1. Энергетический и кинематический расчёт привода
1.1 Исходные данные:
Ft- окружная сила на звездочке цепного конвейера, кН; 1,00
V - скорость движения цепи, м/с; 0,75
Z – число зубьев звездочки; 9
P – шаг тяговых звездочек, мм; 100
1.2 Выбор электродвигателя.
1.2.1 Определение потребляемой мощности привода
Рвых. = FtּV, (1.1)
где Рвых.- потребляемая мощность привода, кВт
Рвых = 1 ּ 0,75 м/с = 0,75 кВт
1.2.2 Определение потребляемой мощности электродвигателя
Рэ = Рвых / ףоб, (1.2)
где Рэ - потребляемая мощность электродвигателя;
ףоб – общий КПД привода, определяемый как произведение КПД отдельных передач и муфт.
ףоб= ףц.п ּ ףк.п ּ ףм, ּ ףм (1.3)
где ףц.п – КПД цилиндрической передачи, ףц.п=0,96 – 0,98;
ףц.п – КПД конической передачи, ףц.п=0,95 – 0,97;
ףм – КПД муфты, ףм=0,98.
ףоб= 0,97•0,96•0,982 = 0,89
Рэ =0,75/0,89=0,84 кВт
1.2.3 Определение предполагаемой частоты вращения вала электродвигателя
nэ= nвּ u1ּu2ּ …(1.4)
где u1, u2 - рекомендуемые значения передаточных чисел передач привода;
nв - частота вращения приводного вала, мин.-1
nэ – предполагаемая частота вращения вала электродвигателя, мин-1
, (1.5)
мин-1
Принимаем значения передаточных чисел:
Uб= 2,5- 5 Uт=2-5
nэ=50Ч4,5Ч4=900 мин.-1
По найденным значениям Рэ и nэ выбираем электродвигатель:
Электродвигатель АИР 90LB8 ТУ 16-525.564-84
Pэ = 1,1 кВт,nэ = 695 об./мин.
1.3 Определение общего передаточного отношения привода и разбивка его по ступеням
После выбора электродвигателя определяем общее передаточное число привода:
Uобщ= nэ/ nв (1.6)
где nэ - номинальная частота вращения вала выбранного электродвигателя, мин.-1
Uобщ= 695/50= 13,9
Uред= Uобщ (1.7)
Uред= 13,9
Далее производим распределение передаточного числа редуктора между его ступенями.
, (1.8)
где Uт – передаточное число тихоходной ступени.
Из стандартного ряда чисел принимаем Uт=4 по СТСЭВ 229-75
Uб=Uред/Uт, (1.9)
где Uб – передаточное число быстроходной ступени
Uб=13,9/4=3,48
Из стандартного ряда чисел принимаем Uб=3,55 по СТСЭВ 229-75
1.4 Определение мощности на валах, частоты вращения валов и крутящих моментов на валах
Мощности на валах определяют через мощность электродвигателя
P1 = Pэ ּ ףм, (1.10)
где P1 – мощность на первом валу, кВт;
ףм – КПД муфты
P1 = 1,1Ч0,98=1,08 кВт
P2 = P1 ּ ףк.п., (1.11)
где P2 – мощность на втором валу, кВт;
ףк.п. – КПД конической передачи
P2 = 1,08Ч0,96=1,05 кВт
P3 = P2 ּ ףц.п., (1.12)
где P3 – мощность на третьем валу, кВт;
ףц.п. – КПД цилиндрической передачи
P3 = 1,05·0,97=1 кВт
Частоты вращения валов могут быть определены через частоту вращения вала электродвигателя.
n1 = nэ = 695 мин-1 (1.13)
ni=ni-1/Ui, (1.14)
где ni, ni-1 – частота вращения соответственно i и i-1 валов, мин-1
n2 = n1 /uб, (1.15)
где uб – передаточное число быстроходной ступени.
n2 = 695/3,55=195,77 мин-1
n3 = n2 /uт, (1.16)
где uт – передаточное число тихоходной ступени.
n3 = 195,77/4=48,94 мин-1
Крутящие моменты на валах определяются по формуле:
Ti =, Н ּ м(1.17)
где Ti - крутящий момент на i-ом валу, Н • м;
Рi - мощность на i-ом валу, кВт;
n - частота вращения i-ого вала, мин-1
T1 = 9550 ּ P1/n1 = 9550 ּ1,08/695 = 14,84 Н ּ м (1.18)
T2 = 9550 ּ P2/n2 = 9550 ּ 1,05/195,77 =51,22 Н ּ м (1.19)
T3 = 9550 ּ P3/n3 = 9550 ּ 1/48,94 = 195,14 Н ּ м (1.20)
Результаты произведенных расчетов, в соответствии с таблицей 1.1, являются исходными данными для последующих расчетов передач.
