Содержание
1. Сущность и содержание понятия стандартизации продукции (работ, услуг)
2. Государственные органы по защите прав потребителя. Права общественных объединений потребителей
Задание
Список использованных источников
1 Сущность и содержание понятия стандартизации продукции (работ, услуг)
В целях установления единых организационных форм и методов проведения работ по стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством в РБ разработана и внедрена «Государственная система стандартизации РБ». Она органически соединяет в единое целое все звенья народного хозяйства, увязывает планы работ по стандартизации с перспективными планами развития народного хозяйства, определяет важнейшие стороны практической деятельности по стандартизации в масштабе всей страны, а также ставит на качественно новую основу работу по стандартизации на различных уровнях. Главная цель ГСС - с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, а также требованиям народного хозяйства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей промышленности.
Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых. Она должна обеспечивать право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.
Цель стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил.
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, производство, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью (сферой) стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть качество, техническое состояние, производство. В дисциплине для специальностей технического профиля областью стандартизации является машиностроение, метрологическое обеспечение, экология.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации зависит от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Региональная стандартизация - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях.
Национальная стандартизация - стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.
Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.
Действующая система стандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.
Система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов.
Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует развитию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними.
2. Государственные органы по защите прав потребителя. Права общественных объединений потребителей
Правовым обеспечением стандартизации является Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З о техническом нормировании и стандартизации, принятый Палатой представителей 26 ноября 2003 года (одобрен Советом Республики 18 декабря 2003 года).
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при:
- разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг,
- определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.
Законодательство Республики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Целью стандартизации является обеспечение:
- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
- повышения конкурентоспособности продукции (услуг);
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- единства измерений;
- национальной безопасности;
- устранения технических барьеров в торговле;
- рационального использования ресурсов.
Стандартизация основываются на принципах:
- обязательности применения технических регламентов;
- доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;
- приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
- использования современных достижений науки и техники;
- обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;
- добровольного применения государственных стандартов.
Контроль над торговлей устанавливается государством для обеспечения защиты прав потребителей, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения - применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.
Основным государственным органом, осуществляющим контроль над торговлей, является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли РБ (Госторгинспекция). Ею осуществляется проверка соблюдения предприятиями торговли установленных норм и правил торговли, порядка применения цен по отдельным группам товаров, а также контроль качества и безопасности товаров народного потребления.
Задачами Госторгинспекции также являются искоренение злоупотреблений в торговле, недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объекты ее контроля - предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящие товары или услуги (продавцы, изготовители).
Госторгинспекции подчинены территориальные управления по областям, городам. В обязанности территориальных управлений входит выполнение следующих основных функций:
• проверка соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом РБ по стандартизации и метрологии, - качества продукции у изготовителя;
• контроль порядка применения цен по отдельным группам товаров на предприятиях торговли;
• контроль правильности пользования весовыми и измерительными приборами и другим торгово-технологическим оборудованием;
• принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений;
• выявление товаров, не соответствующих требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества людей, и приостановка их реализации и др.
Такие проверки могут проводиться территориальными управлениями Госторгинспекции самостоятельно или во взаимодействие другими органами исполнительной власти.
Госторгинспекция имеет право:
• осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями;
• производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
• осуществлять контроль качества товаров (услуг), проверить соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также наличие у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям;
• давать по просьбе продавца, потребителя заключения о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, но вызывающих сомнение в соответствии их стандарту;
• получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, а также граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров и другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
• составлять акты и давать обязательные для исполнения продавцом, изготовителем предписания:
- об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;
- о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
- о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;
• передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;
• выступать одной из сторон в органах суда и арбитражного суда;
• выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу (изготовителю) за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
Контрольные проверки правильности отпуска товаров на розничных торговых предприятиях по их стоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдения правил торговли могут проводить штатные инспектора Госторгинспекции и другие работники Министерства экономического развития и торговли. Штатные инспектора Госторгинспекции действуют на основании постоянных служебных удостоверений, другим лицам выдаются соответствующим образом оформленные документы на право проверки с указанием цели и объекта проверки.
Проверяющие могут сами осуществить контрольную покупку продовольственных или непродовольственных товаров либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенного покупателю, а также подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.
Проверка правильности отпуска товаров и расчета с покупателями проводится после получения продавцом кассового чека и передачи товара покупателю, а в магазине самообслуживания - после получения денег контролером-кассиром. При этом купленные товары при объявлении контрольной проверки, как правило, не уносят с прилавка или контрольно-кассового узла. Для перевзвешивания или перемеривания они могут быть перенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрации проверяемого предприятия.
