Психологическая наука время от времени изменяет свою структуру и содержание. Например, так в России было в 1923 году, после Первого Всесоюзного съезда по психоневрологии, на котором К.Н. Корнилов заявил, что: “психические процессы - не что иное, как свойство высокоорганизованной материи, и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии” (1). Потом в 1929 году, после Первого Всесоюзного съезда по изучению поведения человека, было принято, что: “Поведение человека ...представляет собой как бы реальный синтез социального содержания и физиологической деятельности организма” (2). Печально известно в среде психологов значение Постановления ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” для определения предмета и методов психологии и т.д. Не преувеличивая значения коллективных решений о предмете психологической науки, надо согласиться, что обсуждать эту проблему нужно. Пока же отечественная психология является “заложником” тех изменений и представляет из себя неосознанную эклектику, причудливо сочетающую фрагменты классической, марксистской психологии, бихевиоризма, психоанализа и мистики.
События 80-90-х годов в России вновь ставят вопрос о предмете психологической науки и о правомерности рекомендаций, которые она дает педагогике. В частности, это вопрос о списке тех человеческих качеств, которые приводят человека к успеху в личной и общественной жизни. Поводом для подобной постановки вопроса является доминирование в России конца ХХ века людей, многие из которых далеки от высоких стандартов наук о человеке. Эталонами процветания часто становятся люди, не обремененные фундаментальными знаниями, яркими свойствами личности и достижениями в труде. В то же время, люди, обладающие совокупностью самых высоких параметров мышления, памяти, внимания, воображения оказались вытесненными на периферию жизни общества. Образованные, умные и творческие или покидают страну, или уходят в область примитивных профессий, или влачат существование. Известны случаи, когда на помойке по ночам роется Лауреат Государственной Премии за исследование Космоса, а на другой помойке собирает бутылки лучший в стране специалист в области методологии науки. Требуется ответ на вопрос: почему так произошло?
Первая гипотеза заключается в том, что отечественная психологическая наука по ряду исторических причин активно разрабатывает только одно из четырех направлений, определяющих поведение человека. Это направление мы именуем психологией разума, как его именовали Дж. Локк (3), В.Г. Лейбниц (4) и др. Три других направления или известны неполно (психология бессознательного), или не популярны (психология воли), или полностью отданы на откуп сопредельным дисциплинам (психология веры). Однако, человек в борьбе за существование является “многоборцем” - эффективное поведение, достойное человека, возможно лишь при наличии и разума, и веры, и воли. А в некоторых исторических обстоятельствах решающее значение для успеха имеет одно из трех направлений психологии, малоизвестное выпускникам современной педагогической школы.
Получилось так видимо потому, что цивилизация в ХХ веке развивалась по законам коммерческого проекта, который может быть правильным или ошибочным, а не по законам теории эволюции, как хотелось бы считать многим. Нарком В.А. Семашко в 1923 году, обращаясь к психологам, например, сказал: “Широкие массы трудящихся найдут научный ответ в трудах съезда на волнующие современность вопросы” (5). Естественно, что подобный подход привел к тому, что в науке о психическом развитии человека отсутствуют целые системы, составляющие его сущность. Психологи, конечно же, знали о этом “отсутствии”. Это косвенно подтверждают неопубликованные при жизни записки С.Л. Рубинштейна (6), материалы Б.Г.Ананьева о неполноте психологического знания, опубликованные после его смерти (7). Они знали определенно, что психологическая наука описывает человека не полностью по причинам, от нее не зависящим.
Вторая гипотеза заключается в том, что психология целиком сконцентрировала свои усилия на первичных, натуральных психологические качествах, которые она и рекомендовала педагогике для практической реализации. Под первичными качествами понимаются традиционные психологические свойства психически развитого человека. Б.Г.Ананьев перечислил их в 1945 году в своей книге “Очерки психологии”: сознание, ощущение и восприятие, представления и память, мыслительные процессы и речь, способности и деятельность, сила и полнота характера (8 ). “Список Ананьева” не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению совершенство человеческого тела: пропорции, сила мышц, объем легких и пр.
Однако, сегодня нужно говорить и о вторичных психологических качествах, которые психологическая наука и педагогика не обсуждают. Вторичные психологические качества появились в результате гиперразвития техносферной искусственной среды, созданной за последнее столетие (9). В результате, как мышечное совершенство в техносферной среде не является решающим фактором признания, так и первичное психическое совершенство не является достаточным условием для успеха в ней. Параллельно с заменой мышечного усилия моторами всех видов шло усиление разума системами хранения и обработки информации. Это не просто снизило требования к разуму претендентов на успех, но потребовало от них вторичных психологических качеств, ориентирующих в хаосе социально-технических условностей. Под вторичными психологическими качествами понимается реакция психики человека на искусственную реальность, состоящую из эквивалентов природной реальности.
Природная реальность описывается объективными логическими, математическими, биохимическими и иными закономерностями естественной среды. Для действия именно в ней предназначена психология разума. Однако жить человеку приходиться в мире эквивалентов природной среды: социальных условностей, правовых норм, экономических отношений, “подзаконно” регулирующих поведение человека. И успеха в ней достигает тот, кто использует субъективные законы, а не объективные.
