойчивость к фрустрациям, деловая направленность, активность, доминантность и др.
Материальная заинтересованность имеет большое значение на всем протяжении профессиональной карьеры, однако со временем мотивационно-протребностная сфера начинает обогащаться за счет появления мотивов, связанных с содержанием, процессом труда и его результатами. Особое значение приобретает коллектив, и тот авторитет, которым пользуется в нем работник.
Интерес к процессу труда формируется постепенно, являясь одним из важнейших условий успешной профессиональной адаптации.
Вместе с овладением мастерства профессии происходит перестройка мотивационной сферы, образуются мотивы, связанные с интересом к содержанию труда, процессу деятельности, стремлением поддержания своего трудового авторитета. Отчетливо прослеживается известный механизм "сдвига мотива на цель" (А.Н. Леонтьев). Развитие операционально-технической стороны деятельности приводит к появлению новых мотивов, а они, в свою очередь, "подтягивают" операциональную. Перестройка мотивационного комплекса влечет за собой формирование новых интересов и потребностей, приводит к расширению сферы деятельности субъекта, изменению его реальных и идеальных отношении с действительностью, вводит в новую систему взаимосвязей с людьми, формирует профессиональное самоопределение.
Таким образом, динамика развития мотивационной сферы личности в профессиях с разным содержанием, составом действий, задачами, уровнем квалификации существенно различна. Профессиональная деятельность, которая не приносит удовлетворения, рассматривается как нечто чуждое, внешнее, не имеющее важного значения в жизни.
Социально-психологические условия, в которых протекает деятельность, оказывают огромное влияние на скорость и успешность профессионального и личностного самоопределения.
Вхождение в профессию радикально меняет социальную ситуацию развития личности, влияет на формирование способностей, мотивационно-потребностной сферы, интересов и ценностных ориентации. Важнейшими психологическими составляющими профессионального самоопределения являются индивидные качества (задатки) и такие подструктуры личности как профессиональная мотивация, способности, самосознание и межличностные отношения. Врачи, помимо развитого "клинического мышления" и владения разнообразным арсеналом средств медицинского воздействия, должны обладать высокой работоспособностью, умениями работать в условиях дефицита времени, быть устойчивыми к стрессу, уметь преодолевать отрицательные эмоциональные состояния и т.д. В оптимальном варианте профессиональное самоопределение развивается до того уровня, который обеспечивает достижение общественно приемлемой эффективности труда. Дальнейшее овладение профессиональным мастерством достигается за счет организации способностей в индивидуализированные структуры, определяемые требованиями профессии и природными задатками индивида, формированием индивидуального стиля деятельности и овладением системой планирования и организации труда, высоким уровнем саморегуляции.
В процессе овладения профессией значительную перестройку претерпевает мотивационно-потребностная сфера личности. Особенности и направления ее развития определяются типом профессий, богатством их содержания, составом действий, сложностью задач, определяющих длительность обучения, уровень квалификации, представленность элементов творчества.
В профессии врача, с относительно богатым содержанием профессиональные мотивы изначально лежат внутри деятельности как таковой, и их динамика характеризуется расширением и обогащением мотивационно-потребностной сферы профессионалов. На начальном этапе деятельность мотивируется в первую очередь, интересом к процессу труда, стремлением приобрести квалификацию, стать специалистом высокого уровня. В ходе овладения профессией на первый план выдвигаются мотивы самоактуализации, раскрытия способностей и потенциальных возможностей в профессиональном труде.
В ходе профессионального становления изменяется роль и место индивидуально-психофизиологических, природных особенностей в структуре профпригодности. На ранних этапах овладения профессией индивидуальные особенности не имеют принципиального значения, поскольку требования к эффективности и качеству труда невелики. Однако в дальнейшем они ужесточаются и соответствовать им могут лишь те, кто в наибольшей степени использует свой природный потенциал.
