Кроме описанных в отдельных статьях теорий личности (Культурно-историческая теория; Теория деятельности; Философско-психологическая концепция и др.), существует еще ряд концепций, использующих основные положения философии марксизма. Соединение отдельных принципов марксистской идеологии с психоаналитическими идеями порождает различные теории, объединенные под названное "фрейдо-марксизм". Их центр, проблемой является взаимозависимость структуры личности и структуры общества. Так, в работах Райха , исследовавшего психологические истоки возникновения фашизма, анализируется, к. о. структура репрессивного общества определяет авторитарную структуру личности Механизм такого формирования объясняется действием сексуального подавления, существующего в традициях семейного воспитания.
Немецко-американский философ и социолог Г. Маркузе также критиковал современное ему общество, выполняющее репрессивную функцию по отношению к сексуальности человека Социальной революции, по его мнению, должна предшествовать сексуальная революция. В результате такого подавляющего воздействия со стороны общества формируется особый, "одномерный" тип личности, которая утрачивает социально критическое отношение к обществу и становится пассивной жертвой его эксплуатации. Сходные взгляды принадлежат также Фромму, предложившему концепцию отчуждения (см. Гуманистический психоанализ).
В концепции французского психолога и философа-марксиста Ж. Политцера, названной автором "конкретная психология", жизнь человека рассматривается как драма, состоящая из сегментов, или актов, которые обозначают законченные действия, события, поступки. Эти психологические факты соотносятся с активностью личности, с ее целевой устремленностью. Чтобы проанализировать сегмент, нужно найти детерминацию его смысла в развитии, в развертывании всей совокупности событий, которые охватывают целостную жизнь конкретного индивида . Смысл жизненного акта может быть найден в рассказе самого субъекта , в котором за конвенциональным (явным) выделяется индивид, (скрытое) содержание.
Другой французский психолог Л. Сэв отрицает основной тезис теорий фрейдо-марксизма о том, что личность испытывает искажающее влияние социальных отношений на внутреннюю, специфически человеческую родовую сущность. Автор считает, что не существует изначально заданной сущности человеческой личность, что она формируется исторически сложившейся совокупностью обществ, отношений. Кроме того, как общая, так и специфическая характеристика личности данного индивида, является отражением тех производственных отношений, в которых он, индивид, находится как представитель социального класса.
Основные понятия теории Сэва: акт – поступок индивида, рассматриваемый также в качестве конкретной деятельности, которая является существ, элементом биографии человека; способности – совокупность "актуальных потенциальностей", врожденных или приобретенных, которые дают возможность совершить любой акт на любом уровне. Базисом развитой личности выступает структура деятельности, а субстанцией этой структуры является реальное время. Отношение ко времени – важный показатель характеристики личности Потребность во времени – это отражение противоречия между потребностями и условиями деятельности, между индивидуальным и социальным. По использованию (осознанному и неосознанному) реального времени можно проследить эмпирические формы жизни индивида. "Психологическими надстройками" личности являются деятельности, выступающие регулятором времени и, в конечном счете, процессов жизни человека. Возможна спонтанная (имеющая два уровня – реальное и желательное использование времени) и добровольная (формируется под влиянием обществ, отношений) регуляция. Другим надстроечным феноменом личности являются уровни и ценности самосознания индивида и осознания им мира.
П. П. Горностай. Марксистские теории личности