1.1. Классификация машин непрерывного транспорта.
Машины непрерывного транспорта предназначены для перемещения порошкообразных, сыпучих, мелкокусковых и штучных грузов непрерывным потоком на небольшие расстояния по определенной траектории. Материалы можно перемещать в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях, с загрузкой и разгрузкой в различных точках траектории, с ответвлением или частичным отбором материала по пути транспортирования.
Машины непрерывного транспорта подразделяют на машины с тяговым органом (ленточные, пластинчатые и ковшовые конвейеры) и без тягового органа (винтовые и вибрационные конвейеры).
Высокая производительность, простота конструкции и сравнительно невысокая стоимость, возможность выполнения на конвейерах различных технологических операций, невысокая трудоёмкость работ, обеспечение безопасности труда, улучшение его условий – всё это обусловило широкое применение конвейеров во всех областях народного хозяйства: в чёрной и цветной металлургии, машиностроении, горной, химической, пищевой и др. отраслях промышленности. В промышленном производстве конвейеры являются неотъемлемой составной частью технологического процесса. Конвейеры позволяют устанавливать и регулировать темп производства, обеспечивать его ритмичность. Являясь основным средством комплексной механизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных процессов, и поточных технологических операций, конвейеры вместе с тем освобождают рабочих от тяжелых и трудоемких транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, делают их труд более производительным. Широкая конвейеризация составляет одну из характерных черт развитого промышленного производства. Это объясняется тем, что внедрение загрузочных и разгрузочных, дозировочных, счетных и взвешивающих автоматов, автоматических очищающих и смазывающих устройств, разнообразной контрольной, защитной и блокировочной аппаратуры, средства автоматического управления невозможно без применения конвейеров как одной из основных машин, комплектующих систему автоматизированного производства
В зависимости от условий используют конвейеры напольные и подвесные. Напольные конвейеры могут быть стационарными, передвижными или переносными. На конвейере можно перемещать груз в горизонтальной или близкой к ней наклонной плоскости (ленточные, пластинчатые, тележечные, скребковые, роликовые, винтовые, вибрационные, качающиеся); в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (скребковые, ковшовые, винтовые, вибрационные конвейеры); в любой плоскости. В последнем случае конвейеры состоят из чередующихся горизонтальных, вертикальных или наклонных участков (подвесные, ковшовые, скребковые, люлечные и др.). Кроме того, конвейеры могут различаться в зависимости от рода перемещаемых грузов – насыпных или штучных. Конструкция некоторых конвейеров позволяет транспортировать как насыпные, так и штучные грузы.
В промышленности нерудных строительных материалов в основном применяют:
ленточные конвейеры, предназначенные для транспортирования сыпучих, порошкообразных, мелко- и среднекусковых материалов, а также мелких штучных грузов в горизонтальном и слабо наклонном направлениях;
пластинчатые конвейеры, используемые для транспортирования крупнокусковых материалов, а также крупных штучных грузов в горизонтальном и наклонном направлениях;
винтовые конвейеры, применяемые для транспортирования сыпучих, а также мокрых и вязких материалов в горизонтальном, наклонном и (значительно реже) в вертикальном направлениях;
ковшовые конвейеры, предназначенные для транспортирования материалов в вертикальном или наклонном направлениях.
Приведенные четыре группы транспортирующих машин характеризуются тем, что движущая сила передается транспортируемому грузу механическим путем. Конвейеры называют также транспортерами.
1.2. Организация монтажных работ.
Машины предприятий нерудных строительных материалов работают в неблагоприятных условиях. Перерабатываемые материалы характеризуются абразивностью, и воздух в цехах этих предприятий в значительной степени насыщен пылью.
Очень часто машины эксплуатируют в условиях повышенной влажности и атмосферных осадков вне крытых помещений, а зимой – в условиях пониженных температур.
Такая специфика работы машин осложняет эксплуатацию и повышает требования к качеству машин и их монтажа.
Анализ причин неудовлетворительной работы и простоев машин показывает, что значительная часть неполадок – это следствие дефектов, допущенных в процессе монтажа и установки.
При недостаточно тщательном или неумелом монтаже, неудовлетворительной наладке хорошо сконструированные и изготовленные машины работают плохо и часто выходят из строя. Низкое качество монтажных работ может быть при работе машин причиной толчков и рывков, вызывающих снижение рабочих скоростей, повышенные износы и частый ремонт.
Качество и сроки монтажных работ предопределены некоторыми организационными мероприятиями, а также составлением соответствующей документации.