Художественная литература, как наиболее чувствительный метод исследования человека, заметила проблему подмены первичных базовых ценностей на вторичные ценности (Э.Золя, Т.Драйзер, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь и др.). Литература показала, что одно дело обнаруживать мощь когнитивных и волевых процессов в борьбе с природной стихией в крестьянском труде или в трудах физика по удержанию плазмы в электромагнитном поле, и совсем иное дело проявлять те же качества в оперировании деньгами, ваучерами, векселями, курсами валют, рекламными и избирательными кампаниями, информационными потоками. Это психологически настолько разные вещи, что “объективисты” совершенно беспомощны в системе эквивалентов, а “субъективисты” бесполезны в реальном физическом мире.
Если эта гипотеза неверна, то надо предложить иное объяснение тому, что психологически развитые люди бедствуют в современной России. Тем не менее, фактом является то, что сформировались две разные сферы жизни, в каждой из которых требуется свой подтип когнитивных процессов и свой подтип психологического совершенства. Не это ли предвидел Б.Г.Ананьев, когда писал: “.... не секрет, что расплывчатые или грубо схематические представления о будущем самого человека, его таланте и характере - слабейший пункт всех прогностических построений. Оказалось, что более просто спроектировать системы с миллиардными социальными общностями, искусственные спутники Юпитера..., чем представить облик человеческой индивидуальности.” (10).
Когда то В.А.Ганзен установил, что все учебники психологии содержат не совпадающие наборы психологических переменных, которые характеризуют человека (11). Психология - наука о стохастических процессах, которые могут происходить или не происходить с некоторой долей вероятности. И поэтому сама современная психология описывает вероятностный список феноменов поведения, характеризующий психику человека. Вероятно, что психология человека не исчерпывается оглавлениями учебников и необходимо рассмотреть, чем психологическая наука может помочь интеллектуалам вернуть свое место в жизни общества? Для этого можно попытаться расширить принятую сегодня дифференциацию психологического знания.
Психология Разума - содержание классической психологической науки и практики, которая и выстроила современное общество. Это не только наука - это почти религия нашей цивилизации. Мы оцениваем достоинства человека по критериям развития его мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, измеряя качества его знаний, умений и навыков для овладения своим поведением и внешним миром.
Начало психологии разума в современном понимании, условно говоря, положил Френсис Бэкон около 1272 года. Он переориентировал психологию мышления на обобщение реалий, а не слов, и сформулировал основы психологии разума (6). Менее осознанно это начиналось с открытиия Академии в Лангедоке в 792 г. Генри де Желоном. Основная проблема психологии разума формулируется в 1122г. Абеляром в сочинении "Да и нет", не желавшего веровать в то, что он не "расколол" предварительно рассудком. Плодами психологии разума являются компас (1150г.), часы (1220г.), географические карты и угломер (1250г.). Затем Оккам заложил основы эмпирически ориентированной психологии научения и мышления (1345г.). Психологию разума укрепляли такие аргументы, как работа Коперника " Об обращении небесных сфер" (1543г.), которая прозвучала как "сигнал страшного суда над ложной философией". После этого, в 1590 г. Гоклениус вводит в науку понятие "психология". Плоды психологии разума: закон всемирного тяготения, теория света, химия газов, превращение энергии, паровая машина, электромагнетизм создали условия для принципиально новой системы образования (12).
Современная педагогика выросла именно из психологии разума, когда в 1631г. Я.А. Коменский в своем труде "Великая дидактика" потребовал “познавать и исследовать реальный мир, причем познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. Почти одновременно, в 1640г., появляется труд Декарта "Правила для руководства ума", где единственным бесспорным объектом интроспекции объявляется мысль. К 1690 г. широко распространяется динамический принцип Ньютона, доказывающий, что за реальными объектами могут быть признаны физические свойства, доступные опытному познанию и математическому обобщению. Из психологии разума естественно следуют психолого-педагогический труд Д.Локка "Опыты о человеческом разуме" (1689) и ответ на него В.Г.Лейбница "Новые опыты о человеческом разуме" (рукопись датирована 1705 г., издана в 1765г.). Дифференциальное исчисление (1684), интегральное исчисление (1693), исчисление бесконечно малых (1702) Лейбница-Ньютона являются символом могущества психологии разума.
Педагогика продолжала точно и последовательно реализовывать психологию разума, совершенствуя свои методы приблизительно каждые 30 лет. Педагоги “Волны Гельвиция” (р.1715) совершают отход от психологии веры и дрейф к психологии разума. Затем педагогическая “волна Песталоцци” (р.1746) способствует идее развития мышления вопреки механическому накоплению. “Волна Гербарта” (р.1776) разрабатывает новый инструментарий психологической науки, критериями которого стали ясность, система и метод. “Волна Ушинского” (р.1813) добивается того, что наука стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования. “Волна Кеттела” (р.1860г.) систематизирует, классифицирует работу разума: люди стали оцениваться с точки зрения способности много и долго помнить, сохранять устойчивое внимание, делать логически верные умозаключения. Времена “волны Макаренко” (р.1888) пришлись на сложный период всеобщей "технологизации" всех наук, когда работали Корнилов (1879), Блонский (1884), Рубинштейн (1889), Выготский (1896), Теплов (1896). Их ровесниками за рубежом были Келлер (1887), Вертгаймер (1880), Коффка (1886), Левин (1890), Торндайк (1874), Уотсон (1878), Келлер (1887), Кречмер (1888). Они довели измерение разума человека до совершенства, а технологию его развития до ремесла. Их трудами мы живем в ауре поклонения разуму так естественно, словно ничего иного не существует. Однако люди, воспитанные по модели “психологии разума”, все более становятся интеллектуальными рабами примитивов. Чего же они не знали? Они не могли поверить, что продукты разума подменят его мнимыми эквивалентами (13).
