РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Колобанов Э.В.
«СВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА С ВЫБОРОМ БУДУЩЕЙ ПРФЕССИИ СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»
Научные руководители
КПН Маслова О.В.
Ст. преподаватель Котов Л.Н.
Москва 2008
Содержание
Глава 1. Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Глава 2. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
3.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных
3.2.1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
3.2.3 Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
3.3.Результаты и их обсуждение
Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.
Для выпускника школы важно сознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет умениями и навыками общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть конкурентоспособным, мобильным. Наиболее перспективным направлением для современной школы может стать профильное дифференцированное обучение, которое требует организации профориентационной работы, ориентированной на учет индивидуальных особенностей школьника. Оно способно повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности, может обеспечить здоровье учеников ценой наименьшего напряжения их в ходе обучения.
В процессе личностно ориентированного образования и профессиональ-ного самоопределения становится наиболее значимой диагностика. Она используется для оценки возможностей ученика, для решения пригодности какой-либо образовательной программы, для нацеливания обучения на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс его сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Одной из важных целей образования является идея самореализации, жизненного трудового самоопределения, но, к сожалению, воплощение этой идеи либо находится в сильной зависимости от мастерства педагога, либо вообще не обеспечено эффективными психолого-педагогическими методиками и технологиями, тем более профори-ентационного плана, которые бы позволили говорить о практическом реше - нии проблемы профессионального самоопределения подростков. Поиски новых методов и форм активизации профессионального самоопределения учащихся имеют важное значение для теории и практики обучения и воспитания. Нужно признать, что труд, профессиональная деятельность из личностно значимых все более превращаются в средство построения успеха, то есть становится чем-то внешним по отношению к внутреннему миру, к душе самоопределяющегося школьника. Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся получили обоснование в трудах П.Р.Атутова, СЯ.Батышева, В.А.Полякова, А.Д.Сазонова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Методологические проблемы профориентации освещены в трудах А.В.Ботяковой, А.Е.Голомштока, Л.А.Йовайши, Е.А.Климова, П.А.Шавира и др.
Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений, мотивов выбора профессии нашли отражение в работах М.А.Весны, В.Д.Витиныиа, А.Л.Михащенко, М.В.Ретивых, В.Л.Савиных, Б.А.Федоришина и ряда других. Мы опирались в ходе изучения этих трудов на вопросы взаимосвязи психофизиологических особенностей и желаний человека в решении проблемы профпригодности.
В настоящее время многие подростки 14-17 лет уже делают свой первый профессиональный выбор, от которого может зависеть последующее их отношение к труду.
Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами и т. д. Все эти факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации личности для обеспечения возможности успешно справляться с вызванными таким образом «психическими перегрузками».
В теоретическом аспекте проблема профессионального самоопределения - это одна из ключевых проблем психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса. Само профессиональное становление личности, в свою очередь, является составной частью общего ее развития, и др. Оно проходит в своем развитии четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются уровни профессионального самоопределения. В последние 20 лет в исследованиях профессионального самоопределения в нашей стране можно условно выделить два основных направления. Первое направление связано в основном с исследованием возрастных особенностей развития школьников. Эти исследования сводят данную проблему к анализу подготовки выпускников школы к выбору профессии и самого акта выбора. С одной стороны, процесс профессионального самоопределения весьма длителен и не завершается выбором профессии. Вопрос о выборе профессии или об уточнении этого выбора может возникать в течение всей жизни человека.
С другой стороны, результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии - и это надо особо подчеркнуть - происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.
В рамках второго направления в отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности.
Целью настоящей работы является изучение факторов, связанных с профессиональным самоопределением старшими школьниками.
Задачи:
1. Изучить основные подходы к профессиональному самоопределению молодежи в подростковом возрасте.
2. Провести предварительный отбор по ряду параметров выборки для статистического исследования.
3. Изучить вопросы направленности личности на профессиональное самоопределение молодого человека.
4. Провести подбор психологических и статистических методик
5. Провести эмпирическое исследование по теме работы.
Объект исследования: акцентуации характера и профориентация учеников московских школ в возрасте 14-17 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь профориентационных предпочтений с рядом психологических параметров.
Гипотеза исследования: акцентуированные черты личности связаны с выбором будущей профессии старшими школьниками.
Развитие личности и формирование мировоззрения - очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.
Б.Г. Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности и деятельности других людей.
Исходя из положения о взаимопроникновении онтогенеза и жизненного пути человека, Б.Г. Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями». Формы этих взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей, установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях личности, которые и составляют ее мировоззрение.