Таблица 1.
Валы |
Мощности на валах, кВт | Частоты вращения валов, мин-1 | Крутящие моменты на валах, Н ּ м | Передаточные числа передач |
I II III |
1,08 1,05 1 |
695 195,77 48,94 |
14,84 51,22 195,14 |
Uб=3,55 Uт=4 |
2. Расчёт тихоходной ступени закрытой косозубой цилиндрической передачи
2.1 Исходные данные
Крутящий момент на шестерне Т1=51,22 Н·м;
Крутящий момент на колесе Т2=195,14 Н·м;
Частота вращения шестерни n1 =195,77 мин-1;
Частота вращения колеса n2 =48,94 мин-1;
Передаточное число U = 4;
Срок службы передачи L = 5 лет;
Коэффициент суточного использования КС =0,29;
Коэффициент годового использования КГ =0,8.
2.2 Выбор материала и термической обработки колес
Шестерня: сталь 40Х, Термообработка - улучшение и закалка ТВЧ,
твёрдость 45-50 HRC.
Колесо: сталь 40Х, Термообработка – улучшение и закалка ТВЧ, твёрдость 45-50 HRC.
Определение допускаемых напряжений
2.3.1 Определение срока службы передачи
(2.1)
где tΣ – срок службы передачи, час.
tΣ=5·365·0,8·24·0,29=10161 час.
2.3.2 Определяем допускаемые напряжения на контактную прочность
, (2.2)
где - базовое допускаемое напряжение, Мпа;
zN – коэффициент долговечности.
Базовые допускаемые напряжения [σ]но определяется по формуле:
(2.3)
где σHlim - длительный предел контактной выносливости, МПа;
ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей, ZR= 1;
ZV - коэффициент, учитывающий влияние скорости,
ZV = 1;
SH - коэффициент запаса прочности, SH =1,3 – при однородной структуре материала;
SH =1,3 – при поверхностных упрочнениях;
Коэффициент долговечности ZN определяется по формуле:
(2.4)
где NHO - базовое число циклов нагружения;
NHE - эквивалентное число циклов нагружения;
m - показатель степени кривой усталости поверхностных слоев зубьев, m=6.
Базовое число циклов нагружения NHO принимается равным:
(2.5)
Если NНО получится больше 12·107, то принимают 12·107.
Когда твёрдость задана в HRC, то
(2.6)
Эквивалентное число циклов нагружения NHE определяется по зависимости:
NHE =60 Ч n Ч tS Σ(Ti/TH)m/2·ti/t=
=60 Ч n Ч tS (a1b13 + a2b23+…+ aibi3), (2,7)
где ai,bi – коэффициенты с графика нагрузки (рис.2.1)
В случае получения NHE> NHО, ZN=1.
Шестерня | Колесо | |
17HRC+200=17·47.5+200= =1007.5 МПа ZR=1, ZV=1, SH=1.3
NHE1=60·195,77·10161·(13Ч0,15+ +0,53Ч0,85) = 3,06·107 NHО1=(47,5·10)3=10,7·107<12·107 |
17HRC+200=17·47.5+200= =1007.5 МПа ZV=1, SH=1,3, ZR=1
NHE2=60·48,94·10161·(13Ч0,15+0,53Ч0,85)= =0,75·107 NHО2=(47,5·10)3=10,7·107<12·107 |
|
NHE< NHО – условие выполняется | ||
775·1,23=953,25МПа |
775·1,56=1209 МПа |
За расчётное принимаем наименьшее напряжение:
[σ]HP=953,25МПа – расчётное допускаемое напряжение.
2.3.3 Определение допускаемых напряжений при расчете зубьев на изгиб
Допускаемое напряжение на изгиб [σ]F, МПа определяется по формуле:
[σ]F = [σ]FО Ч YAЧ YN, (2.8)
где [σ]FО - базовые допускаемые напряжения изгиба при нереверсивной нагрузке, МПа;
YA - коэффициент, вводимый при двустороннем приложении нагрузки: YA=1;
YN-–коэффициент долговечности.
Базовые допускаемые напряжения на изгиб [σ]FО, определяются по формуле:
[σ]FО = (σFimЧYRЧYXЧYб)/SF, (2.9)
где σFim - предел выносливости, определяемый на зубьях при нулевом цикле, МПа;
YR - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; при шлифовании
YR =1;
YX – коэффициент размеров, YX =1;
Yб - коэффициент, учитывающий чувствительность материала и концентрации напряжений, Yб =1;
SF – коэффициент запаса прочности, SF=1,7.