Эквивалент разума - информация, совершенно такой же, как эквивалент труда - деньги. Культ разума стал подменяться культом информации после победы книгопечатания, средств связи, а потом и появления ее компьютерной обработки. Предательство заветов автора современной системы образования Я.А.Коменского: “познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах” привело к возвышению эквивалента разума - информации в ее техническом понимании и интерпретации ее в СМИ. (“Великую дидактику, кстати, невозможно купить даже в букинистических магазинах ни в Петербурге, ни в Москве, ни по объявлениям в газете. Книга исчезла. Зато труды Фрейда продаются на всех углах.).
Принято считать информацию продуктом разума, точно отражающим логику реального мира. И общество успешно потребляет информацию, воплощенную в технических системах обеспечения нашей жизни. Однако сами создатели информации разделили судьбу крестьян, которым зерно подменили бумажными деньгами (эквивалентом): общество стало оценивать не разум, а его эквивалент - информацию. Как у крестьянина деньги обесценили тяжкий процесс производства продукта, так и у интеллектуала информация обесценила мучительный процесс мышления. Кто из ученых не знает, как оскорбительно дешево оценивается заказчиком продукт изнурительного интеллектуального труда? Современное общество возвышает не создателей хлеба или мысли, а владельцев их эквивалентов: денег и информации. Это понимал еще Эдисон, который поставив отметку на месте неисправности энергощита, дорого продал не информацию, а процесс мышления, чем изумил заказчика.
Информация, действительно, имеет психологические признаки разума, но она же легко извращается в свою противоположность. Например, признак объективной информации, имеет в основе достоверность и полноту, доказанные научными методами. Но она успешно фальсифицируется - подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным. В информационном пространстве царит феномен когнитивного фальшивомонетчества. Это не безобидно, поскольку фальсификации порождают бредовые идеи - неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения. Другой признак разума - системность информации, ориентирующую во всех отношениях реальности, стали заменять информацией дезориентирующей. Такая замена порождает сверхценные идеи, которые не носят откровенно нелепого характера, но они приобретают столь большое значение, которого реально не заслуживают. Организованная по правилам науки информация подменяется деморализующей информацией (для обсуждения надо вспомнить принципы этоса науки). Такая “информация” провоцирует “скачок идей” - нарушение последовательности умозаключений, утверждений отрывочных, хаотичных, мыслей незавершенных. Достаточность информация подменяется энтропийной информацией, приводящей к развитию феномена “навязчивых идей” - мыслей, от которых человек хочет, но не может избавиться. Читабельная информация подменяется дезинформацией, порождающей “бессвязность мышления” - правильное восприятие частностей, но с утратой способности к логическим выводам и синтезированию частностей в целое. Конкретная информация подменяется дезорганизующая информацией, приводящей к резонерству - абсолютно бессодержательным, бедным мыслью высказываниям, облеченным в витиеватую, но правильную грамматическую форму. Практичная информация заменяется развращающей информацией и порождает феномен “разорванности мышления” - понятия и представления в нем сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков. Необходимая информация подменяется “дезентегрирующей информацией с последующими “компульсивными идеями” - нелепыми мыслями, бессмысленными действиями, но которые не вызывают сомнений из-за убежденности, что иначе действовать в создавшихся условиях невозможно (14).
Воспитанники школы психологии разума воспринимают “информационные подделки” привычным образом - как заслуживающее доверия отражение законов реального мира, который они изучали в своих областях знания. Никто не воспринимает так доверчиво дезинформацию, фальсификацию, дескридитацию и пр., как интеллектуалы, и никто не следует ей так настойчиво, как воспитанники психологии разума. У них нет иммунитета ко лжи. Интересно, что оказавшись в критическом положении, они весьма высокомерно отказываются заниматься научным исследованием проблем вторичной среды и использовать свой интеллект для овладения стихией эквивалента разума!