Вопрос динамики ценностных ориентаций привлекает внимание философов, психологов, социологов, педагогов и является актуальным и значимым для определения духовного развития будущих поколений [18].
В современной психологической и философской литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Это исследования О.И. Шкаратан, Л.С. Бляхман, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, И.М. Поповой, В.С. Бакирова, А.П. Вардомацкого, В.А. Василенко, Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, Е.И. Головахи, Я. Гудечека, Б.С. Круглова, Н.И. Непомнящей, Н.В. Рогавы, Ю.Р. Саарнийта, В.Д. Сайко, Л.А. Сулеймановой, А.А. Табунса и других авторов.
Ценностные ориентации личности представляют собой сложную динамическую структуру, которая не только зависит от ценностей социума, но подвержена закономерным изменениям в процессе онтогенеза и несет на себе отпечаток индивидуальных и половых различий. Структурно-динамические характеристики системы ценностных ориентаций связаны с возрастно-половыми особенностями и особенностями интеллектуального развития, структурой личности и ведущими ценностями семьи.
Динамика ценностных ориентаций имеет кризисные моменты, в течение которых происходит распад предыдущей и формирование новой структуры ценностей. Понятие «ценностные ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Тем не менее, Б.Г. Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения ценностных ориентаций, писал: «Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей» [8,13,22].
Исследования ценностных ориентаций образуют два уровня: теоретический и прикладной.
В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения отдельного человека [6].
Философия уделяет внимание взаимодействию субъекта и объекта ценностного отношения. Это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Р.Е. Миронова выделяет различные подходы к определению ценностей в философии. Часть философов придерживается определения ценностей как материальных и духовных объектов или их свойств, способных удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). Ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором предметы или явления удовлетворяют потребность человека [5,14, 19].
В.П. Тугаринов делит ценности на материальные, социально-политические и духовные. Он писал: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».
Другие авторы связывают ценности с субъектно-объектными отношениями, где объект (материальный или духовный) вступает в отношения и является значимым для субъекта (человека или социума). М.С. Каган считает, что «ценность объекта - это есть его отношение к субъекту, его роль в человеческой жизнедеятельности» [25].
Ценность возникает из практического отношения людей к действительности. Это отношение между объектом и человеческими потребностями, которые несут отпечаток исторической эпохи.
В.А. Василенко определяет ценность как «существенный момент универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого». Сторонники этого подхода (А.М. Коршунов, В.А. Василенко, Л.Н. Столович и другие) определяют ценность как феномен бытия, независящий от объективного отношения к нему [7].
О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев, И.С. Нарский, И.М. Попова относят ценности к общественным идеалам. В данных работах ценности относятся к области общественного сознания.
Общим для всех подходов является то, что ценность предмета появляется тогда, когда в нем видна возможность удовлетворения какой-либо потребности. Ценность возникает на основе практической деятельности человека, как требующая своей реализации возможность.
Социология рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей [22].
Понятие «ценность» впервые введено У. Томасом и Ф. Знанецким. Они используют понятие «ценность» в социологии, тогда как до них это понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие «аттитюд» как переживание смысла, ценности социального объекта. Структуре аттитюда посвящены работы Д. Креча и С. Крачфилда. Т. Парсонс впервые вводит понятие «ценностная ориентация».
Большое внимание уделил изучению ценностей М. Рокич. Он определил ценности личности как «абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях».
Психологическая наука рассматривает ценностные ориентации тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности. Психология уделяет особое внимание регулирующей функции ценностных ориентаций для возможного прогнозирования поведения человека. В психологических исследованиях рассматривается роль ценностных ориентаций в формировании потребностей, целей, мотивации и мировоззрения личности.
В.А. Павловский и И.А. Раппопорт делят ценности личности по принципу профессиональной направленности [33,36].
В.А. Ядов разрабатывал теорию аттитюда и пришел к выводу о том, что аттитюд является менее крупным элементом структуры личности, чем ценностные ориентации. По мнению автора, ценностные ориентации представляют собой «систему аттитюдов относительно действительности. Эта система иерархична по ряду параметров, главный из которых - устойчивость самой системы.
Система аттитюдов, называемая ценностной ориентацией, выражает направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами». В.А. Ядов рассматривает ценностные ориентации как центральное звено личности, определяющее ее отношение к обществу, социальной группе, самой себе. Его подход предполагает формирование структуры ценностных ориентаций у человека на протяжении многих лет. В.А. Ядов отмечал, что эти изменения происходят постепенно и зависят не только от изменений социально-общественной среды, но и связаны с индивидуально-типическими изменениями в человеке. В.А. Ядов использует понятие диспозиций личности, которые образуют иерархическую систему. Вершиной ее являются мировоззрение личности, интегрированное посредством системы ее ценностных ориентаций. Диспозиционная структура определяет внутреннюю взаимосвязь мировоззрения и свойств личности.