Коэффициент долговечности YN определяют как:
(2.11)
где NFO - базовое число циклов нагружения, NFO =4Ч106;
NFЕ - эквивалентное число циклов нагружения;
m - показатель степени кривой выносливости; m=6 – улучшение, нормализация, т=9 –объемная и поверхностная закалка;
Эквивалентное число циклов нагружения NFЕ определяются по формуле:
(2.12)
При NFE>NFO коэффициент долговечности YN=1.
Шестерня | Колесо |
500-600МПа=550 МПа
NFE1=60·195,77·10161·(19·0,15+ +0,59·0,85)= 18,1·107 NFE1> NFO => YN=1 |
500-600МПа=550 МПа
NFE2=60·48,94·10161·(19·0,15+0,59·0,85)= =4,55·107 NFE2> NFO => YN=1 |
323,5·1·1=323,5МПа |
323,5·1·1=323,5МПа |
2.3.4 Определение межосевого расстояния
(2,13)
где aw- межосевое расстояние, мм;
Ka - вспомогательный коэффициент, Ka = 450;
КН – коэффициент нагрузки;
ψa - коэффициент ширины.
Коэффициент ширины принимаем равным ψa=0,25;
Коэффициент нагрузки принимаем равным KH=1,4.
Из нормального ряда чисел принимаем
2.3.5 Определение модуля передачи
Для зубчатых колес при твердости зубьев 350 HB модуль назначают:
m = (0,01…0,02)аW, (2,14)
а при твёрдости >45 HRC
mn = (0,016-0,0315) aw (2,15)
mn = (0,016-0,0315)Ч100
mn = 1,6 – 3,15
Стандартное значение модуля m=2 (ГОСТ 9563-80).
2.3.5 Определение суммарного числа зубьев для косозубой передачи
zΣ = 2Чaw/mn, (2,16)
2.3.7 Определение числа зубьев шестерни
z1 = zΣ/(u+1) (2,17)
z1 = 100/5=20
Z1>Zmin, (2,18)
где Zmin=17 – для прямозубых передач.
Условие выполняется.
2.3.8 Определение числа зубьев колеса
z2 = zΣ- z1 (2,19)
z2= 100-20 =80
2.3.9 Определение геометрических размеров колес и шестерён
Делительные диаметры:
d=mn Чz
d1=2Ч20=40 мм d2=2Ч80=160 мм
Диаметры вершин зубьев:
da = d + 2·mn (2,20)
da1 = d1 + 2·mn = 40 + 2·2 = 44 мм;
da2 = d2 + 2·mn = 160 + 4 = 164 мм;
Диаметры впадин зубьев:
df = d – 2.5·mn (2,21)
df1 = d1 – 2.5·mn = 40 – 2,5·2 = 35 мм;
df2 = d2 – 2.5·mn = 160 – 2,5·2 = 155 мм;
Ширина колеса:
b2 = ψa · aW (2,22)
b2 = ψa · aW = 0.25·100 = 25 мм
Ширина шестерни:
b1 = b2 + 5мм (2,23)
b1 = b2 + 5 = 25 + 5 = 30 мм
2.3.10 Определение усилий в зацеплении
Окружное усилие:
Ft = (2ЧT) / d, (2,24)
где Ft- окружное усилие, кН;
T - крутящий момент на зубчатом колесе, Н • м;
d - делительный диаметр колеса, мм;
Ft = (2Ч51,22)/40 = 2,56кН
Радиальное усилие:
Fr=Ft• tgαw (2.25)
где aw - угол зацепления, aw =20°.
Fr=2,56•tg20 = 0,93 кН
2.3.11 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
Для этого производят оценку изгибной прочности, т.е. находят отношения:
[σ]F1/YF1 и [σ]F2/ YF2 (2,26)
Коэффициенты формы зубьв YF1 и YF2 определяются по эквивалентному числу зубьев шестерни и колеса:
YF1=4,13 YF2=3,73
Расчёт ведётся по шестерне.
Напряжения изгиба определяются по формуле:
σF = (2Ч103Ч YFЧKFαЧ KFβ ·KFVЧT)/(m2ЧZЧb) [σ]F, (2,27)
где σF - рабочее напряжение изгиба, МПа;
KFα – коэффициент распределения нагрузки между зубьями, зависящими от окружной скорости колеса;
KFβ - коэффициент концентрации нагрузки;
KFV -коэффициент динамичности нагрузки;
Коэффициент концентрации нагрузки KFβ назначают в зависимости от коэффициента ширины:
(2,28)
Для определения коэффициента динамичности нагрузки KFV предварительно необходимо определить окружную скорость колеса:
V= (πЧdЧn)/(6Ч104), (2,28)
где V - скорость колеса, м/с;
d - делительный диаметр, мм;
n - частота вращения колеса, мин-1
По скорости назначаем степень точности колеса – 8 степень точности и коэффициент динамичности KFV = 1,04
σF1 =205,3МПа < [σ]F1 = 323,5МПа
Прочность зубьев на изгиб обеспечена.