Психология бессознательного до начала 90-х годов была за пределами психологического и педагогического образования в СССР. Поэтому многие и сейчас считают, что “она” пылится в книгах З.Фрейда или ограниченно применяется в медицинских и зрелищных целях. Между тем она вторглась в жизнь каждого из нас посильнее, чем эпидемия: современная реклама, средства массовой информации, масс-культура, кино и телевидение, избирательные кампании, политическая пропаганда и агитация - ее производные. Все коммерческое и политическое давление на поведение масс людей целиком строятся на законах и механизмах психологии бессознательного. Иммунитета у населения у нее нет, однако интеллектуалы игнорируют ее коммерческо-политические притязания. Признаком этого служит то, что они презирают политические кампании, не участвуют в выборах, не смотрят шаманствующее ТВ и пр. В результате, они постепенно становятся ее социально-экономическими рабами
Психология бессознательного исторически зарождалась как инструмент различного рода ересей - т.е сомнения в тех областях, где психология разума не все объясняет. Если признаком психологии разума является открытость, то психологии для бессознательного характерно прежде всего "таинство". Скрытые, неявные методы управления, стремление влиять мягко, опосредовано, требуют избегания прямого силового противодействия и, значит, нуждаются в формировании тайных объединений, структур. Первым ересистом считается Валентин, уроженец Александрии (150г.), потом следуют основатель манихейства Мани (240 г.), Арий из Александрии (324 г.), Либерий (360г.), Пелагий (405г.) и другие монофизиты. Позднее, в 300 г. печатаются труды астролога Фирлика Матерна, первого физиогномика Петера фон Альбано (1380 г.). Далее следуют работы алхимика Василиса Валентина (1415 г.), в 1518 г. выходит книга "О магии кристаллов" Альберта Вели, предсказания Парацельса (1536 г.) и Нострадамуса (1575). К сегодняшнему дню часть из этих дисциплин стали общепризнанными науками: психометрия породила экспериментальную психологию, травники - фармакологию и т.д. Она имеет несомненные достижения в виде общепризнанной психотерапии, психометрии и др. (15)
Когда психология разума породила атомную энергетику, генную инженерию, системы компьютерной связи, валютную систему и потеряла контроль над этим беспределом возможностей человека, психология бессознательного взяла на себя лидерство в разрешении проблем общества. Легализации этого направления психологии происходила усилиями гипнотизера Месмер (1760-1815г.г.), первыми демонстрациями в 1813 г. словесного погружения в гипноз аббатом Фариа, в 1848 г. сестры Фокс в США демонстрируют сеансы спиритизма. После 1900 г. широкую поддержку получает психоанализ Фрейда. С 1928 г. в публикациях Фореля осуществляется мощная кампания защиты гипноза как приемлемой лечебной процедуры. В 1939-1957г.г., широко обсуждается психология подсознательного восприятия, открытого Петцлом, Сидисом, Диксоном, Миллером и др. В 1955 г. во Франции снимается запрет Наполеона Бонапарта 1801 года на книги графа де Сада, и на Западе начинается сексуальная революция. Психотерапия превращается в рутинную медицинскую процедуру и около 1980г. становится мощным орудием изменения сознания, например, в варианте Вирджинии Сатир. В рамках подготовки управленческого персонала с 1982 г. в СССР начинается широкая практика применения методов психологического программирования по методикам Бэндлера, Гриндера и др.. После 1985 г. сеансы массового суггестивного воздействия в исполнении Кашпировского транслировались по ТВ на многомиллионные аудитории телезрителей. С 1992 г. начинаются мощная кампания коммерческой и политической рекламы на базе психологии бессознательного во всех средствах массовой информации Росиии. Порождением психологии бессознательного являются пропаганда и реклама в средствах массовой информации, масс культура, избирательные кампании, искусство кино и ТВ.
Эквивалент бессознательного - китч. Помимо несомненных достижений психологии бессознательного в медицинской практике, в сфере развлечений, она причастна к доселе небывалому феномену - распространению массового китча: погружению человека в мир несуществующего, но представляемого как реального. Технические достижения позволяют реализовать психологии бессознательного в форме “мира теней” методами фотографии, кино, телевидения, звукозаписи и видеозаписи.
Поразителен такой факт: люди удовлетворяют свое любопытство, возбуждают свои страсти, тратят свои деньги и время своей жизни на получение удовлетворения от бега электронного луча по светящемуся экрана кинескопа. Световые пятна на больших и малых экранах заворожили миллионы людей мощнее, чем любая предшествующая религия или наркотики. Все свое свободное время, свои душевные силы и ресурсы множество людей растрачивают на поклонение звуку несуществующего и изображению воображаемого. Суммарное время, проводимое человечеством у экранов в течение суток много больше времени, потраченного на обеспечение собственного существования в труде!
Не менее поразителен другой факт: множество людей заменили контакт с живым человеком, с его телом, с его мыслями, с его чувствами на созерцание мерцающего экрана! Причем они получают при созерцании световых пятен удовлетворение, сходное с удовлетворением от непосредственного взаимодействия с реальной жизнью. Появился новый вид поведения “болельщика”, “зрителя”, “наблюдателя”, который не способен на собственный поступок, риск, усилие. Кстати, взаимодействие с реальными людьми является заключительным звеном процесса личного неутомимого труда над своим совершенствованием: чем выше собственное совершенство, тем короче дорога к людям. В случае дефицита психологической силы его реальность подменяют волшебными техническими суррогатами.