В.А. Ядову удалось объединить понятия установки, отношения и направленности личности [7,15].
В.Н. Мясищев, описывая систему отношений личности, подчеркивал избирательность связей личности с окружающей средой. Такая избирательность определяется ценностью, которую представляет для личности объект, определяемый через «оценочные отношения» личности.
Все исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы.
Рассматривая направленность личности Б.Г. Ананьев уделял особое внимание ценностным ориентациям: «направленность личности на те или иные ценности составляют ее ценностные ориентации».
А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности». Система ценностных ориентаций образует направленность личности, регулирует деятельность [7,15].
По мнению В.А. Ядова, система ценностей позволяет прогнозировать общую направленность поведения. Вместе с тем степень совпадения ценностей и реального поведения может колебаться, то есть ценностные ориентации не всегда непосредственно управляют поведением и поступками. В регуляцию поведения ценности включаются лишь в ситуации полной свободы выбора.
Сложная психическая природа ценностных ориентаций обуславливает силу их влияния на всю структуру личности.
Умственная деятельность под влиянием ценностей приобретает более сосредоточенный характер. Интерес как отношение, как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения и других сторон сознания. Его воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии мировоззрения целостной личности.
Формирование ценностных ориентаций в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится. Становление и развитие структуры ценностных ориентаций - процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности. Люди одного возраста могут иметь различные ценности. Структура ценностных ориентаций людей одного возраста указывает лишь на общую тенденцию их развития, в жизни каждого человека пути развития ценностей могут быть различными. Однако, зная общую тенденцию развития ценностей в каждом возрасте и учитывая индивидуальный опыт, можно направлять развитие мировоззрения личности и соответствующим образом влиять на этот процесс.
С позиций психологической науки ценностные ориентации можно определить как значимые элементы структуры личности, формирующиеся в процессе ее социализации и выражающие направленность личности, внутреннюю основу ее отношений к действительности. Система ценностных ориентаций поддерживает постоянство направленности личности через сформированное мировоззрение и способствует целеполаганию поведения.
Представляют интерес исследования ценностных ориентаций во взаимосвязи с особенностями личности и их влияние на успешность деятельности в определенной области. Но работ, посвященных изучению зависимости эффективности деятельности коллектива от структуры мировоззрения его членов практически не существует. Это направление не менее важно для формирования успешных производственных коллективов в контексте изучения регулирующей и направляющей функции ценностных ориентаций в мировоззрении личности [8-9, 28].
В условиях пересмотра многих традиционных форм обучения подростков и поиска новых образовательных моделей возникает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда. Повышается необходимость углубления понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения). Незавершенность профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией и снижения эффективности деятельности, что, в свою очередь, отражается на психическом здоровье человека.
В отечественной психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это в первую очередь разработки таких ученых, как Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П. А. Шавир, С. Н. Чистякова, Е. И. Головаха и многих других. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения.
В работах К. А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии [2]. Эта идея поддерживается исследованиями Л. М. Митиной: "…развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности" [36].
Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как жизненная перспектива, жизненный план, психологическое время. Данные конструкты характерны и разворачиваются в полной мере в период ранней юности, когда возникновение новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности – потребности в жизненном самоопределении, а следовательно, и в профессиональном.
Исследуя взаимосвязь жизненных целей и планов, ценностных ориентаций молодежи, Е. И. Головаха отмечает негативное влияние несогласованности жизненной перспективы (как целостной картины будущих событий, наделенных социальной ценностью и связанных с индивидуальным смыслом жизни) на особенности протекания процесса профессионального самоопределения [17].
М. Р. Гинзбург рассматривает проблему самоопределения с точки зрения временной перспективы: отношения личности к психологическому настоящему и психологическому будущему. По его мнению, успешное самоопределение характеризуется:
1. наличием компонентов психологического настоящего, выполняющих функцию саморазвития (самопознания и самореализации) и включающих:
- сформированное ценностно-смысловое ядро (широкий спектр личностно значимых позитивных ценностей, переживание осмысленности собственной жизни, экзистенциальная оринтация),
- самореализацию, которая должна носить творческий характер, иметь широкий диапазон областей;
2. наличием компонентов психологического будущего, обеспечивающих смысловую и временную перспективу и включающих:
- личностное проецирование себя в будущее, когда молодой человек, расчитывая в основном на собственные силы, видит широкий спектр ценностей будущего в эмоционально привлекательном свете. Выбор профессии (его устойчивость, определенность на конкретной профессии, наличие профессиональных требований к профессии) существенным образом характеризует смысловое будущее и успешность самоопределения в подростковом возрасте,
- собственно планирование, характеризующееся прежде всего позитивным отношением к планированию и наличием планов, представлением о средствах достижения целей, протяженностью во времени [16, 24].