Процесс монтажа подразделяют на подготовительный и собственно монтажный периоды.
Подготовительные работы связаны с подготовкой к проведению монтажа машины и включает следующее:
отгрузку машин, подлежащих монтажу, их разгрузку на монтажной площадке, осмотр и проверку комплектности узлов и деталей, а также частичную пригонку;
полное укомплектование узлов перед монтажом;
сборку отдельных узлов в укрупнённые узлы, допускаемые по массе, габаритам для данного такелажа;
приёмку строительных работ – фундаментов, рельсовых путей;
доставку подъёмно-транспортных средств.
Производство монтажных работ включает следующее:
установку и размещение на монтажной площадке такелажного оборудования;
проведение такелажных работ, связанных с подъёмом, перемещением, установкой и креплением машины;
окончательную наладку машин после выполнения монтажа или установки;
опробование узлов машин в целом без нагрузки и под нагрузкой.
Монтаж машин можно осуществлять методами постепенного наращивания и крупноблочным.
Метод постепенного наращивания заключается в последовательной установке на ранее смонтированные следующих сборочных единиц машины. Его применяют при отсутствии на монтажной площадке надлежащих грузоподъёмных механизмов и приспособлений.
Методом постепенного наращивания обычно монтируют машины, развитые в вертикальном направлении, например, элеваторы. Монтаж начинают с башмака, а за тем последовательно устанавливают секции и головку элеватора.
Крупноблочный метод сводится к параллельному монтажу укрупнённых блоков с последующим монтажом машины из этих блоков. Сборка отдельных блоков делится на подузловую и узловую и ведётся несколькими бригадами.
Понятие монтажа крупными блоками часто совпадает с понятием скоростного монтажа, поскольку при монтаже крупными блоками значительно сокращается его продолжительность.
Процесс крупноблочного монтажа распадается на стадии предварительной укрупнённой сборки подузлов (сборочных единиц) из отдельных деталей, а затем целых блоков-узлов из подузлов на отметках ниже проектных или же в стороне от проектного положения и монтаж машины в проектном положении из уже ранее собранных блоков-узлов.
1.3. Технология монтажа пластинчатого конвейера.
Пластинчатые конвейеры предназначены для перемещения в горизонтальной плоскости или с небольшим наклоном (до 35°) тяжёлых (500кг и более) штучных грузов, крупнокусковых, в том числе острокромчатых материалов, а также грузов, нагретых до высокой температуры. Пластинчатые конвейеры, стационарные или передвижные, имеют те же основные узлы, что и ленточные. Различают пластинчатые конвейеры общего назначения (основной тип) и специальные. К последним относятся конвейеры с пространственной трассой, разливочные машины для металла, пассажирские эскалаторы и др.
Главной составной частью пластинчатого конвейера является металлический, реже деревянный, пластмассовый настил-полотно, который служит тяговым и грузонесущим органом. Он состоит из отдельных пластин, прикрепленных к одной или двум тяговым цепям (втулочно-роликовым), образуя с цепями единый орган. Настил может быть плоским, волнистым или коробчатого сечения, без бортов или с бортами. Тяговые цепи огибают приводные и натяжные звездочки, установленные на концах рамы.
Пластины изготовляют из стали толщиной 4–5мм. Для жесткости их выполняют со специальными ребрами-зигзагами.
Несущие пластины могут быть короткими и длинными. У коротких шаг равен двойному шагу кольцевой цепи; шаг длинных цепей составляет четыре шага цепи.
Металлоконструкция пластинчатого конвейера состоит из опорных рам, верхних и нижних уголковых направляющих.
Скорость перемещения грузов пластинчатыми конвейерами составляет 0,05-0,5м/с.
Для увеличения производительности конвейеры с плоским настилом дополняют неподвижными бортами. Типовые пластинчатые конвейеры имеют производительность до 2000 т/ч.
В промышленности строительных материалов применяют конвейеры двух типов: тяжелые и облегченные.
Пластинчатые конвейеры тяжелого типа предназначены для подачи материалов кусками размером от 300–400 до 1300мм. Конструкция этих машин допускает падение кусков исходного материала на настил с относительно большой высоты.
Конвейер (рис.1) представляет собой непрерывную лент, состоящую из отдельных пластин, отлитых заодно с проушинами, с помощью которых пластины собирают на оси. Рабочая часть ленты опирается на поддерживающие роликовые опоры, а холостая – на нижние роликовые опоры.