Третий поразительный факт: люди получили техническую возможность, якобы, слышать, видеть людей, которых уже давно нет. Феноменальное распространение получила возможность эмоционально, мысленно общаться с призраками, тенями более доверительно, чем с реально живущими людьми. Знаменитый “Призрак” Шекспира из “Гамлета” - ничто по сравнению с магнитным голосом давно умерших певцов, актеров, писателей, политических деятелей. Многие граждане не всегда могут сказать - жив или нет тот человек, которого он слушают, наблюдают, которому сопереживают и верят! Живым общественным, интеллектуальным, эмоциональным лидерам приходится вступать в соперничество с тенями знаменитых авторитетов так, словно они живы.
Четвертый факт: содержанием китча является изображение невозможного. Техника позволяет ощутить полет к звездам, безнаказанно застрелить другого человека, наблюдать сцены дружбы волка и зайца, дружескую беседу рваного ботинка с поросенком: т.е. всего, что физически, биологически, психологически невозможно, что не существует, противоречит законам природы и общества. Понимание переносного смысла и др. здесь не при чем. Людям постоянно приходиться иметь дело с тем, что неясно, что утверждается, как действительно существующее, а что предъявляется как продукт “искусства”. Реклама внушает наличие отсутствующих качеств в рекламируемом товаре. Политическая реклама рисует лидера, внушая достоинства, которых у него нет. Это волшебство так увлекательно, что толпы молодых людей покидают мир реального производительного труда, устремляясь в суету царства теней - на театральные подмостки, на съемочные площадки, в телевизионные студии, в студии звукозаписи и в рекламные агентства. В жрецы.
В итоге, создан гигантский мировой рынок китча - производства, купли-продажи несуществующего, невозможного, нереального. За китч платят, его продают и покупают, с его помощью энергично влияют на поведение людей. В сфере производства китча вращается огромная масса людей и деньги, сравнимые с деньгами, которыми направлены на создание реального продукта. Китч позволяет человеку ощутить тепло, когда ему холодно, назвать эстетикой отвратительное, воспринимать ужасное как смешное, ощутить себя сытым, когда он голоден: реальность искажается в любых плоскостях и измерениях. Неспособность произвести материальные продукты мобилизовала производство бессознательных ощущений от потребления несуществующих продуктов. Так реклама стала дороже продукта, продукт разума стал дешевле продукта бессознательного. Мир китча не так прост и доступен: в мире теней, в мире китча живут по своим законам, в нем своя психология и свои психологические достоинства.
Влияние психологии бессознательного трудно переоценить. Россия с 1991 года погружается в сумрак таинств: коммерческих, банковских, врачебных, следственных, финансовых, партийных, религиозных, технологических и т.д. В этом сумраке тайн на равных функционируют государственные и никому не ведомые спецслужбы, общества сатанистов, оргпреступность, секты. Они “ведут” неведомыми путями товары, денежные потоки, преобразовывают реальный хлеб, металл в “ценные” бумаги и т.п. Почти никто не знает имен “лоцманов”, авторов политических кампаний, законопроектов, советников и астрологов государственных лидеров. Страна стала воплощением одной большой Тайны. В России все меньше остается места научным методам, разработанным для изучения реального мира. И все меньше места для людей, исповедующих психологию разума.
Психология Веры давно и полностью изъята из психологического образования и воспитания, а массы людей оказались лишены мощнейшего инструмента психологической поддержки. Психология веры опирается на психологические механизмы убеждения, которое широко применялась со времен богословских споров. Человек, обладающий верой в “нечто” психологически чрезвычайно силен. Этим “нечто” может быть вера в Бога или в свою Родину, в свою семью или в свои способности, в свою судьбу или в свое предназначение. Верить во все сразу или хотя бы во что либо отдельное - обязательное и непременное условие жизнеспособности человека. Психология веры - позвоночник всей структуры психики человека.
Психология веры формировалась в процессе богословских дискуссий, которые были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни. Согласно христианству, “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр.11.1.). Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления - уже факт веры, дающей ему душевные силы. Булгаков С.Н. писал, что то, во что можно верить, нельзя знать - оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению Соловьева В.С., кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н.Трубецкой утверждает, что, вера, - как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование. Суть веры заключается по его словам в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении "верую, чтобы понимать" (credo ut intelligam) (16).
Одним из наиболее ярких создателей психологии веры был Афанасий Александрийский, чья судьба связана с "Новым заветом" Библии (393г.). Он говорил о необходимости различения истины, которая кажется истиной в глазах человеческого мнения, и настоящей истины, которая является таковой благодаря человеческой вере. Другой теоретик психологии веры, Августин Блаженный, утверждал, что начало зла в душе - своеволие. Воля, свободная в своем решении, является причиной того, что человек творит зло. Психология веры самым существенным образом определяет общественно-политическую и личную жизнь людей. Следствием борьбы вокруг веры стал раскол христианства (343г.) и объявление взаимной анафемы Римской католической и Византийской православной церкви (послание Гумберта, 1054г.). Классиком психологии веры является Мартин Лютер, положивших начало движению протестантов (1517г.). Вера обусловила появление в 1520 г. секты менонитов в Саксонии, из-за веры в 1532 г. происходит разрыв Англии с Римом и начинается движение англикан. Вера заставляет в 1592 г. признать кальвинизм государственным исповеданием в Шотландии, дает начало движению пуритан.
