Реферат выполнила Никитина Е.А., Студентка 52 группы.
МГУ, факультет психологии
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности, возникли в ходе эволюции живых существ, они имеют свое функциональное предназначение и представляют собой качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности. Они появились в ходе эволюции жизнедеятельности живых существ, и поэтому можно сказать, что вне деятельности субъекта и его взаимодействия с миром, их не существует. Функционирование бессознательного подчиняется своей особой логике, обеспечивая адаптивный эффект и предназначено для решения специфического класса жизненных задач. В неосознаваемом психическом отражении мир и субъект образуют одно целое, и если в сознании господствует рациональная формальная логика, то бессознательное нечувствительно к противоречиям (например, действительность переживается через различные формы уподобления – эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение). Второй чертой является иная временная логика – прошлое, настоящее и будущее не находятся в отношении линейной необратимости.
Анализируя литературу, посвященную истории проблемы бессознательного, можно выделить по крайней мере две лини ее разработки – философскую и предметно-практическую (то есть конкретные приемы использования бессознательных явлений в практике некоторых религиозных культов, медицинской практике и т.п. на протяжении всей истории развития человечества).
В рамках философии проблема бессознательного разрабатывалась в двух основных направлениях: как проблема «космических начал» и основ жизненного процесса в целом (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон) и как проблема соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных влечений отдельного человека.
Представителей последнего направления также можно разделить на две группы по принципу: «негативное» или «позитивное» определение бессознательного. Первые, признавая в психике человека наличие иррациональных побуждений и «смутно осознаваемых впечатлений», считали, что они могут быть всегда подчинены сознательному контролю, и таким образом стать более или менее ясно осознанными. То есть они давали «негативное» определение: бессознательное существует только как пока или не совсем осознаваемое. Вторая группа авторов понимала бессознательное не как «отсутствие сознания», а как особую реальность, имеющую определенные законы существования и развития.
«Негативное» определение бессознательного получает распространение с того момента, когда сознание на время становится синонимом психики вообще. Можно упомянуть Гербарта в первой половине 19 века разделившего представления по степени ясности на три группы, в зависимости от нахождения в области «ясного сознания» (позже Вундт назвал ее «полем внимания»), сознания или бессознательного, причем между областями находятся границы – пороги. Фехнер во второй половине 19 века говорит о бессознательных ощущениях и предлагает ряд методов количественного измерения порогов ощущений, то есть границы, согласно Фехнеру, разделяющей ощущения на сознательные и бессознательные.
Однако стали появляться и позитивные определения бессознательного. Уже Гельмгольц, говоря о бессознательных умозаключениях, говорит о бессознательном не как о «смутно» осознанном, но как об особом механизме, который может быть никогда не осознан, но тем не менее оказывает существенное влияние на протекание психических процессов в сознании, помогая ориентироваться в мире.
Однако ориентация на «позитивное» истолкование бессознательного как особого мира стала особенно явно проявляться в медицинской и главным образом в психиатрической практике. Эта линия разработки проблемы бессознательного уходит вглубь веков, до поры до времени пересекаясь с философской линией разработки этой же проблемы, особенно в Европе. В центре внимания европейской психотерапии 18-19 веков были три аспекта бессознательного: сновидения, состояния сомнамбулизма и роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов. Таким образом, к моменту создания психоаналитического учения, представления о бессознательном были широко распространены как среди философов, так и медиков. Однако, естественно, дело не в новизне и оригинальности самой идеи, а в том, каким образом новое понятие, комплекс теоретических положений, способствуют возникновению нетрадиционного учения, оказавшего заметное влияние на смену парадигм мышления, изменения взглядов, характерных для западной культуры. З.Фрейд заложил основы новой «философии человека». С. Цвейг писал: «Благодаря … открытию Фрейда научная психология порывает, наконец, со своей академической и теоретической замкнутостью и вступает в прямую связь с практической жизнью» [Цвейг С, стр.76].
Проявления бессознательного изучались при анализе разных классов явлений. Для удобства расмотрения их можно дать следующую классификацию:
«надсознательные» надындивидуальные процессы
«надсознательные» индивидуальные процессы
неосознаваемые побудители сознательных действий (исследование мотивационной детерминации поведения личности)
неосознаваемые механизмы сознательных действий
проблемы поиска диапазона чувствительности органов чувств
«Надсознательные» надындивидуальные процессы.
Эти процессы связаны с проблемой трансляции опыта от одного поколения к другому и выяснением функций этого опыта в социально-типическом поведении личности как члена той или иной социальной общности. В размышлениях, посвященных этой проблеме, использовались такие понятия как «врожденные идеи» (Р. Декарт), «коллективные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль), «бессознательные структуры» (К. Леви-Стросс, М. Фуко), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Юнг), «космическое сознание» (Э. Фромм). В.И. Вернадский выделяет новый пласт реальности – ноосферу. «Надсознательные явления представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается и не контролируется им» (Асмолов, 2002). В процессе социализации посредством механизмов подражания и идентификации субъект усваивает типические для данной социальной общности образцы поведения, набор ролей, стереотипы (в частности, этнические). Субъект также усваивает поле значений, схемы действия, социальные символы, нормы и т.п.