2.3.12 Проверка зубьев колес на контактную прочность
(2,29)
где σH-контактные напряжения, МПа;
К - вспомогательный коэффициент, К =428 – для прямозубой передачи;
KHα- коэффициент распределения нагрузки между зубьями, КHα = 1;
KHβ - коэффициент концентрации нагрузки, KHβ = 1,08;
KHV- коэффициент динамичности нагрузки, KHV=1,03;
Ft- окружное усилие, Н;
d1- делительный диаметр шестерни, мм;
b2- ширина колеса, мм.
σH = 801,5 МПа < [σ]H = 953, 25 МПа
Прочность зубьев обеспечена.
3. Расчёт прямозубой конической передачи
3.1 Исходные данные
Крутящий момент на шестерне T1 = 14,84 Hм;
Крутящий момент на колесе T2 = 51,22 Hм;
Частота вращения шестерни n1 =695 мин-1;
Частота вращения колеса n2 = 195,77 мин-1;
Передаточное число u = 3,55;
Срок службы передачи L = 5лет;
Коэффициент суточного использования Kc = 0,29;
Коэффициент годового использования Kr = 0,8.
3.2 Выбор материала и термообработки
Шестерня: Сталь 40Х. Термообработка: улучшение и закалка ТВЧ. Твёрдость 45-50HRCэ.
Колесо: Сталь 40Х. Термообработка: улучшение и закалка ТВЧ. Твёрдость 45-50HRCэ.
3.3 Определение допускаемых напряжений
3.3.1 Определение срока службы передачи
tΣ = 10161 часов – определено ранее.
3.3.2 Определение допускаемых напряжений на контактную прочность
, (3,1)
где - базовое допускаемое напряжение, МПа;
ZN – коэффициент долговечности
Определяем базовые допускаемые напряжения:
(3,2)
ZR=1 (т.к. проводится шлифование закалённой шестерни);
ZV=1 (проектный расчёт);
SH=1,3 (поверхностное упрочнение).
(3.3)
m = 6;
NHE=60·n·tΣ=
=60·n·tΣ (a1b13+a2b23+…+ aibi3) (3.4)
Шестерня | Колесо | |
NHE1=60·695·10161·(13·0,15+ +0,53·0,85)=10,9·107 NHE1> NHО1=>ZN1=1 |
NHE2=60·195,77·10161·(13·0,15+ +0,53·0,85)=3,06·107 NHE2< NHО |
|
775·1=775МПа |
775·1,23=953,25 МПа |
За расчётное принимаем 775МПа
3.3.3 Определение допускаемых напряжений при расчёте зубьев на изгиб
(3,5)
(3,6)
(3,7)
NFO=4·106; m=9
(3.8)
=550МПа, YR=1,YX=1,Yδ=1,SF=1,7
=550·1·1·1/1,7=323,5МПа
NFE1>NFО=>YN1=1 |
NFE2>NFО=>YN2=1 |
YA=1 – передача нереверсивная
3.3.4 Определение диаметра внешней делительной окружности колеса
de2= 1650· (3,9)
где de2 - диаметр внешней делительной окружности колеса, мм;
KH - коэффициент нагрузки, KH =1,5;
Т2 - крутящий момент на колесе, Н • м;
[σ]H - допускаемые напряжения на контактную прочность, МПа;
VH - коэффициент понижения контактной прочности конической передачи, VH =0,85.
de2 = 1650
Назначаем de2ст = 140 мм.
3.3.5 Определение числа зубьев шестерни
Определяем делительный диаметр шестерни:
(3.10)
По делительному диаметру назначаем число зубьев шестерни Z1`=Z=17 т.к. Н1 и Н2 >45 HRCЭ.
3.3.6 Определение числа зубьев колеса
Z2 =Z1Чu (3.11)
Z2 = 17·3,55=60
3.3.7 Определение торцевого модуля
mte = de2ст./Z2 (3.12)
mte = 140/60=2,33 мм
Стандартное значение торцевого модуля mte = 2,25мм (ГОСТ 9563-80)
3.3.8Уточнение диаметра делительной окружности колеса
de2 = mte ЧZ2 (3,13)
de2 = 2,25·60=135 мм
Фактическое передаточное число: Uфак=60/17=3,53
3.3.9 Определение внешнего конусного расстояния
(3,14)
где z 1и z2 - фактические числа зубьев шестерни и колеса.
