Рефетека.ру / Социология

Реферат: Типология семьи и личности

Содержание


Уровни социологического знания

2. Семья как малая группа и социальный институт: признаки, виды, функции

3. Социальная типология личности

4. Личность как деятельностный субъект. Проблемы социологизации, социального контроля и девиации

Список использованной литературы


1. Уровни социологического знания


С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества.

Социология относится к сравнительно молодым наукам. У нее есть конкретный родоначальник - французский ученый Огюст Конт. В 30-е гг. 19 в. естественные науки (физика, химия, зоология) находились в состоянии бурного развития, делались крупные открытия. Конт первым поставил перед научной общественностью важную проблему. Познавая живой и неживой мир с помощью научных методов, исследователи накопили множество всесторонних фактов об эволюции живого мира, о металлах, газах, и массе других природных явлений, но до сих пор не было науки, которая бы бесспорно научными методами изучала само человеческое общество. Конт предложил создать такую науку (первоначально назвал ее социальной физикой), которая подобно физике должна изучать общество, накапливая факты, убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название – социология (социо – общество, логос – слово, знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество - наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, и в целом управлять обществом.

Предметом социологии Конт считал общество, общественную жизнь, связи между группами людей, различными учреждениями, созданными людьми для управления, для наилучшего распределения. Социология времен Конта превратилась в ведущую науку об обществе. Сегодня существуют десятки наук, изучающих общество, те или иные стороны жизни общества: экономика, демография, этика, философия, культурологи, история и т.д. Родственными дисциплинами являются история, философия, демография, этнология, - все они изучают общество с позиций его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; демография и этнология изучает конкретные народы и культуры в их историческом развитии и конкретизирует эти общие законы в структуре общества. Многие разделы теоретической социологии сопоставимы с философскими реконструкциями. При анализе таких понятий социологии, как, например: общество, культура, цивилизация, класс и т.д., очень трудно провести границу между философскими и социологическими ракурсами.

В организационной структуре социологии как науки существуют три независимых уровня:

- уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

- уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

- социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний.

Социология, развиваясь, усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Кроме того, возникло понятие конкретной, прикладной социологии. Конкретная социологическая дисциплина изучает не общество как таковое, а его часть, например, социология семьи - семью, социология культуры – культуру. Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Прикладная социология исследует не общие социологические проблемы, а специфические. Например, в прикладных исследованиях не строится общая социологическая теория семьи, а могут исследоваться специфические проблемы молодой семьи. Кроме того, выделяется практическая социология, которая уже выходит за рамки социологии как науки и приобретает сугубо практический характер. Например, сбор оперативной информации по тем или иным вопросам текущей жизни (политики, экономики, культуры и т.д.). Таким образом, социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления. Предметом социологии является изучение общества или его отдельных фрагментов через призму их социальной организации, социальных связей и отношений, на базе чего раскрываются общие законы функционирования социальных объектов и строятся прогнозы о перспективах их развития.

Социология, развиваясь, усложнялась, и в настоящее время в ней выделяются три уровня социального познания.

1. Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современные), характер изменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который, по мнению его авторов, заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество развивается хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными движениями. Третья точка зрения состоит в том, что общество развивается по циклам – в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже самое повторяется в другой части Земли.

2. Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Всего насчитывается в зависимости от каждого конкретного общества более 100 институтов.

3. Микросоциология – третий уровень изучения общества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Итак, в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, т.к. именно теоретические знания, в конечном счете, определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология - это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающая их интерпретацию. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания. Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.

Теоретическую социологию трактуют как науку о человеке и обществе, но в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы, которые исследуют различные сферы (семья, труд, социальные группы и т.д.).

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Таким образом, социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.


2. Семья как малая группа и социальный институт: признаки, виды, функции


Социология семьи – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи. Объектом познания является семья. Главные ее предмет – брачно-семейные отношения. Социология семьи изучает типы социальных отношений, характерных для семьи, численность и структуру семейных общностей, функции семьи, особенности семьи как социального института и малой социальной группы. Таким образом, социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний, которые отражают семью как целое, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон.