М.Г. Ярошевский писал о роли «надсознательного» в творческой деятельности, показывая, что творческая активность ученого определяется присущим науке его времени категориальным аппаратом, что отражается на выдвигаемых им гипотезах и способах их проверки.
Кратко их можно охарактеризовать, как процессы образования некоего интегрального продукта большой достаточно продолжительной сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, изменяет ее привычное течение. Например, человек долго думал над какой-то проблемой, искал ее разрешения, и через какое-то время совершенно неожиданно «само» появляется новое решение, причем качественно иное. Это решение является интегральным продуктом предшествовавшего процесса, причем о его ходе у субъекта не имелось четкого представления. Впервые такие процессы описал В. Джемс. Ю.Б. Гиппенрейтер использовала термин «надсознательные», чтобы подчеркнуть совершенно особый тип описанных им процессов, т.к. Джемс не мог предвидеть, что термин «бессознательный» приобретет в результате появления психоанализа слишком специальный смысл. С ее точки зрения, эти процессы проходят «над» сознанием в том смысле, «что их содержание и временные масштабы крупнее того, что может вместить сознание, проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами». (Ю.Б. Гиппенрейтер,1998).
Основными характеристиками надсознательных процессов является незнание субъектом во-первых, конечного итога, к которому идет этот процесс, а во-вторых, момента завершения этого процесса – результат появляется внезапно и неожиданно.
К классу надсознательных процессов можно отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или очень значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.п. Джемс собрал массу ярких описаний таких процессов («Многообразие религиозного опыта»), на эту же тему писал Фрейд в статье «Печаль и меланхолия», Линдеман «Клиника остророго горя» (обе статьи в книге «Психология эмоций. Тексты»), Ф.Е. Василюк «Психология переживания».
Неосознаваемые побудители сознательных действий (проблемы мотивационной детерминации поведения личности).
К этому классу проявлений бессознательного относятся неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности – побуждения и нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают различный личностный смысл (Асмолов,2002).
О существовании этого класса явлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения. Особенности этого феномена: человек совершает действие, внушенное ему в гипнозе, не догадываясь об истинных его причинах; эти причины абсолютно действенны, т.е. человек выполняет задание, хотя сам не знает, зачем он это делает; человек стремится подыскать мотивировку своему действию; в некоторых случаях путем длительных расспросов можно привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия. Подобные явления, описывавшиеся как «отщепленные» от сознания личности побуждения, раздвоение сознания и т.п., были обозначены термином «подсознательное» (П.Жане). Впоследствии для объяснения природы этих явлений, а затем и для понимания разноуровневых мотивационных структур личности, З. Фрейдом было введено понятие бессознательное в узком смысле этого слова - «динамически втесненное бессознательное». Согласно созданной З. Фрейдом теории, в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание (там находятся латентные знания, которые при необходимости могут быть актуализированы), и бессознательное. Сферу бессознательного образуют нереализованные влечения, вытесненные из сознания из-за конфликта с социальными требованиями или не допускаемые в сознание, – скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, оказывающие воздействие на жизнь личности и проявляющиеся в символических формах – сновидениях, юморе, оговорках, ослышках, забывании имен и намерений и т.п.
Существенной чертой динамических проявлений бессознательного является тот факт, что осознание личностью причинной зависимости между нереализованными влечениями и связанными с ними травматическими переживаниями в прошлом, не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, страхов), т.к. информация воспринимается безлично. Эффекты бессознательного в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события переживаются личностью совместно с другим человеком (например, психоаналитиком) или с другими людьми (групповая психотерапия), а не просто узнаются ею. Важное значение для понимания работы с бессознательным имеют феномены и механизмы проявления бессознательного в межличностных отношениях, связанные с установлением эмоциональной интеграции – эмпатия, первичная идентификация (неосознанное эмоциональное отождествление с притягательным объектом), перенос (нереализованных стремлений пациента на психоаналитика), проекция (неосознанное наделение другого человека желаемыми и отвергаемыми качествами). «Во всех этих проявлениях бессознательного побуждающий субъекта мир и сам субъект представляют неразрывное целое» (Асмолов, 2002). Явления этого класса невозможно изменить при помощи односторонних вербальных воздействий, так как для изменения смысловых образований необходимо опосредующее влияние деятельности субъекта, то есть в данном случае ее изменения. Смыслы изменяются в ходе реорганизации деятельности, в том числе деятельности общения. «Функция языка заключается не в информации, а в побуждении» (Ж.Лакан, цит.по Асмолов, 2002), то есть деятельность общения затрагивает смыслообразующие мотивы и служит основой для эмоциональной идентификации с Другим, может изменить личностные смыслы пациента. В групповых методах психотерапии, также как и в индивидуальных, реконструируется деятельность субъекта, и групповая работа приводит в итоге к изменению личностных смыслов.