Автор пишет о включенности профессионального самоопределения в личностное, связывая ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты, выводит нас на проблему будущего, представление о котором невозможно без построения жизненного плана.
Как утверждает И. С. Кон, "жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности" [31].
Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что "я сам" выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим актом не заканчивается. Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова отмечают, что "выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития" [33]. До того, как человек не проверит свои возможности в ходе профессиональной деятельности либо ситуациях, максимально приближенных к таковой, не сформирует к себе как к субъекту труда устойчивого положительного отношения, об успешности процесса профессионального самоопределения говорить достаточно трудно.
В ходе формирования профессионального самосознания выделяются "идентичные профессионалы либо профессиональные маргиналы". Маргиналу соответствует позиция внутренней непричастности к сообществу своей профессии, а его система ценностей не ориентирована на достижение профессиональных целей. О профессиональной идентичности можно говорить, "если признаки, используемые для идентификации, полностью совпадают у человека, как у потребителя профессии, общества, как заказчика и профессионала как исполнителя" [21].
К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Съюпера, положения, касающиеся смыслообразующего и смыслореализующего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека, работах В. Франкла, теоретические положения Ш. Фукуямы, разработки стадий жизни личности Э. Эриксона и др.
Говоря о сущности профессионального самоопределения, Н. С. Пряжников подразумевает "самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации" [38].
П. Г. Щедровицкий пишет: "…неправильно понимать самоопределение как “определение относительно себя" [40]. Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта (эмпирического или трансцендентального), но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Но нельзя ориентироваться и на однозначные "пределы" и "пространства", иначе исчезнет сам смысл слова "самоопределение". При этом смысл самоопределения П. Г. Щедровицкий видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность.
Та же мысль прослеживается в работах Е. А. Климова, который понимает самоопределение не просто как "самоограничение", не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества "делателей" чего-то полезного, сообщества профессионалов". В общем же виде профессиональное самоопределение понимается автором "как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда" [28-29].
В общем, можно утверждать, что самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться по крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях по Е. А. Климову: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений) [29].
Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, "как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса" [33]. Это позволило ввести понятие уровня профессионального самоопределения, показателем которого считается сформированность профессиональных намерений, согласованность этих намерений с интересами и успешность профессионального обучения (на этапе профессиональной подготовки).
Соответственно, можно выделить три уровня профессионального самоопределения:
- высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора),
- средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора),
- низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии) [39].
Для подросткового возраста ценностно-ориентационная деятельность является ведущей. Такая деятельность дает "не чисто объективную, а объективно-субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях" [25]. Ценностно-ориентационный аспект профессионального самоопределения представляет собой выработку системы ценностей, определения своего соответствия избираемой профессии, поиск своего призвания. Действительно, развитие профессионального самоопределения тесно связано с формированием согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций; определением в ближней и дальней перспективе будущего условий и способов реализации промежуточных и конечных жизненных и профессиональных целей, соответствующих собственным способностям и возможностям, посредством составления жизненного плана и включения в него плана профессионального; формированием в сознании индивида целостного образа "Я", в том числе и образа профессионала. Становится очевидным тот факт, что профессиональное самоопределение невозможно рассматривать в отрыве от жизненного и личностного.
Содержательное наполнение ценностных ориентаций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит прежде всего эмоциональное оценивание, эмоциональное переживание внешней ситуации, явления-ценности. Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.
Становление ценностных ориентаций предполагает также рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков, что и составляет когнитивную основу элемента ценностных ориентаций. Важное место в структуре ценностных ориентаций принадлежит и поведенческому элементу. При этом следует подчеркнуть, что названный элемент представляет собой "практическое выражение" ценностных ориентаций, учет реальных возможностей личности в данной деятельности.
В деятельности подростка, в т.ч. и профессиональном самоопределении, проявляется функциональное назначение ценностных ориентаций, как и нравственной активности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей [20].