Различаются два основных направления:

- исследование истории семьи и брака,

- анализ современной семьи и брака.

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Существует множество подходов и теорий в этом вопросе. Конт понимал семью как категорию изменяющуюся, историческую и при этом считал ее основной общественной группой, которая выполняет самые важные функции. Заметный вклад в развитие теории семьи внес французский социолог Ж. Ле-Плей, который считал, что семья является единственным способом выводить дальнейшее поколения, развивая добро и подавляя зло. Если семья не справится с укрощением «маленьких варваров», то, прежде всего пострадает общество. В течение длительного периода 19 в. семья рассматривалась как изначальная и самая маленькая ячейка общества и ученых интересовала не столько она сама, сколько ее отношение к государству. Ф. Энгельс особенно внимательно рассматривал эволюцию форм семьи, ее развитие от групповых форм к моногамии. Вклад в теорию семьи внес и Э. Дюркгейм. Влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп» американского социолога Ч. Х. Кули. Он ввел понятие первичных групп (семьи, соседства, детской группы), которые являются общественными первичными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малыми размерами. В первичных группах происходит социализация личности. Семья – самый древний, самый первый социальный институт, который возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими признаками, характерными для всех времен и культур являются:

- Малая группа людей.

- Объединяет этих людей – отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры).

- Семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные – репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество, поэтому наделяет семью средствами, позволяющими выполнять эти функции. Такое средство, например, - институт брака и возникший позже институт развода, регламентирующие внутрисемейные отношения.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются следующие проблемы:

- несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

- противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными, низкая сплоченность группы;

- падение престижа традиционного брака.

Сейчас социологические исследования идут в следующих направлениях:

- изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращения брака;

- изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей, на основании этих исследований создание несколько типологий семей;

- изучение отношений, складывающихся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

- изучение качества жизни, материального уровня жизни семьи и влияния этих факторов на семейные отношения;

- изучение функций семьи, их изменение, трансформации и влияния этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны, это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой – усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ

Существует множество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции). Типология с точки зрения численности:

- расширенная семья, когда вместе проживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России таких мало);

- полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);

- неполная семья, в которой отсутствует либо один родитель, либо дети.

Существует типология семьи с точки зрения количества детей – малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей, по которому судят о том, к какому типу относится семья со временем меняется (1-2 – малодетная, 3-4 – средне, 5 и более – многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия – 1 женщина и 1 мужчина, полигамия – 1 мужчина и много женщин (у мусульман), полиандрия – 1 женщина и много мужчин (в Гималаях).

Типология по распределению ролей в семье:

- патриархальная семья,

- матриархальная,

- эгалитарная (равенство),

- партнерская (где совместно принимаются какие-либо решения),

- автономная (где каждый член семьи решает свои вопросы автономно).

Кроме того, семья как объект может быть классифицирована по:

- типам поселения – городская и сельская;

- социальному положению родителей – семьи крестьян, рабочих, служащих;

- этапам жизненного цикла – молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»;

- степени формализации – фактическая, юридическая;

- однородности социального положения супругов – гомогенная и гетерогенная.

Институт семьи, так же, как и преобладающий тип семьи, изменяется с развитием общества. Кроме того, исторически некоторые функции отмирают, например - производственная, другие функции усиливаются. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20 в. изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже «концом света». Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто, как и все другие социальные процессы, этот процесс смены к концу 20 в. приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену не только расширенной, но даже нуклеарной, называют нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщины во многом стали экономически независимыми от мужчин, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:

- неполная семья или семья с 1 ребенком,

- семья, не регистрирующая брак,

- одиночки, отказывающиеся от любой формы семьи,

- пробный брак,

- нетипичные типы («шведские семьи», гомосексуальные),

- параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, нетрадиционные типы семей к концу 20 в. занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

- изменение экономической ситуации в мире, которое привело, во-первых, к экономической состоятельности женщин, во-вторых, к обеспеченной старости, в-третьих, к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;

- всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщине самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющих регулировать рождаемость.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию.