В этот класс входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки и неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Автоматические процессы имеют двоякое происхождение: одни из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы, автоматические действия), другие же прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные автоматизмы, автоматизированные действия, они же навыки). Автоматические действия составляют либо врожденные акты, либо очень рано сформированные (в течение первого года жизни) – конвергенция глаз, мигание. Группа автоматизированных действий появляется в результате передачи на неосознаваемые уровни уже освоенных действий. Отношение различных компонентов действий к сознанию не стабильно. «Так, А.Н. Леонтьевым проанализирован процесс превращения в ходе обучения действия, направляемого осознаваемой целью, в операцию, условия осуществления которой только «презентируются» субъекту. В основе осознания, таким образом, лежит изменение места предметного содержания в структуре деятельности, являющееся следствием процесса автоматизации - деавтоматизации деятельности». (Асмолов 2002).
Выработку навыка можно рассмотреть с двух сторон: субъект произвольно и сознательно вычленяет из сложных движений отдельные элементы и отрабатывает правильное их выполнение, одновременно без участия воли и сознания идет процесс автоматизации действия. Н.А. Бернштейн внес большой вклад в исследование этих проблем. Автоматизмы существуют не только в двигательной сфере – высшие формы зрительного или слухового восприятия требуют длительных упражнений, например, чтение рентгенограмм, восприятие кода Морзе. К этому типу процессов относятся, например, непреодолимые «бессознательные умозаключения» Г.Гельмгольца, описывающие бессознательные перцептивные автоматизмы (иллюстрацией могут служить зрительные иллюзии, когда зрительные автоматизмы искажают восприятие, будучи поставленными в необычные условия, например, «окно Эймса» - срабатывает признак линейной перспективы и «перцептивное» знание формы оконных рам»).
Второй подкласс явлений – установки, пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Работы грузинской школы психологов под руководством Д.Н.Узнадзе посвящены теории установки. Установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Первоначально изучались установки, относящиеся именно к уровню неосознаваемых механизмов сознательных действий.
Однако потом понятие распространилось на более широкие области. Стали развиваться представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов стабилизации деятельности личности, и в соответствии со структурными единицами деятельности (деятельность, действие, операция) выделили уровни смысловых, целевых и операциональных установок, а также уровень психофизиологических механизмов установки. (Асмолов, 1979).
Смысловые установки относятся к третьему классу выделенных здесь бессознательных явлений - неосознаваемые побудители сознательных действий. Второй тип установок – целевые (готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной им целью) – изучен лучше всего.
Характеристика установок любого уровня в регуляции деятельности состоит из трех частей: 1. установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности и выступает как механизм стабилизации деятельности личности в изменяющихся условиях; 2. установка позволяет субъекту не контролировать сознательно протекание своей деятельности в стандартных знакомых ситуациях; 3. (фиксированная) установка может выступать в качестве фактора, затрудняющего приспособление к новым ситуациям и обуславливающего инерционность динамики деятельности.
К третьему подклассу неосознаваемых механизмов сознательных действий отнесены неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Пример: человек что-то режет ножницами и в такт своим движениям двигает челюстями. Или когда один человек порезал палец, другой непроизвольно строит горестную гримасу, даже если первого показывают по телевизору. Многие из этих процессов, особенно их вегетативные компоненты, изучаются физиологией, однако они важны и для психологии. Во-первых, потому, что они включены в общение между людьми (невербальная коммуникация), во-вторых, их можно рассматривать как объективные индикаторы (физиологические корреляты) психологических процессов, состояний и т.п.
Если вернуться к невербальной коммуникации, мы обнаружим огромное количество полуосознаваемых и неосознаваемых элементов. Эмоционально-выразительные сопровождения сознательных действий часто не осознаются ни «коммуникатором», ни «реципиентом». К таким явлениям можно отнести: мимику, позы, акустические системы (тембр, громкость голоса, ритмико-интонационные характеристики речи), ольфакторные системы (запах тела, косметики) и т.п.
При разработке проблемы определения порогов ощущения и диапазона чувствительности человека, обнаружили, что они могут меняться в зависимости от места ощущения в деятельности человека – то есть обычно субсенсорный сигнал, в случае придания ему сигнального значения, может осознаваться. Также обнаружены факты воздействия на поведение человека таких раздражителей, о которых он не мог дать себе отчета (И.М. Сеченов, Г.Т. Фехнер). С этими фактами связан, например, такой феномен, как «шестое чувство». Для обозначения разных аспектов этих субъективно неосознаваемых подпороговых раздражителей были предложены понятия «предвнимания» - У. Найссер, и «субсенсорная область» - Г.В. Гершуни. Процессы «предвнимания» связаны с переработкой информации вне произвольной деятельности субъекта, результатом чего является наличие неизбирательного отражения действительности, что обеспечивает приспособительную реакцию на еще не распознанные изменения ситуации.
Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии, Смысл, 2002.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка, М, 1979
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1996
Василюк Ф.Е. «Психология переживания», М., 1984.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, ЧеРо, 1998.
Лабунская, Невербальная коммуникация.
Найссер У. Познание и реальность.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии, Смысл, 1997.
Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенейтер, МГУ, 1984.
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни З.Фрейд. Психология бессознательного, М., 1989.
Цвейг С. Зигмунд Фрейд: из биографической трилогии» «Врачевание и психика», М.,1991.