Борьба вокруг веры никогда не прекращалась: ее не остановил во Франции Нантский эдикт (1598г.), в России она не закончилась вместе с окончание Смутного времени 1602-1612г.г. Вера побудила заявить о себе баптистов в Англии в 1639 г., квакеров Г.Фокса в Америке в 1647 г. Кардинал Ришелье вел долгую борьбу с Корнелием Янсением, который основал во Франции движение янсенистов в 1637 г. и верил, что человеческая порода порочна, отрицал свободу воли, защищал идею предопределения. Имена Монтескье, Вольтера, д"Аржансона, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Мабли, Рейналя, Кондорсе, Мирабо, Сьейса, д"Антрега, Лафайета, Камилла, Демулена - имена идеологов Великой Французской революции, а это имена создателей новой веры для множества своих современников. В рамках борьбы вокруг веры в 1865г. опубликован "Силлабус" папы Пия 1Х: отлучение от церкви повинных в симпатии к пантеизму, натурализму, рационализму, либерализму, протестантизму, социализму. Тем не менее, имена Канта, Фейербаха, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Мао-Цзедуна, Гитлера, Сталина стали не просто известны, но созданная ими вера увлекла многие миллионы людей, перекроила карты мира, переселила народы, перераспределила власть и ресурсы. В 70-х годах появились имена новых идеологов волны психологии веры: Тоффера, Нэйсбита, Ферраротти, Маркузе, заложивших основы веры нового информационного общества. Порождением психологии веры являются не только классические религии, но и политические, общественные организации, партии, корпорации и т.п.
Эквивалент веры - лицедейство. Вера в действительности является смыслом и основой личности. Развитие свойств личности настолько трудоемко, что большинство людей отказываются от ее формирования. Так большинство из нас перестают писать стихи в юном возрасте, осознав чрезмерную трудность этого занятия. Не верящий ни в черта, ни в Бога человек никогда не сможет стать личностью. Однако в основе любого конкурса на должность требования к личности соискателя непрерывно растут. Соискатель власти, положения, статуса должен прежде всего предъявить признаки высоких личностных качеств.
Мало кто задумывается о том, что составляющие личности: направленность, сила характера, овладение своим темпераментом, реализация способностей - это воплощение веры человека и ее силы. Именно вера, стоящая за проявлениями яркой личности, вызывает доверие к человеку, позитивно характеризует его устойчивость и надежность. Именно вера является каркасом, на который навешиваются личностные украшения. Влияние веры столь сильно, что за нее идут на эшафот. Выдающиеся личности, типа Джордано Бруно, сознательно погибли на кострах за веру в научное прозрение, личности типа Магеллана преодолели океаны за веру в истинность своего знания. Веру нельзя купить, присвоить, придумать - она сама овладевает человеком и управляет им вплоть до полного самоотречения.
Ввиду чрезвычайной трудности обретения веры, и в то же время, ее обязательности для исполнения тех или иных функций в обществе, ее приходится заменять эквивалентом - лицедейством - искусным изображением натуральных свойств личности. Исторически лицедейство было занятием бродячих актеров и ценилось невысоко. Считалось порочным изображать те качества, которых у человека нет. А если качество предъявлялось, то его надо было подтверждать в реальном поведении: в поединке с оружием в руках, в ученом споре на костре, в покорении недостижимых глубин, высот, пространств. Носителями непоколебимой веры, питающей силу их личности, были Коперник, Д.Левингстон, Д.И.Менделеев, А.Суворов и др. Однако жизнь в искусственной техносферной среде так сильно изменилась, что сегодня многие с трудом могут назвать имена героев-космонавтов, но многие уверенно назовут имена выдающихся актеров. Сама профессия актера, как вид искусства, стала высокооплачиваемой, превратилась в предмет поклонения. Выдающиеся лицедеи стали признаваться выдающимися личностями, как ранее признавались выдающимися личностями герои сражений и географических открытий. Конкурсы для поступления в актерские училища превысили все разумные пределы. Лозунг романтиков “быть, а не казаться” изменился на лозунг циников “казаться, а не быть”.
Приходится принимать, что научно-техническая революция сняла проблему прямого контакта с физической средой для многих людей - они контактируют с ней через посредство технических, информационных, обслуживающих систем. И это сняло проблему подтверждения требуемых качеств - достаточно представить вторичные признаки веры (личности) в одежде, манере держаться, форме высказываний и пр. Это и положило начало распространению лицедейства из театра в общественную жизнь. Предъявляются признаки веры в форме “документов”, “аттестатов” вместо реальных поступков служения этой вере: вере в моральные ценности, в могущество научного знания, в возможность совершенствования человека и общества.
В психологии лицедейство приобрело форму всевозможных тренингов (СПТ, НЛП), которому начали учить, как ранее учили чувствовать, видеть, думать, понимать, действовать, терпеть. Вместо развития первичных натуральных качеств в тяжелом личном труде и экстремальных испытаниях методами различных тренингов учат изображать вторичные качества личности и признаки веры в те или иные ценности. Проблемой для современной политической жизни стали имиджмейкерство, политический маркетинг, избирательные технологии, которые являются технологией имитации требуемых качеств личности. Все это основательно запутало политические системы управления обществом.