Лента питателя охватывает приводные и натяжные звездочки. Приводные звездочки получают вращение от электродвигателя через редуктор и зубчатую передачу.
Редуктор состоит из трех пар зубчатых колес, валы которых установлены в подшипниках качения. Между двигателем и зубчатой передачей размещены две зубчатые муфты, применение которых допускает перекос соединяемых валов до 1,5о и некоторое смещение их осей.
Натяжение ленты питателя регулируют винтовым натяжным механизмом с самоустанавливающимися подшипниками.
Пластинчатые конвейеры облегченного типа используют для подачи материалов кусками размером до 300–400мм при относительно легких условиях работы.
Конвейер ТК-15 (рис.2) состоит из рамы, снабженной двумя опорами. На нижней части рамы расположены поддерживающие ролики, а на верхней части – опорные ролики. С одной из сторон рамы в подшипниках расположены приводной и ведущий валы. Приводной вал получает вращение от электродвигателя через редуктор и муфту, снабженную ограждением. Вращение от приводного вала к ведущему передается шестернями. На противоположной стороне рамы расположен ведомый вал со звездочкой. Подшипники ведомого вала расположены на подвижной плите, которую перемещают с помощью регулировочного устройства.
На звездочках и опорных роликах расположено полотно, состоящее из звеньев, соединенных между собой шарнирно.
Производительность конвейера 30–65м3/ч. Скорость передвижения ленты 0,75–0,16м/с.
1.4. Эксплуатация пластинчатых конвейеров.
Перед пуском конвейера необходимо подготовить агрегат или емкость, принимающие груз от конвейера.
Пуск конвейера с загруженной ходовой частью влечет за собой увеличение инерционных усилий, перегрузку тяговых цепей и привода. Поэтому желательно без особой надобности не останавливать загруженный конвейер. После перекрытия питающего шибера или выключения питающего транспортного устройства конвейер должен еще до окончательного выключения поработать в течение 1–2мин, пока он полностью не будет разгружен.
Во время работы обслуживающий персонал не должен допускать образования завалов просыпаемого груза между нижней ветвью и полом.
Ролики тяговой цепи должны вращаться на всем протяжении конвейера.
Тяговая цепь конвейера движется с невращающимися роликами, если заедают ролики на втулках или защемлены ролики в торцах пластинами цепи. Все это быстро выводит ролики из строя, так как на них образуются лыски, а также приводит к быстрому изнашиванию путевых угольников. Заедающие ролики следует смазать и, если это не дает эффекта, разобрать, промыть и очистить. Заедающие втулки, вальцы и заклиненные ролики должны быть немедленно выявлены.
При осмотре роликов необходимо проверить состояние шариковой масленки и положение законтривающей шайбы. Неправильное положение законтривающей шайбы (отгиб ее хвостовика) может повлечь за собой постепенное свертывание гайки и задевание ее за станину.
Изгибы пластин тяговой цепи надо своевременно выявлять и исправлять во избежание заклинивания на звездочке и защемления ролика и втулки.
Борта настила ходовой части должны иметь свободное относительное перемещение. Ходовая часть должна равномерно перемещаться по оси питателя.
В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы питатель загружался равномерно, и не допускать длительной перегрузки машины.
1.5. Охрана труда и техника безопасности при эксплуатации транспортирующих машин.
К обслуживанию транспортирующих машин могут быть допущены только те лица, которые изучили устройство этих машин и правила их эксплуатации.
Конструкция ограждений должна полностью обеспечивать выполнение требований техники безопасности. В то же время эти ограждения не должны мешать обслуживающему персоналу наблюдению за работой машины. Целесообразно применять сетчатые ограждения на жёстком каркасе.
Рабочие, обслуживающие транспортирующие машины, должны быть одеты в спецодежду, соответствующую выполняемой работе.
Тоннели и приямки у транспортирующих машин следует хорошо освещать, проходы должны быть ровными, свободными и содержаться в чистоте.
Проведение технического обслуживания машин в процессе их работы полностью исключается.
Для обслуживания приводной и натяжной станций конвейеров, находящихся выше 1м над уровнем пола, должны быть устроены площадки, ограждённые барьером. Приямки и тоннели для машин следует ограждать перилами высотой 1м.
При транспортировании пылящих материалов узлы перегрузки и стыки секций кожуха должны иметь устройства, устраняющие возможность проникновения пыли в помещение цеха.
Для защиты от действия электрического тока необходимо предусмотреть заземляющие устройства и безопасные пусковые приборы.