Заключение
Уровень достижений в профессии с относительно богатым содержанием (врача) оказывает огромное формирующее влияние на личность. Он является одним из важнейших условий успешного профессионального самоопределения в данном типе профессий. Личностные особенности, профессиональное самосознание тех. кто успешно овладел профессией, и тех. кто столкнулся с непреодолимыми трудностями, существенно различаются. Для первых профессия становится "окном в мир", узелком, связывающим его с другими людьми, сообществом профессионалов и обществом в целом, способом самоутверждения и самореализации. Для последних - профессия лишь необходимое условие поддержания жизнедеятельности, условие выживания - деятельность, не приносящая радости и удовлетворения. Им свойственны неадекватная самооценка и низкий уровень притязаний в профессии. Профессионалы, достигшие социально-признанного успеха в своей деятельности, существенно отличаются по личностным особенностям от тех, кто столкнулся с непреодолимыми, по их убеждению, трудностями в овладении профессиональным мастерством. У последних часто проявляются различные формы психологической защиты - обесценивание профессии, выдвижение на первый план интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, состояние фрустрации. Формирование личности как фактор профессионального самоопределению во многом зависит от уровня сложившихся в коллективе межличностных отношений и социальным статусом работника. Особенно ярко это выявляется в профессиях, где стратегия профессиональной деятельности, ее процесс и результаты прямо зависят от слаженных действий и взаимозаменяемости членов коллектива.
Список литературы
1. Психофизиологические основы профессиональной пригодности и личная перспектива (в соавт. с К.М. Гуревичем и А.И. Сухаревой) // Материалы 4 Всесоюзного съезда Общества Психологов СССР, Тбилиси, 1971. - 0.06 п. л.
2. Применение тестов как критерия развития некоторых профессионально важных психофизиологических функций ткачих коврового производства // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. № 2. 1972. - 0.3 п. л.
3. Нужен ли профотбор для массовых профессий? (в соавт. с А.И. Сухаревой, Л.В. Солдатовой) // Профтехобразование. № 11, 1972. - 0.4 п. л.
4. Соотношение психофизиологических компонентов профпригодности и эффективности труда ткачих. // Вопросы психологии, № 3. 1973. - 0.5 п.л.
5. Формирование профессиональной пригодности ткачих коврового производства. // Материалы конференции "Профподбор и профориентация как важнейшие элементы научной организации труда". М., 1973. - 0.3 п. л.
6. Психологическое содержание труда и формирование профессиональной пригодности ткачих коврового производства. // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М.. 1974. Вып.1. - 0.7 п.л.
7. Формирование профессионального восприятия ткачих (в соавт. с Г.П. Логиновой) // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. № 1. 1974. -0.2 п. л.
8. Диагносцирование индивидуальных вариант формирования профессионально важных психофизиологических качеств ткачих // Материалы всесоюзной конференции по психологической диагностике. Таллин. 1974. - 0.09 п. л.
9. Проявление свойства лабильности нервной системы в формировании профессиональных качеств ткачих // Материалы симпозиума "Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты". Пермь. 1975. - 0.08 п.л.
10. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала //Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. М.. 1975. - 0,75 п.л.
11. Индивидуальное своеобразие становления профессионала // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1976. Вып. 2. - 0.6 п. л.
12. О некоторых аспектах формирования личности профессионала // Проблема деятельности в советской психологии. М., 1976. - 0,3 п. л.
13. Выпускник приходит на работу // Семья и школа, N 6. 1977. - 0.3 п.л.
14. Психологические аспекты формирования личности передового советского рабочего // Вопросы психологии, № 6, 1977. - 0.4 п.л.
15. Методы психологической работы на предприятии // Психолог на предприятии. М., 1978. – 0.65 п.л.
16.Состояние физиологических функций организма прядильщиц в процессе профессионального труда при различном уровне взаимоотношений в производственных бригадах (в соавт. с А.В.Колесниковой) //Материалы 8-ой Всесоюзной конференции по физиологии труда Ленинград. 1978. - 0.06 п.л.
17. Раскрытие творческих возможностей человека в трудовой деятельности // Психолог на предприятии. М.. 1979. - 0.3 п.л.
18. Применение тестов специальных способностей и тестов достижений для диагностики профпригодности (на словацком языке) // Психодиагностика (материалы 5 конференции по психодиагностике). Братислава. 1980. - 0,3 п. л.
19. Диагностирование специальных способностей и профессиональных достижений // Психологическая диагностика. М.. 1981. - 1 п.л.
13