Re = 0.5Ч2,25Ч= 70,16мм
3.3.10 Определение ширины колес
b = kbeЧRbe, (3,15)
где kbe – коэффициент ширины, kbe = 0,285
b = 0,285·70,16=19,99
берём в=20 мм
3.3.11 Определение углов наклона образующих делительных конусов
δ2 = arctg Uфакт. (3,16)
δ1= 900- δ2 (3,17)
δ2 = arctg 3,53 = 74,20
δ1= 900-74,20 = 15,80
3.3.12 Определение диаметров колес
Делительные диаметры:
de1 = mte Ч z1 (3,18)
de2 = mte Ч z2 (3,19)
de1 =2,25·17=38,3мм
de2 = 2,25·60=135мм
Внешние диаметры:
dae1 = de1+2(1+x1)ЧmteЧcos δ1 (3,20)
dae2 = de2+2(1+x2)ЧmteЧcos δ2, (3,21)
где х1 и х2 – коэффициенты радиального смещения, х1 и х2 = 0
dae1 =38,3+2·2,25Чcos15,82=42,6мм
dae2 =135+2·2,25·cos74,2=136,23мм
3.3.13 Определение усилий в зацеплении
Окружные усилия на шестерне и колесе:
Ft1 = Ft2 = (2ЧT1)/de1(1-0.5kbe), (3,22)
где Ft1, Ft2 - окружные усилия, кН;
T1- крутящий момент на шестерне, Н • м;
de1- делительный диаметр шестерни, мм.
Ft1 = Ft2 = 2Ч14,84/38,25Ч (1-0,5Ч0,285) =0,9 кН
Осевое усилие на шестерне:
Fa1 = FtЧtgαЧ sinδ1 (3,23)
Fa1 = 0,9Чtg200Чsin15,820 = 0,09кН
Радиальное усилие на шестерне:
Fr1 = Fttgα cos δ1 (3,24)
Fr1 = 0,9Чtg200 Чcos 15,820 = 0,32 кН
Осевое усилие на колесе:
Fa2 = Fr1 (3,25)
Fa2=0,32 кН
Радиальное усилие на колесе:
Fr2 = Fa1 (3,26)
Fr2= 0,09 кН
3.3.14 Проверка прочности зубьев на изгиб
Для этого определяются эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
zv1 = z1/cos δ1 (3,27)
zv2 = z2/cos δ2 (3,28)
zv1 = 17/cos15,820 = 17,67 => YF1=4,31
zv2=60/cos74,180 = 220, 09=> YF2=3,74
Находим отношения:
[σ]F1 / YF1 и [σ]F2/ YF2 (3,29)
323,5/4,31=75,06<323.5/3,74=86,5
Проверочный расчёт ведём по шестерне:
σF = 2.7Ч103Ч YFЧKFβЧ KFV ЧT/bЧ de ЧmteЧVF ≤ [σ]F, (3,30)
где VF- коэффициент понижения изгибной прочности конической передачи по сравнению с цилиндрической: VF = 0,85.
Коэффициент концентрации нагрузки при изгибе KFβ определяется в зависимости от коэффициента концентрации нагрузки по контактным напряжениям KFβ по формуле:
KFβ = 1+ (KHβ-1)Ч1.5, (3,31)
где KHβ=1,2
KFβ = 1+(1,2-1)Ч1,5 = 1,3
При определения коэффициента динамичности нагрузки КFV предварительно необходимо определить окружную скорость колеса V, м/с:
V = πЧ de2(1-0.5Ч kbe) Чn2/6Ч104 (3.32)
где n2 – частота вращения колеса, мин-1.
V =3.14·135·(1-0.5·0.285)·195,77/6·104 = 1,19 м/с
По скорости назначаем степень точности: 8. По степени точности назначаем коэффициенты: KFV = 1,04 и КHV = 1,03
σF = 2,7·103·4,31·1,3·1,04·14,84/20·38,25·2,25·0,85=177,32МПа
σF = 177,32<=323,5 МПа
Прочность зубьев на изгиб обеспечена.
3.3.15 Проверка зубьев колёс на контактную прочность
(3,33)
σH = 695,95 < [σ]H = 775 МПа
Контактная прочность зубьев обеспечена.
3.3.16 Проверка условия компоновки редуктора
(3,34)
100-136,23/2-50/2=6,9 мм - условие компоновки редуктора выполняется.
4. Расчёт валов
4.1 Расчёт входного вала
4.1.1 Проверочный расчёт вала
Составляем расчётную схему, т.е. вал заменяем балкой на двух опорах.
