Содержание
Введение
Управление дебиторской задолженностью
Организация управленческого учета
Список использованной литературы
Введение
Развитие рыночной экономики ставит перед субъектами рынка задачу выжить и развиваться в условиях жесткой конкуренции. Решение данной проблемы требует глубокого анализа деятельности организации, разработки прогнозов и планов развития.
Управленческий анализ предполагает оперативную обратную связь, он опирается на данные бухгалтерских регистров, а также данные оперативного учета, отраженные в других источниках информации, кроме бухгалтерских. Управленческий анализ необходим для выявления параметров, факторов, причин, оказавших влияние на итоговые финансовые показатели деятельности организации. Он служит для выработки решений, позволяющих организации достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее деятельности.
Управленческий анализ рассматривает эффективность и рентабельность осуществления отдельных операций, поэтому его целесообразно организовать в разрезе видов деловой активности организации.
Управление дебиторской задолженностью
Любая организация оптовой торговли при продажах не может избежать такой статьи актива, как дебиторская задолженность. Общая сумма дебиторской задолженности определяется:
объемом продаж в кредит;
средним временем между продажами и поступлением платежей.
Следовательно, любые изменения этих факторов влекут за собой изменение величины дебиторской задолженности.
Для сохранения организацией необходимых денежных средств и тем самым повышения прибыли, она должна обеспечивать финансирование увеличения дебиторской задолженности. Такое финансирование может быть как банковским, так и за счет увеличения кредиторской задолженности поставщикам. Таким образом, огромное значение для торговой компании имеет кредитная политика, которая включает в себя следующие составляющие:
срок кредита, т.е. срок существования конкретной дебиторской задолженности;
скидки, предоставляемые в виде поощрения срочных платежей;
политика взимания платы с покупателей;
стандарты кредитоспособности, определяющие возможности покупателей – дебиторов.
Срок кредита должен учитывать специфику товаров, взаимосвязь между нормальным периодом хранения запасов у клиента и сроком кредита.
Скидки, предоставляемые покупателям, должны учитывать инфляционные процессы, возможность привлечения новых покупателей, сезонность товара.
Политика взимания платежей с покупателей в западной практике называется политикой инкассации. Она предусматривает процедуру взимания дебиторской задолженности. Данная процедура предусматривает следующие этапы:
письмо дебитору о том, что он просрочил платеж;
более суровое письмо;
телефонный звонок, после которого счет может быть передан агенту по инкассо для получения платежа.
Процесс инкассации не слишком часто используется торговыми организациями, поскольку он требует достаточно больших дополнительных расходов. Кроме того, нарушаются благожелательные отношения с клиентом.
Стандарты кредитоспособности создаются организацией самостоятельно. В них определяются критерии надежности и кредитоспособности, которым должен удовлетворять клиент, чтобы получить кредит.
Кроме того, любая торговая организация должна для целей проведения внутреннего анализа оформлять таблицу состояния расчетов с покупателями. В ней дебиторскую задолженность классифицируют по срокам образования, что позволяет иметь четкую картину состояния расчетов и определять суммы резервов по сомнительным долгам.
Состояние расчетов характеризует показатель оборачиваемости дебиторской задолженности (ОДЗ):
где СрДЗ – средняя дебиторская задолженность, которая определяется как средняя от величин дебиторской задолженности на начало и конец отчетного периода.
Можно применять более точный расчет средней дебиторской задолженности, основанный на данных по месяцам:
где n – количество месяцев в рассматриваемом периоде;
Д3n – величина дебиторской задолженности на конец n-го месяца.
Российские стандарты по бухгалтерскому учету требуют создания резервов по сомнительным долгам по каждому виду долга в отдельности. Но для целей анализа и планирования возможной сомнительной задолженности (СДЗ) организация может пользоваться расчетными данными: средним процентом неоплаченной за период дебиторской задолженности. С помощью такого показателя определяется «качество» дебиторской задолженности, а значит, доля сомнительной задолженности (ДСЗ) в составе дебиторской задолженности (ДЗ):
Рост данного показателя свидетельствует о снижении ликвидности организации.
Таким образом, общие рекомендации по управлению дебиторской задолженностью включают:
контроль состояния расчетов с покупателями по просроченным платежам;
использование скидок при досрочной оплате; контроль соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, необходимый для обеспечения финансовой устойчивости и ликвидности организации;
привлечение большего количества покупателей, особенно покупателей, составляющих разные сегменты рынка, для сохранения объемов продаж и уменьшения риска неуплаты.
Последний пункт предусматривает неуклонное расширение ассортимента товаров торговой организации.
Планирование и контроль издержек обращения. Издержки (затраты) торговой организации разделяются на капитальные и текущие.