Функции семьи (основные):

- репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;

- социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;

- содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

- коммуникационная в разных аспектах – внутри семьи и с внешним миром,

- регулятивная – регулирует поведение своих членов,

- накопление и передача собственности и статуса,

- рекреационная – материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях и в каждой семье их соотношение различно. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца в семье к эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20 вв. лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.


3. Социальная типология личности


Понятие личности – одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия – человек, индивид, личность. Понятие «человек» выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят, чего же больше в человеке – животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не проста, но, очевидно, что на формирования человека влияют как биологические, так и социальные факторы.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид – наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контексте «один из…» Социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируются ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность – совокупность, сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуща индивидуальность. Индивидуальность подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Г.В.Ф. Гегель и Н. Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Ч.Х. Кули, Р. Дарендорф, Р. Мертон и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

Личность, как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

В личности переплетаются и единичные и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свой собственный выбор из имеющихся возможностей, ставит перед собой цель, мобилизуется для ее воплощения. В свою очередь социальная действительность во многом обуславливает направленность и содержание деятельности личности. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества. Стратификация общества влияет на выбор социальных ролей и делает неизбежным формирование различных типов личности (личности рабочего, личности интеллигента, личности руководителя, личности врача и т.д.). Различают базисную личность (личность, обладающую наиболее распространенными в данном обществе чертами) и идеал личности (личность, которую общество провозглашает своеобразным эталоном).

Существует несколько подходов к проблеме выделения типов личности. Наиболее распространен следующий подход. Каждое время создает в обществе определенные типы, их можно обозначить как нормативные (модальные) – это некий абстрактный образ, вобравший в себя самое типическое, характерное для данной эпохи. Это социально-исторический тип личности (интеллигент, революционер, белогвардеец, новый русский). Свою лепту в типологию социологии личности внес немецкий социолог Р. Даренфорд, отталкиваясь от понятия Аристотеля – «гомополитикус» – человек политический. Дарендорф назвал еще 4 типа:

Гомофабер – человек работающий, т.е. человек несущий отпечаток социальной принадлежности (политик, интеллигент).

Гомоконсумер – человек-потребитель продукции массовой культуры, среднемассовый тип своего времени в культурном и нравственном аспекте.

Гомоуниверсалис – человек, меняющий занятия. Если крестьянин 19 в. это человек одного вида деятельности, современный массовый человек на протяжении даже одного дня меняет множество занятий – на работе он профессионал, в транспорте он пассажир, в магазине – покупатель, вечером – участник какого-нибудь действия (например, зритель в театре).

Гомосоветикус – советский человек, человек, зависящий от государства, закрытый, либо подчеркнуто патриотичный, коллективист. Другой синоним – одномерный человек: на работе он винтик, вне работы эти люди как копии похожи друг на друга.

Типология личности имеет разные подходы и сама типология многовариантна. Э. Фромм предлагал ввести 2 социальных типа – некрофилы и биофилы. Как те, так и другие встречаются редко. К.Г. Юнг делил человечество на экстравертов и интровертов. Таким образом, мы можем сказать, что для социологии понятия «человек», «индивид», «личность» являются ключевыми для целого ряда исследователей общества, а личность является именем нарицательным, т.к. в нем воплощаются определенные социально-психологические, социально-исторические типы. Личность выступает как объект воздействия социальной среды, общества. На этом настаивал К. Маркс в рамках социального детерминизма.


4. Личность как деятельностный субъект. Проблемы социологизации, социального контроля и девиации


Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов – идентификации и социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация – это путь, которым приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны – передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны – их усвоение индивидом. Кроме того, социализация подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации - те, кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека). Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии – ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, когда вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является, прежде всего, семья, на второй – школа и т.д. Основным объектом социологии с точки зрения Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становится человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте, и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеет существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, что это, главным образом, изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений, что существует только белое и черное. В дальнейшем агентом социализации выступают, кроме всего прочего, и средства массовой информации, которые наравне с другими агентами могут формировать представления о ценностях и нормах поведения в обществе, особенно активно в этом плане телевидение.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрироваться в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