К балке прикладываем все внешние силы, нагружающие вал, приводя плоскость их действия к двум взаимно перпендикулярным плоскостям (горизонтальной и вертикальной).
Ft1 = 0,9 кН; Fr1 = 0,32кН;
Fa1 = 0,09кН.
ΣМВ=0; Fr1·48- Fa1·d/2-RAY·26=0
RAY=
ΣМA=0; Fr1·22- Fa1·d/2+RBY·26=0
RBY=
ΣF=0; RBY+ RAY -Fr1=0
0,53-0,21+0,32=0
I-I
M1=Fa1·d1/2-Fr1·z1
M1=0,09Ч15=1,35Н·м
M1=-0,32Ч22+0,09Ч15=-5,69Н·м
II-II
M2=-Fp·z2+ Fa1Ч25+ RAYЧ(z2-22)
M2==-0,32Ч22+0,09Ч15=-5,69 кН;
M2=-0,32·48+0,09Ч15+0,53Ч26=0
ΣМА=0; RBX·26+Ft1·22=0
RBX=-Ft1·22/26=-0,9·22/26=-0,76 кН
ΣМВ=0; -RAX·26+Ft1·48=0
RAX=Ft1·48/26=0,9Ч48/26=1,66 кН
ΣF=0; Ra+Rb-Ft=1,66-0,76-0,9=0
I-I
М1=-Ft1·z1
M1=0; M1=-0,9·22=-19,8 Н·м
Выделяем опасные сечения.
Опора А
4.1.2 Упрощённый расчёт вала
(5.4)
где σЭ – эквивалентное нагружение, МПа;
σ – номинальные напряжения изгиба, МПа;
τ – напряжения изгиба, МПа.
(5.5)
(5.6)
где σ-1 – предел выносливости материала при изгибе, МПа;
σ-1=0,43σв (5.7)
σ-1=0,43·600=258МПа
ε – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, ε=0,88;
S – коэффициент запаса сопротивления усталости, S=2;
Кδ – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений,
Кδ = 1,65 – переход с галтелью.
σЭ = 8,99 < =68,8МПа
Прочность в сечении обеспечена.
4.2 Расчёт промежуточного вала
4.2.1 Материал и термообработка вала
Так как вал изготовляется заодно с шестерней, то материалом вала будет материал шестерни: Сталь 40Х
σв=600МПа
σТ=350МПа
4.2.2 Проектный расчёт вала
dк (5.11)
dБКdК+3f (5.12)
dБndn+3γ, (5.13)
dn=dK-3γ (5.14)
dк
Назначаем dк=24мм, f=1мм
dБК24+3·1=27мм
Назначаем dБК=27мм, r=1,6мм
dn=24-3·1,6=19мм
Назначаем dn=20мм.
4.2.3 Проверочный расчёт вала
Ft1 = 0,9кН; Ft2 = 2,56кН;
Fr1 = 0,09кН; Fr2 = 0,93кН.
Fa1=0,32кН; Т2=51,22Н·м.
ΣМA=0; RBY·129-Fr1·97-Fr2·32 +Fa1·d/2=0
RBY=
ΣМВ=0; -RAY·129+Fr1·32+Fr2·97+ Fa1·12·=0
RAY=
ΣF=0; Ra+ Rb-Fr1-Fr2=0
0,27+0,75-0,09-0,93=0
I-I
M1=Ra·z1
M1=0; M1=0,27Ч32=8,64Н·м
II-II
M2=Ra·z2-Fr2·(z2-32)
M2=0,27Ч32=8,64 Н·м
M2=0,27·97-0,93·65=-34,26 Н·м
III-III
М3=Rb·z3
М3=0; М3=0,75·32=24 Н·м
ΣМА=0; RBX·129-Ft1·97-Ft2·32=0
RBX= кН
ΣМВ=0; -RAX·129+Ft1·32+Ft2·97=0
RAX=кН
ΣF=0; Rax+Rbx-Ft1-Ft2=0
1,31+2,15-2,56-0,9=0
I-I
М1=Rax·z1
M1=0; M1=2,15·32=68,8 Н·м
II-II
М2=Rbx·z2
M2=0; M2=1,31·32=41,92 Н·м
Выделяем опасные сечения.
Место посадки конического колеса на вал.
Шестерня.
4.2.4 Упрощённый расчёт вала
(5.15)
где σЭ – эквивалентное нагружение, МПа;
σ – номинальные напряжения изгиба, МПа;
τ – напряжения изгиба, МПа.
(5.16)
(5.17)
(5.18)
где σ-1 – предел выносливости материала при изгибе, МПа;
σ-1=258МПа
ε – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, ε=0,88;
S – коэффициент запаса сопротивления усталости, S=2;
Кδ – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений,
Кδ = 1,75 – шпоночный паз.
σЭ = 64,2 <=64,87МПа
Прочность в сечении обеспечена.
σ-1=258МПа; ε=0,86; S=2; Кδ = 1,6 – переход с галтелью.
σЭ = 59,52 <=69,33МПа
Прочность в сечении обеспечена.
4.3 Расчёт тихоходного вала
4.3.1 Материал и термообработка вала
Сталь 45 горячекатанная.
σв=580МПа
σТ=320МПа
4.3.2 Проектный расчёт вала
d (5.19)
dnd+2t (5.20)
dБndn+3γ (5.21)
dкdБn
d
Назначаем d=40 мм, t=2,5
dn40+2·2,5=45мм
Назначаем dn=45мм; r=3
dБn40+3·3=49мм
Назначаем dБn=52мм; dк=48мм.
4.3.3 Проверочный расчёт вала
Ft2 = 2,56кН; Fr2 = 0,93кН.
ΣМA=0; RBY·129 -Fr2·93=0
RBY=
ΣМВ=0; -RAY·129+Fr2·93·=0
RAY=
ΣF=0; Ra+ Rb-Fr2=0
0,67+0,26-0,93=0
I-I
M1=Ray·z1
M1=0; M1=0,26·93=24,18Н·м
II-II
M2= Ray·z2- Fr2·(z2-93)
M2=33,54-92,16=-58,62 Н·м
ΣМА=0; -Ft2·93+Rbx·129=0
RBX= кН
ΣМВ=0; -RAX·129+Ft2·36=0
RAX=кН
ΣF=0; Rax+Rbx-Ft2=0
1,85+0,71-2,56=0
M=Rbx·36=1,85Ч36=66,6Н·м
Выделяем опасные сечения
1.Место посадки колеса на вал.
4.3.4 Упрощённый расчёт вала
(5.23)
где σЭ – эквивалентное нагружение, МПа;
σ – номинальные напряжения изгиба, МПа;
τ – напряжения изгиба, МПа.
(5.24)
σ-1=250МПа; ε=0,81; S=2; Кδ = 1,75 – шпоночный паз.
σ = 17,25<=57,86МПа
Прочность в сечении обеспечена.
5. Выбор и расчёт подшипников качения
5.1 Расчёт подшипников быстроходного вала
5.1.1 Выбор типа подшипников
Роликовый конический однорядный 7206.
Сr=29,8; Сor=22,3; e=0,36.
5.1.2 Расчёт подшипников качения
Расчёт подшипников качения на долговечность производится по формуле:
Lh=, (6.1)
где Lh- расчетная долговечность подшипника, ч;
n- частота вращения вала, об/мин;
Cr- динамическая грузоподъёмность подшипника (берётся из справочных данных по подшипникам), кН;
Pr- эквивалентная нагрузка, кН;
Р- показатель степени, равный в соответствии с результатами экспериментов для роликоподшипников p=3,33;
а1- коэффициент, учитывающий надежность работы подшипника, а1=1;
а23- коэффициент, учитывающий качество металла подшипника и условия эксплуатации, а23=0,9;
[Lh]- требуемая долговечность подшипника (для редуктора она равна сроку службы передач tΣ=10161ч.).
Эквивалентную нагрузку определяют по формуле:
Pr = (X ּV ּ Fr +Y ּ Fa) ּ Кδ ּ Кt, (6.2)
где Fr – радиальная нагрузка,кН;
Fa – осевая нагрузка, кН;
X, Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;
V – коэффициент вращения, равный 1 при вращении внутреннего кольца относительно направления нагрузки;
Кδ – коэффициент безопасности, для редукторов Кδ = 1,3;
Кt – температурный коэффициент, вводимый при t >100є С, Кt =1.
При установке вала на радиально-упорных подшипниках осевые силы Fa, нагружающие подшипники, находят с учётом осевых составляющих S от действия сил Fr.
Для конических роликоподшипников
S=0,83·e·Fr.
Rax=1,66кН, Ray=0,53кН => Ra=
Rbx=-0,76кН, Rby=-0,21кН => Rb=
FrA=Ra=1,74кН
FrB=Rb=0,79кН
SA=0,83·0,37·1,74=0,53кН
SB=0,83·0,37·0,76=0,23кН
SA>SB; FA≥SB-SA=>Fa1=SА; Fa2=Fa1+Fa
Fa1=0,53кН; Fa2=0,53+0,33=0,88кН
Опора А:
Опора В:
Prа = (1 · 1 ·1,74 +0) ּ 1,3 ּ 1 = 2,3 кН.
Prв = (0,4 · 1· 0,79+ 1,6 ·1) ּ 1,3 ּ 1 = 2,49 кН.
Больше перегружена опора В.
Lh=
Долговечность подшипника обеспечена.
5.2 Расчёт подшипников промежуточного вала
5.2.1 Выбор типа подшипников
Роликовый конический однорядный 7204.
Сr=29,2кН; Сor=21кН; e=0,37, Y=1,6.
5.2.2 Расчёт подшипников качения
Rax=2,15кН; Ray=0,75кН => Ra=2,28кН
Rbx=1,31кН; Rby=0,27кН => Rb = 1,34кН.
Fra=Ra=2,28кН;
Frb=Rb=1,34кН.
SA=0,83·0,37·2,28=0,7кН
SB=0,83·0,37·1,34=0,41кН
SA< SB; FA< SВ- SА =>Fa2=SВ; Fa1=Fa2-Fa
Fa2=0,41кН; Fa1=0,41+0,26=0,67кН
Опора А:
Опора В:
Prа = (0,4 · 1 ·2,28 +1,6·1) ּ 1,3 ּ 1 = 3,3 кН.
Prв = (1 · 1· 1,34 + 0) ּ 1,3 ּ 1 = 1,74 кН.
Больше перегружена опора А.
Lh=
Долговечность подшипника обеспечена.
5.3 Расчёт подшипников тихоходного вала
5.3.1 Выбор типа подшипников
Шариковый радиальный однорядный 209.
Сr=33,2кН; Сor=18,6кН.
5.3.2 Расчёт подшипников качения
Rax=0,71кН; Ray=0,26кН => Ra=0,76кН
Rbx=1,85кН; Rby=0,67кН => Rb = 1,97кН.
Рр=(0,56·1·0,76+1,71·1,07)·1,3·1=2,93кН.
Lh=
Долговечность подшипников обеспечена.
6. Расчёт шпоночных соединений
6.1 Расчёт шпонки, установленной на быстроходном валу
Шпонка 8х7х60 ГОСТ 23360-78
Расчёт шпонки на смятие
σСМ = ≤ [σсм], (7.1)
где σСМ – напряжение смятия, МПа;
Т – вращающий момент, Н ּм;
d – диаметр вала, м;
lp – рабочая длина шпонки, м;
k – глубина врезания шпонки в ступицу, м;
[ σСМ ] – допускаемое напряжение на смятие, [ σСМ ] =60 МПа.
Т=14,84Н·м; d=20мм; lp = 50мм; к=2,8мм.
σСМ = < [σсм]=60МПа,
6.2 Расчёт шпонки, установленной на тихоходном валу
Т=195,14Н·м; d=38мм; lp = 50мм; к=3,3мм.
σСМ = < [σсм]=60МПа,
Прочность обеспечена.
7. Подбор муфты
В практических расчетах дополнительное нагружение упругих элементов, вызванное радиальным смещением валов, удобнее учитывать при определении расчетного вращательного момента:
Т=Кр·Тк,
где Кр=1,1…1,3 – для муфт с пружинами сжатия и муфт со стальными стержнями.
Т=1,2·13,18=15,81кН·м
Выбираем муфту упругау втулочно-пальцевую МУВП 16-20-I.1-I.1 УЗ ГОСТ 21423-93
Она применяется для соединения соосных валов при передаче вращающего момента от 6,3 до 1600 Н·м и уменьшения динамических нагрузок.
Материал полумуфт – чугун СЧ-20, сталь 35 или 35П.
Материал пальцев – сталь 45.
Муфта допускает значительный осевой разбег до Δ=15мм, но относительно небольшое радиальное смещение e=0,3…0,5мм; угол перекоса валов α<1˚.
8. Выбор смазки передач и подшипников
Для смазывания передач и подшипников применяем картерную систему. Так как максимальная окружная скорость колёс не превышает 2,5 м/с, а максимальные контактные напряжения 850 МПа, следовательно по рекомендуемой кинематической вязкости (50 мм2/с) подбираем масло И-Г-С-46 ГОСТ 17479.4-87. В корпус редуктора заливают масло так, чтобы коническое колесо было погружено в масло на всю ширину венца. При таком способе колёса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Литература
1. Дунаев Л.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин.- 4 -е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 1985.- 416 с.
2. Иванов М.Н. Детали. – 5-е изд., перераб. –М.: Высшая школа, 1991. -383с.: илл.
3. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для вузов. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1978. – 352с., ил.
4. Черемисинов В.И. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – Киров: ВГСХА, 1998.- 163с.