Психология воли и ее эквивалент - деньги. Воля незаметно стала принадлежностью военной и спортивной психологии и почти полностью исчезла из арсенала классической науки и педагогики. Множество людей сегодня продолжают демонстрировать предельные достижения личной храбрости, прыгая с заоблачных высот, погружаясь в пучины океана, спускаясь на лыжах по отвесным кручам, преодолевая в одиночку мировой океан, взлетая в Космос и терпя там невыносимые страдания ради науки. Но в то же время масса людей отказывается от малейших усилий для того, чтобы утром приступить к труду, отказаться от роковых наслаждений, заставить себя вдуматься в нерешенный вопрос, представить себе перспективу собственной жизни.
Забвение психологии воли, как самостоятельного направления, сравнимого с психологией разума, ошибочно. Важность психологии воли для человека определяется тем, что без нее невозможно применение принуждения и самопринуждения: самоконтроля, саморегуляции, самоуправления, самовоспитания. Все, что “Само” - это воля. “Само” - это психическое усилие, которое связывает воедино мотив и действие человека. Это усилие может быть применено к собственному поступку, а может быть использовано для формирования поступков других людей. Без волевого усилия не совершается ни один поступок, ни выполняется ни одно действие, не реализуется никакая деятельность. Любой успех непременно имеет в своей основе огромный ресурс волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий. Обладание высокими волевыми качествами - залог успеха любого и каждого.
Все натуральное поведение человека строится на психологии смелости, решительности, выносливости. Волевые люди, независимо от иных их достоинств, высоко ценятся и до ныне, особенно в спорте, в военном деле, в экстремальных видах человеческой деятельности. Безвольные в подобной среде презираются, отвергаются, даже уничтожаются. Психология воли трудно поддается лабораторному экспериментированию, наблюдению, описанию. Исследователи и творцы психологии воли после себя склонны оставлять факты сражений, побед и очень мало аналитических материалов. Средоточием науки о воли являются вооруженные силы, правохранительные органы, спецслужбы, овеянные романтикой силы прямого противоборства, физического и морального подавления оппонентов. Дар достигать результата ценой непосредственного и чрезвычайного усилия не так часто встречается. Хотя никакой успех в жизни не приходит к безвольному человеку.
Эквивалент воли - деньги. Воля, как и разум, весьма трудно достижимое достоинство человека, достигаемое его собственными, часто предельными усилиями. Далеко не всем, во всяком случае, очень в неравной степени людям дарована способность действовать за пределами возможностей своего организма, здравого смысла, рационального расчета. По разным причинам множество людей или не приступают к процессу воспитания воли, или прекращают его ввиду непереносимой трудности этого направления развития. Между тем, без волевых качеств никакой успех невозможен, и естественны поиски замены воли ее легко приобретаемыми эквивалентами.
Эти поиски привели к уникальному изобретению, которое принципиально изменило направление и характер всей нашей цивилизации: денег. Как информация позволяет консервировать, передавать, приобретать продукты разума, так деньги позволили сохранять любые по качеству и интенсивности усилия всего общества и конкретных людей, даже целых поколений. Эквивалент воли - деньги, такой общественный инструмент, который позволяет волю консервировать, накапливать, заимствовать и пускать в ход всякий раз, когда нет собственных сил для преодоления препятствия.
Главный общественно психологический смысл денег заключается в том, что они гарантируют любому их обладателю преодоление препятствий в любое время, в любом месте, в любом состоянии. Деньги побеждают реальную смелость, решительность, выносливость противников, потому что в них незримо аккумулирована воля не одного человека, а десятков, сотен, тысяч людей, конечно, в зависимости от количества денег. Человек с деньгами в современной цивилизации имеет такое же абсолютное преимущество над людьми без денег, как в давние “до денежные времена” имел абсолютное преимущество волевой человек над безвольными: он мог позволить себе все и везде.
Деньги, как эквивалент воли, вобрали в себя все мыслимые человеческие мотивы и связали их в себе с действиями, которые человек с деньгами может себе позволить. Деньги позволяют их обладателю действовать независимо от собственной природной воли, своего разума, своей веры. Первично, психологически, человек с деньгами может быть волевым ничтожеством, но вторично, денежно, он же эквивалентен могучему вождю с полномочиями, ограниченными только суммой, которой он располагает. За деньги покупается любая информация, создается любой китч, обеспечивается самое совершенное лицедейство, исполняются любые действия.
Классическая психология, конечно, пропагандирует воспитание волевых качеств, но никогда не рассматривала даже вероятность существования ее эквивалента. Поэтому массы образованных, умнейших, волевых людей мало знают, что такое деньги, не умеют обращаться с деньгами, применять деньги, их не интересует механизм действия денег. Многие очень умные люди удовлетворяются определением денег, как эквивалента вложенного труда, не замечая их глубочайшей психологической сущности. Не случайно С.Московичи называет главу, посвященную психологии денег - “Одна из величайших тайн мира” . Он пишет в этой главе: “Можно признать отвагу Зиммеля, представившего в 1889 г. сообщение, озаглавленное “Психология денег” (17).