Если капитальные затраты характеризуют долгосрочные инвестиции торговой организации в свою деятельность, то издержки обращения характеризуют величину ее ресурсов, потребленных в процессе осуществления ею финансово-хозяйственной деятельности.
Планирование, анализ и контроль издержек обращения занимают большое место в подсистеме управленческого учета, поскольку их сокращение является важнейшим фактором повышения эффективности деятельности торговой организации.
В торговых организациях, снабженческо-сбытовых и организациях общественного питания затраты на торговую деятельность группируются согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (письмо Комитета РФ по торговле от 20.04.95 г. № 1-550/32-2) по статьям типовой номенклатуры: транспортные расходы; затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и прочие отчисления);
затраты на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
амортизация основных средств; затраты на ремонт основных средств;
на санитарную и специальную одежду, столовое белье, посуду, приборы;
на топливо, электроэнергию, газ для производственных нужд; на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; на рекламу;
потери товаров (в пределах норм естественной убыли) и технологические отходы; затраты на тару; прочие расходы.
При этом следует учитывать, что на статью «Транспортные расходы» относятся:
оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозку товаров и продуктов;
оплата услуг по погрузке и разгрузке товаров и продуктов;
оплата экспедиционных услуг;
стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (люки, стойки, стеллажи и т.д.), и их утепление;
плата за временное хранение грузов на станции;
плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам по заключенным с ними договорам.
При этом следует остановиться на классификации издержек (затрат), характерной для торговых организаций и помогающей ее руководству в проведении анализа и принятии правильных оптимальных решений.
Издержки (затраты) торговой организации можно классифицировать в зависимости от целей анализа следующим образом:
от их экономической роли в процессе формирования издержек (производственные, или основные, и непроизводственные затраты, иначе говоря, затраты продукта и затраты периода);
в зависимости от отношения к изменению товарооборота – переменные и постоянные издержки (затраты);
в зависимости от способа включения в себестоимость реализованного товара – прямые и косвенные издержки (затраты),
в зависимости от влияния на принятие управленческих решений – явные и альтернативные (вмененные), релевантные и нерелевантные, управляемые и неуправляемые; в зависимости от возможностей контроля – подконтрольные и неподконтрольные.
Основными, или производственными, называют издержки, связанные с процессом формирования затрат непосредственно в торговых залах, подразделениях (в магазинах, универсамах, павильонах и т.д.).
Непроизводственными являются затраты общехозяйственного, управленческого характера. Это затраты, связанные с деловой политикой администрации, со структурой управления, с обслуживанием торговой деятельности.
Непроизводственные затраты – это затраты, являющиеся функцией длительности отчетного периода. Они рассматриваются как расходы периода, в котором они были фактически осуществлены, т.е. списываются на счет продаж. Все непроизводственные затраты являются расходами периода. Они окупаются за счет общего финансового результата деятельности торговой организации.
Переменные издержки изменяются с изменением объема товарооборота. К ним относятся транспортные расходы, затраты на подработку, подсортировку и упаковку, в некоторых случаях к ним можно отнести также заработную плату продавцов и приходящиеся на нее отчисления на социальное страхование и единого социального налога. На единицу товара они остаются неизменными, поэтому организация стремится снизить такие издержки на единицу реализуемых товаров.
Постоянными издержками являются те затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно при изменении товарооборота. К ним относят управленческие расходы, коммунальные платежи, расходы на рекламу торгового предприятия, общехозяйственные расходы и т.д. При определении постоянных затрат следует руководствоваться релевантным уровнем, т.е. тем уровнем деловой активности предприятия, при котором рассматриваемый вид затрат можно отнести к постоянным издержкам. При росте товарооборота постоянные издержки являются важнейшим фактором снижения себестоимости товаров, поскольку с увеличением товарооборота постоянные издержки на единицу товара уменьшаются.
Прямые издержки – затраты, связанные с реализацией конкретного вида товара. Их в момент возникновения можно непосредственно отнести на объект калькуляции, т.е. здесь объект учета затрат (место их возникновения) совпадает с объектом калькулирования. Такие затраты, как правило, являются переменными, поскольку они меняются в зависимости от объема деятельности. Основными примерами таких издержек являются затраты:
на перевозку определенного вида товара;
на рекламу определенного вида товара и т.д.
Косвенные затраты связаны с реализацией различных видов товаров. Такие затраты, как правило, являются постоянными, поскольку не зависят от объема деятельности. Основными примерами таких издержек являются: аренда, коммунальные платежи, заработная плата продавцов и других работников, амортизация основных средств и нематериальных активов, страхование и др.