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается именно в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности. Именно поэтому педагогически организованные процессы формирования нравственной активности и ценностных ориентаций личности должны рассматриваться в тесной зависимости [10-12, 34].
Профессиональное самоопределение, как подчеркивалось ранее многими авторами - это длительный, многоэтапный процесс.
Поэтому, обращаясь к поиску факторов, которые могли бы оказывать влияние на динамику этого процесса на всех стадиях, в основу нашего исследования мы положили общую гипотезу о связи характерологических черт личности с ее профессиональным самоопределением.
В нашем исследовании мы рассмотрели влияние характерологических особенностей, а именно личностной акцентуации, на динамику профессионального самоопределения личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения.
Гипотеза исследования: выбор профессии в подростковом возрасте связан с акцентуированными чертами личности.
Для подтверждения предложенной гипотезы были проведены следующие этапы исследования:
Выявить среди нашего контингента исследуемых лиц с преобладанием различных акцентуированных черт характера.
В соответствии с полученными результатами разделить исследуемых на группы, т.е. фактор акцентуации личности – разделяющий фактор нашей выборки.
Провести исследование по ряду параметров
Исследование проводилось с участием учеников московских школ в возрасте 14-17 лет.
В результатах исследования отражены данные по 68 подросткам, исследованным с использованием 4 психологических методик.
Для исследования акцентуаций характера мы использовали Методику аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера.
Данная методики отличается от других методик выявления акцентуаций характера свой простотой выполнения и сочетанием процессов оценки и самооценки личности самим подростком. Необходимо отметить, что карточки этого теста, с учетом подросткового возраста испытуемых, в котором есть многочисленные особенности самооценки, мы – для повышения точности методики показывали карточки самому подростку (самооценка), затем его родителям (оценка). Кроме того, мы в процессе беседы-обследования наблюдали за подростком и оценивали его психологическое состояние. Результат по данному тесту в нашей работе - это комплексный результат оценки, самооценки и наблюдения. Таким образом мы увеличили достоверность по данной методике. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». (Подробнее см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Классификация проводится по 5 типам:
1. Человек - Техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
· обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
· восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
· изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек - Человек (Ч-Ч).
труд людей этой группы профессий связан с:
· воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
· медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
· правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
· организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
· изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
3. Человек - Знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
· шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
· управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
· составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
· восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек - Природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
· обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
· заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
· восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
· изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек - Художественный образ (Ч-Х).
Труд людей этой группы профессий связан с:
· преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
· исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
· с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Тест Голланда направлен прежде всего на исследование личностной направленности и склонности к выбору определенных групп профессий.
Семиотика теста показана ниже:
1.Реалистический тип
Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.
2. Интеллектуальный тип
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.
ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.
3. Социальный тип
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными (словесными] способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.
Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
4. Артистический тип
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
5. Предприимчивый тип
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.
Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.
6. Конвенциональный тип
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.
Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.
Корреляционный анализ - метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами.
Допустим, проводится независимое измерение различных параметров у одного типа объектов. Из этих данных можно получить качественно новую информацию - о взаимосвязи этих параметров.
Методами корреляционного анализа решаются следующие задачи:
1) Взаимосвязь.
Есть ли взаимосвязь между параметрами?
2) Прогнозирование.
Если известно поведение одного параметра, то можно предсказать поведение другого параметра, коррелирующего с первым.
3) Классификация и идентификация объектов. Корреляционный анализ помогает подобрать набор независимых признаков для классификации.
Прежде, чем представить результаты проведенного исследования, необходимо отметить следующее. Вопрос о выборе профессии подростком – сложный вопрос. Как показывают данные многих авторов, во многом этот выбор определяется эмоциональным состоянием подростка и особенностями социализации в этом возрасте (следование за друзьями, любимой девушкой и т.д.)
Поэтому мы попытались выявить лишь самые общие особенности. Поэтому схема представления результатов следующая :
Разделяющим фактором является преобладающий тип акцентуации личности по Эйдемиллеру.
1. На первом этапе мы представляем данные типизации выбора подростков с определенной акцентуацией – по тесту ДДО и тесту Голланда.
2. На втором этапе мы провели корреляционный анализ между результатами в группах по тестам на профориентацию.
Как видно из таблицы 1, мы приняли в исследование подростков не со всеми вариантами акцентуаций по Эйдемиллеру, а только тех, из которых возможно было построить статистически релевантные группы. Т.е. 1 или 2 человека в группе не могут дать какие либо статистически значимые показатели. Для этого нужно как минимум 8-10 человек.
Таблица 1. Подростки с различной личностной акцентуацией в группе исследования