Социальные ценности выполняют функцию нравственных регуляторов поведения людей. Ценности позволяют личности выработать внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру, к своим поступкам. Ценности - это то, что представляется нам более значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, существует Десять заповедей, которые заставляют признавать ценность человеческой жизни – «не убий», ценность верности – «не прелюбодействуй» и т.д. Следовательно, социальные ценности – это то, что значимо, важно, что хочет иметь личность и ценится обществом. Существует 2 уровня социальных ценностей: групповые ценности и ценности общества. Но в последнее время в общественном сознании и в науке стало важным отмечать еще и общечеловеческие ценности. Групповые (корпоративные) ценности свойственны какой-то организации, малой группе. Общественные ценности – это ценности, господствующие в том или ином обществе. В американском обществе высоко ценят уверенность в себе, умение владеть собой, напористость. В индийском обществе ценят созерцательность, пассивность и мистицизм. Насколько сильно отличаются культуры различных обществ, настолько могут различаться и их ценности.

Последние опросы свидетельствуют, что среди ценностей современного человека лидируют: здоровье, семья, материальное благополучие, безопасность, стабильность, демократия, любовь, коллективизм, патриотизм, религиозные ценности.

Социальные ценности можно классифицировать на:

- политические – патриотизм, гражданственность, демократия, свобода, права;

- религиозные – заповеди, символы;

- нравственные – честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность;

- экономические – деньги, благополучие, собственность;

- культурные – язык, традиции, искусство и т.д.

В обществе формируются ценностные ориентации, т.е. имеющиеся ценности становятся ориентирами для всех, большинства или многих граждан. И они живут, действуют, строят свою жизнь в соответствии с этими ценностями. В любом обществе, как правило, существуют разные ценности – традиционные и новые, общезначимые и корпоративные, которые нередко находятся в противоречии: быть милосердным значит – отдавать, богатым – брать. Отсюда история человеческого общества – история борьбы за те или иные ценности. Стремясь выйти из ситуации этой борьбы разных ценностных ориентиров, человечество с давних времен пыталось выработать универсальные, общезначимые ценности – общечеловеческие ценности. Относительно бесспорными являются такие ценности, как демократия и религиозные ценности. Тем более, что в мировых религиях многие заповеди совпадают и в настоящее время поиск общемировой религиозной ценностной основы идет двумя путями:

Высшие структуры этих конфессий осуществляют поиск.

Часть верующих пытается это сделать.

Общечеловеческие ценности — это желаемый, но пока еще не ясный ориентир, к которому человечество стремится. Специфика российского общества состоит в том, что у нас происходит смена социальных ценностей и ориентиров.


Список использованной литературы


Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М.И.Левиной // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.

Зиммель Г. Социальная дифференциация. // Тексты по социологии ХIX – XXвеков. Хрестоматия. – М., 1994

Кон И.С. Позитивизм в социологии. – М., 1964.

Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1989.

Кули Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума. //Тексты по социологии ХIX – XX веков. Хрестоматия. – М., 1994.

Вебер М. Наука как призвание и профессия / Пер. с нем. А.Ф.Филиппова, П.П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.

Сорокин П. «Кризис нашего времени.» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество.», - с.498.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.

Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995

социологические знания семья личность

Размещено на

Похожие работы:

  1. • Одиночество как психический феномен и ресурс развития ...
  2. • Влияние стиля педагогической деятельности на ...
  3. • Влияние семьи на становление личности
  4. • Влияние воспитательного климата семьи на становление ...
  5. • Типология брака и семьи
  6. • Типология семей и их воспитательный потенциал
  7. • Семья как основной фактор социализации личности
  8. • О современном состоянии типологии
  9. • Типология и портретирование речевых личностей
  10. • Семья и ее основные функции, типология
  11. • Теоретические и экспериментальные исследования личности
  12. • Влияние стиля родительских отношений на формирование личности ...
  13. • Типология семьи
  14. • Семейное воспитание
  15. • Педагогическая культура семьи, её воспитательный ...
  16. • Семья и личность
  17. • Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия ...
  18. •  ... социально-нравственной личности в условиях ...
  19. • Криминологическая классификация (типология) преступников, ее ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com