При принятии управленческих решений очень важно учитывать альтернативные (вмененные) издержки, которые показывают упущенную выгоду при ограниченном количестве ресурсов. Такие затраты возникают, когда приходится отказаться от продажи одного вида товаров в пользу другого вида. Соответственно, они означают неполучение дохода от продажи данного вида товара.
В отличие от альтернативных, явные издержки означают предполагаемые затраты, которые понесет торговая организация при осуществлении своей деятельности.
Поскольку для проведения анализа и принятия управленческих решений приходится рассматривать много возможных вариантов, то для сокращения количества операций и уменьшения расчетов применяют релевантные издержки, а также релевантные доходы.
Релевантными могут быть только доходы и затраты (расходы), относящиеся к будущему управленческому решению и отличающиеся по вариантам, т.е. фактические (исторические) данные сами по себе не являются релевантными, поскольку они не будут полезны при выборе между отдельными вариантами. Релевантный подход позволяет в процессе принятия решений сконцентрировать внимание только на информации, от которой зависит выбор решения, что при значительном объеме исследуемых данных облегчает и ускоряет процесс выработки оптимального решения.
При анализе издержек обращения используются следующие аналитические показатели.
Уровень издержек обращения, который характеризует расходы торговой организации в расчете на 100 руб. товарооборота;
доля издержек обращения в торговой надбавке, которая характеризует расходы торговой организации в расчете на 100 руб. торговой надбавки (валового дохода).
Одним из основных методов, применяемых управленческим учетом, является маржинальный подход (метод «директ-костинг»), использующий разделение издержек обращения на переменные и постоянные.
Калькуляция по переменным затратам позволяет прогнозировать прибыль исходя из предполагаемого уровня расходов определять для каждой конкретной ситуации объем продаж, обеспечивающий безубыточную деятельность. При этом руководство торговой организации получает информацию относительно «вклада» каждого товара в общий финансовый результат. Данный метод позволяет также рассчитывать дополнительный доход, который может получить организация, используя свободные резервы, он очень эффективен при определении рентабельности отдельных сегментов производства, незаменим при составлении бизнес-планов.
Данный метод является одним из основных, применяемых при осуществлении управленческого учета, поскольку он позволяет планировать прибыль, формировать цены на товары с учетом их индивидуального вклада в общий финансовый результат организации, определять оптимальный размер объема продаж при фиксированной цене.
Данный метод основан на простейшем соотношении:
Отсюда вытекают следующие соотношения.
Здесь маржинальный доход на единицу товара (удельный маржинальный доход) – это разница между покупной и продажной ценой товара с учетом всех прочих переменных затрат.
Можно определить точку безубыточности по стоимости изделий:
Коэффициент маржинального дохода (КМД) – это отношение маржинального дохода (МД) к объему продаж (ОП).
При этом следует учитывать, что объем продаж – цена одной единицы товара (Ц), умноженная на его количество (ЛО, а в качестве переменных затрат на изделие – удельных переменных затрат (УПЗ) выступает покупная стоимость единицы товара плюс дополнительные переменные затраты, связанные с продажей данной единицы товара.
Маржинальный доход – удельный маржинальный доход (УМД), умноженный на количество проданного товара.
, или
Используя полученные соотношения можно определить оптимальный объем продаж, минимально возможную цену товара.
Организация управленческого учета
Организация управленческого учета и анализа, в том числе их основной части - учета и анализа затрат — внутреннее дело торговой организации. Администрация самостоятельно определяет, каким образом классифицировать затраты, рассчитывать себестоимость продукта, насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязывать с центрами ответственности.
Не существует единой организационно-методологической модели управленческого учета и анализа, поскольку многообразие организационно-правовых форм организаций, их техническое и технологическое оснащение, компетентность руководства него потребности в управленческой информации обуславливают разнообразие применяемых форм управленческого учета и анализа.
Стратегические решения принимаются высшей администрацией организации. Но помимо стратегических, т.е. долгосрочных решений, администрация обязана принимать и краткосрочные оперативные решения, не требующие долгосрочного привлечения ресурсов. Ответственными за такие оперативные решения являются руководители более низкого уровня.
Для согласования действий необходима организационная работа, задачей которой является создание структур, внутри которых будет осуществляться деятельность, направленная на достижение поставленных целей. Данная работа подразумевает подразделение организации на группы, отделы, цеха, секции, отделения и четкое определение обязанностей менеджеров различных уровней. Создание таких подразделений позволяет обеспечить оптимальные условия для управления деятельностью организации и осуществить ответственность за принятие решений и их результат.
Список использованной литературы
Управленческий учет: анализ типичных ошибок. Шредер Н.Г. изд-во: Журнал "Управление персоналом", 2005г. – 95 с.
Управленческий анализ. Вахрушина М. А. , "Омега-Л" - 2008, 399 стр.
Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 350 с.