Если в процессе проверки не будут установлены нарушения, то акт или другие документы не составляются, а делается соответствующая отметка в контрольном журнале.
Факты обмера, обвеса или обсчета покупателей, других нарушений правил торговли фиксируются в соответствующем акте, составляемом в двух экземплярах. Первый экземпляр акта остается у проверяющего, который обязан вместе с другими материалами передать его в установленный срок руководителю Госторгинспекции, по поручению которого проводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляется на; предприятии для устранения выявленных нарушений.
На основании выявленных нарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается представителем Госторгинспекции, производящим проверку, и нарушителем.
Продавцы, изготовители обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом Госторгинспекции в установленные сроки.
Кроме Госторгинспекции государственный контроль над торговлей осуществляют органы санитарного надзора, налоговой службы, Министерства внутренних дел, Госстандарта и другие органы государственного управления в пределах своей компетенции.
Задание
Проанализировать степень гармонизации национальной системы стандартизации с международными правилами по стандартизации. Выявить отличия, указать причины и сформулировать предложения по их устранению.
Передовой технический опыт в создании высококачественной продукции аккумулируют в себе международные стандарты. Их роль возрастает при решении таких глобальных проблем, как энергетическая, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. д., требующих совместных усилий многих заинтересованных стран.
Сложилась сложная и разветвленная система международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации. В ее состав входят более 450 всемирных и региональных организаций, которые можно разделить на три группы:
- всемирные специализированные, объединяющие в своем составе страны всех континентов и осуществляющие разработку нормативно-технических документов - от товаров повседневного спроса до космического оборудования и охраны окружающей среды. Самой к ной организацией, наиболее полно и всесторонне представляют международную стандартизацию, является Международная организация по стандартизации (ИСО).
Главная цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной научной, технической и экономической деятельности. ИСО охватывает практически все сферы деятельности кроме радиоэлектроники и телевизионной связи, входящих в сферу деятельности МЭК;
- региональные специализированные, создающие нормативно-технические документы с учетом специфики определенной географической зоны. К наиболее авторитетным специализированным региональным организациям по стандартизации относятся Европейский комитет стандартов (СЕН), Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ) и др.
Разрабатываемые ими нормативно-технические документы, в отличие от международных, носящих необязательный характер, подлежат обязательному введению в национальную практику стран, которые к ним присоединились;
- неспециализированные всемирные и региональные, в число которых входят научно-технические, профессиональные, социальные и другие организации, занимающиеся вопросами стандартизации наряду со своей основной деятельностью в соответствующей области.
Это наиболее многочисленная группа, включающая более 300 организаций, действующих как на правительственном, так и на неправительственном уровне. К ним относятся экономические комиссии и специализированные учреждения ООН (ЭКОСОС, ЭКА, ФАО, ЮНИДО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ИКАО и др.), межправительственные организации, такие, как Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), а также ряд неправительственных международных организаций - Международная торговая палата, Международный союз железных дорог и др.
Современная техническая политика стран СНГ направлена на эффективную интеграцию в мировую экономику и торговлю, для чего необходимо принять правила, установленные ВТО и действующие на мировом рынке. В первую очередь развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей устранение технических барьеров в торговле и гармонизацию стандартов с международными и европейскими стандартами.
В настоящее время практически во всех странах изменяется национальное законодательство по стандартизации. Страны действуют в русле положений ВТО, присоединившись к Кодексу установившейся практики по стандартизации. Национальные стандарты получают статус добровольных, а нормы, связанные с безопасностью, охраной окружающей среды, устанавливаются в обязательных для соблюдения технических регламентах. Технические регламенты принимаются правительствами.
Таким образом, создается прозрачная двухуровневая структура нормативных правовых технических актов: верхняя ступень – технические регламенты, ниже - добровольные стандарты, призванные помочь производителю правильно понять и выполнить требования технических регламентов.
Интересы Республики Беларусь в международных и межгосударственных (региональных) организациях, осуществляющих деятельность по техническому нормированию и стандартизации, представляют уполномоченные государственные органы Республики Беларусь в пределах своих полномочий.
Если действующими для Республики Беларусь международными договорами установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе о стандартизации, то применяются правила международных договоров.
Список использованных источников
1. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 330 с.
2. Соломахо В.Л., Цитович Б.В., Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001. – 260 с.
3. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 2002. – 422 с.
4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 4. 2/1011.
5. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 31. Ст. 409; № 32. Ст. 420; № 34. Ст. 439.
6. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации».