Грамотно составленная учетная политика облегчает ведение бухгалтерского учета и позволяет составить достоверную бухгалтерскую отчетность.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Эти два определения даны в ПБУ 1/08 "Учетная политика организации". В этом же ПБУ закреплено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Напомним, что обособленные подразделения организации не разрабатывают учетную политику, а используют ту учетную политику, которая применяется в целом по организации.
В настоящее время в процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два основных направления:
организационно-технические аспекты;
учетная политика для целей финансовой внешней отчетности.
Первое направление предполагает принятие и утверждение:
рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами первичной учетной документации и составленных с учетом требований ст.9 Федерального закона от 21.11.2006 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
положения о бухгалтерской службе организации;
должностных инструкций работников бухгалтерии;
плана (графика) документооборота;
порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования.
Второе направление предполагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета, к которым, в частности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов, способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.
Разработка учетной политики на предстоящий финансовый год - сложный многоступенчатый процесс, и относиться к нему следует с большой ответственностью.
Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе организации и главном бухгалтере. Последний разрабатывает учетную политику и все приложения к ней, а руководитель утверждает разработанные документы.
Несмотря на то что бухгалтерский учет регламентируется общими для всех организаций нормативными документами, у каждой из них есть свои особенности. Поэтому каждая организация должна разработать свою учетную политику (п.3 ст.5 Закона N 129-ФЗ). При этом главному бухгалтеру нужно не только выбрать способ ведения учета, но и обосновать свой выбор законодательно установленными нормами (п.1 ПБУ 1/08).
Все нормативы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные.
При одновариантном нормативе установлен однозначный порядок учета конкретных операций, который обязателен для всех.
При допущении законодательством нескольких способов ведения бухгалтерского учета в учетной политике отражается один из них. Когда главный бухгалтер формирует учетную политику, ему нужно выбрать один из предложенных способов и закрепить его в учетной политике.
Если же способ учета какой-то хозяйственной операции вообще не регламентирован, то необходимо самостоятельно разработать вариант учета и указать его в учетной политике.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами.
Первичные документы, используемые при описании хозяйственных операций, составляют единый информационный массив, обрабатываемый с использованием одних и тех же приемов бухгалтерской процедуры. При этом часть документов формализована на отраслевом или общеэкономическом уровне. Эти документы составляются на бланках унифицированной формы, утвержденной Госкомстатом России или отраслевыми министерствами и ведомствами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.2007 N 835 вышеперечисленные формы обязательны к применению в организациях независимо от формы собственности.
Ведомственные формы первичной учетной документации обязательны к применению только в организациях, подчиненных этим ведомствам, однако если форма документа отвечает потребностям прочих организаций, они могут ее использовать.
Во всех остальных случаях организации обязаны самостоятельно разрабатывать формы первичных учетных документов в количестве и в том виде, в котором они необходимы для отражения хозяйственной деятельности фирмы. При этом документы, формы которых созданы в организации, должны быть формализованы таким образом, чтобы их содержание полностью обеспечивало необходимой информацией учетные задачи. В ряду основных требований к форме первичного документа следующие:
1) достоверность описания единичных фактов хозяйственной жизни организации;
2) неизменность структуры документа в течение длительного времени, если условия деятельности организации относительно стабильны;
3) недопустимость двусмысленности толкования содержащейся в документе информации;
4) кодирование сообщения для удобства обработки и обеспечения безопасности информации;
5) обеспечение необходимой достоверности, точности и понятности сведений измерителями информации, содержащейся в документе (денежными и/или натуральными). Излишней детализации или уточнения данных следует избегать так же, как и недостаточной;
6) недопустимость дублирования других документов;
7) обеспечение удобства обработки документа в среде применяемой формы бухгалтерского учета;
8) обеспечение удобства формы документа для представления и обработки в электронной среде (на ЭВМ);
9) использование единой формы для всех однородных фактов хозяйственной деятельности в различных подразделениях организации (включая обособленные);
10) своевременное составление.
Очевидно, что нормативное регулирование первичной документации отсутствует в тех сферах деятельности организации, которые специфичны для отдельного хозяйствующего субъекта. В этих направлениях компаниям предоставлена значительная свобода в разработке и применении первичных учетных документов. Кроме того, в случае необходимости унифицированные формы по учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и прочие могут быть дополнены формами, разработанными на предприятии, если они не обеспечивают потребности учета и управления в информации.
При разработке форм первичных учетных документов следует учитывать положения ст.9 Закона о бухгалтерском учете, п.2 которой гласит: первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа (недатированный документ не имеет юридической силы; кроме того, затруднено отнесение факта хозяйственной деятельности к конкретному отчетному периоду для целей финансового и налогового учета);
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции (неточное описание факта хозяйственной деятельности влечет возникновение хозяйственных и налоговых споров);
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц (возможна также расшифровка подписей).
Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Пересмотр неунифицированных форм первичных учетных документов целесообразно производить не реже одного раза в несколько лет и в обязательном порядке при модернизации или развитии производства, расширении или переориентации финансово-хозяйственной деятельности.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы, к которым, в частности, относятся кассовые книги, товарные отчеты, журнал регистрации хозяйственных операций, мемориальные ордера, журналы-ордера, Главная книга, другие учетные регистры. В качестве конечного сводного документа выступает бухгалтерская отчетность.
В п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ указывается, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в указанном пункте.
Разрабатывать формы собственных первичных документов по учету хозяйственных операций можно, ориентируясь на формы, утвержденные Госкомстатом, путем включения в эти образцы дополнительных реквизитов. Формы первичных документов, разработанные организацией, необходимо утвердить в учетной политике.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.
Причем документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Приведем примерную форму такого перечня.
Пример:
УТВЕРЖДАЮ
генеральный директор ООО "Темпера"
Головин А.Д. ______ /подпись/ _
05.10.2009
Перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов в ООО "Темпера"
Наименование документа | Полномочия | Должность и фамилия | Образец подписи |
Платежное поручение | Разрешение на перечисление денежных средств с расчетного счета |
Первая подпись - генеральный директор Головин А. Д. Первый заместитель генерального директора Пожарнов И.И. Вторая подпись - главный бухгалтер Долганов П.В. Заместитель главного бухгалтера Топорков З.Г. |
подпись подпись подпись подпись |
Расходный кассовый ор- дер | Разрешение на вы - дачу денежных средств |
Первая подпись - генеральный директор Головин А. Д. Первый заместитель генерального директора Пожарнов И. И. Вторая подпись - главный бухгалтер Долганов П. В. Заместитель главного бухгалтера Топорков З.Г. |
подпись подпись подпись подпись |
Выдача денежных средств | Кассир Боровикова К.Е. | подпись | |
Приходный кассовый ордер | Разрешение на по - лучение денежных средств |
Главный бухгалтер Долганов П. В. Заместитель главного бухгалтера Топорков З.Г. |
подпись подпись |
Авансовый отчет | Утверждение отчета | Генеральный директор Головин А.Д. | подпись |
Подтверждение целесообразности произведения рас - ходов |
Руководители структурных подразделений: Отдел 1 - Зайцев И. В. Отдел 2 - Конев П. Р. Цех 1 - Ванин Р. Н. Бухгалтерия - Петрова А.Х. |
подпись подпись подпись подпись | |
Проверка отчета и приложение к нему документов |
Главный бухгалтер Долганов П. В. Заместитель главного бухгалтера Топорков З.Г. |
подпись подпись | |
Требование - накладная Лимитно - заборная карта | Затребование материальных ценностей |
Руководители структурных подразделений: Отдел 1 - Зайцев И. В. Отдел 2 - Конев П. Р. Цех 1 - Ванин Р. Н. Бухгалтерия - Петрова А.Х. |
подпись подпись подпись подпись |
Разрешение на от - пуск ТМЦ со склада | Начальник ОМТС Парамонов Н.Т. | подпись | |
Отпуск ТМЦ со склада | Кладовщик Вудсворд М.И. | подпись | |
Получение ТМЦ |
Материально ответственные лица структурных подразделений: Отдел 1 - Феин И. В. Отдел 2 - Перов П. Р. Цех 1 - Санин Р. Н. Бухгалтерия - Королева П.В. |
подпись подпись подпись подпись | |
Главный бухгалтер _ /подпись/_ Долганов П.В. |
Если документ подписан ненадлежащим лицом (то есть лицом, не указанным в Перечне, или лицом, которое в силу закона не имеет права подписи), действительность такого документа является спорной. В частности, п.5 ст.185 ГК РФ определяет, что лицо, действующее от имени юридического лица при заключении сделок, должно быть уполномочено выданной от имени юридического лица доверенностью за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Если хотя бы одно из условий не выполнено, каждая из сторон сделки может настаивать на ее недействительности. Это положение содержится в ст.183 ГК РФ, которая гласит, что следствием подписания документов (заключение сделки) неуполномоченным лицом - при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий - сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Статья 982 ГК РФ определяет последствия одобрения заинтересованным лицом действий в его интересе: если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным.
В ст.986 ГК РФ приводится норма, касающаяся последствий сделки в чужом интересе: обязанности по сделке, заключенной в чужом интересе, переходят к лицу, в интересах которого она совершена, при условии одобрения им этой сделки и если другая сторона не возражает против такого перехода либо при заключении сделки знала или должна была знать о том, что сделка заключена в чужом интересе. При переходе обязанностей по такой сделке к лицу, в интересах которого она была заключена, последнему должны быть переданы и права по этой сделке.
Следовательно, если организация одобряет сделку, совершенную неуполномоченным лицом, подтверждением этого могут служить:
документы об оприходовании или использовании материальных ценностей;
платежные документы, связанные со сделкой;
документы (приказы, распоряжения, утверждение авансового отчета и т.п.) или свидетельские показания, подтверждающие одобрение совершенной работником сделки;
иные документы.
Аналогично, если противная сторона сделки начала осуществлять действия по выполнению своих обязательств по сделке или приняла оплату в связи со сделкой, считается, что сделка ею одобрена.
Пример 2. Рабочий Сидорчук В.В. принял материалы для нужд участка в отсутствие бригадира, уполномоченного принимать материалы. Материалы были приняты в переработку, о чем имеются записи в соответствующих первичных документах, учетных регистрах и на счетах бухгалтерского учета. Таким образом, сделка в данном случае совершена неуполномоченным работником, но одобрена.
Пример 3. Договор на поставку материальных ценностей подписан лицом, не уполномоченным на совершение сделки от имени юридического лица, однако материальные ценности получены на склад организации и их оприходование отражено в приемо-сдаточной накладной, карточках складского учета, учетных регистрах. По истечении определенного по сделке срока поставщик выставил организации требование оплатить полученные ценности, однако последовал отказ, мотивированный тем, что сделка была заключена не уполномоченным на то лицом.
В данном случае оснований для признания сделки недействительной и отказа от оплаты нет, так как сделка была фактически одобрена юридическим лицом в момент принятия ценностей к учету.
Пример 4. На лимитно-заборной карте на отпуск в цех ценных материалов подпись начальника подразделения, истребовавшего материалы, заменена подписью его помощника. Кладовщик отказался принимать документ к исполнению вследствие его ненадлежащего оформления.
Кроме вышеуказанных обязательных реквизитов документа, можно ввести следующие дополнительные реквизиты:
номер документа (нумерация внутренних документов имеет контрольное значение, исключая возможность дублирования документов и их утери);
адрес организации;
основание для совершения хозяйственной операции (в качестве дополнительного аргумента при проведении финансовых проверок);
наличие и сумму возмещаемых налогов в стоимости активов (для контроля правильности отнесения затрат и начисления налоговых платежей).
В целях упрощения обработки учетной информации в первичных учетных документах может быть предусмотрено проставление кода хозяйственной операции. Системы кодирования могут разрабатываться в организации с учетом ее организационной структуры и условий деятельности.
Пример 5. Отпуск материалов в производство кодируется кодами группы 1000:
1001 - отпуск материалов со склада в цех N 1;
1002 - то же - в цех N 2;
1003 - то же - в цех N 3.
Выдача денег из кассы кодируется кодами группы 5000:
5001 - выдача денег на заработную плату;
5002 - выдача денег под отчет и т.д.
Применение кодов особенно полезно, если данные подвергаются компьютерной обработке.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Лица, составившие и подписавшие эти документы, должны обеспечить своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, их передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.
Если первичные учетные документы оформлены ненадлежащим образом или не оформлены вовсе, перед организацией возникает проблема доказательства факта совершения хозяйственной операции. В случае возникновения споров косвенным подтверждением факта совершения хозяйственной операции могут служить другие первичные учетные документы, акты инвентаризации, экспертные заключения и т.п. Однако получение таких доказательств, как правило, вызывает затруднения, и их может оказаться недостаточно.
Может случиться так, что предприятию придется доказывать факт совершения той или иной хозяйственной операции в суде.
В этом случае в качестве доказательств могут быть использованы сведения, полученные в соответствии с требованиями ст.52 АПК РФ при помощи:
письменных доказательств (документов, прямо или косвенно подтверждающих факт осуществления хозяйственной операции. Например, при отсутствии накладной на отпуск продукции на сторону косвенным подтверждением факта отгрузки могут служить подписанный покупателем счет-фактура, документы о последующей оплате, документы об оприходовании этой продукции на баланс покупателя и т.п.);
вещественных доказательств (при проведении инвентаризации должны быть выявлены в наличии материальные ценности или денежные средства, которые организация должна иметь в результате совершения хозяйственной операции, оформленной ненадлежащим образом);
заключений экспертов (как правило, такие заключения требуются при отсутствии документов по списанию материалов на производство или при начислении заработной платы без надлежащим образом оформленных нарядов на производство работ и т.п. В этом случае специалист соответствующего профиля, приглашенный в качестве эксперта, может подтвердить технологически обоснованные нормы расхода материалов на производство продукции, объем выполненных работ, величину трудозатрат и т.п.);
показаний свидетелей [например, если в ведомости на получение заработной платы расписался не сам работник, а кто-то другой, но работник утверждает, что деньги по этой ведомости он получил сполна, то суд не обяжет организацию выплатить деньги еще раз по формальному основанию (отсутствие надлежащей подписи в документе)];
объяснений лиц, участвующих в деле (например, если кассир выдал деньги под отчет, не имея письменного распоряжения руководителя организации, но впоследствии его действия были одобрены руководителем, то отсутствие подписи на расходном кассовом ордере, несомненно, является нарушением порядка ведения кассовых операций, но не влечет за собой применение к организации штрафных санкций).
Однако в любом случае необходимо иметь в виду, что согласно ст.57 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону или иным нормативным правовым актам должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Законодатель определяет, что требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Немаловажно, что в случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. п.3, 4 ст.7 Закона о бухгалтерском учете).
Как правило, разработка учетной политики на новый финансовый год заканчивается к концу декабря уходящего года и в этом же месяце утверждается. Необходимо учесть, что срок утверждения учетной политики должен быть таким, чтобы все работники организации, которых непосредственно затрагивают положения разработанных документов, успели с ними ознакомиться.
Если же организация только создается, то утвердить учетную политику ей нужно до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае считается, что фирма применяет учетную политику с момента государственной регистрации.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета и другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
Согласно п.4 ст.6 Закона N 129-ФЗ принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться только:
в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
при существенном изменении условий ее деятельности.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При этом не считается изменением учетной политики разработка способов учета для той деятельности, которой организация занялась впервые.
Об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год организация объявляет в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
В настоящее время единых форм бухгалтерской отчетности, обязательных к заполнению, нет. Образцы форм, которые рекомендованы Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, содержат только примерный состав основных показателей.
Таким образом, для отражения всех существенных показателей организация должна разработать собственные формы бухгалтерской отчетности, утвердив их распорядительным документом.
При этом те строки рекомендуемых Минфином России образцов форм отчетности, которые окажутся незаполненными, следует убрать. В отчетности пустых строк быть не должно. Этого требует п.5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина N 67н).
Следовательно, у организаций форма баланса будет отличаться от рекомендуемой Минфином России.
Литература
Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете"
Закон Российской Федерации "Об аудиторской деятельности"
Финансовая отчетность - учебник под ред. Хатнюк В.С. - М. 2004 г.
Финансы и отчетность на предприятиях - уч. пособие под ред. Хатнюк В.С.М. - 2008.
Финансовая отчетность - СП Харитонов В.М. - М. - 2000.