Между тем, есть множество людей, которые самостоятельно, во всяком случае, без поддержки научной системы психического развития, неплохо разобрались в психологии денег и эффективно это знание использовали специфическим образом в специфических целях. Например, С.Московичи цитирует Бальзака, характеризующего в “Примеренном Бальмонте” всемогущество Банка (денег): “Это место, где выясняется, сколько стоят короли, где на руке взвешивается ценность народов, где судят системы (...), где идеи, верования обозначаются цифрами (...), где сам Бог берет взаймы и дает под гарантию свои доходы с душ, ибо папа имеет там текущий счет. Если я могу где либо сторговать душу, то там, не так ли?” (18).
Современная психология вяло учила воспитанию воли, добилась некоторого уровня волевых качеств, достаточных для преодоления загадочности, непонятности, сопротивления внешнего физического мира, но совершенно упустила из виду психологию эквивалента воли: его психологическую природу, механизмы действия, закономерности и мн. др. В результате, воспитанники психологии разума оказались в мире денег, как эскимосы в пустыне Сахаре беспомощными и подавленными.
Психологическая наука, как и любая иная, периодически дополняется новыми направлениями своего развития. В этом дополнении нет ничего чрезвычайного и представляется рутиной научной жизни. Дополнение происходит, скорее всего потому, что новая реальность не может понята с помощью имеющегося научного аппарата. Так в свое время для объяснение новой реальности появился психоанализ (Фрейд З. Толкование сновидений. 1900.), бихевиоризм (Уотсон Дж. Психология, как ее видит бихевиорист. 1913.), гештальт-психология (Келер В. Физические гештальты в покое и станционарном состоянии. 1920.), системный подход Б.Г.Ананьева (1968) и В.А.Ганзена (1974) и т.д. Они обеспечили практику воспитания, образования, производства, управления сложнейшими системами человек-техника. Однако стремительное развитие техносферы создало новую психологическую реальность, которая требует для своего объяснения новых понятий, гипотез, теорий - это мир эквивалентов реальности. Факт, который требует психологического объяснения - катастрофический житейский провал психологически совершенных людей и доминирование в обществе натур психологически примитивных. Объяснение - неудачники не знакомы с законами поведения, которые “там” приводят к успеху.
“Там” - это в искусственном мире, где люди оперируют эквивалентами реальных ценностей натурального мира. Там действуют субъективные “подзаконные” закономерности поведения, а не объективные законы действительности. Психологические реальности натурального мира относятся к числу вечных и абсолютных, а реальности искусственной среды временные, изменяющиеся. Жить человеку в 1999 году приходиться и “там” тоже: т.е. в среде денег, рекламы, выборов, которые требует своих специфических способностей, талантов, свойств личности. Незнание психологии системы “человек-власть” привело к небывалому унижению людей, взаимодействующих с макромиром по “типу И. Кеплера” или с микромиром по “типу М. Кюри”. В то же время психологические свойства людей, работающих с эквивалентами микро и макромира по типу “Гобсека” невероятно возвышены. Это нелепо, как нелепо, когда крестьянин, вырастивший хлеб, не допускается к столу из-за неумения пользоваться салфеткой. И тем более, когда физик-атомщик, разрешивший проблему энергии для человечества, оказывается нищим из-за того, что не умеет играть на бирже или избирать лояльных себе руководителей из-за давления политической рекламы.
Ничего подобного тому, что происходит сейчас, человечество никогда не переживало. На глазах одного поколения осуществляется небывалый разворот всей нашей цивилизации, перемещающей человека из под власти природных факторов под власть факторов, искусственно созданных им же. Например, сегодня радиоактивность представляется более опасной, чем наводнение, а неспособность распорядиться деньгами страшнее неспособности вылечить корову. В результате люди стали оценивать друг друга и взаимодействовать друг с другом ориентируюсь не на первичные натуральные признаки ( уровень развития мышления, памяти, внимания, представлений, воли), а на вторичные искусственные признаки (деньги, документы, одежда, жилище, “прессу”, рекомендации, лицензирование ). Психология этих вторичных признаков и является новым предметом исследования психологической науки в обозримом будущем в интересах преодоления неудачи интеллектуалов 90-х годов. Для того, чтобы поставить все на свои места и вернуть им лидерство в обществе после 2000-го года.
1. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967, с. 55.
2. Петровский А.В. Указ. соч. с.120.
3. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Спб, 1995, с.
4. Лейбниц В.Г. Новые опыты о человеческом разуме. Л., 1939.
5. Петровский А.В. Указ. соч. с.54.
6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир., М., 1997.
7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева.
Москва-Воронеж, 1996. с. 374.
8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева.
Москва-Воронеж, 1996. с. 374.
9. Крылов А.А., Юрьев А.И. Человек и техника: психологический аспект.
// В кн. Человек, наука. производство. Перспективы развития. Ред. Рогов И.М., Ч.1.
СПб., 1992., С.18-32.
10. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945, с. 160.
11. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974, с. 169-172.
12. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. .49-52.
13. Юрьев А.И. Указ. соч. с. 52-54.
14. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992, с. 100-111.
15. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. 43-46.
16. Юрьев А.И. Указ. соч., с. 46-49.
17. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998, с. 363-420.
18. Московичи С. Указ. соч. с. 365.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.political psychology.spb.ru/